МиГ-15 – FAGOT

Рекомендации

Заметки

  1. ^
  2. Родни Стил, МиГ v Saber войны в месяц (1976), стр. 41.
  3. ^ войны в месяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 41).
  4. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 42).
  5. Stephens, Going Solo , стр. 231-233
  6. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 43).
  7. Eather, Odd Jobs , стр. 119, 126
  8. Херст, Забытом Мало , стр. 126, 142
  9. ^ Hurst, Забытом Мало , стр. 143-145
  10. Eather, Odd Jobs , стр. 126-127
  11. ^ РАФ Исторический раздел, Борец Единицы , стр. 58
  12. Stephens, Going Solo , с. 234
  13. Hurst, Забытом Мало , стр. 147-151
  14. Eather, Odd Jobs , стр. 132-133
  15. Eather, Odd Jobs , стр. 136
  16. Hurst, Забытые Мало , стр. 152
  17. Hurst, Забытые Мало , стр. 167
  18. Hurst, Забытом Мало , стр. 171-172
  19. Крылов; Tepsurkaev, советские МиГ-15 Aces Корейской войны , стр. 48-49
  20. Gabreski был Второй мировой войны тузов с 28 победами над люфтваффе в его пользу. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 44).
  21. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 44).
  22. Stephens, The Royal Australian Air Force , стр. 236-237
  23. Уилсон, Братство Авиаторов , стр. 181-182
  24. Stephens, Going Solo , с. 241
  25. Hurst, Забытом Мало , стр. 194-195
  26. ^ войны в месяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 46).
  27. РАФ Исторический раздел, Борец Единицы , стр. 59
  28. Eather, Odd Jobs , стр. 152
  29. Hurst, Забытом Мало , стр. 215-216
  30. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 48).
  31. Budiansky, Стивен (2016). Код Warriors . Нью – Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 140-141. ISBN   .
  32. ^ Залог (февраль 1991)
  33. ^

Список используемой литературы

  • Калл, Брайан и Ньютон, Денис. С янки в Корее. Volume One . Grub Street, 2000. ISBN  1-902304-49-7
  • Дэвис, Ларри. МиГ Alley воздуха в воздушном бою над Кореей . Уоррен, штат Мичиган: Squadron / Signal Publications Inc., 1978. ISBN  0-89747-081-8 .
  • Франсильон, Рене. Dans ле Cieux де Избранных . Воздушный вентилятор № 317 апрель 2005
  • Гордон, Ефим и Дэвисон, Питер. Микоян Гуревич МиГ-15 ФАГОТ . Специализированные издателей и оптовики. 2004. ISBN  1-58007-081-7
  • Крылов, Леонид и Tepsurkaev, Юрий. Советский МиГ-15 асов корейской войны . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2008. ISBN  1-84603-299-7 .
  • Кум-Сук, нет и Osterholm, J. Roger. МиГ-15 к свободе: Мемуары о Wartime северокорейского Defector Кто первый Поставленный Секретный истребитель для американцев в 1953 году . McFarland & Co. Publishers, 1996.
  • Mesko, Джим. Воздушная война над Кореей . Carrollton, Техас: Squadron / Signal Publications Inc., 2000. ISBN  0-89747-415-5 .
  • Томпсон, Уоррен. F-86 Saber Aces 4 – го авиакрыла . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2006. ISBN  1-84176-996-7 .
  • Томпсон, Уоррен. F-86 Saber Aces 51 – го истребительного авиаполка . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2006. ISBN  1-84176-995-9 .
  • Томпсон, Уоррен. F-86 Saber Aces 4 – го истребительного крыла перехватчика . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2002. ISBN  1-84176-287-3 .
  • Томпсон, Уоррен. Корея Air War (2) . Лондон, W1X 9DA, Великобритания: Osprey Publishing Ltd, 1988. ISBN  1-85532-234-X .
  • Томпсон, Уоррен и Dorr, Роберт. Korean Air War . St Paul, MN, USA: Motorbooks International, 2003. ISBN  0-7603-1511-6 .
  • Томпсон, Уоррен; Dorr, Роберт; Озеро, Джон. Korean War Aces . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 1995. ISBN  1-85532-501-2 .
  • Werrell, Кеннет. Сабли Над МиГ Alley: F-86 и битва за господство в воздухе в Корее . Аннаполис: ВМС США институт прессы, 2005. ISBN  1-59114-933-9 .
  • Сяомин Чжан. Red Wings Over Яла . Texas A & Пресс-Колледж Стейшн M University, 2002. ISBN  1-58544-201-1

История создания

В 1946 году после приглашения в Кремль, группа конструкторов ОКБ-155 ознакомилась с требованиями по строительству машины с реактивным двигателем, имеющим возможность достичь околозвуковой скорости. А.И. Микоян и М.И. Гуревич понимали, что создание такого самолёта возможно, если использовать все наработки прежних лет по аэродинамике стреловидного крыла.

Параллельно с такими работами разрабатывали конструкцию катапультируемого кресла и двигателя для реактивного самолёта. Своего двигателя у нас ещё не было, пришлось ехать за опытом и двигателями Rolls-Royce Nene и Derwent в Англию. Купив десять английских двигателей в 1946 году и 15 штук в 1947 году, советские инженеры изучили и сняли чертежи моторов. Вскоре получив обозначение РД-45, переделанный английский мотор был запущен в серию.

МиГ-15

В ОКБ-155 тем временем окончательно был принят вариант простого фюзеляжа с двумя воздушными каналами от носа корпуса до двигателя, расположенного в хвосте самолёта. Заводское обозначение эта машина имела И-310 и три опытных экземпляра были построены в 1947 году, один из них оснастили двигателем повышенной надёжности РД-45Ф.

По старой традиции в последние дни уходящего 1947 года пилот ОКБ-155 В.Н. Юганов опробовал в воздухе предсерийный экземпляр реактивного истребителя. Прошёл год и 30 декабря 1948 года первая серийная машина под управлением того же В.Н. Юганова оторвалась от бетонной полосы заводского аэродрома и выполнила установочный полёт.

МиГ-15 взлёт

С каждым днём росло качество выпускаемых самолётов, изделие в ходе изготовления подвергалось постоянному совершенствованию. Конструктором В.Я. Климовым был подготовлен модернизированный двигатель ВК-1, которым оснастили новую модификацию самую массовую, получившую индекс МиГ-15 бис. Перед непосредственным выходом в серию, заменили вооружение машины — были установлены две новые пушки НР-23 и одна Н-37. После согласования с министерством обороны в конструкторском бюро разработали проект нового учебного самолёта МиГ-15УТИ и уже в январе 1949 года новая машина была опробована в полёте. На этой «спарке» не одно поколение пилотов получило путёвку в небо.

отава

МиГ-15с изогнутый , чтобы атаковать ВВС США B-29s , 1951.

Сражения МиГа Alley произвело много истребителей тузов . Лучшие асы были русские. Николай Сутягин утверждал , 21 убийств, в том числе девять F-86s, один F-84 и один Глостер Метеор менее чем за семь месяцев. Его первое убийство было F-86A Роберта Х. Laier 19 июня 1951 (перечисленные американцами как отсутствующие в действии), и его последнее был 11 января 1952, когда он сбит и погиб Thiel М. Ривза, который был подвесе F-86E (Ривз также указан как МВД). Другие известные советские асы включают Yevgeni Г. Пепеляев, который приписывают 19 убийств, и Лев Кириллович Щукина, который приписывают 17 убийств, несмотря на то , сбиты два раза сам.

Верхняя ася ООН войны, капитан Джозеф С. Макконнелл , утверждала , 16 МиГов, в том числе три на один день. Его история показана в фильме под названием The Макконнелл Story , в ролях : Алан Лэдд и Джун Эллисон . На второе месте забили туз ООН, майор Джеймс Джабар , был первой ООН струйных против реактивного туза. Еще один туз, Фредерик С. «Boots» благословлять , утверждал девять МиГ-15 в его F-86 Saber , а позже написал No Guts, No Glory , руководство воздушного истребителя боя , который до сих пор изучается сегодня. Джеймс P Хагерстр утверждал 8,5 убивает. Джордж Эндрю Дэвис-младший стал одним из первых членов нового ВВС США получить Почетную медаль после того, как был убит, ведя его сечение двух F-86s против 12 МиГ-15 , когда он пытался застрелить их всех ,

Вновь созданная Народно-освободительной армии ВВС Китая также появились семь эйсов. Среди них, Цзян Daoping сбил верхний туз США Джозеф С. Макконнелл . Хойт Ванденберг , то начальник штаба ВВС США , заявил , что PLAAF стала одной из основных военно – воздушных сил.

Более тридцати пилотов Saber было заявлено, что был сбит в тылу врага , и их судьба никогда не была окончательно установлена. Выжившие пилоты, схвачен и позднее репатриирован после перемирия, сообщили , что допрошены корейцев, русских и китайцев. В течение многих лет после того, как Корейская война закончилась в 1953 году, ходили упорные слухи пилотов плену у Советов.

Ряд компьютерных видеоигр , основанных на боевом МИГЕ Alley был произведен, среди них МиГ Alley Ace , выпущенный MicroProse в 1985 году.

Музейный экспонат

Самое время спросить: а что же американцы, сумели ли они добыть МиГ-15? В 1951 году ничего не получилось – на американский миллион никто не клюнул. Но при исследовании этой почти детективной истории всплыла публикация в шведском журнале «Интеравиа» (№ 4 за 1971 год). На одной из страниц был запечатлён советский МиГ-15 с бортовой надписью, свидетельствующей о его принадлежности ВВС США. Из текста можно было узнать, что прописку в Национальном музее авиации и аэронавтики в Вашингтоне самолёт обрёл благодаря «усилиям» северокорейского лётчика в сентябре 1953 года, то есть уже после окончания войны. Уточним: самого молодого на тот момент лётчика ВВС Северной Кореи Но Гым Сока, который перелетел в Южную Корею. Угнанный им МиГ-15 был облётан известным американским лётчиком-испытателем Чаком Йегером, и эти испытания  безусловно помогли американцам получить ответы на многие вопросы.

Но миллионером Но Гым Сок не стал. Ему заплатили 100 тысяч долларов, как и обещали в самом начале. В общем, невысоко оценили подвиг предателя.

История создания[править | править код]

Проектирование нового истребителя было начато в конце 1946 года. Вначале предполагалось, что это будет развитие МиГ-9, и проект И-320 (ФН) даже предусматривал использование прямого крыла. Очень скоро стало ясно, что прямое крыло не обеспечивает необходимых лётных характеристик. Новый проект со стреловидным крылом получил обозначение И-310 (С). Существует версия, что значительное влияние на новый самолёт оказал немецкий проект Фокке-Вульф Та-183, однако большинство авторов подвергает этот факт сомнению.

Очень важная роль отводилась двигателю будущего самолёта. Несмотря на уже начавшуюся «холодную войну», Советскому Союзу удалось получить у Великобритании техническую документацию и лицензию на серийное производство реактивного двигателя «Нин» I, на основе которого был создан новый двигатель РД-45. Первый опытный экземпляр И-320 впервые поднялся в воздух 30 декабря 1947 года. По результатам испытаний в конструкцию самолёта были внесены изменения — укорочены фюзеляж и сопло двигателя, модифицированы элероны, изменена хорда крыла и увеличена стреловидность оперения. С мая по август 1948 года проводились государственные испытания самолёта, по итогам которых Совет Министров СССР принял постановление о запуске машины под обозначением МиГ-15 в малую серию. Первый серийный самолёт впервые взлетел 30 декабря 1948 года.

20 мая 1949 года Совет Министров постановил начать производство МиГ-15 большой серией; в том же году новые самолёты стали поступать в боевые части. Серийный выпуск истребителя был организован на девяти заводах; одноместные истребители изготавливались до 1953 года, двухместные учебно-тренировочные самолёты — до 1959 года. В 1947—1950 годах ряд работников ОКБ Микояна и Гуревича получил Сталинские премии I, II и III степеней за разработку и внедрение МиГ-15 в производство.

МиГ-15 был спроектирован в первую очередь для перехвата американских стратегических бомбардировщиков B-29 «Суперфортресс», способных нести ядерное оружие; были даже проведены учебные бои, в которых участвовали несколько американских B-29, совершивших вынужденную посадку на территории СССР во время Второй Мировой войны, а также Ту-4, представлявшие собой советскую копию «Суперфортресс». Для уничтожения этих больших самолётов, обладавших повышенной боевой живучестью, МиГ имел необычайно мощное пушечное вооружение — одну 37-мм и две 23-мм пушки. Огонь из этих пушек мог наносить бомбардировщикам очень тяжёлые повреждения (что было подтверждено в ходе Корейской войны), но против лёгких манёвренных истребителей это оружие оказалось не так эффективно из-за низкой скорострельности.

На основе МиГ-15 был разработан МиГ-17, представляющий собой скорее не новую машину, а доработанную модификацию с улучшенными характеристиками. Это подчёркивается и внешним сходством двух моделей, отличить которые друг от друга в некоторых ракурсах почти невозможно. МиГ-15 относительно недолго составлял основу ВВС СССР: уже через несколько лет его службы на вооружение начали поступать МиГ-17, а затем и сверхзвуковые МиГ-19. Более продолжительной оказалась карьера учебного МиГ-15УТИ, остававшегося в лётных училищах по крайней мере до начала 1980-х годов.

МиГ-15, вид спереди

В 1950-х годах советские МиГ-15 многократно вылетали на перехват самолётов-разведчиков США и европейских стран, активно летавших над СССР в этот период, и сбили нескольких нарушителей. Так, 13 июня 1952 года в районе Вентспилса (Латвийская ССР) был сбит шведский разведчик DC-3. 18 апреля 1955 года возле острова Беринга жертвой МиГ-15 стал американский RB-47.

Наиболее известным пилотом МиГ-15 был Юрий Гагарин, два года летавший на этих самолётах в 1969-м авиаполку 122-й воздушной дивизии Северного флота. Гагарин погиб во время тренировочного полёта на МиГ-15УТИ в марте 1968 года.

Советская роль

Фотопулемёт полоса показывает советский МиГ-15 над Кореей, апрель 1953.

По Budiansky, «В конце марта 1951 года первый RSM ( первый Radio Squadron, мобильный ), по- прежнему работает в Японии, взял российские наземные диспетчер в голосовой связи с советским МиГом Истребители работает над Северной Кореей. Это стало» интеллект непредвиденным », потому что„советская доктрина называется жестким контроль истребителей станций на основании отслеживать местоположение дружественных и вражеских самолетов на радаре в течение всего боя.“Эти перехватывает радио дала дополнительное предупреждение за пределами диапазона радара. Этот прорыв в радиоразведывательных, Централизованные на одном USAFSS заводе в Сеуле, означал в режиме реального времени прослушивания российских диспетчеров и истребителей и последующего прохождения информации американских пилотов. «анализ НКИ трафика в июне 1952 года пришел к выводу , что более 90 процентов МиГов занимаются в воздухе операции над Северной Кореей были пролетело русскими «.

Советский Союз сохранил участие их экипажей в секрете корейской войны в течение многих лет, хотя она была широко подозревались силами ООН. Советские самолеты были украшены Северной Кореей или Китая маркировки и пилоты носили либо северокорейскую форму или гражданскую одежду, чтобы скрыть их происхождение. Для радиосвязи, они были даны карточку с общими корейскими словами для различных летающих условий прописано фонетический в кириллице . Эти ухищрения не долго выжить неистовство воздух-воздух боя, однако, и пилоты вскоре услышали общение на русском языке .

Советский МиГ-15 полки были основаны на китайских полях в Маньчжурии, где, в соответствии с существующими правилами ООН участия, они не могли быть атакованы. Многие советские полки прошли предварительную подготовку на советских базах в соседнем советском морском военном округе . Советские войска ПВО начали прибывать по Ялу, создание радиолокационных установок, центры наземного контроля, прожекторов и большое количество зенитных орудий для предотвращения любых нападений на китайских аэродромах.

В то время как пилоты ООН изношены на ограничениях , налагаемых на нападение китайских аэродромов самолета МиГа, это не было известно до тех пор , много лет спустя , что сами пилоты МиГа работают в условиях жестких ограничений. Для того, чтобы сохранить впечатление , что советские летчики не дрались в Корее, им было запрещено летать над некоммунистической контролируемой территорией или в пределах от 30 до 50 миль (50-80 км) от линии фронта союзников. Один советский пилот , который был сбит в ООН на территории , контролируемой застрелился из пистолета , а не быть взят в плен. Еще один пилот , который выпрыгнул в Желтом море был обстрелял , чтобы предотвратить его от захвата. Советские летчики не разрешил проводить самолеты ООН по ООН под контролем Желтого моря.

Несмотря на ограничения, многие пилоты США воспользовался «горячим следам» за исключением летать над Китаем, чтобы продолжить МиГи через реку Ялу. Позже, «по горячим следам» стала активной охоты МИГ над Маньчжурией, с США пилотов поддержания «кодекс молчания» о патрулях. Лидеры полета выбрали ведомых, который будет молчать, и много рулонов компрометирующих фотопулемют кадры «таинственно» исчез.

ООН провели операцию Moolah , чтобы побудить коммунистов пилотов, особенно советских летчиков, перебежать в Южной Корее с МиГ-15. Операция была предназначена , чтобы получить анализ летных характеристик самолета МиГ-15, а также служить психологической цели подрывая советских летчиков.

С концом холодной войны участия СССР в Корейской войне стала широко признано в качестве пилотов, участвовавших в конфликте , показали их роль.

Список модификаций

Серийные модификации:

  • МиГ-15 — первоначально базовый вариант с двигателем РД-45 (копия британского Нин I), пушками НС-23КМ и прицелом АСП-1Н, но в таком виде он не выпускался и подобным образом обозначались МиГ-15С.
  • МиГ-15С — вариант с двигателем РД-45Ф (копия британского Нин II), пушками НР-23 вместо НС-23КМ, прицелом АСП-3Н и многими небольшими изменениями в конструкции, в дальнейшем обозначение не использовалось.
  • МиГ-15ПБ — вариант с возможностью подвески двух топливных баков по 260 л. В дальнейшем все истребители МиГ-15 были переоборудованы для подвески дополнительных топливных баков, индекс ПБ перестали использовать.
  • МиГ-15бис (СД) — вариант с двигателем ВК-1 (улучшенный британский двигатель Нин, разработанный в СССР) и некоторыми изменениями в конструкции. Выпускался в 1950—1953 годах.
  • МиГ-15Рбис (СР) — самолет-разведчик на базе МиГ-15бис с фотокамерой АФАБ-40 на месте пушек Н-37 и одной из двух НР-23. Мог нести 2 подвесных топливных бака по 600 л. В 1951—1952 годах изготовлено 364 самолета.
  • МиГ-15Сбис (СД-УПБ) — истребитель сопровождения. Мог нести 2 подвесных топливных бака по 600 л. Производился в 1951 году, изготовлено 49 самолетов.
  • МиГ-15УТИ — двухместный учебно-тренировочный самолет. Производился в очень больших количествах и использовался для базовой подготовки пилотов всех типов истребителей МиГ вплоть до 1970-х годов.
  • МиГ-15П УТИ — учебно-тренировочный вариант, оборудованный радиолокационной станцией РП-1. Выпускался малой серией.
  • МиГ-15М — радиоуправляемая мишень. В этот вариант переоборудовались все одноместные МиГ-15, снимавшиеся с вооружения.

Опытные модификации:

  • И-310 «С-1» — первый прототип с двигателем Роллс-Ройс Нин I.
  • И-310 «С-2» — второй прототип с двигателем Роллс-Ройс Нин II.
  • И-310 «С-3» — опытный для отработки дефектов, обнаруженных на первых двух прототипов.
  • МиГ-15 «СВ» — опытный для отработки усовершенствований, стал эталоном серийного МиГ-15 последних серий.
  • МиГ-15 «СО» — опытный самолет с выдвижным прицелом АСП-3Н.
  • МиГ-15 «СШ» — два МиГ-15, оснащенные пушками Ш-3-23.
  • МиГ-15 «СУ» — опытный самолет с подвижной пушечной установкой В-1-25-Ш-3
  • МиГ-15 «СЛ» — четыре МиГ-15 для отработки двигателей ВК-1.
  • И-312 «СТ-1» — прототип двухместного учебно-тренировочного истребителя МиГ-15УТИ.
  • И-312 «СТ-2» — прототип двухместного учебно-тренировочного истребителя МиГ-15УТИ, оснащенный системой слепой посадки ОСП-48.
  • УТИ МиГ-15 «СТ-7» — опытный учебно-тренировочный самолет с РЛС РП-1 «Изумруд-1».
  • УТИ МиГ-15 «СТ-8» — опытный учебно-тренировочный самолет с РЛС РП-1Д «Изумруд-3».
  • УТИ МиГ-15ЛЛ «СТ-10» — платформа для испытаний катапультных кресел.
  • МиГ-15 «СД»: — прототип истребителя МиГ-15бис.
  • МиГ-15бис «СА» — четыре самолета для отработки системы слепой посадки ОСП-48.
  • МиГ-15бис «СД-П»: — два истребителя, оснащенных тормозным парашютом.
  • МиГ-15бис «СД-ЕТ» — опытный для отработки ряда усовершенствований.
  • МиГ-15бис «СД-УПБ» — прототип истребителя сопровождения с подвесными баками повышенной емкости МиГ-15Сбис.
  • МиГ-15бис «СР-1» — прототип самолета разведчика МиГ-15Рбис
  • МиГ-15бис «СЯ» — три опытных истребителя с крылом усиленной конструкции.
  • МиГ-15бис «СП-1» — опытный перехватчик с РЛС «Торий-А».
  • МиГ-15бис «СП-2» — опытный перехватчик с РЛС «Коршун».
  • МиГ-15бис «СП-5» — опытный перехватчик с РЛС «Изумруд».
  • МиГ-15бис «СЛ-5» — опытный самолет для отработки двигателя ВК-5.
  • МиГ-15бис «ИШ» — опытный истребитель-штурмовик на базе МиГ-15бис.
  • МиГ-15бис «СД-5» — опытный самолет с двумя блоками НАР АРС-57, по 8 снарядов в каждом.
  • МиГ-15бис «СД-10» — опытный самолет с двумя противосамолетными бомбами ПРОСАБ-100.
  • МиГ-15бис «СД-21»: — опытный самолет с двумя пусковыми установками для НАР С-21 (АРС-212)
  • МиГ-15бис «СД-25» — опытный самолет с двумя противосамолетными бомбами ПРОСАБ-250.
  • МиГ-15бис «СД-57» — опытный самолет с двумя блоками НАР АРС-57, по 12 снарядов в каждом.
  • МиГ-15бис Бурлаки — опытный истребитель для отработки аэросцепки.
  • МиГ-15ЛЛ «СЕ» — летающая лаборатория для исследования поведения самолета на околозвуковых скоростях.
  • МиГ-15бис «СДК-5» — для отработки крылатой ракеты КС-1 Комета; самолет-дублер Кометы.
  • МиГ-15бис «СДК-7» — для отработки крылатой ракеты КС-1 Комета; самолет-дублер Кометы.
  • МиГ-15бис «СИ» (И-330, МиГ-15бис 45°) — прототип истребителя МиГ-17.

Nikolai Ivanovich Ivanov

Nikolai Ivanov was one of many Russian WW2
veterans who also fought in Korea. He was actually an “Ace of Two
Wars,” because in 1944-45 he shot down 6 German planes (4 FW-190s and 2
He-111s).

When his unit -the 726th IAP,
133rd IAD- arrived to Korea in June 1952, it was a hard time for the
Soviet
pilots in Korea. The experienced “Honchos” who fought so well during
1951
had been replaced by rookies of the 97th and 190th IAD, and they were
being beaten up
by the well-trained American pilots.

Nikolai Ivanov bagged his first Sabre on July
16 1952: it was the F-86E of Richard Drezen, who unfortunatelly was
KIA. Two weeks
later, on August 1, he was envolved in his toughest engagement when his
squadron -12 aircraft- was attacked by Sabres of the 336th FIS: while
trying to chase a Sabre, he stalled. When he recovered, realized that
the American
plane was jumping him. So, in an attempt for getting that Sabre out of
his tail,
he stalled again, but this time inttentionally! This unusual evasive
maneuver
worked quite well and forced the F-86 to overshoot, as Ivanov himself
accounted:

In a matter of minutes Ivanov bagged two
F-86 kills, and actually his second victim is fully confirmed by US
records: the
F-86E of Major Felix Asla Jr, an outstanding Sabre pilots with 4
confirmed MiG
kills in his scoreboard, one probable and four damaged. Unfortunately,
Asla
couldn’t bail out and got killed in the cockpit of his Sabre.

A few weeks later
-August 20- Nikolai Ivanov headed his MiG-15bis Fagot ‘502’ to
help one
of his buddies, who was under the attack of a F-86E piloted by Norman
Schmidt.
After a few bursts at short range, Ivanov piled up Schmidt to his
scoreboard;
the American
pilot ejected and would be rescued later. 

His fifth
kill came soon. On September 5 1952 Ivanov was taking off from Antung
when he
was suddenly warned by the control tower that two Sabres were strafing
the
airfield (such unannounced visits of the American planes were very
normal at
that time). He barely evaded the tracers of the enemy planes, and when
they
overshoot, he managed to enter in a low cloud cover. When he got out of
the
clouds, suddenly found a lone unaware F-86 ahead, and he took the
chance: he send it downwards in
flames to the Gulf of Korea waters. Actually his victim was the RF-86A
of
William C. Sney, who successfully bailed out and was picked up by a
rescue
helicopter. For
his bravery that day, Kapetan Ivanov was awarded with Lenin’s
Order and
promoted to the rank of Mayora.

Nikolai
Ivanov was forced then to a long lay-off in a hospital in the USSR due
to an old
wound in action during WW2, and returned to Korea only in the last
month of war. On
July 16 1953 he and his buddies were doing a CAP when found several
Sabres, and
Ivanov hit twice one of them, which escaped leaving a trail of black
smoke. That
possible kill was also his last one; a few days later -July 27- the war
was over.
At the moment of writing these lines (November 2002), he is an 80-years
old
widower (his wife died 7 years ago) and lives in the city of Yaroslav,
north to
Moskow.

Интересные факты

Истребители МиГ-15 оказались самыми результативными самолетами в составе ВВС Китайской народной республики и Кореи. За время применения в Корейской войне было одержано не менее 1377 побед при потере 566 самолетов.

В числе сбитых самолетов противника числятся как минимум 78 (количество потерь, признанное США) истребителей Ф-86 «Сейбр», который являлся в то время самым современным самолетом в ВВС США. Самый известный ас Корейской войны Евгений Пепеляев летал на различных версиях самолета МиГ-15 и одержал 23 подтвержденные воздушные победы.

За перегон машины была объявлена награда в 100 тыс. американских долларов, что было очень значительной суммой в 50-е годы. Но первый экземпляр МиГ-15 попал к американцам уже после окончания боевых действий в Корее. После проведения комплекса испытаний машина попала в Национальный Музей ВВС, где находится и в наши дни.

Во время Корейской войны истребители МиГ-15 оказывали активное сопротивления налетам американской авиации с использованием стратегических бомбардировщиков Б-29 «Суперфортресс».

В одном из воздушных боев осенью 1950 года истребители МиГ-15 сбили не менее 12 «сверхкрепостей» и несколько машин сопровождения. Это бой, вошедший в историю американских ВВС как «черный вторник» резко изменил тактику применения стратегических бомбардировщиков, которые стали применяться только в ночное время.

Не менее известным пилотом самолета МиГ-15 был первый космонавт Юрий Гагарин, который прослужил два года в строевом авиационном полку в составе Северного флота, вооруженном такими машинами. Ю. Гагарин погиб во время выполнения очередного тренировочного полета на учебном самолете МиГ-15 УТИ.

Nikolai Vasilievich Sutyagin

Sutyagin served in the 17th IAP of the 303rd
IAD when the Korean War began, and in May 1951 the Division was sent to
Manchuria to reinforce the 324th IAD. He flew
his first combat sortie on early June 1951, and his score began to rise:

  • 19 June 1951 – First victory, the F-86A of Robert H. Laier (MIA).
  • 22 June 1951 – his 2nd F-86 kill, his victim is Howard Miller
    (POW); he aso claimed a 3rd Sabre on this day.
  • 24 June 1951 – his most impressive victory when shot up the F-86A
    of Colonel Glenn Eagleston (CO of the 4th FIW), who had to belly land
    in Suwon. Eagleston’s Sabre was written off.
  • 26 June 1951 – his 5th kill, the F-80C of Bob Lauterbach (KIA),
    officially becoming Asov (Ace).
  • 29 July 1951 – shot down the F-86A #49-1098, his 6th kill (his
    5th kill confirmed by US records).
  • 9 August 1951 – claimed an F-80.
  • 25 August 1951 – together with the CO of the 17th IAP, Mayora
    (Maj.) Grigorii Pulov, intercepted what they identified as Australian
    Meteors and both claimed one Meteor each.
  • 26 September 1951 – one of his more successful days: in two
    separate sorties the 17th IAP engaged Meteors of the RAAF No. 77 Sqdn
    and Sabres of the 336th FIS, and he scored in both furballs: first
    shot-up the Meteor of Ernst Armit (written off later that day) and
    later shot down the F-86A of Carl Barnett (MIA).
  • 10 October 1951 – awarded with the Golden Star, he became Hero
    of the Soviet Union.
  • November 1951 – claimed to have shot down three F-86 and one F-84
    (none confirmed by US records).
  • 3 December 1951 – bagged another Sabre (the F-86A 49-1184) and
    claimed one F-84.
  • 15 December 1951 – shot-up one F-86E of the 334th FIS. The
    unfortunate pilot (William F. Prindle) crashed and died while trying to
    land at Suwon airbase.
  • 6 January 1952 – two victories: the F-84E of Donald Grey (KIA)
    and the F-86E of Lester Page (MIA).
  • 11 January 1952 – last victory, his 21st: the F-86E of Thiel M.
    Reeves (MIA).

After the war Sutyagin graduated from the Air
Academy in 1956 and the Military Academy “Genchtaba” in 1964. Promoted
to Mayora-General and retired in 1978. He died on November 12
1986.

Стреловидное крыло: «резать с наклоном, только не хлеб, а воздух!»

После войны были разработаны первые газотурбинные двигатели, которые позволили разогнаться самолетам до ранее неведомых скоростей. Но вскоре стало ясно, что это скоростное преимущество требует скорейшего решения возникающих проблем – нужно снизить аэродинамическое сопротивление. Выходом из ситуации могут стать крылья с углом стреловидности более 30 градусов.

До появления настоящих стреловидных крыльев оценить их управляемость и устойчивость на больших скоростях позволили реактивные самолеты с аэродинамической схемой планера под названием «бесхвостка». Самым известным таким проектом в послевоенные годы стал английский экспериментальный реактивный самолет DH 108, который получил название Swallow (Ласточка). Однако в сентябре 1946 года «Ласточка» разбилась, что стало большим ударом для самой идеи использования стреловидных крыльев. Недолгий полет «ласточки» отчасти подрывал веру в реактивную авиацию – высказывалось мнение, что при больших скоростях самолет неминуемо сталкивается с такой плотной воздушной средой, что крыло не выдерживает и разрушается.

Инженеры-конструкторы же понимали, что требуются новые идеи по аэродинамике и правильный расчет прочности. Артем Микоян для того, чтобы донести свою идею, нашел простой и понятный образ. Проведя рукой сверху вниз сначала по вертикали, затем с наклоном, он спросил: «Как легче хлеб резать?». Услышав естественный ответ, что с наклоном легче, сказал: «Вот поставим стреловидное крыло и будем резать с наклоном, только не хлеб, а воздух!».

В этой новой разработке Микоян плотно взаимодействовал с группой научных сотрудников ЦАГИ, исследовавших стреловидные крылья под руководством Владимира Васильевича Струминского. Сотрудничество с учеными во многом поспособствовало успеху МиГ-15 – машина получилась сразу, что для новой аэродинамической компоновки очень редкий случай. Так конструкторские решения, разработанные в микояновском КБ, превратили стреловидное крыло в рабочую конструкцию.

Воздушные асы из Москвы

В это время горячие головы в Главном штабе советских ВВС продумывали операцию захвата «Сейбра». Интерес к новому истребителю противника был не меньшим, чем у американцев к МиГ-15. В мае 1951-го лётчик старший лейтенант Сергей Родионов принёс в свою эскадрилью из штаба 176-го авиаполка, который базировался на китайском аэродроме Аньдун, потрясающую весть: из Москвы прибыли лётчики-испытатели, чтобы «взять в плен» американский «Сейбр». И самое примечательное, что это была не «утка». Действительно, в Аньдун прибыла группа лётчиков во главе с генерал-лейтенантом авиации Героем Советского Союза Алексеем Благовещенским, в которую входили 12 гражданских и военных лётчиков-испытателей. Цель группы: посадить американский истребитель F-86 «Сейбр» на наш аэродром.

nationalmuseum.af.mil
МиГ-15 на выставке в Корейской военной галерее в Национальном музее ВВС США.

Прибыли, собрали командиров полков и объявили: «Всю информацию о воздушной обстановке предоставлять нам – будем сажать «Сейбр» для последующей отправки его в Москву в НИИ ВВС». Пилоты переглянулись: вы, дескать, для начала подбить попробуйте, а уж затем сажайте…

И вот новая попытка, которая снова завершилась безрезультатно. Причём при посадке погиб подполковник Дзюбенко – его самолёт перевернулся. После этого генерал-лейтенант Благовещенский (кстати, лётчик от Бога, но что было, то было…) с группой гражданских испытателей убыл в Москву, а лётчиков ВВС распределили по полкам.

РИА Новости
Корейская война 1950-1953 гг. Стрелок-охотник за вражескими самолётами.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий