Комплекс П-35 – SS-N-3B SHADDOCK

Особенности конструкции П-35

Ракеты семейства П-35 имели сигарообразный фюзеляж с крылом высокой стреловидности и расположенным под корпусом вертикальным стабилизатором. В движение ракета приводилась турбореактивным двигателем КРД-26 с расположенным под фюзеляжем в кормовой части воздухозаборником, старт осуществлялся из пускового контейнера, с помощью двух твердотопливных ракетных ускорителей.

ПКР имела комбинированную систему наведения: радиокомандную на маршевом участке полета и активное радиолокационное наведение на конечном участке. Дальность действия головки самонаведения составляла около 20 километров. На маршевом участке, оператор отслеживал полет ракеты с помощью бортовой РЛС корабля-носителя и командами «вправо» и «влево» удерживал курс в сторону цели. Ракета при этом должна была оставаться в поле видимости радара корабля-носителя, то есть выше радиогоризонта.

На участке атаки, ПКР (находясь выше радиогоризонта для корабля-носителя) включала радиолокационный визир и ретранслировала на корабль данные, поступающие с ее головки самонаведения. Оператор вручную осуществлял селекцию и распределение целей, после чего ракета захватывала выбранную оператором цель своей активной радиолокационной головкой самонаведения и снизившись до высоты 100 метров, осуществляла атаку. Самонаведение сначала осуществлялось только по курсу (в горизонтальной плоскости), а затем ракета переходила в пологое пикирование, снижаясь к цели и лишь вблизи нее, осуществляла наведение на цель по тангажу (вертикали). Также, было возможным и применение ракеты против наземных целей: при этом ракета наводилась оператором по данным радиолокационного визира и пикировала на цель под углом в 80 градусов.

4. Прочие обозначения МО США для советской и китайской авиации и ракет

Для самолётов советского производства Министерство обороны США с 1946 по 1955 год использовало систему условных обозначений, согласно которой обозначение состояло из слова «Type» и цифрового индекса — например, «Type 39» для МиГ-17. Система была отменена в связи с тем, что не давала возможности одновременной унификации самолётов по типам, предназначениям и модификациям.

Обозначения этой системы приведены в каталоге ВВС США, который начинается с самолётов, продемонстрированных 18 августа 1946 года на авиационном параде в Тушино.

Type 1 — МиГ-9; позднее — «Fargo»Type 21 — Ла-15; позднее — «Fantail»
Type 2 — Як-15Type 22 — Туполев, Проект 64
Type 3 — Ла-150Type 23 — Су-12
Type 4 — Ла-152Type 24 — Як-14
Type 5 — Ла-156Type 25 — Цыбин З-25
Type 6 — Ла-160Type 26 — Як-17УТИ
Type 7 — Як-19Type 27 — Ил-28
Type 8 — Су-9 (К)Type 28 — Як-23; позднее — «Flora»
Type 9 — Ту-12Type 29 — МиГ-15УТИ; позднее — «Midget»
Type 10 — Ил-22Type 30 — Ил-28У / Ту-14УТБ ?
Type 11 — МиГ И-270Type 31 — Ту-85; позднее — «Barge»
Type 12 — Ту-14; позднее — «Bonsun»Type 32 — Ми-1; позднее — «Hare»
Type 13 — не использовалосьType 33 — Бе-8; позднее — «Mole»
Type 14 — МиГ-15; позднее — «Falcon», «Fagot-A»Type 34 — Бе-6; позднее — «Madge»
Type 15 — Ла-168Type 35 — Ту-14; позднее — «Bosun»
Type 16 — Як-17Type 36 — Ми-4; позднее — «Hound»
Type 17 — Су-11(ЛК)Type 37 — М-4; позднее — «Bison»
Type 18 — Су-15(П)Type 38 — Як-24; позднее — «Horse»
Type 19 — МиГ КС-1 «Сопка» — ракетаType 39 — МиГ-17
Type 20 — Ту-16; позднее — «Badger»Type 40 — Ту-95; позднее — «Bear»

4.2. Обозначения экспериментальных самолётов и прототипов

Министерство обороны США, вновь обнаруженным советским или китайским самолетам, которые не были идентифицированы ранее, присваивает предварительное обозначение. Это обозначение состоит из кода идентифицирующего место обнаружения и последовательно назначаемой латинской буквы.

Коды советских регионов:

  • CASP — Каспийское море
  • KAZ — Казань
  • NOVO — Аэропорт НАПО им. Чкалова (Новосибирск)
  • RAM — Раменское
  • SIB — Экспериментальный полигон СибНИА им. С. А. Чаплыгина (Новосибирск)
  • TAG — Таганрог (Черное море)

Коды китайских регионов:

  • HARB — Харбин
  • NAN — Наньчан
  • XIAN — Сиань

4.3. Обозначения исследовательских и экспериментальных ракет

Система обозначений экспериментальных ракет подобна указанным выше авиапрототипам, но вместо присваивания латинской буквы используется численная последовательность.

Список кодов советских и российских испытательных полигонов:

  • BL — Барнаул (ВВС)
  • EM — Эмба (ПВО)
  • KY — Капустин Яр
  • NE — Нёнокса (ВМФ)
  • PL — Плесецк
  • SH — Сары-Шаган
  • TT — Тюратам (Байконур)
  • VA — Владимировка (ГЛИЦ)

Список кодов китайских испытательных полигонов:

SC — Шуанчэнцзы (Цзюцюань)

Конструкция[ | ]

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Ракеты семейства П-35 имели сигарообразный фюзеляж с крылом высокой стреловидности и расположенным под корпусом вертикальным стабилизатором. В движение ракета приводилась турбореактивным двигателем КРД-26 с расположенным под фюзеляжем в кормовой части воздухозаборником, старт осуществлялся из пускового контейнера, с помощью двух твердотопливных ракетных ускорителей.[источник не указан 524 дня

Дальность действия ракеты варьировалась в зависимости от высоты и профиля полёта. Высота на маршевом участке полёта могла изменяться от 400 до 7000 метров, дальность действия менялась от 100 километров на минимальной маршевой высоте полёта, и до 300 километров на максимальной. Скорость полёта достигала М=1,8. Ракета оснащалась 560-килограммовой фугасной боевой частью или ядерной энерговыделением до 20 килотонн.[источник не указан 524 дня

ПКР имела комбинированную систему наведения: радиокомандную на маршевом участке полёта и активное радиолокационное наведение на конечном участке. Дальность действия головки самонаведения составляла около 20 километров. На маршевом участке, оператор отслеживал полёт ракеты с помощью бортовой РЛС корабля-носителя и командами «вправо» и «влево» удерживал курс в сторону цели. Ракета при этом должна была оставаться в поле видимости радара корабля-носителя, то есть выше радиогоризонта.[источник не указан 524 дня

] Воздухозаборник ракеты П-35 На участке атаки, ПКР (находясь выше радиогоризонта для корабля-носителя) включала радиолокационный визир и ретранслировала на корабль данные, поступающие с её головки самонаведения. Оператор вручную осуществлял селекцию и распределение целей, после чего ракета захватывала выбранную оператором цель своей активной радиолокационной головкой самонаведения и снизившись до высоты 100 метров, осуществляла атаку. Самонаведение сначала осуществлялось только по курсу (в горизонтальной плоскости), а затем ракета переходила в пологое пикирование, снижаясь к цели и лишь вблизи неё, осуществляла наведение на цель по тангажу (вертикали). Также, было возможным и применение ракеты против наземных целей: при этом ракета наводилась оператором по данным радиолокационного визира и пикировала на цель под углом в 80 градусов.[источник не указан 524 дня

Кроме того, был предусмотрен и полностью автономный режим, без связи с кораблём-носителем, но при этом ПКР лишалась возможности выбора цели и была более подвержена действию радиопомех.[источник не указан 524 дня

1. Описание системы

Начальная буква названия указывает предназначение объекта; например, истребители имеют названия, начинающиеся с буквы F, бомбардировщики — с B, вертолёты — с H, ракеты «земля—земля» — с S, ракеты «воздух—поверхность» — с G, ракеты «воздух—воздух» — с A. Для самолётов названия с одним слогом обозначают поршневые машины, с двумя слогами — реактивные. Возможно, самым знаменитым кодовым обозначением является межконтинентальная баллистическая ракета SS-18 «Satan» («Сатана»).

Министерство обороны США расширяет кодовые обозначения НАТО в нескольких случаях. Например, если НАТО ссылается на системы ракет «воздух—поверхность», которые размещаются и на кораблях с теми же именами, как и для систем наземного базирования, невзирая на несколько незначительных отличий (и в одном случае — на отсутствие соответствующих систем), министерство обороны США использует разные серии номеров с другим суффиксом (например, SA-N- вместо SA-) для этих систем. Однако названия сохраняют соответствие системам наземного базирования — для удобства. В случаях, когда нет никакой системы соответствий, используются новые названия.

В отличие от США, в Советском Союзе боевая авиация не получала официальных названий (так, американский истребитель F-15 имеет официальное название «Игл»; у советского истребителя МиГ-29 официального названия нет), хотя, разумеется, имелись неофициальные прозвища (Су-25 «Грач»). Как правило, советские пилоты не использовали кодовые обозначения НАТО или их переводы, так как эти обозначения были неизвестны, либо уже имелось распространённое неофициальное прозвище. Многие обозначения, особенно те, которые появились во время «холодной войны», были унизительными. Истребитель МиГ-15 поначалу предполагалось назвать «Falcon» («Сокол»), но ему дали название «Fagot» (американский вариант английского faggot — «вязанка дров» либо разговорное «гомосексуалист»). Позднее начали даваться описательные названия и даже хвалебные. Например, название истребителя МиГ-29 «Fulcrum» («точка опоры») может указывать на важную роль этого самолёта в ВВС СССР, а обозначение дальнего бомбардировщика Ту-95 «Bear» («Медведь») используется его пилотами.

Со времени введения системы кодовых обозначений было придумано немало необычных названий. Так, с точки зрения непрофессионала, название бомбардировщика Ту-22М «Backfire» («обратный огонь») соответствует английскому backfiring («ответный огонь»), однако в аэронавтике «Backfire» — это опасный взрыв топлива в сопле работающего реактивного двигателя, который может быть смертельной угрозой для наземного обслуживающего персонала. Однако самолет получил свое название из-за того, что при взлете на форсажном режиме двигатели отбрасывали длинную струю раскаленных газов, а также из-за наличия кормовой пушки ГШ-23[источник не указан 677 дней].

Транспортные самолёты имеют обозначения, начинающиеся с буквы C, что привело к появлению названий «Careless» («беспечный») и «Candid» («искренний»), так как имена даются по алфавиту.

Поначалу система кодовых обозначений распространялась только на советскую военную технику, но потом стала использоваться и для обозначения техники Китая.

1.1. Кодовые буквы

  • A — ракета «воздух—воздух» (англ. Air to Air)
  • B — самолёт-бомбардировщик (англ. Bomber)
  • C — транспортный самолёт (англ. Cargo)
  • F — тактический самолёт, истребитель (англ. Fighter)
  • G — ракета «земля—воздух» (англ. Ground to Air)
  • H — вертолёт (англ. Helicopter)
  • K — ракета «воздух—земля» (от английской транскрипции буквы Х — названия советских ракет «воздух-поверхность» (напр. Х-22) — как «Kh»)
  • M — многоцелевые самолёты, не подпадающие под другие категории (англ. Miscellaneous)
  • S — ракеты «земля—земля» (англ. Surface to Surface)

1.2. Обозначения модификаций

  • Модификации обозначаются добавлением к основному названию буквы по алфавиту, например, «Bear-A» (буквы I и O не используются).
  • При незначительных изменениях конструкции используется пометка «Mod.», например, «Bear-F Mod.IV».
  • Известны два случая добавления пометки «Modified» — это «Badger-C Modified» и «Badger-G Modified».
  • Добавляется буквенно-цифровой суффикс, например, «Fulcrum-A2» или «Foxbat-B5».
  • Добавляется пометка «variant n», где n — цифра от 1, например, «Flanker-E variant 1» или «Flanker-E variant 2».

Дизайн

Технические условия (ТТЗ на русском[требуется разъяснение ]) для этого класса были выпущены в 1956 году.

Основное вооружение – две обучаемые четырехместные противокорабельные ракетные установки СС-Н-3; один вперед один на корме. На борту находился один комплект перезаряжаемых ракет (всего 16 ракет). Оборонительное вооружение состояло из сдвоенной пусковой установки СА-Н-1 в носовой части и двух сдвоенных 76-мм орудий в кормовой части. Также были установлены две противолодочные ракетные установки РБУ-6000 и два тройных 533-мм торпедных аппарата. В начале 80-х корабли переоборудовали четырьмя 30-мм орудиями CIWS.

В состав машинного оборудования входили паровые турбины высокого давления в системе агрегатов с чередованием котельных и машинных залов.

Подгонка электроники состояла из:

Радар:

  • МР-500 Кливер воздушный поиск
  • МР-302 Рубка поиск поверхности
  • Дон ДонКай навигация

Сонар:

ГАЗ-372 Геркулес-2М корпусной

  • Залив ЕСМ
  • Краб ECM
  • Успех-У авиационная связь
  • Ятаган SA-N-1 система управления огнем (Peel Group SA-N-1 Target Acquisition / Target Tracking / Missile Guidance (TA / TT / MG)
  • Управление огнем MR105 AK-726 (Hawk Screech) Управление огнем для 76-мм орудий
  • Управление огнем Бином П35 Прогресс

Примечания

  1. На начало 2020 года комплекс всё ещё состоит на вооружении в береговых вариантах «Редут» и «Утёс».
  2. Указано число серийных комплексов П-35, установленных на надводных кораблях. Опытные образцы, аналогичные комплексы П-6 на подводных лодках, а также береговые ПКРК «Редут» и «Утёс» в это число не входят.
  3. Без учёта 800-кг твёрдотопливных стартовых ускорителей, с ними ракета весила 5300 кг. Характеристики ракеты различаются от источника к источнику.
  4. В терминологии 1950-х годов крылатые ракеты именовались «самолётами-снарядами».
  5. Инертная боевая часть подразумевает, что вместо взрывчатки в ней только балласт. Он имитирует массу и габариты реальной БЧ, но не взрывается.
  6. У комплекса П-35 было предусмотрено два основных режима: морской «М» для стрельбы по кораблям и береговой «Б» для стрельбы по стационарным объектам.
  7. Вместе со стартовыми ускорителями масса полностью заправленного изделия достигала 5300 кг, без топлива и ускорителей — 2330 кг.
  8. По другим данным, эквивалентная мощность специальной боевой части составляла 20 килотонн.

development

The SS-N-3 was designed to combat aircraft carrier groups and naval war units. A variant for attacking land targets was also created. The development in the design office OKB-52 Tschelomei (later: NPO Maschinostrojenija) began in 1954. In June 1959 the first systems were introduced in the Soviet naval forces. The following classes of ships were equipped with the SS-N-3:

  • Kreuzer of kynda-class cruiser with eight missiles (plus eight in reserve)
  • Cruiser Kresta I class , each with four missiles
  • Submarines the echo class I with six missiles
  • submarines with eight guided missiles each
  • Submarines Juliett class with four missiles
  • Submarines of the Whiskey-class with two (project 644, Whiskey Twin Cylinder) or four (Project 665, Whiskey Long Bin) missiles

P-6 Progress/SS-N-3C Shaddock

June 28, 2018

Quick Facts

Russian/US DesignationP-6 Progress/SS-N-3C Shaddock
Role and MobilityCruise Missile and Coastal Area Defense; Submarine-Mobile
Designer/ProductionNPO Mashinostroyenya Chelomey
Range450 km
Warhead Type and WeightConventional/Nuclear; 1000 kg
MIRV and YieldUnknown; 100 kt
Guidance System/AccuracyTerminal Active Radar Homing; Unknown
Stages/PropellantTwo; Solid
IOC/Retirement1959; 1990
Status/Number of UnitsRetired; N/A

Overview

In the early 1950s, it became clear that the US aircraft-carrier battlegroup represented the most significant threat to the offensive and defensive Soviet naval operations. In defense, the Soviet Union developed the P-6 Progress or the SS-N-3 Shaddock that could defend the coastal regions of the Soviet Union and any land operations. The Progress is a submarine-based, supersonic, anti-ship cruise missile.  It can travel up to Mach 1.5 and has a maximum range of 450 km. There are three known variants of this missile, all designated SS-N-3 by NATO.

Variants

P-6 Progress: Original Submarine-Based Anti-Ship Missile with radar homing

P-5 Pyatyorka: Submarine-Based Variant with inertial guidance

P-35 Progress: Ship-Based Variant

All variants have since been retired and replaced by the P-500 Bazalt and P-700 Granit.

Strategic Implications

At the time of its deployment, the P-6 Progress was strategically valuable because it gave the Soviet Navy a long-range anti-ship capability for the first time. The drawback of the Progress was that it originally required submarines remained surfaced for 30 or more minutes until the missile’s seekers lit up, creating a major vulnerability. Its heavy reliance on datalinks also provided opportunities for jamming. In order to combat these issues, the Soviet Union developed of an airborne surveillance and acquisition system to improve targeting and allow the submarines firing the weapons to re-submerge faster. Aspects of this new guidance system are still used in Russia today.

References

https://web.archive.org/web/20120205005744/http://www.dtig.org/docs/Russian-Soviet%20Naval%20Missiles.pdf

https://fas.org/nuke/guide/russia/theater/ss-n-3.htm

https://web.archive.org/web/20120205005744/http://www.dtig.org/docs/Russian-Soviet%20Naval%20Missiles.pdf

https://web.archive.org/web/20120712145840/http://quocphong.baodatviet.vn/Home/QPCN/Sat-thu-tau-san-bay-mot-thoi/20118/161042.datviet

https://web.archive.org/web/20120205005744/http://www.dtig.org/docs/Russian-Soviet%20Naval%20Missiles.pdf

Ibid.

Внешние ссылки [ править ]

  • МОРСКОЙ УДАР Советская перспектива
  • SSC-1a Shaddock и SS-N-3 Sepal в Федерации американских ученых
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза
Ракеты класса “воздух-воздух” ( полный список )
  • Щелочь AA-1
  • Атолл AA-2
  • АА-3 Анаб
  • AA-4 Шило
  • AA-5 Ясень
  • AA-6 едкий
  • AA-7 Apex
  • AA-8 Тля
  • AA-9 Амос
  • AA-10 Аламо
  • AA-11 Лучник
  • Сумматор AA-12
  • AA-13 Стрела
  • К-74М2 (Р-73М)
  • К-77М (Р-77М)
  • КС-172
Ракеты класса “воздух-поверхность” ( полный список )
  • 10Х 14Х 18Х РВ-1
  • Питомник AS-1
  • AS-2 Киппер
  • AS-3 Кенгуру
  • AS-4 Кухня
  • AS-5 Кельт
  • AS-6 Kingfish
  • AS-7 Керри
  • АС-8 Кокон АТ-6
  • AS-9 Кайл
  • AS-10 Карен
  • AS-11 килтер
  • AS-12 Кеглер
  • AS-13 Kingbolt
  • AS-14 Kedge
  • AS-15 Кент
  • AS-16 Отдача
  • AS-17 Криптон
  • AS-18 Kazoo
  • AS-X-19 Коала
  • Байдарка AS-20
  • AS-X-21
  • АС-22 Х-59МК2С
  • АС-4М Х-32
  • АС-23 Х-38/36
  • АС-24 Х-36
  • Х-45
  • АС-25 Х-50
  • АС-26 Х-БД
  • Х-90
  • АС-27 Загар А Х-41
  • АС-28 Стробиль А Х-61
  • AS-29 Sizzler Club A
  • Гермес АТС
  • Из305 LMUR
  • Х-74М2 “ГЗУР”
  • AS-X-36 Stone AH (Х-76)
  • AS-37 BrahMos AL
  • Циркон (Х-72) АСМ
  • БраМос-II
Противотанковые ракеты ( полный список )
  • AT-1 Snapper
  • Мухобойка AT-2
  • AT-3 Sagger
  • Патрубок AT-4
  • Спандрель АТ-5
  • АТ-6 Спираль
  • AT-7 Саксорн
  • AT-8 Songster
  • АТ-9 Спираль-2
  • AT-10 Stabber
  • Снайпер АТ-11
  • AT-12 Свингер
  • AT-13 Саксорн-2
  • АТ-14 Спригган
  • АТ-15 Спрингер
  • AT-16 Лук-шалот
  • «Автономя» ИК ФФ
  • Гермес А / М / К АТС
  • Изд. 305 LMUR
Зенитные ракеты ( полный список )
Наземный
  • Гильдия SA-1
  • Руководство SA-2
  • SA-3 Goa
  • СА-4 Ганеф
  • SA-5 Гаммон
  • SA-6 Gainful
  • СА-7 Грааль
  • SA-8 Геккон
  • СА-9 Гаскин
  • SA-10 ворчание
  • SA-11 Овод
  • SA-12 Гладиатор / Гигант
  • СА-13 Гофер
  • СА-14 Гремлин
  • SA-15 Gauntlet (Перчатка СА-15)
  • СА-16 Буравчик
  • СА-17 Гризли
  • SA-18 Рябчик
  • SA-19 ​​Grison
  • SA-20 Горгулья
  • SA-21 Growler
  • СА-22 борзая
  • SA-23 Гладиатор / Гигант
  • СА-24 Гринч
  • SA-25
  • Морфей
  • С-350
  • Сосна-Р / РА
Военно-морская база
  • SA-N-1 Goa
  • Руководство SA-N-2
  • SA-NX-2C M-3
  • Кубок СА-Н-3
  • SA-N-4 Геккон
  • СА-Н-3б Ганеф М-31
  • SA-N-5 Грааль
  • SA-N-6 ворчание
  • SA-N-7 Овод
  • SA-N-8 Гремлин
  • SA-N-9 Рукавица
  • SA-N-10 Тетерев
  • SA-N-11 Гризон
  • SA-N-12 Гризли
  • SA-N-14 Тетерев
  • SA-N-20 Горгулья
  • SA-N-21 борзая
  • 9К 96 Редут
  • Палаш / Пальма
ПРО
  • АБМ-1 Галошь
  • АВМ-3 / 53Т6 Газель
  • С-500
  • А-235
Ракеты класса “земля-земля” ( полный список )
Наземный
  • SS-1 Scunner / SS-1 Scud ( Скад-A / -B / -C / -D)
  • SS-2 Родной брат
  • СС-3 Шистер
  • SS-4 Сандалии
  • SS-5 Skean
  • SS-6 Заболонь
  • SS-7 Седельный
  • СС-8 Сасин
  • СС-8Б Сасин 2
  • SS-9 Скарп
  • SS-10 Scrag
  • SS-11 Sego
  • Масштабная доска SS-12
  • SS-X-13 Дикарь
  • SS-13 Дикарь
  • SS-14 Scamp / Козел отпущения
  • SS-15 Скрудж
  • SS-16 Грешник
  • SS-17 Шлепок
  • SS-18 Сатана
  • SS-19 Стилет
  • SS-20 Sabre
  • SS-21 Скарабей
  • Масштабная доска SS-22
  • SS-23 Паук
  • SS-24 Скальпель
  • SS-25 Серп
  • SS-26 Камень
  • SS-27 Серп B
  • SS-28 Sabre 2
  • SS-29 Серп C RS-24
  • SS-X-30 Сатана 2 RS-28 Сармат
  • SS-X-31 Серп D RS-26
  • SS-X-32Ж Скальпель Б
  • Авангард / HGV Ю-7 #
  • SS-X-33 Stone AN / 9M730 Буревестник
Военно-морская база
  • 14ХК1 15Х 17Х
  • Скруббер СС-Н-1
  • SS-N-2 Стикс
  • SS-N-3c Shaddock
  • SS-N-3a Shaddock 3b Sepal
  • SS-N-4 Sark
  • SS-N-5 Sark / Serb
  • Д-6 Д-6М
  • Д-7 Р-15М
  • SS-N-6 сербский
  • SS-N-7 Starbright
  • SS-N-8 Пилильщик
  • SS-N-9 Сирена
  • SS-N-12 Песочница
  • SS-NX-13 сербский
  • SS-N-14 Силекс
  • SS-N-15 Морская звезда
  • SS-N-16 Жеребец
  • SS-N-17 Бекас
  • SS-N-18 Stingray
  • SS-N-19 Кораблекрушение
  • SS-NX-20 Осетр
  • SS-N-21 Сампсон
  • SS-N-22 Загар
  • СС-Н-23 Скиф Р29РМ
  • SS-N-23A Скиф
  • SS-N-23B Скиф
  • SS-NX-24 Скорпион
  • Выключатель SS-N-25
  • SS-N-26 Стробиль
  • SS-N-27 Sizzler 3M54
  • СС-Н-30А 3М-14
  • SS-NX-28
  • СС-Н-29
  • СС-Н-32
  • SS-NX-33 Циркон
  • SS-NX-34 Скиф
  • СС-Н-35 Альфа
  • СС-Н-36
  • SS-NX-37
  • SS-NX-38 Каньон
SSM
  • 10ХН
  • SSC-1B Sepal Redut
  • ССК-2 Салиш / Самлет КСЩ АС / КС-1
  • SSC-3 Styx Rubezh
  • Рогатка SSC-4
  • SSC-X-5 Скорпион
  • SSC-6 Sennight Bal
  • SSC-7 Stone КС 9М728
  • SSC-8 Stone КБ 9М729
  • SSC-14 Klub N / M 3M14 / 54
  • SSC-13 BrahMos
  • SSC-10 / SSC-5 Штормовой бастион P / S
  • ССК-7/12 3М-80МВ
  • SSC-X-11 «ГЗУР»
  • SSC-X-15 Скиф
  • SSC-X-9 Stone AN 9M730
  • °
  • Гермес М АТС
  • Гермес К АТС

Развёртывание

АПУ 15У175М комплекса РС-24 «Ярс»

В конце 2009 года российский оборонно-промышленный комплекс поставил Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН) первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащённых разделяющимися головными частями. В июле 2010 года факт развёртывания первого подразделения РС-24 был подтверждён официально заместителем министра обороны В. А. Поповкиным.

Второй дивизион с ракетным комплексом РС-24 «Ярс» поставлен на опытно-боевое дежурство в Тейковской ракетной дивизии (Ивановская область) в декабре 2010 года. Первый полк, вооружённый подвижным ракетным комплексом «Ярс», переведён на боевое дежурство 4 марта 2011 года в составе двух дивизионов РС-24, находившихся с 2010 года на опытно-боевом дежурстве.

Летом 2011 года первый ракетный полк, вооруженный ПГРК «Ярс» в Тейковском ракетном соединении, доведен до полного штатного состава (3 дивизиона, 9 АПУ). 7 декабря 2011 года в этой же дивизии поставлен на опытно-боевое дежурство второй полк РС-24 «Ярс» в составе подвижного командного пункта (ПКП) полка и одного ракетного дивизиона. Второй дивизион этого полка поставлен на дежурство в конце декабря 2011 года, таким образом, к началу 2012 года общее количество развёрнутых РС-24 составило 15 АПУ с ракетами. В сентябре 2012 года перевооружение этого полка на мобильные «Ярсы» завершилось, и общее количество АПУ РС-24 «Ярс» было доведено до 18 (2 полка, 6 дивизионов).

В конце 2012 года были начаты работы по перевооружению на этот комплекс Новосибирского и Козельского (шахтный вариант комплекса, Калужская область) ракетных соединений.

В 2013 году в российских РВСН началось перевооружение Новосибирского и Козельского ракетных соединений, а также практически окончилось перевооружение ракетных полков Тагильской ракетной дивизии. Кроме того, планово перешли на Ярс 29-я гвардейская, 14-я, 54-я гвардейская, 39-я гвардейская ракетные дивизии.

По состоянию на начало 2014 года, на вооружении РВСН находилось 33 ракеты мобильного базирования РС-24 с четырьмя боевыми блоками каждая.

По состоянию на начало 2016 года, на вооружении РВСН предположительно находилось суммарно 73 ракеты РС-24 (63 ракеты мобильного и 10 шахтного базирования).

По сообщениям СМИ Воткинский завод поставит Минобороны РФ в 2016 году около 20 ракет.

В 2016 году поставлены 23 пусковых установки ракетного комплекса РС-24 «Ярс». По сообщению командира 35 ракетной дивизии полковника Александра Прокопенкова три полка Ракетных войск стратегического назначения перевооружат на ракетный комплекс мобильного базирования «Ярс-С» до 2021 года.

По заявлению командующего РВСН Сергея Каракаева 29 ноября 2019 г., Ракетные войска стратегического назначения получили более 150 пусковых установок комплекса “Ярс” (в стационарном шахтном и подвижном грунтовом вариантах базирования) и приступили к их эксплуатации.

Разработан модернизированный вариант комплекса “Ярс-С” . В настоящее время на него перевооружают 35-ю ракетную дивизию. В сентябре 2019 года 479-й ракетный полк из состава дивизии, вооруженный “Ярсами-С”, заступил на опытное боевое дежурство. До 2021 года еще три полка РВСН перевооружат на модернизированный комплекс.

Инцидент на озере Инари

28 декабря 1984 г. ракета СС-Н-3, использовавшаяся в качестве цели ВМФ СССР, пересекла финскую границу и врезалась в Озеро Инари. Финский радар раннего предупреждения на Рованиеми и радар ближнего действия на Kaamanen поднял, и два Saab 35 Дракен истребители были отправлены, но ничего не нашли. Через несколько дней оленевод обнаружил пластиковую крышку отсека электроники и, не сумев ее идентифицировать, принес на пограничный пост. Финские военные аналитики признали это МиГ компонент. Действительно, ракета представляла собой модифицированный вариант с авионикой, взятой у МиГа для дистанционного управления. Ракета пробила лед озера, поэтому место крушения было легко идентифицировать, и финские военные вскоре подняли ракету с озера для анализа. Вероятная причина – потеря радиосвязи между оператором и ракетой. Хотя причина аварии была мирской, она произошла в неудачное время, незадолго до международной конференции по крылатые ракеты, и было много предположений, было ли это советской демонстрацией силы.

Ссылки [ править ]

  1. Гардинер и Чамбли, стр. 401-402.
  2. ^ russianm militaryphotos (9 мая 2012 г.). «Мобильная береговая система защиты 4K44 Redut Variant SPU-35V» .
  3. ^ “Скандинавская своенравная ракета” . 14 января 1985 г. – через www.time.com.
  4. Reuters (25 июня 1985 г.). «Финны возвращают советскую ракету, сбившуюся с пути на маневрах» – через NYTimes.com.
  5. ^ Хейкки Тииликайнен, Kylmän sodan kujanjuoksu . Gummerus, 2003. ISBN 951-20-6452-9 . 
  6. ^ “Архивная копия” . Архивировано из оригинала на 2012-07-12 . Проверено 15 июня 2012 .
  7. ^ “Болгария – Военно-морские силы” . www.country-data.com .
  8. ^ “Архивная копия” . Архивировано из оригинала на 2012-07-11 . Проверено 10 июля 2012 .
  9. ^ “Национальный флот Алжира القوات البحرية الجزائرية Военно-морские силы Алжира описание кораблей и оборудования информация данные разведки идентификация военно-морская оборонная промышленность военные технологии фотографии фотографии видео фрегат, корвет, подводная лодка” .
  • http://www.globalsecurity.org/m military/world/russia/ss-n-3-specs.htm
  • https://fas.org/nuke/guide/russia/theater/ss-n-3.htm
  • http://www.janes.com/articles/Janes-Strategic-Weapon-Systems/P-6710-and-P-535-SS-N3-Shaddock-and-SSC-1-Sepal-Russian-Federation.html
  • http://warships.ru/Russia/Weapons/PKR/P-35/index2.html
  • Гардинер, Роберт и Чамбли, Стивен, «Боевые корабли всего мира» Конвея, 1947–1995 , Naval Institute Press, 1996. ISBN 1-55750-132-7 . 

Базирование[ | ]

Крейсер проекта 58, с двумя счетверёнными ПУ ракет П-35. Ракета П-35 запускалась с ряда различных пусковых установок. На ракетных крейсерах проекта 58 устанавливалась счетверённая поворотная пусковая установка СМ-70. Расположенная на вращающемся основании, установка могла поворачиваться в сторону цели, тем самым облегчая наведение ракет на начальной стадии полёта. Установка также имела возможность перезарядки в море из ракетных погребов, где хранился запасной боекомплект — но из-за сложности такелажных работ с тяжёлыми ракетами, на перезарядку нельзя было положиться.

Ракетные крейсера проекта 1134 получили две спаренные неперезаряжаемые ПУ КТ-35, наводившиеся только в вертикальной плоскости.

Модификация ПКР, предназначенная для подводных лодок, ракета П-6 запускалась из контейнерной пусковой установки СМ-49. Запуск был возможен только в надводном положении, при скорости субмарины не более 8 узлов и волнении моря не более 4 баллов. Перед запуском, пусковая установка (смонтированная в корпусе) поднималась на угол до 15 градусов.

Даешь малые высоты!

Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.

К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.

Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.

Семен Федосеев

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий