Обучение экипажа
Машина имеет в составе экипажа четыре человека: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего(радиста).
Стоит уделять особое внимание выбору навыков экипажа, потому что это тот показатель, который сильно влияет на исход игры. Мы предлагаем обучить экипаж в таком порядке:
Мы предлагаем обучить экипаж в таком порядке:
- Командир – «Шестое чувство», «Ремонт», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Наводчик – «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Механик-водитель – «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Заряжающий(радист) – «Ремонт», «Радиоперехват», «Боевое братство», «Маскировка».
Мостоукладчик МТУ-90М — видео
Специалисты считают МТУ-90М одним из самых совершенных на сегодняшний день танковых мосто-укладчиков; он имеет простую в управлении, хорошо отработанную и надежную в эксплуатации конструкцию как базовой машины, так и системы наводки моста.
МТУ-90М предназначен для устройства в боевой обстановке мостового перехода длиной до 19 м через реки, каналы и водные преграды, а также овраги и инженерные заграждения: рвы, эскарпы и контрэскарпы, завалы. Машина обеспечивает высокий темп наведения переправы в любое время суток при любой погоде, а также сборку многопролетного мостового перехода с использованием мостов из состава тяжелого механизированного моста ТММ-6.
A logical evolution of the M48
The M60 looks, at first glance, very much like the M48 designed five years earlier, and for good reasons. It was nothing more than an evolution of the type but modified too extensively in too many ways to be considered by the US Ordnance a simple version of the latter. The OTCM (Ordnance Technical Committee Minutes) #37002 officially standardized the type as the 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60. It was not officially named “Patton”, but it was the first officially named as a “main battle tank”, and not a medium tank.
Hello dear reader! This article is in need of some care and attention and may contain errors or inaccuracies. If you spot anything out of place, please let us know! |
For three decades, the M60 was the workhorse of the US Army, USMC, NATO’s and Allied or affiliated nations to the western block around the world.
With more than 15,000 built over a large period of time, modernized in various ways, it was still in service in the US in 1997 and is still frontline with many armies in the world today, a testimony to the soundness of the original design. Although considered very much like a 1st generation MBT, it was modernized as a 2nd generation MBT, on par with its European counterparts of the sixties, the British Chieftain, German Leopard and French AMX-30. Now it is retired from US service, but some specialized variants are still active.
105mm Gun Tank M60
ТТХ M60 в World of Tanks
Начнем наш обзор с показателя прочности американского броневика. С результатом в 2000 единиц он обходит и Т-22 Ср. – 1900 ед., и 121-В – 1950 единиц. Как можно увидеть, показатель не далеко ушел вперед, что соответствует показателю чуть-чуть выше стандартного для этого типа.
Бронирование корпуса составляет 93/73/25 мм, башни – 177/76/50 мм. Бронирование неплохое, однако пробиваемое техникой десятого уровня. Боковую проекцию лучше совсем не показывать противнику, а командирская башенка напрочь убивает тот большой показатель брони башни, ведь будет пробиваться без проблем любой техникой.
Обзор в 420 метров – очень хороший показатель. Из одноклассников с ним может сравниться только 121-В, имеющий аналогичный результат.
Максимальная скорость – 60 км/ч. Не самый лучший показатель в принципе, однако наивысшее значение среди одноклассников. Высокая маневренность так же уходит в копилку преимуществ данной техники. Поворот корпуса со скоростью 52 градуса в секунду и башни – 42 град/с.
Вес спецтехники — 46,27/49,50 тонн и мощность двигателя в 950 лошадиных сил составляют удельную мощность — 20,53 л.с. на тонну веса. Таким образом, из всех одноклассников только Т-22 Ср. обошел наш танк с разницей в 0,3 л.с./т.
Операторы [ править ]
- Израиль : 10 × M60A1 Tagash AVLB на вооружении израильской армии
- Пакистан : 12 M60A1 AVLB на вооружении пакистанской армии по состоянию на 2013 год
- Португалия : 4 × M60 AVLB на вооружении португальской армии
- Сингапур : 12 × M60 AVLB на вооружении сингапурской армии
- Испания : 15 × M60A1 AVLB на вооружении испанской армии
- Соединенные Штаты : армия Соединенных Штатов выведена из боевого состава в 2003 году; заменен M104 Wolverine на вооружении Национальной гвардии и 37 на вооружении Корпуса морской пехоты США по состоянию на 2009 год. Будет заменен на совместный штурмовой мост M1074 с 2019 года.
Бывшие операторы править
Греция : 12 самолетов M60 AVLB выведены из эксплуатации в 2015 году. Заменены на Leopard 2 Panzerschnellbrücke Leguan BridgeLayer.
Обучение экипажа
Машина имеет в составе экипажа четыре человека: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего(радиста).
Стоит уделять особое внимание выбору навыков экипажа, потому что это тот показатель, который сильно влияет на исход игры. Мы предлагаем обучить экипаж в таком порядке:
Мы предлагаем обучить экипаж в таком порядке:
- Командир – «Шестое чувство», «Ремонт», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Наводчик – «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Механик-водитель – «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Заряжающий(радист) – «Ремонт», «Радиоперехват», «Боевое братство», «Маскировка».
FN MAG.
FN MAG (фр. Mitrailleuse d’Appui General — единый пулемет калибра 7,62 мм, созданный Эрнестом Вервье (Ernest Vervier), конструктором бельгийской фирмы Fabrique Nationale в начале 1950-х годов прошлого века на основе M1918 Browning Automatic Rifle.
Пулемет стоит на вооружении более чем в 80 странах и производится по лицензии в Аргентине, Великобритании, Египте, Индии, Сингапуре и США. В США модификация этого пулемета производилась по лицензии под маркой M240. Автоматика пулемета работает за счет отвода части пороховых газов из канала ствола. Ствол пулемета сконструирован быстросменным, на нем установлена рукоятка для переноски, используемая также и при замене горячего ствола, а также пламегаситель и мушка.
Подробнее
Категория:Сухопутный компонент / Стрелковое оружие / Пулеметы
Силовая передача
Трансмиссия БАТ-М – механическая, коробка переключения передач – трёхходовая, с постоянным зацеплением шестерёнок. Количество передач – пять вперёд + одна назад.
Передаточные числа КПП: первая передача – 4,69; вторая – 2,19; третья – 1,56; четвёртая – 1,12; пятая – 0,71; передача заднего хода – 4,69.
Механизмы поворота – планетарные, двухступенчатые. Передаточные числа: на прямой передаче – 1, а на замедленной передаче – 1,42.
Тормоза используются ленточного типа, с чугунными колодками. Зазор между колодками тормозной ленты и барабанами составляет 1-2 мм. Зазор между роликом рычага малого тормоза и впадиной кулака-разделителя блокировочного устройства равен 3,5-5 мм. Полный ход рычагов управления ПМП и тормозами, составляет 300-350 мм. Главный фрикцион – многодисковая, выключающаяся муфта трения (сталь по стали). Бортовая передача представляет собой одноступенчатый понижающий редуктор (в 6,78).
Тактика игры на M60
В бою мы будем придерживаться стандартов игры на М48А1, но теперь, благодаря повышенной точности можно позиционировать себя как снайпера. Другими словами, для М60 тактика
может предполагать ведения боя на больших дистанциях и позиционирование на второй или даже третьей линии.
Давать активный засвет, как B-C 25t. мы не можем, но вот пассивный свет обеспечиваем отлично. Кроме того, средний урон в 390 единиц у М60 World of Tanks
дает нам возможность отлично работать в паре с советскими средними танками, а отличные УВН позволяют максимально пользоваться рельефом местности, но не стоит забывать про размеры танка, его довольно сложно спрятать за обычной кочкой или небольшим камнем.
Отличная стабилизация орудия позволяет M60 WoT
играть в «качели» с противниками используя рельеф карты и не принимать снаряды вражеских орудий своей башней, что из-за не самой хорошей стабилизации нам приходилось делать на М48А5.
К сожалению, прожектор на башне не дает нам дополнительных метров к обзору, но и не является материальной частью танка, а значит стреляя в него, урон нам не нанесут. Американский средний танк М60
очень страдает от прямых попаданий артиллерии, при попадании снаряда в борт, мы гарантированно теряем примерно одну тысячу прочности, а при попадании в корму не исключена вероятность прохождения полного урона, а именно двух тысяч очков прочности. Этого достаточно, чтобы отправить наш танк в ангар. Если же «чемодан» попадает вам в лоб, то остается надеется только на ВБР.
Подводя итог, можно сказать, что М60 танк
лучше всего чувствует себя на 3-ей линии. Мы либо стоим в кустах и играем в «невидимого снайпера», либо занимаем позицию для пассивного засвета и исключаем свою возможность нанесения урона по врагу.
Самым оптимальным решением является комбинирование этих стилей, к примеру, в начале боя M60 WoT
может занять позицию и обнаружить противника, чтобы стреляла наша команда, а затем дождаться подхода союзников на 1-ую линию атаки и уже аккуратно расстреливать врага или продвигаться вперед с поддержкой команды, но оставаясь слегка позади.
Тактика ведения боя
Выбирая линию ведения боя, стоит выбирать вторую или третью. М60 – идеальный тайный снайпер. Конечно, спрятаться за небольшой неровностью рельефа или камнем не получится из-за габаритов машины, однако встать за кустом и оставаться невидимым для противника вполне возможно.
Другой способ игры на американце – это выступать в качестве пассивного света, просвечивая врага для своих союзников и не участвуя в атаке.
Конечно же, лучшей тактикой игры на любом танке – это умение совмещать разные режимы игры, создавая свой неповторимый стиль. Так, сначала можно просветить врага, а затем уже выступать в качестве невидимого снайпера, простреливая его со второй или, что лучше, с третьей линии, тем самым не давая противнику возможности дотянуться до вас.
Оборудование для M60
Как все вы знаете, установкой дополнительных модулей можно как нивелировать слабые стороны танка, так и усилить уже имеющиеся преимущества
В нашем случае все внимание будет уделяться именно второму аспекту, то есть на танк M60 оборудование. следует ставить следующее: 1
– несмотря на то что урон в минуту у нас и так хороший, слишком много его никогда не бывает, то есть выбор очевиден. 2. – при помощи этого модуля мы получим еще более комфортную точность и возможность наносить урон в разы комфортнее. 3. – у нас есть лучший обзор в игре и этого модуля хватит, что вывести его в том, да еще и получить хорошую прибавку к другим параметрам танка
следует ставить следующее: 1. – несмотря на то что урон в минуту у нас и так хороший, слишком много его никогда не бывает, то есть выбор очевиден. 2. – при помощи этого модуля мы получим еще более комфортную точность и возможность наносить урон в разы комфортнее. 3. – у нас есть лучший обзор в игре и этого модуля хватит, что вывести его в том, да еще и получить хорошую прибавку к другим параметрам танка.
Оборудование для M60
Как все вы знаете, установкой дополнительных модулей можно как нивелировать слабые стороны танка, так и усилить уже имеющиеся преимущества
В нашем случае все внимание будет уделяться именно второму аспекту, то есть на танк M60 оборудование. следует ставить следующее: 1
– несмотря на то что урон в минуту у нас и так хороший, слишком много его никогда не бывает, то есть выбор очевиден. 2. – при помощи этого модуля мы получим еще более комфортную точность и возможность наносить урон в разы комфортнее. 3. – у нас есть лучший обзор в игре и этого модуля хватит, что вывести его в том, да еще и получить хорошую прибавку к другим параметрам танка
следует ставить следующее: 1. – несмотря на то что урон в минуту у нас и так хороший, слишком много его никогда не бывает, то есть выбор очевиден. 2. – при помощи этого модуля мы получим еще более комфортную точность и возможность наносить урон в разы комфортнее. 3. – у нас есть лучший обзор в игре и этого модуля хватит, что вывести его в том, да еще и получить хорошую прибавку к другим параметрам танка.
ТТХ M60 в World of Tanks
В обновлении 1.0.1 М60 весьма хорошо апнули и получался хороший отличный по геймплею от М48А5 танк.
Как полагается, начинать знакомство с машиной мы будем с того, что у нашего американца есть стандартный по меркам СТ-10 запас прочности, а также невероятно хороший базовый радиус обзора в 420 метров.
Бронирование М60
Касательно парметров бронирования все неплохо, но действительно крепкой эту машину не назовешь. Начнем с того, что у M60 характеристики
бронирования лба корпуса хуже, чем у его прокачиваемого собрата. Другими словами, ВЛД в приведенке достигает примерно 230 миллиметров, что не так уж и плохо, но техникой десятого уровня пробивается без особых проблем.
Башня у M60 World of Tanks
бронирована лучше, но это только если смотреть на голые цифры. Несмотря на то что этот элемент танка имеет закругленную форму, все же наклоны брони тут поменьше, и во лбу большая часть башни имеет толщину тоже в районе 230 мм, ну а в самых скошенных местах это значение вырастает до примерно до 300 миллиметров, то есть рикошеты возможны. Однако тут еще нужно помнить об огромной и очень уязвимой командирской башенке, в которую нас будут пробивать без проблем.
Если же обращать внимание на боковую проекцию, как и положено, тут средний танк М60
защищен гораздо хуже. Заезжая нам в борт любой встреченный на поле боя враг будет без труда наносить урон и даже при довороте корпуса топовые орудия смогут нас пробивать.
С точки зрения подвижности, все тоже достойно уважения. Максимальную скорость M60 танк WoT
получил слабоватую, но в динамике мы не уступаем даже советским СТ-10, да и с маневренностью в нашем случае дела обстоят не хуже.
История создания танка M60
Основной боевой танк M60 — первый танк этого типа в армии США. Его разработка началась в 1957 году фирмой «Крайслер», в противовес советскому среднему танку Т-54, и была дальнейшим развитием конструкции танка M48 «Паттон III». Работы были закончены довольно быстро — уже в марте 1959 года M60 (прототипы назывались ХМ60) прошел ходовые испытания, и получил наименование 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60.
Серийное производство M60 велось на заводе Detroit Tank Plant с 1960 по 1987 год, всего за это время было изготовлено 15221 машин, правда включая как собственно танки, так и инженерные машины на том же шасси. Кроме США производством основного танка M60 занималась итальянская фирма ОТО Melara, выпустившая 200 танков М60А1.
С начала 1960-х и до конца 1970-х г.г., танк M60 стал основной боевой машиной армии США, однако участия в боевых действиях со стороны США, почти не принимал. На Вьетнамскую войну его по каким-то причинам не отправляли, а к началу операции «Буря в пустыне», M60 уже порядочно устарел, и несколько десятков использовавшихся против Ирака танков этого типа, использовались скорее в роли вспомогательных. Единственное действительно «боевое» применение M60 в американской армии — это вторжение США на Гренаду в 1983 году, но и тут M60 использовались в очень малых количествах.
Чертеж американского основного танка M60
Уже к началу 1980-х г.г., танки типа M60 не удовлетворяли армейское командование, к тому же на вооружение были приняты более совершенные основные танки M1 «Абрамс», поэтому понемногу их стали выводить в резерв, а затем и вовсе сняли с вооружения. Тем не менее, машина оставила о себе память как надежный, сравнительно не сложный в ремонте и техобслуживании танк, способный действовать без существенных доработок в самых различных климатических условиях.
В разные годы, танки M60 состояли на вооружении: Афганистана, Бахрейна, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Греции, Египта, Израиля, Италии, Иордании, Ирана, Испании, Йемена, Ливана, Марокко, Омана, Португалии, Саудовской Аравии, США, Таиланда, Тайваня, Туниса и Турции.
В некоторых из перечисленных государств, модификации M60 несут службу и поныне.
Танк M60, вид сбоку
Тактика ведения боя
Выбирая линию ведения боя, стоит выбирать вторую или третью. М60 – идеальный тайный снайпер. Конечно, спрятаться за небольшой неровностью рельефа или камнем не получится из-за габаритов машины, однако встать за кустом и оставаться невидимым для противника вполне возможно.
Другой способ игры на американце – это выступать в качестве пассивного света, просвечивая врага для своих союзников и не участвуя в атаке.
Конечно же, лучшей тактикой игры на любом танке – это умение совмещать разные режимы игры, создавая свой неповторимый стиль. Так, сначала можно просветить врага, а затем уже выступать в качестве невидимого снайпера, простреливая его со второй или, что лучше, с третьей линии, тем самым не давая противнику возможности дотянуться до вас.
Предназначение и применение БАТ-М
Путепрокладчики БАТ-М относятся к классу инженерных (дорожных) спецмашин, предназначенных для быстрой прокладки временных дорог, устранения разрушений и препятствий.
В частности, для засыпания грунтом воронок, рвов, траншей; формирования пологих спусков на крутых склонах; устройства проходов в завалах, прокладки просек в кустарниках и мелколесье; расчистки снежных завалов, обломков зданий и сооружений; отрывки кюветов, котлованов, окопов и земляных укрытий для военной техники; работ грузоподъёмных – крановой установкой; засыпания собранных в ямах блиндажей, убежищ и т.п. сооружений.
Гусеничные путепрокладчики БАТ-М широко привлекались для механизации разнообразных землеройных работ. Они с успехом могут выполнять расчистку, выравнивание и планировку площадок любого размера; засыпку всевозможных ям, рвов, траншей, оврагов; прокладку путей на косогорах, расчистку природных и промышленных завалов; валку небольших деревьев, корчёвку пней; удаление камней; сборку мостов и укладку дорожных покрытий; расчистку дорог и площадок от любого количества снега.
Инженерные танки БАТ-М состояли на вооружении строительных и железнодорожных войск Советской Армии. Кроме того, они имелись в спецподразделениях мотострелковых и танковых войск: в инженерно-сапёрной роте стандартного мотострелкового или танкового полка полагалось иметь одну такую машину, в инженерно-сапёрном батальоне стандартной мотострелковой или танковой дивизии – 9 таких машин, в каждом инженерном взводе батарей боевого обеспечения полков РВСН – по 1 спецмашине БАТ-М.
Кран и лебёдка
Кроме бульдозерного рабочего оборудования, многофункциональная инженерная спецмашина БАТ-М также оснащена оборудованием крановым – крановой установкой грузоподьёмностью в две тонны. При этом управлять им есть возможность с выносного пульта. Благодаря этому, крановщик (или же механик-водитель) может одновременно выступать в процессе работы также и стропальщиком-такелажником.
Наличие мощных лебёдки и крановой установки в значительной степени расширяет возможности использования данной инженерной спецмашины. Особенно в сочетании с тем, что сравнительно небольшое удельное давление на грунт помогает использовать её в любых, даже самых труднопроходимых местах.
Вылет крановой стрелы составляет 5,4 метров. Наибольшая высота подъёма груза краном: при минимальном вылете в 1 метр – 5,3 м, а при максимальном вылете в 5,4 метра – 1,8-2,2 м. Тип привода механизма подъёма и опускания груза – гидравлический.
Усилие лебёдки равняется 40 т/с. Рабочая длина троса лебёдки составляет при этом 100 метров. Диаметр этого троса равен 28 мм. Второй трос установлен на стреле крана. Он рассчитан на усилие 20 т/с.
Операторы
- Израиль: 10 × M60A1 Тагаш АВЛБ на вооружении Израильская армия
- Пакистан: 12 M60A1 AVLB на вооружении Пакистанская армия по состоянию на 2013 год
- Португалия: 4 × M60 AVLB на вооружении Португальская армия
- Сингапур: 12 × M60 AVLB на вооружении Сингапурская армия
- Испания: 15 × M60A1 AVLB на вооружении Испанская армия
- Соединенные Штаты: Армия США снятие боевого применения с 2003 г .; заменен M104 Wolverine, на вооружении Армия Национальной гвардии и 37 на вооружении Корпус морской пехоты США по состоянию на 2009 год. Будет заменен на совместный штурмовой мост M1074 с 2019 года.
Бывшие операторы
Греция: 12 самолетов M60 AVLB выведены из эксплуатации в 2015 г. Заменены на Леопард 2 Panzerschnellbrücke Leguan BridgeLayer.
ТТХ M60 в World of Tanks
Начнем наш обзор с показателя прочности американского броневика. С результатом в 2000 единиц он обходит и Т-22 Ср. – 1900 ед., и 121-В – 1950 единиц. Как можно увидеть, показатель не далеко ушел вперед, что соответствует показателю чуть-чуть выше стандартного для этого типа.
Бронирование корпуса составляет 93/73/25 мм, башни – 177/76/50 мм. Бронирование неплохое, однако пробиваемое техникой десятого уровня. Боковую проекцию лучше совсем не показывать противнику, а командирская башенка напрочь убивает тот большой показатель брони башни, ведь будет пробиваться без проблем любой техникой.
Обзор в 420 метров – очень хороший показатель. Из одноклассников с ним может сравниться только 121-В, имеющий аналогичный результат.
Максимальная скорость – 60 км/ч. Не самый лучший показатель в принципе, однако наивысшее значение среди одноклассников. Высокая маневренность так же уходит в копилку преимуществ данной техники. Поворот корпуса со скоростью 52 градуса в секунду и башни – 42 град/с.
Вес спецтехники — 46,27/49,50 тонн и мощность двигателя в 950 лошадиных сил составляют удельную мощность — 20,53 л.с. на тонну веса. Таким образом, из всех одноклассников только Т-22 Ср. обошел наш танк с разницей в 0,3 л.с./т.
История изменений
Основная статья: История изменений M60
История изменений
- Обновление 0.8.5
Добавлен для тестирования участникам Супертеста.
- Обновление 0.8.7
- Стал наградным танком за компании на ГК.
- Выдан 50 лучшим кланам Первой кампании и еще 7 командам, отличившиеся на различных этапах кампании.
- Обновление 0.9.15
Танк переработан в новом визуальном качестве.
- Обновление 1.0.1
- Разброс орудия уменьшен с 0,35 до 0,33 м на 100 м.
- Разброс орудия при повороте башни уменьшен на 20%.
- Время прицеливания орудия уменьшено с 1,8 до 1,6 с.
- Бронепробиваемость снаряда HEAT-T T384E4 увеличена с 330 до 350 мм.
- Максимальная скорость движения вперёд увеличена с 48,3 до 60 км/ч.
- Максимальная скорость движения назад увеличена с 20 до 23 км/ч.
- Мощность двигателя увеличена с 750 до 950 л. с.
- Обновление 1.13
Усилено фронтальное бронирование корпуса и башни.
Начало
Во Вторую мировую Соединенные Штаты вступили с тяжеловесными пулеметами М1918 и М1919. Хотя данные модели и обладали высокой надежностью, на поле боя проявилось такое их качество, как очень низкая маневренность. М1918 к тому же имел недостаточную емкость магазина: всего 20 боеприпасов. Осуществлять продолжительную и плотную стрельбу на поражение с таким боекомплектом было совершенно невозможно.
В то же время оружейники Германии, следуя концепции «единства» пулеметов, не прекращали их модернизацию. Вскоре немецкие специалисты спроектировали пулемет MG-42, который в военные годы стали считать образцовой моделью.
Кроме того, десантниками вермахта эксплуатировалась штурмовая винтовка FG-42, которая также использовалась в качестве легкого ручного пулемета. Американские оружейные конструкторы при проектировании пулемета М60 решили воспользоваться опытом немецких оружейников. Непосредственно в качестве основы использовалась конструкция MG-42 и FG-42.
105mm Gun Tank M60 Gallery
Dimensions (L-W-H) | 30’9″ (22’8″ without gun) x 11’9″ x 10’7″ ft.in (9.43m (6.94m) x 3.63m x 3.27m) |
Total weight, battle ready | 52 tons (114,640 lbs) |
Crew | 4 (commander, driver, loader, gunner) |
Propulsion | Continental AVDS-1790-2 V12, AC TT diesel, 750 bhp (560 kW), 15.08 bhp/t |
Transmission | General Motors, CD SD 2 fw/1 rv ranges |
Maximum speed | 30 mph (48 km/h) on road |
Suspensions | Torsion bars suspensions, shock absorbers |
Range (fuel) | 300 miles/500 km (1457 liters/385 US gal.) |
Armament | Main: 105 mm (4.1 in) gun M68, 70 rounds Sec: 1 x cal .50 M85 (12.7 mm)+ 1 cal .30 (7.62 mm) Browning M73 |
Armor | RHA max. 6.125 in (155 mm) |
Total production (all combined) | +15,000 |
The M48, for comparison.
105mm Gun Tank M60 in trial markings, first pre-production run, 1959.
105mm Gun Tank M60 of the main production series in exercises in the 1960s.
Танковый мостоукладчик BIBER
Инженерная машина, использующая шасси танка Leopard – танковый мостоукладчик. Технические требования к разработке этой машины были выработаны к 8 марта 1968 г.
Танковый мостоукладчик BIBER
На конкурс представили два опытных образца мостоукладчика, в качестве шасси которых использовались танки Leopard 0-серии оставшиеся после испытаний. Оба опытных образца транспортировали мостовые фермы в горизонтальном положении, но имели разные способы укладки моста.
Первый – образец А. разработанный и представленный компанией Klockner-Humboldt-Deutz (КНD). производил укладку моста с использованием выдвижных телескопических опор. На опытном образце В. разработанном и представленном компанией Porsche применяли метод выдвижения мостовой фермы с машины, опирающейся на опушенный бульдозерный отвал. Оба предложенных способа принципиально отличаются от укладки мостов ножничного типа, применявшегося на мостоукладчиках в других странах.
24 сентября 1968 года Федеральным агентством по оборонным технологиям и закупкам был выдан заказ компании Krauss-Maffei на проектирование и производство опытных образцов танковых мостоукладчиков в составе двух шасси и трех мостов. Работы выполнялись компанией в сотрудничестве с компаниями Porsche. KHD и МаК. Компания Klockner-Humboldt-Deutz отвечала за производство трех мостов из легкосплавных материалов, в то время как компания МаК отвечала за переоборудование шасси под установку на них мостов в варианте А. компания Porsche переоборудовала шасси под вариант В. Оба опытных образца были готовы в сентябре 1969 г. и представлены на испытания. В феврале 1970 г. машины начали испытываться в 51-м испытательном центре в Кобленце, а затем прошли войсковые испытания в инженерной школе в Мюнхене.
В августе 1970 года по результатам испытаний предпочтение было отдано варианту мостоукладчика. предложенному компанией Porsche. По мнению разработчиков мостоукладчика Biber. по сравнению с другими конструкциями, немецкий вариант мостоукладчика имеет ряд тактических и технических преимуществ. таких как:
- возможность обеспечение перехода через более широкое препятствие – до 21 м;
- горизонтальный способ укладки моста позволил значительно снизить общую высоту мостоукладчика;
- незначительное время, необходимое для установки моста -около 2 минут;
- повышение мобильности шасси за счет небольших габаритов и меньшей массы мостовой конструкции (9,8 т):
- простота эксплуатации;
- обеспечивается лучший обзор для механика-водителя.
В 1972 году компании МаК последовал заказ на производство для нужд Бундесвера 105 танковых мостоукладчиков, получивших наименование Bruckenlegepanzer Biber (бобр).
Мостовые конструкция для мостоукладчиков разработанные компанией KHD, в количестве 124 комплектов были заказаны компании EWK. Производство машин было начато в ноябре 1973 г., мостоукладчики пришли в войска в 1975 году.
Мостоукладчик Biber имеет полную массу с мостовой конструкцией 45,1 т и способен развить максимальную скорость до 62 км/ч, запас хода – 550 км, экипаж машины -два человека. Он способен обеспечить проход техники массой до 50 т через препятствия (реки, овраги и т.д.) шириной до 21 м. Мостовая конструкция может оставляться на месте препятствия и укладываться на мостоукладчик с любой ее стороны. Общая ширина мостовой конструкции составляет 4 м, а ширина каждой колеи моста – 1,55 м. В носовой части мостоукладчика имеется бульдозерный отвал, который используется для опоры и обеспечения устойчивости машины при укладке или подборе моста, а также может быть использован для небольших земляных работ при оборудовании площадки для установки моста или подхода к нему. На машине размешены две турели для установки, в случае необходимости, 7,62-мм пулемета, а также четыре 76-мм дымовых гранатомета.
Помимо 105 мостоукладчиков Biber, поставленных Бундесверу, 14 таких машин были переданы королевской армии Нидерландов, шесть машин – канадской армии (там машины имеют наименование Beaver) и пять машин – армии Австралии.
Историческая справка
Основная статья: История M60
M60A3 у озера Чарльз, Луизиана
Основной боевой танк М60 стал развитием танка М48 и отличался от него вооружением.
Была несколько изменена форма носовой части корпуса и конфигурация башни, увеличена толщина брони в наиболее уязвимых местах; корпус и башня танка — литые; 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором, она значительно мощнее 90-мм пушки танка М48, в боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные; механизмы наведения пушки и поворота башни — электрогидравлические с ручным дублированием.
На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями — так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колёса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизельным двигателем (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3,5 м.
На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования, он оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса.
С 1960 года состоит на вооружении США и Италии, а также Израиля, Египта, Ирана, Саудовской Аравии, Иордании, Австрии.
Всего было изготовили более 15 тысяч машин этой модели, из которых свыше 9 тысяч к началу 1990 года состояло на вооружении в американской армии. Незначительное количество (менее 100 машин) приобрели Бахрейн, Йемен, Оман, Судан, Тайвань, Тунис.
Танковый мостоукладчик МТУ-90
Танковый мостоукладчик МТУ-90 был выпущен ФГУП КБТМ (Омск) и принят на снабжение в 1997 году. МТУ-90 предназначен для устройства в боевой обстановке переправы через узкие водные преграды, овраги и инженерные заграждения — эскарпы и контрэскарпы, завалы. Он наводит один однопролетный штурмовой мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров. Мост наводится (снимается) экипажем без выхода его из машины, т. е. экипаж защищен от огня стрелкового оружия, осколков снарядов. Место МТУ-90 в боевых порядках второго эшелона танкового полка или в первом эшелоне танковой дивизии. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины.
Мостовая конструкция оригинальной системы — тройные ножницы. Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода опирает аутригер на землю, раскладывает конструкцию моста и накладывает ее на препятствие. Затем базовая машина в качестве контрольной нагрузки преодолевает мост. Устанавливать мост на препятствие машина может как на суходоле, так и находясь под водой на глубине до 2,8 м. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или противоположного берега. Допускаемое превышение (принижение) противоположного берега препятствия до 3,5 метров.
Мостоукладчик МТУ-90 может наводить мост, находясь под водой на глубине до 2,8 метра. Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро-вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты.
Предусмотрена установка кондиционера (по требованию заказчика). Броневая защита эквивалентна 300-мм брони. Машина оснащена системой оптико-электронного подавления, системой коллективной защиты от ОМП типа ПРХР ГО 27 и ФВУ, быстродействующей системой автоматического пожаротушения. Танковая радиостанция Р-123М обеспечивает экипажу связь с командиром танкового подразделения.
Модернизированный мостоукладчик танковый универсальный МТУ-90М Мостоукладчик танковый универсальный МТУ-90М, появившийся в конце двухтысячных, представляет собой вариант дальнейшего развития серийной машины МТУ-90. Основой для МТУ-90М стал основной танк Т-90, у которого с некоторыми доработками было заимствовано шасси. При модернизации изменились некоторые элементы конструкции мостоукладчика и моста, однако их принцип работы остался прежним. Как и ранее, мостоукладчик должен подойти к преграде, разложить мост, состоящий из трех секций, и уложить его поверх преодолеваемого препятствия.
Трехсекционный мост комплекса МТУ-90М позволяет преодолевать различные препятствия шириной до 19 метров. Примечательно, что комплекс МТУ-90 обеспечивал переправу через преграды шириной до 24 метров. Уменьшение ширины преодолеваемого препятствия было компенсировано увеличением прочности моста. Так, усовершенствованная конструкция допускает проезд техники весом до 60 тонн против 50 тонн у МТУ-90. Интересной особенностью моста комплекса МТУ-90М стали щитки, закрывающие пространство между балками. Благодаря этому по мосту могут передвигаться не только гусеничные или колесные боевые машины, но и автомобильная техника различных классов. Подобное нововведение позволяет значительно расширить сферы применения мостоукладчика МТУ-90М. К примеру, теперь он может полноценно участвовать в спасательных операциях.
Тактико-технические характеристики мостоукладчика МТУ-90 Экипаж, чел.: 2; Масса, т: 46,5; Габаритные размеры мостоукладчика, м: длина — 7,4; ширина — 3,46; высота с мостом — 4,5; Клиренс (дорожный просвет), мм: 492; Силовая установка: дизельный двигатель В-92С2, мощностью 1000 л. с. (735 кВт); Запас хода по шоссе, км: 650; Максимальная транспортная скорость, км/час: по шоссе – 60; по пересеченной местности – 30; Габаритные размеры моста, м: длина моста – 25; ширина моста — 3,3; масса моста — 7,5; Грузоподъемность моста, т: 50; Время установки (снятия) моста, мин: 2-3 (5-8); Ширина препятствия, м: 23; Допустимое превышение противоположного берега над исходным, м: 3,5; Преодолеваемое препятствие: угол подъема 32°, крен 24°, глубина брода 1,2 м, глубина подводного вождения 5 м, ров шириной 2,8 м, стенка высотой 0,85 м
Подвеска и ходовая часть
Инженерная машина БАТ-М была построена на базе советского среднего танка Т-54. Её гусеничный движитель – пятикатковый.
В его составе – мелкозвенчатая гусеничная цепь цевочного зацепления с открытым шарниром, пять сдвоенных опорных катков диаметром по 8ЗО мм, с наружной амортизацией в формате резиновых бандажей, направляющее колесо заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущее колесо переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.
Гусеничная цепь составлена из 93-х траков с направляющими гребнями (их ширина – 500 мм). Площадь опорной поверхности гусениц (как уже было отмечено здесь выше) обеспечивает спецмашине БАТ-М отличную проходимость по мягким грунтам, пескам и суглинкам, снегам и заболоченным участкам.
Подвеска у БАТ-М – независимая (индивидуальная) торсионная. Торсионные валы располагаются поперечным образом над днищем корпуса путепрокладчика. Допустимое наименьшее число траков – 86 штук. Число съёмных грунтозацепов на одну гусеницу – 18 штук.<