KN-09 (КНДР)

Навигация в полете

«Военный энциклопедический словарь» дает такое общее определение крылатой ракеты: «Управляемая ракета с несущими поверхностями (крылом), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере. На крылатых ракетах используются ракетные (жидкостные, твердотопливные) и воздушно-реактивные (прямоточные, турбореактивные, пульсирующие) двигатели». Нетрудно заметить, что под такое определение попадают ракеты самых разных классов и дальностей. Однако в печати и в обиходе «крылатыми ракетами» обычно называют ракеты большой дальности, причем выполненные по самолетной схеме (с одним крылом), предназначенные для поражения особенно важных целей в глубине обороны или территории противника. Интерес к крылатым ракетам (КР) большой дальности тем более широк, что две сверхдержавы, США и СССР, хотя и по разным причинам, сделали их «национальным оружием».

«Управляемое» оружие, конечно, имеет в своем составе систему наведения. Уже в первом поколении КР можно встретить различные системы всех основных направлений — автономные, телеуправления, самонаведения, комбинированные.

Автономная система обеспечивает полет ракеты по заранее заданной (программной) траектории с помощью приборов, расположенных на ее борту. Из различных вариантов (автопилотирование, астро-и радионавигация, инерциальные системы) наибольшее распространение получили последние, став практически обязательным элементом в ракетах большой дальности. Инерциальная система основана на выдерживании программной траектории с помощью гиростабилизированной платформы, задающей собственную систему координат на ракете, и акселерометров, измеряющих ускорения ракеты относительно координатных осей. В астронавигационных системах, вызывавших одно время широкий интерес разработчиков крылатых ракет, привязка траектории производилась по двум ярким звездам. Астронавигация сочеталась с автопилотом или инерциальной системой.

Телеуправление предполагает наличие внешней аппаратуры управления, измеряющей координаты цели и ракеты и вырабатывающей необходимые управляющие команды. Применялись системы с передачей команд по радио, с автоматическим наведением по лучу радиолокатора, телевизионные (изображение с ракеты передавалось оператору).

Самонаведение используется на конечном участке траектории и обеспечивается головкой самонаведения ракеты. Последняя работает либо за счет контраста самой цели с окружающим фоном в радио-, инфракрасном, оптическом диапазонах (пассивное самонаведение), либо использует отраженное целью излучение от устройства подсветки, установленного на самой ракете (активное самонаведение) или отдельно (полуактивное).

РСЗО КН-09

Это одно из самых недавно представленных видов оружия северокорейских военных, и его следует опасаться любому, кто находится в радиусе 200 км от него. KN-09 – это реактивная система залпового огня, состоящая из 8 ракет калибра 300 мм, установленных на грузовике китайского производства 6 × 6. Говорят, что он относится к тому же классу, что и РСЗО российского производства “Смерч”. KN-9 имеет более совершенную систему перегрузки, в которой нет необходимости перегружать каждую отдельную трубку, а каждый пустой 4-трубный контейнер, установленный на грузовике, может быть заменен загруженным, что значительно сокращает время перегрузки. Разработка и производство этой системы вооружения является признаком того, что Северная Корея начинает модернизировать свои вооруженные силы и больше не зависит от устаревшей техники.

Его испытательные стрельбы отслеживались и отслеживались южнокорейскими радарами, и они подтвердили его дальность действия в 200 км. Угроза, исходящая от KN-09, обусловлена его большой дальностью действия, что позволяет Северной Корее удобно нацеливаться на южнокорейскую столицу и прилегающие к ней районы из-за северокорейских границ. Такая мощная система противостояния, если она будет произведена в больших количествах и развернута стратегически, будет представлять серьезную угрозу и изменит правила игры в случае войны.

Даешь малые высоты!

Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.

К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.

Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.

Семен Федосеев

Силы прорыва

Большинство корейских баллистических ракет любой дальности построены на устаревших технологиях. Соответственно, они могут быть поражены американскими зенитно-ракетными системами (ЗРС) наземного базирования «Пэтриот» и THAAD, а также ЗУР «Стандарт» различных модификаций с крейсеров типа «Тайкондерога» и эсминцев типа «Орли Бёрк» ВМС США, эсминцев типов «Конго», «Атаго» и «Майя» ВМС Японии и «Сэджон Тэван» ВМС Республики Корея, оснащённых системой «Иджис».

army.mil
Patriot ПВО Саудовской Аравии пропустили налёт дронов.

Учитывая, что поражение каждой зенитной ракетой одной баллистической ракеты с эффективным уничтожением БЧ нереально, против массированного северокорейского удара американо-японско-южнокорейская ПРО практически бесполезна и имеет чисто психологическое значение. При этом эффект удара может быть очень значительным, даже если ракеты будут применяться в обычном снаряжении.

Например, в январе 2020 года иранский удар по американской базе в Ираке продемонстрировал неожиданно высокую точность иранских баллистических ракет. А Пхеньян и Тегеран постоянно обмениваются военными технологиями, поэтому есть все основания подозревать, что точность северокорейских ракет не хуже, чем иранских.

Граниту — 30 лет

В условиях начавшегося послевоенного противостояния основная угроза нашей стране исходила со стороны Мирового океана. И если на суше наша страна в военном отношении не уступала США, их союзникам по НАТО и другим военным блокам, то на море их превосходство было абсолютным. Так, в 1968 году был заложен первый американский атомный ударный авианосец нового поколения CVN 68 «Нимиц» – родоначальник большой серии кораблей этого класса. По сравнению со своими предшественниками «Нимиц» имел более высокую живучесть и повышенную ударную мощь. Новые перехватчики взаимодействовали с палубными самолетами ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), которые обладали способностью одновременно сопровождать несколько десятков самолетов и крылатых ракет, летящих на различных высотах (в том числе и предельно малых), на дальности до 300 км и наводить на них истребители-перехватчики. Рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосного соединения ВМС США значительно расширился, достигнув 450-500км. В результате «противоавианосные» возможности советских ПЛАРК проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и «дальнобойного» ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей. Так, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 539-186 от 10.07.1969 года началась разработка противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» дальнего действия для вооружения новых атомных ракетных подводных лодок и ракетных крейсеров.

Суть разработки заключалась в создании мощной группировки ударных атомных подводных лодок со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами большой дальности. Именно такой «машиной» стала созданная коллективом НПО машиностроения ракета «Гранит». По замыслу конструкторского коллектива ракета может применяться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок. Но не только высокие летные характеристики и защищенная от радиоэлектронного противодействия головка самонаведения позволяют ракете «Гранит» устойчиво сохранять свои уникальные боевые возможности. Главное достоинство ракеты – реализация оригинальных способов наведения на цель. В ней воплотился богатый опыт НПО машиностроения по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля одной ракетой или залпом против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все непревзойденные тактические возможности российского оружия

Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электронные данные по современным классам кораблей

К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней – конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. После длительных и всесторонних испытаний, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19.07.1983 года комплекс «Гранит» был принят на вооружение атомных подводных лодок нового поколения пр.949, 949А, тяжелых атомных ракетных крейсеров пр.1144,1144.2 и тяжелых авианесущих крейсеров пр.1143.5. Сегодня в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» реализуется программа поддержки высокой эффективности ракеты «Гранит» на протяжении всего срока ее службы. Реализованные в конструкции ракеты «Гранит» технические решения уже легли в основу концепции создания нового типа противокорабельных ракет.

Константин ДАНИЛОВ, Главный конструктор по направлению

Неоконченный диалог

Если говорить о политическом аспекте данной проблемы, то по-прежнему неясно, почему КНДР нельзя того, что можно всем (или почти всем) остальным. Двойные и даже тройные стандарты, применяемые к КНДР так называемым мировым сообществом, являются одной из главных причин сохранения напряжённости на Корейском полуострове. Уже очевидно и то, что начавшееся было примирение Пхеньяна с Вашингтоном и Сеулом не состоится.

whitehouse.gov
Для США единственный приемлемый метод международного диалога – грубая сила. Именно с таким «аргументом» Вашингтон и пришёл на переговоры с Пхеньяном.

Вот и получается, что светскую политическую культуру продемонстрировала как раз КНДР, которая, выполняя договорённости, демонтировала ракетный и ядерный полигоны, ввела мораторий на ядерные испытания, на пуски БРСД и МБР. В ответ на уступки Пхеньян логично ожидал шаг навстречу со стороны Вашингтона. Но не получил ничего. «Главная демократия мира» продемонстрировала чисто тоталитарный стиль ведения диалога, стремясь додавить оппонента до полной и безоговорочной капитуляции.

Но Пхеньян капитулировать не собирался, поэтому не увидел смысла в дальнейшем ведении столь странного диалога. Не увидел он смысла и в ведении диалога с Сеулом, который по-прежнему полностью зависит от США и не способен проводить самостоятельную политику.

wikimedia.com
Лидер КНДР Ким Ир Сен подписывает соглашение о перемирии.

Разумеется, этот путь очень сложен, но другого варианта просто нет.

Однако Республика Корея, считающаяся демократической страной, по всей видимости, отдаёт предпочтение чисто тоталитарному варианту объединения – полному поглощению КНДР, причём в гораздо более жёстком варианте, чем при объединении Германии, – с репрессиями против всего военно-политического руководства Севера. Подобный подход, разумеется, делает объединение невозможным. Сеул продолжает играть не свою игру…

Пожалуй, в ХХ-ХХI веках нет более впечатляющей «истории успеха», чем та, которую продемонстрировала Республика Корея. Как известно, первую половину ХХ века она провела в роли нищей и бесправной японской колонии, а в 1950-1951 годах была полностью разрушена в ходе Корейской войны. Ещё в начале 1960-х годов уровень жизни в РК был таким же, как в странах Тропической Африки. Сейчас южнокорейская экономика входит в число 15 крупнейших экономик мира. Причём в основе экономики Республики Корея не финансовые мыльные пузыри и не сфера обслуживания, как на Западе, а мощнейшая современная высокотехнологичная промышленность, что делает её гораздо более устойчивой к различным кризисам.

wikiway.com
Сейчас южнокорейская экономика входит в число 15 крупнейших экономик мира.

В такой ситуации неспособность проводить самостоятельную внешнюю политику выглядит абсолютной аномалией. Но, к сожалению, политика Сеула по-прежнему определяется в Вашингтоне. Если тридцать-сорок лет назад это было понятно, объяснимо и, возможно, даже рационально, но сегодня это можно объяснить разве что психологическими причинами. Складывается впечатление, что южане просто не могут поверить в собственные силы и возможности, а американцы делают всё, чтобы этого никогда не случилось…

defense.gov
Южане просто не могут поверить в собственные силы и возможности, а американцы делают всё, чтобы этого никогда не случилось. Политика Сеула по-прежнему определяется в Вашингтоне.

Надо отметить, что Сеул же из-за своей неспособности избавиться от американской опеки, возможно, упускает последний шанс на мирное объединение страны. Чем дальше две Кореи живут не просто по отдельности, а в состоянии многолетней холодной войны, тем меньше в обеих странах будет желающих объединиться. А через одно-два поколения объединение может стать невозможным просто потому, что как на Севере, так и на Юге на это исчезнет общественный запрос, что практически полностью перечеркнёт южнокорейскую историю успеха.

Подводная лодка класса “Синпо” с БРПЛ “Пуккуксонг-1”

Северокорейская программа создания подводной лодки с баллистическими ракетами держалась в строжайшем секрете до тех пор, пока несколько лет назад сам режим не начал разглашать информацию и публиковать свои испытания и возможности. Подводная лодка класса “Синпо” является первой подводной лодкой с баллистическими ракетами (SSB) ВМС Северной Кореи и способна запускать баллистическую ракету с ядерным наконечником. При водоизмещении всего около 1600 тонн это самая маленькая подводная лодка такого типа, находящаяся на вооружении где-либо, и, скорее всего, она предназначена в качестве испытательной платформы. Следующие подводные лодки этого класса могут быть больше и нести более 1 баллистической ракеты, что обеспечит им большую дальность полета и лучшие ударные возможности. Поскольку у него нет системы AIP, его срок службы ограничен менее чем месяцем, но, будучи дизель-электрической подводной лодкой, он может просто оставаться мертвым в воде, отключив все свое оборудование и функционируя как статическая подводная ракетная установка.

Пуккуксонг” – это твердотопливная баллистическая ракета подводного базирования (БРПЛ), предназначенная для запуска с подводной лодки класса “Синпо”. Одна ракета устанавливается в парусе подводной лодки и запускается с помощью сжатого воздуха. Предполагается, что дальность полета составляет где-то между 500-2500 км, но подтверждения этому нет, поскольку никакой официальной информации опубликовано не было. У ракеты было много неудачных испытаний, которые задержали ее ввод в эксплуатацию, но успешное испытание в 2016 году подтвердило возможности ракеты и заставило американских и южнокорейских военных взглянуть на северокорейские платформы для доставки ядерного оружия с большей серьезностью.

Ракета класса “земля-воздух” KN-06 Pongae-5

Это еще одна недавно разработанная система вооружения северокорейских вооруженных сил, и она на милю опережает другие устаревшие системы ЗРК в их арсенале. KN-06 – это ракета класса “земля-воздух” большой дальности, которая была впервые испытана в 2011 году. Внешне он похож на российскую систему ПВО S300, но ракеты, как говорят, короче, чем у S300, но в то же время физически крупнее. Вполне возможно, что российская или китайская помощь была запрошена для оказания прямой или косвенной помощи в разработке такой ракетной системы. Говорят, что дальность действия KN-06 превышает 150 км, что делает ее мощной системой защиты территории.

Ракеты установлены на грузовом автомобиле Камаз 6×6, с 2-3 ракетными установками на каждой такой пусковой установке (ПГРК). Эта система демонстрировалась во время северокорейских военных парадов вместе с командным грузовиком, радаром поиска и наведения ракет с фазированной антенной решеткой и машинами залпового огня. Наличие таких передовых систем противовоздушной обороны в вооруженных силах Северной Кореи делает их страной, в которую было бы очень сложно вторгнуться без значительных потерь. С KN-06 они также обладают мощной системой противовоздушной обороны, которая, если ее развернуть в нужных местах в нужном количестве, может создать много проблем для их южного соседа в случае конфликта.

170-мм самоходная гаубичная установка “Koksan М-1989”

Иногда самое смертоносное оружие не обязательно должно быть технологически продвинутым. Грубая сила может быть очень опасной, а отсутствие электроники делает их устойчивыми к помехам и электромагнитным импульсам, позволяя им оставаться работоспособными даже на самых напряженных полях сражений. Примером такой системы является 170-мм тяжелая артиллерийская пушка Koksan, установленная на модифицированном китайском шасси Type-59. Это самоходное орудие имеет открытую башню и удлиненное шасси, позволяющее перевозить на борту 12 патронов. Экипаж и дополнительные патроны перевозятся в отдельном грузовике, который сопровождает каждое орудие.

Из-за отсутствия автоматики и большого калибра он имеет очень низкую скорострельность – около 2 выстрелов в 5 минут. Таким образом, он не идеален для миссий “Стреляй и убегай” и не способен выполнять что-то вроде MRSI (одновременное воздействие нескольких выстрелов). Тем не менее, это оружие может нанести огромный урон при правильном использовании, поскольку оно имеет максимальную дальность действия 60 км и может поразить южнокорейскую столицу из самой демилитаризованной зоны. Это оружие было экспортировано в Иран и использовалось во время ирано-иракских войн.

МиГ-29 ‘Точка опоры’

Это самый совершенный истребитель в северокорейских военно-воздушных силах, официально Корейских Народных военно-воздушных силах (КНАФ), которые в остальном состоят из множества устаревших самолетов. С 1988 года они получили партию из 17 МиГ-29 из бывшего СССР, которые выполняют основную роль в противовоздушной обороне. Они дополняются парком из 200 с лишним истребителей МиГ-21/23, у которых нет никаких шансов против современных истребительных флотов их соперников. МиГ-29 – это двухмоторный реактивный истребитель 4-го поколения, который рекламируется как отличный воздушный истребитель.

Он имеет приличную боевую нагрузку, с 6 подкрыльевыми точками крепления для переноски ракет класса “воздух-воздух” и центральной точкой крепления для внешнего топливного бака. Вариант МиГ-29, экспортируемый в Северную Корею, может выполнять только функции противовоздушной обороны, и им не хватает значительных возможностей для наземного нападения. Эти МиГ-29 были замечены с ракетами класса “воздух-воздух” R60 и R-27, которые являются единственными современными типами AAM в арсенале KPAF. Весь их парк МиГ-29 эксплуатируется 55-м гвардейским авиаполком Кумсон, который базируется недалеко от Пхеньяна.

Есть много сообщений из западных СМИ, которые предполагают, что KPAF совершенно бесполезны и что их пилоты получают всего несколько часов летного времени каждый год. Но фронтовые МиГ-29 и их пилоты содержатся в очень хорошем состоянии, чтобы справиться с местными воздушными угрозами, с которыми они могут столкнуться. Одной из основных функций МиГ-29 является выполнение задачи быстрого реагирования (QRA), когда истребители находятся в высокой готовности к перехвату воздушных угроз. Качество подготовки, наличие самолетов и используемое оружие, возможно, не самые лучшие в своем классе, но их будет достаточно, чтобы обеспечить какое-то противодействие в конфликте. Но в эпоху сетецентрической войны, когда система АВАКС направляет истребители на задания и обеспечивает раннее предупреждение, ВВС КНДР может оказаться трудно нанести хотя бы один успешный удар по своим соперникам в конфликте, и их лучшая надежда на защиту своего воздушного пространства заключается в их наземных системах противовоздушной обороны.

KN-04

Это, пожалуй, самая непонятная марка. Под KN-04 понимают ракеты Р-17ВТО (9К72-1), которые начали всплывать в корейских и американских репортажах в середине 2000-х годов. Имея дальность в диапазоне примерно 700-1000 км, они являются естественным развитием предшествующих Р-17 и Р-17М и имеют немного меньший размер, чем Нодон. К вящей путанице, KN-04 также известна как Скад-ER, и она порой представлена как отдельная ракета (на самом деле это одно и то же). Кроме того, сообщает Анкит, по неизвестной причине правительство США имеет для нее другое обозначение: Скад-2. Потому что все любят сиквелы, да?

Альтернативные названия: ER-Scud, Scud-ER, Scud-D, Scud 2

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Ракетный катер класса “Нонго”

Северокорейский военно-морской флот не имеет крупных боевых надводных кораблей, и в случае конфликта ему придется довольствоваться своим флотом подводных лодок и ракетных катеров. Класс “Нонго” – это быстрый, компактный и недорогой ракетный катер, который поражает своим ракетным вооружением. Говорят, что его конструкция относится к типу надводного корабля (SES), который не является ни чистым судном на воздушной подушке, ни обычным кораблем. Водоизмещением около 200 тонн эти корабли могут развивать скорость до 50 узлов (92 км /ч), что делает их очень трудными для поражения с помощью подводных лодок.

Его конструкция оптимизирована для уменьшения поперечного сечения радара, и он имеет низкий силуэт, что делает его очень трудным для обнаружения обычными радиолокационными системами. Для своих размеров он оснащен мощным вооружением, которого достаточно для выполнения миссий по стрельбе и бегству или роевых атак на превосходящий военно-морской флот. Он оснащен 76-мм главной пушкой, 4 противокорабельными ракетами Kh-35 с дальностью действия более 120 км и 30-мм пушкой Гатлинга. Другая версия того же класса, которая показана на фотографиях здесь, имеет 30-мм пушку Гатлинга вместо 76-мм. В настоящее время, как утверждается, в эксплуатации находятся только 6 таких ракетных катеров, и не исключено, что они могут быть произведены серийно, поскольку эти ракетные катера эффективны только тогда, когда их много.

Лучшие МБР мира

Межконтинентальные баллистические установки разделяют по нескольким важным для успешного поражения цели параметрам:

  • Лучшая из мобильных установок – «Тополь М». Страна – Россия, запущена в 1994 г., твердотопливная, моноблочная.
  • Самая перспективная для дальнейшей модернизации – Ярс РС-24. Страна – Россия, запущена в 2007 г., твердотопливная.
  • Самая мощная МБР – «Сатана». Страна – СССР, запущена в 1970 г., двухступенчатая, твердотопливная.
  • Лучшая из дальнобойных – БРПЛ Trident II D5. Страна – США, запущена в 1987 г., трехступенчатая.
  • Самая скоростная – «Минитмен LGM-30G». Страна – США, запущена в 1966 г.

KN-02

KN-02 — тактическая, твердотопливная, одноступенчатая БРМД с диапазоном дальностей примерно 120-220 км, аналог ракетной системы Точка-У. Будучи предназначена для высокоточных ударов, KN-02 является наиболее точной ракетой в арсенале КНДР. KN-02 относится к классу ПГРК и запускается с локально-построенного варианта Белорусского коммерческого тяжелого шасси МАЗ-630308-224 или -243 с базой 6×4 или 6×6. Для этой ракеты существует трехмерная модель. Возможно, существует версия с увеличенной дальностью, однако нет ясности, не имеет ли эта версия собственной маркировки.

Альтернативные названия: Хвасон-11, Токса, Viper

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий