Lockheed P-38 Lightning – легендарная «Молния» на службе американских ВВС

Летно-технические характеристики F-35B

  • Длина самолета – 15,6 м;
  • высота – 4,36 м;
  • размах крыла – 10,7 м;
  • площадь поверхности крыла – 42,7 кв. м;
  • масса пустого самолета – 14 тыс. тыс. 650 кг;
  • снаряженная масса – 22 тыс. 240 кг;
  • максимальная взлетная масса – 27 тыс. 215 кг;
  • масса топлива – 6 тыс. 125 кг;
  • максимальная скорость – 1 тыс. 930 км/ч (свыше 1,6 Маха)
  • крейсерская скорость – 850 км/ч;
  • боевая нагрузка – 6 тыс. 800 кг;
  • радиус действия – 1 тыс. 667 км;
  • боевой радиус – 833 км.

Двигатель – F135-PW-600. Стандартное вооружение – две ракеты AIM-120C/D категории “воздух-воздух”, две корректируемые авиабомбы GBU-32 JDAM массой 453 кг каждая.

Основные модификации Локхид P-38 «Лайтнинг»

Р-38 — двигатели V-1710-27/29 (1050 л.с). Вооружение — 1 37-мм пушка «Олдсмобил» (боекомплект 15 снарядов), 4 12,7-мм пулемета (500 патронов на ствол). Построено 30 самолетов.

P-38D — применены протектированные топливные баки, изменена кислородная система, внесен ряд других изменений. С августа 1941 г. выпущено 36.

Р-322 — вариант, изначально заказанный Великобританией в количестве 143 единиц как «Лайтнинг» Mk.l. Двигатели V-1710-C15 без турбокомпрессоров (1010 л.с). После испытаний трех самолетов англичане от заказа отказались, и оставшиеся машины были приняты ВВС Армии США. 20 из них получили моторы V-1710-C15, остальные — V-1710-27/29 без турбокомпрессоров. Использовались в качестве учебных с сокращенным составом вооружения (2 12,7-мм и 2 7,62-мм пулемета).

Р-38Е — аналог P-38D с улучшенными гидравлической и электрической системами, новой радиостанцией. Вместо 37-мм пушки установлена 20-мм М1 (150 снарядов). С конца 1941 г. изготовлено 210 самолетов; кроме того, 99 машин достроено в качестве невооруженных фоторазведчиков F-4 и 1 — F-5A-2.

Локхид P-38F «Лайтнинг»

Р-38Н — двигатели V-1710-89/91 (1425 л.с). 20-мм пушка М1 заменена на М2С такого же калибра. Возможности внешней подвески — как у P-38G-10. С мая 1943 г. выпущен 601 экземпляр: 226 Р-38Н-1 и 375 Р-38Н-5 с другими турбокомпрессорами.

P-38J — доработана мотоустановка с введением промежуточного радиатора. Двигатели и вооружение аналогичны Р-38Н. Выпускался с августа 1943 г. в нескольких вариантах: P-38J-1 (10); P-38J-5 (210) с дополнительными топливными баками в передней кромке крыла; P-38J-10 (790) с бронестеклом в козырьке кабины; P-38J-15 (1400) и P-38J-20 (350) с доработанным оборудованием; P-38J-25 (210) с гидравлическим бустером в канале управления по крену. 200 самолетов построены как невооруженные разведчики F-5B; кроме того, в разведчики F-5C и F-5E переоборудованы 528 P-38J.

Р-38М — 75 машин P-38L-5, переделанных в двухместные ночные истребители. В контейнере под носовой частью гондолы установлена РЛС AN/APS-6.

Модификации самолета “Lightning”

  • XP-38 – единственный экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-11/13 мощностью 1150 л.с.
  • YP-38 – 13 перепроектированных предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/29 мощностью 1150 л.с.
  • P-38 – (позднее обозначение RP-38) – 30 серийных самолетов с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом.
  • XP-38A – единственный экспериментальный экземпляр, Р-38 с гермокабиной.
  • P-38E (позднее RP-38E) – серийный вариант с новой пушкой “Испано” калибра 20 мм, а не 37 мм; новое радиооборудование и изменения в гидросистеме, построено 210 машин.
  • P-38F – 527 машин с двигателем Аллисон V-1710-49/53 мощностью 1325 л.с. и подкрыльеывми бомбодержателями.
  • P-38G – 1082 самолета с двигателями Аллисон V-1710-51/55 и измененным радиооборудованием.
  • P-38H – 601 самолет с двигателями V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с.; увеличена бомбовая нагрузка на внешних подвесках, установлены автоматические жалюзи маслорадиатора (система АРТМ).
  • P-38J (позднее F-38J) – 2970 самолетов, аналог P-38H, но со множеством изменений, плоским пуленепробиваемым лобовым стеклом, поздние партии с увеличенным запасом топлива ; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания.
  • P-38K – единственный опытный самолет с двигателями V-1710-75/77 мощностью 1425 л.с. с винтом с широкими лопастями и планером самолета P-38G.
  • P-38L (позднее F-38L) – 3923 самолета с двигателями V-1710-111/113 мощностью 1475 л.с. и посадочными фарами в левой консоли, направляющие для ракет под крылом, но в остальном похожий на самолет P-38J.
  • P-38L-5 – аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.
  • P-38M – обозначение P-381, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей, имел вторую приподнятую вверх кабину и радар.
  • TP-38L – два Р-38L, модифицированных в качестве двухместных учебно-тренировочных.
  • F-4 – модификация фоторазведчика P-38, без вооружения, оснащенного четырьмя фотокамерами К-17; построено 20 машин.
  • F-5A – вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.
  • F-5B – фоторазведчик на базе самолета P-38J; построено 200 машин.
  • F-5C – фоторазведчик на базе Р-38Н, но с установкой усовершенствованных фотокамер.
  • XF-5D – единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика с лежащим оператором в носу.
  • F-5E – разведчик на базе 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L.
  • F-5F – разведчик на базе P-38L.
  • F-5G – сходен с F-5F, но с измененной установкой камеры.
  • XFO-1 – четыре F-5B, переданных ВМС США.

Тактико-технические характеристики

Приведены характеристики модификации P-38L.
Источник данных: Francillon, 1987, p. 185; Loftin, 1985.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 11,53 м
  • Размах крыла: 15,85 м
  • Высота: 3,91 м
  • Площадь крыла: 30,472 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 8,26
  • Профиль крыла: NACA 23016 / NACA 4412
  • Масса пустого: 5806 кг
  • Нормальная взлётная масса: 9389 кг
  • Максимальная взлётная масса: 9798 кг
  • Объём топливных баков: 1552 л
  • Силовая установка: 2 × 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Allison V-1710-111
  • Мощность двигателей: 2 × 1475 л. с. (2 × 1085 кВт)
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0268
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,82 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 666 км/ч на 7620 м
  • Крейсерская скорость: 467 км/ч
  • Скорость сваливания: 170 км/ч
  • Практическая дальность: 725 км
  • Перегоночная дальность: 4185 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 13 410 м
  • Скороподъёмность: 24,1 м/с
  • Время набора высоты: 6095 м за 7 мин
  • Нагрузка на крыло: 308,1 кг/м²
  • Тяговооружённость: 230 Вт/кг 
  • Аэродинамическое качество: 13,5
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • 1 × 20 мм пушка Hispano M2 с 150 патр.
    • 4 × 12,7 мм пулемётов M2 c 500 патр.
  • Неуправляемые ракеты: 10 × 127 мм ракет HVAR
  • Бомбы: 2 × до 908 кг под крылом
  • Подвесные топливные баки: 2 × 1136 л под крылом

Особенности конструкции

Первые модификации P-38 заработал противоречивую репутацию. С одной стороны самолёт был живучим и прощал многие ошибки пилотирования, с другой стороны он имел очень существенный недостаток – P-38 был крайне нестабилен на больших скоростях при отвесном пикировании. При достижении определенной скорости вывод машины из пикирования становился практически невозможным, что приводило к превышению предела прочности, и P-38 терял хвостовое оперение.

После проведения ряда исследований выяснилось, что виной всему был эффект сжимаемости воздуха, вызывавший смещение точки приложения подъёмной силы позади руля высоты, что затрудняло выход из пике. Эту проблему решили путём установки специальных тормозных щитков, препятствовавших этому эффекту во время пикирования.

P-38 был необыкновенно тих для истребителя — выхлоп глушился турбонаддувом. Самолёт был прост в управлении и прощал многие ошибки пилотов. Ранние модификации обладали невысокой угловой скоростью крена, что не позволяло использовать их в качестве самолёта-истребителя. P-38 был единственным самолётом, выпускавшимся в США на всём протяжении войны.

Историческая справка

загрузка боекомплекта

Идея двухмоторного истребителя родилась во время ПМВ, задолго до того, как она стала осуществима технически. Концепция предполагала несколько существенных достоинств — увеличение дальности полёта, живучести машины и скорострельности фюзеляжного вооружения в силу утраты необходимости в использовании синхронизатора (механизм, позволяющий вести огонь сквозь ометаемую винтом плоскость). В середине 30-х годов идею вспомнили, за её воплощение принялись во многих ведущих авиационных странах. Не остались в стороне и США — ВВС сформулировали техническое задание на разработку двухмоторного одноместного высотного перехватчика, предложив его ведущим авиастроительным фирмам. Менее чем через полгода победителем был признан проект фирмы “Локхид”, но впереди у “модели 22” (фирменное обозначение) был долгий и не всегда простой путь. И всё же “Лайтнинг” стал в итоге самым массовым самолётом нестандартной схемы и единственным, выпускавшимся в США на протяжении всей войны.

Самолёт выполнен по двухбалочной схеме с размещением двигателей в мотогондолах в передней части балок, а пилота и вооружения — в центральной гондоле-фюзеляже, что обеспечивало неплохой обзор и хорошую кучность курсового вооружения. К удачным элементам конструкции можно отнести трёхстоечное шасси с носовой опорой и глушение выхлопа турбонаддувом, что делало самолёт относительно тихим. Применялся (в зависимости от обстановки и модификации) в качестве истребителя-перехватчика, эскортного истребителя, ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, разведчика, постановщика дымовой завесы и даже для эвакуации раненых (в подвесном контейнере).

P-38 воевал в Европе, Северной Африке и Азии. Немцы прозвали их “вилохвостыми дьяволами”, японцы — “два самолёта — один лётчик”, британцы придумали имя “Молния” (сами американцы всерьёз рассматривали вариант “Атланта”)

Над Тихим океаном в полной мере проявились сильные стороны машины — огневая мощь, длительность и безопасность полёта (что особенно важно при действиях над океанскими просторами)

Два наиболее результативных лётчика-истребителя ВВС США — Ричард А. Бонг (40 сбитых) и Томас Б. МакГуайр (38 сбитых) сражались на “Лайтнингах” именно на тихоокеанском ТВД . На P-38 (в модификации фоторазведчика) летал и погиб французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Также “Молнии” приняли участие в операции “Месть”, целью которой была ликвидация адмирала Ямамото. Главнокомандующий японских ВМС совершал инспекционный облёт войск, базировавшихся на Тихом океане, о чём американцы узнали благодаря расшифровке радиоперехвата, содержавшего время и маршрут следования. 18 апреля 1943 года пилотами 339-й истребительной эскадрильи был успешно осуществлён перехват воздушного кортежа над островом Бугенвиль (Соломоновы острова).

7 ноября 1944 года около югославского города Ниш произошел один из самых известных случаев “дружественного огня” в ходе ВМВ. Группа P-38 ВВС США произвела штурмовку войсковой колонны 6-го гвардейского стрелкового корпуса, ошибочно приняв советские войска за противника. По разным оценкам потери составили от 12 до 34 человек убитыми, включая командира корпуса гвардии генерал-лейтенанта Г.П.Котова. Взлетевшая на перехват группа Як-3 и Як-9 866-го истребительного авиаполка, которую вёл советский ас А.И. Колдунов, была атакована и вступила в бой. Прежде, чем советские лётчики смогли объяснить американцам их ошибку, обе стороны потеряли по несколько самолётов и пилотов (данные разнятся).

Боевое использование Lockheed P-38 «Лайтнинг»

В середине 1941 г. начались поставки Р-38 в 1-ю ИАГ. К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор такие самолеты получила также 14-я ИАГ. Эти группы летом 1942 г. были перебазированы в Великобританию. Две АЭ остались в Исландии. Один из базировавшихся здесь P-38F совместно с Р-40С сбил 14 августа 1942 г. самолет FW 200 — первый немецкий самолет, сбитый американцем во Второй мировой войне.

С ноября 1942 г. 1-я, 14-я и 82-я ИАГ воевали в Северной Африке, а затем действовали над Италией и сопровождали бомбардировщики в налетах на цели в Австрии, Венгрии, Румынии. В 1944 г. они участвовали и в челночных рейдах с посадкой в районе Полтавы.

В сентябре 1943 г. в Великобританию прибыла 55-я ИАГ, вооруженная Р-38Н, но вскоре получившая P-38J. Её главной задачей, как и четырех групп «Лайтнингов», прибывших позже, стало сопровождение бомбардировщиков в налетах на Германию.

На Тихоокеанском ТВД «Лайтнинги» дебютировали в районе Аляски и Алеутских островов — здесь на них с середины 1942 г. воевала 54-я ИАЭ. Небольшое количество Р-38 действовало в американских авиачастях в Индии, Китае, Бирме, островах Тихого океана. Наиболее известной операцией, проведенной «Лайтнингами», стало уничтожение адмирала Ямамото, командующего Объединенным флотом Японии. Рукодствуясь данными радиоперехвата, 16 P38F/J из 18-й и 347-й ИАГ 18 апреля 1943 г. перехватили два японских транспортных самолета, на борту одного из которых находился адмирал. Обе машины, а также 5 «Зеро» из эскорта были сбиты.

Первая группа, полностью перевооруженная Р-38 (475-я) появилась на Тихоокеанском ТВД только в сентябре 1943 г. К лету 1944 г., когда началась подготовка к высадке на Филиппины, здесь воевало уже 5 групп «Лайтнингов». В 1945 г. на Тихий океан были направлены и три АЭ ночных истребителей Р-38М.

В послевоенное время большинство «Лайтнингов» в США было списано уже к 1948 г.

Помимо США, «Лайтнинги» широко использовались ВВС Свободной Франции — но только разведчики. Несколько таких самолетов эксплуатировали ВВС Австралии и Китая; последний также получил 15 P-38J/L.

2 Р-38, совершивших вынужденные посадки в Португалии, были включены в состав ВВС этой страны. 50 «Лайтнингов» в 1949 г. получила Италия, а 7 приобрел Гондурас, где они прослужили до 1965 г.

Типичной тактикой пилотов «лайтнингов» был набор большой высоты, пикирование на противника с последующим использованием всей огневой мощи и быстрым уходом вверх. Такая тактика оказалась эффективной как против немецких, так и против японских истребителей.

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes
В сети Интернет
  • История создания
  • ТТХ
  • Список модификаций
  • Боевое применение

США

Истребители IICurtiss P-23 • IICurtiss XP-31 • IIIBrewster F2A-1 Buffalo • IIICurtiss Hawk 75M • IIIBoeing YP-29 • IVSeversky 2PA • IVCurtiss Model 81A-1 • IVCurtiss P-36 Hawk • IVCurtiss P-36C Hawk • IVGrumman XF4F-3 • IVCurtiss XP-36F Hawk • VBell XFL-1 Airabonita • VCurtiss P-40 Warhawk • VBell XP-77 • VChance-Vought XF4U-1 • VIBell P-39N-1 Airacobra • VINorth American P-51A Mustang • VICurtiss-Wright XP-55 Ascender • VIINorth American P-51D Mustang • VIIICurtiss XF15C • VIIINorth American P-51H Mustang • VIIILockheed P-80A Shooting Star • IXVought F6U Pirate • IXNorth American FJ-1 Fury • IXMcDonnell XF-85 Goblin • XNorth American F-86A Sabre
Тяжёлые истребители VLockheed P-38F Lightning • VILockheed P-38J Lightning • VIGrumman XP-50 • VIIGrumman F7F Tigercat • VIIFisher XP-75 Eagle • VIIIChance-Vought XF5U Pancake • VIIINorth American P-82B Twin Mustang • VIIILockheed XP-58 Chain Lightning • IXMcDonnell F2H Banshee • XLockheed XF-90
Многоцелевые истребители IBoeing P-12 • IICurtiss F11C-2 • IIGrumman F2F • IIBoeing P-26 Peashooter • IIIGrumman F3F • IIISeversky P-35 • IVBrewster F2A Buffalo • IVRepublic P-43 Lancer • VGrumman F4F Wildcat • VRepublic XP-44 Rocket • VIChance-Vought F4U-1 Corsair • VIRepublic P-47B Thunderbolt • VIIChance-Vought F4U-4 Corsair • VIIRepublic P-47N Thunderbolt • VIIIGoodyear F2G Super Corsair • VIIIRepublic XP-72 • IXRepublic F-84B Thunderjet • IXLockheed F-94D Starfire • XRepublic F-84F Thunderstreak • XChance-Vought F7U Cutlass
Штурмовики
Бомбардировщики VBoeing B-17D Flying Fortress • VIDouglas A-26B Invader • VIBoeing B-17G Flying Fortress • VIIConsolidated B-32 Dominator

Тяжёлые истребители

СССРVIIТуполев Ту-1
Германия IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III
Великобритания IVBristol Blenheim F • VBristol Beaufighter • VIDe Havilland 98 Mosquito • VIIDe Havilland 103 Hornet • VIIIWestland P.1056 • IXGloster P.228 • XGloster Javelin
США VLockheed P-38F Lightning • VILockheed P-38J Lightning • VIGrumman XP-50 • VIIGrumman F7F Tigercat • VIIFisher XP-75 Eagle • VIIIChance-Vought XF5U Pancake • VIIINorth American P-82B Twin Mustang • VIIILockheed XP-58 Chain Lightning • IXMcDonnell F2H Banshee • XLockheed XF-90
Япония VKawasaki Ki-45 Toryu • VIKawasaki Ki-102 • VIIRikugun Ki-93 • VIITachikawa Ki-94-I
КитайVIDe Havilland 98 Mosquito FB 26
Франция VSNCASE SE 100 • VIIArsenal VB 10
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий