Легкие крейсеры типа «Светлана» (Профинтерн)

Советские моряки в Испанской Гражданской войне. 1936-1939

Развернувшееся на Пиренеях противостояние между левой по сути Испанской республикой и националистами-мятежниками до сих пор рассматривается большинством исследователей не иначе как полигон будущей Второй мировой войны. Исключением не был и морской театр. Вот только он, в отличие от действий на суше и в воздухе, имел свои особенности. Главная заключалась в кадрах.

Почти весь личный состав испанского флота оказался на стороне республики (вместе с кораблями, конечно), офицеры же в большинстве своем поддержали мятеж. Советский Союз, безоговорочно вставший на сторону республиканцев в лице и правительства и населения, направил в Испанию целую группу своих военно-морских советников — 77 человек (и всего лишь 4 торпедных катера типа Г-5). Возглавил ее «алмиранте Николос Лепанто» — так называли испанцы Николая Герасимовича Кузнецова, бывшего командира легкого крейсера «Червона Украина» (лучшего корабля РККФ) и будущего народного комиссара РККФ.

Советские морские командиры возглавили испанские корабли и штабы.

Один лишь факт того, что всеми испанскими подлодками (12 единиц) командовали граждане СССР, говорит о многом. Правда, особыми успехами советские моряки похвастаться не смогли — их подлодки совершили 30 походов и только 4 раза вышли в торпедные атаки, но безуспешно. Подобным образом действовали торпедные катера — сказалось отсутствие должного опыта и огромное превосходство в силах флота испанских националистов (при ограниченном количестве боевых кораблей все они действовали с огромной интенсивностью) и поддерживающих их флотов фашистских Италии, Португалии и нацистской Германии. Но в ночь на 6 марта 1938 г. 4 республиканских эсминца, ведомые советскими командирами, по всем правилам вышли в торпедную атаку на флагман флота националистов — тяжелый крейсер «Балеарес» — и у мыса Палос потопили его.

Проекции одного из вариантов знаменитого советского торпедного катера типа Г-5. Для советского флота было построено 329 таких катеров, заслуживших разные оценки у моряков и историков

Этот успех, однако, не изменил общего положения вещей. К началу 1939 г. Испанская республика была уничтожена фашистами, несмотря на огромную материальную и людскую помощь, которую ей оказывали многие страны. Советский Союз поставил больше всех — 648 самолетов и 347 танков. Однако шла эта помощь через Францию, правительство которой проводило политику невмешательства, что в итоге и погубило республиканскую Испанию. СССР, не имея полноценного военного флота, не смог прикрыть свои транспорты боевыми кораблями, как это делали немцы и итальянцы, которые легко топили и захватывали советские суда. Потому для Испании было сделано меньше, чем на это была способна Советская страна.

Крейсер «Адмирал Нахимов» → «Червона Украина»

Строительство

19 октября 1915 года в Николаеве завод «Русского судостроительного общества» («Руссуд») приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». Но Октябрьская революция и Гражданская война в России остановили постройку.

1 апреля 1923 года решили достроить по первоначальному проекту, но заменить противоаэропланные пушки 75-мм зенитками Канэ на станках Меллера и дополнить торпедное вооружение тремя 450-мм строенными аппаратами.

«Червона Украина» в 1930-х годах

7 декабря 1922 г. крейсеру «Адмирал Нахимов» присвоено новое название «Червона Украина». 8 мая 1923 г. СНК УССР решил выделить в фонд достройки корабля 200 тыс. руб. золотом. Окончательная готовность крейсера к сдаче назначена на 1 мая 1926 года.

В книге Нормана Полмара «Авианосцы» упоминается, что Фрэнсис Э. МакМерти, издатель ежегодника «Джейнс Файтинг Шипс», утверждал про намерения ВМФ СССР в 1929 году переделать лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» в авианосец «Сталин». Предполагалось, что «Сталин» будет нести 22 самолёта и иметь скорость 30 узлов. Ожидалось, что постройка корабля будет завершена в 1939 году (но в справочнике указан 1937 год).

До войны

«Червона Украина» 21 марта 1927 года вошла в Черноморский флот. В 1928 году крейсер с визитом посетил Турцию. 25 июля 1929 года корабль посетил И. В. Сталин. В 1930 году крейсер совершил переход в Средиземное море с посещением Италии и Греции, через четыре года крейсер снова идет в Турцию. В 1932 году он прошёл капитальный ремонт.

В Великой Отечественной

Фок-мачта потопленного крейсера «Червона Украина». Немецкое фото июля 1942 года

В составе ЧФ в Великую Отечественную войну участвовал в боях и в эвакуации Одессы.

В обороне Севастополя 8 ноября 1941 года «Червона Украина» первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим войскам противника. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани, попало две бомбы, на серьёзно поврежденном корабле погибло 70 человек. На следующий день крейсер отбуксировали в Южную бухту, где он затонул.

«Червона Украина» был поднят 3 ноября 1947 года, а 8 февраля 1948 года поставлен в док и отремонтирован. Использовался как учебно-тренировочная станция. С 30 октября 1950 года — корабль-цель. 10 мая 1952 года посажен на грунт в районе Бакальской косы как мишень для бомбометания морской авиации.

Ракетные крейсера[править | править код]

Крейсера США

С появлением к середине 50-х годов пригодных к использованию ЗРК начались работы по установке этих систем на боевые корабли. Первоначально ракетное оружие появилось на переоборудованных артиллерийских крейсерах. В 1955-56 годах были введены в строй два крейсера типа «Балтимор» на которых, за счёт снятия кормовых орудийных башен разместили две спаренные пусковые установки ЗРК «Терьер» (Terrier). В 1957-60 гг. под ракетные комплексы «Терьер» и «Тэйлос» (Talos) были переоборудованы четыре крейсера типа «Кливленд», а ещё три крейсера типа «Балтимор» получили комбинацию из ЗРК «Тэйлос» и «Тартар» (Tartar).

USS Columbus in 1965. Перестроенный крейсер типа «Балтимор», ставший ракетным крейсером типа «Олбани».

Первым американским ракетным крейсером специальной постройки стал «Лонг-Бич» (Long Beach) вступивший в строй в  г., ставший также и первым в мире атомным крейсером.

Ввиду крайне высокой стоимости проект «Лонг-Бич» не получил развития. В 1960-70-х годах американский ВМФ предпочитал строить менее крупные крейсера. В 1962-64 гг. были введены в строй 9 кораблей типа «Леги»(Leahy). Атомный вариант этого проекта был назван «Бейбридж» (Bainbridge) и построен в единственном экземпляре. В 1964-67 гг. американский флот получил 9 несколько более крупных крейсеров типа «Белкнап» (Belknap). Этот тип имел свою атомную версию «Тракстан» (Truxtun), который также остался единственным. Впоследствии они были перевооружены ЗРК «Стандарт» (Standart) различных модификаций.

В 1974-75 гг. были построены два атомных крейсера типа «Калифорния» (California) и наконец в 1976-80 гг. закончены постройкой 4 атомных крейсера типа «Вирджиния» (Virginia). Эти серии изначально вооружались ЗРК «Стандарт». Основной задачей американских ракетных крейсеров того времени было обеспечение ПВО авианосных соединений. До 1980 г. эти корабли не имели противокорабельного ракетного оружия.

Следует отметить, что в силу особенностей национальной классификации все американские ракетные крейсера специальной постройки до 1975 г. числились фрегатами.

Крейсера европейских стран

Строительство ракетных крейсеров в европейских странах было крайне ограниченным. Франция в 1972 г. переоборудовала крейсер «Кольбер» в ракетный с установкой спаренной ПУ «Мазурка». Италия ввела в строй два крейсера типа «Андреа Дориа». В составе британского флота появилось 8 лёгких ракетных крейсеров типа «Каунти», но большинство источников классифицирует их как эсминцы.

Крейсера СССР

На развитие крейсерских сил советского ВМФ наложило большой отпечаток неприятие Н. С. Хрущёвым крупных надводных кораблей. Первой жертвой волюнтаристской политики стали недостроенные крейсера проекта 68-бис. Попытки руководства флота спасти 7 недостроенных крейсеров с помощью переоборудования их в ракетные по проектам , , и успеха не имели. Фактически был переоснащён в экспериментальных целях крейсер «Дзержинский», получивший одну спаренную ПУ ЗРК М-2 «Волхов-М». Что касается последних проектов «классических» крейсеров — лёгкого 84 и тяжёлого 66, то эти программы были остановлены ещё на стадии эскизного проектирования. Также было прекращено проектирование атомного крейсера проекта .

Таким образом, единственными советскими ракетными крейсерами специальной постройки в 60-х гг. стали 4 корабля типа «Грозный» (проект 58) заложенные как эсминцы. Кроме того в  г. в ракетные крейсера были переклассифицированы БПК проекта (4 единицы), ввиду недостатков их противолодочного вооружения. Отметим, что западные военные эксперты причисляли к ракетным крейсерам БПК типов 1134-А и 1134-Б (всего 17 единиц).

Предпосылки и дизайн

В Государственная Дума ранее одобрили строительство современной линкоры-дредноуты, но в IRN не хватало современных крейсеры и разрушители. Через несколько лет после первого Гангут-учебный класс были заказаны линкоры, флот, наконец, получил разрешение на строительство четырех легких крейсеров в рамках кораблестроительной программы 1912–1916 гг. для разведки крупные корабли и возглавить разрушитель флотилии. Работы по проектированию кораблей начались еще в 1907 году, но IRN потребовалось несколько итераций между чередующимися спецификациями и проектами, чтобы решить, что было возможно. В начале 1912 года она провела конкурс на проект корабля водоизмещением 4 100–5 100 метрических тонн (4 000–5 000 длинных тонн), вооруженного дюжиной 55-тонных кораблей.калибр 130-миллиметровый (5,1 дюйма) образец 1913 г. орудия, способные развивать скорость 30 узлы (56 км / ч; 35 миль / ч) и защищен некоторой боковой броней. Другими важными требованиями были сильное сходство с строящимися дредноутами и возможность укладки шахты. Ни одна из представленных работ не была полностью удовлетворительной, и верфи попросили новые, более крупные конструкции. Военно-морской флот объединил представления Русско-Балтийский и Путиловские судостроительные верфи для конструкции на 6700 метрических тонн (6600 длинных тонн) в ноябре. В феврале 1913 года IRN потребовалось отвлечь часть денег от крейсеров на оплату Бородино-учебный класс линейные крейсеры и верфи согласились снизить цену с 9 660 000 рубли без учета орудий и брони до 8 300 000 рублей в обмен на снижение скорости до 29,5 узлов (54,6 км / ч; 33,9 миль / ч); 13 февраля флот приказал по два корабля с каждой верфи. Поздние изменения в дизайне, включая добавление Frahm стабилизаторы поперечной устойчивости и обеспечение гидросамолет, добавил несколько сотен дополнительных тонн к смещение.

В Светланакорабли класса полная длина 158,4 метра (519 футов 8 дюймов), луч 15,3 метра (50 футов 2 дюйма), и проект 5,56 метра (18 футов 3 дюйма). Корабли водоизмещением 6860 метрических тонн (6750 длинных тонн) при нормальной нагрузке. Их приводили в действие четыре редуктора. Кертис-AEG -Вулкан паровые турбины, каждый за рулем карданный вал, используя пар от 13 Котлы тысячелистника. Турбины были рассчитаны на производство 50 000 (37,000 кВт ), который должен был развивать скорость 29,5 узлов. Суда перевезли 1167 длинных тонн (1186 т) горючее. Их экипаж состоял примерно из 630 офицеров и членов экипажа.

Увеличение размера СветланаВ процессе проектирования их основное вооружение было увеличено с 12 до 15 орудий образца 1913 года в одиночных установках. Шесть из 10 орудий на главном палуба были расположены в казематы и всем было сложно работать в непогоду. Орудия имели дальность 15 364 метра (16 802 ярда) на высоте + 20 ° и стреляли снарядами весом 36,86 кг (81,3 фунта) по Начальная скорость 823 м / с (2700 футов / с). Максимальная скорострельность составляла восемь. раунды в минуту. Корабли также были вооружены четырьмя 38 калибра 63,3 мм (2,5 дюйма) зенитные (зенитные) пушки, хотя их максимальная высота была ограничена + 75 °, два погружных по 450 мм (17,7 дюйма) торпедные аппараты и мог нести 100 мин. Во время строительства, Светлана‘s зенитные орудия были заменены на 76,2-миллиметровые (3,00 дюйма) 30-го калибра. Кредитор Зенитные орудия а остальные корабли должны были получить 102-миллиметровые (4,0 дюйма) зенитные орудия.

В ватерлиния пояс из СветланаКорабли класса были толщиной 76 миллиметров. Он простирался по всей длине корпуса и охватывал от нижней палубы до 0,91 метра (3 фута) ниже ватерлинии. Выше был 25-миллиметровый (0,98 дюйма) Strake брони, покрывающей пространство между нижней и основной палубами. Каждая из этих колод была толщиной 20 миллиметров (0,79 дюйма), а воронка захваты были защищены броней толщиной 25 миллиметров. Стены боевая рубка имели толщину 76 миллиметров, а орудийные щиты, защищающие 130-миллиметровые орудия, были толщиной 25 миллиметров.

“Богатырь”, 1901-1933 гг.

Бронепалубный крейсер построен по немецкому пректу в Штетине в 1899-1901 гг.Головной в серии из пяти кораблей. Остальные – «Олег» , «Кагул», «Очаков» и сгоревший на начальном этапе «Витязь» строились в России.

Сразу после вода в строй переведён во Владивосток.

В мае 1904 года в Амурском заливе налетел на камни, и всю войну простоял на ремонте.

После войны переведён на Балтику как учебный корабль. Ходил в Чёрное и Средиземное моря.

Оказался близ Сицилии в момент Мессинского землетрясения 1908 года. Моряки “Богатыря” спасли около 1800 человек.

В 1915 г. крейсер модернизировали и до конца войны он прослужил на Балтике. По её окончании “Богатырь” оказался в Гельсингфорсе и участвовал в ледовом переходе в Кронштадт весной 1918 года.

В 1922 году корабль разобрали.

7428 тонн.   134,1 / 16,6 / 6,8 м,   20 368 л.с.   24,3 узла,   4900 миль,   30/550 человек,  
12 × 152-мм орудий, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 4 пулемета, 4 ТА.

Авторы фотографий – Vadim64 с портала karopka.ru, Иван Тиринов и “Lookijan” с форума airbase.ru, Сергей Шаров

Крейсера на рубеже XIX—XX веков[править | править код]

К концу XIX века сложилось деление на броненосные и бронепалубные крейсера. Бронепалубные крейсера были менее защищёнными, по сравнению с броненосными, бронёй у них защищалась только палуба, а не борта. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони.

В конце XIX века технические новации внедрялись так быстро, что новые крейсера вполне могли превосходить линейные корабли предыдущего поколения, построенные всего несколько лет назад. Так, например, американский «Великий Белый Флот» устарел спустя всего несколько лет после своего создания.

“Аврора”, 1903 г. (тип “Диана”)

Бронепалубный крейсер построен на Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга в 1896 – 1903гг.

Участвовал в Цусимской битве и, получив тяжёлые повреждения, ушёл на Филиппины. Там был интернирован до конца войны. В феврале 1906 г. вернулся в Россию.

В 1914-1916гг. крейсер в составе Балтийского флота участвовал в 1-й Мировой войне.

25 октября 1917г. произвёл известнейший холостой выстрел.   В 1922 г. “Аврора” стала учебным кораблём.

В Великую Отечественную войну корабль из-за пробоин от арт-обстрелов сел на грунт у Ораниенбаума.

После войны был поднят, отремонтирован, в 1946 году снялся в роли крейсера “Варяг” в одноимённом фльме.

17 ноября 1948 года корабль был поставлен как памятник и музей на постоянную стоянку напротив Нахимовского училища.

6731 тонн,   126,8 / 16,8 / 6,4 м,   11 971 л.с.,   19 узлов,   4000 миль, 20/550 человек,   8 х 152-мм/, 24 х 75-мм, 10 малокалиберных орудий, 3 торпедных аппарата.

 

 

 

Technical data

Data variantas designedProfintern
Displacement standard, t

6693

Displacement normal, t

6800

Displacement full, t

7400

8041

Length, m

154.8 wl 158.4 oa

154.8 wl 158.4 oa

Breadth, m

15.4

15.4

Draught, m

5.60 – 5.70

6.65 max

No of shafts

4

4

Machinery

Svetlana, Admiral Greyg: 4 Brown-Curtis steam turbines, 13 Yarrow-Vulcan boilers

Admiral Butakov, Admiral Spiridov: 4 Parsons steam turbines, 13 Yarrow-Vulcan boilers

4 Curtis-AEG-Vulcan steam turbines, 13 Yarrow-Vulcan boilers

Power, h. p.

50000

46300

Max speed, kts

29.5

29

Fuel, t

coal 498 + oil 669

coal 498 + oil 669

Endurance, nm(kts)200(12)3350(14)
Armour, mm

belt: 75 – 25, bulkhead: 50, upper belt: 25, decks: 20 + 20, funnel uptakes: 20, CT: 75 sides, 50 roof, shields: 25, ammunition tubes: 25

belt: 75 – 25, bulkhead: 50, upper belt: 25, decks: 20 + 20, funnel uptakes: 20, CT: 75 sides, 50 roof, shields: 25, ammunition tubes: 25

Armament

15 x 1 – 130/53, 4 x 1 – 63/36 Obukhov, 2 – 450 TT (beam, 6), 100 mines

15 x 1 – 130/53, 4 x 1 – 75/48 Canet, 3 x 3 – 450 TT, 90 mines, 1 seaplane (Ju 20, MU-2)

Complement

630

830

Классные корабли

ФамилияПо-русскиСтроитель Установка киля Запуск Ввод в эксплуатациюСудьба
Красный Крым (экс Светлана , экс Профинтерн ) Красный Крым , Светлана , ПрофинтернРусско-Балтийский судостроительный завод, Ревель (ныне Таллинн ), Эстония7 декабря 1913 г.27 ноября 1915 г. 1 – го июля 1928Выброшено в Июль 1959 г.
СС  Азнефть (экс- адмирал Грейг ) Адмирал Грейг7 ноября 1913 г.9 декабря 1916 г.24 декабря 1926 г.
Адмирал Бутаков Адмирал Бутаков Путиловский ССЗ , Санкт-Петербург29 ноября 1913 г.5 августа 1916 г.Незаконченные и выброшенные
СС  Грознефть (экс- адмирал Спиридов ) Адмирал Спиридов9 сентября 1916 г.24 декабря 1926 г.

Краснознаменный Балтийский флот

К началу войны Краснознаменный Балтийский флот (далее — КБФ) был самым мощным флотским объединением Страны Советов (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц).

Адмирал В. Ф. Трибуц, командующий Балтийским флотом. К. В. Аккуратов. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

После вхождения в состав СССР в 1940 г. Литвы, Латвии и Эстонии и получения в аренду полуострова Ханко у Финляндии (по результатам войны 1939-1940 гг.) КБФ впервые со времен Первой мировой теоретически имел своей оперативной зоной всю Балтику. Считалось, что главным противником нашего самого мощного флота выступит Швеция и Польша, но на помощь им, как в 1919 г., придет английская эскадра, а потому мины и авиация в сочетании с действиями легких сил (торпедных катеров, эсминцев, подлодок) должны быть главным элементом противодействия врагу.

Таллинский переход

Реальность оказалась совершенно иной. Быстрое наступление вермахта в Прибалтике заставило в срочном порядке перебазировать корабли КБФ из Таллина в Кронштадт и Ленинград. К тому времени пала Либава: 6 дней героической обороны и 10 потерянных кораблей — эсминец «Ленин» и 9 подлодок пришлось взорвать, были захвачены иные прибалтийские города и оба берега Финского залива оказались в руках фашистов. Потому первая стратегическая операция КБФ — знаменитый Таллинский переход 28-30 августа 1941 г. — оказалась весьма трагичной. Флот от действий вражеских береговых батарей, торпедных катеров, авиации, а главное, мин потерял 14 боевых кораблей, включая 5 эсминцев (в том числе и знаменитый «Новик», вернее тогда «Яков Свердлов»), 6 боевых катеров и 34 судна. Пункта назначения достигли 104 боевых корабля и 23 транспорта.

Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 г. А. А. Блинков. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Оборона Ленинграда

Далее — героическая оборона Ленинграда. Неприступной стеной стали на его защиту корабли КБФ. Именно их артиллерия нарушила все планы врага по захвату колыбели революции. Только за сентябрь — декабрь 1941 г. боевые корабли и береговая артиллерия КБФ выпустили по наступавшим немецким и финским войскам 70 000 снарядов калибром от 100 до 406 мм. Преодолеть такую стену огня противник не смог и тогда вздумал уничтожить корабли КБФ с воздуха. Начиная с августа и вплоть до конца битвы за Ленинград бомбардировщики люфтваффе чуть ли не ежедневно наносили удары по городу на Неве и Кронштадту. Самые мощные пришлись на 21-24 сентября. Тогда были уничтожены линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», повреждены линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров» и 3 эсминца. Немедленный анализ этой трагедии вскрыл в противовоздушной обороне Ленинградской военно-морской базы ряд упущений, которые быстро устранили. Больше советская ПВО и КБФ не дали люфтваффе повторить успех.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 во внешней экспозиции Музея железных дорог России. Это 305-мм артиллерийское орудие образца 1938 г., принимавшее активное участие в обороне Ленинграда, представляет собой сверхтяжелую артиллерийскую систему с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»

Корабли КБФ, запечатанные немецкими активными минными постановками и постоянными налетами авиации в Ленинграде и Кронштадте, смогли выйти на оперативный простор лишь весной 1944 г. Тогда они выявились весьма полезными, поддержав наступающую на приморском направлении Красную армию. Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Виссарионович Сталин, понимая прежде всего политическое значение флота, разрешил поддерживать войска лишь малым кораблям, а активно выступать против немецкого и финского судоходства — торпедным катерам и подводным лодкам. И хотя последние активно действовали в 1941-1943 гг. и понесли в этих операциях колоссальные потери — 33 субмарины, их главный успех пришелся на самое начало 1945 г.

Служба

Светлана и ее родственные корабли были эвакуированы в Петроград когда немцы подошли к Ревелю в конце 1917 года и положил неполный во время Русская революция. Советы переименовали Светлана в качестве Профинтерн в 1922 г., и удалил ее оригинальные торпедные аппараты в обмен на пару тройных 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппаратов на главной палубе. Корабль был построен в 1925 году, хотя для полноценной эксплуатации ему потребовалось еще несколько лет работы. Первоначально назначен Балтийский флот, Профинтерн был передан Черноморскому флоту в 1929 году. капитальный ремонт в конце 1930-х годов ее зенитное вооружение было значительно усилено. Корабль переименовали Красный Крым после завершения ее капитального ремонта в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны она поддерживала советские войска. Осада Одессы, то Осада Севастополя, а зимой 1941–1942 гг. В 1945 году корабль был переквалифицирован в учебный, в 1958 году был выведен из эксплуатации, а в 1960 году был списан на слом.

Адмирал Спиридов и Адмирал Грейг были переоборудованы в нефтяные танкеры в 1920-х годах и были переименованы Грознефть и Азнефть соответственно. Впоследствии они были переведены в Черное море где последний корабль разделил ее причалы во время шторма в Туапсе 23 декабря 1938 года. Ее взорвало крот и опрокинулся. Грознефть был переименован Грозный в 1935 году и был захвачен немцами 8 октября 1941 года. затоплен в Мариуполь 20 сентября 1943 г. снятый с мели после войны. Грозный был возвращен на Балтику в 1946 году.Адмирал Бутаков был переименован Ворошилов в 1928 году, но так и не был завершен. Ее корпус использовался как волнорез в устье река Нева в Санкт-Петербурге до распада в 1952 году.

Крейсерский состав флотов мира на 2007 г[править | править код]

Современный крейсер — дорогостоящий продукт кораблестроительных, ракетных и электронных технологий. Позволить себе корабль такого типа могут лишь немногие государства. Значительными крейсерскими силами располагают только две страны — США и Россия. Крейсера остальных держав построены в 50—60-х гг. ХХ века и уже устарели.

Крейсера флотов мира на 2007 г.:

США — 22 крейсера УРО типа «Тиконденрога»,
Россия — 2 атомных крейсера УРО типа 1144 (Орлан) и 1 на консервации, 3 крейсера УРО типа 1164,
Перу — 1 крейсер-вертолетоносец «Адмирал Грау» (Admiral Grau) типа «Де Рейтер»,
Франция — 1 крейсер-вертолетоносец типа «Jeanne d’Ark» (используется как учебный).

Кроме того, из-за все больше увеличивающейся размытости современной классификации боевых кораблей под определение «крейсер» подпадают корабли, официально классифицируемые по-другому.
Так, например, в настоящий момент некоторыми зарубежными источниками «крейсерами» именуются:

Эсминцы типа «Сарыч» (проект 956) Россия — 10 единиц (2006 г.)

Эсминцы типа «Адмирал Чабаненко» (проект 1155.1) Россия — 1 единица (2006 г.)

Эсминцы типа «Дели» Индия — 5 единиц. (2006 г.)

и т. д. Это связано с тем, что, например, первые два типа официально классифицируются как корабли первого ранга.

В современных ВМС России термин «крейсер» в силу сохранившейся со времен ВМФ Советского Союза классификации также применяется к авианесущим кораблям и атомным ударным подводным лодкам.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий