Технические характеристики, сравнение с аналогами
Технические характеристики пистолета Mk 23:
- калибр: .45 АСР (11.43×23 мм), без дополнительных модификаций возможно использование патронов .45 Super;
- начальная скорость пули: 260 м/с;
- эффективная дальность стрельбы: 50 м;
- длина: 245 мм (412 мм с глушителем);
- длина ствола: 149,10 мм;
- высота: 150 мм;
- ширина: 38,8 мм;
- вес: 1,2 кг (пустой), 1,47 кг (заряженный), 2,29 кг (заряженный, с глушителем и ЛЦУ);
- магазин: 12 патронов (10 патронов у некоторых гражданских MARK 23);
- усилие на спусковом крючке: 2,20 кг (с предварительным взведением), 5,50 кг (самовзводом).
Поскольку ТХ сами по себе слабо информативны, приведем их в сравнении с другими, аналогичными образцами пистолетов, с такими же боеприпасами.
Mk 23 | USP Compact Tactical | HK45 | |
---|---|---|---|
Калибр | .45 ACP | .45 ACP | .45 ACP |
Масса, кг | 1,47 | 0,8 | 0,77 |
Длина пистолета, мм | 245 | 173 | 204 |
Длина ствола, мм | 149 | 96 | 113 |
Высота, мм | 150 | 144 | 127 |
Ширина, мм | 38,8 | 35 | 39 |
Емкость магазина, патронов | 12 | 8 | 10 |
Как видно из таблицы Mk 23 тяжелее, из-за большей длины ствола и ёмкости магазина, но именно этот показатель ой как важен в боевых условиях. Тем более что при большей массе – отдача меньше.
На испытаниях Mk 23 продемонстрировал выдающуюся надёжность. В среднем пистолет производил до шести тысяч выстрелов до отказа, а в лучшем случае – более пятнадцати тысяч. Это намного превосходило предъявляемые требования, по которым до отказа оружие должно было сделать не менее двух тысяч выстрелов.
Вооружение Ми-24
– Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации- Число точек подвески: 6 (4)- Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами- Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А- Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24- «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»- Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.
Дополнительное вооружение
Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7,62).
Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.
Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.
Установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ и антенна РКСН кРадуга-Ф» на пусковом устройстве 2П32М-К-48 и блоки НАР
ПТУР 9М17П на пусковом устройстве 2П32М-К-4В
Контейнер УПК-23-250 и блок УБ-32А-73
Летно-технические характеристики
Габариты:
- Диаметр несущего винта: 17,3 м
- Диаметр рулевого винта: 3,908 м
- Высота с вращ. винтами: 5,47 м
- Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
- Ширина фюзеляжа: 1,7 м
- Высота фюзеляжа: 3,9 м
- Размах крыла: 6,4 м
Основные массы
- Пустой: 7580 кг
- Нормальная взлётная: 10 500 кг
- Максимальная взлётная: 11 500 кг
- Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
- Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
- Внутренний запас топлива: 2100 кг
- Запас топлива в ПТБ: до 3000 л кг
Силовая установка
- Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
- Мощность: 2 х 2200 л. с.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж: 2—3 чел.
- Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
- Крейсерская скорость: 270 км/ч
- Максимальная скорость:
В горизонтальном полёте: 335 км/ч
- Дальность полёта практическая: 450 км
- Дальность полёта перегоночная: 1000 км
- Средний расход топлива: 780 л/час
- Статический потолок: 1400 м
- Динамический потолок: 4950 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
- Допустимый угол крена: 50 град.
- Допустимый угол тангажа: 30 град.
Вооружение
- Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
- Число точек подвески: 6 (4)
- Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
- Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
- Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
- «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
- Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.
Афганская война
С самого начала войны Ми-24 играли роль лидеров, используясь для разведки и прикрытия высадки на занимаемые аэродромы.
К концу 1980 года вертолетную группировку 40-й армии усилили, доведя её до 251 машины. Основными в боевой работе стали плановые удары и вылеты по вызову в ходе операций. При смешанном ракетно-бомбовом вооружении практиковалось комплексное проведение: с дистанции 1200—1500 м летчик пускал НАР, а на подлете открывал огонь из пулемета, давая оператору возможность прицельно сбросить бомбы.
Бомбы крупного калибра были необходимы в борьбе с крепостями, сохранившимися во многих местах и служившими пристанищем моджахедам. Сложенные из камня или глинобитные со стенами трехметровой толщины, эти сооружения прикрывали входы в селения, развилки дорог и нависали со скал, невосприимчивые к огню неуправляемых реактивных снарядов С-5.
Неуправляемые ракеты С-8 в 20-зарядных блоках Б-8В20 были весьма эффективны. Боеголовка массой 3,6 кг обладала мощным фугасным действием, поражавшим противника в радиусе 10—12 м.
В ближнем бою, с дистанции 800—1000 м, вертолет использовал четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7, который давал плотный и точный огонь, способный пробить дувал полуметровой толщины.
Пилот Анатолий Волков в мае 1983 года под Талуканом, израсходовав весь боекомплект, продолжал имитировать атаки, разгоняя душманов видом летящей на них машины, и сумел спасти отступавшую десантную роту.
Наиболее эффективным против Ми-24 оружием долгое время оставались крупнокалиберные пулеметы ДШК и ЗГУ, которыми в 1985 году были сбиты 42 % и 25 % соответственно потерянных советскими войсками Ми-24.
Начиная с 1983 года на вооружение моджахедов стали поступать ПЗРК. В основном это были советские Стрела-2 и американские FIM-43 Redeye, на смену которым впоследствии пришел «Стингер».
По неполным данным, в Афганистане было потеряно 127 советских Ми-24 (без учёта вертолётов пограничных войск и Среднеазиатского военного округа). Потери афганских вертолётов неизвестны.
Аварии и катастрофы
- в 2000 году в Чечне потерян Ми-24, экипаж погиб.
- 16 августа 2001 года в Чечне сбит Ми-24.
- 3 февраля 2002 года в Чечне потерян 1 Ми-24.
- 20 марта 2003 года разбилось 2 Ми-24, пилоты погибли.
- 8 мая 2003 года на Украине упал Ми-24,пилот мертв.
- 3 августа 2003 года в Чечне упал Ми-24, через сутки был уничтожен.
- 26 августа 2003 года на аэродроме Черниговка произошло столкновение двух вертолетов Ми-24В 319-го ОВП, в результате катастрофы погибли 6 человек
- 19 ноября 2003 года в Чечне в 5 м над аэродромом Ханкалы упал Ми-24, жертв нет.
- 25 августа 2007 года в Амурской области разбился Ми-24.
- 3 февраля 2009 года в 11:45 в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов потерпел катастрофу вертолёт Ми-24, принадлежащий Сызранскому Высшему военному авиационному училищу летчиков. Как сообщил помощник главкома ВВС РФ, вертолет сгорел, экипаж погиб. Причиной аварии послужило разрушение редуктора и лопастей, вертолет был произведен в 1987, прошел капремонт в 2007 и налетал всего 400 из 500 назначенных часов.
- 13 июля 2010 года около 12.00 в горах Ботлихского района Дагестана упал и полностью сгорел военный вертолет Ми-24. Летчики успели покинуть машину и позже были подобраны.
- 29 ноября 2011 года в 19:45 по местному времени на аэродроме под Пружанами Брестской области Беларуси разбился вертолёт Ми-24 ВВС и войск ПВО Беларуси. Авиакатастрофа произошла в Брестской области во время плановых учебно-тренировочных полетов. Вертолёт рухнул при заходе на посадку в районе аэродрома. Погибли все члены экипажа — командир экипажа майор Олег Кохно, борттехник капитан Валерий Бобко, летчик лейтенант Денис Глущенко.
- 26 августа 2011 года, потерпел крушение боевой вертолет Ми-24 в Приморском крае. Катастрофа произошла в 19:16 по местному времени (12:16 мск) рядом с населенным пунктом Меркушевка недалеко от посёлка Черниговка. В результате аварии погиб один человек. Остальным двум членам экипажа удалось спастись
- 12 августа 2012 года три боевых вертолета Ми-24 армии Уганды разбились на территории Кении.
- 8 сентября 2012 года — вертолёт Ми-35 разбился горно-лесистой местности в 20 километрах севернее Ботлиха. Все четверо человек находившиеся на борту погибли.
Боевое применение
Все серийные вертолёты применялись для решения задач общевойскового характера — высадки десанта, огневой поддержки, уничтожения живой силы, бронетехники и огневых точек, перевозки грузов, эвакуации раненых, более чем в 30 войнах и военных конфликтов мира.
Главным конфликтом в которой Ми-24 участвовал в своей основной роли(противотанковой) стала Ирано-иракская война. В ходе этого конфликта «Крокодил» также себя хорошо зарекомендовал в роли ПВО. В ходе войны иракской стороной было заявлено 53 воздушных победы против иранских вертолетов, потеряв 6 своих машин в боях с «Кобрами», (однако известна только одна подтверждённая победа Ми-24 (над «Коброй» в 1981 году). Кроме этого, описывается эпизод, в котором вертолётом Ми-24В был поражен истребитель «Фантом» в ходе ирано-иракской войны (независимые исследователи высказывают сомнения в достоверности этого эпизода).
В советском строю Ми-24 часто выполняли перехваты нарушителей границы СССР. Известно по крайней мере о 5 самолетах-нарушителях, принужденных к посадке. В одном из слуачаев пилот нарушителя не реагировал на сигналы, но после предупредительного огня последовал за вертолетом. При заходе на посадку нарушитель попытался «сбежать», но экипаж Ми-24 занял место выше и «прижал» самолет к полосе. Летчик и самолет арестованы.
По западной информации, 5 октября 1992 года во время грузино-абхазского конфликта, российский вертолет Ми-24 огнем пушки сбил грузинский Ми-24.
Российские Ми-24 широко применялись в ходе чеченских войн. 30 сентября, 25 октября и 25 ноября «Крокодилы» совершили налеты на контролируемые Грозным аэродромы, уничтожив и повредив на земле несколько самолетов и вертолетов. 10 октября 1994 года Ми-24 нанесли удар по отрядам генерала Дудаева, а 23 ноября совместно с Су-25 по чеченскому танковому полку в Шали, уничтожив 21 танк и 4 БТР. В конце декабря российский Ми-24В сбил ракетой на догонном курсе самолет Ан-12, который перевозил из Азербайджана оружие (в том числе 12 ПТУР и 8 ПЗРК) для дудаевцев, а так же солидную партию долларов для «независимой Чечни». 22 марта 1995 года была проведена операция, в ходе которой Ми-24 в сумерках нанесли удар по опорному пункту чеченских боевиков и району вокруг него. Было уничтожено 170 боевиков и 8 единиц тяжелой техники — 4 танка и 4 орудия. На июль 1995 года по разным причинам было потеряно 7 вертолетов. (см. также Список потерь российской авиации в Первой чеченской войне). За первый год второй чеченской войны (к сентябрю 2000 года) было потеряно 11 Ми-24, а к 2005 году число потерь вертолётов этого типа увеличилось до 23 машин (см. также Список потерь российской авиации в Чечне (с 1999 г.)).
В ходе Карабахской войны Ми-24 применялись с обеих сторон. Армянской стороне война обошлась в 1 сбитый Ми-24, азербайджанской – в 6 вертолетов.
12 сентября 1996 г. белорусские Ми-24 сбили АДА «D-Carriben». Двое воздухоплавателей из Англии принимали участие в показе воздушных шаров, организованном на территории Польши. Из-за ошибки экипажа, не учевшего ветровую обстановку, воздушный шар пересек границу Белоруси и был перехвачен парой вертолетов Ми-24П. Один из вертолетов открыл огонь из 30-мм пушки с целью принудить шар к посадке, но попадание снаряда привело к падению аппарата и гибели обоих воздухоплавателей.
11 августа 2008 года во время войны в Южной Осетии, российский вертолет Ми-24, уничтожил на аэродроме в Сенаки два грузинских вертолета (Ми-14 и Ми-24).
- Гражданская война в Анголе (1975—2002; Ангола)
- Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989; Вьетнам)
- Эфиопо-сомалийская война (1977—1978; Куба) — первый случай боевого применения
- Чадско-ливийский конфликт (1978—1987; Ливия)
- Афганская война (1979—1989; СССР, Афганистан)
- Ирано-иракская война (1980—1988; Ирак)
- Гражданская война на Шри-Ланке (1983—2009; Шри-Ланка, Индия)
- Вторая гражданская война в Судане (1983—2002; Судан)
- Карабахская война (1988—1994; Армения, Азербайджан, СССР)
- Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992; Россия)
- Гражданская война в Сьерра-Леоне (1991—2002; Сьерра-Леоне)
- Абхазская война (1992—1993; Грузия)
- Первая чеченская война (1994—1996; Россия)
- Война в Хорватии (1992—1995; Хорватия)
- Эфиопо-эритрейская война (1998—2000; Эфиопия)
- Вторая чеченская война (с 1999; Россия)
- Конфликт в Македонии (2001; Македония)
- Война в Афганистане (с 2001; Польша)
- Иракская война (2003—2010; Польша)
- Война в Южной Осетии (2008; Россия, Грузия)
- Гражданская война в Кот-д’Ивуаре (2011; Украина, в составе миротворческих сил ООН)
- Гражданская война в Сирии (2011; Сирия)
История создания
Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.
Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.
С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты. Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.
Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.
Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.
Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.
Ми-24Б (изд.«241») получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.
Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.
Конструкция
Кабина пилота Ми-24Д
Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.
В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания заражённого воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.
Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.
Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки главных ног шасси.
Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.
Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при поступательном прямолинейном полёте.
Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.
Распространение и след в истории
Широкого распространения в вооружённых силах Mk 23 не получил. Впрочем, он и не должен был стать массовым, так что это даже оправдано и не связано с недостатками оружия. В США им по-прежнему вооружены силы SOCOM, в Польше – спецподразделение GROM, Пистолет получили боевые пловцы вооружённых сил Индонезии и полицейский спецназ Малайзии. Несколько выбивается из этого ряда канадская полиция провинции Пил, сделавшая Mk 23 своим табельным оружием.
Отличается он в основном отделкой, а его патронник соответствует стандартам SAAMI. Вместо маркировки “Mk 23 SOCOM” он несёт обозначение “MARK 23”. Пистолеты, выпущенные во время действия федерального запрета на “штурмовое оружие”, комплектовались десятизарядными магазинами.
В настоящее время, когда срок действия федерального запрета истёк, магазинами уменьшенной вместимости оснащают пистолеты для продажи в штатах, имеющих собственные ограничения на количество патронов.
В целом, и как боевое, и как гражданское оружие пистолет оказался менее популярен, чем его родственник USP. В ситуациях, когда избыточный запас прочности роли не играет, а большой размер и значительная масса мешают, лёгкий и компактный USP явно предпочтительнее.
Относительно небольшая популярность Mk 23, (при всех его качествах!), нашла отражение и в массовой культуре. Энтузиастами сайта Internet Movie Firearms Database насчитано 16 фильмов и 8 сериалов, в которых это оружие так или иначе применялось. Для сравнения, список “киноролей” такого пистолета, как “Desert Eagle” приближается к сотне названий. В компьютерных играх Mk 23 SOCOM появляется тоже редко, как правило, когда героями игры являются бойцы спецподразделений.