Тяжёлый крейсер «Киров» – ракетный «линкор» Советского Союза

Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»

Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» — сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км. Длина ракеты составляет — 10 метров, диаметр — 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой. По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.

Служба

  • 1984 год — первый боевой поход в Средиземное море.
  • 18 мая 1984 года, во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске, остался в гавани — в отличие от остальных кораблей базы, для того чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города или атомного ракетного подводного крейсера находящегося у причала сбить их средствами корабельного ПВО.
  • При входе в Кольский залив, произошла поломка редуктора главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА № 1), когда ККСФ Громов лично схватился за ручки телеграфа на ходовом мостике, и дал полный реверс. Входили на ГТЗА№2 , носовой отсоединили от валопровода по звукоизолирующей муфте. В ПД-50 разрезали днище и выгрузили двухсоттонный планетарный редуктор на стапель и отправили его в ремонт на Кировский завод. После ремонта разрезку в ПД-50 повторили, загрузили редуктор, выполнили его центровку по меткам и оптике.
  • 7 апреля 1989 г., после срочного приказа идти к месту аварии К-278 «Комсомолец», дал максимально возможный ход в 33,5 узлов (больше чем на испытаниях) при 100% мощности АППУ.
  • В 1990 году «Киров» был возвращён с БС2 по причине выявленной газовой не плотности первого контура носового аппарата КН-3 и устранена по приходу у 7 причала. В остальной части корабль был исправен, но был выведен в резерв 2-й категории из-за отсутствия средств.
  • В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков» в честь Ф. Ф. Ушакова.
  • В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске.
  • В 2000—2001 годах был начат средний ремонт с модернизацией
  • В 2002 году крейсер был выведен из состава флота, а в 2004 году имя «Адмирал Ушаков» было присвоено эскадренному миноносцу «Бесстрашный», крейсеру возвращено имя «Киров».
  • По состоянию на 2008 год, предназначался для утилизации.
  • По состоянию на 2009 год, по заявлению 1-го заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, решение о восстановлении «Киров» не принято.
  • В 2011 году планировалась полная модернизация крейсера по программе развития ВМФ. Ввод в строй планировался не позднее 2020 года.
  • Осенью 2012 года в общественную интернет-приёмную заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина поступило обращение:

Уважаемый Дмитрий Олегович! К Вам обращаются тысячи людей, служивших в разное время на атомном крейсере «Киров», который в настоящее время стоит на приколе в г.Северодвинске. В 2009г мы обратились к Президенту РФ с просьбой разъяснить нам дальнейшую судьбу корабля… Не будем утомлять Вас военной терминологией о предназначении атомных крейсеров данного проекта, а скажем в двух словах: атомный крейсер – это мощь флота и престиж страны! Уважаемый Дмитрий Олегович! Помогите нам (и стране!) спасти наш крейсер! Председатель совета ветеранов атомного крейсера «Киров», В. Р., Секретарь совета – Б. П.Ответ: Крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») возвращен в состав Военно-Морского Флота. В настоящее время ведется разработка проекта модернизации кораблей этого типа.

  • В декабре 2013 года у специалистов Центра судостроения «Звёздочка» появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера.
  • По сообщению пресс-секретаря Центра судоремонта «Звёздочка» Евгения Гладышева от 9 июня 2014 года «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации «Росатом» на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны.
  • 25 апреля 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения крейсера в составе ВМФ.
  • В августе 2015 года принято окончательное решение об утилизации крейсера. Тендер на разработку проекта по утилизации крейсера объявила корпорация «Росатом». Согласно конкурсной документации, проект по утилизации корабля должен быть готов до 30 ноября 2016 года. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) должны выгрузить на ЦС «Звёздочка» за счёт средств Италии.

История службы

Первые месяцы войны

7 сентября 1941 года «Петропавловск» начал вести огонь по немецким войскам, которые приближались к Ленинграду. Он впервые открыл артиллерийский огонь и не прекращал его в течение 11 суток.

11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни A. Точно неизвестно, что могло послужить причиной: заводской брак или же диверсия со стороны Третьего Рейха.

17 сентября корабль попал под обстрел и получил 53 попадания 210-мм снарядов. Один из снарядов попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера – помещение генераторов №3.

19 сентября крейсер принял слишком много забортной воды, накренился на левый борт и сел на грунт.

В период с 7 сентября до 17 сентября 1941 года крейсер совершил 676 выстрелов и потерял 40 человек из экипажа: 10 убитых и 30 раненых.

Внешний вид крейсера «Петропавловск». 1941

Ремонт и возвращение в строй

Внешний вид крейсера «Петропавловск». 1943

4 апреля 1942 года во время авианалета крейсер получил одно серьезное попадание и затонул.

10 сентября была восстановлена водонепроницаемость корпуса корабля.

15 сентября крейсер был обстрелян 150-мм орудиями, но получил всего лишь несколько слабых повреждений.

17 сентября крейсер был поднят и отбуксирован к стенке завода №189. Был произведен ремонт: заварены пробоины, восстановлены основные, вспомогательные механизмы, пожарная, водоотливная и осушительная системы корабля.

30 декабря 1942 года была практически полностью восстановлена боеспособность корабля и он был снова включен в систему обороны Ленинграда, где хорошо себя проявил.

Прорыв блокады Ленинграда

С 14 до 21 января 1944 года крейсер принимал активное участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции.

Корабль вел огонь по позициям Вермахта на Вороньей Горе, по коммуникациям у Красного Села, по наблюдательным и командным пунктам противника в Киргофе. Всего им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1 036 снарядов.

1 сентября 1944 года крейсер был переименован в «Таллин».

Проекты достройки

После окончания войны было принято решение достроить корабль с использованием узлов и деталей поврежденного Seydlitz.

Летом 1945 года корабль был отбуксирован на завод №189 для дальнейшей достройки.

Было рассмотрено множество проектов достройки крейсера, а 23 декабря 1949 года было отдано распоряжение на достройку крейсера по проекту 83К, но так и не было выполнено.

Из-за высокой цены достройки (191 млн. рублей) и необходимости отказа от 1 корабля типа «Свердлов» было принято решение достроить корабль как учебный крейсер, что также не было выполнено.

Послевоенный период

Внешний вид учебного судна «Днепр». 1955

12 января 1949 года корабль был переклассифицирован в лёгкий крейсер.

11 марта 1953 года корабль был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр». А 27 декабря 1956 года его переформировали в плавучую казарму «ПКЗ-112».

Приказом от 4 апреля 1958 года корабль был исключен из списков флота и в течение 1959–1960 годов он был разрезан на металл на заводе «Вторчермета».

Командиры

Командир Звание Период службы
А.Г. Ванифатьев Капитан 2-го ранга Август 1941 – Сентябрь 1941
А.К. Павловский Капитан 3-го ранга Сентябрь 1941 – Неизвестно

Вооружение

На момент своего создания, Киров являлся не только одним из самых больших судов в СССР, но и одним из самых сильнейших по совокупности вооружения на борту. Артиллерийское вооружение корабля состояло из двух артиллерийский орудий – АК-100. Зенитный комплекс представлен восьмью пулеметными шестиствольными орудиями АК-630. Корабль обладал очень мощным ракетным вооружением, куда входило:

  • Двадцать пусковых установок с ракетами П-700 «Гранит»;
  • Двенадцать пусковых установок с ракетами С-300Ф «Форт», в общей сложности 96 ракет с дальностью полета ракет до 150 км; Две пусковых установки «Оса-М» с запасом на 40 ракет;
  • Торпедное вооружение состояло из классических для советских судов 533-мм торпедных аппаратов в количество 10 штук. Для поддержки с воздуха на палубе корабля свободно размещались три многоцелевых вертолета Ка-27.

Торпедное вооружение

На крейсерах «Зара» торпедные аппараты отсутствовали, но УВМС считало это очень большим недостатком. Советские моряки полагали, что основной задачей крейсеров проекта 26 станут артиллерийские дуэли, но торпедное вооружение все равно считалось чрезвычайно полезным. Однако конструкторам так и не удалось втиснуть хотя бы пару современных торпедных аппаратов — по одному на борт – они или перекрывали углы обстрела артиллерии среднего калибра, или же находились в опасной близости от башен ГК. В результате торпедные аппараты крейсера проекта 26 все же получили, но…эти торпедные аппараты стали самым большим курьезом и анахронизмом кораблей РККФ
За основу были взяты однотрубные ТА…времен русско-японской войны. Располагались указанные ТА в корпусе крейсера, на главной бронепалубе, а выстрел производился через лацпорт, прорезанные в борту. При этом во избежание детонации торпеды в ходе артиллерийского боя, сама «труба» в которой была расположена торпеда имела 150 мм бронирование и 200-мм бронекрышку. Все это сооружение оказалось чрезвычайно неповоротливым и труднонаводимым, в последующих сериях от таких ТА отказались. Но первые 2 крейсера проекта 26 («Киров» и «Ворошилов» имели по 2 таких ТА на каждый борт)

Энергетическая установка

Первоначальное требование для крейсера проекта 26 – скорость не менее 34 узлов без форсировки котлов оказалось заведомо нереализуемой, подобное требование можно было отнести только на низкую квалифкацию составителей ТЗ. Итальянские крейсера имели силовую мощностью 76 тыс. лошадиных сил, при форсировании ожидалась мощность в 95 тыс.л.с. и только при форсировании ожидался выход на скорость 32 узла. Поэтому требования для крейсеров проекта 26 были скорректированы. Крейсер должен был обеспечивать скорость в 32 узла без форсировки котлов не менее чем на 8 часов, а скорость при форсировке ТЗ не задавалась вообще. Но и с таким «послаблением» и с учетом полуторократного роста массы корабля, требовалось по меньшей мере удвоения мощности силовой относительно итальянского прототипа. Иными словами, требовалась силовая способная выдать не менее чем 150 тыс. л.с. в бесфорсажном режиме.
В очередной раз на помощь пришли итальянские корабелы – после достройки крейсеров типа «Зара» итальянцы решили усилить дивизию более старых но и более быстроходных тяжелых крейсеров «Тренто» новым быстроходным тяжелым крейсером. Этим крейсером стал «Больцано» и на нем как раз и была установлена силовая требуемой мощности.
Поэтому если на итальянских крейсерах типа «Зара» были использованы 2 турбины Парсонса и 8 котлов Торникрофта, то на советских крейсерах было установлено 4 турбины Парсонса и 10 котлов Ярроу. В результате советские крейсера получили силовую мощностью в 152 тыс. л.с. при форсировании мощность увеличивалась до 171-173 тыс.л.с.
Разумеется, за все нужно было платить – если общий вес энергетической установки «Зары» не превышал 1400 тонн, то на советских крейсерах силовая достигла массы в 2330 тонн.
На крейсерах проекта 26 как и на «Зарах», применили «шахматную» компоновку. ЭУ располагалась в 12 изолированных отсеках, разделенных одной сплошной продольной и шестью поперечными переборками, причем из последних две не доходили до противоположного борта, а кормовая переборка имела изогнутую форму.
Дальность плавания составила: 4000 миль со скоростью 16 узлов, 2900 миль со скоростью 25 узлов, 1000 миль со скоростью 32 узлов. Запас топлива: 2000 т нефти (нормальный) и 2560 т (полный).

Общие сведения

Головной корабль серии был заложен 31 августа 1939 года, в последний день перед началом Второй мировой войны. На закладной доске имелась надпись: «Трудящиеся народы СССР строят крейсер «Чапаев» для защиты Социалистического Отечества от интервенции мировой буржуазии». Спроектированные по программе «Большого Флота», типа «Чапаев» с их 152-мм артиллерией главного калибра и 100-мм бортовой броней должны были стать «сильнее всех однотипных крейсеров иностранных флотов» и успешно вести бой с «вашингтонского» типа. Строительство пяти кораблей серии («Чапаев», «Чкалов», «Железняков», «Фрунзе», «Куйбышев») было приостановлено в июле 1941 года, а находившиеся в Николаеве на стапелях корпуса («Орджоникидзе» и «Свердлов») были захвачены немецкими войсками, разобраны и отправлены на переплавку в Германию. Законсервированные крейсера удалось достроить лишь после окончания войны и достраивались они по усовершенствованному проекту 68К. Войдя в строй в начале 1950-х и будучи на тот момент самыми крупными и современными артиллерийскими кораблями ВМС СССР, они несли службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах — участвовали в учениях, дальних походах и официальных зарубежных визитах министров обороны Жукова и Булганина, испытывали новую технику, спасали моряков с линкора «Новороссийск», помогали аварийной атомной подлодке К-3 «Ленинский комсомол», эвакуировали ядерный полигон на Новой Земле, а «Чкалов» сам чудом избежал участи корабля-мишени на испытаниях атомного оружия, зато пережил всех своих собратьев, прослужив в качестве учебного крейсера до 1979 года.

Последние попытки

Всего в мире в 1936—1945 годах было построено 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Опыт Второй мировой войны со всей очевидностью показал, что время линкоров ушло. Новыми хозяевами океанов стали авианосцы: палубная авиация, безусловно, превосходила корабельную артиллерию и по дальности действия, и по способности поражать цели в самые уязвимые места. Так что можно с уверенностью утверждать, что сталинские линкоры, даже будь они построены к июню 1941 года, никакой заметной роли в войне бы не сыграли.

Но ведь вот парадокс: Советский Союз, затративший по сравнению с другими государствами несколько меньше средств на ненужные корабли, решил как бы наверстать упущенное и стал единственной в мире страной, продолжавшей проектировать линкоры и после Второй мировой войны! Вопреки здравому смыслу конструкторы на протяжении нескольких лет не покладая рук трудились над чертежами плавучих крепостей вчерашнего дня. Преемником «Советского Союза» стал линкор проекта 24 полным водоизмещением 81 150 тонн (!), преемником «Кронштадта» — 42-тысячетонный тяжелый крейсер проекта 82. Кроме того, эту пару дополнял еще один так называемый «средний» крейсер проекта 66 с 220-мм артиллерией главного калибра. Заметим, что последний хотя и именовался средним, но по водоизмещению (30 750 тонн) оставлял далеко позади все зарубежные тяжелые крейсера и приближался к линкорам.

Линкор «Советский Союз», проект 23 (СССР, заложен в 1938 г.). Водоизмещение стандартное — 59 150 т, полное — 65 150 т. Длина наибольшая — 269,4 м, ширина — 38,9 м, осадка — 10,4 м. Мощность турбин — 201 000 л. с., скорость — 28 узлов (при форсировке, соответственно, 231 000 л. с. и 29 узлов). Вооружение: 9 — 406-мм и 12 — 152-мм орудий, 12 — 100-мм зенитных пушек, 40 — 37-мм автоматов, 4 гидросамолета

Причины того, что отечественное кораблестроение в послевоенные годы шло явно против течения, в основном субъективные. И на первом месте здесь стоят личные пристрастия «вождя народов». Сталину очень импонировали большие артиллерийские корабли, особенно быстроходные, и при этом он явно недооценивал авианосцы. Во время обсуждения тяжелого крейсера проекта 82 в марте 1950 года генсек потребовал от конструкторов увеличить скорость корабля до 35 узлов, «чтобы он наводил панику на легкие крейсера противника, разгонял их и громил. Этот крейсер должен летать как ласточка, быть пиратом, настоящим бандитом». Увы, на пороге ракетно-ядерной эпохи взгляды советского лидера на вопросы морской тактики отставали от своего времени на полтора-два десятилетия.

Если проекты 24 и 66 остались на бумаге, то по проекту 82 в 1951—1952 годах заложили три «крейсера-бандита» — «Сталинград», «Москву» и третий, оставшийся без названия. Но вступить в строй им не пришлось: 18 апреля 1953 года, через месяц после смерти Сталина, постройку кораблей прекратили ввиду их дороговизны и полной неясности тактического применения. Секция корпуса головного «Сталинграда» была спущена на воду и в течение нескольких лет использовалась для отработки разных видов морского оружия, в том числе торпед и крылатых ракет. Весьма символично: последний в мире тяжелый артиллерийский корабль оказался востребованным лишь в качестве мишени для нового оружия…

Тяжелый крейсер «Сталинград». Заложен в 1951 г., но не достроен. Полное водоизмещение — 42 300 т. Длина наибольшая — 273,6 м, ширина — 32 м, осадка — 9,2 м. Мощность турбин — 280 000 л. с., скорость — 35,2 узла (65 км/ч). Толщина бортовой брони — до 180 мм, башен — до 240 мм. Вооружение: 9 — 305-мм и 12 — 130мм орудий, 24 — 45-мм и 40 — 25-мм автоматов

Властелины морей

То, что главной силой флота являются линкоры, считалось аксиомой на протяжении почти трех столетий. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль двух флотов, выстроенных в кильватерные линии (отсюда и происхождение самого термина «линейный корабль», сокращенно — линкор). Веру во всемогущество линкора не подорвали ни появившаяся авиация, ни подводные лодки. И после Первой мировой войны большинство адмиралов и военно-морских теоретиков по-прежнему измеряли силу флотов количеством тяжелых орудий, суммарным весом бортового залпа и толщиной брони. Но именно эта исключительная роль линейных кораблей, считавшихся неоспоримыми властелинами морей, и сыграла с ними злую шутку…

Эволюция линкоров в первые десятилетия ХХ века была поистине стремительной. Если к началу Русско-японской войны в 1904 году крупнейшие представители этого класса, именовавшиеся тогда эскадренными броненосцами, имели водоизмещение порядка 15 тысяч тонн, то у построенного в Англии два года спустя знаменитого «Дредноута» (это имя стало нарицательным для его многочисленных последователей) полное водоизмещение составляло уже 20 730 тонн. «Дредноут» казался современникам гигантом и верхом совершенства. Однако уже к 1912 году на фоне новейших сверхдредноутов он выглядел вполне заурядным кораблем второй линии… А еще через четыре года англичане заложили знаменитый «Худ» водоизмещением 45 тысяч тонн! Невероятно, но мощные и дорогостоящие корабли в условиях безудержной гонки вооружений устаревали буквально за три-четыре года, и их серийная постройка становилась чрезвычайно обременительной даже для самых богатых стран.

Отчего же так получалось? Дело в том, что всякий боевой корабль представляет собой компромисс многих факторов, главными из них считаются три: вооружение, защита и скорость хода. Каждая из этих составляющих «съедала» значительную часть водоизмещения корабля, поскольку и артиллерия, и броня, и громоздкие силовые установки с многочисленными котлами, топливом, паровыми машинами или турбинами были очень тяжелыми. И конструкторам, как правило, приходилось жертвовать одним из боевых качеств в пользу другого. Так, итальянской кораблестроительной школе были присущи быстроходные и сильно вооруженные, но слабо защищенные линкоры. Немцы, наоборот, ставили во главу угла живучесть и строили корабли с очень мощным бронированием, но умеренной скоростью хода и облегченной артиллерией. Стремление же обеспечить гармоничное сочетание всех характеристик с учетом тенденции постоянного увеличения главного калибра приводило к чудовищному росту размеров корабля.

Как это ни парадоксально, но появление долгожданных «идеальных» линкоров — быстроходных, сильно вооруженных и защищенных мощной броней — довело саму идею таких кораблей до полного абсурда. Еще бы: плавучие монстры из-за своей дороговизны подрывали экономику собственных стран значительнее, чем вторжения вражеских армий! При этом в море они почти не выходили: адмиралы не хотели рисковать столь ценными боевыми единицами, поскольку потеря даже одной из них приравнивалась практически к национальной катастрофе. Линкоры из средства ведения войны на море превратились в инструмент большой политики. И продолжение их строительства определялось уже не тактической целесообразностью, а совершенно иными мотивами. Иметь такие корабли для престижа страны в первой половине ХХ века означало примерно то же, что сейчас обладать ядерным оружием.

Необходимость остановить раскрученный маховик гонки морских вооружений осознавали правительства всех стран, и в 1922 году на созванной в Вашингтоне международной конференции были приняты радикальные меры. Делегации самых влиятельных государств согласились существенно сократить свои военно-морские силы и закрепить суммарный тоннаж собственных флотов в определенной пропорции в течение последующих 15 лет. На этот же срок практически повсеместно прекращалось и строительство новых линкоров. Единственное исключение было сделано для Великобритании — страны, вынужденной сдать на слом наибольшее число совсем новых дредноутов. Но те два линкора, которые могли построить англичане, вряд ли имели бы идеальное сочетание боевых качеств, поскольку их водоизмещение должно было измеряться величиной 35 тысяч тонн.

Вашингтонская конференция стала первым в истории реальным шагом по ограничению наступательных вооружений в глобальном масштабе. Она дала мировой экономике некоторую передышку. Но не более того. Поскольку апофеоз «линкорной гонки» был еще впереди…

Хорошие крейсера или плохие линкоры?

В «Большой судостроительной программе» появились тяжелые крейсера проекта 69, которых, как и линкоров типа «А», планировалось построить 15 единиц. Но это были не просто тяжелые крейсера. Поскольку Советский Союз не был связан никакими международными договорами, ограничения Вашингтонской и Лондонских конференций для кораблей этого класса (стандартное водоизмещение до 10 тысяч тонн, калибр артиллерии не более 203 миллиметров) советские конструкторы отбросили сразу же. Проект 69 был задуман как истребитель любых иностранных крейсеров, в том числе и грозных немецких «карманных линкоров» (водоизмещением 12 100 тонн). Поэтому сначала его основное вооружение должно было включать девять 254-мм орудий, но затем калибр увеличили до 305 мм. Одновременно потребовалось усилить броневую защиту, повысить мощность силовой установки… В результате полное водоизмещение корабля перевалило за 41 тысячу тонн, и тяжелый крейсер превратился в типичный линкор, даже больший по размерам, чем планировавшийся проект 25. Разумеется, число таких кораблей пришлось сократить. Реально в 1939 году в Ленинграде и Николаеве заложили всего два «суперкрейсера» — «Кронштадт» и «Севастополь».

Тяжелый крейсер «Кронштадт» заложен в 1939 г., но не достроен. Полное водоизмещение 41 540 т. Длина наибольшая — 250,5 м, ширина — 31,6 м, осадка — 9,5 м. Мощность турбин — 201 000 л. с., скорость — 33 узла (61 км/ч). Толщина бортовой брони — до 230 мм, башен — до 330 мм. Вооружение: 9 305-мм и 8 — 152-мм орудий, 8 — 100-мм зенитных пушек, 28 — 37-мм автоматов, 2 гидросамолета

В конструкции кораблей проекта 69 имелось немало интересных новшеств, но в целом по критерию «стоимость — эффективность» они не выдерживали никакой критики. Задуманные как хорошие крейсера, «Кронштадт» и «Севастополь» в процессе «улучшения» проекта превратились в плохие линкоры, слишком дорогие и слишком сложные в постройке. К тому же промышленность явно не успевала изготовить для них главную артиллерию. От безысходности возникла идея вооружить корабли вместо девяти 305-мм пушек шестью немецкими 380-мм орудиями, аналогичными тем, что устанавливались на линкорах «Бисмарк» и «Тирпиц». Это давало прибавку водоизмещения еще на тысячу с лишним тонн. Впрочем, немцы выполнять заказ не спешили, разумеется, и к началу войны ни одного орудия из Германии в СССР так и не поступило.

Судьба «Кронштадта» и «Севастополя» сложилась аналогично их собратьям типа «Советский Союз». К 22 июня 1941 года их техническая готовность оценивалась в 12—13%. В сентябре того же года постройку «Кронштадта» прекратили, а находившийся в Николаеве «Севастополь» еще раньше был захвачен немцами. После войны корпуса обоих «суперкрейсеров» разобрали на металл.

Линкор «Бисмарк» — сильнейший корабль гитлеровского флота. Заложен в 1936 г., вступил в строй в 1940 г. Полное водоизмещение — 50 900 т. Длина — 250,5 м, ширина — 36 м, осадка — 10,6 м. Толщина бортовой брони — до 320 мм, башен — до 360 мм. Вооружение: 8 — 380-мм и 12 — 150-мм орудий, 16 — 105-мм зенитных пушек, 16 — 37-мм и 12 — 20-мм автоматов, 4 гидросамолета

История строительства

Основные этапы выполнения программы по строительству легких крейсеров типа «Чапаев».

В ходе войны выяснились недостатки довоенных проектов, в том числе и 68-го: негодное зенитное вооружение, устаревшие приборы управления артиллерийской стрельбой, недостаточность средств связи, отсутствие радиолокации и гидроакустики, наличие открытых боевых постов. Задание на проработку модернизированного проекта ВМФ первоначально выдал в марте 1944 года, а в апреле следующего года ЦКБ-17 получило подробное ТТЗ на корректировку проекта легкого крейсера. В первую очередь это коснулось зенитного вооружения.

Чтобы сбалансировать дополнительную нагрузку в модернизированном проекте, получившем обозначение 68-К, было принято решение отказаться от авиационного вооружения и 12,7-мм пулеметов. Существенных результатов это не дало, поскольку одновременно с повышением боевых качеств ухудшился ряд тактико-технических элементов. Увеличение численности команды повлекло за собой ухудшение бытовых условий — в частности, двухъярусные койки в кубриках заменили на трехъярусные. Для исправления ситуации пришлось убрать торпедные аппараты, параваны, бомбометы, уменьшить число 37-мм автоматов до 28 и внести ряд других изменений.

Учитывая ухудшение кораблестроительных параметров, предлагалось по измененному проекту 68-К достроить только 5 крейсеров довоенной закладки, еще 7 кораблей построить по проекту 68-бис Свердлов, а начиная с 1949 года заложить 18 легких крейсеров по проекту 65, ТТЗ на который было выдано еще в сентябре 1945 года. Последний существовал в двух вариантах — с 152-мм и 180-мм артиллерией.

В 1947 году И.В.Сталин лично распорядился:

Принять для легких крейсеров главный калибр 152-мм, всемерно форсировать достройку крейсеров проекта 68-К, разработку нового проекта 65 прекратить, высвободить конструкторские силы для завершения технического проекта 68-бис Свердлов и разработки эскизного проекта 82

НазваниеМесто постройкиЗакладкаСпуск на водуСудьба
«Чапаев»завод №-189, Ленинград08.10.193928.04.1941При готовности 40 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. После войны достроен по пр. 68-К.
«Чкалов»завод №-189, Ленинград31.08.193925.10.1947При готовности 23 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. После войны спущен на воду и достроен по пр. 68-К.
«Железняков»завод №-194, Ленинград31.10.193925.06.1941При готовности 37 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. После войны достроен по пр. 68-К.
«Фрунзе»завод №-198, Николаев29.08.193930.12.1940При готовности 38 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. В августе при эвакуации завода корпус был отбуксирован в Севастополь, а затем на Кавказ. В 1943 г. отрезана кормовая часть для ремонта крейсера «Молотов». После войны достроен по пр. 68-К.
«Куйбышев»завод №-198, Николаев31.08.193931.01.1941При готовности 29 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. В августе при эвакуации завода корпус был отбуксирован в Севастополь, а затем на Кавказ. После войны достроен по пр. 68-К.
«Ленин»завод №-189, Ленинград08.1941Снят со строительства в июле 1941 г.
«Аврора»завод №-194, Ленинград09.1941Снят со строительства в июле 1941
«Орджоникидзе»завод №-198, Николаев31.12.1940Разобран на стапелле немецкими войсками
«Дзержинский»завод №-189, Ленинград11.1941Снят со строительства в июле 1941
«Свердлов»завод №-200, Николаев31.12.1940Разобран на стапелле немецкими войсками
«Лазо»завод №-199, Комсомольск-на-Амуре09.1941Снят со строительства в июле 1941 г.

Модернизации и переоборудования

top

26 июня 1941 года было установлено временное, а в сентябре – октябре 1941 года уже установлено штатное размагничивающее устройство.

1

Трёхногая грот-мачта заменена на одноногую.

Изменён состав универсального и зенитного вооружения:

  • Вместо шести 100-мм орудий было установлено восемь;
  • Вместо катапульты установили 3—37-мм автомата;
  • 45-мм орудия которые были расположены на кормовой надстройке были заменены 37-мм орудиями, общее количество которых на корабле было 12;
  • Были установлены два счетверенных 12,7-мм пулемёта Vickers.

2

Верхняя палуба корабля была покрыта двойным слоем броневых плит толщиной 35 мм каждый.

3

В конце 1949 года крейсер «Киров» встал на капитальный ремонт на ленинградском заводе №194, который продлился до конца 1954 года. За период работ на крейсере были проведены следующие модернизации:

  • 100-мм орудия «Б-34» были заменены на «Б-34УСМ»;
  • Были установлены спаренные 37-мм орудия ПВО «В-11» в количестве 9 штук;
  • Были установлены следующие системы РЛС: , , , ;
  • Были демонтированы торпедные аппараты, глубинные бомбы, авиационное оборудование и самолётно-барказные краны;
  • Грот-мачта была перенесена и установлена перед второй дымовой трубой.

1941 г.

1
1942 г.

2
1943 г.

3
1949 — 1954 гг.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий