Работа над ошибками
Новые бронеавтомобили начали массово поступать в разведовательные подразделения мотоброневых бригад и механизированных корпусов в начале 1937 года. По ходу эксплуатации был выявлен ряд недостатков, требующих доработки. Так, требовалось усилить передний мост, часть рамы над ним и рессоры. Также критике подверглось недостаточное бронирование и устаревшая поручневая антенна.
Постепенно работа над улучшением машины была выполнена, и в конце 1938 года был представлен «эталонный» образец модернизированного броневика, запущенный в серию в начале 1939 года под названием БА-20М. На нём был усилен передний мост и рессоры заднего моста, а модернизированное шасси получило обозначение ГАЗ-МС (специальное). Толщину лобовой брони корпуса и круговой брони башни увеличили с 6 до 9 мм. Все внешние петли открывающихся элементов корпуса заменили внутренними. Был установлен дополнительный топливный бак объёмом 30 литром, который увеличил запас хода до 450 км. Боевая масса машины увеличилась незначительно и составила 2320 кг. БА-20М выпускались только с конической башней и штыревой антенной радиостанции (либо вообще без неё).
На изображении хорошо видна отличительная особенность улучшенного БА-20М — внутренние петли дверей и откидных крышек. Все БА-20М имели только коническую башню и не имели поручневых антенн.
Изначально практически все БА-20М выпускались радийными, однако с началом Великой Отечественной войны значительная часть машин была изготовлена без радиостанции. В 1939 году с конвейера сошли 30 обычных и 161 радийный БА-20М, в 1940 году выпустили 352 радийных броневика, в 1941 году — 241 обычный и 336 радийных, а в 1942 году — 105 обычных и 32 радийных. Общий выпуск составил 1258 машин. БА-20М стал последним и самым массовым советским бронеавтомобилем, созданным на легковом автомобильном шасси.
В целом БА-20М получился удачной машиной, которая удовлетворяла военных. Однако его модернизационный потенциал был полностью исчерпан. Дальнейшее увеличение массы привело бы к снижению ресурса шасси и ухудшению подвижности и проходимости. Улучшить ходовые качества можно было бы установив корпус БА-20М на новое шасси ГАЗ-11-73 (модификация ГАЗ-М1 с 6-цилиндровым мотором ГАЗ-11, которым в будущем оснастят лёгкие танки Т-40, Т-30 и Т-60), а в перспективе — на полноприводное шасси ГАЗ-61. Однако из-за начала войны подобные работы не были начаты. БА-20М в своём изначальном виде производился до весны 1942 года, а затем в производстве его сменил принципиально новый полноприводный БА-64, но о нём мы поговорим уже в следующей статье.
Ссылки
Бронетанковое вооружение и техника (БТВТ) СССР времён Второй мировой войны | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Танки
Бронеавтомобили
Серийные самоходные артиллерийские установки (САУ)
Аэросани
Опытная и импровизированная бронетанковая техника
Артиллерийские тягачи
| ||||||||||||||||||||||||
Советская бронетехника времён Второй мировой войны | ||||||||||||||||||||||||
Производство бронетехники в СССР во время Второй мировой войны |
Файл:Tank template.gif | Это незавершённая статья о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Эксплуатация
Уже в ходе испытаний БА-20 продемонстрировал свои преимущества перед ФАИ. Несмотря на большую массу, новый броневик уверенно шел по проселку, а по шоссе мог развить свыше 90 км/ч. В то же время комиссия отмечала, что наблюдать за дорогой при скорости свыше 20 км/ч уже невозможно. Для того, чтобы бронемашина смогла самостоятельно решать тактические задачи, вооружение предлагали усилить — установкой второго пулемета в башне и третьего – в лобовом листе корпуса.
В Испанию бронеавтомобили БА-20 попасть не успели (некоторые источники утверждают обратное – возможно, имеет место путаница с ФАИ), но РККА с успехом применило их в боях с японцами на Халхин-Голе. Легкие броневики, вооруженные пулеметами, применялись в основном для разведывательных и связных задач. Безвозвратно было потеряно 14 бронемашин, 27 нуждалось в том или ином ремонте. Практика показала, что для полноценного боя БА-20 уже слабы, а их броня защищает только от пуль нормального калибра.
В ходе вторжения в Польшу БА-20 уже старались использовать только для разведки, а также в качестве связных и командирских машин.
Вследствие этого их потери были невелики. Гораздо тяжелее пришлось бронеавтомобилям во время советско-финской войны. В условиях холодной зимы и бездорожья БА-20 показывали низкую проходимость и легко застревали. Шины колес при этом легко разрушались даже от взрывов гранат, и броневики вообще лишались подвижности. Потеряно было 33 бронеавтомобиля.
К началу Великой Отечественной Войны бронеавтомобиль на шасси «эмки» продолжал производиться, а в частях находилось более 1000 машин. На эти слабо вооруженные броневики легла вся тяжесть первых месяцев отражения блицкрига. Например, в 13-й танковой дивизии 8 июля числилось 10 БА-20. Через месяц 6 броневиков было уничтожено, а 3 – брошено.
Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать их «родина» — Ижорский прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить еще в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.
БА-20 находился в производстве с 1936 по 1942 г.г., всего было изготовлено около 2100 машин. Начиная с Халкин-Гола и заканчивая Великой Отечественной войной, БА-20 применялись советскими войсками, и зарекомендовали себя с лучшей стороны в качестве разведывательных, штабных и машин связи. Некоторое количество БА-20 захваченных финнами (максимум — 18 машин) применялись последними до 1956 года.
Литература
Легкий бронеавтомобиль ФАИ
Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с “отцом конвейерной сборки” Генри Фордом. 31 мая 1929 года Форд обязался начать поставки комплектующих частей для сборки “Форд-А”, “Форд-АА” и “Форд-Тимкен”.
Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе “Гудок Октября” в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод “им. КИМ”. С апреля 1932 года выпуск “Форд-АА” начался на новом заводе в г. Нижний Новгород, построенном Г. Фордом в соответствии с вышеуказанным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск “Форд-А”. Впоследствии Нижний Новгород переименовали в г. Горький, а завод начал называться “ГАЗ им. Молотова”;
Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси “Форд-А” по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г.Фордом. В результате этих опытов КБ во главе с Н.И.Дыренковым были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12.
Принятые на вооружение РККА в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, т.к. их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.
На основании задания УММА РККА машина была разработана в КБ Ижорского завода в 1931-1932 годах. Бронеавтомобиль получил название “Форд-А Ижорский”(ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж в 2-3 человека; основным вооружением был пулемет ДТ в башне с круговым обстрелом и боезапасом 1323 патрона.
Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. кроме того шаровая установка пулемета позволила вести огонь в секторе +10 градусов без вращения башни. В 1935 году часть ФАИ получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатком была малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции и др. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.
Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они повоевали во время Гражданской войны в Испании как у республиканцев, так и у франкистов в виде трофеев. На фронтах Отечественной войны они принимали участие до 1943 года.
До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь раздолбанный бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако на последней выставке “Экзотические автомобили-98”, проходившей на Тушинском аэродроме в г.Москва 10-12 июля 1998 году, “Военно-историческим клубом РККА” был представлен ФАИ-М в рабочем состоянии. Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.
ТТХ Бронеавтомобиля ФАИ Экипаж 2 Бронирование, мм 6-4 Вооружение 1 x 7.62 мм ДТ Боезапас 1323 патрона Двигатель: “ГАЗ-А” 4-цилиндровый, 42 л.с. Топливо, л. 40 Запас хода, км 200 Макс. скорость, км/ч 80
голоса
Рейтинг статьи
Первый автомобиль
Однако советское руководство понимало ситуацию, а потому решило не изобретать велосипед, а просто закупить уже готовые зарубежные образцы. Так, в 1928 году СССР приобрел у США лицензию на производства легкового автомобиля Ford Model A, грузовика Ford AA, комплектующие детали для их сборки (72 000 комплектов) и… завод для производства этих автомобилей заодно! Американская сторона разработала проект завода и других объектов, а также поставляла оборудования для серийного производства автомобилей.
Завод был построен в Нижнем Новгороде и получил аббревиатуру НАЗ, он был построен всего за три года и в 1932 году начал свою работу. В том же году город переименуют в Горький, а завод соответственно станет называться ГАЗ. Ещё до окончания строительства завода, сборку Ford A и Ford AA из готовых комплектов деталей начали на Первом автосборочном заводе (г. Канавин) и Московском автосборочном заводе. Выпущенные на ГАЗе уже из отечественных комплектующих легковые автомобили получили название ГАЗ-А, а грузовик — ГАЗ-АА (да, та самая легендарная «полуторка»).
История создания и развития БА-20
Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.
Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.
Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано еще 1 324 машин различных модификаций.
За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить еще 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.
Долгая жизнь в плену
ФАИ использовался в борьбе с басмачами в Средней Азии, в гражданской войне в Испании, на Хасане и Халхин-Голе, в Финляндии. Безвозвратные потери были незначительными. Например, в боях на Халхин-Голе и Хасане – 17 машин, в Зимней войне – две. Трофейные ФАИ охотно использовали франкисты во время войны в Испании.
К началу Великой Отечественной в частях РККА числилось 376 ФАИ и ФАИ-М (в документах нет четкой дифференциации одной машины от другой). На советско-германском фронте основная масса машин была потеряна в 1941 году, но броневики использовались до 1943-го. На Забайкальском фронте и того дольше. Попавшие в финский плен броневики прослужили до 50-х годов как полицейские и учебные бронемашины.
Кроме того, в 1934–1935 годах 30 ФАИ поставили в войска НКВД, а в 1936-м 15 машин продали Монголии.
ФАИ отлично зарекомендовал себя как разведывательная и патрульная машина. Но слабые вооружение и бронирование не давали использовать ее в лобовых столкновениях непосредственно на поле боя. Попытки усиления того и другого предпринимались, но вели к ухудшению тактико-технических характеристик. Было решено поручить чисто боевые задачи другим бронеавтомобилям.
Впрочем, в Испании и столкновениях с японцами ФАИ использовался в боевых порядках непосредственно вслед за танками, подавляя пулеметным огнем точки сопротивления и успешно поддерживая наступление. С поставленными задачами ФАИ справился, потери были незначительными.
Из модификаций наиболее интересен ГАЗ-ТК («Трехосный Курчевского»). В 1934–1935 годах на шасси для 76-мм динамо-реактивной пушки конструкции Курчевского установили слегка удлиненный корпус от ФАИ, что позволило добавить еще и радиста. Трехосная машина имела лучшую проходимость, несмотря на возросшую до 2,62 тонны массу. Максимальная скорость – 60 километров в час. В серию ГАЗ-ТК не пошел.
Советские бронеавтомобили
В Вооружённых силах Союза ССР имелись следующие БА:
- БА-И
- БА-3
- БА-6
- БА-10
- БА-20
- БА-27
- БА-64
- БРДМ-1
- БРДМ-2
Модель | Год начала выпуска | Базовое шасси | Мощность двигателя, л. с. | Экипаж и десант, чел. | Колёсная формула | Снаряжённая масса, кг | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-27 | 1927 | АМО-Ф-15 | 35 | 4 | 4х2 | 4400 | 50 |
Д-8 | 1931 | «Форд-А» | 40 | 2 | 4х2 | 1600 | 85 |
БА-27М | 1937 | ГАЗ-ААА | ? | 3 | 6х4 | 4500 | 48 |
Д-13 | 1931 | «Форд-Тимкен» | 40 | 3 | 6х4 | 4140 | 55 |
Д-12 | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4х2 | 1650 | 85 |
ФАИ | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4×2 | 2000 | 80 |
БА-3 | 1934 | «Форд-Тимкен» | 40 | 4 | 6×4 | 5820 | 70 |
БА-6 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4 | 5120 | 43 |
ПБ-4 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4, плав. | 5280 | 50 |
БА-20 | 1936 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2300 | 90 |
БА-9 | 1936 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 4500 | 55 |
БА-30 | 1937 | ГАЗ-60 | 50 | 3 | Полугусеничн. | 4600 | 35 |
БА-22 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 2+10 | 6×4 | 5240 | 40 |
ПБ-7 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 3 | 6×4, плав. | 4500 | 50 |
ФАИ-М | 1938 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2000 | 90 |
БА-10 | 1938 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 5100 | 52 |
БА-11 | 1939 | ЗИС-6 | 90 | 4 | 6×4 | 8130 | 64 |
Б-3 | 1939 | ЗИС-22 | 73 | 12 | Полугусеничн. | 7100 | 30 |
БА-21 | 1939 | ГАЗ-21 | 50 | 3 | 6×4 | 3240 | 52 |
ЛБ-23 | 1939 | — | 72 | 3 | 6×4 | 3500 | 70 |
ЛБ-62 | 1940 | ГАЗ-62 ? | 85 | 3 | 4×4 | 5150 | 70 |
БА-64 | 1941 | ГАЗ-64 | 50 | 2 | 4×4 | 2400 | 80 |
БА-64Б | 1942 | ГАЗ-67 | 54 | 2 | 4×4 | 2425 | 80 |
Работа над ошибками
Новые бронеавтомобили начали массово поступать в разведовательные подразделения мотоброневых бригад и механизированных корпусов в начале 1937 года. По ходу эксплуатации был выявлен ряд недостатков, требующих доработки. Так, требовалось усилить передний мост, часть рамы над ним и рессоры. Также критике подверглось недостаточное бронирование и устаревшая поручневая антенна.
Постепенно работа над улучшением машины была выполнена, и в конце 1938 года был представлен «эталонный» образец модернизированного броневика, запущенный в серию в начале 1939 года под названием БА-20М. На нём был усилен передний мост и рессоры заднего моста, а модернизированное шасси получило обозначение ГАЗ-МС (специальное). Толщину лобовой брони корпуса и круговой брони башни увеличили с 6 до 9 мм. Все внешние петли открывающихся элементов корпуса заменили внутренними. Был установлен дополнительный топливный бак объёмом 30 литром, который увеличил запас хода до 450 км. Боевая масса машины увеличилась незначительно и составила 2320 кг. БА-20М выпускались только с конической башней и штыревой антенной радиостанции (либо вообще без неё).
Изначально практически все БА-20М выпускались радийными, однако с началом Великой Отечественной войны значительная часть машин была изготовлена без радиостанции. В 1939 году с конвейера сошли 30 обычных и 161 радийный БА-20М, в 1940 году выпустили 352 радийных броневика, в 1941 году — 241 обычный и 336 радийных, а в 1942 году — 105 обычных и 32 радийных. Общий выпуск составил 1258 машин. БА-20М стал последним и самым массовым советским бронеавтомобилем, созданным на легковом автомобильном шасси.
В целом БА-20М получился удачной машиной, которая удовлетворяла военных. Однако его модернизационный потенциал был полностью исчерпан. Дальнейшее увеличение массы привело бы к снижению ресурса шасси и ухудшению подвижности и проходимости. Улучшить ходовые качества можно было бы установив корпус БА-20М на новое шасси ГАЗ-11-73 (модификация ГАЗ-М1 с 6-цилиндровым мотором ГАЗ-11, которым в будущем оснастят лёгкие танки Т-40, Т-30 и Т-60), а в перспективе — на полноприводное шасси ГАЗ-61. Однако из-за начала войны подобные работы не были начаты. БА-20М в своём изначальном виде производился до весны 1942 года, а затем в производстве его сменил принципиально новый полноприводный БА-64, но о нём мы поговорим уже в следующей статье.
Легкий бронеавтомобиль фаи 1933 года
Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».
С февраля 1930 года к сборке этих автомобилей приступили в Канавине на , а в ноябре того же года к нему подключился московский завод имени КИМ. С апреля 1932 года выпуск автомобилей «Форд-АА» начался на новом заводе в Нижнем Новгороде строительство которого финансировалось Г.Фордом в соответствии с заключенным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск грузовиков «Форд-А».
Впоследствии Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод начал называться «ГАЗ им. Молотова». Автомобили «Форд» после пересчета чертежей в метрическую систему измерений и модернизации, конструкции были переименованы «Форд-А» в ГАЗ-А, «Форд-АА» в ГАЗ-АА, «Форд-ААА» ГАЗ-ААА.
Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси «Форд-А» по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г Фордом. В результате специалистами КБ, которое возглавлял Н. И. Дыренков, были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12. Принятые на вооружение РККА в 1931 году эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.
В 1931–1932 годах на основании задания УММА РККА конструкторы КБ Ижорского завода разработали новую машину которая получила обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский») и с 1933 года была запущена в серийное производство.
Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4×2) шасси по конструктивной схеме с передним расположением двигателя и клепано-сварным, полностью закрытым корпусом, который изготавливался из листов катаной стали толщиной 4–6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить сколько-нибудь серьезную защиту экипажу от пуль и осколков снарядов и мин. Экипаж бронемашины состоял из двух, реже трех человек. В отделении управления, совмещенном с боевым отделением, слева располагался водитель а справа от него при наличии третьего члена экипажа сидел командир машины. Для удобства размещения в машине или говоря проще, чтоб не упираться головой в крышу над их сиденьями на крыше отделения управления имелись глухие бронеколпаки. Рабочее место пулеметчика находилось позади них, в башне. Обзор из отделения управления обеспечивали водителю и командиру лобовые окна закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями, прямоугольные окна с бронекрышками имелись также в открывавшихся вперед бортовых дверях машины.
На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше. В чуть скошенном лобовом листе башни был установлен 7,62-мм пулемет ДТ, возимый боекомплект к которому состоял из 1323 патронов. Вращение башни осуществлялось за счет физических усилий стрелка и с помощью спинного упора. Кроме того установка пулемета позволяла вести огонь в секторе ±10° без поворота башни. В моторном отсеке расположенном в передней части корпуса, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», развивавший мощность 30,9 кВт (40 л.с. ), что позволяло 2-тонной бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 80 км/ч. С полным баком топлива машина могла пройти 200 км. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), карданная передача главная передача и механические тормоза.
Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивала откидная крышка бронекапота, крепившаяся к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель. Спереди радиатор был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 8-мм, в котором имелись два вертикальных лючка оборудованных подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.
В заднеприводной (4×2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами. Передние и задние колеса сверху прикрывались плавно изогнутыми крыльями, которые внизу смыкались с подножками, на которых иногда крепились небольшие ящики с запасными частями и инструментами.
Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Советские бронетранспортеры
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
БТР-152. СССР.1947–1952 гг.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.
БТР-50. СССР. 1954–1970 гг
БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.
БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.
Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время
БТР США
Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.
Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).
Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг
Легкая бронетехника 1965–1985 гг
Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.
Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.
Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.
БМП-1. СССР. 1966 г.
Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.
В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.
БМП-2. СССР, 1980 г.
Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.
Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.
БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.
БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.
БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.
БТР-70. СССР. 1972 г.
БТР-80. СССР. 1984 г.