Высокий полет авиаконструктора Микояна

Артем Микоян: МиГ – лучший из лучших

То, что он сумел создать, стало настоящим прорывом в истории советской авиации. МиГ-1 стал первым летательным аппаратом, который когда-либо испытывался в натуральную величину в аэродинамической трубе. А это означало, что сроки летных испытаний можно намного сократить, а динамику самолетов – значительно улучшить. И все это было констатировано во время первого же полета. Все испытатели пришли к общему мнению, что данный самолет по своим показателям превосходит все ранее существующие. Однако Артем Микоян – авиаконструктор (фото его вы видите в статье) – не стал ограничиваться уже созданным и вскоре разработал более совершенную модель, которая была названа МиГ-3. Именно он и стал самым массовым самолетом в советской авиации.

НАШИ ЛЮДИ

Яценко, Владимир Панфилович
Конструкторы

советский авиаконструктор

Яковлев, Александр Сергеевич
Конструкторы

советский авиаконструктор, педагог,

Югов, Олег Кириллович
Конструкторы

советский авиаконструктор, учёный

Шмюд, Эдгар
Конструкторы

американский авиаконструктор немецкого происхождения

Шенфинкель, Юрий Ильич
Конструкторы

советский и российский авиаконструктор, лауреат Государственной премии СССР

Шведченко, Алексей Илларионович
Конструкторы

авиаконструктор, лауреат Ленинской премии

Шапошников, Анатолий Владимирович
Конструкторы

советский и российский авиаконструктор; принимал участие в создании самолетов Ил-38, Ил-62, Ил-86

Шавров, Вадим Борисович
Конструкторы

советский авиаконструктор

«МиГ» сегодня

Уникальная аэродинамическая компоновка МиГ-29 стала основой для создания самолета с принципиально новыми возможностями – многофункционального авиационного комплекса МиГ-35. Этот истребитель был разработан с учетом опыта эксплуатации МиГ-29 в различных климатических условиях, а также опыта его боевого применения в горячих точках. Он создавался для работы в условиях плотного действия ПВО противника, с возможностью базирования вблизи линии боевого соприкосновения.

Среди отличительных характеристик МиГ-35 – пониженная радиолокационная заметность, повышенные срок службы, ресурс самолета и двигателей, открытая архитектура бортового оборудования. При этом стоимость летного часа снижена в 2,5 раза в сравнении с предшественником. По своим характеристикам МиГ-35 максимально приближен к пятому поколению истребителей. В 2018 году подписан контракт на поставку МиГ-35 ВКС России.

Сегодня российская самолетостроительная корпорация «МиГ» является одним из немногих производителей, осуществляющих полный жизненный цикл авиатехники: от конструкторских работ и производства до послепродажного обслуживания. В структуру «МиГа» входят Корпоративный центр, ОКБ им. А.И. Микояна в составе Инженерного центра и Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова, Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина, Калязинский машиностроительный завод и Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». В свою очередь, «МиГ» является частью Объединенной авиастроительной корпорации.

Сегодня внимание «миговцев» сосредоточено на разработке современных авиационных комплексов и модернизации ранее поставленных самолетов. Для новых моделей силами предприятий корпорации создаются обучающие тренажеры и программное обеспечение

В странах, эксплуатирующих самолеты марки «МиГ», создается необходимая инфраструктура, в том числе сервисные центры. Кроме того, в мире до сих пор используются самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25, которые требуют технического обслуживания, ремонта и модернизации. В рамках диверсификации производства на площадках «МиГа» организуется выпуск регионального пассажирского самолета Ил-114-300, в кооперации с промышленными компаниями России запущен ряд новых перспективных проектов.

К 80-летию «МиГ» пришел современной компанией с высоким уровнем цифровизации производства. Успешно реализуются плановые поставки авиатехники ВКС РФ и зарубежным партнерам, ведутся разработки по перспективным направлениям, в том числе по беспилотной технике и программе ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата).

Зрелые годы

В 1923 году переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону. Днём — работал токарём на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай», а по вечерам посещал занятия в школе ФЗУ. В 1924 году в дни ленинского призыва Микояна приняли кандидатом в члены РКП(б), а год спустя, в июне 1925 года, он стал полноправным членом партии. В ноябре он прибыл в Москву, где первое время жил в доме Екатерины Сергеевны Шаумян, вдовы С. Г. Шаумяна, одного из 26 бакинских комиссаров. Первым делом Микоян устроился токарем на завод «Динамо», где проработал вплоть до 1928 года. Сначала снимал квартиру, позже перебрался жить к инженеру-конструктору Додеву. В декабре посетил XIV съезд ВКП(б). В 1928 году был рекомендован на должность секретаря парторга Октябрьского трамвайного парка. В декабре был призван в ряды РККА. Микоян был зачислен в пехоту, срочную службу проходил в войсковой части города Ливны Орловской области. В августе 1929 года был переведён в Иваново-Вознесенскую военную школу (впоследствии — первое советское танковое училище) в городе Орле.

После службы в армии работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в ВВА имени Н. Е. Жуковского. В числе преподавателей академии были основоположник аэродинамики Б. Н. Юрьев, математик В. В. Голубев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин, В. Ф. Болховитинов, В. П. Глушко и мн. др.

В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт — легкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. Весной 1936 года Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.

Биография

Детство, юность

Родился 23 июля (5 августа) 1905 года в горном селении СанаинБорчалинского уезда Тифлисской губернии в бедной крестьянской армянской семье. Помимо Анушавана в семье было ещё четверо детей — двое сыновей (Ерванд и Анастас) и две дочери (Воскеат и Астхик). Его отец, Ованес Нерсесович Микоян (1856—1918), работал на медеплавильном заводе в Манесе. Его мать — Тамара (Талита) Отаровна Микоян (1867—1960) — была домохозяйкой.

Начальное образование получил в сельской школе (два класса). После смерти отца в 1918 году мать отправила Анушавана в Тифлис к двоюродной сестре Вергинии Туманян. Здесь он продолжил своё обучение в армянской школе. Летом 1921 года Микоян организовал в родном селе комсомольскую ячейку.

Зрелые годы

В 1923 году переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону. Днём работал токарем на заводе «Красный Аксай», а по вечерам посещал занятия в школе ФЗУ. В 1924 году в дни ленинского призыва Микояна приняли кандидатом в члены РКП(б), а год спустя, в июне 1925 года, он стал полноправным членом партии. В ноябре он прибыл в Москву, где первое время жил в доме Екатерины Сергеевны Шаумян, вдовы С. Г. Шаумяна, одного из 26 бакинских комиссаров. Первым делом Микоян устроился токарем на завод «Динамо», где проработал вплоть до 1928 года. Сначала снимал квартиру, позже перебрался жить к инженеру-конструктору Додеву. В декабре посетил XIV съезд ВКП(б). В 1928 году был рекомендован на должность секретаря парторга Октябрьского трамвайного парка. В декабре был призван в ряды РККА. Микоян был зачислен в пехоту, срочную службу проходил в войсковой части города Ливны Орловской области. В августе 1929 года был переведён в Иваново-Вознесенскую военную школу (впоследствии — первое советское танковое училище) в городе Орле.

После службы в армии работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в ВВА имени Н. Е. Жуковского. В числе преподавателей академии были основоположник аэродинамики Б. Н. Юрьев, математик В. В. Голубев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин, В. Ф. Болховитинов, В. П. Глушко и мн. др.

В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт — легкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. Весной 1936 года Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.

Работа в КБ Поликарпова

Могила Микояна на Новодевичьем кладбище.

По окончании академии Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939 г. на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Н. Н. Поликарпова, которого назначили Главным конструктором завода. Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист, и вскоре ему поручили контролировать разработку истребителя И-153.

В мае 1939 года на ГАЗ № 1 были переданы работы по скоростному истребителю И-180. Вскоре Н. Н. Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Воронин П.А. и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе М. И. Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути — новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор Микоян. Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.

8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А. И. Микояна.

Член ВКП(б) c 1925 года. Депутат ВС СССР 3—8 созывов. Генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155. Академик АН СССР ().

Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Дальнейшая деятельность

А. Микоян после окончания университета был направлен в качестве научного сотрудника в конструкторское бюро. Его руководителем стал известный авиаконструктор Николай Поликарпов. Тот уже был знаком со смоделированным Микояном самолетом, который к этому времени уже был построен, назывался “Октябренком” и использовался в учебных целях в Осоавиахиме. Он рассматривал Артема как многообещающего авиаконструктора и включил его в работающую над истребителем И-15 группу.

Поликарпов вскоре понял, что Микояну можно доверить не только процесс усовершенствования уже существующих моделей, но и разработку новых. Именно в этой группе Артем Иванович познакомился с Гуревичем, который впоследствии станет соавтором знаменитых во всем мире МиГов. Однако работа над ними началась только после того, как А. Микояна назначили руководителем конструкторского бюро завода № 1 Осоавиахима. Вот здесь-то он и смог в полную меру работать над реализацией своих замыслов.

«МиГ» для космоса и истребители четвертого поколения

С 1965 года ОКБ Микояна подключается к работе над не свойственной ему темой – экспериментальным пилотируемым орбитальным самолетом (ЭПОС). Программа называлась «Спираль», и в ее рамках сотрудниками ОКБ был разработан и построен дозвуковой самолет-аналог 105.11. Во время экспериментальных полетов самолет-носитель Ту-95К сбрасывал его с высоты 6 км. В 1977-1978 годах было выполнено 6 полетов, результаты которых применялись в дальнейшем при создании легендарного многоразового космического корабля «Буран».

В 1968 году ОКБ Микояна начинает работы над первым советским истребителем четвертого поколения Е-155МП (будущий МиГ-31). Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия был оснащен новейшим оборудованием, в том числе впервые в мире радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. В 1979 году МиГ-31 пошел в серию, и сегодня его модифицированные версии используются в ВКС РФ. В марте 2018 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию впервые продемонстрировал запуск новейшей авиационной гиперзвуковой ракеты «Кинжал» с высокоскоростного самолета-носителя МиГ-31. Аналогов этому авиационному комплексу в мире не существует. 


Истребитель МиГ-29К

Другим истребителем четвертого поколения стал МиГ-29, принятый на вооружение в 1987 году. Широкое использование композитных материалов, рациональная аэродинамика и надежная автоматизированная система управления обеспечили самолету отличные маневренные характеристики. Все системы управления, защиты и вооружения впервые в мире объединены в единый комплекс, управляемый бортовыми компьютерами. В 1989 году на корабельной модификации МиГ-29К впервые был совершен взлет с палубы авианосца, оборудованной трамплином. На настоящий момент выпущено более 1600 экземпляров МиГ-29, значительная часть которых ушла на экспорт.

Трагический конец

А что же Поликарпов? Он теперь редко бывал в хорошем настроении. Николай Николаевич страдал сильными болями в желудке (как потом выяснилось, у него был рак). Но он мужественно отказывался от болеутоляющих средств, чтобы не заснуть и не потерять даже нескольких часов, необходимых для передачи ученикам переполнявших его нереализованных замыслов. Но сил с каждым днем оставалось все меньше и меньше, и в 1944 году его не стало.

Поликарпова тихо похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле установили памятник работы скульптора С. Меркулова, изображающий падающего Икара.

Разное

Брат А.И. Микояна.
Сын Микоян Ованес Артемович

В Микояне удачно сочетались изобретатель, инженер и конструктор, он обладал удивительным даром объединять людей, сплачивать коллектив, видеть новое, передовое. А.И. Микоян принимал участие в создании первых советских ракет

Он проявлял большую заботу о коллегах, с особой теплотой, вниманием относился к испытателям новой авиационной техники, был удивительно скромным человеком. Вся творческая жизнь выдающегося авиаконструктора связана была с Москвой, здесь и сейчас работает славный коллектив КБ имени Микояна

По примеру Артема Микояна авиаконструктором стал и его племянник – Микоян Вано Анастасович.
Депутат Верховного Совета СССР 3-8-го созывов.
На родине Микояна, в с. Санаин в Армении, установлен его бронзовый бюст и мемориальный комплекс.
8 декабря 1939 года – приказом НКАП Артем Иванович Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора завода № 1. Этот день считается днем образования КБ им. Микояна, которое сейчас входит в структуру Российской самолетостроительной корпорации “МиГ”, и днем рождения самолетов марки “МиГ”.
Самолёт “МиГ-17” с бортовым № 31 установлен в столице Башкирии городе Уфе на постаменте перед зданием главного корпуса Уфимского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе, ныне – Уфимский государственный авиационный технический университет (на мемориальных плитах увековечены имена конструкторов самолета, а также лётчиков, пилотировавших именно эту крылатую машину). (см. Фото – “МиГ-17”)
Самолёт “МиГ-21” называют памятником Артёму Ивановичу Микояну, во первых из-за его лётных качеств, а также, наверное, из-за того что он, в различных своих модификациях дольше всех других самолётов находился на вооружении и не только в Советском Союзе. (см. Фото Самолёт “МиГ-21”)

Имя А. И. Микояна было присвоено

  • Московскому мясокомбинату (затем — фирма «Микомс», далее — фирма «Микоян»)
  • Всесоюзному институту табака и махорки (ВИТИМ)
  • ВНИИ холодильной промышленности
  • Государственному театру юного зрителя (Ереван)
  • с. Микояновка — ныне п. Октябрьский (Белгородская область)
  • поселок Микоянабад — ныне Кабадиён (Таджикистан)
  • п. имени Микояна — ныне г. Кара-Балта (Киргизия)
  • с. имени Микояна — ныне с. имени Мичурина (Татарстан)
  • п. Микоян — ныне Ехегнадзор (Армения)
  • х. Микоян — ныне Таловый (Ростовская область)
  • п. Микояновск — ныне Октябрьский (Камчатский край)
  • п. Микояновск — ныне Хинганск (Еврейская АО)
  • г. Микоян-Шахар — ныне Карачаевск (1926—1944)
  • Микояновский район — ныне Октябрьский (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)
  • группа Талицких заводов С 01.04.1939г. по 01.06.1941г.

Микоян в фольклоре

  • В конце 1970-х годов про Анастаса Микояна была сложена пословица: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».
  • Единица политической долговечности — один Микоян.

Мемориальная доска

Установлена по адресу: г. Москва, Улица Серафимовича, дом 2.

Надпись: “В этом доме с 1943 года по 1963 год жил и работал советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Артём Иванович Микоян”.

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.34, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Տիգրան Հայազն, Գարեգին Ղազարյան: 1000 հայազգի գեներալներ,ծովակալներ.-Ե.,Հեղինակային հրատարակություն, 2009 թ.,էջ 391: ISBN 978-9939-53-105-2
  • Арзуманян А. М. Генеральный конструктор А. И. Микоян. М., 1961
  • Гогитидзе М., Бежиташвили Г. Военная элита Армении (Армяне- генералы, уроженцы Грузии) Биографический справочник. Тбилиси, 2014. ISBN 978-9941-0-6581-1
  • Арлазоров М. Артём Микоян. М., 1978
  • Арутюнян К.А., Погосян Г.Р. Вклад армянского народа в победу в Великой Отечественной войне. Ер., 2010. С. 711-725
  • Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000
  • Казинян А. 100 величайших армян ХХ века. М., 2006. С. 50-51
  • Минаев А. Самолеты конструкции А. И. Микояна // Вестник воздушного флота. 1951, № 7
  • Новиков М. В. Творцы оружия. М., 1971
  • Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. М., 1977
  • Саркиян А.Е. Армяне-военные ученые, конструкторы, производственники и испытатели XX века. Ер.,1988, с.30-42
  • Фотоистория самолетов-истребителей “МиГ”
  • Российской академии наук
  • Ереван
  • Личности
  • Хронос
  • Могилы знаменитостей
  • Знаменитые армяне (исп. яз.)
  • Артем Микоян
  • Микоян
  • Микоян Артем
  • Микоян Артем Иванович

Кем был Микоян?

К тому времени он окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище) при заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай», а потом поступил, не имея среднего образования, сразу на инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, который окончил в 1937 году.

Затем он был военпредом на сборке самолетов на серийном заводе, а в марте 1939 года его перевели в ОКБ Н. Н. Поликарпова и назначили на должность начальника бригады по внедрению в серию истребителей И-153. Т. е. никакого конструкторского образования у Микояна не было.

А что же у него было? А у него был старший брат Анастас Иванович Микоян, который был в то время членом Политбюро и наркомом внешней торговли. Кроме того, брат наркома авиапромышленности — Ю. М. Каганович — с начала 1939 года работал заместителем у Анастаса Микояна в Наркомате внешней торговли. Поэтому взлет карьеры Артема Микояна был закономерен.

Для решения оперативных вопросов ОКО имело право непосредственно обращаться в наркомат. Уже 14 декабря Микояна назначили исполняющим обязанности заместителя главного конструктора по заводу № 1.

Обстановка в КБ Поликарпова сложилась тяжелая. Кто-то усиленно распространял слухи о том, что главного конструктора по возвращении из Германии могут и расстрелять. А что его снова арестуют, почти ни у кого сомнений не вызывало!

Николай Николаевич, вернувшись из Германии, воспринял разделение его КБ на две части с недоумением, но ничего сделать не мог. Даже обращения в наркомат ничего не дали. Поликарпов, и он сам в этом признавался, получил тяжелую моральную травму. По-простому говоря, конструктор сломался и уже не мог избавиться от этой травмы до конца своей жизни.

На одном из совещаний, когда спросили его мнение о новом истребителе, он с раздражением ответил: «Чего вы интересуетесь моим мнением? Артем Иванович его строит — и пусть дальше строит. У нас некому жаловаться. В Германии можно жаловаться Герингу, а у нас некому!»

После этих слов все присутствующие замолчали, как пораженные громом. Но Поликарпов смягчил свои слова, сказав, что замечаний у него нет. Так фактически и произошла передача И-200 в ОКБ А. И. Микояна.

5 апреля 1940 года летчик-испытатель Екатов поднял в воздух первый экземпляр нового самолета. Была достигнута максимальная скорость 628 км/ч на высоте 7000 метров. После доработок ее удалось довести до 648 км/ч на высоте 6900 метров.

Трудовая деятельность

Переехав в Россию, Артем Микоян поступил в фабрично-заводскую школу “Красный Аксай”, где стал учиться на токаря, а затем устроился на работу на местный завод. Далее он попал в железнодорожные мастерские. Какое-то время он оттачивал свое мастерство, однако осознавал, что это не может быть его призванием.

Одним словом, Артем Микоян, биография которого представлена в этой статье, жаждал знаний и, чтобы получить их, решил отправиться в Москву. Здесь он устроился на завод “Динамо” – самое первое в СССР электротехническое предприятие. Именно здесь он сменил свое имя Анушаван на Артем, а отчество Ованесович – на Иванович.

Он так увлекся своей работой, что даже не находил времени для поступления в какой-нибудь вуз. Зато на заводе он получал другое, жизненное образование и набирался ценного во всех отношениях опыта. В Москве Артем снимал угол у дворника и спал в буквальном смысле под умывальником.

А в это время его старший брат Анастас уже занимал высокий пост в правительстве страны, однако младший не позволял себе обратиться к нему с просьбой обеспечить его жильем. В их семье это было не принято: каждый стремился к самостоятельности и не досаждал просьбами другому. Артем лишь написал Анастасу, что он в Москве, устроился на работу и у него все в порядке.

Образование

Начальное образование Артем Микоян получил в сельской школе Санаина, которая располагалась в одноименном древнехристианском монастыре – центре армянской культуры в данном регионе. После внезапной кончины отца семейства Талида Отаровна решила определить младшего сына в приходскую армянскую школу в городе Тифлисе. Он ее окончил в 1918 году. После этого он вернулся в родное село и, как и старший брат, увлекся революционной деятельностью, вступил в ряды комсомола и даже был назначен руководителем местной комсомольской ячейки. Через несколько лет Анастас Микоян получил должность секретаря Юго-Восточного бюро Центрального Комитета КП. Сразу после назначения он зовет младшего брата к себе в Ростов.

Передачи

  • Academia
  • Big Opera – 2019
  • XX век
  • XX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов “Щелкунчик”
  • Абсолютный слух
  • Агора
  • Балетная энциклопедия
  • Белая студия
  • Библейский сюжет
  • Билет в Большой
  • Ближний круг
  • Большая опера – 2017 (пятый сезон)
  • Большая опера – 2019 (шестой сезон)
  • Большая опера (все сезоны)
  • Больше, чем любовь
  • Большие и маленькие
  • Большие Маленьким
  • Большой балет
  • БОЛЬШОЙ БАЛЕТ- 2018
  • Большой джаз
  • Власть факта
  • Война и мир. Читаем роман
  • Гении и злодеи
  • Гений
  • Главная роль
  • Документальная камера
  • Ехал Грека…
  • Жизнь замечательных идей
  • Завтра не умрет никогда
  • “Игра в бисер” с Игорем Волгиным
  • Искатели
  • Искусственный отбор
  • Картина мира с Михаилом Ковальчуком
  • Квартет 4×4. 1 сезон
  • Квартет 4×4. 2 сезон
  • Кинескоп с Петром Шепотинником
  • Кинопоэзия
  • Клуб “Шаболовка, 37”
  • Коллекция
  • Коллекция интервью
  • Кто мы?
  • Кто там…
  • Культ кино
  • Легенды балета XX века
  • Легенды мирового кино
  • Линия жизни
  • Любовь в искусстве
  • Магистр игры
  • Моя любовь – Россия!
  • МЫ – ГРАМОТЕИ!
  • Наблюдатель
  • Нано-Опера
  • Научный стенд-ап
  • Нефронтовые заметки
  • Новости культуры
  • Новости культуры с Владиславом Флярковским
  • Новости. Подробно
  • ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ НА САЙТЕ TVKULTURA.RU
  • Оркестр будущего
  • “Особый взгляд” с Сэмом Клебановым
  • Острова
  • Открытая книга
  • Открытый музей
  • Пешком…
  • Письма из провинции
  • Полиглот (все программы)
  • Послушайте!
  • Правила жизни
  • Пряничный домик
  • Пятое измерение
  • Романс – XXI век
  • Романтика романса
  • Рэгтайм, или Разорванное время
  • САС. Те, с которыми я…
  • Сати. Нескучная классика…
  • Синяя птица. Сезон 2017
  • Сита и Рама
  • Телескоп
  • “Тем временем. Смыслы” с Александром Архангельским
  • Царская ложа
  • Черные дыры. Белые пятна
  • Что делать?
  • Шедевры мирового музыкального театра
  • Шедевры старого кино
  • Щелкунчик. International Television Contest for Young Musicians ‘The Nutcracker’
  • Щелкунчик. XIX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Щелкунчик. Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Энигма
  • Эрмитаж
  • 2 ВЕРНИК 2
  • 20th International Television Contest for Young Musicians the Nutcracker

Начало пути

Одним из первых самолетов Николая Поликарпова стал Р-1 — деревянный биплан с полотняной обшивкой крыльев, построенный под его руководством в 1922 году на заводе «Дукс». Это был традиционный, ничем не выделяющийся в то время по своим характеристикам самолет. Но в голове конструктора уже созревала революционная идея создать маневренный скоростной истребитель-моноплан. Она оказалась настолько смелой, что вызвала многочисленные возражения даже среди инженеров. Ведь в то время и в СССР, и за рубежом господствующей схемой в авиации являлся биплан, который был лучше в управлении, а также более маневренным, чем самолет с одним крылом. Но он уступал моноплану в скорости, что для воздушного боя имело решающее значение.

Заслуга Поликарпова состояла в том, что он сумел разглядеть в неказистом моноплане будущее мировой авиации. Николай Николаевич пошел на риск и вместе с молодыми инженерами А. Поповым и Н. Косткиным спроектировал первый советский истребитель-моноплан ИЛ-400. Через десять лет схема моноплана стала господствующей.

Но, оглядываясь на прошлое этого выдающегося конструктора, можно сказать, что его преследовал какой-то рок. Сначала не вышел из штопора и разбился И-1 — модификация ИЛ-400. А в марте 1926 года происходит катастрофа лучшего по своим характеристикам и схеме двухместного истребителя-биплана 2И-Н1. Затем на Д-2, также двухместном истребителе, разбивается летчик А. Чекарев. Через год разваливается коробка крыльев самолета П-2, но летчик Б. Бухгольц спасается на парашюте.

И вот в 1929 году (очевидно, в связи с этими авариями и катастрофами), несмотря на ряд удачных конструкций, таких как У-2 (По-2), просуществовавший почти 35 лет, разведчик Р-5, на котором впоследствии были вывезены почти все челюскинцы, Поликарпов вместе с известным конструктором морской авиации Д. Григоровичем был репрессирован. Только спустя почти два года они были освобождены из тюрьмы, и для Поликарпова начинаются, наверное, лучшие годы его жизни.

Разработки

Под его руководством (совместно с М. И. Гуревичем и В. А. Ромодиным) созданы участвовавшие в Великой Отечественной войне самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3. После войны в КБ Микояна были созданы истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-33, МиГ-35.

КБ Микояна автор разработки истребителей спутников космического базирования. В 1986 году конструкторское бюро им. Микояна начало доработку двух истребителей «МиГ-31» под иной состав вооружения. Модифицированный самолет получил обозначение «МиГ-31Д» («Изделие 07»). Самолету предстояло нести одну большую специализированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под неё. Оба прототипа не имели радиолокационных станций (вместо неё был 200-килограммовый весовой макет), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов для управляемых ракет «Р-33» зашили, установив центральный выдвижной пилон для противоспутниковой ракеты. Кроме того, «МиГ-31Д» оснастили наплывами, как на «МиГ-31М», и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе «МиГ-25П». «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты.

Самолеты-прототипы получили бортовые номера «071» и «072». Они несли службу с 1978 по 1993 гг.

На самолётах КБ Микояна было установлено 55 мировых рекордов.

Личная жизнь

Конец 30-х был удачным для Микояна не только в плане карьеры, но и на личном фронте. Он познакомился с прекрасной девушкой Зоей Лисициной на дне рождения у своего друга Геворга Аветисяна. Между ними завязалась симпатия, которая в дальнейшем переросла в любовь. После того, как его выбор одобрила семья, Артем Оганесович женился на Зое Ивановне, и тогда молодой семье была выделена комната в коммунальной квартире на улице Кирова. Туда и переехала к ним жить Талида Отаровна. Позже в своих воспоминаниях Анастас Микоян писал о невестке, что она прекрасно вписалась в их армянскую семью, была очень доброй и покладистой, уважала армянские традиции. Кстати, она была сотрудницей ТАСС.

Самостоятельная работа: дебют в качестве конструктора

По возвращении из Харькова Артем Микоян загорелся желанием заняться собственным проектом – изготовлением нового самолета при использовании старого авиационного мотора, который ему передал инженер Шитиков. Вместе со своими приятелями Павловым и Самариным Артем спроектировал модель спортивного летного аппарата. Однако дальше этого они не смогли пойти, поскольку не было ни денег, ни оборудования. Зато они представили чертежи этого самолета на проводимый Осоавиахимом всесоюзный конкурс. К удовольствию ребят, их проект был признан лучшим, и в этой связи членами жюри было решено дать возможность молодым конструкторам построить показательные экземпляры данной летной машины.

История жизни: детство

В 1905 году в далеком горном селении Санаин, которое находилось в Борчалинском уезде Тифлисской губернии, входящей в Российскую империю (сегодня Санаин – район города Алаверди, Армения), родился мальчик, которого назвали Анушаваном. Его семья была многодетной: он был самым младшим ребенком плотника Ованеса Нерсесовича Микояна, который работал на местном медеплавильном заводе, и Талиды Отаровны – домохозяйки. В деле воспитания малыша участвовали и старшие дети, в особенности брат Анастас – в будущем известный политический, партийный и государственный деятель СССР. Итак, Микоян Артем Иванович – авиаконструктор – свое детство провел в горах, где любил наблюдать за полетом орлов, паривших высоко в небе. Где-то с 5 лет он помогал старшим пасти коз и сопровождал стадо в горы.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий