Крылатые ракеты КСР-2 и КСР-11

Крылатая ракета средней дальности П-120 «Малахит»

Комплекс был разработан научно-производственным объединением (НПО) Машиностроение (ОКБ-52) в 1963-1972 годах и представлял собой усовершенствованную модификацию комплекса П 70 «Аметист». При модернизации ракеты была улучшена система наведения, уменьшена высота полета, в 1.5 раза увеличена дальность стрельбы и обеспечена возможность пуска как с надводного положения, так и из-под воды.

ОТ «АМЕТИСТА» К «МАЛАХИТУ»

Первые крылатые ракеты, при всех своих достоинствах, могли стартовать только из надводного положения. Новые идеи дали возможность в конце 50-х годов прошлого века начать разработку крылатых ракет, которые можно было бы запускать из-под воды (такой проект в ОКБ-52 назвали «Аметист»). Во второй половине 60-х годов П-70 «Аметист» был принят на вооружение ВМФ СССР. На «Аметисте» использовался твердотопливный маршевый двигатель. Эта разработка на 10 лет опередила подобные разработки в странах Запада (первая крылатая ракета с подводным стартом «Гарпун» была принята на вооружение в США только в 1977 году).

Вслед за «Аметистом» коллектив НПО «Машиностроение» приступил к разработке ракеты П-120 «Малахит», способной стартовать как с подводной лодки в подводном положении, так и с надводного корабля. Одним из требований проекта было обеспечение возможности старта новой ракеты из пусковой установки комплекса П-70.

Читать: Конструкция пистолета МСП «Гроза»

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Ракета П 120 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. Стартовая масса составляла 3180 кг. а осколочно-фугасная боевая часть — 840 кг. Принципиальным отличием «Малахита» от «Аметиста» стал стартовый агрегат, обеспечивающий возможность и подводного, и надводного старта. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, которые дополнительно устанавливали на ракетах, запускаемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 был разработан КБ-2 авиазавода № 81 возглавляемого И. И. Картуковым. В неснаряженном состоянии он весил 627± 15 кг, а в снаряженном — 2776±25 кг. Тяга на разгонном режиме составляла 1200-1600 кгс а на маршевом участке — 600-950 кгс. Полное время работы маршевого двигателя составляло 385 с при температуре окружающей среды -2 °С и 360 с — при температуре +32 °С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70). Работы по созданию П-120 проводились под общим руководством генерального конструктора В. Н. Челомея. Комплекс П-120 «Малахит» был принят на вооружение 17 марта 1972 года. Серийное производство комплекса было развернуто на машиностроительном заводе № 47 в Оренбурге.

Читать: ТОС-1 А «Солнцепек»

С конца 1975 года и до середины 1980 года проводилась модернизация Малахита, была повышена надежность работы бортовой системы управления, существенно увеличились чувствительность, помехозащищенность и избирательность головки самонаведения. Было сокращено время выработки команд в корабельной системе управления Дунай-1234, усовершенствована трехконтейнерная пусковая установка.

Несмотря на то что в 1991 -1995 годах подводные лодки типа 670М, оснащенные П-120 были исключены из состава ВМФ России, «Малахит» до сих пор находится на вооружении малых кораблей флота.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

10 августа 2008 года во время грузиноюгоосетинского конфликта группа российских кораблей с пятьюстами миротворцами и боевой техникой на борту вышла из порта Новороссийск в сторону порта Сухуми на побережье Абхазии. В 18:39 радиоразведка засекла группу из пяти грузинских катеров, которые вышли из порта Поти и пытались перехватить российский конвой.

Предупредительная стрельба ни к чему не привела, и тогда с расстояния в 25 км российский МРК Черноморского флота «Мираж» по приказу флагмана выпустил по одному из грузинских катеров две ракеты комплекса П-120. Подлетное время ракет до цели составило 1 мин. 20 секунд.

Читать: ЗРК PAAMS

Грузинский сторожевой катер (предположительно «Георгий Торели») был последовательно поражен обеими ракетами и затонул. Еще один катер достала зенитная ракета Миража — Оса. Остальные катера противника прекратили сближение с конвоем и ушли в сторону своего побережья. Угроза обстрела российского десанта была предотвращена.

Особенности конструкции КСР-2

По аэродинамической схеме КСР-2 — моноплан со среднерасположенным крылом и оперением. Планер ракеты состоит из цельнометаллического фюзеляжа, крыла и оперения.  Крыло со стреловидностью 55° складывалось при хранении и транспортировке ракеты. Основным материалом в конструкции служат алюминиевые сплавы, дюраль и сталь, а также пластмассы.

Активная радиолокационная ГСН типа КС-2М, имела дальность захвата цели до 160км. Носовой радиопрозрачный обтекатель выполнен из двух слоев стекловолокна с сотовым стеклопластиковым наполнителем. За отсеком АРЛГСН находится отсек боевой части (БЧ), в который могла устанавливаться ядерная или фугасно-кумулятивная БЧ типа ФК-2. Последняя имела 681кг взрывчатого вещества при общем весе 840кг и пробивала 300-мм корабельную броню. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н — фугасная с активной оболочкой.

За отсеком БЧ располагались: бак окислителя емкостью 990л (1570кг) и бак горючего на 630л (530кг). В качестве горючего применялся состав ТГ-02, окислитель АК-20И — раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте. Топливо подавалось в двухрежимный ЖРД С2.721В (позднее С5.6.000) турбонасосным агрегатом. ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215кгс и маршевый с тягой 710кгс. Запуск  двигателя происходил  в момент отцепки снаряда на всех высотах пуска с 4 до 10км и скорости носителя 400- 500км/ч.

Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170км. Цель бралась на автосопровождение за 20-30км до точки пуска ракеты. В отличие от «Кометы», цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7с после отцепки запускался двигатель и начинался разгон.

Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200м в зависимости от высоты и скорости полета. Через 40с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15км станция К-11М выдавала команду на разарретирование гироскопов, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась.

Конструкция

Ракета КСР-2 сходна по схеме с ракетой КС-1 и конструктивно включала подобные агрегаты — крыло и оперение стреловидностью 55°, цельнометаллический сигарообразный фюзеляж но без воздухозаборника и менее в диаметре. Крыло складывалось при хранении и транспортировке ракеты. Основным материалом в конструкции служат алюминиевые сплавы, дюраль и сталь, а также пластмассы. Носовой радиопрозрачный обтекатель из двух слоёв стекловолокна с сотовым стеклопластиковым наполнителем.

Активная радиолокационная ГСН типа КС-2М, с дальностью захвата до 160 км.
За отсеком АРЛГСН находится отсек боевой части (БЧ), в который могла устанавливаться ядерная или фугасно-кумулятивная БЧ типа ФК-2. Последняя имела 681 кг взрывчатого вещества при общем весе 840 кг и пробивала 300-мм корабельную броню.

Затем в ракете располагались: бак окислителя ёмкостью 990 литров (1570 кг) и бак горючего на 630 л (530 кг). В качестве горючего применялся состав ТГ-02 («самин»). Окислитель АК-20И — 20 % раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте с ингибитором коррозии. Топливо подавалось в двухрежимный ЖРД С2.721В (С5.6.000) турбонасосным агрегатом.

Между баками и двигателем расположен отсек аппаратуры с пневматическим автопилотом АП-72-4, ампульной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей (рассчитанной на 500 сек. работы), блоками электроспецоборудования и воздушными баллонами.

ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215 кгс и маршевый с тягой 710 кгс. После отцепки ракета просаживалась на 400—1200 метров, двигатель запускался на 7 секунде. На 40 секунде ЖРД переводился на маршевый режим и подключалась ГСН — ракета при этом уже летела в горизонте со скоростью 1250 км/ч. На удалении 15 км от цели происходила перенастройка ГСН и ракета переводилась автопилотом в пологое пикирование.

Модернизированная ракета КСР-2М предназначена для низковысотных пусков. Автопилот сокращал просадку ракеты после отцепки до 150—200 м. Ракета после запуска ЖРД плавно набирала высоту более высоты самолёта-носителя 500—800 м, затем переходя на наклонную траекторию с управлением от ГСН, при этом практическая дальность пуска не превышала 70-80 км.

На базе КСР-2 была разработана и применялась крылатая ракета-мишень КРМ-2.

Носителем ракеты КСР-2 являлись переоборудованные и доработанные ракетоносцы (50 машин) и бомбардировщики Ту-16А (155 машин). Доработанный ракетоносец получил индекс Ту-16КСР-2. В дальнейшем были доработаны под КСР-2 и близкую по конструкции КСР-11 ещё 156 бомбардировщиков, а также носители ракет КС-1 (Ту-16КС), спасатели Ту-16СТу-16К-11-16). Всего под комплексы К-11 и К-16 прошёл доработку 441 самолёт, из которых 211 несли службу в Дальней авиации и 230 — в Морской.

Закрытие проекта

Еще в 57-ом году, когда “Буря” только начинала робко делать первые полеты, Королев в очередной раз доказал свою гениальность — его баллистическая ракета Р-7 уже была готова и ее вскоре приняли на вооружение. Несмотря на равную ограниченность в знаниях и возможностях по сравнению с конкурентом Черняковым, Сергей Павлович сумел блестяще справиться с возложенной на него задачей — “семерка” во многих параметрах на голову превосходила “Бурю”.

Чертежи крылатой ракеты Х-22 «Буря»

В том числе она была неуязвима для систем ПВО противника, проникая через них, как нож сквозь масло. Хоть Черняков и отстаивал свой проект как мог, но сам Хрущев был против. Так что все попытки были тщетны. Но кое-что после себя “Буре” удалось оставить.

Разработка[править | править код]

Ракета разработана в ОКБ-155-1 под руководством А. Я. Березняка. Жидкостный ракетный двигатель разработан КБ-300 А. М. Исаева. Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238. Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.

Лётные испытания ракеты в составе комплекса К-16

начались в 1958 году, для чего Туполевское ОКБ-256 переоборудовало два самолёта Ту-16 оснастив их системой «Рубикон». Во время испытаний выполнено 22 полёта и 11 пусков как по морским, так и по наземным целям.

Ракетный комплекс К-16

был принят на вооружение в 1961 году. Несколько таких систем были приобретены Египтом. В 1968 году проведена доработка ракетыКСР-2 для обеспечения возможности пусков её с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индексКСР-24 и включали новый двухрежимный ЖРДС5.6.0000.0 разработки КБХМ им. А. М. Исаева.

Сухопутные войска отказались от закупок ЗРПК “Панцирь-С1”

Командование Сухопутных войск отказалось принять на вооружение зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1». Испытания комплекса показали, что он не соответствует заявленным требованиям. Об этом газете «Известия» рассказал источник в главкомате Сухопутных войск.

— Последние войсковые испытания на полигоне Ашулук показали, что технические и боевые характеристики ЗРПК «Панцирь-С1» не соответствуют требованиям Сухопутных войск. Исходя из этого, было принято решение не закупать эти комплексы, — заявил он.

ЗРПК «Панцирь-С1» разработан тульским Конструкторским бюро приборостроения (КБП) на базе комплекса ПВО «Тунгуска». Его задача — прикрывать от воздушного нападения части в бою и на марше, защищать стратегические объекты, прикрывать зенитные ракетные системы большой дальности С-300, С-400 и в перспективе С-500. «Панцирь-С1» также может поражать и наземные цели — пехоту и легкую бронетехнику.

Минобороны РФ ранее закупило десять комплексов «Панцирь-С1», все они сейчас распределены по бригадам Воздушно-космической обороны (ВКО) для прикрытия комплексов С-400 «Триумф». В планах Минобороны закупка еще примерно ста ЗРПК «Панцирь-С1» для бригад ВКО в течение ближайших восьми лет.

Вопрос о поставках «Панцирей» в Сухопутные войска обсуждался несколько лет, проводились сравнительные испытания этих комплексов и зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2» концерна ПВО «Алмаз-Антей». Как рассказал «Известиям» представитель российского оборонно-промышленного комплекса, все испытания были не слишком удачными для «Панцирей».

— Ракета не способна поражать маневренные цели, сам комплекс громоздкий и не мобильный, что крайне важно для мотострелковых частей, есть вопросы к радиоэлектронной базе, — сообщил «Известиям» офицер, хорошо знакомый с ситуацией. Кроме того, он отметил, что в современной войне такие комплексы малой дальности бессильны против боевых самолетов, которые атакуют, не заходя в зону действия систем противовоздушной обороны, а против вертолетов противника гораздо эффективнее использовать переносные зенитные ракетные комплексы и стрелковое оружие. В свою очередь, заместитель генерального директора тульского КБП Юрий Савенков рассказал «Известиям», что по основным техническим и боевым характеристикам комплекса серьезных вопросов у командования Сухопутных войск нет

В свою очередь, заместитель генерального директора тульского КБП Юрий Савенков рассказал «Известиям», что по основным техническим и боевым характеристикам комплекса серьезных вопросов у командования Сухопутных войск нет.

— Главной претензией главкомата Сухопутных войск к комплексу является то, что он делается на колесной платформе, а сухопутчики хотят ЗРПК на гусеничном ходу, — подчеркнул он.

По словам руководителя Центра военного прогнозирования полковника Анатолия Цыганка, несмотря на неудачу «Панциря», Минобороны все равно придется оснащать сухопутные части ракетно-пушечными системами ПВО.

— Шесть лет назад была принята концепция, согласно которой подразделения ПВО Сухопутных войск должны оснащаться как ракетными зенитными установками, так и пушечными. Эту концепцию никто пока не отменял. Поэтому Минобороны придется либо доводить «Панцирь-С1», либо искать зарубежные аналоги, которых сейчас нет, — пояснил Цыганок.

При этом заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин пояснил «Известиям», что неспособность «Панциря» сбивать маневрирующие цели делает его бесполезным оружием.

— Если комплекс не может сбить маневрирующую цель, значит, он не сможет поразить управляемый боеприпас. Пока эта проблема не будет решена, «Панцирь» для сухопутных частей закупать бессмысленно, отметил Храмчихин.

Комплекс «Панцирь-С1» оснащен 12 зенитными управляемыми ракетами 9М335. Дальность пуска — 12 км, высота поражаемых целей — 8 км. Комплекс может наводить одновременно до трех ракет. Артиллерийское вооружение — две 30-миллиметровые автоматические пушки 2А72. Пушки одноствольные. Боевой модуль установлен на крыше кузова боевой машины. Помимо вооружения включает РЛС обнаружения целей и станцию сопровождения цели и ракет. Есть также оптический канал системы управления огнем. В кузове боевой машины размещаются операторы наведения и командир.

warsonline.info

Конструкция[править | править код]

Ракета КСР-2

сходна по схеме с ракетой КС-1 и конструктивно включала подобные агрегаты — крыло и оперение стреловидностью 55°, цельнометаллический сигарообразный фюзеляж но без воздухозаборника и менее в диаметре. Крыло складывалось при хранении и транспортировке ракеты. Основным материалом в конструкции служат алюминиевые сплавы, дюраль и сталь, а также пластмассы. Носовой радиопрозрачный обтекатель из двух слоёв стекловолокна с сотовым стеклопластиковым наполнителем.

Активная радиолокационная ГСН типа КС-2М

, с дальностью захвата до 160 км. За отсеком АРЛГСН находится отсек боевой части (БЧ), в который могла устанавливаться ядерная или фугасно-кумулятивная БЧ типаФК-2 . Последняя имела 681 кг взрывчатого вещества при общем весе 840 кг и пробивала 300-мм корабельную броню.

Затем в ракете располагались: бак окислителя ёмкостью 990 литров (1570 кг) и бак горючего на 630 л (530 кг). В качестве горючего применялся состав ТГ-02

(«самин» ). Окислитель АК-20И — 20 % раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте с ингибитором коррозии. Топливо подавалось в двухрежимный ЖРДС2.721В (С5.6.000 ) турбонасосным агрегатом.

Между баками и двигателем расположен отсек аппаратуры с пневматическим автопилотом АП-72-4

, ампульной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей (рассчитанной на 500 сек. работы), блоками электроспецоборудования и воздушными баллонами.

ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215 кгс и маршевый с тягой 710 кгс. После отцепки ракета просаживалась на 400—1200 метров, двигатель запускался на 7 секунде. На 40 секунде ЖРД переводился на маршевый режим и подключалась ГСН — ракета при этом уже летела в горизонте со скоростью 1250 км/ч. На удалении 15 км от цели происходила перенастройка ГСН и ракета переводилась автопилотом в пологое пикирование.

Модернизированная ракета КСР-2М

предназначена для низковысотных пусков. Автопилот сокращал просадку ракеты после отцепки до 150—200 м. Ракета после запуска ЖРД плавно набирала высоту более высоты самолёта-носителя 500—800 м, затем переходя на наклонную траекторию с управлением от ГСН, при этом практическая дальность пуска не превышала 70-80 км.

На базе КСР-2

была разработана и применялась крылатая ракета-мишеньКРМ-2 .

Носителем ракеты КСР-2

являлись переоборудованные и доработанные ракетоносцы Ту-16КС (50 машин) и бомбардировщикиТу-16А (155 машин). Доработанный ракетоносец получил индексТу-16КСР-2 . В дальнейшем были доработаны подКСР-2 и близкую по конструкции КСР-11 ещё 156 бомбардировщиков, а также носители ракетКС-1 (Ту-16КС), спасателиТу-16СТу-16К-11-16 ). Всего под комплексыК-11 иК-16 прошёл доработку 441 самолёт, из которых 211 несли службу в Дальней авиации и 230 — в Морской.

«Сотки Х»

После того как средства ПВО, как советские, так и американские, достигли в своем развитии высоких возможностей, от применения свободнопадающих боеприпасов отказались практически все страны. Наличие добротных, надежных и мощных стратегических бомбардировщиков побудило военное руководство искать им применение, и оно нашлось. В США Б-52, а в СССР Ту-95 стали использовать в качестве летающих пусковых установок. В девяностые годы главным боеприпасом российских носителей тактических и стратегических зарядов, доставляемых к цели самолетами без пересечения рубежей ПВО, стали Х-101. Параллельно с ними разрабатывались почти полностью идентичные образцы, способные нести ядерные заряды. Обе КР в настоящее время засекречены, знать их тактико-технические характеристики положено только ограниченному кругу лиц. Известно лишь о том, что некий новый образец на вооружение принят, отличается он повышенным боевым радиусом (более пяти тысяч километров) и потрясающей точностью поражения (до 10 метров). Боеголовка Х-101 имеет осколочно-фугасную начинку, и для нее является наиболее важным именно этот параметр. Носитель спецзаряда может быть и не таким точным: при взрыве мощностью в десятки килотонн несколько метров вправо или влево большой роли не играют. Для Х-102 (ядерного носителя) важнее дальность.

Примечания

Комментарии
  1. Для крепления ракеты на направляющей ПУ в походном положении
  2. На заднем бугеле дополнительно имеется фиксатор для крепления ракеты на СПУ и ТЗМ (от продольного перемещения) и удержания ракеты при подъёме направляющей
  3. Датчик схода включает рулевой привод ракеты при сходе её с направляющей ПУ. Момент срабатывания датчика является началом отсчёта программы полёта.
  4. В качестве бронировки используют хлопчатобумажную ткань, пропитанную специальным негорючим составом
Источники
  1. Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 53—56. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3.
  2. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. — СПб.: В&К, 2001. — С. 266. — 294 с. — ISBN 5-93414-063-9.
  3. Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI. . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010.
  5. The Military Balance 2018. — P. 183.
  6. The Military Balance 2019, p.184
  7. The Military Balance 2019, p189
  8. The Military Balance 2019, p.93
  9. The Military Balance 2018. — P. 371.
  10. The Military Balance 2019, p.192
  11. The Military Balance 2018. — P. 276.
  12. The Military Balance 2019, p.197
  13. The Military Balance 2019, p.369
  14. The Military Balance 2019, p.197
  15. Валецкий О. В., Лямин Ю. Ю. Распространение ракетных технологий в третьем мире. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — С. 5. — 60 с. — ISBN 978–5–906233–34–9.
  16. . Пётр и Мазепа. Дата обращения 16 апреля 2016.
  17. . Lost Armour. Дата обращения 21 мая 2017.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий