Ми-26 – HALO

Mil Mi-26 Halo Variants

The Mi-26 helicopter has 13 variants, which include the Mi-26A, Mi-26M, Mi-26MS, Mi-26NEF-M, Mi-26P, Mi-26PP, Mi-26PK, Mi-26S, Mi-26T, Mi- 26T, Mi-26TP, Mi-26TS, Mi-26TZ and Mi-27.The Mi-26A is an advanced version of the Mi-26 and completed its flight test in 1985. The Mi-26A was upgraded with a PNK-90 flight navigation system structured for automatic approach and descent.Another variant, the Mi-26M is an upgraded version of the Mi-26. This is combined with the flight navigation system, D-127 turboshaft engine, electronic flight instrumentation system and aerodynamic rotor blades for better performance.The Mi-26T is a commercial cargo or goods transportation version. It was first exhibited at the 1997 Moscow Air Show. The helicopter was then displayed at the Farnborough Air Show held in 2002 after installing sophisticated avionics by Rostvertol.The Mi-26MS is an upgraded model of the Mi-26T. The variant is a medical evacuation helicopter and consists of an intensive care section for four victims and two medics, an ambulance section for five stretcher patients, three seated victims and two officers, and a laboratory.The Mi-26NEF-M is another variant of the Mi-26 which is equipped with a search radar under the nose radome. This is an anti-submarine war version, which offers heat exchangers and MAD-drawn housing that is mounted on the road.The Mi-26P is a passenger transportation version, which can carry 70 to 100 passengers. This variant has airline-type seating, with a center aisle, bathroom, kitchen, and changing rooms near the flight deck.Another variant, the Mi-26PP, is a radio-relay version with the first flight test completed in 1986. The Mi-26PK originates from the Mi-26P. This is a flying crane helicopter that was introduced in 1997. The Mi-26S is a version of disaster relief combined with a liquid tank and an underbelly spraying apparatus.The Mi-26TP is a fire helicopter, which can distribute 17,260l of water from a VSU-15 squat bucket. It was first introduced in 1994. Another variant, the Mi-26TS, is an export version of the Mi-26T supplied to Samsung Aerospace Industries, South Korea. The Mi-26TZ is a fuel tanker version, while the Mi-27 is an air posko variant.

В Ле-Бурже через базы НАТО

В июне 1981-го состоялся первый публичный показ Ми-26 на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. “Ну и когда нужно было лететь, КГБ разрешение дало, ЦК дало, а комитет партийного контроля не дает”, — рассказывает Карапетян. Была написана анонимка. Хотели даже уволить летчика и первого заместителя генерального директора завода. Правда, потом разобрались и получилось все наоборот: уволили того, кто написал донос. Марат Тищенко (в то время генконструктор ОКБ Миля) ездил защищать пилота.

Кстати, перелет до Парижа занял около 17 часов. Остановки были в Вильнюсе, Варшаве, Берлине и Франкфурте-на-Майне. “Мы делали столько много посадок из-за того, что машина опытная была и у нас в сопровождении был вертолет Ми-8. У нас крейсерская скорость 250–270 километров в час, а у него — 230. И нам пришлось на такой скорости лететь, чтоб он мог нас сопровождать”, — сказал Карапетян.

По словам летчика, Ми-26 на выставке произвел фурор, все восторгались вертолетом. “Машина уникальная, это наше национальное достояние. И с тех пор никто в мире такую машину даже не создал. Американцы из фирмы Boeing начали работать по этому поводу, на полдороге бросили, истратив примерно 2,5 миллиарда долларов”, — говорит он.

Вертолет демонстрировался на открытой статичной экспозиции, но позже летчики договорились и, когда улетали, сделали круг над аэродромом. Все были довольны и фотографировали.

Когда прилетели в Союз, Карапетяна встретил первый заместитель генерального директора “Аэрофлота”. Он был его приятелем, с которым они вместе летали в аэроклубе на вертолетах в начале 1960-х годов.

“И обратно когда полетели, у нас маршрут, а нам говорят: “Вот сюда давайте”. Я штурмана спрашиваю: “Куда?” — “Да тут аэродром НАТО есть”, — рассказывает Карапетян. Вертолет развернулся в центре аэродрома и взял курс.

Тот немецкий диспетчер, который разрешил полет, через 20 минут после взлета Ми-26 был уволен. 

Выше и тяжелее

К началу 1970-х годов в СССР возникла необходимость перевозки крупногабаритных грузов (в частности, новых образцов военной техники) массой 15–20 тонн на расстояния 500–800 километров. Транспортные вертолеты Ми-6 и Ми-10 с этой задачей не справлялись, а задействовать для ее решения сверхгрузоподъемные Ми-12 было нерационально.

Задание на проектирование нового поколения тяжелых вертолетов получил вертолетный завод имени Миля. Проект разрабатывался под руководством главного конструктора Геннадия Смирнова. Летчик-испытатель ОКБ Миля Герой Советского Союза Гурген Карапетян вспоминает, что создание Ми-26 “в основном было вызвано требованием военных и тем, что номенклатура грузов (вооружения) стала больше по массе”. Также машина разрабатывалась с учетом западных требований.

Первоначально создатели машины планировали использовать продольную двухвинтовую компоновку (как у советского вертолета Як-24 и американского Boeing CH-47 Chinook), но в процессе проектирования было решено отказаться от нее в пользу классической одновинтовой схемы.

Это позволило значительно снизить массу летательного аппарата. Также ради уменьшения массы вертолета было решено использовать для втулок несущего винта титановый сплав, а лопасти рулевого винта целиком выполнить из стеклопластика (у Ми-6 они были деревянными). Воздухозаборники прикрыли пылезащитными устройствами, чтобы вертолет можно было использовать на пыльных площадках, почти не снижая ресурса двигателей. По сравнению с Ми-6 была улучшена механизация погрузочно-разгрузочных работ: появились две электролебедки, а также элементы управления гидравликой грузового трапа снаружи фюзеляжа.

В 1971–1972 годах проект Ми-26 (“изделие 90”) под два новых турбовальных двигателя Д-136 был одобрен научно-техническим советом Минавиапрома СССР, специалистами профильных институтов и Минобороны. Макет Ми-26 построили в 1972 году, через три года он был принят государственной комиссией. “Откровенно говоря, в эту машину в Министерстве авиационной промышленности СССР не верили, а заказчики верили”, — признается летчик-испытатель.

14 декабря 1977 года летный прототип совершил первый пятиминутный полет (висение). Карапетян поднял вертолет в составе экипажа из пяти человек. “К сожалению, так получилось, что от того экипажа уже никого в живых нет, все умерли”, — рассказывает он. “Была ясная морозная погода, около 18 градусов ниже нуля. Как обычно, провели предварительную подготовку. Запустились, вырулили на определенное место для взлета. Получили разрешение. Поднялись на высоту сначала полметра, метр и потом на высоте пять метров повисели пять минут”, — вспоминает летчик.

В период с мая 1979 года по август 1980-го Ми-26 прошел государственные испытания и получил рекомендацию для принятие на вооружение Советской армии.

Серийное производство машины было развернуто на Ростовском вертолетном заводе (ныне — ПАО “Роствертол”), первый серийный экземпляр вышел из цеха 4 октября 1980 года.

Ми-26 был построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом; двумя газотурбинными двигателями Д-136 (мощностью 10 000 лошадиных сил каждый, производства Запорожского машиностроительного завода, ныне — АО “Мотор Сич”, Украина), расположенными рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах; трехопорным шасси и убирающейся хвостовой опорой.

Конструкция была выполнена из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. Кабина экипажа размещена в носовой части фюзеляжа полумонококовой конструкции, за ней — отдельная кабина на четырех пассажиров и багажный отсек.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Длина — 40,03 м; высота — 8,05 м; диаметр винтов: 32 м — несущий, 7,61 м — рулевой.
  • Скорость — 270 км/ч (максимальная), 55 км/ч (крейсерская).
  • Максимальная дальность полета без подвесных топливных баков — 800 км.
  • Перегоночная дальность — 2350 км (с четырьмя подвесными баками).
  • Практический потолок — 4600 м.
  • Масса пустого вертолета — 28 200 кг.
  • Максимальная взлетная масса (с грузом в транспортной кабине или на внешней подвеске) — 56 000 кг.
  • Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске — 20 000 кг.
  • Максимальная полезная нагрузка в транспортной кабине — 20 000 кг.
  • Объем грузовой кабины — 119 куб. м (по грузовому полу).
  • Экипаж — 5–6 человек.
  • Пассажировместимость — до 82 десантников или 60 раненых на носилках с тремя сопровождающими.

Описание Ми-26

Наибольший вклад в разработку и выпуск вертолета нового поколения сделали непосредственно конструкторы Г.П. Смирнов и его коллега А.Г. Самусенко, главным конструктором был назначен О.П. Бахов. Заказчиком были поставленные очень высокие требования для новой машины, которые не были воплощены еще ни в одной модели вертолета. Чтобы решить проблему большой грузоподъёмности, конструкторам пришлось прибегнуть к использованию нового двигателя мощностью в 20 тысяч лошадиных сил.

При конструировании машины большое внимание уделялось выбору несущего винта и его качественным параметрам. После многих опытов были изготовлены специальные металлопластиковые лопасти, которые придавали значительное увеличение КПД

Несущий винт был спроектирован и собран с 8 лопастями и имел 28 метров в диаметре. Использование новых материалов позволило снизить вес на 40%, он получился даже легче, чем пятилопастной у Ми-6. Втулку НВ такого большого размера решили изготовить из сплава титана, который позволил снизить ее общий вес, и при этом крепость не снизилась. По сравнению с Ми-6 хвостовой пропеллер у Ми-26 был очень революционным конструкторским ходом, поскольку его изготовили из стеклопластика, а Ми-6 имел деревянный пропеллер.

Большой проблемой для конструкторов оставалась задача соединения двух двигателей в одно целое с помощью редуктора, для этого использовали специально разработанный редуктор марки ВР-26. Главной особенностью редуктора было то, что спроектировали и изготовили его не двигателисты, а, как и было это раньше, в фирме Миля. Новшества в изготовленном редукторе позволили передавать на главный винт вдвое больше мощности, чем это было в Ми-6.

Как ни крути, а вес для всех воздушных агрегатов является основной проблемой. Конструкторы и тут смогли применить новые материалы, которые позволили снизить вес машины до веса Ми-6, но при этом грузовой отсек и кабина были увеличены почти в два раза. Следует заметить, что увеличение габаритов и снижение веса агрегата не снизили прочность и жесткость фюзеляжа вертолета.

Опытные конструкторы учитывали недостатки и уязвимые места всех предыдущих моделей вертолетов. Основные изменения коснулись также воздухозаборников. Перед ними было установлено пылезащитное устройство, которое позволяет очищать воздух на 70%. Эта инновация позволила взлет с пыльных площадок, при этом мощность двигателя практически не снижалась. В Ми-26 было хорошо продумано обслуживание машины. Для того чтобы обходиться без аэродромных услуг, на вертолете была установлена новая система очистки ВСУ. Также продумали комфортную работу механиков, поскольку им всегда нужно было прибегать к использованию стремянки, а теперь все капоты изготовлены в виде рабочих площадок.

Для более удобной погрузки и разгрузки вертолет оборудован двумя лебедками, которые имеют грузоподъемность в 5 тонн. Также появилась возможность поднятия и опускания погрузочного трапа с помощью гидравлики, а управлять этим устройством можно из кабины пилота, с погрузочного отсека и даже снаружи самой машины. Что касается погрузки, то тут можно отметить, что конструкторы проделали действительно очень большую работу, поскольку существует множество функций для более удобной погрузки как с автомобилей, так и с земли.

Оснащение вертолета производилось по последним достижениям науки и техники. На Ми-26 был установлен метеорадар, который позволяет производить полеты при любых погодных условиях и в любое время дня и ночи. Данный прибор очень точен и позволяет рассчитать область полета площадью в 1900 км, а время на подготовку этого прибора нужно всего лишь 10 минут. В этом вертолете был установлен трехканальный автопилот, новейшая система регистрации полетных данных и запись сообщений, которая позволяет оповещать экипаж об опасностях и неполадках.

Грузовой вертолет Ми-26 можно по праву считать звездой авиасалонов во всем мире, а также обладателем множества мировых наград и рекордов. Однако в последние годы, а именно после распада СССР, затраты на вооружение и выпуск данной легендарной машины значительно уменьшились. Но история этого агрегата далеко еще не закончена. В последнее время такой тип вертолетов широко используется в коммерческих целях на территориях многих государств. Первые модели данного вертолета могли летать без ремонта на протяжении шестисот часов, а на сегодняшний день гражданские модели могут налетать до 1200 часов без ремонта. Общее время эксплуатации Ми-26 составляет 20 лет или 8 тысяч часов.

На сегодняшний день производство вертолетов Ми-26 продолжается, но небольшими партиями и по специальным заказам.

Variants

A Mi-26TC in firefighting role over Athens

Mil-26 cockpit

Mil-26 cargo bay

V-29
Prototype version.
Mi-26
Military cargo/freight transport version. NATO name: ‘Halo-A’.
Mi-26A
Upgraded version with an upgraded flight/navigation system.
Mi-26M
Upgraded version of the Mi-26; designed for better performance.
Mi-26MS
Aeromedical evacuation version.
Mi-26NEF-M
Anti-submarine warfare version.
Mi-26P
Passenger transport version, with accommodation for 63 passengers.
Mi-26PP
Radio relay version.
Mi-26PK
Flying crane helicopter.
Mi-26S
Disaster relief version.
Mi-26T
Civil cargo/freight transport version.
Mi-26TC
Cargo transport version.
Mi-26TM
Flying crane helicopter.
Mi-26TP
Fire-fighting version.
Mi-26TC
Export version of the Mi-26T.
Mi-26TZ
Fuel tanker version.
Mi-26T2
Improved version of the Mi-26T equipped with BREO-26 airborne electronic system, allowing it to fly any time, day or night, under good and bad weather conditions.
Mi-27
Proposed airborne command post variant; two prototypes built.

Mi-26 heavy lift helicopter design

The Mi-26 is designed to increase flight safety and reliability. It also reduces the workload of the flight crew, the mission planning time and the total operational cost. It is designed to replace its earlier version Mi-6 and Mi-12 helicopters.

“About 276 Mi-26 helicopters are currently in service worldwide.”

The Mi-26 can perform a number of tasks, including the transferring of military equipment, namely personnel carriers and mobile ballistic missiles, to distant locations.

Composite material used in the fuselage design reduces the overall weight of the helicopter. The alloys used in the fuselage construction are 26% lighter than aluminium alloys earlier used in the Mi-6 helicopter.

Авиапроисшествия и катастрофы

Авиапроисшествия и катастрофы

Дата

Бортовой номер

Место катастрофы/Проишествия

Погибло/всего на борту

Краткое описание

26.01.1983

н/д

близ Торжка

6/6

Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте

18.10.1985

н/д

пгт. МосковскийТаджикистан

1/н.д.

Военный борт. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта

24.06.1987

51

близ Кутаиси

1+17/18

Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта

11.12.1987

н/д

близ аэродрома города Кварели

3/6

Падение вертолёта и опрокидывание на бок в условиях учебного полёта

14.05.1989

06003

близ Лабытнанги

0/н.д.

Тренировочный полет с имитацией отказа двигателя. Разрушился в результате жёсткой посадки.

1989

72

аэродром Телави

0/н.д.

Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую

13.12.1989

н/д

близ Ростова

5/5

Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский»

20.03.1990

06024

близ Киренска

9/9

Отказ управления из-за неисправности гидромеханизма несущего винта

18.08.1990

06023

Тюменская область

5/5

Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза

15.07.1991

н/д

близ Чирчика

0/н.д.

Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе

03.03.1992

н/д

близ села Сейдиляр

12/50

Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК

12.05.1992

н/д

близ села Вазашен

8/8

Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м.

27.02.1993

06193

аэропорт Steung Treng

0/14

Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН

15.10.1993

06043

близ Нефтеюганска

0/н.д.

Разбился

19.10.1995

95 красный

близ мыса Неупокоевка островаБольшевик

8/18

Столкновение с ледяным торосом высотой 313 метров по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт

19.10.1996

н/д

округ Капит

1/2

Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске

18.08.1997

н/д

близ города Ключи

0/7

Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта

25.09.1999

н/д

близ Ботлиха

0/н.д.

Военный борт. Касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт при перевозке боеприпасов

20.03.2000

н/д

округ Капит

2/5

Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины

21.02.2001

н/д

близ аэродромаМарково

0/н.д.

Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе

01.12.2001

92 красный

близ станицы СтодеревскаяСтавропольского края

2/18

Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км

19.08.2002

89 красный

близ Ханкалы

127/152

Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле.

03.05.2003

06075

близ Читы

12/12

Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт.

02.12.2006

29112

близ Кандагара

8/8

Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях.

14.07.2009

ER-MCV

Гильменд

1+6/6

При заходе на посадку вертолет был поражен выстрелом из ПЗРК или гранатомета.

14.12.2010

Z3076/D

аэродромСатвари

0/8

Вертолет индийских военно-воздушных сил рухнул на землю спустя несколько минут после взлёта.

20.12.2011

06121

близ Тайлаково

1/6

При перевозке груза дизельного топлива совершил жёсткую посадку и полностью сгорел.

05.06.2012

н/д

в 200 км от Сургута

0/5

Совершил вынужденную посадку из-за отслоения в отсеке полости винта.

Mil Mi-26 Halo Engine

The Mi-26 helicopter is powered by two Lotarev D-136 turboshaft engines. Each engine is capable of producing 8,380 kW of power. The synchronization of output between the two engines maintains a constant rpm rotor. The second engine’s output will be increased to maximum power when the first engine fails to complete the task efficiently. Each engine compartment is manufactured with titanium to protect it from fire. The maximum internal fuel capacity of each tank is 12,000 l.The maximum speed of the Mi-26 helicopter is 295 km / h and the cruising speed is 255 km / h. The range and service helicopter ceilings are 1,952 km and 4,600 m respectively, while the suspended ceiling is 1,700 m. The helicopter weighs around 28,200 kg and the maximum take-off weight is 56,000 kg.

Mi-26 helicopter variants

Mi-26 has 13 variants of Mi-26A, Mi-26M, Mi-26MS, Mi-26NEF-M, Mi-26P, Mi-26PP, Mi-26PK, Mi-26S, Mi-26T, Mi-26TP, Mi-26TS, Mi-26TZ and Mi-27.

The Mi-26A is an advanced version of the Mi-26 and completed its flight test in 1985. It is upgraded with a structured PNK-90 flight navigation system for automated approach and decline.

Another variant, the Mi-26M is an upgraded version of Mi-26. It is incorporated with a flight navigation system, D-127 turboshaft engines, an electronic flight instrumentation system and aerodynamic rotor blades for better performance.

The Mi-26T is a commercial cargo or freight transport version. It was first showcased in the 1997 Moscow Air Show. The helicopter was later displayed at Farnborough Air Show held in 2002 after installing advanced avionics by Rostvertol.

Mi-26MS is an upgraded model of the Mi-26T. The variant is a medical evacuation helicopter and comprises intensive care section for four casualties and two medics, ambulance section for five stretcher patients, three seated casualties and two attendants, and a laboratory.

The Mi-26NEF-M is another variant of Mi-26 fitted with a search radar below the nose radome. It is an anti-submarine warfare version boasting heat exchangers and towed MAD housing fitted on a ramp.

The Mi-26P is a passenger transport version, which can carry 70 to 100 passengers. The variant features airline-type seating, with a centre aisle, bathroom, kitchen and cloakroom near the flight deck.

Another variant, the Mi-26PP, is a radio relayed version with its first flight test completed in 1986. The Mi-26PK is derived from the Mi-26P. It is a flying crane helicopter introduced in 1997. The Mi-26S is a disaster relief version incorporated with a discharging liquid tank and underbelly spraying apparatus.

The Mi-26TP is a fire-fighting helicopter, which can distribute 17,260l of water from a squat VSU-15 bucket. It was first introduced in 1994.

Another variant, the Mi-26TS, is an export version of the Mi-26T supplied to Samsung Aerospace Industries, South Korea.

The Mi-26TZ is a fuel tanker version, while the Mi-27 is airborne command post variant.

Модификации Ми-26:

Ми-26 – военно-транспортный вертолет;

Ми-26Т – гражданский вариант военно-транспортного вертолета, созданный в 1983 году. Отличается дополнительным радиосвязным, навигационным и специальным гражданским оборудованием, отсутствием бронирования и другого военного оборудования;

Ми-26А – военно-транспортный вертолет с новым пилотажно-навигационным комплексом, создан в 1985 году;

Ми-26С – модификация, дооборудованная во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС системой разбрызгивания дезактивирующей жидкости; 

Ми-26ПП – вертолет радиоэлектронной борьбы, созданный в 1986 году;

Ми-26ТП – противопожарный вариант, снабжен баком емкостью 7500 литров для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну или две насадки;

Ми-26ТЗ – вертолет-топливозаправщик, создан в 1986 году для снабжения горючим авиационной и наземной техники;

Ми-26Л235 – созданная в 1987 году летающая лаборатория геолого-разведочных работ;

Ми-26НЭФ-М – дальний противолодочный вертолет, создан в 1990 году;

Ми-26П – пограничная модификация для полетов в высоких широтах. Построена в 1992 году;

Ми-26ТМ – созданный на “Роствертоле” в 1992-1993 гг. вертолет-летающий кран с кабиной для оператора под фюзеляжем на задней грузовой рампе;

Ми-26ПК – в 1997 году на МВЗ им. М.Л. Миля была построена краново-монтажная модификация с боковой дополнительной подвесной универсальной кабиной оператора;

Ми-26ТП – разработанный на рубеже 20 и 21 веков ряд противопожарных модификаций вертолета, предназначенных для заправки и перевозки в специальных резервуарах 15 тонн пламегасящей жидкости с ее последующим опорожнением над очагами возгорания;

Ми-26Т2/В с сокращенным количеством членов экипажа и современной авионикой на основе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2, в том числе и “стеклянной кабиной” с дублированием основных приборов традиционными аналоговыми. Модернизация позволила повысить надежность и безопасность полета, снизить эксплуатационные расходы, обеспечить непрерывный мониторинг текущего состояния агрегатов и систем вертолета в полете и контроль их наработки, улучшить устойчивость и управляемость вертолета и точность висения при выполнении работ с использованием внешней подвески, обеспечить выполнение полетов в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, снизить нагрузку на экипаж и уменьшить его численность до двух-трех человек, расширить номенклатуру полетных заданий и повысить эксплуатационную готовность. В военном варианте Ми-26Т2В предусматривается установка нового бортового комплекса обороны “Витебск”. Ми-26Т2В совершил первый полет в 2018 году.

Модификации

  • В-29 — прототип
  • Ми-26 — военный транспортный вариант
  • Ми-26А — улучшенный вариант
  • Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
  • Ми-26MS — медицинский вариант
  • Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
  • Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
  • Ми-26ПК — «летающий кран»
  • Ми-26T — гражданский транспортный вариант
  • Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО. Серийное производство модернизированного вертолёта планируется начать в 2012 году.
  • Ми-26TC — грузовой вариант
  • Ми-26ТМ — «летающий кран»
  • Ми-26ТП — пожарный вариант
  • Ми-26ПП — постановщик помех
  • Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
  • Ми-26ТЗ — топливозаправщик
  • Ми-27 — воздушный пункт управления

Ми-27

В середине 1980-х гг. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 году на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий. Машина получила обозначение Ми-27.

Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет.

Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия.

Оборудование

Вертолет способен работать в разных климатических зонах и погодных условиях. Для этого в нем установлено следующее навигационное оборудование:

  1. «Гребень-2» – Курсовая система. Основана на гироскопе. Указывает величину отклонения от курса.
  2. ПКМ-77М – пилотажный командный прибор. Устройство определяет пространственное положение летательного аппарата.
  3. Веер-М – Система ближней навигации. Работает за счет наземных радиоточек.
  4. «Ромашка» – приемник радиосигналов.
  5. А-036 – Измеритель высоты
  6. АГР-83-15 – Авиагоризонт.
  7. Ак-19 и АРК-УД – Радиокомпасы
  8. ДИСС-32 – Доплеровский измеритель скорости

После глубокой модернизации модели до Ми-26Т2, в состав оборудования был включен приемник системы GLONASS.

На экран пилотов выводилась картинка с видеокамер, закрепленных на внешней подвеске. Автопилот ВУАП-1 имел систему предотвращения качки груза. Компьютер вводил поправки в управление, учитывая данные с датчиков ускорения и ветра.

Сравнительная таблица характеристик вертолетов одного класса.

МодельSuper stallion CH-53CH-47 ChinookМи-26
Экипаж536
Вместимость человек555585
Грузоподъемность кг145001228420000
Силовая
Установка
GE-416
3 x 3,2700 КВт
Lycoming T55
2 x 3529 КВт
Д-136
2 x 8500 КВт
Дальность км1000770475
Крейсерская скорость км/ч278296265
Длина (высота) м30.2 (8.46)30.1 (5.7)40 (8.1)
Потолок м564061004600
Диаметр ротора м2418.332

Применение

  • Афганская война
  • Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС
  • Гражданская война в Анголе
  • Карабахская война
  • Первая чеченская война
  • Вторая чеченская война

Первое боевое применение Ми-26 прошли в 1984-ом году в Афганистане в составе 23-го отдельного авиационного полка Пограничных войск КГБ СССР дислоцированного в г.Душанбе.

В 1988-ом была проведена первая уникальная операция по эвакуации повреждённого Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР. Операцию проводил Юрий Иванович Ставицкий, ныне Герой России. 37

27 сентября 1996 года использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гинесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд, Ми-26 поднял на высоту 6500 метров 224 парашютиста.

Использовался для эвакуации 2 вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации $650 000.

Использовался для эвакуации повреждённого вертолёта AS-532 «Кугар» ВВС Нидерландов в Афганистане.

Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта «Пулково» на полигон МЧС рядом с микрорайоном «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге.

След в авиации

Грузовик Ми-26 оставит след в истории не только как уникальный с технической точки зрения вертолет. Первая партия приступила к службе уже в 1984 году в Таджикистане. Машины принимали широкое участие в снабжении наших войск в Афганистане. В 1988 году с помощью него удалось вывезти поврежденный Ми-8 в безопасное место.

Тяжеловоз поистине показал свои сильные стороны при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Ми-26 группами забрасывали обломки реактора бором для охлаждения остатков топлива. Чтобы уменьшить пагубное излучение на экипаж, на борту установили тяжелые свинцовые пластины весом в 5 тонн, чего не мог осилить Ми-8. В срочном порядке завод-изготовитель выпустил вариант машины, способный распылять клейкие химикаты.

Эти элементы связали радиоактивную пыль и не дали ей разлететься по воздуху. Взяв всю опасную работу на себя, машина, возможно, сохранила здоровье не одной тысяче ликвидаторов и предотвратила наихудшие сценарии.

Принял вертолет и участие в чеченских конфликтах, летал в Африке и Азии. Высокая нагрузка, низкая требовательность к квалификации обслуживающего персонала и надежность машины завоевали ее доверие по всему миру.

Однако с этим аппаратом связаны и трагедии. В августе 2002 года Ми-26 был потерян в результате поражения зенитной ракетой. Летчик приземлился прямиком на мины, и саперы потратили немало времени на расчистку пути спасателям. Трагедия унесла жизни 127 человек и является крупнейшей в истории военной авиации.

Все чаще его можно увидеть на вахтовых поселках Крайнего Севера, где он является единственной грузовой артерией и единственным строительным краном. Активный пользователь машины – МЧС. Ежегодно «коровы» спасают леса от огненной опасности, обливая их тоннами воды. Тяжеловоз будет популярен еще долгое-долгое время, замены ему пока не предвидится.

Ми-26Т спешит на помощь

Серийное производство Ми-26Т началось в январе 1985 года на «Роствертоле». Уже в 1986 году вертолеты начал активно использовать «Аэрофлот». Ми-26Т были особенно востребованы при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири. В том же году вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В дальнейшем были разработаны новые модификации вертолета. К примеру, в сентябре 1997 года в небо впервые поднялся противопожарный Ми-26Т. Эта версия машины неоднократно использовалась для тушения пожаров в таких странах, как Франция, Германия, Австрия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Кипр и др.

Независимо от варианта применения, главной функцией Ми-26Т остается транспортная. Рекордная грузоподъемность этого вертолета была востребована в самых необычных ситуациях. Например, в 1999 году Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с погибшим 20 тысяч лет назад мамонтом.

Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе Ми-10 и Ми-6. А однажды эвакуировал самолет Бе-12, принадлежавший ТАНТК им. Г.М.Бериева.

Проводились подобные операции и за рубежом. Дважды – в 2002 и 2009 годах – Ми-26Т транспортировал потерпевшие аварии 11-тонные вертолеты ВВС США Boeing CH-47 Chinook. Во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею Ми-26Т успешно вытащил из болота американский самолет «Бостон» времен второй мировой войны.

Ми-26Т успел внести свой вклад в монументальное искусство и строительство. Например, в Германии вертолет использовался при перевозке в Берлин архитектурной композиции массой 11 тонн и диаметром 8 метров. Вертолет Ми-26Т принимал участие в строительстве объектов в олимпийском Сочи, выполнял сложные монтажные работы.

Как и военным, гражданским Ми-26Т довелось поучаствовать в миротворческих миссиях ООН: в Камбодже, Сомали, Восточном Тиморе и других странах.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий