Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- . rnd.cnews.ru (22 марта 2010). Дата обращения 22 марта 2010.
- ↑ Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (671), 2003. стр.41
- ↑
- ↑
- Происшествия // “Зарубежное военное обозрение”, № 10 (643), 2000. стр.33
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 9 (654), 2001. стр.40
- ↑
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (659), 2002. стр.39
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (663), 2002. стр.40
- Потери авиации коалиционных сил в войне с Ираком по данным зарубежных СМИ // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (673), 2003, стр.24
- IRAQI-313. (ар.). وكالة أنباء براثا (9 августа 2019). Дата обращения 17 августа 2019.
- Елена Плавская. . Известия (9 августа 2019). Дата обращения 17 августа 2019.
- The Military Balance 2018, p.41,49,56,57
- The Military Balance 2016, p.54
- ↑ Смирнов, Сергей . Ведомости (17 декабря 2009). Дата обращения 18 декабря 2009.
- ↑ (англ.).
Модификации
- RQ-1 — разведывательный БПЛА
- RQ-1 Predator XP — экспортная разведывательная модификация, лишённая возможности нести вооружение. В 2010 году Predator XP прошёл сертификацию для гражданского рынка. В июле 2010 года минимальная стоимость данного БПЛА составляла около $5 млн.
- MQ-1 — ударный БПЛА (MQ-1 Predator стал первой моделью БПЛА, способной нести оружие)
- MQ-1A Predator — первая модификация ударного БПЛА
- MQ-1B Predator — модернизированный ударный БПЛА
- MQ-1C Grey Eagle — глубокая модернизация MQ-1: установлен новый двигатель, увеличены размах крыла и полезная нагрузка. Стоимость одного БПЛА на 2019 год составляет $21 млн.
- MQ-9 Reaper (Predator B)
- Avenger (Predator C)
Потери
Сбитый американский MQ-1 Predator в Белградском музее авиации
По российским заявлениям, с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США потеряли 58 MQ-1/RQ-1 Predator.
По данным США потери были выше, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, из них 4 были сбиты, 11 потеряны в ходе боевых действий по иным причинам и 55 были потеряны в результате отказа оборудования, ошибки пилота и по иным причинам.
В течение 2015 года потери США составили 10 уничтоженных и серьёзно повреждённых БПЛА “Predator” (один из которых был сбит, а остальные выведены из строя или потеряны по небоевым причинам).
Развёрнутая информация имеется о следующих потерях БПЛА этого типа:
Дата | Модификация и бортовой номер | Место | Военный конфликт | Описание |
---|---|---|---|---|
14.08.1995 | н/д | Босния | Боснийская война | Сбит огнём ПВО |
14.08.1995 | н/д | Босния | Боснийская война | Разбился из-за отказа двигателя |
18.04.1999 | RQ-195-3017 | Босния, в районе военного аэродрома Тузла | Война НАТО против Югославии | Разбился из-за отказа топливной системы |
13.05.1999 | 95-3019 | Союзная Республика Югославия, деревня Биба | Война НАТО против Югославии | Сбит югославской армией из ЗРК «Стрела-1М» |
20.05.1999 | 95-3021 | Союзная Республика Югославия, деревня Талиновце | Война НАТО против Югославии | Сбит югославской армией по одной версии из стрелкового оружия, по другой версии с помощью ЗРК «Стрела-1» |
14 сентября 2000 | RQ-1A | США, штат Невада | Авария при совершении посадки на испытательном полигоне авиабазы ВВС США Неллис | |
26 августа 2001 | «Predator» | Ирак, в районе города Басра | БПЛА был сбит средствами ПВО Ирака при выполнении разведывательного полёта в воздушном пространстве Ирака. Министерство обороны США официально признало потерю БПЛА, но не комментировало, при каких обстоятельствах был утрачен БПЛА | |
декабрь 2001 | н/д | Афганистан, вблизи населённого пункта Шамангал | Война в Афганистане (с 2001) | Предположительно сбит средствами ПВО талибов |
22 января 2002 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в результате технической неисправности, он стал третьим аппаратом данного типа, который США потеряли с начала операции в Афганистане. Причиной потери БПЛА стал отказ двигателя |
18 мая 2002 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в результате технической неисправности в 25 км от города Джейкобабад |
23.12.2002 | н/д | Ирак | Сбит перехватчиком МиГ-25 ВВС Ирака, по ряду данных — во время попытки обстрелять МиГ-25 ракетами «Стингер» с небольшой дистанции. | |
20 января 2003 | н/д | Пакистан | Война в Афганистане | Разбился во время тренировочного полёта над южной частью Пакистана |
весна 2003 | н/д | Ирак | вторжение в Ирак | Уничтожение БПЛА вооружёнными силами Ирака официально подтвердило министерство обороны США |
февраль 2007 | MQ-1 «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в 60 милях к северо-востоку от города Джелалабад по причине технической неисправности |
июнь 2008 | MQ-1 «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в шести милях к югу от авиабазы Кандагар |
ноябрь 2008 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Потерян над авиабазой Кандагар вскоре после взлёта в ветреную погоду — было утрачено управление и «Predator» разбился |
15.01.2010 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в южной части Афганистана при выполнении ночного полёта |
08.02.2011 | н/д | Йемен, провинция Абиян, около г. Лодар | Революция в Йемене (2011-2012) | Разбился |
14 апреля 2012 | MQ-1B «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в результате отказа двигателя |
17 марта 2015 | «Predator» | Сирия, северная часть провинции Латакия | Сбит огнём ПВО Сирии | |
14 июля 2015 | MQ-1B «Predator» | Афганистан | операция «Решительная поддержка» | Разбился в связи с отказом двигателя |
16 июля 2015 | MQ-1 «Predator» | Ирак | Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи) | |
7 января 2016 | MQ-1 «Predator» | провинция Анбар, Ирак | Сбит | |
16 июня 2019 | RQ-1C | Ирак | Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи) | |
8 августа 2019 | RQ-1C 52187 | Ирак | БПЛА подвергся хакерскому перехвату |
Использование MQ-9 Reaper
MQ-9 Reaper видео
В ВВС США к марту 2009 г. находилось 28 БПЛА типа Reaper и 195 типа Predator.
ВВС США в августе 2008 г. закончили перевооружение первой боевой авиачасти MQ-9 Reaper, а именно 174-го истребительского авиакрыла Нацгвардии. Стоит отметить, что на это перевооружение ушло больше трех лет. Ударные БПЛА продемонстрировали особенно высокую эффективность во время боевых действий в Ираке и Афганистане. Главные преимущества перед известными F-16: более низкая цена закупки и эксплуатации, безопасность операторов, большая продолжительность полета.
Конструкция MQ-1 Predator
Беспилотные самолеты MQ-1 Predator состоят из унифицированных авиационных электрических, механических и радиоэлектронных узлов, используемых на пилотируемых самолетах. Такой подход позволил создать действительно надежный самолет. Бортовое оборудование представляют радиолокационная станция с апертурой антенны, 2 цветных телевизионных камеры, лазерный дальномер-целеуказатель, ИК-системы с 6 полями зрения и аппаратура РТР/РЭБ. Оптоэлектронные средства находятся в шарообразном обтекателе.
БПЛА спроектирован по нормальной аэродинамической схеме. Он оборудован четырехцилиндровым двигателем. Тип посадки и старта – аэродромный, при этом применяется управление оператора или автоматика.
MQ-1 Predator видео
Для связи MQ-1 Predator с наземной станцией применяются спутниковые радиолинии. Таким образом, можно получить достоверную информацию, не ограничиваясь зоной прямой радиосвязи.
В США в 2001 году с самолета впервые запустили противотанковую ракету AGM-114 «Хеллфайр».
MQ-1 Predator характеризуется следующими модификациями:
RQ-1 – беспилотный разведывательный летательный аппарат;
MQ-1 А/В представляет собой беспилотный ударный летательный аппарат;
RQ-1 Predator XP является экспортным вариантом, который не в состоянии нести вооружение (5 млн долларов – минимальная стоимость);
MQ-1C Grey Eagle – усовершенствованный вариант MQ-1, оборудованный новым двигателем, имеет увеличенную нагрузку и размах крыла.
Что ждет БПЛА?
Существует несколько наиболее перспективных направлений развития беспилотных летательных аппаратов.
Одним из таких направлений (Optionally Piloted Vehicles) является создание комбинированных аппаратов, которые можно использовать как в пилотируемой модификации, так и в беспилотной.
Другой тенденцией является уменьшение размеров ударных БПЛА и создания для них более миниатюрных видов управляемого вооружения. Такие аппараты дешевле и в изготовлении, и в эксплуатации. Отдельно следует упомянуть о дронах-камикадзе, способных барражировать над полем боя, а после обнаружения цели по команде оператора пикировать на нее. Подобные системы разрабатывают и для нелетального оружия, которое должно мощным электромагнитным импульсом выводить из строя вражескую электронику.
Интересной идеей является создание большой группы (роя) боевых дронов, которые бы совместно выполняли какую-либо миссию. Беспилотники, входящие в подобную группу, должны уметь обмениваться информацией и распределять задачи между собою. Функции могут быть абсолютно разными: от сбора информации, до атаки на объект или подавления вражеских РЛС.
Довольно пугающей выглядит перспектива появления полностью автономных беспилотных аппаратов, которые будут самостоятельно находить цели, идентифицировать их и принимать решение об их уничтожении. Подобные разработки ведутся в несколько странах и находятся на завершающих этапах. Также сейчас проводятся работы над возможностью дозаправки БПЛА в воздухе.
Летающие роботы
Беспилотные летательные аппараты, в том числе военные, в последнее время стало модно называть словом «дроны». А разновидностей их существует великое множество: планеры, многопропеллерные и даже на турбореактивной тяге.
Самым массовым БПЛА в армии США является модель RQ-11 Raven производства компании AeroVironment. Главное ее преимущество – запуск с руки по аналогии с авиамоделями, тогда как более крупные планеры нуждаются во взлетной полосе. При необходимости RQ-11 Raven можно перевести в полностью автономный режим слежения, при котором он будет собирать разведанные с помощью бортовых видеокамер без участия оператора.
Разведывательный планер RQ-11 Raven
Наравне с разведывательными БПЛА в армии США применяются ударные дроны, например, MQ-1A Predator. Аппарат был создан компанией General Atomics в 1994 году и за прошедшие два десятилетия неоднократно модернизировался. Новейшая модификация MQ-1A Predator оснащается ракетами класса «воздух-земля» AGM-114C Hellfire.
Ударный дрон MQ-1A Predator
Активно ведутся работы над строительством беспилотных летательных аппаратов в России. В недавних военных учениях принял участие российский разведывательный дрон ZALA 421-08 под кодовым именем «Стрекоза». Кроме того, возобновлен ранее замороженный, еще советский проект по созданию ударного БПЛА под названием Ту-300 «Коршун-У».
Сверхлегкий разведывательный дрон ZALA 421-08
MQ-1 Predator
MQ-1 Predator (ˈpredətə ˈв переводе англ. Хищник ) — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат производства General Atomics (США). Первый полёт состоялся в 1994 году. Стоит на вооружении ВВС США. Активно применяется в данный момент на территории Ирака и Афганистана.
ТТХ:
• Размах крыла, м: 14,84
• Длина самолета, м: 8,23
• Высота, м: 2,21
• Масса, кг
пустого: 512
максимальная взлетная: 1020
• Тип двигателя: 1 x ПД Rotax 914 UL
• Мощность, л.с.: 105
• Максимальная скорость, км/ч: 217
• Крейсерская скорость, км/ч: 110—130
• Дальность полета, км: 740
• Продолжительность полета, ч
нормальная более: 20
максимальная: 40
• Практический потолок, м: 7920
БПЛА Predator B был создан на базе успешного многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 Predator фирмы General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Работы надо Predator B были начаты в частном порядке в 1998 г., но частично финансировались NASA. Первый полет прототипа состоялся в феврале 2001 г.
Было выпущено 3 прототипа YMQ-9A:
• Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.
• Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.
• Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!
БПЛА Predator B представляет собой увеличенный вариант RQ/MQ-1 Predator. Основным отличием является «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее положительную V-образность. Фирма GA-ASI испытывала прототипы Predator B с двумя разными двигателями. Первый — ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T, а второй — ТРДД фирмы Williams FJ44-2A. Оборудование Predator B в основном идентично оборудованию RQ/MQ-1, и состоит из широкодиапазонной инфракрасной оптико-электронной прицельной системы Raytheon AN/ASS-52(V) и РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx фирмы General Atomics. Predator B так же может использоваться как многоцелевой боевой комплекс, вооруженный ПТУР AGM-114C/K Hellfire и другим управляемым оружием. Аппаратура управления БПЛА совместима с наземным оборудованием MQ-1B.
После успешных экспериментов с вооруженным RQ-1 возникла идея отработать применение оружия и с борта Predator B. В феврале 2003 г. БПЛА Predator B в варианте с ТВД, получил обозначение MQ-9A Reaper. И в конце года ВВС США закупили два опытных БПЛА YMQ-9A. Были проведены войсковые испытания этих машин. YMQ-9A продемонстрировали высокие, весьма превосходящие характеристики своего «родителя». БПЛА показали находится в воздухе до 24 часов на высоте 13700 м, а по заявлению фирмы GA-ASI максимальная продолжительность полета составляет 30 часов.
Новейший беспилотный самолет MQ-9 Reaper по классификации ВВС США относится к разряду «охотников-убийц» — самолетов, способных выслеживать цель и уничтожать ее.
MQ-9 Reaper способен нести до 14 ракет Hellfire класса воздух-земля, в то время как широко используемый сейчас беспилотный самолет Predator вооружен только двумя такими ракетами. В случае необходимости вместо ракет MQ-9 Reaper может нести 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II по 250 килограмм каждая.
MQ-9 Reaper с полной нагрузкой может непрерывно находиться в воздухе в течение 14 часов и имеет максимальную скорость 480 километров в час, тогда как максимальная скорость самолета Predator не превышает 215 километров в час.
18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.
Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.
В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.
История становления
Концепцию создания боевого робота приписывают Леонардо да Винчи, который в конце пятнадцатого столетия создал макет механического рыцаря, способного двигать конечностями и поднимать забрало. Но, как и многие другие идеи великого Леонардо, «мехвориор» на столетия опережал свое время, а потому воплотить проект в жизнь не представлялось возможным.
Роботизированный рыцарь Леонардо да Винчи (XV век)
В конце девятнадцатого века Никола Тесла построил миниатюрное радиоуправляемое судно, а Пафнутий Чебышев – стопоход, способный передвигаться по ухабистой местности. Обе эти разработки так или иначе повлияли на развитие робототехники, в том числе военной.
Стопоход Чебышева (конец XIX века)
Само же слово «робот» принадлежит перу чешского писателя-фантаста Карела Чапека, который в 1921 году написал пьесу «Россумские универсальные роботы». Первые же реально действующие боевые роботы появились в 1930-х.
Так, в 1933 году на вооружении Королевских ВВС Великобритании поступил беспилотный летательный аппарат (БПЛА) многократного использования под названием Queen Bee. Существовало две модификации самолета: колесный и гидро, которых за время существования проекта было произведено почти полсотни. Базировался эскадрон Queen Bee на британском авианосце Argus.
Беспилотный самолет Queen Bee (середина 1930-х)
В начале 1940-х в СССР существовал батальон дистанционно управляемых танков – телетанков, насчитывавший более полусотни боевых машин. Задачи они исполняли самые разные: от проверки местности на наличие мин до стрельбы по врагу во время химической атаки.
Советские радиоуправляемые танки Т-26 (Советско-финская война)
Запомнились во время Второй мировой войны и немецкие самоходные мины «Голиаф». Представляли они собой небольшие танкетки (полтора метра в длину и полметра в высоту), которые управлялись по проводу и несли на борту до 100 кг взрывчатки. Этого было достаточно, чтобы уничтожить целый отряд вражеской пехоты и любой, даже самый бронированный танк того времени.
Немецкие самоходные мины «Голиаф» (Вторая мировая война)
История создания[править]
Первый полёт состоялся в 1994 году.
В феврале 2001 года на авиабазе ВВС США Неллис впервые были выполнены испытательные пуски противотанковых ракет (ПТУР) AGM-114 «Хеллфайр» с борта БПЛА «Predator». «Хищник» может вооружаться двумя ПТУР (по одной под каждой консолью крыла).
Наведение на цель производится с помощью штатного лазерного целеуказателя. Фирма GA-ASI работает над следующим поколением беспилотных самолётов Predator, которое получило название Predator B (MQ-9 Reaper), с более высокими характеристиками, массу целевой нагрузки планируется увеличить до 300 кг, а максимальную высоту полёта — до 13700 метров, скорость Predator B будет превышать 400 км/ч, а максимальная продолжительность полёта — 24 ч.
В году общий налёт беспилотных летательных аппаратов типа Predator, стоящих на вооружении ВВС США, достиг полумиллиона часов. По состоянию на начало 2009 года на территории Ирака и Афганистана одновременно использовалось более тридцати беспилотных летательных аппаратов MQ-1B Predator.
В марте 2010 года суммарный налёт MQ-1B Predator в ВВС США достиг 700 000 часов.
В США запущена в мелкосерийное производство следующая модификация MQ-1C Grey Eagle. Пентагон уже оплатил 399 миллионов долларов американской фирме General Atomics для запуска производства.
В году на компанию Netezza подала в суд фирма Intelligent Integration Systems. Истец утверждает, что Netezza при выполнении работы для государственного заказчика незаконно использовала продукты Geospatial Toolkit и Extended SQL Toolkit, принадлежащие IISi. Согласно документам, представленным IISi, Netezza использовала взломанные версии программ. Истец заявляет, что из-за ограниченной функциональности взломанного программного пакета пострадали некоторые функции беспилотника, связанные с позиционированием на местности. Так, ошибка при определении координат может составлять 12 метров, что может быть критично на некоторых режимах полёта, при взлёте и особенно при посадке[источник не указан 2426 дней].
3 марта 2011 года ВВС США получили последний из заказанных MQ-1 Predator. Больше БПЛА этого типа не будет поступать на вооружение, а имеющиеся будут постепенно заменяться новыми MQ-9 Reaper.
По состоянию на 2011 год было построено 360 БПЛА (285 RQ-1 и 75 MQ-1).
Наземные роботы
Развитие военной робототехники существенно ускорилось с началом холодной войны. Тогда-то и появились первые интеллектуальные роботы: с «глазами», «ушами» и прочими сенсорами. И даже после распада СССР и окончания холодной войны военная робототехника остается одной из приоритетных отраслей науки и техники. Аналогично родам войск современные боевые роботы делятся на три группы: наземные, летающие и плавающие.
Передвигаться по земле боевые роботы могут самыми разными способами: на колесах, на гусеницах и даже на «ногах». Примером колесного робота является израильский беспилотный автомобиль Guardium, созданный компанией G-NIUS. Машина построена на базе четырехколесного багги, а потому может применяться не только для охраны автоколонн, но и для разведки на пересеченной местности.
Беспилотный автомобиль Guardium
Куда более универсальным является военный робот Swords (Special Weapons Observation Reconnaissance Detection Systems) производства американской компании Foster-Miller TALON. Помимо видеокамеры с функцией ночной съемки, установить на него можно различные виды стрелкового оружия: штурмовую винтовку M16, пулемет M240 и даже гранатомет M202A1 FLASH. Передвигается робот по земле, снегу и лужам (глубиной до 30 см), при этом человек-оператор может находиться на расстоянии до километра. Боевое крещение роботы Swords прошли в Ираке и Афганистане.
Гусеничный военный робот Swords многоцелевого назначения
Самым же большим специалистом по вопросам разведки и наблюдения считается робот SUGV (XM1216 Small Unmanned Ground Vehicle), также построенный на гусеничном ходу. Он значительно легче и компактнее вышеупомянутого Swords, а в сложенном состоянии легко помещается в солдатский рюкзак. Интересно, что творцом SUGV является американская компания iRobot, хорошо знакомая своими «цивильными» роботами-пылесосами для упрощения уборки в доме.
Во время испытаний робота-разведчика SUGV солдаты использовали, как это ни странно, геймпады Xbox 360
Говоря о сухопутных военных роботах, нельзя пройти мимо сапера MarkV-A1, разработанного американской компанией Northrop Grumman в рамках проекта Remotec ANDROS (включает еще три модели роботов). «Рукастый» робот MarkV-A1 уже поступил на вооружение не только армии США, но и сил быстрого реагирования Канады и Израиля.
Саперный робот MarkV-A1
Преимущества и недостатки БПЛА
Какими же преимуществами обладают беспилотные летательные аппараты по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами? Их множество:
- Значительное снижение габаритных характеристик по сравнению с традиционными ЛА, что уменьшает стоимость, повышает живучесть дронов.Возможность создания небольших БПЛА, способных выполнять различные задачи на поле боя.Беспилотные аппараты способны проводить разведку и передавать информацию практически в режиме реального времени.У БПЛА нет никаких ограничений для применения в особо тяжелых боевых условиях, связанных с большим риском уничтожения аппарата. Для решения особо важных задач вполне можно пожертвовать несколькими беспилотниками.Уменьшение (на несколько порядков) летной эксплуатации в мирный период, которая необходима обычным ЛА для подготовки летного состава.Высокая боеготовность и мобильность.Возможность создания небольших, простых и мобильных беспилотных комплексов для неавиационных формирований.
Кроме несомненных преимуществ, современные БПЛА имеют и целый ряд недостатков:
- недостаточная гибкость применения по сравнению с традиционной авиацией;пока не до конца решены многие вопросы связи, посадки, спасения аппарата;уровень надежность дронов пока еще уступает традиционным ЛА;полеты дронов в мирное время во многих районах ограничены по разным причинам.
Какими бывают беспилотники
На сегодняшний день существует множество беспилотных летательных аппаратов, которые отличаются по своим размерам, внешнему виду, дальности полета и выполняемым функциям. Кроме того, БПЛА можно разделить по способу управления и степени их автономности. Они бывают:
- неуправляемые;дистанционно управляемые;автоматические.
По своему размеру, который обуславливает большинство других характеристик, дроны условно делятся на:
- микро (до 10 кг);мини (до 50 кг);миди (до 1 тонны);тяжелые (с весом больше тонны).
Аппараты, которые входят в группу мини, способны находиться в воздухе не более одного часа, мини – от трех до пяти часов, а средние – до пятнадцати часов. Если говорить о тяжелых БПЛА, то самые совершенные из них уже могут находиться в небе более суток и совершать межконтинентальные перелеты.