Поиск

Боевой вертолет Ми-28

Опасный редуктор

Одним из главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и требовал многочисленных доработок.

“Ми-28Н”. Фото: militaryrussia.ru

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из них, в итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на модернизированную версию вертолета “Ми-28Н”, запущенную в производство в 2006 году.

Но лучше летать от этого машина не стала, только в 2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.

Также из-за нерасчётных нагрузок на различные элементы редуктора в зубчатых передачах постоянно срезался металл, и мелкая металлическая стружка попадала на сеточки масляных фильтров. А это — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.

Компоновка и броня машины

Ми-28Н построен по классической вертолетной схеме, однако сразу бросается в глаза необычная Х-образная форма рулевого винта. Такое конструктивное решение снижает шум винта и увеличивает его тягу.

Еще одной конструктивной особенностью можно считать средства защиты и спасения экипажа. Во-первых, весь фюзеляж покрыт алюминиевой броней с керамическими пластинами, что защищает как экипаж, так и системы и агрегаты вертолета от 20-ти миллиметровых снарядов. Во-вторых, бронированные стекла выдерживают попадания пуль калибром 12,7 мм, при этом сохраняется достаточная видимость для возможности дальнейшего полета. В-третьих, безопасность полета также обеспечивают лопасти новой конструкции, которые способны выдержать пробитие 30-ти миллиметрового снаряда без разрушения лопасти, то есть машина остается пилотируемой.

Если все-таки вертолет получит серьезные повреждения, то экипаж может спасаться двумя способами. Один из них, когда машина находится на высоте более ста метров, то пилоты могут покинуть кабину с парашютом. При этом вначале отстреливаются крылья с внешней подвеской, затем двери кабины. Автоматически перерезаются привязные ремни и надуваются специальные трапы, соскользнув по которым, пилот не зацепится за выступающие части фюзеляжа. Эвакуация происходит в разные стороны, чтобы пилоты также не зацепились друг за друга. Второй способ – если расстояние до земли меньше ста метров, то пилотам сохранит жизнь специальная конструкция корпуса, которая постепенно разрушается. При этом большую часть импульса поглотят неубирающиеся шасси, являющиеся амортизаторами.

Однако главное отличие Ми-28Н от всех других его модификаций это радиолокационная станция «Арбалет», расположенная над несущим винтом в шаровидном обтекателе. Она позволяет не только обнаруживать и вести цели, но также и обеспечивать навигацию.

Модификации:

Ми-28 / изделие 280 – исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

Ми-28А / изделие 286 – модификация Ми-28 создана в 1985-1987 г.г. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Вертолет отличается модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Модификация выпущена в двух опытных экземплярах.

Ми-28Н «Ночной охотник» / изделие 294 – серийный вариант вертолета, созданный в 1997 г. Новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 – 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

Ми-28НЭ / изделие 296 – экспортный вариант Ми-28Н. Осенью 2010 г. вертолет заявлен на тендер ВВС Индии. Прототип – Ми-28Н борт №38 – переоборудован к осени 2010 г., совершал показательные полеты в Индии. Вертолет №38 показан на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г.

Ми-28УБ / изделие 298 – в начале 2010 г. начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора. По состоянию на лето 2011 г. идут работы по изготовлению прототипа ОП-1. 9 августа 2013 г. ОП-1 совершил первый полет на территории летно-испытательной станции ОАО «Роствертол» и планируется демонстрация вертолета на авиасалоне МАКС-2013.

Ми-28НМ – в 2008 г. сообщено, что ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Вертолет будет штатно оснащен надвтулочной РЛС. 

“Новый оборонный заказ. Стратегии”

Какого супервертолета лишили наших боевых летчиков, подменив его «Ночным охотником.

  1. Допустимая скорость Ка-50  – 390км/час.
  2. Армейский летчик-испытатель полковник А.Рудых, после проверки Ка-50 в боевых условиях реальной войны в Чечне утверждает: «С полной боевой нагрузкой «Черная акула» висит на высоте 4.000 метров».Официально у Ми-28Н -статический потолок =3600м. Сомнительно, что он с полной боевой нагрузкой вытянит хотя бы до 2600м; а за 3600м. и разговора быть не может.
  3. Способность «Черной акулы» энергично разворачиваться на 180град. на любой скорости полета и встречать догоняющего противника в лоб! «Ночному охотнику» – не доступно!
  4. Фирменная боевая «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз, что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО, при этом в прицеле уверенно держать цели. Для Ми-28 – недоступно!
  5. У Ка-50 -катапультные кресла! На «Ми» их НЕТ и поэтому можно только представить: какое омерзительное чувство испытывают летчики Ми-28 при падении перед встречей с землей.
  6. «Маневренность у «Аллигаторов» поразительная – кажется, многотонные машины буквально танцуют. Или парят, словно осенние листья на ветру.«Теперь понимаете, почему Ка-52 – самые лучшие? – спрашивает один из сопровождающих офицеров. И, не дождавшись ответа, добавляет: – В небе они – короли. Американцам такое и не снилось.- Она умница, летает и днем, и ночью, и в самых сложных метеоусловиях, – сказал нам про свою винтокрылую машину капитан Сергей Горобченко.  –  Одно слово, Ласточка!» («Аллигатор» по имени Ласточка 12.11.2014. “Звезда”).
  7. Статический потолок у «Черной акулы» с двигателями ВК-2500  – 4300м.

 «Статический потолок» —это макс. высота висения вертолета вне зоны влияния воздушной подушки, а чтобы лучше понять эту характеристику в реальных боевых условиях – предлагаю выдержки   

Тактико-технические характеристики Ка-25

– Начало эксплуатации: 2 декабря 1971 год- Статус: снят с вооружения- Единиц произведено: ~ 460

Экипаж Ка-25

– 2 человека

Вместимость Ка-25

– 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров

Габаритные размеры Ка-25

– Длина фюзеляжа: 9,75 м- Диаметр несущего винта: 15,74 м- Диаметр рулевого винта:- Максимальная ширина фюзеляжа: 3,76 м- Высота: 5,37 м

Вес Ка-25

– Масса пустого: 4765 кг- Нормальная взлётная масса: 6970 кг- Максимальная взлётная масса: 7140 кг- Масса топлива во внутренних баках: 1460 кг

Двигатели Ка-25

– Силовая установка: 2 × турбовальных ГТД-3Ф- Мощность двигателей: 2 × 900 л. с. на взлётном режиме

Скорость Ка-25

– Максимальная скорость: 220 км/ч- Крейсерская скорость: 185 км/ч- Боевой радиус: 200 км

Дальность полета Ка-25

– Практическая дальность: 450 км- Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)

Практический потолок Ка-25

– 4000 м

Статический потолок Ка-25

– 600 м

Динамический потолок Ка-25

– 4500 м

Вооружение Ка-25

– Боевая нагрузка: 1100 кг- Бомбовое: 4 х ПЛАБ-250-120 или 8 х ПЛАБ-50-64 / ПЛАБ-МК / ОМАБ-25-12Д / ОМАБ-25-8Н- Торпедное: 2 х АТ-1/АТ-1М

Живучесть

В конструкции кабины применена высокостойкая броня, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм, осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов.

Бронекабина экипажа, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.

Ми-28 способен выполнять полёт на предельно малых высотах (до 5 м) с огибанием рельефа местности. Повышена маневренность вертолёта, который теперь может перемещаться назад и в стороны со скоростью 100 км/ч. Во время «зависания» суммарная угловая скорость разворота может достигать 90 градусов в секунду, а с учётом угловой скорости рыскания чуть более 117 град/сек, максимальная угловая скорость крена более 100 град/сек.

По сравнению с Ми-24 у Ми-28 в 1,5 — 2 раза снижена заметность в инфракрасном диапазоне (при тех же двигателях) за счёт установки экранно-выхлопных устройств (ЭВУ).

Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивает аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям, и ИК головкам самонаведения. В будущем планируется применение полного комплекта комплекса «Витебск» Л370 (экспортное наименование – Президент-С (СОЭП)) — в настоящее время этот комплекс (в экспортном исполнении) установлен на прототип Ми-28НЭ (б/н 38), созданный для индийского тендера на поставку ударных вертолётов (Ми-28НЭ этот тендер проиграл). Вертолёт может вести боевые действия автономно, вне аэродрома в течение 15 суток. Трудоёмкость технического обслуживания по сравнению с Ми-24 снижена в 3 раза. На входе двигателей установлены пылезащитные устройства, обеспечена беспомпажная работа двигателей при пуске НАР. Установлена ВСУ АИ-9В, обеспечивающая кондиционирование, обогрев кабины и питание электросистем.

Впервые в отечественной практике вертолётостроения, в конструкции втулки несущего винта, применены сферические эластомерные шарниры, не требующие смазки, вместо горизонтальных, осевых и вертикальных шарниров. В других шарнирных соединениях втулки используются самосмазывающиеся металлофторопластовые и тканевые подшипники, что позволило снизить с 20 до 1 точек смазки, по сравнению с Ми-24.

Важнейшие агрегаты вертолёта и проводка дублированы и расположены по разным бортам, важные прикрыты менее важными.

Ракета против пятого поколения

Как рассказали «Известиям» источники в Минобороны, принято принципиальное решение по оснащению Ми-28НМ авиационными ракетами «воздух–воздух» Р-74М. Они радикально повысят возможности вертолета. Как пояснили газете источники в ВПК, работы по проекту уже начались, однако еще предстоит решить ряд технических задач.

Установка на винтокрылую машину современнейших боеприпасов даст ей возможность эффективно бороться с самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами и даже беспилотниками. Р-74М, известная также как РВВ-МД, относится к классу ракет малой дальности. Она может поражать цели на расстоянии до 40 км. Боеприпас легко уничтожает цели днем и ночью в любую погоду.

Р-74М изначально разрабатывалась с учетом возможности поражения истребителей пятого поколения F-35 и F-22. От ракеты не спасет ни попытка уйти на форсаже, ни интенсивное маневрирование. Головке самонаведения не страшны радиоэлектронные помехи и тепловые ловушки-имитаторы противника.

С таким мощным боеприпасом Ми-28НМ фактически станет «убийцей вертолетов», считает военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Сейчас иностранные ударные вертолеты оснащают обычными пехотными переносными зенитными комплексами. На Западе это «Стингер», у нас — «Игла» или «Верба», — отметил специалист. — Но ПЗРК не идут ни в какое сравнение с полноценной авиационной ракетой. У Р-74М гораздо выше дальность, чувствительность и устойчивость к помехам. В ней больше взрывчатки, что не оставляет шансов любой воздушной цели. Поэтому Ми-28НМ легко собьет американский AH-64 Apach, который его даже не увидит.

История

Разработка вертолёта велась на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1980 года в условиях творческого соревнования с ОКБ Камова, создававшего альтернативный боевой вертолёт Ка-50. Первый опытный образец вертолёта Ми-28 совершил первый полёт 10 ноября 1982 года. Первый образец Ми-28 предназначался преимущественно для снятия летно-технических характеристик и не нёс системы вооружения. Её установили на втором лётном экземпляре, сборку которого опытное производство МВЗ завершило в сентябре 1983 года. В его конструкции были учтены все замечания макетной комиссии ВВС. Постройку третьего летного экземпляра Ми-28, в конструкции которого были учтены все замечания заказчика и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки, опытное производство МВЗ им. М. Л. Миля начало в 1985 году. Модернизированный вертолёт получил в 1987 году наименование Ми-28А. Испытания модернизированного Ми-28А начались в январе 1988 года. Они прошли благополучно, и в следующем году вертолёт впервые был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурж в Париже и на выставке в Ред-Хилл под Лондоном, где пользовался большим интересом у посетителей . В том же году, первый опытно-экспериментальный вертолёт Ми-28 был впервые официально представлен и у себя на родине во время авиационного праздника в Тушино. В январе 1991 года к программе испытаний присоединился второй Ми-28А, собранный опытным производством МВЗ. В сентябре 1993 года в ходе общевойсковых учений под Гороховцом вертолёты блестяще продемонстрировали свои лётные и боевые качества.

В апреле 1986-го на Гороховецком полигоне прошли совместные полёты Ми-28А и Ка-50 по программе государственных совместных испытаний (ГСИ). Требование — обнаружить на поле боя 25 целей. Экипаж Ми-28А на малой высоте, обнаружил все 25 целей, не будучи обнаруженным. Летчик Ка-50 на значительно больших высотах, смог обнаружить только две цели.

Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолёт впервые поднялся в воздух.

Государственные совместные испытания опытного боевого вертолёта Ми-28Н были начаты в мае 2005 года. Программой ГСИ было предусмотрено проведение большого объёма наземных работ и испытательных полётов, что обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых свойств вертолёта. С целью решения оперативных вопросов, возникающих в ходе ГСИ и требующих быстрого и компетентного решения, государственную комиссию по проведению ГСИ опытного боевого вертолёта Ми-28Н, возглавил непосредственно главнокомандующий ВВС.

В конце декабря 2005 года на предприятии был проведён подъём первого серийного вертолёта нового поколения Ми-28Н.

Первый этап ГСИ Ми-28Н завершен в 2007 году.

В соответствии с решением ГК ВВС, ГСИ вертолёта Ми-28Н были проведены в два этапа. В рамках первого этапа было выдано предварительное заключение о возможности выпуска установочной партии вертолётов. При этом, решениями командования ВВС были сформированы технические облики вертолёта Ми-28Н, обеспечивающие после завершения первого этапа ГСИ круглосуточное выполнение вертолётом боевых задач по уничтожению наземных целей с основным комплексом вооружения, второго этапа ГСИ — воздушных целей с применением ракет класса «воздух-воздух», а также высокую выживаемость вертолёта за счёт оснащения средствами радиоэлектронного подавления.

ГСИ Ми-28Н завершены 26 декабря 2008.По результатам ГСИ установлено, что по летно-техническим характеристикам, характеристикам устойчивости и управляемости, возможностям комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, номенклатуре и точностям применяемого оружия Ми-28Н в целом соответствует требованиям ТТЗ.

Вертолёт Ми-28Н принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г

Всегда готовы

Ударные вертолеты играют важную роль в современных войнах, считает бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко.

— Эти машины, как правило, действуют в интересах сухопутных сил и на поле боя от них зависит многое, — рассказал он «Известиям». — Вертолеты предназначены для действий на передовой и в тактическом тылу противника, способны поддерживать десантные действия. Также они помогают огнем мотострелкам, танкистам и разведке. Вооружение таких машин позволяет уничтожать широкий спектр целей: бронетехнику, ДОТы, военные и инфраструктурные объекты, а также вертолеты противника.

Главная новинка Ми-28НМ — это надвтулочная радиолокационная станция Н025Э, которую прежде устанавливали только на экспортные модели. Антенно-приемно-передающая часть РЛС располагается над несущим винтом вертолета. Со стороны она выглядит как шар — это специальный обтекатель из радиопроницаемого материала. Такое расположение радара дает круговой обзор, а также позволяет получать радиолокационное изображение местности, прячась в неровностях рельефа за искусственными и естественными препятствиями при этом оставаясь невидимым для противника. На поле боя РЛС позволяет эффективно действовать из засады, первым нанося неожиданные удары по противнику.

Радар действует в нескольких радиочастотных диапазонах и обрабатывает информацию по многим каналам одновременно. За счет этого улучшена точность измерения координат целей и параметров препятствий, а также увеличено количество одновременно сопровождаемых целей по сравнению с РЛС, установленной на Ми-24Н.

Пилоты в новом вертолете располагаются тандемом, а сама машина имеет двойное управление, что повышает ее выживаемость в боевых условиях: в случае необходимости раненого пилота может тут же заменить его напарник.

«Ночной суперохотник» получил двигатель ВК-2500П-01/ПС, промышленное производство которого было налажено на заводе «Климов». В частности, на нем установлена новая современная электронная система автоматического управления, регулирующая параметры работы двигателя в полете. Новые конструктивные решения гарантируют надежную эксплуатацию в районах не только с умеренным климатом, но и в пустынных местностях с высокой температурой, а также в условиях высокогорья, как, например, в Сирии.

В боевом арсенале Ми-28НМ — противотанковые управляемые ракеты, а также 30 мм автоматическая пушка. Он может использовать дальнобойную ракету «Атака», которая предназначена для поражения бронетехники, живой силы, долговременных огневых точек, объектов ПВО и вертолетов. «Атака» способна пробить броню толщиной почти в метр, спрятанной за динамической защитой. Такие характеристики позволят эффективно бороться с основными танками вероятного противника.

На вертолет может быть установлена лазерная станция подавления, которая обеспечивает защиту «Ночного охотника» от ракет.

В реальном времени

Модернизированная машина сильнее, чем ее предшественники Ми-24 и Ми-28Н, отмечает военный эксперт Виктор Мураховский.

— Совершенствование электронных систем связи на Ми-28НМ позволяет интегрировать его в состав разведывательно-ударных контуров наземных группировок, в том числе с комплексом разведки «Стрелец» — а это уже самый современный уровень, — рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. — Электроника позволит летчикам получать целеуказания от передовых авианаводчиков и разведподразделений, что серьезно повысит эффективность взаимодействия с наземными войсками, так как обнаруженные цели можно будет уничтожить практически мгновенно.

Вооруженными силами начата масштабная модернизацию вертолетов. Помимо Ми-28НМ она коснется и серии МИ-35. В этом году стартует программа обновления вертолетов Ми-35М до Ми-35МВ: на них установят новые броню, двигатели и дальнобойную оптику, которая позволит на расстоянии в несколько километров находить цели и уничтожать их в любое время суток и в любую погоду. Вертолеты также получат систему радиоэлектронной борьбы и защиту от переносных зенитных комплексов. Новое оборудование превратит вертолет в современную летающую боевую машину десанта.

Работы по обновлению парка винтокрылых машин начались после изучения опыта использования Ми-35М в Сирии, где они подтвердили свои летные и боевые качества.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования

Комплекс БРЭО Ми-28Н по своим техническим характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к авиационному оборудованию 5-го поколения. Главный разработчик — ФНПЦ «РПКБ»

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н обеспечивает:

— автоматизированное распределение целей в составе группы

— боевое применение вертолёта круглосуточно и в сложных метеоусловиях;

— выполнение боевых задач на предельно малых высотах;

— взаимодействие с вертолётами группы, воздушными и наземными командными пунктами (КП), авианаводчиками;

— совместное (параллельное) применение средств поражения летчиком и оператором;

— возможность адаптации новых и уже используемых АСП;

— эксплуатацию вертолётов на значительных удалениях от аэродромов и баз за счёт использования принципа техобслуживания оборудования по техническому состоянию.

В основной состав комплекса входят:

— единая вычислительная система, обеспечивающая обработку информации по единому интерфейсу на базе ЭВМ «Багет-53»;

— информационно-управляющее поле кабины на базе многофункциональных жидкокристаллических индикаторов МФИ-10-6М и многофункционального пульта ПС-7В с применением устройства регистрации видеоинформации;

— навигационное оборудование в составе высокоточной ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);

— интегрированная система обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения и пеленгатора УФ-излучения;

— система автоматического управления (САУ);

— система управления оружием;

— нашлемная система целеуказания и индикации;

— обзорно-прицельная станция для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;

— обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;

— пилотажный комплекс вертолёта;

— бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием — передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому. Работает в режимах ФРЧ и ППРЧ

В состав БРЭО входит также АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства «Охотник», разработки ФГУП «ГРПЗ». Это изделие на вертолёте Ми-28Н выполняет функции, связанные с интеллектуальной обработкой видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей «Охотник», реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолёта, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей.

Так же вертолёт способен осуществлять разведку и целеуказание боевым вертолётам и самолётам.

МИ-28Н оборудован станцией Л-150-28 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

История создания Ми-28

Вертолёт конструировался на конкурсной основе. Ми-28 создавали работники вертолетного завода имени М.Л. Миля. Ему противостоял Ка-50 (ОКБ Камова). Первая опытная машина совершила полет 10 ноября 1982 года. На ней не было никакого вооружения, поскольку первый полет совершался с целью проверки летно-технических характеристик. Его установили лишь на втором экземпляре. Конструкцию подкорректировали под замечания, вынесенные комиссией ВВС.

В 1985 году началась постройка третьего опытного экземпляра, в котором были учтены все замечания. В 87-м модернизированная модель получила маркировку Ми-28А. Его испытания начались в январе 88-го, и после этого вертолет продемонстрировали на авиавыставках в Париже и Ред-Хилле (под Лондоном). В 1991 году был создан второй экземпляр сотрудниками МВЗ. Через два года под Гороховцом он блестяще продемонстрировал себя на учениях.

В 96 году 16 августа вертолет прошел курс модернизации (Ми-28Н). Через четыре месяца он совершил первый опытный полет.

В 2005 году начались ГСИ (государственные совместные испытания). В программе было заложено проведение массовых наземных и воздушных испытаний. Они и показали летно-технические качества вертолета. Их проведение возглавил сам главнокомандующий ВВС России. В декабре на предприятии соорудили первый опытный образец. Начальный этап ГСИ закончился в 2007 году.

Государственные совместные испытания включали в себя два этапа. В первом характеризировалась общая картина и возможное будущее производство. Помимо этого, просматривалась способность вертолета к уничтожению наземных противников. Во втором этапе проверялась способность поражать воздушных противников с помощью ракет «воздух-воздух», а также выживаемость вертолета.

ГСИ для Ми-28Н завершились 26 декабря в 2008 году. По результатам стало ясно, что вертолет полностью соответствует требованиям и нормам ТТЗ. В 2009 году президент РФ отдал приказ на принятие вертолета на вооружение ВВС, а в 2013-м тот же приказ отдало Министерство обороны страны. В 2005 году подписали договор на долгосрочной основе о поставке 67 единиц Ми-28Н. В это же время начальник РГШ генерал Ю. Балуевский заявил о необходимости спецназа в вертолетах Ка-50 и Ка-52, но уточнил информацию насчет Ми-28Н. «Ночной охотник» является основной боевой единицей типа вертолет.

В 2006 году два экземпляра приняли участие в учениях «Щит Союза-2006» на территории Республики Беларусь. Был продемонстрирован ОП-1 (первый опытный образец) и 01-01 (первый предсерийный экземпляр). Седьмого сентября в Ростове-на-Дону были проведены государственные испытания на заводе ОАО «Роствертол».

Первые четыре Ми-28Н прикрепили к Торжокскому центру боевой авиации (2008 год). В январе этого же года первые два экземпляра поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА. В период с 2009 по 2011 год в ВВС России поступило 27 серийных вертолетов (четвертая армия ВВС и ПВО). К концу 2010 года на базе 6971 сформировали первую вертолетную эскадрилью из шестнадцати серийных Ми-28Н. В октябре начались параллельные поставки вертолета на 6974-ю авиабазу. До конца 2010 г. во владение Минобороны РФ поступило 38 серийных экземпляров. После этого ВВС и завод заключили еще один договор на тридцать вертолетов. Сдать их необходимо было до 2014 года. На конец 2013 года для ВВС РФ построено 63 Ми-28Н.

Что в итоге?

“Ми-28Н” обладает рядом ключевых недостатков, которые существенно снижают выживаемость экипажа на поле боя. На «Ночном охотнике» нет системы реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в самых сложных условиях (на “Ка-52” — есть).

“Ми-28Н”.Фото: militaryrussia.ru

На всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления (в том числе и на “Ка-52”, который активно воюет в Сирии). Наличие такой системы позволяет управлять вертолетом любому из членов экипажа. Что делать штурману “Ми-28Н”, если погиб пилот? Может ли он довести поврежденную машину до базы? Нет.

Правда, «милевцы» заявили о создании учебно-боевой модификации “Ми-28УБ”, оснащенной второй ручкой управления. Но это учебно-боевой, да и в планах на производство он значится в расплывчатой формулировке «к 2020 году».

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий