Поиск

Ка-52 – аллигатор на службе в российской армии

Краткое описание вертолёта

Ка 52 «Аллигатор» оснащён силовыми установками ВК-2500 с тягой по 2400 л.с. и кабиной на двух пилотов с размещением бок о бок. С точки зрения авионики, машина оборудована новейшими современными системами, позволяющими пилотировать вертолёт днём и ночью в любых метеорологических условиях, вести боевые действия и производить разведку, успешно управлять штатным ракетным вооружением.

Ка 52 используется ещё и как учебный вертолёт для обучения и дальнейшей тренировки лётчиков к боевым действиям на современных винтокрылых машинах.

Впервые на вертолёте этого класса была установлена оригинальная система катапультирования по самолётной схеме. Ка 52 единственная серийная машина в мире, оборудованная ракетным катапультным креслом.

В полёте при возникновении аварийной ситуации пилот тянет рычаг системы покидания на себя, автоматически срабатывают пиропатроны и отстреливаются лопасти несущего винта, одновременно включается электропитание детонационных патронов, разрушающих остекление фонаря кабины лётчиков. Вслед за этим подрываются пиропатроны, выталкивающие ракетную капсулу, влекущую за собой пилота. Капсулы уходят вверх под определённым углом, разделяя пилотов, чтобы они не попали под огненную струю двигателей катапультных капсул.

Конструкторы не забыли о сохранности жизни экипажа, вертолёт с броневой защитой, изготовленной в ОКБ Камова, не боится попадания даже 23-мм снарядов, что даёт пилоту уверенность поражать цели с небольшой дистанции, как во времена вьетнамской войны.

История создания

Проявив себя, как эффективное средство поддержки пехоты, вертолеты прочно заняли свое место в структуре войск. Также военные ощутили весь потенциал применения ударных вертолетов, способных решать задачи недоступные для самолетов и артиллерии, а также прикрывать наступающие войска. Основываясь на всем этом, в СССР был разработан легендарный вертолет Ми-28 «Крокодил», который долго был наилучшим ударным вертолетом в мире. Однако со временем были выявлены его недостатки. Десантное отделение, за которое он получил прозвище «летающий БМП», использовалось редко и снижало остальные показатели машины. Перед конструкторами стала задача разработать новый исключительно ударный вертолет, превосходящий по боевым характеристикам и «Крокодила», и американский «Апач», серийно выпускаемый с середины 80-х годов. Так был создан Ка-50 «Черная акула».

Ка-50 был построен по соосной схеме (излюбленное решение камовцев). Такая схема расположения несущих винтов позволяет существенно увеличить маневренность вертолета, избавиться от рулевого винта, расположенного в хвосте, снизить общую массу и длину машины. С другой стороны вертолет становится сложнее и дороже в производстве и обслуживании, также от пилота требуется большее мастерство управления вертолетом. Однако основной проблемой было количество членов экипажа. В Ка-50 пилот одновременно управлял и вертолетом и системой вооружения, что отрицательно сказывалось на боевой эффективности вертолета, а иногда и служило причиной гибели машины. Этот недостаток был исправлен на Ка-52 «Аллигатор».

Внешне Ка-52 очень похож на своего предшественника Ка-50, так как является его прямой модернизацией. Вертолет также выполнен по соосной схеме, однако теперь в экипаж входит не один, а два человека: пилот и оператор вооружения, сидящие рядом. Благодаря этому боевая эффективность существенно возросла, а учитывая то, что системы управления вертолетом и огнем дублированы, можно сделать вывод, что вертолет может, помимо выполнения боевых задач, предназначаться также для обучения личного состава. 

Особенности Ка-52 «Аллигатора»

•          Ка-52 укомплектован устройствами, снижающими его заметность, средствами активного противодействия и радиоэлектронной защиты. Его конструкция в полной мере соответствует требованиям отечественных и международных стандартов к технической эксплуатации ударных вертолетов.

•          Кабина у «Аллигатора» двухместная. Управлять вертолетом может любой из пилотов. Благодаря соосной системе расположения винтов Ка-52 получил небывалую маневренность, которую можно использовать в бою для занятия более выгодной позиции.

•          Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями ВК-2500. Их эксплуатация возможна на высотах свыше 5000 м. Для Ка-52 статическая граница высоты – 4000 м, поэтому его можно эксплуатировать в горной местности. Особенности состава «Аллигатора» позволяют его применение в любых метеоусловиях, даже в условиях холодного климата и обледенения.

•          На боевом вертолете Ка-52 установлена современная авионика и мощное наступательное вооружение, которое можно задействовать при выполнении различных боевых задач.

•          Кабина вертолета очень эргономична, в ней находится много автоматизированных систем управления, которые позволяют пилотам комфортно вести воздушное судно.

Боевое применение Ка 52 «Аллигатор»

Министерство обороны приняло решение, что основным ударным вертолётом ВКС станет Ми 28Н для выполнения задач непосредственно на поле боя, которые решаются на 70% в простых метеорологических условиях. А вот для решения задач ночью и в сложных метеорологических условиях в целях поддержки спецподразделений и боевых действий против террористов следует использовать Ка 52.

Такое решение принято на основе анализа недостатков «камовской» машины. Основной недостаток Ка 52 – возможность перехлёста соосных винтов при больших кренах и малых скоростях. Так как несущих винтов два, увеличивается вероятность их поражения и это ещё один недостаток «Аллигатора», но более низкий уровень шума сосной силовой установки имеет предпочтительное значение для применения этой машины ночью и в сложных метеоусловиях.

Вооружение

Для выбора цели используется система «Самшит», оснащенная тепловизором и лазерным целеуказанием. Общая боевая нагрузка достигает 2000 кг на первых моделях (4 точки подвески)и 2,8 т. на машинах, произведенных после 2012 года (6 точек подвески).

Ка-52 может быть вооружен 12-ю управляемыми ракетами. Для уничтожения бронетехники Ка-52 использует ПТУР «Вихрь», для борьбы с воздушными целями применяются управляемые ракеты Р-73. Есть также возможность использования высокоточных ракет Х-25.

Неуправляемые ракеты на вооружении: 80 ракет С-8 (по 20 в 4-хблоках) или же 20 ракет С-13 (по 5 в 4-х блоках). Они предназначены для ударов по наземным целям, включая цели, находящиеся в укрытиях.

Аварии и проишествия

29 октября 2013 года

В районе Выхино-Жулебино 29 октября в 15.40 мск произошла авария вертолета Ка-52К “Катран”, который пилотировали опытнейшие летчики-испытатели: пилот-испытатель Юрий Тимофеев и его штурман Владимир Юртаев. В качестве базовой была выбрана одна из посадочных площадок холдинга, расположенная за МКАД на восточной окраине столицы. Экипаж “Катрана”, благополучно завершив очередной испытательный полет, попытался зависнуть на высоте около 60 метров над посадочной площадкой, чтобы от этой точки начать снижение. Однако вместо того чтобы замереть в воздухе, машина начала раскручиваться вправо. В сложившейся ситуации пилот Тимофеев, по мнению его коллег, предотвратить неконтролируемое вращение машины уже не мог, и принял решение резко увеличить вертикальную скорость машины — иначе говоря, фактически заставил вращающийся “Катран” камнем падать вниз. Пилот и штурман получили компрессионные переломы позвоночника и чудом остались живы. Из загоревшейся машины раненых едва успели вытащить подоспевшие спасатели. Результаты расследования официальной комиссии Министерства промышленности и торговли РФ – причиной аварии вертолета Ка-52, произошедшей в московском районе Жулебино 29 октября, явилось «разрушение тяги управления шагом верхнего несущего винта вследствие дефекта, допущенного в ходе производства детали».

Особенности конструкции

В отличие от своего предшественника «Черной акулы», Ка-52 – двухместная машина. Один член экипажа выполняет функции пилота, второй оператора, но предусмотрена также возможность совмещения управления и ведения огня любым из пилотов. Такое дублирование, а также взаимное расположение пилотских кресел (рядом друг с другом) делает Ка-52 очень удобной тренировочной машиной.

Носовая часть Ка-52 более сглаженная и обтекаемая, за счет чего достигнуто повышение аэродинамики вертолета и снижение его заметности для радаров обнаружения. В остальном фюзеляж и винты практически не отличаются от Ка-50.

Авионика вертолета была усовершенствована, а радиолокационная система Ка-52 оснащена двумя антеннами – для воздушных и наземных целей. 

Экипаж защищен бронированной кабиной и, в случае необходимости, может катапультироваться с любой высоты до 4000 м.

Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» и бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь»

Ка-52 характеристики:

  • Модификация      Ка-52

  • Диаметр главного винта, м      14.50

  • Длина,м      13.50

  • Высота ,м      4.90     

  • Масса, кг  пустого      7800

  • Масса, кг  нормальная взлетная      9800

  • Масса, кг  максимальная взлетная      10400

  • Тип двигателя      2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

  • Мощность, кВт      2 х 1638

  • Максимальная скорость, км/ч      300

  • Крейсерская скорость, км/ч      270

  • Практическая дальность, км      1160

  • Дальность действия, км      520

  • Скороподъемность, м/мин      600

  • Практический потолок, м      5500

  • Статический потолок, м      3600

  • Экипаж, чел      1

  • Вооружение:     одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами

  •  Боевая нагрузка – 2000 кг на 4 узлах подвески

  •  4х3 ПТУР Вихрь или 4 УР Игла-В воздух-воздух или

  •  80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР

  •  или контейнеры с пушками или пулеметами

27.06.2008 – в Арсеньеве (Приморский край) был совершен первый взлет Ка-52.

Серийно производить ударный вертолет начали с конца октября 2008 г. на заводе «Прогресс» им. Сазыкина. Это предприятие способно выпускать до двух экземпляров «Аллигаторов» в месяц.

В декабре 2008 г. завершился первый этап летных испытаний Ка-52, после которого было дано добро на производство опытной партии для завершения ГЛИ.

С 2008 по 2010 г. были выпущены 9 вертолетов.

Летные испытания вертолета полностью завершились в 2011 году.

Начиная с мая 2011 г., Ка-52 эксплуатируется ВВС России.

20.06.2011 глава Рособоронэкспорта г-н Исайкин во время брифинга на авиасалоне в Ле-Бурже рассказал о планах размещать боевые вертолеты Ка-52 на кораблях французского производства «Мистраль».

Общая стоимость производенных самолетов Ка-52 «Аллигатор» в 2011 г. достигла 9,5 млрд. рублей. На четырех экземплярах установили современную бортовую радиолокационную систему «Арбалет».

В течение 2012 г. производство «Аллигаторов» возросло в 2,2 раза сравнительно с 2011 годом.

7.08.2012 представитель предприятия «Вертолеты России» Кирилов Роман заявил о начале изготовления первых опытных экземпляров Ка-52 для вертолетоносцев «Мистраль».

23.10.2012 были завершены испытания навигационно-локационной системы ударного вертолета Ка-52.

История создания Ка 52

Впервые прототип «Аллигатора», оснащённый ещё двигателями ТВ3-117ВМА и переделанный из одноместного Ка 50, попробовал воздух в июне 1997 года. Из-за недостаточности финансирования проекта в то время, лишь летом 2008 года 27 июня с заводского аэродрома поднялся в небо предсерийный экземпляр Ка 52. Испытательные полёты были закончены только в начале 2011 года.

Ка 52 СМ

К серийному производству завод приступил в октябре 2008 года и в 2011 году начались поставки новых вертолётов в войска. В лётные подразделения, базирующиеся на аэродроме Черниговка, первые вертолёты перегнали в мае 2011 года. По заказу МО России выпущена в серию, предназначенная для производства полётов с авианесущих кораблей, модифицированная модель «Аллигатора» со складывающимся крылом и лопастями – Ка 52К.

Система вооружения

Изменений претерпела и система вооружения. Добавили две дополнительные точки подвески, увеличив их число до шести, а массу подвесного вооружения до 2800 кг. При этом вертолет может использовать всё вооружение от «Черной акулы», что является существенным плюсом при ведении боевых действий.

Ка-52 несет на себе разнообразный арсенал ракетного вооружения, что позволяет решать широкий спектр боевых задач, от поражения живой силы, наземной техники и фортификационных сооружений, до уничтожения воздушных целей.

  • Неуправляемые 80-ти миллиметровые ракеты С-8 и 122-х миллиметровые С-13 предназначаются для поражения техники, живой силы и построек противника. С-8 располагаются в подвесных блоках, по 20 ракет в каждом, что позволяет вести плотный огонь или поразить несколько целей. Более мощные ракеты С-13 располагаются в блоках по 5 ракет и в первую очередь предназначаются для разрушения фортификационных сооружений и тяжелобронированной техники противника. Стрельба обеими ракетами может производиться одиночными выстрелами и залпами.
  • Основное вооружение – это противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Вихрь». Они крепятся блоками по 6 ракет в каждом. Ка-52 может нести 2 таких блока, что в сумме дает 12 управляемых ракет. Высокая скорость (600 м/с) и серьезное бронепробитие (1000 миллиметров) позволяют этим ракетам бороться с любым современным танком мира.
  • Для уничтожения воздушных целей имеются 4 ракеты «Игла-В» — аналог переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла».
  • При таком богатом арсенале вооружений конструкторы не забыли установить проверенную многими конфликтами авиационную пушку 2А42, калибром 30 миллиметров. Она применяется для уничтожения живой силы противника, легкобронированной и небронированной техники, может применяться также против вертолетов. Кроме вышеперечисленных единиц вооружения «Аллигатор» может применять другие. Такой широкий спектр вооружения, а также возможность комбинировать разные его типы делает Ка-52 универсальным вертолетом, пригодным для выполнения практически любого задания.

Аварии и катастрофы

12.03.2012. Выполняя плановый учебный полет, разбился вертолет Ка-52 (бортовой номер – 99). Место крушения – Торжокский район Тверской области. Остатки вертолета были найдены за 10 км от аэродрома, вблизи поселка Большая Киселевка. В результате падения штурман скончался на месте, пилот находился в бессознательном состоянии и получил множество травм. Спустя несколько часов после госпитализации он тоже скончался.

29.10.2013 – тестовый вертолет Ка-52 загорелся на территории комплекса, где проводились летные испытания в г. Жулебино. Вертолет сгорел полностью. Экипаж в составе двух пилотов удалось госпитализировать. На этом Ка-52 проводились тестовые плановые работы по проверке систем вертолета, разработанные ОАО «Камов». Как показало расследование, причиной аварии стала поломка тяги верхового винта.

Эксплуатанты на 2015 год.

Всего на вооружении в ВВС России насчитывается 72 экземпляра Ка-52 «Аллигатор». Среди них:

  • •          8 шт. – г. Торжок (используются для летных испытаний и тренировок пилотов);

  • •          20 шт. – г. Черниговка (575-я авиабаза);

  • •          16 шт. – г. Кореновск (393-я авиабаза);

  • •          16 шт. – г. Остров (15-я авиабаза);

  • •          12 шт. – г. Хабаровск (573-я авиабаза).

В 80-х годах ОКБ им. Камова Н.И. выдвинуло идею создания вертолета, оснащенного новейшими радиолокационными устройствами, которые позволяли бы ему вести эффективную разведку и управлять действиями вертолетных групп на поле боя. Такую машину планировали создать на базе вертолета В-60 (впоследствии Ка-60). После развала СССР работа над проектом была приостановлена. В середине 90-х было принято решение возобновить разработку данного комплекса на базе Ка-50. Новый вертолет получил обозначение Ка-52.

В 1996 г. появился первый опытный образец Ка-52 «Аллигатор». В июне 1997 г. начались летные испытания. От Ка-50 он отличался строением передней части фюзеляжа (фонарь новой двухместной кабины получил более обтекаемые очертания). В качестве обзорно-прицельных систем были использованы сразу несколько комплексов. В верхней части фюзеляжа разместили ГОЭС “Самшит-Э” в сферическом корпусе. Этот комплекс состоит из тепловизора, дневной телевизионной системы, лазерного дальномера-целеуказателя и пеленгатора лазерного пятна. В носовой обтекатель первоначально была вмонтирована ОПС «Ротор». Впоследствии ее решили заменить радиолокационным комплексом «Арбалет», который включает системы обнаружения наземных и воздушных целей. Вооружение вертолета аналогично Ка-50.

Новое оборудование и двухместная кабина привели к увеличению массы машины, что негативно сказалось на летных характеристиках. Решить эту проблему разработчики планируют за счет установки нового двигателя ВК-2500 (2500 л.с.).

В современных вооруженных конфликтах требуется вертолет, который мог бы быстро обнаружить и атаковать цель не рискуя попасть в зону действия вражеских средств ПВО. В наши дни военное дело неразрывно связано с разработкой и внедрением высоких технологий. Проект Ка-52 является попыткой по созданию современного вооружения, которое могло бы составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам.

В 2011 г. Министерство обороны России подписало долгосрочный контракт по поставке 140 вертолетов. Также планируется разместить их на вертолетоносцах типа «Мистраль». В связи с этим в августе 2012 г. началась разработка морской модификации Ка-52К.

Вертолетоносец типа «Мистраль»

Вертолет Ка-52. Галерея.

Заключение

ОКБ «Камов» выпустило в мир большое количество вертолетов разного предназначения, однако именно Ка-52 можно назвать идеальным боевым вертолетом. Помимо мощного и разнообразного вооружения, мощных РЛС и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) вертолет обладает рядом уникальных характеристик, дающих ему возможность быть названым лучшим вертолетом мира. Среди этих характеристик есть, наверное, первостепенная – защищенность экипажа. С «Аллигатором» не сравнится ни один вертолет, так как его кабина способна выдержать попадание 20-ти миллиметровых снарядов. Отдельного внимания заслуживает система катапультирования, до этого применявшаяся только на Ка-50 и являющаяся уникальной. При этом экипажу не обязательно ей пользоваться, можно покинуть вертолет с парашютом, либо (на небольших высотах) приземлиться на шасси, которые эффективно гасят импульс падения. Пожалуй, именно безопасность экипажа наряду с универсальностью применения являются самыми весомыми преимуществами «Аллигатора».

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий