Американские линкоры типа ‘Айова’ Второй мировой войны

Скоростной линкор

Айовы» были вершиной американского линкоростроения — по крайней мере, если брать воплощённые в металле проекты. Эти корабли совершили своеобразный прорыв, разительно отличавший их от любых аналогов.

Этим прорывом не была броня, хотя она была весьма и весьма неплохой. Не стала им и артиллерия главного калибра — да, это были лучшие орудия, что ставились на американские линкоры, но японскиеЯмато» иМусаси» были в этом плане серьёзнее.

Этим прорывом была скорость — 32,4 узла без форсировки. Это было крайне серьёзно. Самые современные послеайов» американские линкоры,саут дакоты», были ограничены 27,5 узлами — как и японскийЯмато».

Исход войны на Тихом океане решался не линкорами, а авианосцами. Большие артиллерийские корабли придавали устойчивость авианосным соединениям и обстреливали побережья при высадках. И тут получилось, что американцы попали в десятку. Быстроходностьайов» оказалась в разы важнее защищённости и способности 406-мм снарядов, пущенных из 50-калиберного ствола, пробивать неприятельскую броню. Новые линкоры могли главное — двигаться в составе авианосных групп, не снижая их общей скорости

Что было крайне важно на безбрежных просторах Тихого океана

Вторая мировая

К центральной роли авианосцев добавлялось ещё и безраздельное промышленное доминирование США, начавшее сказываться как раз тогда, когда четыре линкора типаАйова» и поступили на Тихоокеанский ТВД.

В этом смысле показателен первый бой новых линкоров, произошедший 17 февраля 1944 года близ острова Трук.Айова» и её систершипНью-Джерси», поддержанные крейсерами и эсминцами, провели своё первое морское сражение с кораблями противника. Это было, по сути, избиение небольшого отряда японцев. Американцы уничтожили учебный крейсер, вооружённый траулер и эсминец(ещё один эсминец сумел сбежать).

Айова» в Тихом океане

Но ещё показательнее, что это стало не только первым, но и последним столкновениемайов» с неприятельскими кораблями. А вот обстреливать побережья новым линкорам доводилось часто. Американцы даже создали осколочно-фугасный снаряд, весивший меньше бронебойного, — всё для того, чтобы сократить износ стволов при работе поземле».

Другой важной рольюайов» была борьба с авиацией, и особенно камикадзе. В этом здорово помогала мощная зенитная артиллерия. Она за время войны выросла настолько, что, не в последнюю очередь благодаря ей, численность экипажа увеличилась на 700-800 человек от проектной

А наМиссури» и на добрую тысячу

Она за время войны выросла настолько, что, не в последнюю очередь благодаря ей, численность экипажа увеличилась на 700-800 человек от проектной. А наМиссури» и на добрую тысячу.

Тот жеМиссури», кстати, неразрывно связан с окончанием Второй мировой войны — именно на его палубе 2 сентября 1945 года была подписана капитуляция Японии.

Герои прошлого

Желание построить военный корабль побольше появилось у людей примерно тогда же, когда корабли стали серьезным аргументом в спорах о доступе к ресурсам и контроле территорий. Так, труды целого ряда античных авторов упоминают и даже описывают тессераконтеру — вероятно, самую большую галеру в историю. Под галерой, заметим тут, понимается боевой корабль, передвигающийся преимущественно на веслах. Слово «тессераконтера» переводится с древнегреческого как «сорокорядная» — именно столько рядов весел у нее было. Длина это сооружение была 130 метров, ширина — 38 метров, то есть размеры у него были вполне современные. Экипаж судна, если верить описаниям из исторических трудов, составлял 4000 одних только гребцов. К ним еще надобно прибавить 400 матросов и пехотинцев в количестве 2850 человек. Построить все это великолепие (а корабль, как рассказывают, был богато украшен) приказал египетский царь Птолемей IV Филопатр в III веке до н. э. Зачем — вопрос открытый. По одной из версий, чтобы показать мощь государства и всех поразить, по другой — для реальных боевых действий. Впрочем, был ли этот корабль действительно построен, как он выглядел (предполагается, что это мог быть катамаран) и что с ним стало, установить невозможно. Но идея впечатляющая.

Не менее впечатляющим был и флагман флота шведского короля Густава Адольфа, названный «Ваза» в честь правящей династии, — один из самых мощных, крупных и хорошо вооруженных кораблей своего времени. Густав Адольф из династии Ваза правивший Швецией с 1594 по 1632 год, привел свою державу к зениту могущества, расширив ее территорию, укрепив армию, проведя успешный налоговые и административные реформы. Но и ему требовалось что-нибудь большое, опасное и символическое — например, огромный военный корабль, которому отлично подойдет имя королевского дома. На монстра длиной 69 и шириной 11,7 метра за два года постройки ушло 16 га леса и уйма денег. На двух пушечных палубах располагались 64 красивые бронзовые пушки. Только вот стрелять им не пришлось: в день первого плавания при большом стечении народа в ясную погоду с несильным порывистым ветром судно вышло из порта, прошло 1300 метров и затонуло в виду Стокгольмского порта.

Используемые снаряды

Для стрельбы использовались монструозные выстрелы, один только пороховой заряд которых весил без малого три центнера. Он мог запустить снаряд весом в 1225 килограммов на расстояние почти сорока километров. В ассортимент боеприпасов входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные разновидности. Но не только эти снаряды имелись в арсенале корабля «Айова». Линкор имел на вооружении выстрелы Мк-5, вес которых составлял 1116 килограммов. Ближе к 1940 году ВМС США получили также снаряд МК-8, который (как и старые разновидности) также весил 1225 килограмм.

Вообще, выстрелы такого веса и калибра стали основой огневой мощи американских кораблей, начиная с «Северной Каролины». Может показаться невероятным, но только 1.5% веса составлял непосредственно заряд взрывчатки. Впрочем, этого все равно хватало для пробития брони вражеских кораблей. Так, в событиях на Тихом океане во время войны с японцами отличилась именно «Айова». Линкор, фото которого есть в статье, неоднократно участвовал в зачистке акватории от вражеских кораблей.

Ямато | Длина 263 м

«Ямато» — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении.

«Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным.

В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель.

Последний поход гордости Японии

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

Заслуженный отдых

В 90-е годыбольшую четвёрку» окончательно вывели из списков флота. Но это не помешало им забирать человеческие жизни. Так, в октябре 1998 года наНью-Джерси» погиб один из нанятых гражданских рабочих — 61-летний Артуро Баронья. Бедняга получил по голове выскочившим из-под натяжения канатом для швартовки и умер через три часа после инцидента.

Все красавцы-линкоры стали кораблями-музеями — сегодня посетить их может каждый. Один изайов», а именноМиссури», засветился в голливудском кино, причём целых два раза. В фильмахВ осаде»(правда, сами съёмки проходили на одном из линкоров типаСаут Дакота») иМорской бой», где ветеран Второй мировой лихо топил инопланетян.

ЛинкорМиссури» в фильмеМорской бой»(2012)

Большие дубинки

После войны содержать огромный флот было дорого, а порезать на металл четыре новейших линкора — жалко. Большинство из них законсервировали — в строю остался одинМиссури».

Семнадцатого января 1950-го триумфатор Токийского залива напоролся на мель, причём так лихо, что сильно деформировал корпус. Восстанавливать его полностью значило разобрать линкор наполовину и пересобрать его заново — это было долго и дорого. Поэтому американцы ограничилиськосметическим» ремонтом наружной обшивки, наложенной по деформированным обводам корпуса. Ирония судьбы заключалась в том, что скорость построенного ради быстроходности линкора теперь ограничилась какими-то 24 узлами.

ЛинкорМиссури», севший на песчаную косу

Вторая половина XX века стала дляайов» чередой консерваций, расконсерваций и военных конфликтов. Они прошли Корею, Вьетнам, Ливан и Первую иракскую кампанию. Задачи всегда были одинаковы — артиллерийская поддержка и воздействие на прибрежные коммуникации.Айовы» за 30 минут выпускали столько же стали и взрывчатки, сколько авиакрыло большого авианосца за целый день, причём делали это дешевле.

Были, конечно, особенности — дальность, точность, соотношение взрывчатки и металла. Но смысл в использовании линкоров всё равно оставался — иначе бы их не выдёргивали из консервации всякий раз, когда где-нибудь на краю земного шара разгоралась очередная более-менее серьёзная война с участием американцев.

Силовая установка.

На линкорах «Саут Дакота» должна была устанавливаться турбо-электрическая силовая установка, которая была принята в ВМС США начиная с линкоров типа Нью-Мексико. На эти ухищрения американские инженера пошли из-за одного узкого места американской промышленности. Дело в том что промышленность ни как не могла сделать надёжные механические редуктора под столь мощные силовые установки которыми обладали линкоры. Кроме этого, такая конструкция привода давала ещё одно преимущество которого нельзя было добиться при помощи редукторов – скорость заднего хода на американских линкорах была такой же как и скорость вперёд. Но и это ещё не все преимущества, которые давала турбо-электрическая силовая установка. Она позволяла более плотно расположить машины и уменьшить, таким образом размеры машинного отделения, что не могло не сказаться положительно на выживаемости линкоров. Теперь вывести их из строя их машины и обездвижить линкор, было гораздо тяжелее.

Кстати, на рисунках все могут заметить насколько машинное отделение американских линкоров меньше чем аналогичное у их собратьев из других стран. Но вернёмся собственно к силовой установке линкоров типа «Саут Дакота».

На линкоре «Саут Дакота» было установлено два турбогенератора компании General Electric для линкоров Индиана и Монтана генераторы должна была поставить компания Westinghouse. Данные генераторы были переменного тока мощностью 28000 кВа и выдавали напряжение 5000 вольт. К ним были подсоединены 4 электромотора постоянного тока, по одному на гребной вал, мощностью 11200 киловатт (15000 л.с.).

Сама же силовая установка состояла из шестнадцати водотрубных котлов, Которые, в общей сложности, выдавали 60000 лошадиных сил мощности. С таким энерговооружением максимальная скорость, ожидалась, на уровне 23 узлов (43 км / ч).

Командиры

Имя командира, звание Начало службы Окончание службы
Кэптен МакКри (John L. McCrea) 22 февраля 1943 г. Август 1944 г.
Кэптен МакКен (Allan R. McCann)Август 1944 г.Ноябрь 1944 г.
Кэптен Холлоуэй (James L. Holloway Jr.) Ноябрь 1944 г.Июль 1945 г.
Кэптен Веллборн (Charles Wellborn Jr.)Июль 1945 г.Ноябрь 1945 г.
Кэптен Энтвистл (Frederick I. Entwistle)Ноябрь 1945 г.Июль 1946 г.
Кэптен Табак (Raymond D. Tarbuck)Июль 1946 г.Апрель 1947 г.
Кэптен Стокс (Thomas M. Stokes) Апрель 1947 г.Март 1948 г.
Кэптен Соломонс (Edward A. Solomons) Март 1948 г.Август 1948 г.
Кэптен Дженнингс (William F. Jennings)Август 1948 г.Январь 1949 г.
Кэптен Додсон (Bennett M. Dodson) Январь 1949 г.24 марта 1949 г.
Кэптен Смедберг (William R. Smedberg III) 25 августа 1951 г.Июль 1952 г.
Кэптен Купер (Joshua W. Cooper)Июль 1952 г.Июль 1953 г.
Кэптен Лауд (Wayne R. Loud)Июль 1953 г.Сентябрь 1954 г.
Кэптен Брайсон (William C. Bryson) Сентябрь 1954 г.Ноябрь 1955 г.
Кэптен Айлс (John W. Ailes III)Ноябрь 1955 г.Декабрь 1956 г.
Кэптен Бектон (F. Julian Becton)Декабрь 1956 г.24 февраля 1958 г.
Кэптен Гнеков (Gerald E. Gneckow)28 апреля 1984 г.Июль 1986 г.
Кэптен Сиквист (Larry Seaquist) Июль 1986 г.Май 1988 г.
Кэптен Мосали (Fred P. Mossally)Май 1988 г.Май 1990 г.
Кэптен Моос (John P. Moorse)Май 1990 г.26 октября 1990 г.

Справочные материалы

История изменений

  • Добавлен в игру в обновлении 0.1.1, как линкор IX уровня.
  • В обновлении 0.1.2:
    • уменьшены горизонтальные углы наводки орудий второй и третьей башен главного калибра (связано с ошибками визуализации);
    • снижена маневренность.
  • В обновлении 0.1.3.2/обновлении 0.1.5

    был перенесён с X на IX уровень.

  • В обновлении 0.3.1.5

    в зависимости от конфигурации корпуса, до 40% снижена эффективность ПВО средних калибров, а их ближняя аура уменьшена до 18%.

  • В обновлении 0.5.2:
    • увеличены значения времени перекладки руля:
      • для базового корпуса на +2,34с;
      • для улучшенных корпусов на +3,25с.
    • коэффициенты заработка кредитов и опыта изменены:
      • опыт на +12%;
      • кредиты на +11%.
  • В обновлении 0.5.3.2

    камуфляж «Тип 14» был переименован в «Тип 16».

  • В обновлении 0.5.6:
    • на корпусе (А) произведена замена всех установок ПВО x2 40-мм Bofors Mk1 на x4 40-мм Bofors Mk2, в результате чего средний урон ПВО в радиусе 3,5 км вырос на 65 единиц (с 158 до 223);
    • на корпусе (В) произведена замена всех установок ПВО x2 40-мм Bofors Mk1 на x4 40-мм Bofors Mk2, в результате средний урон ПВО в радиусе 3,5 км вырос на 83 единицы (с 203 до 286);
    • на корпусе (С) произведена замена всех установок ПВО x1 20-мм Oerlikon Mk20 на ПВО x2 20-мм Oerlikon Mk4, x2 40-мм Bofors Mk1 на x4 40-мм Bofors Mk2, а также добавлена одна установка x4 20-мм Bofors Mk2 на третью башню ГК, в результате чего средний урон ПВО в радиусе 2 км вырос на 30 единиц (с 165 до 195), средний урон ПВО в радиусе 3,5 км вырос на 80 единиц (с 222 до 302);
    • дальность стрельбы ПМК увеличена на 1 км (с 5 до 6);
    • углы горизонтального наведения первой и второй башен ГК расширены (ранее их ограничивали установки ПВО);
    • кучность ГК повышена путем настройки распределения снарядов внутри эллипса рассеивания;
    • ЭУ 172 000 л.с.: максимальная скорость корабля повышена на 2,2 узла (с 26,6 до 28,8);
    • ЭУ 212 000 л.с.: максимальная скорость корабля повышена на 2,5 узла (с 30,5 до 33);
    • исправлено расположение катапульты, ранее она была неправильно развернута.
  • В обновлении 0.5.9

    уточнена бронемодель корпуса.

  • В обновлении 0.6.0

    исправлена исчезающая площадка ПВО на «мёртвом» орудии. Возвращены дальномеры на главный калибр. Добавлены площадки рядом с радарами на дальномерах.

  • В обновлении 0.6.5:
    • изменён цвет кожухов орудий со светлого на чёрный для большего соответствия историческим реалиям;
    • улучшен внешний вид кораблей IX уровня с применением специальной технологии для отрисовки тонких элементов (в основном такелаж).
  • В обновлении 0.6.6

    опущена цитадель: теперь её верхняя граница почти на уровне ватерлинии. Освободившееся место цитадели заняли казематы, увеличившие свой объём. Поэтому произошло небольшое перераспределение очков боеспособности: часть из них равномерно перешла из оконечностей (нос, корма) и надстроек в центральную часть (казематы).

  • В обновлении 0.6.12:
    • параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 15,64 км;
    • дистанция обнаружения палубного самолёта Vought OS2U Kingfisher приведена к корректному значению. Обнаружение с других самолётов теперь составит 7 км, с кораблей ― до 8 км.
  • В обновлении 0.6.13

    проверена и приведена к единому стандарту живучесть ПВО-вооружения. Изменение затрагивает 40-мм орудия.

  • В обновлении 0.7.6

    мелкие исправления текстур и геометрии корабля.

  • В обновлении 0.7.12:
    • снижено время перекладки рулей для корпусов (A), (B) с 25,6 до 22,5 сек;
    • снижено время перекладки рулей для корпуса (C) с 19,5 до 17,1 сек;
    • скорость восстановления боеспособности с использованием снаряжения «Ремонтная команда» повышена с 0,5 до 0,66% боеспособности в секунду.
  • В обновлении 0.9.6

    радиус циркуляции изменён и теперь составляет 920 м.

  • В обновлении 0.10.0

    дальность стрельбы ПМК увеличена до 6,95 км.

  • В обновлении 0.10.3

    убраны корпуса А и В, корпус С переименован в В. Создан новый базовый корпус на основе корпуса С с изменённым составом ПВО.

    был изменен:

Историческая справка о Iowa

USS Iowa (BB-61) (рус. «Айова») — линейный корабль типа Iowa ВМС США. Спущен на воду во время Второй мировой войны, принимал участие в боях с японцами на Тихом океане, а также в Корейской войне. Выведен из состава действующего флота в 1990 году и 20 лет состоял в резервном флоте. В 2012 г. открыт в качестве корабля-музея в порту Лос-Анджелеса.читать полностью…

Послевоенное положение дел

Несмотря на то что экипажи очень любили эти корабли за их маневренность и отличное вооружение, высокие ходовые качества и живучесть, их содержание обходилось для военного бюджета США слишком дорого. А потому в том же 1945 году суда были поставлены на консервацию, так как надобность в них фактически отпала.

Но линкор «Айова», характеристики которого были весьма впечатляющими по тем временам, в резерве пробыл недолго: уже в начале Корейского инцидента их снова вывели на «передний эшелон», затем был Вьетнам. К слову говоря, вьетнамские события показали, что один такой крейсер в некоторых случаях способен заменить не менее 50 самолетов-бомбардировщиков за счет высокой плотности огня по площадям. Так как немалая часть боевых действий проходила на прибрежных плацдармах, американцы сэкономили немало самолетов.

После Вьетнама линкоры вновь поставили «в консервы», но снова отправили на передовую в 70-е годы, во время Холодной войны. Рейган хотел показать СССР, что Америка — страна сильная и могущественная, и несколько отлично вооруженных кораблей для этой цели подходили как нельзя лучше.

Служба

Первые четыре дредноута встали на вооружение в годы II мировой войны. Строительство оставшихся двух линкоров приостановили в послевоенные годы. В конце 50-х годов «Иллинойс» и «Кентукки» разобрали на лом.

«Айова» начал свою службу в 1943 году на севере Атлантического океана, где он готовился отправиться на перехват немецкого линкора «Тирпиц». Однако британские ВВС справились с вражеским судном самостоятельно. Через год дредноут перебазировался в Тихий океан. В группе с авианосцами «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин» участвовали в нескольких боях с флотом Японии. После завершения войны американские потомки броненосцев были переведены в резерв. Спустя короткий промежуток времени 4 корабля вновь вернулись на службу, предварительно проведя ряд усовершенствований.

Линкоры участвовали в войне с Кореей и Вьетнамом, провели несколько крупных учений с привлечением ВМС других государств, в составе авианосных соединений совершили кампании по Средиземному морю и около побережья Южно-Азиатских стран. В 1991 году последние действующие линкоры в мире – «Висконсин» и «Миссури», участвовали в военных операциях против Ирака.

Все четыре корабля, воевавшие в годы II мировой войны, а затем принимавшие участие в важных американских миссиях в настоящий момент преобразованы в музеи.

Любой линкор оценивается по трем параметрам:

  • Вооружение;
  • Бронирование;
  • Скорость хода.

«Айова» имели самую большую огневую мощь в мире за исключением японских «Ямато», которые были оснащены 460-мм пушками. Энергетическая установка позволяла осуществлять движение судна на высокой скорости. Не случайно дредноуты идеально вписались в состав авианосных соединений, где важную роль играет именно этот показатель. Бронирование линейного корабля было не настолько хорошим в сравнении с другими вышеописанными характеристиками. Если бы американцу пришлось встретиться в море с японским «Ямато», поражения удалось бы избежать только благодаря большой скорости.

«Морские дубинки»

Конструкторы также использовали оригинальное техническое решение: новое расположение силовой установки. В результате получилось сильно заузить нос, обеспечив прекрасные ходовые качества судов. Из-за этого линкор «Айова» получил прозвище «дубинка». Конечно же, из-за увеличения длины корпуса вырос вес его брони, но ее характеристики остались точно теми же, как и на кораблях «Южная Дакота». Так, основной бронепояс имел толщину все те же 310 мм.

Всего было построено четыре корабля этого класса:

  • Непосредственно «Айова» — линкор был флагманом.

  • «Нью-Джерси».

  • «Миссури».

  • «Висконсин».

Существовали также проекты кораблей «Иллинойс» и «Кентукки», но построены они так и не были. Произошло это по банальной причине — война закончилась, а тратить 100 миллионов долларов на постройку каждого корабля в свете этого события было глупо. К слову говоря, носовую часть «Иллинойса» использовали для ремонта «Висконсина».

Литература

  • Alden, John D. (1989). American Steel Navy: A Photographic History of the U.S. Navy from the Introduction of the Steel Hull in 1883 to the Cruise of the Great White Fleet. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. ISBN 978-0-87021-248-2.
  • Friedman, Norman (1985). U.S. Battleships, An Illustrated Design History. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. ISBN 978-0-87021-715-9.
  • Johnson, William (1992). «The USS Iowa Silver Service Comes Home». Palimpsest: Iowa’s Popular History Magazine 73 (4): 161—169. ISSN 1761788.
  • Photo Gallery Iowa BB-4
  • Naval Historical Center — USS Iowa (Battleship # 4), 1897—1923. Later renamed Coast Battleship # 4

Боевая эффективность

Схема бронирования:

700px
bottom

Толщина брони, мм:

1

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовая Обшивка 32
Палуба 32
Кормовая Обшивка 32
Палуба 32

2

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Бортовая обшивка 32

3

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Обшивка 19
Палуба 19
Боевая рубка 184…439

4

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 16…287
Кормовой траверс 16…287
Борт 38…307
Палуба 38

5

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 216
Кормовой траверс 16
Борт 58…297
Палуба 16…25

6

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Башни ГК Лоб 432
Бок 241
Тыл 305
Крыша 184
Барбеты 76…439

Общая

1
Оконечности

2
Противоторпедная защита

3
Надстройки

4
Каземат

5
Жизненно важные части корабля

6
Установки ГК

Достоинства и недостатки:

Достоинства:

  • неплохой запас очков боеспособности;
  • большая дальность стрельбы орудий ГК;
  • хороший урон ББ снарядов;
  • отличное вооружение ПВО;
  • большая скорость хода (одна из лучших);
  • время работы снаряжения 20 секунд (дольше, чем у других линкоров IX уровня);
  • снаряжение восстанавливает больше очков боеспособности.

Недостатки:

  • большой радиус циркуляции;
  • долгое время перекладки руля;
  • уязвимость цитадели;
  • посредственная (25%).

Модернизация кораблей

Как мы уже упоминали, к 1980 году стало очевидным обстоятельство морального и технического устаревания кораблей. Следовало что-то предпринять. Одно время в воздухе витали фантастические идеи преобразования судов… в авианосцы. Нелепость предложения подчеркивала форма кораблей, та самая «дубинка». На перестройку понадобилось бы потратить такие деньги, что введение в строй нового авианосца было бы немногим дешевле.

Как же переоборудовали линкор класса «Айова»? Модель модернизации, одобренная Сенатом, предусматривала установку ракет «Томагавк», которые резко повышали боеспособность кораблей. Кроме того, были смонтированы ракетные комплексы «Гарпун», проведен капитальный ремонт двигателей и прочего оборудования судов.

Модернизации и переоборудования

В 1980-е годы линкор прошел капитальную модернизацию. После модернизации планировалось, что линкор возглавит одну из четырех боевых надводных групп, в каждую из которых будут входить один ракетный крейсер типа Ticonderoga и три ракетных эсминца.

Линкор получил 8 четырехконтейнерных пусковых установок крылатых ракет Tomahawk, 4 четырехконтейнерные ПУ противокорабельных ракет Harpoon, четыре 20-мм зенитных арткомплекса Мк.15 Phalanx, новые радиолокационные станции, системы связи, управления оружием и радиоэлектронной борьбы. Количество 127-мм башенных установок сократилось до шести. Стандартное водоизмещение корабля после модернизации составило 49 200 тонн, полное — 58 420 тонн. Американцы планировали еще одну модернизацию своих линкоров, но отказались от нее.

Модернизации вооружения на линкоре:

  • 1968 год
  • 1983 год
  • 3 × 3 — 406-мм/50 орудий Mark 7
  • 10 × 2 — 127-мм/38 орудий Mark 12

3 × 3 — 406-мм/50 орудий Mark 7

6 × 2 — 127-мм/38 орудий Mark 12

8 × 4 — ПУ ПКР BGM-109 КР Tomahawk

4 × 4 — ПУ ПКР Harpoon

4 × 6 — 20-мм/76 МЗАК Mark 15 Phalanx

Modules

Rate of Fire(shots/min)180° Turn Time(sec)Maximum Dispersion(m)Maximum HE Shell Damage(HP)Chance of Fire on Target Caused by HE Shell(%)Maximum AP Shell Damage(HP) (exp) ( )
406 mm/50 Mk.7 in a turret2452725,7003613,5001,350,000
Hit Points(HP) (mm) (mm)Main Turrets(pcs.)Secondary Gun Turrets(pcs.)AA Mounts(pcs.)Torpedo Tubes(pcs.)Hangar Capacity(pcs.) (exp) ( )
Iowa (A)68,1001643931014/21/101,750,000
Iowa (B)79,0001643931018/4945,0003,500,000
Iowa (C)79,0001643931019/10/3260,0005,000,000
Firing Range Increase(%)Maximum Firing Range(km) (exp) ( )
Mk9 mod. 121.21,000,000
Mk9 mod. 21023.324,0002,100,000
Maximum Speed(knot) (exp) ( )
Propulsion: 172,000 hp28.8550,000
Propulsion: 212,000 hp3319,0001,300,000

Постройка и испытания

Строительство корабля, 1942 г.

Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конг­рессом США 17 мая 1939 г. Тогда же им при­своили названия — USS Iowa (ВВ-61) и New Jersey (ВВ-62). Корабль получил название в честь штата Айова.

Контракт с военно-морской верфью в Нью-Йорке — заключили 1 июля 1939 г. Закладка USS Iowa состоялась 27 июня 1940 г. на верфи New York Navy Yard в Бруклине. Спуск на воду был произведен 27 августа 1942 г., крестной матерью корабля стала миссис  — жена вице-президента США.

Строительство линкора велось небывалыми темпами. Использовалась электрическая сварка, что для того времени нетипично. Корабль был принят флотом 22 февраля 1943 г. — на полгода раньше запланированной даты и уже через два дня отправился в свой первый поход вдоль Атлантического побережья США.

Оценка проекта

С уверенностью можно сказать, что Iowa была несомненным триумфом американского кораблестроения. Именно на этой триумфальной разработке были исправлены большинство недостатков первых американских эскадренных броненосцев. Почему же это триумфальная разработка? Этот корабль обладал отличной мореходностью, высокой скоростью, прекрасной защищенностью и мощным вооружением. Хотя американские тяжелые орудия и уступали качеством современным тяжелым орудиям Старого Света, тем не менее, 35-калиберные 305-миллиметровые пушки Iowa, стоящие в сбалансированных башнях, были значительно эффективней формально более мощных орудий «Индиан». Важным аргументом в пользу Iowa была также ее мощная промежуточная артиллерия и первые по-настоящему скорострельные американские орудия.

В результате, американцы воссоздали броненосец (без опыта), который на то время не уступал не кому. Iowa даже сейчас, не многим современникам может уступить в своих ТТХ. К сожалению, сами американцы оказались, видимо, не в состоянии разглядеть сильные стороны проекта, так как последующие две серии броненосцев не заимствовали почти ничего от дизайна Iowa (что явно было не самым правильным актом).

История

Будучи первыми современными эскадренными броненосцами 1-го класса в американском флоте, «эскадренные броненосцы береговой обороны» типа «Индиана» не полностью устраивали американских адмиралов. Главным недостатком этих кораблей считалась неудовлетворительная мореходность, из-за недостаточной высоты надводного борта и низкого расположения артиллерии. Военно-морские специалисты считали, что броненосцы — даже береговой обороны — должны обладать мореходностью, позволяющей им в случае необходимости совершать длительные океанские переходы с Атлантического на Тихоокеанский берег и по крайней мере ограниченно сражаться в открытом море. В 1880-х США обзавелись рядом отдаленных от метрополии территорий, включавших Аляску и Гавайи: в случае иностранных посягательств на них, была высока вероятность что американским кораблям придется сражаться вдали от берегов в открытом море.

Конгресс согласился с этими доводами, и 19 июля 1892 года авторизировал постройку «океанского эскадренного броненосца береговой обороны», водоизмещением в 9000 тонн. Согласно техническому заданию, корабль должен был иметь возможность совершать длительные океанские переходы и эффективно сражаться в открытом море при любой погоде. Корабль, получивший (впервые в американском флоте) название «Айова» был заложен на стапеле верфи «Уильям Крамп и сыновья» 5 августа 1893 года.

Служба

Радиоуправляемый корабль-мишень IX-6

В 1919 году, списанную «Айову», уже переименованную в Coast Battleship No. 4 чтобы освободить название, было решено перестроить в радиоуправляемый корабль-цель — один из первых таких кораблей в мире — для обучения артиллеристов практической стрельбе по маневрирующей, активно уклоняющейся цели. Для этого, на верфи ВМФ в Филадельфии с корабля демонтировали все вооружение и башни главного калибра. Отсеки корпуса заварили наглухо, оставив лишь минимум переходов между ними, и установили дополнительные помпы для быстрой откачки воды. Котлы корабля перевели на нефтяное питание, чтобы обеспечить возможность работы длительное время без кочегаров. И для управления кораблем, в броневой рубке была смонтирована аппаратура радиоуправления основными системами, соединенная с антеннами на мачтах.

Корабль, переименованный в корабль-мишень IX-6, броненосец вышел на испытания в Чесапикский Залив. Контроль за его действиями осуществлялся с борта броненосца «Орегон». После выхода в открытое море, команда покинула IX-6 на шлюпках, и корабль продемонстрировал маневрирование и перемещение под радиоуправлением.

Корабль принимал участие в учениях в апреле 1922, в Хэмптон-Роудс и ряде других маневров. В 1923 году корабль перешел на Тихий Океан чтобы принять участие в масштабных учениях флота по отработке защиты Панамы. 23 марта 1923 года, IX-6 был сначала обстрелян из 127-миллиметровых орудий, а затем из 356-миллиметровых орудий сверхдредноута «Миссисипи». Всего в корабль попало 30 крупнокалиберных снарядов. Наконец, под вечер, «Миссисипи» обстрелял IX-6 боевыми 356-миллиметровыми снарядами и после трех полных бортовых залпов потопил его в Панамском Заливе.

Увеличение габаритов

Вообще, у этого образчика вооружения небезынтересная история. Так, за 20 лет до этого производилось немало артиллерийских систем калибра 406 мм, но впоследствии их применение ограничили законодательно. Затем от этого ограничения отказались, что позволило решить сразу две проблемы. Во-первых, линкор «Айова» приобрел действительно достойное вооружение. Во-вторых, появилось «законное» обоснование увеличенного водоизмещения, за счет которого получилось «втиснуть» в корабль множество других технических новинок.

Впрочем, вскоре выяснилось, что потребуется увеличить водоизмещение еще на 2000 тонн, что уже никак не укладывалось в рамки технического задания. Выход нашелся быстро — орудия облегчили, использовав для производства другие сплавы и отказавшись от некоторых элементов конструкции. В тот же период американцы начали широко использовать метод хромирования ствола, причем толщина напыления составляла 0.013 мм. Срок эксплуатации пушки составлял приблизительно 300 выстрелов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий