M1A1SA Abrams Основной боевой танк

Трансмиссия

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison X-1100-3B обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Поскольку диапазон планетарной коробки передач при четырёх передачах переднего хода составляет 6,5, то при наличии ГТД, обладающего повышенным коэффициентом приспособляемости, нет принципиальной необходимости в участии гидротрансформатора в формировании тягового усилия на гусеницах при поступательном движении танка. Применение гидротрансформатора в данной трансмиссии может быть объяснено тем, что она создавалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, а также для уменьшения работы буксования фрикционных элементов при переключении передач.

Применение танка “Абрамс” в боях

Впервые американский ОБТ получил боевое крещение в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Согласно итоговому отчету министерства обороны США перед американским конгрессом, в ходе этой военной операции было потеряно 18 танков (по данным некоторых западных источников, эта цифра составляет 23), причем выведение из строя этих машин иракскими танками Т-72 подтверждено документально.

Во время войны в Ираке (2003-2011 годы) 151 “Абрамс” получил повреждения (в основном от РПГ-7), 7 штук было захвачено иракцами, а в 2003 году на самодельном фугасе была подорвана новейшая модификация “Абрамса” – М1А2 SEP. Причем 80 машин не подлежали восстановлению силами ремонтных бригад на поле боя и были эвакуированы в США.

В 2011 году в Афганистан была отправлена танковая рота, но особенности рельефа и боевых действий не позволили эффективно использовать машины, в течение года только 2 танка получили значительные повреждения.

В 2014 году на севере Ирака было уничтожено 47 “Абрамсов” (при помощи ПТУР).

В 2015 Саудовской Аравией было передано более десятка “Абрамсов” йеменским военным, воюющим против хуситов. Всего во время военного конфликта было потеряно 20 машин, в целом саудиты остались довольны качеством ОБТ.

Танк Abrams M1A2 SEPv2

В сентябре 1994 года GDLS заключила контракт на совершенствование танка М1А2 путем внедрения оборудования (SEP).

Предусматривалась установка:- цветного тактического дисплея;- бортовой системы контроля;- синтезатора голоса (голосового управления);- цифровой карты местности;- увеличение объема памяти;- улучшенных процессоров;- командно-управляющей системы;- спутниковой навигационной системы;- усовершенствованной системы связи;- в забронированном пространстве экипажа стандартизированной армейской архитектуры оборудования;- управляемого из забронированного положения дополнительного оружия.

Танк Abrams M1A2 SEPv2 с комплексом активной защиты Rafael Trophy

Как часть развития системы горизонтального управления (взаимодействие), программа SEP включала разработку новых систем:

– FLIR второго поколения;- GPS второго поколения;- системы определения «свой-чужой»;- многоцелевого встроенного индикатора химической разведки (MICAD);- безопасного для глаз лазерного дальномера.

Боевое использование танков М1А1/М1А2 в городских условиях в Ираке и в других районах заставило сухопутные войска США предусмотреть дополнительное их оборудование с целью повышения боевой эффективности и живучести.

Боевые повреждения танков “Абрамс”

С этой целью был разработан комплект: оборудование для повышения живучести танка в

городских условиях (TUSK), состоящий из:- тепловизионного прибора заряжающего (LTWS);- броневого щита пулеметной установки заряжающего (LAGS);- управляемого из заброневого пространства пулемета, стабилизированного в двух плоскостях с углами возвышения -20º/+60 º и круговым вращением, управляемого с помощью пульта управления и выводом изображения с прицела на ЖК дисплей (CROWS);- кормовой камеры аварийного обзора в секторе 180º ;- системы связи со спешенными солдатами;- дополнительной защиты за счет комплекта реактивной брони, устанавливаемой на бортах (ARAT) и элементов защиты кормовой части танка (RPU).

В августе 1998 года командование сухопутных войск заключило контракт с GDLS на переоборудование 45 М1А1 МВТ в версию AIM, предусматривающую возможность использования танков М1А1 в АСУ подразделениями. Первый батальон, размещенный в Европе, оснащен в 2001 году, а остальные шесть батальонов – к октябрю 2003 года.

В 2019 году в армию США поступит танк M1A2 Abrams SepV3

Для экспортных целей была разработана модификация М1А2, оснащенная дизельной силовой установкой MTU Euro Power Pack, состоящей из 1500 сильного дизеля MTU 883 V-12, объединенного с трансмиссией Renk HSWL 295 TM.

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»38 НИИИ МО РФ

Тактико-технические характеристики

6.1 Размеры

  • Боевая масса, т: М1 – 55; М1А1 – 57,15; М1А2 – 62, 5
  • Длина, м: 7,92
  • Длина с пушкой, м: М1 – 9,77; М1А1, М1А2 – 9,83
  • Ширина, м: 3,66
  • Высота. м: 2,43
  • Эквивалентная толщина лба корпуса, мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 — 650
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (БОПС), мм: М1 – 450; М1А1, М1А2 — 550
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (КС), мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 – 650
  • Борта корпуса, мм: 20 (35 до МТО)
  • Корма корпуса, мм: 20
  • Эквивалентная толщина лба башни, мм: М1 – 700; М1А1 – 800; М1А2 – 900.
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (БОПС), мм: М1 – 380; М1А1 – 500; М1А2 – 700.
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (КС), мм: М1 – 500; М1А1 – 700; М1А2 — 900
  • Крыша, мм: 70
  • Клиренс, мм: 483…-432.

6.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная, катаная комбинированная и стальная
  • Активная защита: AN/VLQ-6 MCD (экспериментально, на единичных экземплярах М1А1)
  • Динамическая защита: ARAT (опционально).

6.3 Вооружение

  • Пушка: М1 – 105-мм М68А1; М1А1, М1А2 – 120 мм М256
  • Тип пушки: М1 – нарезная; М1А1, М1А2 — гладкоствольная
  • Длина ствола, калибров: 50.92 у M68; 44.2 у М256
  • Прицелы: основной прицел наводчика: комбинированый (всесуточный) перископический монокулярный со встроенным лазерным дальномером. Зенитный: перископический монокулярный Kollmorgen Model 938. Резервный: телескопический шарнирный Kollmorgen Model 939
  • Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2 HB и 2 × 7,62-мм M240
  • Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов: М1 – 55/900/11400; М1А1, М1А2 – 40 (17 из них относятся к первой очереди)/900/11400.

6.4 Подвижность

  • Двигатель: ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 л.с.
  • Мощность двигателя, л.с: 1500
  • Удельная мощность, л.с./т: М1 — 27,6 (22,6); М1А1 — 27,1 (22,3); М1А2 — 23,80
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч: М1, М1А1 — ~65; М1А2 — ~67
  • Запас хода по шоссе, км: М1, М1А1 – 440; М1А2 — 465
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: М1 — 0,93; М1А1 — 0,95; М1А2 — 1,07
  • Преодолеваемый ров, м: 2,7
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,2
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2 (2,0 с ОПВТ).

6.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: М1 — 54,4; М1А1 — 61,34; М1А2 — 62,14; M1A2SEP — 63,1
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4.

Тактико-технические характеристики

6.1 Размеры

  • Боевая масса, т: М1 – 55; М1А1 – 57,15; М1А2 – 62, 5
  • Длина, м: 7,92
  • Длина с пушкой, м: М1 – 9,77; М1А1, М1А2 – 9,83
  • Ширина, м: 3,66
  • Высота. м: 2,43
  • Эквивалентная толщина лба корпуса, мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 — 650
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (БОПС), мм: М1 – 450; М1А1, М1А2 — 550
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (КС), мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 – 650
  • Борта корпуса, мм: 20 (35 до МТО)
  • Корма корпуса, мм: 20
  • Эквивалентная толщина лба башни, мм: М1 – 700; М1А1 – 800; М1А2 – 900.
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (БОПС), мм: М1 – 380; М1А1 – 500; М1А2 – 700.
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (КС), мм: М1 – 500; М1А1 – 700; М1А2 — 900
  • Крыша, мм: 70
  • Клиренс, мм: 483…-432.

6.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная, катаная комбинированная и стальная
  • Активная защита: AN/VLQ-6 MCD (экспериментально, на единичных экземплярах М1А1)
  • Динамическая защита: ARAT (опционально).

6.3 Вооружение

  • Пушка: М1 – 105-мм М68А1; М1А1, М1А2 – 120 мм М256
  • Тип пушки: М1 – нарезная; М1А1, М1А2 — гладкоствольная
  • Длина ствола, калибров: 50.92 у M68; 44.2 у М256
  • Прицелы: основной прицел наводчика: комбинированый (всесуточный) перископический монокулярный со встроенным лазерным дальномером. Зенитный: перископический монокулярный Kollmorgen Model 938. Резервный: телескопический шарнирный Kollmorgen Model 939
  • Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2 HB и 2 × 7,62-мм M240
  • Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов: М1 – 55/900/11400; М1А1, М1А2 – 40 (17 из них относятся к первой очереди)/900/11400.

6.4 Подвижность

  • Двигатель: ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 л.с.
  • Мощность двигателя, л.с: 1500
  • Удельная мощность, л.с./т: М1 — 27,6 (22,6); М1А1 — 27,1 (22,3); М1А2 — 23,80
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч: М1, М1А1 — ~65; М1А2 — ~67
  • Запас хода по шоссе, км: М1, М1А1 – 440; М1А2 — 465
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: М1 — 0,93; М1А1 — 0,95; М1А2 — 1,07
  • Преодолеваемый ров, м: 2,7
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,2
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2 (2,0 с ОПВТ).

6.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: М1 — 54,4; М1А1 — 61,34; М1А2 — 62,14; M1A2SEP — 63,1
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4.

Необитаемая башня и особенности компоновки

Сильно отвлекаться от темы не будем, но одно обстоятельство обойти стороной нельзя. Оно заключается в том, что необитаемая башня, о которой особо часто стали говорить после появления Т-14 «Армата», это отнюдь не дань моде. К такой компоновке прибегают исключительно в одном случае, когда конструкция существующих танков теряет все резервы по совершенствованию броневой защиты. А оно, это совершенствование, всегда сопровождается ростом массы боевой машины. Поэтому, чтобы сохранить массу танка в разумных пределах, и приходится сокращать заброневой объём. Максимально сократить его можно только путём использования необитаемой башни — экипажа там нет, меньше габариты, меньше масса. Высвободившиеся резервы, соответственно, уходят на защиту лба и других проекций.

Проблема эта в обозримом будущем проявится и на «Абрамсах». Пока «толстеть» в броне и массе им есть куда, но вариантов модернизации защиты всё меньше и меньше. В General Dynamics это прекрасно понимают, поэтому и представили свой концепт AbramsX, явно намекая на то, что когда-то от классики в компоновке придётся уходить. Но что же конкретно предлагают разработчики?

Да, у новинки действительно необитаемая башня. Мест для экипажа там нет, но доступ к основным агрегатам в ней имеется как снаружи через специальные люки, так и, скорее всего, изнутри. При этом можно заметить, что, как следовало ожидать, размеры этой части танка явно уменьшились как по ширине, так и по высоте. На парадных фото эти изменения практически не видны из-за того, что башня с бортов оснащена большими модулями, но без них результат «похудения» налицо.

Один из макетов башни для AbramsX в «голом» виде.

Примечательно, что изменять своим традициям в плане размещения боекомплекта американцы не стали. Основная боеукладка, состоящая из 19 унитарных выстрелов, расположена в кормовой нише башни, но, в отличие от обычных «Абрамсов», теперь она механизированная. Заряжание пушки производится с помощью автомата заряжания. О его конструкции пока толком ничего не известно, но, скорее всего, речь идёт о конвейерном типе, когда выстрелы размещены в кассетах на подвижной ленте в два ряда. Заявленная скорострельность — до 12 выстрелов в минуту. Есть ли у танка дополнительный боекомплект, пока информации нет.

Для примера: конвейерный автомат заряжания танка МВТ-70.

Машина, получившая название AbramsX, имеет необитаемую башню, гибридную силовую установку, расположение экипажа в изолированном модуле и прочие новинки, за которые её уже успели окрестить американской «Арматой». Штуковина получилась интересная, но раздувать новость о её появлении как об угрозе нашим танкам мы не будем. Это всё-таки прототип, хотя более уместным здесь будет термин — демонстратор технологий. Однако рассмотреть его подробнее нам никто не мешает, поэтому поехали.

Внедрение необитаемой башни естественным образом повлияло на всю компоновку танка — куда-то же танкистов нужно девать. Изобретать тут велосипед не стали и разместили экипаж так же, как и мы в Т-14 — в носовой части корпуса. Там, под лобовой бронёй, оборудованы места для троих: командира, наводчика и механика-водителя. Четвёртый в лице заряжающего по понятным причинам теперь отсутствует, а жаль — ещё одни рабочие руки в обслуживании боевой машины не помешают.

Размещение экипажа и боекомплекта

Экипаж танка состоит из четырёх танкистов: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего. Мехвод сидит полулёжа — такая поза обусловлена сильным наклоном верхнего бронелиста. Боевые посты наводчика и командира размещены друг за другом в правой части башни. Рабочее место заряжающего — слева. Танк оснащен автоматической системой пожаротушения.

Для повышения живучести танка и выживаемости экипажа боеукладка на “Абрамсе” размещена в отсеке в корме башни. Боекомплект отделён от экипажа бронированной переборкой толщиной до 38 мм, а в крыше отсека находятся вышибные панели.

В случае детонации боезапаса, они позволяют направить силу взрыва так, чтобы свести урон для танка к минимуму (Уничтоженный боекомплект и выбитые панели — лучше сгоревшего танка). Для размещения боеукладки первой очереди предусмотрен бронекороб на полу башни.

Вооруженные конфликты с участием танка M1 Abrams

M1 Abrams — это основной боевой танк, используемый военными силами США, и он участвовал в нескольких военных операциях в течение многих лет. Вот краткое описание некоторых из наиболее значимых военных операций, в которых участвовал M1 Abrams.

Военные операции, в которых участвовал танк M1 Abrams, включают в себя войны в Персидском заливе, в Ираке и в Афганистане.

  • Operation Desert Storm (1991) — M1 Abrams впервые использовался в бою во время Персидского кризиса, где он показал себя отлично против иракских бронетехники. Крепкая броня и мощное вооружение M1 оказались значительным преимуществом в суровых условиях пустыни, и танк сыграл критическую роль в победе коалиции.
  • Operation Iraqi Freedom (2003)
  • Operation Enduring Freedom (2001-2014)

В ходе этих операций танк Абрамс показал свою высокую маневренность и защитные характеристики, что делает его одним из самых эффективных и надежных танков в мире.

M1 Abrams

В заключение M1 Abrams является важным составляющим вооруженных сил США и играет важную роль в обеспечении национальной безопасности. Это высокотехнологичный и эффективный боевой танк, который остается в активной службе для защиты своей страны и выполнения миссий во всем мире.

Танк Abrams M1A1

Модернизация заключалась в замене 105 мм пушки на 120 мм М286 гладкоствольную пушку; в оборудовании танка системой NBC (защиты от атомного, бактериологического и химического оружия); совершенствовании: трансмиссии, торсионной подвески, амортизаторов, ограничителей хода катка, опорных катков; изменении рабочего места заряжающего, установки новой командирской панели приборов, переоборудования ниши башни. Если М1 имел три вышибных элемента над боеукладкой в башне, М1А1 оборудован двумя. В дополнение к дымовым гранатам М1А1 оборудован системой дымопуска на выходе отработавших газов из двигателя.

С мая 1987 по 1993 гг. выпущено 4796 машин. В марте 1988 года появилась новая версия М1А1 МВТ, в которой конструкция броневой защиты была модифицирована путем замены стальных элементов на урановые, которые имеют плотность в 2,5 раза превышающую плотность стальных.

Основной танк М1А1 Абрамс сходит с десантного катера на воздушной подушке

M1A1 Abrams – танки морской пехоты США в Афганистане

Первая партия М1А1 с новой броневой защитой была размещена в Германии, вес танка увеличился до 65 тонн, обозначение танка М1А1 НА (НА – тяжелая броня). Танки, имеющие такую защиту, маркировались литерой «U», нанесенной на башню.

Подвижность

На танке в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен газотурбинный двигатель АGТ-1500 со стационарным теплообменником. Допускается непродолжительная (до 20 моточасов) работа ГТД на автомобильном бензине. Пуск двигателя возможен только электростартером. Для замены силового блока массой 3783 кг требуется один час.

Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия Х-1100-3В состоит из однореакторной комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, планетарной коробки передач, механизма поворота дифференциального типа, гидрообъемной передачи в дополнительном приводе, а также двух бортовых редукторов.

Планетарная коробка передач с тремя степенями свободы имеет автоматику переключения трех высших передач. Для управления поворотом танка используется Т-образный штурвал мотоциклетного типа. На щите механика-водителя смонтирована встроенная аппаратура диагностики функционирования силового блока и его систем. Масляный насос трансмиссии с приводом от ее выходного вала обеспечивает поворот и торможение танка при буксировке.

В системе подрессоривания применяется торсионная подвеска с рычажно-лопастными гидроамортизаторами на 1, 2 и 7 узлах. Конструкция подвески обеспечивает возможность извлечения поврежденного торсионного вала без демонтажа опорного катка противоположного борта танка.

Опорные катки танков М1 и М1А1 являются взаимозаменяемыми. Направляющее колесо, унифицированное с опорным катком, имеет гидравлический кривошипный механизм натяжения гусеницы. Конструктивными особенностями гусеницы с РМШ являются обрезиненная беговая дорожка и съемные резиновые подушки, а для повышения проходимости предусмотрена установка шпор.

Танк оснащен оборудованием для преодоления брода глубиной до 2,36 метра. Установка двух воздухопитающих патрубков с левой стороны корпуса возле башни и выпускной трубы на корме корпуса ограничивает поворот башни вправо. Использование комплекта ОПВТ позволяет танку М1А1 преодолевать водную преграду глубиной до четырех метров.

В танке установлена ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция АN/VRC-12 с диапазоном частот 30 — 76 МГц. Автономный агрегат питания с газотурбинным двигателем мощностью 18,4 кВт (25 л.с.) и генератором мощностью 10 кВт обеспечивает работу систем комплекса вооружения и подзарядку аккумуляторных батарей при неработающем танковом двигателе.

Пробег до капитального ремонта установлен 9600 километров. Возможен монтаж на танке (серия М1) каткового минного трала или танкового бульдозера. На базе танка М1 созданы БРЭМ и танковый мостоукладчик.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий