Особенности авиационной машины Ка-31
ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).
Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.
Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.
Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.
Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.
Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».
Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.
Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.
Учебно-тренировочные самолеты
Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.
Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.
В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.
Служба[3][править | править код]
За время серийного производства, с 1984 по 1991 год, на вертолётном заводе в г. Кумертау было выпущено 59 Ка-29.
Поставки Ка-29 в части авиации начались в 1985 году. Переучивание первых экипажей осуществлялось при Ухтомском вертолетном заводе и в 33-м ЦБПиПЛС в г. Николаеве, в дальнейшем вертолёты поступали на комплектование 555-го смешанного противолодочного авиационного полка на аэр. Очаков (пять вертолётов). До конца года в Очаков перегнали ещё 16 вертолётов Ка-29, которые пошли на формирование вертолётной эскадрильи 710-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка Тихоокеанского флота (Новонежино). Тогда же в Николаеве и Очакове переучились четыре экипажа из 696-го отдельного инструкторско-исследовательского вертолетного полка армейской авиации (из Торжка), вертолётов они перегнали только три (один впоследствии был разбит по техническим причинам, экипаж жив, взамен получили 4-й вертолёт).
В 1986 году в 344-м ЦБП отработали большую тему НИР по боевому применению и созданию сравнительных характеристик Ми-24 и Ка-29.
Вертолёт был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР 8 августа 1987 года. До конца 1988 года этими вертолётами также были укомплектованы: 38-й ОКПЛВП (Северный флот, Североморск-2, 17 вертолётов) и 745-й ОКПЛВП (Балтийский флот, аэр. Донское, 8 вертолётов), всего в ВМФ было поставлено 46 вертолётов Ка-29. Остальные машины достались испытательным структурам и 344-му ЦБПиПЛС Армейской авиации в Торжке.
Вертолёты в первую очередь предназначались для группового базирования на БДК пр. 1174, которых в составе советского ВМФ было всего три: «Иван Рогов», «Александр Николаев» (вошли в состав ТОФ) и «Митрофан Москаленко» (СФ). На каждом БДК могло базироваться до 4 вертолётов. Также вертолёты пытались размещать на кораблях одиночного базирования, но после катастрофы 19 марта 1987 года при взлете с такого корабля произошла катастрофа Ка-29 из 38-го ОКПЛВП. После этого случая был наложен запрет на полёты с кораблей одиночного базирования.
Также достаточно неохотно Ка-29 брались на борт ТАВКР «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Вертолетчики больше летали со своих базовых аэродромов и полевых площадок.
К концу существования СССР интенсивность боевой подготовки экипажей вертолётов значительно упала, а к середине 90-х годов и исправность вертолётного парка резко снизилась.
В связи с ускоренным выводом из боевого состава флота ТАВКР «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку», а также постепенным прекращением эксплуатации БДК пр. 1174 транспортно-боевые вертолёты корабельного базирования оказались не нужны.
По данным журнала «Авиация и космонавтика», в феврале 1997 года порядка 13 Ка-29 были переданы в авиацию ВВ МВД. Другие источники указывают, что авиация Внутренних войск получила 16 таких машин в 2001 г., а также сообщают о поступлении Ка-29 в состав авиации Федеральной погранслужбы на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Однако эта информация вызывает сомнения.
В 2000 году 859-й учебный центр в Каче получил 3 Ка-29 из Североморска, в весьма удручающем техническом состоянии, их эксплуатация была прекращена уже через пару лет. Всего на середину 2012 года в боевом составе ВМФ России, по разным источникам, числилось от 10 до 15 Ка-29, процент исправности этих вертолётов был очень низок.
Ми-24 “Крокодил”
Итак, опознать Ка-52 очень просто. Несколько сложнее различить между собой Ми-24 и Ми-28.
Начнем с Ми-24. Это вертолет с одним основным винтом, и винтом на хвосте – то есть это самая “стандартная” компоновка для вертолетов и потому по винтам его не отличить (если вы “чайник” в этом деле):
А вот что отличает Ми-24, так это его “крылья”. Посмотрите на них, их кончики всегда загибаются книзу:
Также Ми-24 хорошо выдает его нос. Он округлый, не острый.
А еще у Ми-24 есть “две такие круглые штуки” прямо над кабиной пилота. Они прижаты друг к другу:
Ну, это уже частности, можно сказать. Главное – округлый нос и крылья, загнутые книзу.
Старые проблемы и новые вертолеты
Несмотря на разные компоновки, после ввода в эксплуатацию и Ми-28, и Ка-52 столкнулись с похожими трудностями. И хотя официальные СМИ не скупились на похвалу, вертолеты страдали от характерных для новой техники детских болезней, недоработок систем, отсутствия современных вооружений и так далее.
Самым показательным в этом отношении стало заявление бывшего главкома Воздушно-космических сил России Виктора Бондарева, сделанное несколько лет назад, после применения российских вертолетов в Сирии. Оно касалось строевых Ми-28Н. «Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит», – заявил военный. По его словам, очки ночного видения летчики называют «смерть пилотам». «Когда безоблачно – все прекрасно, как только дымочка какая-то, то летчик потом три дня ходит с красными глазами», – отметил Бондарев.
В среде авиалюбителей у Ка-52 репутация традиционно лучше, однако проблемы такого рода не обошли и этот вертолет. В 2018 году в издании Defence Blog появилась информация о том, что поставленные Египту машины представляют собой ворох технических проблем. Трудности, в частности, касались двигателей ВК-2500, которые якобы при высокой температуре воздуха сильно теряют тягу на разных режимах работы. Вскрылись и проблемы с бортовой электроникой, которые среди прочего мешали навигации вертолета.
Перечисленные проблемы нельзя назвать «неустранимыми»: когда-то с чем-то похожим сталкивался и Apache, и Eurocopter Tiger, и вообще любой сколько-нибудь современный авиационный комплекс. Теоретически устранить трудности можно без серьезной переделки машины, однако в России решили иначе. Глубоко модернизированные вертолеты Ми-28НМ и Ка-52М будут иметь существенные отличия как от базовых советских версий, так и от более новых модификаций, принятых на вооружение в 2000-х.
Пополнение флота
В 2022 году ВМФ России были переданы три подводные лодки, четыре надводных корабля, три береговых ракетных комплекса, десять боевых катеров, 17 судов и катеров обеспечения, а также три береговых ракетных комплекса.
21 декабря в состав ВМФ России вошли атомные ракетные крейсеры «Князь Олег» и «Новосибирск» — корабли серий «Ясень-М» и «Борей-А». В церемонии передачи их Военно-морскому флоту по видеосвязи в Национальном центре управления обороной принял участие президент России Владимир Путин.
Атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Князь Олег»
Источник изображения: Олег Кулешов/ТАСС
«Князь Олег» и «Новосибирск» стали 135-й и 136-й атомными подводными лодками, построенными на стапелях «Севмаша».
Они кардинально отличаются от АПЛ предыдущего поколения и даже от крейсеров проектов «Ясень» и «Борей». Это боевые машины, которые оснащены по последнему слову техники. Сегодня с уверенностью можно сказать, что АПЛ «Князь Олег» и «Новосибирск» достойно продолжат линейку кораблей серии, укрепят боеспособность нашей страны и будут успешно выполнять задачи в любой точке Мирового океана Пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации,
«Досрочно завершено строительство большой дизельной подводной лодки «Магадан» и базового тральщика «Георгий Курбатов», — отметил накануне на расширенном заседании коллегии Минобороны Сергей Шойгу. На Северном флоте 7 мая 2022 года был торжественно поднят флаг над головным атомным подводным крейсером «Казань».
Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»
Источник изображения: Петр Ковалев/ТАСС
Фронтовая авиация
Истребитель-бомбардировщик поколения «4++» Су-34. Боевые возможности самолета позволяют выполнять задания без сопровождения истребителями. Самолеты могут самостоятельно противостоять истребителям противника в маневренном бою, проводить штурмовые атаки, наносить удары по кораблям противника. Первые самолеты поступили в войска в 2014 года. По состоянию на август 2018 года в строю числится 109 единиц. Предполагается, что со временем этими самолетами будут заменены все бомбардировщики Су-24.
Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.
На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2021 году все самолеты будут выведены в резерв.
Штурмовик Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя. Высокая защищенность позволяет выдерживать огневое воздействие переносных ракетных систем, малокалиберной ствольной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. На 2017 год ВКС России имели 200 штурмовиков.
Соосный кошмар подлодок
Пока о создаваемом вертолете сведений крайне мало. Точный облик не раскрывается. Известно только, что в 2019 году завершен его эскизный проект. В начале 2020-го руководство холдинга «Вертолеты России» утвердило с военными условия технического задания, а летом в рамках военно-технического форума «Армия-2020» подписало договор на разработку технического проекта будущего вертолета.
После этого специалисты заговорили, что «Минога», как и следовало ожидать, строится по традиционной для «Камова» соосной схеме. То есть несущие винты крутятся в противоположные стороны. При этом в конструкции «Миноги» применена особая форма лопастей, которая не позволяет воздушному потоку срываться, снижает сопротивление, увеличивая скорость полета до 320 км/ч.
«Минога» будет напичкана самой современной электроникой. Для нее создана специальная автоматизированная комплексная система управления с перепрограммируемой платформой, куда интегрированы различные подсистемы самодиагностики и оптимизации режимов работы.
Защищенные широкополосные каналы связи будут обеспечивать не только передачу голосовой информации, но и трансляцию видеопотока, навигационных и радиолокационных данных. Ряд новинок повысит устойчивость к помехам и уровень защиты передаваемой информации. Этот специализированный комплекс связи обеспечит вертолету полную интеграцию в автоматизированные системы управления войсками и ведения боя, что является принципиальным требованием при создании современной военной техники.
По мнению специалистов, с новым боевым противолодочным оснащением вертолет «Минога» превратится в кошмар для экипажей подлодок противника. И он уже не за горами. Если, по словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, первый опытный образец «Миноги» будет готов к 2025 году, то, по подсчетам экспертов, на старт серийного производства вполне можно рассчитывать в 2027–28 году.
Модификации
Разработано более 130 модификаций вертолета, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 и другие). Различные гражданские и военные модификации предназначены для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, десантирования подразделений морской пехоты, эвакуации раненых и больных, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Ми-8 используется для проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров. Модификации Ми-8 активно используются в военных действиях с конца 1970-х годов. В настоящее время Минобороны России получает модификации Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-5-1 и арктический Ми-8АМТШ-ВА. Специально для обеспечения действия сил специального назначения в 2021 году разработан вертолет Ми-171-Ш-ВН. 27 июня 2021 года холдинг “Вертолеты России” сообщил о подписании с Минобороны РФ контракта на поставку десяти многоцелевых вертолетов Ми-8АМТШ-ВН в 2020-2021 годах. Эта модификация получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, обновленный состав вооружения и новый состав пилотажно-навигационного оборудования.
Разработка вертолета.
В 1960 г. ОКБ Миля М.Л. начало разработку нового транспортного вертолета, который бы заменил собой устаревший Ми-4. Опытный прототип с обозначением В-8 совершил первый полет в июне 1961 г. На вертолете был установлен один ГТД АИ-24 и четырехлопастной несущий винт от Ми-4. Позже конструкторы провели ряд усовершенствований. Силовую установку заменили на два ГТД TB2-117. Несущий винт стал пятилопастным.
Двигатель АИ-24.
Производство и выпуск.
С 17 сентября 1962 г. начались летные испытания. Вертолет полностью оправдал возложенные на него надежды. С 1965 г. он пошел в серийное производство под обозначением Ми-8. Конструкция данной машины оказалась настолько удачной, что его производство и модернизация продолжаются до сих пор. На сегодняшний день Ми-8 является одним из самых распространенных транспортных вертолетов в мире. Было выпущено более 8000 машин в разных модификациях. Вертолет эксплуатируется в более чем 50-ти странах мира.
Ми-8 кабина
По своей конструкции Ми-8 – вертолет одновинтовой схемы. Фюзеляж полумонококовый каркасный состоит из кабины пилотов, грузового отсека и хвостовой балки. Кабина пилотов трехместная рассчитанная на двух летчиков и бортмеханика. Грузовая кабина может быть приспособлена для перевозки грузов или оборудована сидениями для пассажиров. В транспортном варианте погрузка производится через двухстворчатый грузовой люк. Шасси трехопорное неубирающееся. Силовая установка состоит из двух ГТД ТВ2-117А (ТВ3-117МТ), 2х1710 (2х3065) л.с. Несущий винт пятилопастной с цельнометаллическими лопастями. Рулевой винт трехлопастной.
Двигатель ТВ2-117А.
Модификации вертолета.
Существует более 30-ти модификаций этой машины, основными среди которых являются Ми-8Т (транспортный) и Ми-8П (пассажирский). Ми-8АМТШ представляет собой десантно-штурмовой вариант с ракетным и пулеметным вооружением. Вертолет используется для выполнения широкого спектра задач, как в гражданской авиации, так и в ВВС. С 70-х годов Ми-8 использовался во многих военных конфликтах в разных уголках планеты.
Ми-8П (пассажирский).
Ми-8Т (транспортный).
История создания
Данная машина была экспериментальным прототипом вертолета с двумя винтами на соосной системе. Разработка проекта велась в конструкторском бюро ЦАГИ с 1946 года, а главным конструктором выступал сам Н.И. Камов. В основу нового вертолета были взяты идеи с американского ранцевого вертолета под названием «Хоппикоптер-100». Главным заказчиком был ВМФ СССР, который представил свои требования к созданию этого аппарата.
К испытаниям машины приступили в начале осени 1947 года на Химкинском водохранилище, а первый полет Ка-8 осуществил в средине октября этого же года. Испытания машины на земле продолжились летом следующего года, но, к сожалению, данный проект прекратили финансировать. Суммы, которую выделили ранее, хватило на завершение летных испытаний и последующие доработки конструкции.
Данная машина была представлена публике на параде в городе Тушино в июле 48 года. При этом данный вертолет произвел взлет с кузова грузового автомобиля ЗИЛ и продемонстрировал свои летные способности, после чего приземлился на землю. После такой демонстрации машины ВМФ заказал изготовление вертолета-разведчика. Он был сделан на основе Ка-8. Конструкторам удалось подготовить только три вертолета модели Ка-8.
Стратегическая и Дальняя авиация
Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. На вооружении состоят 50 «стратегов», из них 35 машин подлежат модернизации до уровня Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет обновлено электронное оборудование самолета. По мнению журнала National Interest, не следует считать Ту-95 «устаревшим», так как его главным оружием являются крылатые ракеты Х-101, способные самостоятельно атаковать цели на расстоянии до 5500 км. Таким образом, сам самолет остается вне зоны действия любой системы ПВО.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.
Разработка
Деятельность опытно-конструкторского бюро по вертолетостроению Н. И. Камова с начала его создания (07.10.1948 г. под обозначением ОКБ-2) неразрывно связана с Военно-Морским Флотом и созданием вертолетов двухвинтовой соосной схемы. В 1945 г. группой энтузиастов под руководством Н.И. Камова началась разработка опытного сверхлегкого вертолета двухвинтовой соосной схемы Ка-8 «Иркутянин» с мотоциклетным двигателем М-72 мощностью 38 л.с, названного «летающим мотоциклом». Вертолет отличался простой конструкцией с ферменной рамой вместо фюзеляжа и не имел кабины.
03.05.1946 г. вышел приказ № 26 начальника 7-го Главного управления МАП, заместителя министра и начальника ЦАГИ С.Н.Шишкина о переводе группы Камова в Бюро новой техники ЦАГИ (БНТ).
Официально Н.И.Камов получил задание написать книгу о винтовых летательных аппаратах. Но фактически еще до переезда в БНТ началось проектирование одноместного вертолета соосной схемы с мотоциклетным мотором. Прототипом для машины послужил ранцевый вертолет американца Х.Пентекоста “Хоппикоптер 100”, испытания которого только что начались. На вертолете использовался легкий мотоциклетный двигатель. Он крепился на спине пилота, а для управления служила одна ручка, при помощи которой осуществлялись все функции, обычно разделенные между штурвалом, педалями, рычагом общего шага и сектором газа. Приборов не было.
Николаю Ильичу эта компоновка не понравилась. “Только не на спину” – говорил он. “Представьте, что вы с мешком картошки на плечах прыгаете со шкафа. Мотор нужно поставить спереди, а летчика посадить за валом несущих винтов, чтобы, как говорил Ришар, было чего ломать при грубой посадке. Вместо колес необходимы поплавки, тогда можно взлетать и садиться и на землю, и на воду, и на снег”.
Проектирование вертолета продвигалось достаточно быстро. К работе привлекались и специалисты из других организаций. Колонку с распределительным редуктором спроектировал Н.Г.Русанович – бывший сотрудник Камова, работавший в ЦАГИ у М.Л.Миля. Аэродинамический расчет выполнили Б.Я.Жеребцов и В.П.Бахур – специалисты КБ И.П.Братухина. Правда, эти материалы приходилось дорабатывать по результатам расчетов на прочность и в связи с изменением параметров при проектировании. Аэродинамические расчеты выполнялись сначала по методу Миля и Ярошенко, опубликованному в журнале “Техника Воздушного флота”, а затем по методу Л.С.Вильдгрубе. Его расчет был впоследствии опубликован в том же журнале.
Механические детали вертолета делались на заводе № 156, относящемуся к ОКБ Туполева.
Перспектива
Ка-62 разработан на производственных мощностях ОАО «Камов», конструкторского бюро и холдинга «Вертолёты России». Это первый в линейке производителя гражданский вертолёт, выполненный по одновинтовой схеме. Рулевой винт заключён в кольцевой канал, имеющий вертикальное оперение.
На более чем 20-летнюю разработку машины было потрачено свыше 3 млрд руб. Сумма достаточно приличная, поэтому рыночная стоимость вертолёта также не будет низкой: предположительно около 10 млн. $. Известно, что выпуск новинки в значительной степени будет ориентирован на международный рынок.
За серийный выпуск модели КА-62 будет отвечать Арсеньевская авиационная . Военная версия ожидается спустя год после запуска полноценного производства. В силу высокой технологичности и широкого применения инновационных решений вертолёт КА-62 пройдёт сертификацию только в 2022 году. Пока же эту модель ждут дальнейшие тесты и испытания, которые позволят улучшить качество и надёжность летательного аппарата, исключив возможные риски и создав действительно легендарный и неповторимый вертолёт во всём мировом авиастроении.
Первый вертолет
В 1940 году в стране создается первый завод винтокрылых аппаратов, директором и главным конструктором которого становится Николай Камов, а его заместителем – Михаил Миль. Однако до конца завод отстроить не удалось – начавшаяся война заставила эвакуироваться на Урал. Здесь продолжается работа над «прыгающим» автожиром-корректировщиком АК, для которого не требовалось разбега. Однако и ее закончить не успели – КБ вертолетостроения расформировано.
В 1943 году Камов возвращается из эвакуации и организует при Бюро новой техники ЦАГИ группу, в которой на общественных началах проектируется первый вертолет соосной схемы – Ка-8. Эта схема, ставшая позже фирменным отличием камовских машин, была известна давно. Еще Михайло Ломоносов в 1754 году демонстрировал модель аэродинамической машины с двумя винтами на одной оси. Многие конструкторы экспериментировали с подобной схемой, признавая ее преимущества: компактность и маневренность.
И снова практически на полном энтузиазме Камов с коллегами и студентами с нуля разрабатывает первый действующий вертолет – одноместный легкий Ка-8, или, как его называли, «летающий мотоцикл». Ка-8 принимает участие в параде в честь Дня Военно-воздушного флота 1948 года. Тогда устаревшее название «геликоптер» официально впервые было заменено на «вертолет». По одной из версий, само слово «вертолет» было придумано Камовым вместе Н.К. Скржинским.
Демонстрация Ка-8 имела большой успех, и Камову было предложено возглавить специализированное конструкторское бюро с собственной производственной базой. Так появилось КБ Камова, которым Николай Ильич руководил всю оставшуюся жизнь.
“Будущее уже стучится”
В последние годы идет тенденция к появлению в российской армии беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Развитие систем с искусственным интеллектом будет постепенно вытеснять пилотируемую авиацию, в том числе боевую, считает Чередниченко.
Александр Чередниченко
Источник изображения: Сергей Карпухин/ТАСС
“Это неизбежно. Никуда мы от этого не денемся, — заключает летчик-испытатель “Камова”. — Но до конца беспилотники пилотируемую авиацию вытеснить не смогут: наиболее ответственные виды полетов или варианты применения авиатехники, прежде всего те, которые потребуют делать именно моральный выбор, все же останутся за человеком”. Так, по его мнению, из-за большего доверия к человеку останется потребность, например, по перевозке пассажиров пилотируемыми вертолетами, но работа в зоне ведения интенсивных боевых действий, непосредственно связанная с риском для пилотов, будет постепенно перекладываться на БЛА. И технические возможности для этого уже сейчас есть.
Недалеко то время, когда и Ка-52К сможет уверенно работать с беспилотниками. “Вполне возможно, к этому придут. Хотя сейчас пока такой задачи не было, но это будущее, и оно уже стучится в дверь”, — завершает наш разговор летчик-испытатель Александр Чередниченко.
Роман Азанов
ТАСС благодарит за организацию проведения интервью пресс-службу холдинга “Вертолеты России”
Задействованная в Сирии техника
С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.
С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.
За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.
По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2021 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.
Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.
Рейтинг автора
Автор статьи
Виталий Рябов
За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.
Написано статей
241
Заказы
31.08.2011 между Оборонпромом и был подписан контракт о производстве и поставке 140 единиц вертолетов Ка-52, общей стоимостью 120 млрд руб. до 2022 года. В контракте не указано, какие именно модификации вертолетов будут выпущены для Минобороны России.
8.04.2014 Министерством обороны РФ был подписан контракт на покупку 32 палубных вертолетов Ка-52. Их планировалось установить на двух кораблях-вертолетоносцах «Мистраль», которые по предварительному заказу производились во Франции для России. В связи с событиями последнего года обострение отношений между РФ и Францией может помешать выполнению договоренностей.
Исходя из слов заместителя министра обороны России Юрия Борисова, до 2022 года имеется заказ на поставку 146 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», 32 из которых – палубной версии.