ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» — подвижные разведывательные пункты

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» — подвижные разведывательные пункты

ПРП-4А

Работы по созданию подвижного разведывательного пункта ПРП-3 «Вал» были начаты по заданию, сформулированному в 1963 году. Основными задачами ПРП являлись: ведение разведки наземных целей, обработка информации и обеспечение целеуказания ракетно-артиллерийским системам. При этом ПРП должен был сохранить высокие характеристики базовой машины (БМП-1): отличную маневренность, хорошую проходимость, высокую скорость передвижения, достаточную броневую защиту и способность преодоления водных преград вплавь.

ПРП разрабатывался Рубцовским машиностроительным заводом. Первый его вариант, ПРП-3 «Вал», поступил в серию в 1972 году. Данная машина отличалась от БМП и БРМ другой башней с одним 7,62-мм пулеметом и целым комплектам разведывательной аппаратуры, включающей в себя: РЛС разведки наземных целей 1РЛ126, дальномер 1Д6, приборы наблюдения 10П79 и 1ПН29, а также навигационную аппаратуру и две радиостанции Р-223М. Кроме того, ПРП имел термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес и пусковую установку 2П130-1 для запуска осветительных снарядов 9М41.

Дальнейшим развитием ПРП-3 стал разведывательный пункт ПРП-4, который по сравнению с первой машиной оснащен более совершенной разведывательной аппаратурой: приборами наблюдения 1ПН59, ночным прибором наблюдения 1ПН61, улучшенной РЛС 1РЛ-133-1 и активно-импульсным лазерным дальномером 1Д11 М-1. Введены также новая аппаратура передачи данных и новые средства связи. В стандартное оборудование новой машины включен автономный агрегат питания, а из состава вооружения удалена пусковая установка осветительных снарядов. ПРП-4М был принят на вооружение в 1988 году, и в состав его оборудования добавлены тепловизионный инфракрасный прибор наблюдения, перископический лазерный дальномер с улучшенными характеристиками и переносной лазерный прибор разведки. Завершающей на сегодняшний день машиной из серии ПРП стала ПРП-5,предназначенная для ведения разведки неподвижных и движущихся наземных целей днем и ночью, в любых метеоусловиях. Разведывательный пункт ПРП-5 оборудован РЛС, тепловизионным прибором наблюдения, лазерным дальномером, ночным активно-импульсным и перископическим дневным прибором наблюдения, аппаратурой навигации и ориентирования, электронным вычислителем обработки информации, аппаратурой связи и передачи данных, аппаратурой для организации наблюдательного поста. ПРП состояли на вооружении подразделений артиллерийской разведки артиллерийских частей и подразделений Советской Армии, а также армий стран — бывших республик СССР.

Фото ПРП-4М на специализированной выставке в 1988 году

Тактико-технические характеристики ПРП-4М

Боевая масса, т: 13,2Экипаж, чел.: 5Годы производства: с 1988

Размеры ПРП-4М

— Длина корпуса, мм: 6735— Ширина корпуса, мм: 2940— Высота, мм: 2146— Клиренс, мм: 370

Броня ПРП-4М

— Тип брони: противопульная 6..26 мм

Вооружение ПРП-4М

— Прицелы: 1ПН71, 1ПН61, 1Д14— Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ

Двигатель ПРП-4М

— Тип двигателя: дизельный УТД-20— Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость ПРП-4М

— Скорость по шоссе, км/ч: 65— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 7 на плаву— Запас хода по шоссе, км: 550..600— Удельная мощность, л. с./т: 22,7— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,6

— Преодолеваемый подъём, град.: 35— Преодолеваемая стенка, м: 0,7— Преодолеваемый ров, м: 2,5— Преодолеваемый брод, м: плавает

ПРП-4А «Аргус» с тепловизионным инфракрасным прибором и лазерным дальномером

Достоинства и недостатки

БТР «Ракушка» на учениях

Ключевым достоинством БТР-МД выделяют его многофункциональность. Машина рассчитана практически на любые условия проведения операций, что во многом приближает ее к БМП. При этом конструкция бронетранспортера позволяет в короткие сроки переоборудовать его в любой центр — от санитарной машины до командного штаба.

Машина позаимствовала наиболее успешные конструкторские решения прежних поколений БТР и БМП. В отношении недостатков значительных аспектов пока не выделено. Это обусловлено небольшим сроком службы, не позволяющим объективно оценивать проект в долгосрочной перспективе.

Бронеавтомобиль “Тигр”

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.

“Тигр” — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. “Тигр” способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.

Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках “Тигра” имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.

На “Тигр” дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.

Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.

В 2016 году стало известно, что на базе “Тигра” ведется разработка новой машины. “Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен”, — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.

ГАЗ

На Горьковском автомобильном заводе существует несколько направлений развития военной автомобильной техники. И в первую очередь это развитие семейства автомобилей «Садко». Унаследовав от легендарного ГАЗ-66 наилучшие качества по проходимости, автомобили семейства получили дизельный двигатель ММЗ Д-245. В настоящее время ведутся разработки по установке на автомобили «Садко» дизельного двигателя производства ЯМЗ и увеличению прицепной нагрузки на автомобиль до 3 т.

Уже получили широкую известность и автомобили ГАЗ-2330 «Тигр», представляющие еще одно важное направление армейских автомобилей ГАЗ. Эти автомобили, оснащенные мощным двигателем Cummins с механической или автоматической КП, обладают высокими динамическими свойствами

Существует два варианта этих автомобилей: защищенный, с кузовом для экипажа до 10 человек – для МО и других силовых структур, и автомобиль гражданского назначения с различными грузопассажирскими кузовами

В гражданском варианте автомобили выпускаются заводом с 2005 года, а автомобили для МО заканчивают сейчас государственные испытания

Существует два варианта этих автомобилей: защищенный, с кузовом для экипажа до 10 человек – для МО и других силовых структур, и автомобиль гражданского назначения с различными грузопассажирскими кузовами. В гражданском варианте автомобили выпускаются заводом с 2005 года, а автомобили для МО заканчивают сейчас государственные испытания.

Автомобили ГАЗ-39371 «Водник» были разработаны по заказу МО РФ и положили начало новому поколению военных автомобилей с кузовами модульной конструкции. Такая конструкция автомобилей «Водник» позволяет унифицировать шасси для автомобилей различного назначения, в том числе боевого, хозяйственного или санитарного. В случае необходимости боевой модуль может быть переставлен с вышедшего из строя шасси на шасси автомобиля обеспечения, что повышает выживаемость боевых единиц. В настоящее время автомобили «Водник» выпускаются на арзамасском машиностроительном заводе в двух вариантах: с дизелем ЯМЗ-534.10 (160 л.с.) и ГАЗ-5621 (175 л.с.), а также в двух комплектациях заднего модуля – с боевым модулем БПУ-1 и с модулем для перевозки личного состава.

У Горьковского автозавода есть и совершенно новое семейство автомобилей с модульной конструкцией кузова, которое может поступать в силовые структуры. Речь идет о семействе автомобилей «Каратель» грузоподъемностью 1…2 и 5 т. Эти автомобили, созданные по заказу МО РФ по принципу «двойного применения», могут быть использованы как в армии, так и в гражданских условиях (соответственно упрощенных). В семейство могут входить легковые (командирские) автомобили и шасси с колесными формулами 4х4 и 6х6 под монтаж вооружения или специального оборудования.

Отдельное направление работы ГАЗа – создание и производство гусеничных машин. В настоящее время основной гусеничной машиной является выпускаемый Заволжским заводом гусеничных тягачей плавающий снегоболотоход ГАЗ-34039 с дизельным двигателем Д-254.12. В 2007 году предусматривается выпуск ГАЗ-34039 с более мощным двигателем Д-245.7.

С 2005 года налажен серийный выпуск малогабаритного гусеничного снегоболотохода в грузовой версии ГАЗ-34091 «Бобр» и заканчивается подготовка к производству пассажирской модификации «Бобра» – ГАЗ-3409. Опытно-промышленная партия «Бобров» уже хорошо себя зарекомендовала в летних и зимних пробегах по пересеченной местности на Крайнем Севере, в средней полосе и горной местности.

На смену своим предшественникам с бензиновыми двигателями с 2003 года проходит испытания модернизированный многоцелевой бронированный транспортер-тягач ГАЗ-3402Д со 136-сильным дизелем Д-245.9. Из перспективных разработок ЗЗГТ в области гусеничных тягачей можно отметить плавающий двухзвенный транспортер двойного назначения ГАЗ-3340 особо легкой весовой категории грузоподъемностью 2 т. Есть все предпосылки создания в дальнейшем на его базе целого семейства транспортеров военного и народно-хозяйственного назначения.

Вячеслав Николаев, срочник, механик-водитель БРТ-МДМ:

— Я родом из Сибири, из Томска. Закончил там учебку — учился на старой машине БТР-Д. В Тульской 106-й гвардейской дивизии прошел переподготовку на БТР-МДМ. Разница огромная! Эта машина мощная и при этом легко управляется. Электроники — что в самолете, все показатели выведены на переднюю панель. Нет рычагов — тут штурвал, правда, он как руль у велосипеда. Но управление очень легкое, четыре скорости движения вперед и две задние, специальная кнопка разворота на месте, кнопка для стрельбы на штурвале у водителя.

Самое интересное в этих испытаниях оказался «тактический бой». На стрельбище разведроты 51-го полка мы уже были в октябре. Сегодня легенда другая: в тылу противника бойцы провели разведывательную операцию, устроили засаду неприятелю, а после выпустили сигнальную ракету. К ним подъехали три «Ракушки», которые и увезли разведчиков на военную базу.

Но это легенда, а на самом деле мы, журналисты, оказались в самой гуще «боя». Сначала все было тихо и спокойно — разведчики залегли в высокой траве. В белых маскировочных комбезах (халаты) (они их почему-то рубашками называют), в шлемах и масках… Если бы не автоматы в руках, можно сказать, что сноубористы.


Подготовка пулемета.

Признаюсь честно, когда по телевизору показывают учения, кажется, просто большие мальчишки в войнушку играют. И все нестрашно, потому что понарошке. А когда оказываешься среди них — очень даже страшно. Да, патроны в автоматах холостые, пули пластмассовые, когда летят, от трения в воздухе разрушаются. Но это на расстоянии 20 метров! А если ближе, то шкурку могут попортить. Даже гильза, попавшая мне в ногу, заставила присесть и начать озираться в поисках убежища.

Но вот бой закончен, дан сигнал к эвакуации. В ход пошли дымовые шашки. Неприятная штука, скажу я вам. Воняет карбидом, в горле першит, ничего не видно, только рев двигателей БТРов со всех сторон. Единственная мысль — а водители знают, куда ехать и что мы тут стоит как три тополя на Плющихе?

Когда дымовая завеса рассеялась, оказалось, что разведчики уже загрузились в БТР-МДМ и мчат к исходной позиции.

Гусеничный минный заградитель (ГМЗ)

Одна из важнейших задач инженерного обеспечения боевых действий войск — устройство минно-взрывных заграждений. Они позволяют нанести потери противнику, задержать его продвижение и затруднить маневр силами и средствами.

После Второй мировой войны в инженерных войсках Советской армии получили широкое распространение минные заградители. Одним из таких образцов является гусеничный минный заградитель ГМЗ.

Эта машина была разработана в ОКБ-3 УЗТМ под руководством главного конструктора Г. С. Ефимова на базе самоходно-артиллерийской установки СУ-1 ООП. ОКР по созданию ГМЗ была задана постановлением Совмина СССР от 4 февраля 1956 года. При проектировании машине было присвоено обозначение «объект 118». ГМЗ был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1960 года. Серийное производство осуществлялось на «Уралтрансмаше» в 1961-1969 годах. Корпус машины представляет собой жесткую сварную бронированную конструкцию и обеспечивает защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня. Большой боекомплект противотанковых мин ТМ-57 или ТМ-62М (208 штук), наличие 7,62-мм пулемета ПКТ, противоатомной защиты, гидравлической системы управления плужно-маскировочным устройством, термодымовой аппаратуры делает заградитель высокоэффективным во всех видах боя и на любой местности. Внутреннее пространство заградителя разделяется перегородками на отсеки — моторный, управления, минный и оператора.

В моторном размещаются силовая установка и трансмиссия. В отсеке управления — органы управления машиной, специальные приборы и места для размещения экипажа. Минный отсек занимает основную часть корпуса ГМЗ. Здесь расположены кассета с минами, выдающий механизм, отсчитывающий механизм и специальные системы. Отсек оператора размещается в кормовой части корпуса. Отсюда осуществляется управление процессом выдачи мин. Снаружи на кормовой части помещены устройства, обеспечивающие их установку и маскировку.

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемет СГМ-Б (позже ПКТ) с боекомплектом 1500 патронов, размещенный на подвижной части башенки командира. Предусмотрены места для крепления двух автоматов и 600 патронов к ним, сигнального 26-мм пистолета и 20 сигнальных ракет.

Силовая установка находится в моторном отделении корпуса и состоит из двигателя А-105Б мощностью 400 л. с. и обслуживающих его систем. Максимальная скорость машины достигала 63 км/ч. Запас хода по шоссе — 350 км.

Минное оборудование включает трансмиссию (механизм отбора мощности, выдающий механизм, спусковой транспортер), кассету, плужно-маскирующее устройство, гидравлическую систему и систему управления.

НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ

Удачное конструктивное решение первой модели практически сохранено в ее модернизированных вариантах ГМЗ-2 и ГМЗ-3. Совершенствование коснулось систем защиты экипажа, повышения надежности управления процессом минирования, сокращения времени привязки устанавливаемых минных полей, улучшения маскировки и ориентирования. На ГМЗ-2, кроме того, появилась возможность доза рядки боекомплекта мин (в базовом варианте перед перезарядкой необходимо было израсходовать весь боекомплект мин).

ГМЗ-3 (объект 318) был принят на вооружение в 1984 году. Эта машина предназначена для механизированной установки противотанковых мин с контактными и неконтактными взрывателями. ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. Взвод минных заградителей, состоящий из трех машин, в течение 30 минут устанавливает практически непроходимое для бронетанковой техники минное поле по фронту до 2,5-3 км. Имеющаяся на ГМЗ-3 навигационная аппаратура обеспечивает не только выработку курса, но и цифровое индексирование установленных мин, что позволяет производить фиксацию минного поля на топографической карте.

Помимо пулемета ГМЗ-3 дополнительно имеет шесть гранатометов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81 -мм дымовыми гранатами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГМЗ-3

  • Боевая масса, т: 28,5
  • Экипаж, чел.: 3
  • Габаритные размеры в рабочем положении, мм: длина: 8620 ширина: 3250 высота: 2700
  • Скорость движения макс, км/ч: 60
  • Скорость минирования макс, км/ч: 16
  • Запас хода по шоссе, км: 500

Вне конкуренции

Универсальность платформы российских БМП-3 — одно из главных качеств, за которое машину любят не только в российской армии, но и за рубежом. По сути, БМП-3 способна выполнить любую задачу, будь то доставка пехоты или уничтожение техники.

Современные версии машины, например БМП-3 с необитаемым модулем АУ220М «Деривация», включающим в себя 57-мм автоматическую пушку, способны бороться не только с легкобронированной техникой противника, но и оказывать сопротивление основным боевым танкам. В нынешнем виде боевые машины на базе БМП-3 фактически не имеют конкурентов на мировых рынках, и российское предложение на экспорт в этом отношении едва ли не лучшее в мире.

По мнению экспертов, ближайшие преследователи российских модификаций БМП-3 — боевые машины пехоты американского, британского, немецкого и французского производства — из-за большой массы лишены главного достоинства техники этого типа, а именно возможности развивать большую скорость, с ходу форсировать водные преграды и ввязываться в боестолкновения с более вооружённым и защищённым противником.

БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka)

БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) — Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина предназначена для эвакуации поврежденных БМП и других эквивалентных по массе машин из зоны боевых действий и обеспечения технического обслуживания и ремонта боевых машин в полевых условиях.

Тактико-технические характеристики БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka)


БРЭМ-Л Беглянка, вид слева

  • Длина 7,64 м, ширина 3,15 м, высота 2,35 м
  • Экипаж 3 чел
  • Масса 18,7 т
  • Грузоподъемность платформы 1,7 т на суше, 0,3 т на плаву
  • Клиренс (дорожный просвет) 450 мм
  • Колея 2,38 м
  • Длина опорной поверхности 3,25 м
  • Силовая установка: многотопливный дизельный двигатель УТД-29Т, мощностью 450 л.с. (331 кВт)
  • Запас хода 600 км по шоссе
  • Максимальная скорость 70 км/час по шоссе, 9 км/час на плаву
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет ПКТ, дымовые гранатометы
  • Тяговое усилие лебедки 14 тс
  • Длина троса 150 м
  • Грузоподъемность крана 5 т
  • Ширина сошника 3,15 м
  • Преодолеваемое препятствие: стенка высотой 0,8 м, ров шириной 2,5 м, угол наклона 25°, угол подъема 35°

БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) разработана конструкторским бюро Курганского машиностроительного завода на базе БМП-3 в конце 1980-х годов.


БРЭМ-Л Беглянка с выдвинутой крановой стрелой

БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) имеет бронированный корпус, защищающий экипаж от пуль стрелкового оружия и мелких осколков. БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) снабжена системой защиты от оружия массового поражения с фильтро-вентиляционной установкой, системой противопожарной защиты, а также специальным ремонтно-эвакуационным оборудованием. Машина преодолевает водные препятствия вплавь.

В комплект специального оборудования БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) входит полноповоротная крановая установка, тяговая лебедка, сошник-упор, выполняющий роль и бульдозерного отвала, электросварочное оборудование, включая и аппарат для сварки деталей из алюминиевых сплавов, средства буксировки машин, грузовая платформа грузоподъемностью 1,7 т на суше и 0,3 т на плаву с откидывающимися правым и задним бортами и другое ремонтное оборудование.

Крановое оборудование БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) имеет стрелу грузоподъемностью 5 т, с двойным полиспастом 11 т (полиспаст — система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых тросом), углом поворота 360° и максимальным вылетом 4,85 м. Тяговое усилие механической лебедки составляет 14 тс, длина троса 150 м. Сошник используется не только для упора машины на местности, но и в качестве бульдозерного отвала. Ширина сошника 3,15 м, глубина врезания в грунт 0,34 м.

БРЭМ-Л Беглянка, вид на корму

БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ и блоками дымовых гранатометов для постановки дымовой завесы.

Экипаж БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) состоит из 3 человек: командира, механика-водителя (крановщик) и специалиста по электрооборудованию. Машина имеет радиостанцию, танковое переговорное устройство, смотровые приборы и прибор ночного видения.

Побочный продукт

Широкой публике боевую бронированную машину (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун» челнинцы показали на московской выставке «Интерполитех-2014». Из разговора со специалистами выяснилось, что на тот момент это был единственный образец их «Тайфуна» 4х4 и его разработка шла в инициативном порядке. Машина оказалась более компактной, чем «Тайфун-У» – «Урал-53099»: длина 6374 мм против 7810 мм у «Урала» в первую очередь за счёт короткой колёсной базы (3800 мм против 4860 мм). За счёт высокой защищённости снаряжённая масса машины составила 12 т, что на 0,8 т меньше, чем у более компактного ВПК-3924 «Медведь» (см. «ГП» № 8, 2011 г.). Габариты и вес машины сформированы с учётом требований ВДВ к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолётами Ми-26.

Машина относится к классу MRAP и обеспечивает противоминную защиту личного состава по требованиям STANAG-4569 уровня III-b и IV-a. Он предполагает выдерживать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда в тротиловом эквиваленте (ТЭ) 10 кг – под колесом, 8 кг – под днищем.

Бронирование корпуса, рассчитанного на двух членов экипажа и восемь десантников с полной боевой выкладкой, соответствует уровню III стандарта НАТО. Израильская броня Plasan Sasa предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32, бронебойно-зажигательными пулями 7,62 мм х 54R используемыми в винтовках СВД.

В конструкции машины несколько смущали топливные баки, расположенные в корме, и доступ в задний десантный отсек через дверь в кормовом листе: чтобы её открыть, нужно сначала откинуть лестницу.

Учитывая, что премьера прошла в 2014 году, стало настораживать широкое применение импортных автокомпонентов, причём в более широком ассортименте, чем на «Тайфун-К» 6х6. Дизельный 350-сильный двигатель Cummins 6ISBe агрегатировали с 6-ступенчатой автоматической КП Allison, раздаточная коробка и мосты Timoney, колёса Hutchinson, голландская независимая гидропневматическая подвеска (ГПП) с автоматической подкачкой шин. И это не считая импортных кондиционеров и светотехники Hella. По сравнению с автомобилями старшего семейства боестойкие бескамерные шины Michelin имеют меньшую размерность (на 1 ступень) – 14.00 R20 и обеспечивают движение (повреждённой шины) при скорости до 50 км/ч на дальность до 50 км.

В оснащение вошла автоматическая блокировка межколёсного и межосевого дифференциалов. Следить за состоянием всех систем и наличием неполадок должна специализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС). В её основные функции вошли расчёт оптимальных параметров движения (клиренс, режим работы подвески и т.п.) и передача соответствующих команд на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.

При осмотре первого КАМАЗ-53949 изумление вызвали несколько отверстий в нишах крыльев. Выяснилось, что после испытаний для проведения ревизии образец разобрали. А на обратной сборке оказалось, что во время испытаний отдельные детали получили деформацию, и крепёжные болты в отверстия уже без значительного усилия не всунуть. Бывает, случается… Но собранный заново «тайфунёнок» не потерял работоспособности. Практика показывает, что на макетных образцах часто бывает намного хуже – некоторые образцы потом даже ездить не могут.

В общем, образец КАМАЗ-53949 покатали в прошлом году весьма хорошо! Испытатели отметили надёжность АКП Allison и недостаточную надёжность «раздаток» Timoney.

Тактико-технические характеристики опытного экземпляра «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949
Снаряжённая масса, кг12 000
Полная масса, кг14 000
Грузоподъёмность, кг2000
Вместимость, чел.10
Двигатель рабочий объём, cм3Cummins 6ISBe 350, турбодизель, I-6 6690
Мощность, л.с.350
Крутящий момент, Н∙м1090
Угол преодолеваемого подъёма, %60
Максимальная скорость, км/ч105
Запас хода, км850
Глубина преодолеваемого брода, мм1750
Колёса10.00 20
ШиныMichelin XZL+, 14.00 R20
Уровень баллистической защиты, калибр пульSTANAG-4569 уровень III, 7,62 мм х 54R СВД
Уровень защиты противоминныйSTANAG-4569 уровень III-b и IV-a, 10 кг в ТЭ под колесом и 8 кг в ТЭ под днищем

КАМАЗ-63968 Тайфун-К — видео подрыва

https://youtube.com/watch?v=XjimOXQZWs8

КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в 1961 году.

История всего семейства «Тайфун» начинается с 2010 года, когда была утверждена министром обороны «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» которая предписывает развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей. В результате была создана единая колёсная грузовая платформа «Тайфун» обеспечивающая высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов. А также на которую можно монтировать разное целевое оборудование и создавать на базе необходимые модификации, вроде машин связи, мобильных артиллерийских систем, автокранов, транспортно-пусковых машин БЛА, эвакуаторов, экскаваторов и других.

Над созданием работали специалисты автозавода «Урал», ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ», НТЦ ОАО «КАМАЗ», НИИ Стали — где спроектирована броня машины, Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищённость бронекорпуса, компания «Магистраль-ЛТД», занимавшаяся созданием бронестёкол, МГТУ им. Н. Э. Баумана, занимавшийся разработкой гидропневматической подвески и множество других компаний и НИИ. Необходимость создания подобных машин диктовалось тем, что основная масса боевых потерь в войсках происходит от подрыва автомашин на минном поле или от фугасов во время передвижения колонн. В декабре 2014 года в Южный военный округ поступила первая партия из 30 бронеавтомобилей. В январе 2015 года ЮВО получил еще 20 единиц.

Конструкция

Бронирование произведено в соответствии с уровнем 3b натовской классификации STANAG 4569, по которому машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, так как в России машины подобного рода делаются впервые и общепринятые государственные стандарты классификации подрывов отсутствуют. Противопульная защита соответствует четвёртому уровню.

Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм с прозрачностью в 70 %, разработанное компанией «Магистраль ЛТД» и испытанное в НИИ Стали, выдерживающее 2 выстрела с расстоянием между ними в 280—300 мм при обстреле из КПВТ со скоростью пули 911 м/с в момент соприкосновения со стеклом. Пулестойкость превышает самые высокие требования по имеющимся ГОСТ (ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963), в которых наивысший уровень — это обстрел бронебойными патронами Б-32, 7,62×54 мм из СВД. При производстве, Магистраль-ЛТД ориентировалась на западные стандарты уровня IV STANAG 4569 — гарантированной защите при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5×114 мм с дистанции 200 м со скоростью пули 891—931 м/с.

Бронирование выдерживает попадание 30-мм боеприпасов. Имеются пулестойкие шины 16.00R20 с противовзрывными вставками отводящими взрывную волну, с автоматической подкачкой воздуха и регулируемым давлением до 4,5 атмосфер. Бронемодуль обеспечен амбразурами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, также на него может устаналиваться дистанционно управляемый пулемёт. Унификация с другими автомобилями семейства составляет 86 %.

Сидения оборудованы держателями личного оружия, ремнями безопасности и подголовниками. Они крепятся к крыше модуля, для уменьшения воздействия удара от мин/фугасов. Внутри модуля установлена фильтровентиляционная установка ФВУА-100А и кондиционер. На крыше имеются аварийные люки на случай переворачивания машины. Десантирование производится через аппарель на корме машины либо через дверь сбоку.

Средства наблюдения и связи

В автомобиле установлена Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т. п. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу, с помощью пульта дистанционного управления в пределах 400 мм. КАМАЗ-63968 оборудован пятью видеокамерами для кругового обзора в десантном модуле и кабине. Кабина оснащена складывающимися мониторами, показывающими как состояние автомобиля, так и внешний обзор.

Приключения «копейки» в постсоциалистической Европе

В Восточной Европе к делу подходят очень творчески. Чехословакия производила лицензионную копию БМП-1 под именем BVP-1, поэтому чешские и словацкие фирмы — как вместе, так и по отдельности — разрабатывают самые разные варианты ради придания старой боевой машине новой жизненной энергии.

Ещё в эпоху социализма в ЧССР на базе БМП-1 выпускался 120-мм самоходный миномёт.

Одну из современных переделок представили в 2011 году под названием MGC-1 специально дляконфликтов малой интенсивности». В башне лишь 14,5 КПВТ + 7,62 пулемёт, но брони отсыпали по полной, обвесив БМП бортовыми противокумулятивными экранами и блоками динамической защиты от главного врага бронетехники — гранатомётов и ПТУР. Второй вариант вместо традиционной башни оснастили словацким модулем TURRA-30 с 30-мм пушкой и ПТУР.

BMP-М2 SKCZ — более продвинутый и дорогой вариант, в котором БМП-1 можно узнать с трудом. Высоту боевого отделения увеличили для удобства мотострелков, кормовые распашные люки заменили на аппарель. Водитель и командир сидят выше и видят дальше. Корпус обшит дополнительными бронеэкранами, а башня — тот же словацкий модуль TURRA-30. Степени защиты по стандартам STANAG 4569 могут варьироваться по борту: от второго до четвёртого уровня — от 7,62 до 14,5-мм бронебойных пуль, противоминная — от шести до десяти кило взрывчатки. Таким же комплектом можно обновить и БМП-2.

Словаки совместно с белорусами запилили более бюджетный вариантКобра-С». Главные фишки — динамическая защита и низкопрофильный боевой модуль с 30-мм пушкой.

Кстати, словацкая армия в мае 2018 года получила первые два десятка модернизированных БМП-1 и БРМ-1К(разведмашины). Bojové Vozidlo Pechoty получила тот же модуль TURRA-30 с двумя ПТУРКонкурс», но корпус остался прежним.

В Польше по программеПума» планировалось модернизировать польские БМП с помощью израильского модуля RCWS-30. В опытном порядке поляки даже поставили на БМП-1 башню от шведской БМП Strf 90 с 40-мм пушкой. Но в итоге решили, что овчинка не стоит выделки.

Румыны пошли по простому пути: поставили на свою версию БМП-1 израильский боевой модуль OWS-25R с 25-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом и пусковой установкой для двух противотанковых ракетСпайк». Динамики добавил 400-сильный британский дизель. С 2005 года румыны переоборудовали порядка 180 машин.

В 1993 году греческая армия получила из Германиизанедорого» 500 БМП-1П, оставшихся от армии ГДР. Машины уже на месте получили натовский крупнокалиберный пулемётБраунинг» M2HB.

Позднее греки решили улучшить социалистические машины путём удаления башен и установки советских же зениток ЗУ-23-2.

Это, наверное, самый массовый вариант переделки. Так делали моджахеды в Афганистане с оставшимися после ухода советских войск БМП. Такие же машины огневой поддержки можно встретить в Ливии, Сирии и Ираке — везде, где найдутсязушка» и БМП-1. Зенитные автоматические пушки и крупнокалиберные пулемёты показали свою эффективность в борьбе с разными техничками и другими наземными целями.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий