БМП «Мардер-2»
В 1985-ом году германским министерством обороны было объявлено среди программ имеющих приоритетные направления о разработке боевой машины пехоты нового образца — «Mардер-2». Необходимость в боевых машинах оценили тогда в 2,5 тысяч единиц. В 1988-ом году компанией Krauss-Maffei был получен заказ, подтвержденный контрактом по разработке нового образца. В начале осени, в 1991-ом году прошла демонстрация первых прототипов БМП с наименованием «Mардер-2».
Машину многое отличало от предыдущего варианта. Механик-водитель располагался теперь справа в передней части, а командир БМП с наводчиком-оператором расположились в сравнительно вместительной башне с той же конструкцией, первый с правой стороны от орудия, а второй — с левой. Десантный отсек вместил в себя семь военнослужащих с полным боевым снаряжением.
Двери с шарнирными петлями расположены практически на машинной оси, вследствие этого, двери мешали десанту спешиваться и возвращаться по местам. Верх корпуса над десантным отсеком был оборудован дополнительными люками, позволявшими личному составу десанта вести огонь стрелковым оружием, не оставляя машину.
Масса машины достигает 42 тонн, а это уже соответствие массе многих основных танков. «Мардер-2» оснастили дизелем компании MTU с мощностью почти 1000 л.с. Двигатель с гидромеханической трансмиссией, располагает гидрокинетическими передачами, коробкой передач планетарного типа, сумматорами и механизмом поворотов. Все это является единым блоком, постоянно контролируемым и регулируемым компьютерной системой.
https://youtube.com/watch?v=wK5ZYVotL2M
В ходовой части БПМ имеется шесть пар колес с двойными обрезиненными опорными катками, и поддерживающими роликами, и ведущие колеса, расположенные впереди, а также направляюще колеса, расположенные сзади и резинометаллические гусеницы. Подвеска оборудована торсионными валами.
На «Мардерах-2» установлены автоматические пушки Rh503 Mk35/50. Орудие укомплектовано стволами в количестве двух единиц, калибров 35 и 50 мм, быстро заменяемыми при особой надобности. В сравнении с «Мардером-1» на втором была значительно усилена огневая мощь. Вся механика, связанная с автоматикой орудия, оснащена электрическими приводами. Энергия пороховых газов применяется только для стрельбы снарядами.
Огонь пушкой мог вестись как в одиночном режиме, так и очередью. Боевая скорострельность регулировалась в пределах от 150 до 400 выстрелов в минуту. Заряжалась пушка с обеих сторон. Стрельбы велись с помощью специально разработанных унитарных боеприпасов. Это стабилизирующиеся в полете подкалиберные трассирующие и осколочно-фугасные снаряды.
Дополнительным вооружением в боевой машине пехоты «Мардер-2» является:
- Пусковая установка ПТУР противотанковых управляемых ракет (ПТУР «Милан»);Пулемет с калибром 7.62 мм;Дымовые гранатометы численностью десять единиц.
Чтобы успешно противостоять противнику с сильно бронированной боевой техникой, на «Мардерах-2» специально был установлен ПТРК третьего поколения PARS-3MR. Противотанковые ракеты указанного комплекса обладают лазерной системой наведения с тандемной кумулятивной боевой частью.
Модификации
- SPz NEU — десять предсерийных образцов, выпущенных в период с октября 1968 по март 1969 года. Оснащены шестицилиндровым многотопливным двигателем «Даймлер-Бенц» MB833Ea (600 л.с.).
- «Marder» (после 1985 года название изменено на «Marder-1») — первая серийная модель, производилась с 1970 по 1975 год (всего выпущено 2136 машин). Боекомплект изначально составлял 1250 20-мм патронов и 2500 патронов к пулемётам.
- «Marder» с установленной на башне пусковой установкой ПТУР «Милан». Модификация разработана в 1975 году, в период с 1977 по 1979 годы ПТУР были установлены на все 2136 машин. В боекомплект включены шесть ПТУР «Милан».
- Marder 1 A1 — модернизированный вариант, разработанный в 1979—1980 годы и поставленный в производство в 1981—1982 годы. Электромеханический механизм поворота башни был заменен на более мощный. 20-мм пушка была снабжена механизмом селективного питания, позволяющим переходить от ведения огня осколочно-фугасными снарядами к стрельбе бронебойными снарядами. В боекомплект к пушке был введен выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом DM63, кроме того, боекомплект был увеличен до 1284 выстрелов (из них 317 бронебойных). Около 1000 машин планировалось оснастить пассивным инфракрасным прицелом с тепловизионным индикатором, однако фактически он был установлен на 674 машины.
- Marder 1 A1A3 — Marder 1 A1 с новой радиостанцией SEM 80/90.
- Marder 1 A2 — вариант модернизации, проведенной в 1984—1991 годы.
- Marder 1 A2A1 — Marder 1 A2 с новой радиостанцией SEM 80/90.
- Marder 1 A3 — модификация 1989 года. Масса бронирования увеличена на 1600 кг с целью:
- – непоражаемости машины в переднем секторе обстрела БПС снарядами 30-мм пушки БМП-2;
- – для усиления защита горизонтальных поверхностей (крыши корпуса и башни) от поражения кумулятивными боевыми элементами кассетных боеприпасов за счёт использования разнесенной брони.
- Marder 1 A4 — вариант Marder 1 A3 с новой криптографической радиостанцией SEM 93.
- Marder 1 A5 — модернизированный вариант Marder 1 A3, разработанный в 2003–2004 гг. Установлена дополнительная противоминная защита, полностью изменён интерьер с целью уменьшения повреждений экипажа и десанта в случае подрыва на мине. В ходе модернизации было обновлено 74 машины Marder 1 A3.
- Marder 1 A5А1 — модернизированный вариант Marder 1 A5, разработанный в 2010–2011 гг. Установлена система кондиционирования воздуха, мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Модернизации подверглось около 35 едииниц.
Также, на базе «Marder» были созданы и приняты на вооружение бундесвера:
- самоходный ЗРК Roland с двумя ракетами в положении готовности и восемью в резерве
- машина наблюдения с радаром на гидравлически управляемом основании.
Броня – спасение для пехоты
И все же самое главное в назначении любой БМП – не ее боевые свойства, а способность защитить пехоту и быстро переправить ее по назначению. Для этого нужны не только скорость и маневренность, но еще и хорошая бронезащита. Так, лобовая броня БМП-1 выдерживала попадание 23-мм снаряда с 500 метров, бортовая и кормовая броня – попадание бронебойных пуль крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов и осколков артиллерийских снарядов.
У «Мардер» броня тоже выдерживала попадание осколков и бронебойных пуль крупнокалиберных пулеметов, но снаряд калибром крупнее 20 мм пробивали ее насквозь.
Тяжеловес «Мардер» только выглядит грозно и решительно. Фото: Wikimedia.org
Кто быстрее и сильнее?
Советская машина получилась в два раза легче, чем немецкая конкурентка, 13 т против 28. Но вот в скорости они были практически равны. Зато у советской машины были два немаловажных плюса: во-первых, БМП-1 могла спокойно быстро передвигаться по пересеченной местности, чего не умела «куница», а во-вторых, наша БМП плавала. Если немцы полагали, что в будущих войнах техника будет двигаться по автобанам, то наши приспособили свою машину для действий не только в любых дорожных условиях, но и в разных климатических зонах.
Немецкая пушка-скорострелка пугает, но не пробивает. Фото: Wikimedia.org
С вооружением тоже наши превзошли немцев. БМП-1 была оснащена гладкоствольной 73-мм пушкой со спаренным пулеметом ПКТ-7,62, системой ПТУР «Малютка», а в десантном отделении крепился ПЗРК «Стрела-2».
Немцы ограничились лишь 20-мм автоматической пушкой RH 202 со спаренным 7,62-мм пулеметом MG3 и на башню установили гранатомет «Panzerfaust 3».
От создателей “Тигра”
Немецкая БМП “Мардер” – один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма “Рейншталь-Хеншель”, известная своим танком “Тигр”.
В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель “Даймлер-Бенц” мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.
Главное оружие “Мардера” – 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника – бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.
“Мардеры” много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет “Милан”, а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену “Мардеру” разработана “Пума” – новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.
Источники
- Н. Мишин. Модернизация БМП «Мардер» // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1981, стр.88
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 101. — ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 257. — ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 386. — ISBN 9781857438352.
Главный редактор — Крис Бишоп. «Современная боевая техника». стр 46
БМП «Мардер-1»
Материал корпусов «Мардер-1» — это листовая бронесталь. Отсек управления с рабочим местом для механика-водителя находится слева от носовой части, а справа — моторно-трансмиссионный отсек. Сзади водителя может находиться один боец. Кормовая часть — десантный отсек, вход в который через аппарели с гидроприводом.
Вверху корпуса по центру находится башня с круговым вращением на электромеханическом приводе. Там же места командира и наводчика-оператора. В десантном отделении имеются перископы и амбразуры для ведения огня стрелковым оружием. Сверху башни 20-мм автоматическая пушка на лафете и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.
БМП имеет четырехтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель от «Даймлер-Бенца», мощностью 600 л. с. и турбонаддув. Боевой и десантный отсеки оснащены тремя топливными баками с общим объемом более 650 литров. Этого хватит более чем на 600 км при движении по высококачественным немецким автобанам. Гидромеханическую трансмиссию «Ренк» установили впереди двигателя. Она обладает гидродинамическим трансформатором и гидростатическим редуктором, смонтированными в единый блок.
Планетарная коробка передач и гидротрансформатор на входе имеют реверсный механизм. Гидротрансформатор уменьшает нагрузку на трансмиссионных деталях и узлах, однако не обладает высоким КПД. Из-за его дополнительного тепловыделения и снижения запаса хода, он включается только при трогании с места, движении по бездорожью и при переключении передач, остальные режимы блокируются. КПП обеспечиваются четырьмя передачами вперед-назад, переключения совершаются с помощью электрогидравлического привода.
БМП «Мардер-1» имеет различные модификации:
- «Мардер-1A2», имеющий тепловизионные системы наблюдения, систему стабилизации орудия по двум плоскостям, усовершенствованные баки и систему охлаждения мотора;«Мардер-1A3» с усилением бронезащиты;«Мардер-1A5» с усилением защиты от поражения при минных разрывах.
Также существуют и промежуточные модификации, отличающихся преимущественно своим радиооборудованием.
В 2009—2010 года бундесвером были задействованы некоторые «Мардеры» в боевых действиях на территории Афганистана.