Блистательные перспективы и скромные реалии линкора «Тирпиц»

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм). Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм. На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени. Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

В культуре

  • С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа британских разведчиков выполняет задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
  • «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe.

Куда деваться, будем драться

План боя был прост: пожертвовать собой.

Лео Грэдуэлл

Понимая, что имеющейся пушкой траулеру линкор не потопить, Грэдуэлл решил нанести вред немцам другим способом. Вот что рассказал об этом Дик Элдсен:

102-мм снаряды были подняты наверх и разложены вокруг орудия. Затем мы связали вместе глубинные бомбы и топливные бочки, установив взрыватели бомб на глубину 15–18 метров. Мы собирались сбрасывать их под нос „Тирпицу“ вместо плавучих мин».

Затем Грэдуэлл хотел направить траулер прямо на линкор и, врезавшись в него, взорвать свой корабль.

Однако на практике проверить этот план не удалось.Тирпиц» так и не пришёл.

Fleet in being

Однако потенциал линкора — не только в способности топить корабли

Простое нахождение такого корабля на важном театре военных действий может нервировать противника, заставлять его концентрировать силы там, где может появиться угроза, охранять судоходство мощной военной силой, тратить на это огромные ресурсы

Причем сам источник угрозы — линкор — может месяцами стоять на приколе. На английском эта концепция емко зовется «fleet in being» — что-то вроде «флот как фактор присутствия».

Фото: wikipedia.org

Именно так командование гитлеровского флота и применяло «Тирпиц». В 1942 году драгоценный линкор перебросили на Север, поближе к путям арктических конвоев: именно по ним в СССР поступало вооружение и материалы, поставляемые из США по ленд-лизу. «Тирпиц» и корабли меньшего размера стояли в норвежских фьордах. И периодически готовились (или делали вид, что готовились) к выходу в море на перехват очередного конвоя.

Ужас перед «Тирпицем» был настолько сильным, что летом 1942 года слухи о том, что линкор вышел в море, заставили охрану печально известного конвоя PQ-17 покинуть суда, которые они охраняли. Оставшиеся без защиты транспорты стали легкой добычей подводных лодок — и конвой подвергся настоящему избиению, став символом бессмысленной гибели.

Сам же «Тирпиц» толком не успел даже приблизиться к каравану и ни разу не выстрелил. После войны долго ходили легенды, что корабль ушел в порт после того, как в него попала торпеда с советской подводной лодки К-21, но в итоге эта версия признана ошибочной: субмарина по «Тирпицу» не попала.

Собственно, в боевых действиях суперлинкор побывал ровно один раз. В 1943 году отряд из 11 кораблей Кригсмарине во главе с «Тирпицем» и еще одним линкором совершил рейд на Шпицберген (на этом полярном архипелаге стоял маленький норвежский гарнизон), чтобы вывести из строя находившиеся там угольные шахты и установить метеостанцию.

8 сентября линкор открыл огонь по берегу, прикрывая десант. Причем это был первый и последний раз, когда «Тирпиц» стрелял из главного калибра по кому-то кроме самолетов.

Норвежцев удалось доблестно победить (благо их было совсем мало), метеостанция установлена — но для столь крупного рейда результаты были смехотворны. И тем не менее эта ничтожная со всех точек зрения операция оказалась единственным боевым походом лучшего корабля Гитлера.

дизайн

Эти два Бисмарка -класса линкора были разработаны в середине 1930-х годов немецкой Кригсмарине в противовес французской военно – морской экспансии, в частности , два Ришелье -класса линкора Франция начались в 1935 г. Заложен после подписания англо-германского морского соглашения 1935, Тирпиц и ее сестра Бисмарка были номинально в пределах 35 000-лун-тонный (36000 т) , введенного режима Вашингтон , который регулируется строительство линкора в межвоенный период . Корабли тайно превысили цифру с большим отрывом, хотя до этого либо судно было завершено, система международного договора развалилась после ухода Японии в 1937 году, что позволяет подписавшим ссылаться на «пункте эскалатора» , который позволил смещение, достигающим 45000 длинных тонн ( 46000 т).

Признание рисунок, подготовленный ВМС США

Тирпиц смещена 42900  т (42,200 длинных тонн ) , как построены и 52600 т (51800 длинных тонн) полностью загружены , длиной 251 м (823 футов 6 дюймов), в пучке 36 м (118 футов 1 дюйм) и максимальный проект от 10,60 м (34 футов 9 дюймов). Ее стандартная команда насчитывала 103 офицеров и 1,962 рядовых; во время войны это было увеличено до 108 офицеров и 2500 мужчин. Она питается от трех Браун, Бовери & Cie мотор паровых турбин , каждый за рулем гребного винта , с помощью пара , представленной двенадцать масла обжига Вагнер перегретого водотрубных котлов . Ее силовая система , разработанная в общей сложности 163,023  PS (160793  ; 119903  кВт ) и дали максимальную скорость 30,8 узлов (57,0 км / ч; 35,4 миль в час) на скоростных испытаниях.

Она имела на вооружении восемь 38 см SK C / 34 L / 52 пушки расположены в четырех близнецов орудийных башен : две superfiring турели вперед-Anton и Bruno-два и кормовой-Цезарь и Дора. Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати 15 см L / 55 пушки, шестнадцать 10,5 см L / 65 и шестнадцать 3,7 см (1,5 дюйма) L / 83, и первоначально двенадцать 2 см (0,79 дюйма) C / 30 зенитных орудий. Количество 2 см орудий было в конечном счете увеличилась до 58. После того, как 1942, восемь 53,3 см (21 дюймов) над водой торпедных были установлены в двух четырехугольных опор, одна установка на каждой стороне судна.

Как построен, Тирпиц был оснащен Model 23 поиска радары установлены на форварда, foretop и задних дальномеров. Они были позже заменены моделями 27 , а затем Model 26 радиолокационных станций, которые имели большую антенную решетку. Модель 30 радар, известный как Hohentwiel , был установлен в 1944 году в ней стеньгой, а модель 213 Вюрцбург управления огнем радар был добавлен на корме 10,5 см (4,1 дюйма) Flak дальномеров.

Судовой Основной ремень был 320 мм (13 дюйма) и был покрыт парой верхних и основных бронированных палуб , которые были 50 мм (2 дюйма) и от 100 до 120 мм ( от 3,9 до 4,7 дюйма), соответственно. 38 см турели были защищены на 360 мм (14 дюйма) толщиной граней и 220 мм (8,7 дюйма) толщиной сторон.

Последние удары

Задумка с маленькими подлодками была удачной, но сработать могла лишь раз: немцы усилили бдительность и второй раз подложить неприятелю взрывчатку англичане не рассчитывали. Зато авиация союзников уже захватила господство в воздухе, и в 1944 году, когда «Тирпиц» отремонтировали, линкор стали без всяких военных хитростей бомбить.

Тонуть корабль не хотел: британские бомбы по-прежнему не пробивали бронепалубу. Самолеты «Фэйри Барракуда», поднявшиеся весной 1944 года бомбить «Тирпиц» в рамках операции «Вольфрам», обрушили на него град бронебойных, осколочных, фугасных, даже глубинных бомб — но все закончилось повреждением надстроек и гибелью 123 членов экипажа. Броня гиганта была неуязвима.

Однако полученные повреждения опять означали три месяца ремонта. Последовавшие за ней операции, отличающиеся только названиями, раз за разом либо сводились к малорезультативной бомбардировке, либо вообще отменялись из-за плохой погоды.

Все изменилось осенью 1944 года. Теперь у Королевских ВВС было не только господство в воздухе: они получили и оружие, способное «убить» линкор. Вступившие в строй тяжелые самолеты «Ланкастер» могли нести страшные бомбы «Толлбой» массой в 5,5 тонны. Против таких гигантов броня «Тирпица» уже не была непреодолимой — по сути, потопление линкора стало вопросом времени.

Уже в сентябре в нос корабля попал «Толлбой», нанеся такие повреждения, что теперь «Тирпиц» едва мог передвигаться.

Бомба «Толлбой». Фото: wikipedia.org

Справедливо полагая, что конец близко, флотское командование решило хоть как-то использовать обреченный линкор, переведя его на мелководье у норвежского города Тромсе, где он мог бы быть полезным в качестве стационарной батареи — все-таки восемь 380-мм орудий были страшной силой.

Чтобы обеспечить лучшую сохранность линкора при налетах, в Тромсе привезли устройства для постановки дымовых завес, но смонтировать и довести систему до рабочего состояния не успели.

12 ноября в городе услышали гул самолетов: приближались «Ланкастеры». Начиналась последняя операция по потоплению гигантского корабля, носившая мирное название «Катехизис».

Линкор был как на ладони: без дымзавесы, с не слишком сильной артиллерией ПВО. Истребители с ближайших аэродромов почему-то линкор не прикрыли. Английские бомбардировщики сбрасывали «Толлбои» с высоты 4200 метров. Уже через несколько минут одна из бомб попала в полубак, другая — в мостик, третья позади одной из труб — у англичан были хорошие бомбовые прицелы. В корпусе появилась дыра в 60 метров.

Еще минута-другая — и на высоту 150 метров поднялся столб огня и дыма. На «Тирпице» взорвался артиллерийский погреб. Уже улетавшие домой английские пилоты успели увидеть, как корабль медленно переворачивается.

Через несколько часов в Англию пришло подтверждение: крупнейшего корабля Гитлера больше нет. Вернее, технически он был: линкор просто перевернулся и лег во фьорде кверху килем. Погибло, по одним данным, 950, по другим — 1200 человек. Спастись смогли 76 моряков.

«Тирпиц» кверху килем. Фото: wikipedia.org

С уничтожением «Тирпица» пропала последняя угроза союзному судоходству в Северной Атлантике — остальные тяжелые корабли Германии были уже или на дне, или в полностью небоеспособном состоянии. Караулившие гиганта линкоры и авианосцы смогли отбыть далеко на восток: на море предстояло добивать Японскую империю.

Через полгода Третий рейх подписал безоговорочную капитуляцию. И последними сдавшимися немцами оказались по иронии судьбы те метеорологи, которых германская эскадра оставила на Шпицбергене — в ходе единственной «настоящей» боевой операции «Тирпица».

Они сдались 3 сентября, на следующий день после капитуляции Японии. Конечно, это не было связано с какой-то особо высокой боеспособностью — просто, чтобы принять капитуляцию у бедных метеорологов, у союзников просто не доходили руки.

Угроза из-под воды

Независимо от того, успешно ли воевал «Тирпиц», он оставался костью в горле у британского флота. Уничтожение линкора колоссально облегчило бы проводку арктических конвоев для союзников — и потому попытки уничтожить линкор проводились постоянно. Хотя в начале войны у англичан было не так уж много средств на это.

Первая операция по потоплению «Тирпица» под названием «Колесница» как раз и была попыткой подорвать корабль управляемыми торпедами. Их планировалось буксировать на обычном рыболовецком катере, а на цель снаряды должен был направлять человек.

В конце октября 1942 года катер «Артур» с торпедами на буксире вошел во фьорд Тронхейма — место стоянки линкора. Но встречный ветер и волны привели к тому, что торпеды по дороге потерялись. Пришлось срочно топить свой катер и эвакуироваться пешком, благо шведская граница была недалеко.

Следующая операция под названием Source оказалась почти успешной. Чтобы атаковать «Тирпиц», были построены специальные сверхмалые подводные лодки. Торпед они не несли, их задачей было доставить к линкору и сбросить под его днище заряды аммотола по две тонны каждый.

Операция, предпринятая 22 сентября, была рискованной: лодки могли с легкостью обнаружить и потопить. Тем более что в норвежских фьордах острые скалы были обычным делом.

Сверхмалая подводная лодка серии «X». Фото: topwar.ru

Первая из субмарин, «X-5», выскочила на поверхность, столкнувшись со скалой, и была быстро расстреляна из орудий. Вскоре моряки с «Тирпица» увидели вторую подлодку «X-6», всплывшую рядом с линкором. С корабля спустили баркас, и экипаж маленького судна сдался немцам в плен.

Их поместили на корабль, и тут увидели еще одну субмарину — это была «X-7». Ни захватить, ни потопить ее сразу не удалось. И тут немцы начали что-то подозревать: допрашиваемые английские моряки подозрительно часто поглядывали на часы.

Все стало ясно буквально через несколько минут: и «X-6», и «X-7» удачно сбросили свои заряды рядом с линкором, и в 8.12 утра под днищем «Тирпица» взорвались восемь тонн взрывчатки. Огромный корабль буквально подбросило, и из корабля вырвало одну из орудийных башен, погнуло шпангоуты — линкор не был потоплен, но ремонта тут было на месяцы.

Вернувшись после войны на родину, командиры «X-6» и «X-7» получили высшие награды Британской империи — кресты Виктории.

Собрать, что осталось

Поняв, что путь к Мурманску перерезан немцами, Грэдуэлл решил укрыться во льдах.Айршир» взял курс на север.

По пути к нему присоединились три американских судна, которые искали хоть какой-то защиты. Все вместе они переждали несколько дней, отсиживаясь во льдах. А когда вдалеке перестали греметь взрывы немецких бомб и торпед, маленький караван покинул своё убежище.Айршир» и его подопечные взяли курс на Новую Землю.

Вечером 9 июля 1942 года траулер привёл три парохода в пролив Маточкин Шар, где собирались уцелевшие суда PQ-17. Там янки выразили команде храброго траулера благодарность за их спасение. Они подарили британцам несколько блоков сигарет и шоколад.

Спустя две неделиАйршир» доставил своих подопечных в Архангельск. Как вспоминали очевидцы, это было потрясающее зрелище. Траулер шёл во главе трёх транспортов, выкрашенных в ослепительный белый цвет(суда окрашивались белой краской для маскировки, когда скрывались во льдах. — Прим. автора).

Хребет британского флота

Как бы обидно это не звучало для величавых линкоров, гордых крейсеров и дерзких эсминцев, но британский флот держался на траулерах. Эти маленькие корабли с начала войны стали для Великобритании по-настоящему незаменимыми.

Ими адмиралтействолатало дыры», когда не хватало тральщиков, сторожевиков и эскортных кораблей. За годы войны англичане мобилизовали около 800рыбаков», которые тралили мины и сопровождали конвои. В том числе и арктические, доставлявшие СССР помощь по ленд-лизу.

ТраулерАйршир»(источник фото)

Одним из таких трудяг войны был траулерАйршир» лейтенанта Лео Грэдуэлла — главного героя этого рассказа.

Второй и последний из гигантов

«Их было у Гитлера всего два, всего два линкора, неповторимых по своей мощи: „Бисмарк“ и „Тирпиц“. Почти близнецы, от одной матери — Германии, от одного отца — фашизма», — так писал о крупнейших кораблях Третьего рейха Валентин Пикуль.

Действительно, ничего крупнее и мощнее Германия не строила ни в Первую, ни во Вторую мировые войны, хотя «неповторимая мощь» была не такой уж неповторимой: в мире существовали куда более грозные линейные корабли. Однако появление даже одного такого линкора в море было страшной угрозой даже для могучего Королевского флота.

Оба корабля были спущены на воду в 1939 году, а в строй введены в 1940 («Бисмарк») и в 1941 («Тирпиц»). И уже в мае 1941 года мощь германских линкоров была продемонстрирована в первый раз: «Бисмарк», встретивший в Датском проливе сразу два крупных корабля англичан, за считаные минуты отправил на дно флагман британского флота, линейный крейсер «Худ». Почти полторы тысячи человек экипажа погибло, а второй английский корабль, новейший линкор «Принц Уэльский», начал спасаться бегством. К счастью для англичан, капитан «Бисмарка» решил, что на этом его миссия окончена — корабль и без того сделал уже многое.

«Бисмарк». Фото: wikipedia.org

Дотяни тогда «Бисмарк» до базы, этот поход стал бы кошмаром для англичан и символом непобедимости гитлеровского флота. Но в Лондоне отлично это понимали — и на охоту за линкором были брошены все имеющиеся поблизости корабли.

В итоге самолет с лучшего британского авианосца «Викториес» сумел удачно сбросить торпеду, она заклинила «Бисмарку» руль — и потерявший ход линкор добивали уже «всем миром». Первый поход гитлеровского гиганта стал последним.

Короткая карьера «Бисмарка» непосредственно повлияла и на его собрата-«Тирпица». Гитлер был в ярости, потеряв мощнейший корабль через несколько дней после первого боя. С дерзкими операциями было покончено, оставшиеся линкоры, и в особенности «Тирпиц», было приказано беречь как зеницу ока. Забегая вперед, скажем, что в итоге корабль так и не побывал ни в одном морском бою.

Лунинская версия

События, произошедшие возле острова Рольвсё 5 июля 1942 года, трактуются сегодня неоднозначно. Советская подводная лодка «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н. А. Лунина осуществила попытку уничтожения крупной морской надводной цели четырьмя торпедами. Условия атаки были сложными, убедиться в результативности пусков экипаж не мог. Акустики засекли два взрыва, но произошли ли они по причине попадания в неприятельский корабль, или торпеды детонировали от столкновения с каменистым дном, достоверно не известно. Документы, ставшие достоянием союзных держав после краха гитлеризма, не подтверждают ущерба, нанесенного немецким кораблям подводной лодкой «К-21». Таковы сухие факты.

Другое дело – художественная литература. О том, как Лунин атаковал линкор «Тирпиц», написал известный литератор Валентин Пикуль. По его версии, именно действия советских подводников стали решающим фактором, обусловившим гибель флагмана кригсмарине.

Удел историков – анализ документов. Эта работа многим кажется скучной, но именно она дает ответы на большинство вопросов, касающихся прошлого. Например, на вопрос о том, кто потопил «Тирпиц». Линкор ушел на дно после авианалета британской авиации, этот факт неоспорим. Нашим героическим подводникам чужой славы не нужно, им хватает своей.

После войны

Памятник погибшим членам экипажа «Тирпица» недалеко от Тромсё

После войны обломки «Тирпица» были проданы норвежской компании, после чего линкор разрезали на части и вывезли. Однако значительный фрагмент носовой части остаётся там, где он и затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).

В настоящее время фрагменты линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некоторые части корабля были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительный фрагмент бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.

Недалеко от места потопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy, не попавших в цель.

Основные ТТХ «линкора для комбинированного удара»

Стандартное/полное водоизмещение – 38 215/44 509,6 т

Бронирование (от форштевня до ахтерштевня): 20 — 152 – 356 – 152 мм, корма вертикального бронирования не имела. Протяженность 356-мм участка брони – 154,5 м, траверзы – 330 мм

Бронепалубы: главная 90-152-90 мм, нижняя – 30 мм

Рубка – 356 мм, крыша – 250 мм

Башни ГК – 356-мм лоб, остальное – 250 мм. Башни и барбеты ПМК и ЗКДБ – 50 мм.

Вооружение:

3*3 305-мм/54, 4*2 – 152-мм, 6*2 – 100=мм, 7*4 – 37-мм

Мощность механизмов (номинал/форсаж) – 210 000 / 230 000 л.с.

Скорость (номинал/форсаж) – 31,5 – 32,5 уз

Получившийся корабль был, безусловно, интересен, но имел один глобальный недостаток – приблизившись вплотную к размерам полноценных линкоров он, тем не менее, не обладал их боевой мощью. Но, во-первых, он вполне укладывался в договорное водоизмещение ((отличить визуально корабль стандартным водоизмещением в 38 тыс. тонн от корабля в 35 тыс. тонн практически невозможно), во-вторых данный корабль представлял собой разумный компромисс между чаяниями партии «Большого флота» и партии «малой морской войны» в самом РККФ, в третьих, тактические игры показали, что усиление защиты повлияло на линкор самым благотворным образом. С новыми ТТХ корабль обладал решающим преимуществом над двумя «карманными линкорами» немцев, и как минимум ни в чем не уступал объявленным к закладке новым, усиленным германским кораблям (Шарнхорст и Гнейзенау), а скорее превосходил их (точных ТТХ германских кораблей еще не знали). Модернизируемые итальянские дредноуты также не вызывали ни малейшего опасения. Мощная защита позволяла на равных сражаться с французским «Дюнкерком японскими «Конго» и даже, пожалуй, с «Рипалсом» и «Ринауном», таким образом из всех тяжелых быстроходных кораблей разве что «Худ» представлял опасность для советского линкора. Конечно, «стандартные» линкоры с 356-406-мм артиллерией все же имели преимущество, но высокая скорость позволяла советскому кораблю уклониться от боя с ними, если этого не требовала необходимость «комбинированного удара».

А кроме того, как выяснилось вскоре, Сталин питал какую-то непонятную слабость к быстроходным тяжелым кораблям с 305-мм артиллерией: Все вышесказанное привело к тому, что проекту был дан зеленый свет. По прямому распоряжению Иосифа Виссарионовича проект был переклассифицирован из линкоров типа «Б» в тяжелые крейсера, получившие в дальнейшем шифр «проект 69».

Корабли  этого типа «Кронштадт» и «Севастополь» (бывш. «Александра III» спешно переименовали во «Фрунзе») были заложены на Балтике и Черном море в начале 1936 г, оба они вошли в строй в конце 1940 г. Годом позже на Балтике был заложен третий корабль этого типа «Владивосток» — для Дальнего Востока, но он до начала войны вступить в строй не успел.

В целом корабли оправдали возложенные на них ожидания — строительная перегрузка не превысила разумных пределов и на испытаниях тяжелые крейсера в целом подтвердили расчетные характеристики.

Завершая беглый анализ советской кораблестроительной программы, следует отметить, что в СССР авианосцев не строили совершенно. Поскольку флот все еще ориентировался в первую очередь на действия у родных берегов, предполагалось что его прикроет авиация сухопутного базирования. Как показала война, это было весьма существенным заблуждением…

Огневая мощь

Тяжёлые артиллерийские корабли строятся, что логично, для уничтожения противника артиллерийским огнём. Огневая мощь — ключевой параметр для любого линкора. Что с мощью у наших участников?

Главный калибр немца: восемь орудий 38 cm SK C/34 в четырёх башнях Drh.L. C/34e. Калибр — 380 миллиметров, дальность стрельбы — 35,6 километра стандартными 800-килограммовыми бронебойными или фугасными снарядами, 55,7 километра — облегчёнными 495-килограммовыми фугасными снарядами. Скорострельность по паспорту — 2,5 выстрела в минуту на орудие. На испытаниях была достигнута скорострельность в 3,125 выстрела в минуту на орудие. В боевых условиях немец показывал скорострельность примерно в один выстрел в минуту на орудие.

Вес залпа главного калибра немецкого линкора составляет 6400 килограммов. В реальных боевых условиях за пять минут при скорострельности один выстрел в минуту на орудие(что весьма немало для такого калибра)Тирпиц» отправит в сторону оппонента 32 тонны металла и взрывчатки.

Тирпиц»

Средний калибрТирпица» состоял из орудий двух систем. Во-первых, это 12 150-мм орудий 15 cm SK C/28 в шести башнях Drh.L.C/34. B. Их скорострельность достигала шести выстрелов в минуту, вес снаряда — 45,3 килограмма, дальность стрельбы — до 25 километров. Эти орудия предназначались в первую очередь для борьбы с лёгкими кораблями противника, например, атакующими эсминцами.

В качестве второго среднего калибра немец использовал 16 105-мм пушек 10.5 cm SK C/33 в спаренных установках. Эти универсальные орудия в первую очередь предназначались для ПВО, но могли вести огонь и по надводным целям. Максимальная дальность стрельбы этих пушек превышает 17 километров, досягаемость зенитного огня — более десяти километров, скорострельность — 15-18 выстрелов в минуту, вес снаряда — 15,1 килограмма. Сухопутная версия этой пушки — 10.5 cm FlaK 38 — была основной артиллерийской системой ПВО рейха во время войны, прикрывая крупные города и важные военные объекты.

Перейдём камериканцу». Главный калибрНорт Кэролайн» — девять 406-мм орудий 16″/45 Mark 6 в трёхорудийных башнях. Дальность стрельбы 1225-килограммовыми бронебойными снарядами — 33,7 км, 862-килограммовыми фугасными — 36,7 км.

Паспортная скорострельность — два выстрела в минуту, в боюНорт Кэролайн» показывал скорость стрельбы в 1,56 выстрела в минуту на орудие. Вес залпа главного калибраамериканца» — 11025 килограммов, а за пять минут с установленной боевой скорострельностьюНорт Кэролайн» илиВашингтон» отправят в сторону врага 85995 килограммов металла и взрывчатки.

Норт Кэролайн»

Вспомогательный калибр у американцев универсальный: 20 127-мм орудий 5”/38 Mark 12 в спаренных установках. Эти орудия использовались во множестве модификаций: в качестве основных на эсминцах, в качестве зенитных и противоминного калибра — на крейсерах, линкорах и авианосцах. Дальность стрельбы — более 16 километров, досягаемость по высоте — 11 километров, скорострельность — 15 выстрелов в минуту, вес снаряда — чуть более 25 килограмм.

По основному параметру серьёзное преимущество уамериканца» — у него больший вес залпа, более высокая боевая скорострельность и более чем в полтора раза больший вес бронебойного снаряда.Тирпиц» же для своего водоизмещения откровенно недовооружён, что типично для немецкой школы, строившей недовооружённые, но перезащищённые корабли.

Рейтинг:Тирпиц» — 3Норт Кэролайн» — 4,5

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий