Съемка внутри 2С1 Гвоздика во время стрельбы

https://youtube.com/watch?v=67FAPyjbEbI

При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.

Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.

Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.

Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач имеет 6 передних и 1 заднюю передачу. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.

«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.

Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.

Схема 2С1 «Гвоздика»

Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.

Варианты и модификации

2С1М1 — российская модернизированная версия с установкой АСУНО 1В168-1.

2С34 «Хоста» — российский модернизированный вариант 2С1, в котором гаубица 2А31 заменена на орудие 2А80-1, а на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Разработана в 2003 году и в 2008 году поступила на вооружение Российской Армии.

2C1T Goździk — польский модернизированный вариант с установкой АСУНО TOPAZ.

Rak-120 — разработанный в 2008—2009 гг. польский модернизированный вариант с заменой орудия 2А31 на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 до 60 выстрелов, однако данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Model 89 — вариант, разработанный в Румынии в 1980-х годах. От 2С1 отличается базовым шасси — вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84.

Raad-1 (араб. الرعد-1‎, Гром-1) — иранская 122-мм самоходная гаубица, разработанная в 1996 году и с 2002 года запущенная в массовое производство. От 2С1 отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Зенитная артиллерия

• 23-мм счетверенная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»;
• 30-мм спаренная зенитная самоходная установка 2К22 «Тунгуска»;
• 30-мм спаренная зенитная самоходная установка «Панцирь».

Имеется также буксируемая 23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23 (2А13).

Самоходные установки снабжены радиоприборным комплексом, обеспечивающим захват и автосопровождение цели, выработку данных для наводки. Автоматическая наводка орудий производится с помощью гидроприводов.

«Шилка» является исключительно артиллерийской системой, а «Тунгуска» и «Панцирь» вооружены также зенитными ракетами.

Современное состояние российского ракетно-артиллерийского вооружения нельзя считать удовлетворительным. Многие образцы этого вооружения созданы еще в советское время и стремительно устаревают. Вследствие негативных тенденций в экономике во времена перестройки и недостаточного внимания к вопросам обороны в годы нефтяного бума имело место систематическое снижение объемов закупок новой техники, поставок запчастей, свертывание мероприятий по плановому ремонту техники. Это в свою очередь привело к высокой степени износа материальной части. Военные конфликты последних лет выявили крайне низкие возможности системы средств разведки, недостаточную степень автоматизации артиллерийских формирований, низкий уровень средств обеспечения стрельбы. По этим причинам основными направлениями развития российского ракетно-артиллерийского вооружения являются модернизация и капитальный ремонт имеющегося вооружения, создание современных средств разведки и автоматизированных систем управления и разработка боеприпасов повышенной эффективности.

Решение этих задач ведется параллельно с проектированием перспективных образцов вооружения нового поколения. Считается, что это позволит российскому «богу войны» сохранить свое место на «Олимпе».


Наш канал в Телеграм

«Колоссаль» осваивает стратосферу

Утром 23 марта 1917 года Париж подвергся внезапному артиллерийскому обстрелу. Фронт был далеко от города, и ожидать такого никто не мог. Три германские пушки, установленные в районе Лана, выпустили в этот день 21 снаряд, 18 из них упали в столице Франции. Одну из пушек французы вскоре вывели из строя, две другие продолжали регулярные обстрелы более месяца. У сенсации была своя предыстория.

С началом Первой мировой войны стало очевидно, что генеральные штабы, готовясь к грядущим столкновениям, пренебрегли многими вопросами артиллерии. Дело было не только в недостатке тяжелых крупнокалиберных орудий у воюющих. Слишком мало внимания было уделено дальнобойности орудий. Между тем ход боевых действий делал войска все более зависимыми от ближайшего и глубокого тыла — пунктов управления и снабжения, путей сообщения, складов, резервов. Для поражения всего этого требовалась дальнобойная артиллерия. А поскольку дальность стрельбы наземных пушек не превышала 16—20 км, в дело пошли перебрасываемые на сухопутные фронты морские орудия

Морякам важность дальнобойности была очевидна. Существовавшие дредноуты и сверхдредноуты несли орудия калибром 305—381 мм с дальностью стрельбы до 35 км

Разрабатывались и новые орудия. Возник соблазн реализовать идею, ранее приходившую на ум только энтузиастам, — стрелять на дистанции в 100 км и более. Ее суть заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.

В рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания. Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности — 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°. В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы — 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах даже приходилось учитывать вращение Земли.

По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.

Созданная пушка стала известна под названием «Колоссаль» — таким определением в Германии любили пользоваться. Впрочем, в литературе ее называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и — ошибочно — «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира). Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.

За 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Были убиты 256 и ранены 620 человек, несколько сотен или тысяч парижан покинули город. Материальные же потери от обстрела никак не соответствовали затратам на его проведение. Да и ожидавшегося психологического эффекта — до прекращения боевых действий включительно — не последовало. В 1918 году пушки вывезли в Германию и демонтировали.

Разновидность артиллерии

Начиная с артиллерии, используемой только в качестве осадной, к началу XXI века артиллерия приобрела столько разновидностей, используемых для присущих ей целей, что все перечислить просто невозможно. Однако мы попробуем.

Полевая артиллерия

Вид артиллерии, используемой для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В настоящее время устарела и не применяется. Роль полевой артиллерии взяли на себя минометы и гранатометы.

Крепостная артиллерия

Как видно из названия, крепостная артиллерия применялась для защиты крепостей от нападения врага. В связи с тем, что необходимость в крепостях отпала после первой мировой войны, крепостная артиллерия в основном эксплуатировалась в качестве береговой. Например, во Владивостоке и Севастополе были построены береговые башенные батареи.

Тактико-технические характеристики батареи во Владивостоке:

  • Количество башен — 2 шт.;
  • Количество орудий — 6 шт.;
  • Угол наклона стволов — от -5 до +25 градусов;
  • Скорострельность орудия — 1,5 выстрела в минуту на ствол;
  • Типы снарядов — дальнобойный, полубронебойный, бронебойный;
  • Вес снаряда — 314-470 кг, в зависимости от типа;
  • Прицельная дальность стрельбы — 35 километров;
  • Толщина брони башни — 300 мм;
  • Полный вес башни — 1200 тонн;
  • Вес ствола орудия — 51 тонна;
  • Вес вращающейся части башни— 900 тонн;
  • Боевой расчет башни — 75 человек;
  • Численность л/с батареи — 399 человек.


Береговая башенная батарея № 981 им. Клима Ворошилова калибром 305 мм. Батарея расположена на острове Русском во Владивостоке.

Реактивная артиллерия

Реактивная артиллерия использует снаряды (ракетные снаряды, реактивные снаряды), оснащенные обычно твердотопливным реактивным двигателем и соответствующей боевой частью.

Новый толчок разработка реактивных снарядов получила перед Великой Отечественной войной. Принятие на вооружение авиационных РС-82 и РС-132 (реактивных снарядов калибра 82 и 132мм), успешно применявшихся по воздушным и наземным целям во время конфликта на Халхин-Голе и Советско-финской войны, вызвало разработку и наземных реактивных систем. Система БМ-13 «Катюша» была бичом для немцев на всем протяжении войны.

В наше время системы залпового огня активно применялись во время чеченских войн, конфликта в Южной Осетии, в гражданской войне на Донбассе.

Зенитная артиллерия

Зенитная артиллерия предназначена для поражения средств авиации противника. С появлением боевых аэропланов во времена первой мировой войны, были разработаны и противоаэропланные, как их тогда называли, орудия. С развитием авиации развивались и орудия ПВО. Во время Великой Отечественной войны сильно развилась как объектовая, так и войсковая ПВО. В настоящее время орудия ПВО активно используются как в составе ракетно-пушечных комплексов, так и самостоятельно, в качестве оружия ближнего перехвата.


ЗСУ 23-4 «Шилка»

Противотанковая артиллерия

Противотанковая артиллерия – вид артиллерии, предназначенной для борьбы с бронетехникой противника, в основном прямой наводкой. Характеризуется высокой скорострельностью, унитарным заряжанием.

Строевая артиллерия

Строевая артиллерия — артиллерия сухопутных войск. В зависимости от калибров и выполняемых задач, подразделяется на следующие виды:

  • Войсковая артиллерия: Полковая артиллерия;
  • Дивизионная артиллерия;
  • Корпусная артиллерия;
  • Армейская артиллерия;
  • Фронтовая артиллерия;

Артиллерия резерва главного командования (АРГК).

Корабельная артиллерия

В наше время в состав корабельной артиллерии входят универсальные артиллерийские установки и артиллерийские средства ПВО. В связи с оборудованием кораблей средствами УРО (управляемого ракетного огня), другие виды артиллерии на кораблях не применяются. Последнее применение артиллерии главного калибра линкоров зафиксировано во время гражданской войны в Ливане и операции «Буря в пустыне».

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Еще во время I мировой войны остро встала проблема недостаточной мобильности полковых пушек калибра 76 мм, которые силами нескольких человек удавалось перемещать достаточно медленно и на небольшие расстояния. Предпринимались попытки перевозить пушку в кузове грузовика, однако главной проблемы это не решало. В Советской России была продолжена работа по поиску путей увеличения мобильности тяжелых орудий. В 1927 г. была разработана усовершенствованная конструкция пушки калибра 76 мм, которая была легче предыдущих образцов. Однако советские инженеры пошли дальше — они решили смонтировать 76-мм орудие на шасси танка Т-26.

Подробнее…

И на море тоже…

Как сообщил в конце августа генеральный директор «Уралвагонзавода» Александр Потапов, «Деривация-ПВО» прошла предварительное тестирование и в будущем году опытно-промышленная партия пройдет государственные испытания. Предполагается, что в 2022-м начнется поставка комплекса в подразделения ПВО Сухопутных войск.

Морской боевой модуль сможет успешно бороться с малоразмерными беспилотниками и низколетящими вертолетами и самолетами, а при выполнении задач в прибрежной зоне поражать инженерные укрепления и наземную легкобронированную технику противника.

…Немаловажно, что «Деривация-ПВО» имеет серьезный задел для дальнейшего развития. В частности, речь может идти о продолжении роботизации комплекса, совершенствовании боеприпасов и т.д

Впрочем, применительно к столь перспективной новинке говорить о модернизации преждевременно.

Наследие прошлого

Новые образцы российского оружия «ведут родословную» с 60-х годов XX века, когда советское армейское руководство взяло курс на качественное перевооружение. Десятки ведущих КБ, где работали выдающиеся инженеры и конструкторы, заложили теоретическую и техническую базу для создания новейшего вооружения.

Опыт предыдущих войн и анализ потенциала зарубежных армий наглядно показали, что ставку необходимо делать на мобильную самоходную артиллерию и минометные установки. Благодаря решениям полувековой давности артиллерия России обзавелась солидным парком ракетно-артиллерийского вооружения на гусеничном и колесном ходу, основу которой составляет «цветочная коллекция»: от юркой 122-мм гаубицы «Гвоздика» до грозного 240-мм «Тюльпана».

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С8 с артиллерийскими системами следующего поколения
2С8 2С17 2С31
Год принятия на вооружениеопытнаяопытная2010
Базовое шасси 2С1 2С1 2С18
Калибр орудия, мм120120120
Марка орудия2А602А80
Тип орудия миномёт пушка-гаубица-миномёт пушка-гаубица-миномёт
Максимальная дальность стрельбыОФМ, км7,17,27,5
Максимальная дальность стрельбыОФС, км8,813,0
Максимальная дальность стрельбыАРС, км9,012,814,0

Основной причиной отказа от дальнейших испытаний и принятия на вооружение самоходного миномёта «Астра» была разработка более совершенного нарезного 120-мм орудия 2А51, способного вести стрельбу снарядами с готовыми нарезами. Использование таких снарядов повышало эффективность ведения огня в 2—2,5 раза за счёт более равномерного распределения взрывчатого вещества и, как следствие, более равномерного дробления корпуса снаряда на осколки. Нарезные снаряды также обладали большей начальной скоростью разлёта осколков (1850 м/с против 1300 м/с у мин). Кроме того, артиллерийские мины к глакдоствольным миномётам исчерпали свой потенциал по дальнейшей модернизации и совершенствованию. В связи с этим, проведение дальнейших работ по самоходному миномёту 2С8 было расценено Министерством оборонной промышленности СССР как нецелесообразное. Вместо самоходного миномёта 2С8 были начаты изыскания по 120-мм самоходному артиллерийскому орудию 2С17, а также активизировались работы по буксируемому батальонному миномётному комплексу 2С12 «Сани». Позже в конце 1980-х годов работы по САО 2С17 также были закрыты, уже в пользу более совершенного САО батальонно-полкового уровня 2С31 «Вена», поступившего на вооружение только в 2010 году уже после распада СССР. Таким образом, за годы существования СССР, батальонное звено советских сухопутных войск так и не получило на вооружение гусеничные самоходные артиллерийские установки, не считая устанавливаемых силами специалистов ОКСВА кустарным способом 82-мм миномётов 2Б9 на крышу многоцелевого тягача МТ-ЛБ во время боевых действий в Афганистане.

Сравнительная таблица ТТХ 2С8 с зарубежными аналогами
2С8 vz.85 PRÁM-S (чешск.)русск. M1064 (англ.)русск.
Год разработки1977198119821990-е
Базовое шасси 2С1 МТ-ЛБ БМП-1 M113
Масса, тне более 15,412,0516,9713,11
Экипаж, чел.544
Тип установки орудиябашеннаяоткрытаярубочнаяоткрытая
Углы , град.36010…523090
Возимый боезапас, выстр.608069

Помимо СССР, тема 120-мм самоходных миномётных комплексов на бронированном шасси прорабатывалась и в других странах-членах Варшавского договора. Несмотря на то, что в СССР самоходный миномёт «Тунджа» на вооружение не поступил, его лицензионный вариант B1.10 Tundzha производился серийно в Болгарской Народной Республике. Миномёт представляет собой шасси гусеничного транспортёра МТ-ЛБ, в котором размещаются укладки с минами, а также 120-мм миномёт М-120 или 2Б11. В отличие от 2С8, миномёт может сниматься с шасси и устанавливаться на стандартную опорную плиту для ведения огня с грунта. В Чехословакии на базе выпускаемой лицензионной версии BVP-1 (чешск.)русск. был разработан самоходный миномёт vz.85 PRÁM-S (чешск.)русск.. 120-мм миномёт устанавливался в закрытую броневую рубку, которая обеспечивала наведение орудия по горизонту в диапазоне углов от −15 до +15 градусов. Возимый боекомплект составлял 80 мин, 21 из которых укладывалась в конвейерную укладку для удобства заряжания и увеличения максимальной скорострельности орудия, которая теоретически составляла до 18—20 выстрелов за первую минуту стрельбы.

К началу 1990-х годов особый интерес к самоходным 120-мм миномётам проявили страны-участницы НАТО. Всплеск спроса на подобные системы был связан с возросшими потребностями сил быстрого реагирования. В 1987 году английская оружейная компания BAE Systems продемонстрировала макетный образец самоходной миномётной системы AMS, выполненной на базе бронетранспортёра , однако серийное производство было развёрнуто на базе колёсной бронированной машины LAV-25 в 1995 году. В США на базе уже имеющегося 107-мм миномётного комплекса M106A2 была создана модификация, получившая обозначение M1064 (англ.)русск.. От базового образца она отличается установкой 120-мм миномёта M121. Миномёт устанавливается в кормовой части корпуса на поворотную плиту, обеспечивающую горизонтальный угол обстрела 90° в задней полусфере машины.

История создания

В начале 1962-х годов ОКБ Артиллерийского завода № 9 был разработан проект орудия-пусковой установки особой мощности, которое по своим характеристикам было сопоставимо с ОТРК того периода, получившего обозначение Д-80. В рамках этой темы были проработаны три варианта САУ с различными модификациями орудия. Первым из них стала колёсная самоходная установка, в качестве базового шасси для которой предполагалось использовать опытный тягач ЗИЛ-135Л с автоматической трансмиссией (который на тот момент также планировался на роль базового шасси для монтажа ПУ 2П16 ОТРК 2К6 «Луна») в агрегате с двухосным активным полуприцепом. Проект колёсной САУ успешно прошёл этап защиты в ГРАУ и у министра оборонной промышленности СССР С. А. Зверева. На момент разработки система Д-80 составляла серьёзную конкуренцию комплексу 2К6 «Луна»: так, ОКБ-9 была разработана система наведения и коррекции снаряда, которая позволяла достичь аналогичной точности. Тем не менее, в связи с появлением современного ОТРК 9K79 «Точка» дальнейшая разработка всех вариантов Д-80 наземного базирования потеряла смысл и работы по ним были прекращены, так и оставшись, за исключением выполненного в металле шарового затвора для казнозарядных вариантов орудия, на уровне расчётов и демонстрационных макетов.

Ракетное вооружение

Первые комплексы тактического ракетного оружия появились в сухопутных войсках СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Это были комплексы «Марс», «Филин», «Луна» и «Луна-М» с неуправляемыми твердотопливными ракетами. Сравнительно невысокая точность этих ракет позволяла поражать объекты противника только при применении ядерной боевой части. Это послужило причиной отказа от неуправляемых ракет и перехода к созданию управляемых.

Принятый на вооружение в 1976 г. комплекс «Точка» был первым комплексом с управляемой на всей траектории ракетой. В 1989 г. на вооружение поступил комплекс «Точка-У» с увеличенной до 120 км дальностью пуска. По сравнению с комплексом «Точка» его точность повышена в 1,4 раза. До настоящего времени этот комплекс является основным в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2006 г. на вооружение Российской армии принят новый оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер». В конце 2007 г. сформирован первый дивизион этих ракетных комплексов, а в перспективе ими будет укомплектовано пять ракетных бригад. Комплекс «Искандер» обладает большим потенциалом модернизации, в том числе и по увеличению дальности стрельбы.

При принятии политического решения о выходе России из договора о РСМД его дальность может быть доведена до 500 и более километров. В этом случае он станет одним из вариантов асимметричного ответа на развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе.

История создания

Штурмовые и противотанковые САУ появляются на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (первенство все же за танками), но для поддержки пехоты и наступающих танков они были очень эффективны. С началом Холодной войны у потенциального противника появились совершенные артиллерийские системы калибра 105 мм, которые по многим показателям превосходившие советские САУ.

Но доктрина у СССР была нацелена на применение ракет и самоходки не получали развития. После ухода с поста Хрущева среди трезвых умов появилась доктрина о том, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожения не только врага, но и самого себя. А вот использование разрушительного оружия в тактических целях вполне вероятно. В этом смысле использование САУ было одним из самых лучших способов доставить тактический ядерный заряд в нужное место.

Исходя из этого утверждения, разработкой новой самоходки, получившей название САУ 2С1 «Гвоздика», занялись, учитывая возможность использования подобных зарядов.

Решением Коммунистической партии и постановлением правительства Союза с 1967 г. началась разработка артсистемы калибра 122 мм.

Это решение было основано на исследовательской базе ВНИИ-100. Именно эти исследования определили базовые характеристики будущей самоходной гаубицы.

Исследовательский институт предложил три варианта шасси: «БМП-1, МТ-ЛБ тягач и «Объект-124». Выбрали тягач, на основе которого и конструировалась самоходка «Гвоздика».Тракторному заводу в Харькове поручили разрабатывать новую систему.

1969 г. начало испытаний четырех опытных образцов 122 мм «Гвоздики» и 152 мм 2С3. Выбор был остановлен на «Гвоздике».1970 г. правительство СССР, после годовых испытаний и необходимых доработок, принимает на вооружение самоходку «Гвоздика».

https://youtube.com/watch?v=3v4Hd9OKYr8

Новая самоходка начала поступать в военные части, а экипажи постепенно осваивать эту систему. Серийное производство окончательно освоено в 1971 г. Выпускалась в Польше (с 1971г.) и в Болгарии (с 1979г.). В 1991 г. самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 г. было выпущено около десять тысяч машин.

Ласковые имена, за которыми стоит огневая мощь нашей артиллерии

Подразделения Восточного военного округа в Приморском крае провели учебные стрельбы из самых мощных в мире самоходных минометов 2С4 «Тюльпан» калибра 240 мм. Учения проходили ночью. Бойцы, поднятые по учебной тревоге, выдвинулись с техникой в назначенный район и отразили нападение диверсионной группы условного противника.

«Тюльпан» — немолодое оружие, но все еще сохраняющее боевую мощь, позволяющую использовать этот миномет в тех случаях, когда бессильны артиллерийские установки более скромных калибров. Он незаменим при разрушении прочных фортификационных сооружений, легко справляется с бронетехникой. За счет высокой мощности боезаряда способен выводить из строя крупные соединения живой силы. Для особых случаев предусмотрен ядерный заряд мощностью в 2 килотонны. Разумеется, в Приморском крае такие снаряды со склада не извлекали.

«Тюльпан», принятый на вооружение в 1972 году, был разработан на Уральском заводе транспортного машиностроения в Екатеринбурге (тогда — Свердловск). Уральским конструкторам, преуспевшим в создании целого ряда самоходных артиллерийских установок, удалось сделать то, к чему неоднократно подступались японцы и американцы. В 1943 году японские конструкторы водрузили на гусеничное шасси мортиру калибра 273 мм, назвав это сооружение Тип 4 «Ха-То». Калибр им показался маловатым, и его повысили до 300 мм, сделав 4 опытных образца. Мортира стреляла на 3 километра, но после 10 выстрелов разваливалось шасси.

В середине 40-х годов американцы начали делать самоходный миномет калибра 250 мм. Был изготовлен макет. Однако разработка зашла в тупик, и ее финансирование было прекращено.

На Урале дело довели до победного конца. В результате у миномета получилась прекрасная дальность, достигающая 20 километров. И полный спектр боеприпасов: фугасные, зажигательные, кассетные, ядерные. Максимальная масса взрывчатого вещества приближается к 50 кг. Среди них есть управляемая мина «Смельчак-М», имеющая лазерное наведение на цель. Экипаж — 5 человек.

Название «Тюльпан» невольно напоминает о лозунге председателя Мао: «Пусть цветут сто цветов». В отечественной артиллерии цветов, конечно, меньше. Но из них вполне можно составить внушительный букет. Поскольку конструкторы советских и российских самоходок при названии своей продукции демонстрируют повышенный интерес к именам цветов.

2С1 «Гвоздика» — самоходная гаубица калибра 122 мм, разработанная на Харьковском тракторном заводе им. С.Орджоникидзе. С 1971 года находится на вооружении Советской, а теперь Российской армии. САУ «Гвоздика» длительное время была основным артиллерийским оружием мотострелковых полков. Было произведено более 10 тыс. этих эффективных и неприхотливых в эксплуатации гаубиц.

Несмотря на то, что производство «Гвоздик» было прекращено в 1991 году, их не отправили на бессрочное хранение. В 2003 году была запущена программа модернизации, в результате у модификации 2С1М1 появилась автоматизированная система управления и наведения орудия. Дальность стрельбы обычными снарядами — 15 км, активно-реактивными — 22 км. В боекомплект также входят бронебойные управляемые снаряды «Китолов».

Взять «Гвоздику»? Или нет?

В середине 70-х годов Советский Союз мог предложить дружественным странам два типа современных самоходных артиллерийских установок — 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация». Первая из них, калибром 122 мм, соответствовала по своей баллистике буксируемой гаубице Д-30, вторая (152-мм) в этом отношении была аналогом Д-20. Впрочем, «Акация» поставлялась за рубеж в очень ограниченном количестве — из государств, входивших в Организацию Варшавского договора, её получили лишь ГДР (96 экземпляров), Венгрия (18) и Болгария (4). А вот сравнительно дешёвая и простая «Гвоздика» получила гораздо большее распространение: экспорт её в страны ОВД исчислялся сотнями экземпляров, а Польша и Болгария наладили массовое производство 2С1 по лицензии. Поначалу Румыния также склонялась к закупке «Гвоздики», купив в СССР шесть САУ этого типа (но без средств управления огнём — машин командира и старшего офицера батареи). Однако в итоге решили не тратиться на покупку лицензии, а пойти своим путём.

САУ OAPR-89 — румынская «Гвоздика». tanks-encyclopedia.com

С 1982 года румынская военная промышленность осваивала производство БМП-1. Местный вариант, получивший обозначение MLI-84, был, что называется, творчески доработан: вместо штатного мотора УТД-20 мощностью 300 л.с. применили дизельный двигатель румынского производства 8V-1240-DT-S, развивавший 360 л.с. Корпус БМП переделали, удлинив на полметра, также усовершенствовали подвеску и внесли ряд других изменений. Именно на это шасси и решили поставить артиллерийскую часть от «Гвоздики».

Уже первые прикидки показали: башня от 2С1 тяжеловата для шасси БМП. Пришлось базу MLI-84 переделать, ещё раз немного удлинив (с 7,32 до 7,51 м) и добавив седьмую пару опорных катков. На это шасси водрузили штатную башню от 2С1. Стоит отметить, что в Румынии производство боевых отделений «Гвоздик» так и не было налажено — они импортировались из Болгарии. При этом сами орудия (копия 2А31) выпускались заводом в городе Решита под обозначением А565.

САУ OAPR-89 по сравнению с MLI-84 имеет удлинённую на один каток ходовую часть. valka.cz

Румынский вариант самоходки оказался существенно тяжелее советского — 18,3 т против 15,7 т. Теоретически САУ является плавающей (движение на плаву осуществляется за счёт перемотки гусениц), но вот практически — способность румынской самоходки преодолевать водные препятствия вплавь вызывает сомнения, ведь она тяжелее MLI-84.

Передняя часть САУ OAPR-89. valka.cz

Самоходка получила наименование Obuzierul autopropulsat românesc, Model 1989 («Румынская самоходная гаубица, модель 1989 года»), сокращённо — OAPR-89. От «Гвоздики» она отличалась, в частности, отсутствием уступа в корпусе у места механика-водителя. Последний не располагал характерным для 2С1 окном с бронещитком и вёл машину «по-танковому», пользуясь перископами или высунувшись из люка. Кормовую часть корпуса переделали по сравнению с MLI-84: вместо двух дверей десантного отсека в ней имелась одна, расположенная по центру. Сам корпус — сварной конструкции, из стальных катаных плит.

Вид сзади на САУ OAPR-89 valka.cz

Экипаж OAPR-89 состоял из четырёх человек: механика-водителя, располагавшегося в передней части корпуса, слева от двигателя, а также командира, наводчика и заряжающего, чьи рабочие места находились в баше. Возимый боекомплект был такой же, как и у 2С1, и состоял из 40 снарядов (как правило, 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных). Башня имела круговое вращение, а диапазон углов вертикальной наводки составлял от −3 до +70º. Максимальная дальность стрельбы достигала 15 200 м, а дальность прямого выстрела кумулятивным снарядом — 2000 м.

Описание конструкции

Вооружение

В качестве вооружения САУ планировалось расположенное открыто нарезное орудие-пусковая установка Д-80 калибра 535 мм, предназначенное для стрельбы активно-реактивными снарядами массой 905 кг, расчётная дальность стрельбы которого составляла 60 км. В проекте данной машины орудие размещалось не на основном шасси, а на активном полуприцепе и было дульнозарядным, стрельба из него велась с миномётной опорной плиты. Над кабиной машины должна была располагаться специальная вращающаяся кассета с боезапасом из 4 АРС, предназначенная для заряжения орудия.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка машины, стандартная для ЗИЛ-135Л, состояла из двух карбюраторных 8-цилиндровых V-образных двигателей ЗИЛ-375 мощностью в 180 л. с. каждый. Трансмиссия — гидромеханическая, с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач.

Ходовая часть

Колёсная ходовая часть согласно проекту планировалась пятиосной полноприводной и должна была включать в себя четырёхосное шасси тягача и двухосный активный полуприцеп. Колёса оснащались односкатными тонкостенными шинами большого диаметра И-159, давление в которых могло регулироваться в диапазоне от 0,5 до 2,5 кгс/см2.

Подвеска крайних мостов тягача — независимая торсионная на двух поперечных рычагах, оснащённая танковыми гидроамортизаторами. Средние мосты машины подвешивались жёстко.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий