Комплекс М-1 Волна (SA-N-1 GOA)

История создания

Разработку первого советского универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей проектов , 63 начали по Постановлению Совета министров СССР № 1149—592 от 17 августа 1956 года. Однако уже по постановлению № 1190—610 от 25.08.1956 было принято решение ставить М-1 на корабли проектов , . По многим элементам универсальный корабельный комплекс М-1 был унифицирован с зенитным ракетным комплексом С-125 для сухопутных войск. Так, в обоих комплексах использовались одинаковые ракеты (В-600, −601 и так далее).

Главным конструктором М-1 был Игнатьев И. А. (ВНИИ «Альтаир» — МСП), главным конструктором ракеты — Грушин, Пётр Дмитриевич (МКБ «Факел» — МАП). Ракетный комплекс М-1 с В-600 приняли на вооружение Военно-Морского Флота Постановлением Совета министров № 889—382 от 24 августа 1962 года. Позже комплексу М-1 присвоили наименование «Волна», а ракете В-600 — индекс 4К90.

Постановлением Совета министров № 561—233 от 21 июня 1961 года для поражения целей, которые летят на высотах более 10 тыс. м, были начаты работы над ракетой В-601, предназначавшейся для сухопутного ЗРК С-125. В 1964 году, после серии испытаний, ракету В-601 (инд. 4К91) приняли на вооружение для С-125. В том же году ракетой В-601 решили оснастить комплекс М-1. В течение 1967 года ракету В-601 получили первые 7 кораблей.

При модернизации корабельного зенитного комплекса усовершенствования касались самих зенитных ракет и аппаратуры управления. Комплексу с ракетами В-601 дали название «Волна-М», с В-601М — «Волна-Н», с В-611 — «Волна-11», с усиленной помехозащищенностью — «Волна-П». ЗРК «Волна-П» приняли на вооружение в 1976 году. Помехозащищенность «Волны-П» была повышена на радиоканалах управления ракетой, также был введен оптикоэлектронный канал сопровождения цели (9ШЗЗ). «Волна» в 1980-х гг. стала называться ударным зенитным ракетным комплексом (УЗРК), она позволяла вести ракетный огонь по надводным целям.

Затем, когда поднялся вопрос о защите кораблей от низколетящих противокорабельных ракет, провели ещё одну модернизацию комплекса («Волна-Н»), в котором использовались ракеты В-601М. Модернизированный комплекс обеспечивал поражение целей на высоте от 3 до 5 м над гребнем волны.

Пользовательские платформы

25 систем были установлены на следующие боевые корабли:

  • Вертолетоносец из класса Москва  : King B-189 пусковых установок , каждая оснащена двумя поворотными магазинах 6 патронов каждый. 24 заряженных ракеты.
  • Кара- класса ракетных крейсеров  : две раздельные В-189 пусковых установок , каждый из которых оснащен двумя вращающимися журналов 6 патронов каждый. 80 запущенных ракет.
  • Крейсерские ракетные установки  : установки King. 72 запущенных ракеты.
  • Авианосец Киев  : Две двойные пусковые установки.

Некоторые из этих кораблей также используют ракету УРПК-3 «Метел» , которая использует часть системы наведения «Шторм» для достижения цели.

Зачатие и развитие

Военное прошлое

Распространение поверхность-воздух ракеты ( поверхности в воздух ракеты – SAM) сделал ликвидацию наземной ПВО приоритет для тех , кто с современной военно – воздушных сил будет предпринять наступательные действия против врага

Отслеживание и уничтожение радаров воздушного наблюдения и управления огнем является важной частью этой миссии.. Противорадиолокационные ракеты (ARM – Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО

Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Противорадиолокационные ракеты (ARM – Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО. Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Дизайн

Первая в Советском Союзе АРМ была разработана группой инженеров ОКБ « Радуга» , отвечавшей за создание ракет для тяжелых бомбардировщиков СССР. Х-22P был разработан с ракетой-6  т Радуга Х-22 (AS-4 ‘Кухня’ ).

Опыт, приобретенный в ходе этих экспериментов, привел к созданию в году Х-28 (АС-9 «Кайл» ), который использовался на тактических истребителях, таких как Су-7Б , Су-17 и Су-24 . Он обладал способностью развивать скорость 3 Маха и дальностью 120  км , что лучше, чем у современного AGM-78 Standard ARM .

За Х-28 в 1978 г. последовал Х-58 , имевший такую ​​же дальность и скорость, но чей двухтопливный ракетный двигатель был заменен гораздо более безопасным твердотопливным ракетным двигателем РДТТ.

Эволюции

Разработка более совершенных систем ЗРК, таких как « Патриот» и боевая система « Иджис» ВМС США , оказала давление на Советы, которым пришлось разработать более совершенную АРМ.

«Звезда» подошла к проблеме с другой точки зрения, чем « Радуга» , уже имея некоторый опыт в области ракет, особенно легких моделей класса «воздух-воздух». Однако в 1970-х годах они разработали успешное семейство ракет Х-25, ракеты малой дальности воздух-поверхность, одной из версий которых была именно противорадиолокационная ракета Х-25МП ( кодовое название НАТО  : АС-12 «Кеглер» ). «Звезда» приступила к проектированию дальнобойной АРМ в 1977 году , а первый запуск того, что тогда стало Х-31, был осуществлен в 1982 году . Он поступил на вооружение в 1988 году и впервые был представлен публике в 1991 году  : Х-31П в Дубае и Х-31А в Минске .

Разработка этой ракеты получила новый импульс с момента присоединения компании « Звезда» к группе Tactical Missiles Corporation в 2002 году . Были анонсированы новые версии с увеличенным охватом (версия D) и обновлениями в середине карьеры (версия M).

китайская версия

В декабре года сообщалось, что небольшое количество Х-31 было поставлено в Китай , но что «производство еще не началось» . Примерно в то же время русские продали китайцам самолеты Су-30 «  Фланкер-Г  » . Казалось бы, первоначально поставлялась российская модель, тогда обозначавшаяся как Х-31, для проведения испытаний, в то время как модель КР-1 разрабатывалась для производства по лицензии.

Местное производство могло начаться примерно в июле 2005 года .

Фото ЗРК ОСА-АКМ

Похожее

ЗСУ-23-4 Шилка. Скорострельность. Вооружение. Размеры. Вес

ЗРК С-75 Двина, Десна, Волхов. Состав. Ракеты. Далность поражения

ЗРПК Панцирь-С1. Вооружение. Стоимость. Дальность обнаружения

ЗРК С-350Е Витязь. Состав. Ракеты. Дальность поражения

ЗРК ОСА-АКМ. Дальность стрельбы. Ракеты. Состав. Размеры. Вес

ЗСУ 2С6М Тунгуска-М. Дальность поражения. Ракеты. Состав. Размеры

ЗРК 2К12 КУБ. Дальность поражения. Скорость ракеты. Принцип работы

ЗРК Бук-М1-2. Дальность обнаружения и поражения. Ракеты. Возможности

ЗРК С-200 Ангара, Вега, Дубна. Дальность поражения. Состав. Принцип работы

ПЗРК 9К310 Игла-1. Дальность поражения. Вес. Возможности

ЗРК 9К331 Тор-М1. Дальность поражения. Ракета. Принцип работы

ПЗРК Верба. Дальность поражения. Ракета. Состав комплекса

ЗРК С-125 Нева (Печора) Дальность и высота поражения. Ракеты

ЗРК С-400 Триумф. Дальность поражения. Ракеты. Как работает

ЗРК 9К35 Стрела-10. Дальность поражения. Модификации. Ракеты

ЗРК С-300ПМУ2 Фаворит. Дальность поражения. Состав. Ракеты

ЗРК С-25 Беркут. Дальность и высота поражения. Ракеты

ЗРК Сосна. Вооружение. Дальность поражения. Ракеты. Состав

Американский ЗРК Пэтриот. Дальность поражения. Состав. Ракеты

Морской ЗРК Кинжал. Дальность поражения. Состав. Ракеты. На каких кораблях устанавливается

ЗРК 2К11 Круг. Дальность поражения. Модификации. Состав

Зенитная установка ЗСУ-57-2. Вооружение. Размеры. Бронирование

КТПУ «Гибка» (3М-47) Дальность поражения. Ракеты. Принцип работы

«Оса-М» — корабельный зенитный ракетный комплекс

ПЗРК 9К34 «Стрела-3»

FIM-92А Стингер — американский ПЗРК

С-300В (9К81) — зенитно-ракетная система

9С482М7 (ПУ-12М7) — батарейный подвижной пункт управления

ЗРК «Авенджер» — американский мобильный зенитно-ракетный комплекс

ПЗРК 9К32 «Стрела-2»

ЗРК М-1 «Волна» (4К90) — зенитно-ракетный комплекс корабельного базирования

МД-ПС — зенитно-ракетный комплекс

ЗСУ-37 — зенитная самоходная установка

Состав и работа комплекса

ЗРК «Волна» в составе вооружения БПК «Строгий» проекта 61

Каждый комплекс «Волна» включал в себя:

  • систему управления стрельбой (СУС) «Ятаган» с вращающимся антенным постом (АП);
  • двухбалочную стабилизированную пусковую установку (ПУ) ЗИФ-101 или ЗИФ-102 – в зависимости от варианта исполнения комплекса;
  • электрический силовой привод ЭСП-101, обеспечивающий наведение на цель пусковой установки;
  • боекомплект из 16 или 32 — в зависимости от варианта исполнения комплекса — зенитных управляемых ракет (ЗУР) В-600;
  • боевой погреб с устройствами подачи и заряжания ракет на пусковую;
  • аппаратуру регламентного контроля ракет.

ПУ ЗРК «Волна» на БПК «Бойкий» пр. 57А. На заднем плане видны антенны СУС «Ятаган»

Система управления стрельбой «Ятаган» реализовывала радиокомандный тип наведения и была одноканальной по цели. На поворотном антенном посту «Ятагана» было смонтировано пять антенн: две большие антенны сопровождали цель, две малые осуществляли грубое наведение ракеты, ещё одна антенна служила для передачи команд оператора на ракету для её точного наведения на цель. могла обеспечить стрельбу по цели одной или двумя ракетами одновременно. Метод наведения ракет — оптимальное спрямление и накрытие цели. При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения «горка». Наведение и сопровождение цели может осуществляться в автоматическом или полуавтоматическом режиме.

Двухбалочная стабилизированная наводящаяся пусковая установка ЗИФ-101 или ЗИФ-102 относится к тумбовому типу с нижней подвеской ракет. Для заряжания направляющие ПУ разворачиваются вертикально, а стрельба осуществляется при развороте направляющих в упреждённую точку цели. ЗИФ-101 применяется с барабанными устройствами заряжания, ЗИФ-102 разрабатывали для конвейерного способа подачи ракет. Скорострельность установки ЗИФ-101 позволяет давать один двухракетный залп каждые 50 секунд, для ЗИФ-102 время между залпами сократилось до 30 секунд.

Электрический силовой привод ЭСП-101 и дистанционное управление обеспечивают функционирование пусковой установки, наводя ракеты перед пуском в сторону цели.

Пусковая установка ЗРК «Волна» на крейсере проекта 58

Ракета В-600 — твёрдотопливная, двухступенчатая, построена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным крылом позади оперения. На начальном участке траектории ракету разгоняет первая ступень с раскрывающимися после взлёта стабилизаторами, её двигатель развивает тягу в 30 тонно-сил. Через 5 секунд полёта первая ступень отбрасывается, и включается маршевый двигатель ракеты, рассчитанный на 22 секунды работы с тягой в 3 тонно-силы. При сближении с целью срабатывает радиолокационный взрыватель, подрывая боевую часть. Ракета В-600 несла осколочно-фугасную БЧ с 3500 готовыми поражающими элементами. При подрыве БЧ на расстоянии до 20 метров от воздушной цели поражение последней обеспечивалось с вероятностью 75 – 90%. Масса боевой части составляла 60 кг, общая масса всей 5,88-метровой ракеты – 923 кг. Начальная скорость ракеты равнялась 600 м/с (1,8 М), дальность стрельбы составляла 15 км при высоте полёта цели от 10000 до 250 метров и 6 км при полёте цели на высоте 100 метров. Допустимая скорость хода корабля при пусках ракет – до 36 узлов.

В боевом погребе ракеты хранятся вертикально. В зависимости от исполнения на тех или иных типах кораблей устанавливались барабанные или конвейерные устройства хранения. При барабанной системе хранения в погребе ракетного боезапаса размещается два вертикальных барабана на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) каждый. Таким образом, боекомплект применительно к одному комплексу включает в себя 16 ракет. Как правило, в погреба загружают по 15 боевых и 1 учебную ракету на каждый ЗРК. На линию заряжания ракета подаётся поворотом барабана на угол 45°, а далее заряжание осуществляет цепной досылатель-толкатель. При конвейерном исполнении в сопоставимом объёме погреба удалось разместить вдвое больше – 32 ракеты. Типовой боекомплект в этом случае включает в себя 30 боевых и 2 учебных ЗУР. На линию заряжания ракета подаётся проворотом конвейерной цепи, после чего, как при барабанном способе, механическое заряжание ракеты на пусковую осуществляет цепной досылатель-толкатель.

ЗРК Оса-АКМ — видео

технические средства:

— транспортно-заряжающая машина 9Т217БМ2; — машина технического обслуживания 9В210М3; — юстировочная машина 9В914; — автоматизированная контрольно-испытательная станция 9В242-1; — машина группового комплекта ЗИП 9ФЭ72М3; — комплект наземного оборудования 9Ф16М2.

Боевые средства комплекса размещаются на единой базе — плавающем колесном самоходном шасси высокой проходимости — боевой машине (БМ). Боевая машина полностью автономна, обладает мобильностью, не уступающей сопровождающим войскам, обнаруживает цели при движении. Для поражения цели требуется короткая остановка.

В состав БМ входят:

— радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с наземным радиолокационным запросчиком; — радиолокационная станция сопровождения цели (ССЦ); — двухканальная радиолокационная станция визирования ракет (СВР); — двухканальная станция передачи команд (СПК) на ракеты; — счетно-решающий прибор (СРП); — телевизионно-оптический визир (ТОВ); — система первичного электропитания; — система радиосвязи.

Ракета комплекса выполнена по аэродинамической схеме «утка». Хранение, транспортирование и старт ракеты обеспечиваются транспортно-пусковым контейнером. Твердотопливный двухрежимный двигатель обеспечивает ракете потребную энерговооруженность, необходимую для наведения на скоростные и маневрирующие цели.

Боевое снаряжение ракеты адаптируется к конкретным условиям встречи. Боевая часть осколочно-фугасного типа. Наиболее ответственные цели могут обстреливаться очередью из двух ракет. Транспортируется всеми видами транспорта, в том числе воздушным. Имеется морская модификация комплекса «Оса-МА2», обеспечивающая ПВО кораблей малого водоизмещения.

В настоящее время серийное производство комплекса прекращено, однако большое количество ЗРК «Оса-АКМ» продолжают успешно эксплуатироваться в СВ РФ и в армиях более чем 25 стран. Предприятия промышленности оказывают полный комплекс сервисных услуг по обеспечению боеготовности комплексов и предлагают проекты модернизации, значительно расширяющие их боевые возможности. На базе элементов ЗРК «Оса-АКМ» разработан мишенный комплекс «Саман», предназначенный для испытаний систем ПВО и обеспечения обучения и повышения боеготовности боевых расчетов. В качестве мишени используется ракета ЗРК «Оса» со специальной доработкой.

Версии

Х-31П (справа), экспонированный по бокам от Р-27 (слева) и Х-59 (в центре), на военной выставке “МАКС” в Жуковском , 1999 год.

Существующий

Х-31А
Оснащен . Используется как противокорабельная ракета против судов размером до эсминца. Дальность от 25 до 50  км (от 13,5 до 27  Н · м ). Ракета скользит по поверхности воды по мере приближения к своей цели, чтобы снизить вероятность того, что она будет обнаружена системами защиты корабля-цели.
Х-31П (Тип 77П)
Оснащен . Используется как противорадиолокационная ракета. Он остается на большой высоте на протяжении всего полета, что обеспечивает высокую скорость и значительно увеличивает дальность полета до 110  км (60  Н · м ). Датчик ГСН доступен в трех версиях одного и того же модуля, взаимозаменяемых и позволяющих покрывать разные диапазоны частот радара . Однако их можно изменить только на заводе.
Х-31АД / Х-31ПД ( «  Х-31 Мод 2  » )
Небольшое улучшение дальности полета ракеты за счет удлинения фюзеляжа с 4,70  м до 5,23  м .
Х-31АМ / Х-31ПМ
существенное обновление бортовой электроники. Запланированные испытания проведены в 2005 и 2006 годах. Повышенная сопротивляемость контрмерам , улучшенные ракеты (детонаторы) и улучшенная силовая установка 31DP, которая значительно увеличивает дальность полета ракеты за счет незначительного увеличения веса. Х-31АМ оснащен усовершенствованной активной ГСН РГС-31, а на Х-31ПМ Л-111, Л-112 и Л-113 заменены одним многодиапазонным блоком Л-130.
MA-31
Оборудован множеством телеметрических и других систем, произведенных и установленных группой McDonnell Douglas / Boeing . Планируемый для использования в качестве беспилотного летательного аппарата ВМС США , он проходил испытания в период с 1996 по 1999 год. Усовершенствованная версия, оснащенная GPS, была представлена ВМФ в качестве предложения по замене старой системы , но они купили GQM-163 Coyote . Даже с дополнительным оборудованием МА-31 все еще мог летать со скоростью 2,7 Маха и выполнять маневры на 15  G в «противокорабельном» профиле полета . Он также мог достигать 3,5 Маха в «антирадарном» профиле полета на высоте 48 000  футов (15 000  м ).
КР-1
Версия Х-31П, экспортированная в Китай в 1997 году. Похоже, что « Звезда» хотела продать первоначальный набор копий КР-1 Китаю, прежде чем она в конечном итоге сама их произведет. Вместо трех первоначально запланированных исследовательских модулей, KR-1 имеет единственную экспортную модель K-112E, нацеленную на излучение в . Очевидно, он будет оптимизирован специально для обнаружения тайваньских радаров .
YJ-91 ( Ин Цзи 91 )
Китайская ракета на базе Х-31П с более высокой скоростью, немного увеличенной дальностью и более простой заменой ГСН. Сообщается, что в настоящее время они разрабатывают противокорабельную версию с ГСН местного производства, а также другую версию, которая может быть запущена с подводных лодок . Название “YJ-91” уже использовалось в 1997 году, и на самом деле, возможно, это было китайское название, данное оригинальным российским ракетам, обозначенным русскими “X-31” . В 2005 году название «  YJ-93  » было дано ракетам, произведенным в Китае, но западные отчеты обычно не делают различий между YJ-91 и YJ-93.

Вероятный

В 1992 году на авиасалоне МАКС был анонсирован вариант с активным / пассивным наведением “воздух-воздух”, предназначенный для использования против тихоходных самолетов поддержки .

По прозвищу «  Убийца ДРЛО  » ( убийца ДРЛО ), ракета будет иметь дальность действия 200  км . Это будет меньше 300–400  км, обещанных ракетами « Вымпел Р-37» (АА-13 «Стрела» ) и Новатор Р-172 , но у производной от Х-31 будет то преимущество, что его можно будет нести. с помощью большого количества различных устройств. Однако могло случиться так, что это заявление было чистой пропагандой: в 2004 году Корпорация тактических ракет категорически отрицала, что проводила какие-либо работы над производными Х-31 класса “воздух-воздух”.

В 2005 году слухи об этой ракете еще продолжались, в отношении российской ракеты, созданной на базе противокорабельного Х-31А, а с китайской стороны – производной от YJ-91 – от Х-31П.

Модификации ЗРК С-125

Для ПВО СССР

С-125 «Нева» — (1961) базовый комплекс, оснащался ракетами В-600П (5В24) с дальностью до 16 км.

С-125М «Нева-М» — (1970) развитие комплекса с ракетами В-601П (5В27) дальностью до 22 км.

С-125М1 «Нева-М1» — (1978) модернизированный вариант С-125М с улучшенной помехозащищённостью и оснащением ракетами В-601ПД (5В27Д) с возможностью стрельбы вдогон.

Для ВМФ СССР

М-1 «Волна» — (1962) аналог комплекса С-125 «Нева» корабельного базирования.

М-1М «Волна-М» — (1964) аналог комплекса С-125М «Нева-М» с оснащением с ракетами В-601П (5В27).

М-1П «Волна-П» — (1974—1976) модернизированный вариант с улучшением помехозащищённости, систем управления и добавлением телесистемы 9Ш33.

М-1Н «Волна-Н» — (после 1976) дальнейшая модернизация комплекса для борьбы с низколетящими ПКР, оснащался ракетами В-601М.

Экспортные

С-125 «Печора» — экспортный вариант комплекса С-125 «Нева».

С-125М «Печора-М» — экспортный вариант комплекса С-125М «Нева-М».

С-125 Печора-2М — самоходный вариант (поставлен в ряд стран).

ЗРК С-125-2Т «Печора-2Т»

Пусковая установка МС-196

Палубная наводимая пусковая установка МС-196 (3С-90 по индексу МО) станкового типа имеет нижнюю подвеску ракеты и одну пусковую балку. Устройство хранения барабанного типа с 2 концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, которые предназначены для фиксации 24 ракет. Скорость схода ракет с одной пусковой установки – 12 с. Вес ПУ без ракет составляет 30 тонн. Глубина погреба – 7,42 м, площадь – 5,2х5,2. Скорость схода ракет составляет 12 с.

Пусковая установка МС-196 была разработана КБ «Старт», главный конструктор, отвечающий за проект – А.И. Яскин.

Система управления

Стоит отметить, что корабельный ЗРК «Ураган» не располагает собственной радиолокационной станции обнаружения, так как, по мнению конструкторов, создание системы обнаружения, которая дублирует основную общекорабельную станцию, может привести к большим весогабаритным характеристикам комплекса и существенным трудозатратам. Поэтому данные «Ураган» получает от общекорабельной трехкоординатной РЛС обнаружения и целеуказания.

К составу системы управления комплекса относятся приборы отображения данных и управления стрельбой, система подсветки целей, цифровой вычислительный комплекс и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки располагаются на надстройках корабля так, чтобы была возможность их одновременного использования в разных направлениях.

Корабельная система управления 3Р-90 работала от установленной на грот-матче радиолокационной станции общего обнаружения «Фрегат-М» (МР-700). Координаты обнаруженных воздушных целей поступали в центральный пост на устройство размножитель  воздушной информации ОИ-5Ц. Прожекторы радиолокационного подсвечивания воздушных целей, 2 экстрополятора целей, прибор распределения целей, телевизоры, устройство управления огнем и прочие – вот достаточно сложная цепочка передачи первичных радиолокационных данных к ракете. Теоретически станция управления может обеспечивать сопровождение 24 воздушных целей и обстрел 19 (если на корабле есть соответствующее количество прожекторов подсветки и телеоптических визоров), но на практике такие цифры составили 12 и 6 соответственно.

На готовность комплекса из холодного состояния уходит не больше 3 минут. Во время боя комплекс может работать с централизованным управлением от общекорабельных систем управления противовоздушной обороны или в автономном режиме.

ЗРК «Ураган» обеспечивает надежную работу в любых метеоусловиях, в любое время суток и при волнение моря до пяти балов.

Примечания и ссылки

  1. ↑ and (en) , OnWar.com (по состоянию на 9 сентября 2014 г. ) .
  2. ↑ and (ru) , Черноморский Флот (по состоянию на 9 сентября 2014 г. ) .
  3. ↑ and (ru) , shooter.com.ua (доступ 9 сентября 2014 г. ) .
  4. ↑ и (ru) , Военная Россия,17 января 2009 г.(по состоянию на 9 сентября 2014 г. ) .

(ru) Норман Фридман , Руководство Военно-морского института по системам военно-морского вооружения 1997–1998 гг. , Издательство Военно-морского института (Аннаполис, Мэриленд)1997 г., 808  с. ( ISBN  1-55750-268-4 , читать онлайн ).

(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием «  Шторм (зенитный ракетный комплекс)  » ( см. список авторов ) .

Не представляют опасности

Опрошенные RT эксперты назвали «Печору» превосходным оружием времён холодной войны. Однако в современных условиях даже модернизированная версия С-125 не может обеспечить необходимый уровень боевой эффективности. Украинская «Печора» уязвима для комплексов радиоэлектронного подавления и почти всех современных средств огневого поражения.

Директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов полагает, что модернизированная версия «Печоры» способна доставить неприятности только самолётам предыдущего поколения. В разговоре с RT он отметил, что нынешние средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которыми вооружена российская армия, могут легко вывести из строя электронику украинского комплекса.

По его словам, кабина украинского С-125 внешне выглядит ультрасовременно. Например, пуск ракеты оператор осуществляет нажатием клавиши компьютерной мышки (на обновлённых российских ЗРК конструкторы сохранили кнопочный вариант пуска. — RT). Однако система управления комплексом осталась аналоговая (на более современных ЗРК используется цифровая). В связи с этим помехозащищённость перед РЭБ у «Печоры» крайне слабая.

«Украинский С-125 станет не только лёгкой жертвой РЭБ. Без труда он может быть уничтожен как с земли, так и с воздуха. Причина заключается в том, что на развёртывание комплекса уходит порядка 20 минут. Это непозволительно много для современной войны. Для сравнения: российские ЗРК приводятся в боевое состояние в пределах пяти минут», — отметил Кнутов.

По информации украинских СМИ, ранее модернизация С-125 ограничивалась радиоэлектронной аппаратурой (ламповые радиоэлементы заменялись твердотельными. — RT). Эксплуатационные возможности «Печоры» улучшались, но тактико-технические характеристики оставались без изменений.

В то же время украинская пресса отмечает, что процесс модернизации «Печоры» может занять как минимум несколько лет. В частности, большие сложности могут возникнуть с доработкой систем самонаведения.

Модификации ЗРК С-125

Для ПВО СССР

С-125 «Нева» — (1961) базовый комплекс, оснащался ракетами В-600П (5В24) с дальностью до 16 км.

С-125М «Нева-М» — (1970) развитие комплекса с ракетами В-601П (5В27) дальностью до 22 км.

С-125М1 «Нева-М1» — (1978) модернизированный вариант С-125М с улучшенной помехозащищённостью и оснащением ракетами В-601ПД (5В27Д) с возможностью стрельбы вдогон.

Для ВМФ СССР

М-1 «Волна» — (1962) аналог комплекса С-125 «Нева» корабельного базирования.

М-1М «Волна-М» — (1964) аналог комплекса С-125М «Нева-М» с оснащением с ракетами В-601П (5В27).

М-1П «Волна-П» — (1974—1976) модернизированный вариант с улучшением помехозащищённости, систем управления и добавлением телесистемы 9Ш33.

М-1Н «Волна-Н» — (после 1976) дальнейшая модернизация комплекса для борьбы с низколетящими ПКР, оснащался ракетами В-601М.

Экспортные

С-125 «Печора» — экспортный вариант комплекса С-125 «Нева».

С-125М «Печора-М» — экспортный вариант комплекса С-125М «Нева-М».

С-125 Печора-2М — самоходный вариант (поставлен в ряд стран).

ЗРК С-125-2Т «Печора-2Т»

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий