История
Разработка К-5 началась в . Первые испытательные стрельбы прошли в . Он был протестирован (но не в эксплуатации) Яковлев Як-25. Оружие поступило на вооружение как Грушин / Томашевич (русский: Грушин / Томашевич) РС-2У (также известный как Р-5МС или же К-5МС) в . Первоначальный вариант был согласован с РЛС РП-2У (Изумруд-2), использовавшейся на МиГ-17ПФУ, МиГ-19 ВЕЧЕРА. Улучшенный вариант, К-5М или же РС-2УС в ПВО сервис, запущен в производство в , согласованный с РЛС РП-9 / РП-9У (Сапфир) Сухой Су-9. В Китайская Народная Республика разработали копию под обозначением PL-1, для использования их J-6 Истребители Б.
Трудности, связанные с управление лучом, особенно в одноместном самолет истребитель, были значительными, что делало “Щелочь” в первую очередь средством противбомбардировщик ракета. Вокруг К-5 был заменен на К-55 (R-55 на вооружении), который заменил ГСН с балкой на полуактивная радиолокационная система самонаведения или же инфракрасные искатели из К-13 (АА-2 ‘Атолл’). Оружие было на 7,8 кг (17 фунтов) тяжелее, чем К-5, но имело меньшую боеголовку на 9,1 кг (20 фунтов). К-55 оставался на вооружении около , вероятно, будучи на пенсии с последним из Сухой Су-9 перехватчики.
Внешние ссылки [ править ]
- РС-2У – ракета воздух-воздух на сайте Aviation.ru
- К-5 на airwar.ru
- (на русском языке ) K-5 в missiles.ru
- – Сайт Electromecanica: ракета “воздух-воздух”
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” ( полный список ) |
| ||||||
Противотанковые ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Зенитные ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” ( полный список ) |
|
vтеРоссийские и бывшие советские авиационные боеприпасы | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” |
| ||||||||||||||||
Ракеты класса “воздух-земля” |
| ||||||||||||||||
Противокорабельные и крылатые ракеты |
| ||||||||||||||||
Противотанковые ракеты |
| ||||||||||||||||
Ракеты |
| ||||||||||||||||
Бомбы |
| ||||||||||||||||
Автопушки и пулеметы |
|
Операторы
Карта с бывшими операторами К-5 в красном
Бывшие операторы
- Советский союз
- Оба Советские ВВС (ВВС) и Советские Войска ПВО (ПВО) эксплуатировал К-5.
- Китай
- В ВВС Народно-освободительной армии эксплуатируется лицензионная китайская копия Калининградского К-5, обозначенная как PL-1 (PL: сокращение от Пи Ли или же Пили, что означает удар молнии).
- Чехословакия
- В Чехословацкие ВВС эксплуатировались РС-2У и РС-2УС.
- Венгрия
- В Венгерские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ, МиГ-21ПФ и МиГ-21МФ.
- Польша
- В Польские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ и МиГ-21, которые до сих пор используются в качестве учебной цели.
- Румыния
- Копия А-90 местного производства компании Electromecanica Ploiesti (1984 г.)
Автор книги: Виктор Марковский
Соавторы:
Москва
Издательский центр «Экспринт»
2005
Первое поколение авиационных ракет
Послевоенное развитие авиационной техники, сопровождавшееся стремительным возрастанием скорости боевых самолетов, преодолением звукового барьера и освоением больших высот полета, существенно изменило требования к авиационному вооружению. Неудовлетворительность прежних средств поражения была ощутимой прежде всего для истребителей, вступивших в реактивную эпоху с вооружением из авиационных пушек.
Достижение основной цели боя – уничтожение самолета противника – сковывалось возможностями бортового артиллерийского вооружения, эффективность которого стала явно недостаточной. Сверхзвуковые скорости, резко возросшие дистанции и относительные перемещения противников в воздушном бою при невысоких дальностях стрельбы и продолжительности прицельной очереди приводили к малой вероятности выполнения задачи. Другим недостатком была невысокая разрушительная мощь снарядов (так, при массе 400 г отечественный 30-мм осколочно-фугасный снаряд нес только 39 г ВВ, 23 мм – 170 г), во многих случаях недостаточная для надежного поражения самолета противника, конструкция которого теперь рассчитывалась на значительные нагрузки и скоростной напор.
Пушечное вооружение сковывало и развитие тактики воздушного боя. Чтобы открыть прицельный огонь по самолету противника, реактивному истребителю требовалось выйти сзади на небольшую дистанцию и малые курсовые углы. Бой, тем самым, строился по унаследованной от поршневых истребителей схеме, а область возможных атак сузилась и не позволяла использовать возможности современного самолета.
Не увенчались успехом попытки решить проблему простейшим способом – применением неуправляемых авиационных ракет, хорошо зарекомендовавших себя в борьбе с наземными целями. Простота их устройства и использования была привлекательна, но специфика воздушного боя с его большими перегрузками и относительными скоростями противников делала НАР совершенно неудовлетворительными из-за их малой дальности и точности. При невысокой скорости и значительном рассеянии НАР с малых дистанций они не давали преимуществ перед пушками, а на большом расстоянии использование сводилось к залповому пуску в расчете накрыть цель дождем разлетающихся ракет, одна две из которых могли бы накрыть вражеский самолет. Вероятность этого была невелика даже при стрельбе по крупной цели, не говоря уже о маневрирующем истребителе.
Рекомендации
Гордон, Ефим (2004). Советское / российское авиационное оружие со времен Второй мировой войны. Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-188-1..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:”\”””\”””‘””‘”}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg”)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Модификации и носители
- К-5 (РС-1У) — базовый серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
- К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
- К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не пошла.
- К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
- К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.
- PL-1 (кит. трад. 霹靂一號, упр. 霹雳一号, пиньинь Pī lì yī hào, палл. Пи ли и хао, буквально Удар грома 1) — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.
История
Разработка К-5 началась в . Первые испытательные стрельбы прошли в . Он был протестирован (но не в эксплуатации) Яковлев Як-25. Оружие поступило на вооружение как Грушин / Томашевич (русский: Грушин / Томашевич) РС-2У (также известный как Р-5МС или же К-5МС) в . Первоначальный вариант был согласован с РЛС РП-2У (Изумруд-2), использовавшейся на МиГ-17ПФУ, МиГ-19 ВЕЧЕРА. Улучшенный вариант, К-5М или же РС-2УС в ПВО сервис, запущен в производство в , согласованный с РЛС РП-9 / РП-9У (Сапфир) Сухой Су-9. В Китайская Народная Республика разработали копию под обозначением PL-1, для использования их J-6 Истребители Б.
Трудности, связанные с управление лучом, особенно в одноместном самолет истребитель, были значительными, что делало “Щелочь” в первую очередь средством противбомбардировщик ракета. Вокруг К-5 был заменен на К-55 (R-55 на вооружении), который заменил ГСН с балкой на полуактивная радиолокационная система самонаведения или же инфракрасные искатели из К-13 (АА-2 ‘Атолл’). Оружие было на 7,8 кг (17 фунтов) тяжелее, чем К-5, но имело меньшую боеголовку на 9,1 кг (20 фунтов). К-55 оставался на вооружении около , вероятно, будучи на пенсии с последним из Сухой Су-9 перехватчики.
История
Разработка К-5 началась в . Первые испытательные стрельбы прошли в . Он был протестирован (но не в эксплуатации) Яковлев Як-25. Оружие поступило на вооружение как Грушин / Томашевич (русский: Грушин / Томашевич) РС-2У (также известный как Р-5МС или же К-5МС) в . Первоначальный вариант был согласован с РЛС РП-2У (Изумруд-2), использовавшейся на МиГ-17ПФУ, МиГ-19 ВЕЧЕРА. Улучшенный вариант, К-5М или же РС-2УС в ПВО сервис, запущен в производство в , согласованный с РЛС РП-9 / РП-9У (Сапфир) Сухой Су-9. В Китайская Народная Республика разработали копию под обозначением PL-1, для использования их J-6 Истребители Б.
Трудности, связанные с управление лучом, особенно в одноместном самолет истребитель, были значительными, что делало “Щелочь” в первую очередь средством противбомбардировщик ракета. Вокруг К-5 был заменен на К-55 (R-55 на вооружении), который заменил ГСН с балкой на полуактивная радиолокационная система самонаведения или же инфракрасные искатели из К-13 (АА-2 ‘Атолл’). Оружие было на 7,8 кг (17 фунтов) тяжелее, чем К-5, но имело меньшую боеголовку на 9,1 кг (20 фунтов). К-55 оставался на вооружении около , вероятно, будучи на пенсии с последним из Сухой Су-9 перехватчики.
Рекомендации
Гордон, Ефим (2004). Советское / российское авиационное оружие со времен Второй мировой войны. Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-188-1..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:”\”””\”””‘””‘”}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg”)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
The Design
The first thing to do was find drawings, which was hard to do.
Simple Google searches turned up some pictures of MiG-19s and a few images of the RS-2U / K-5 missile,
but not much detail.
The drawing above, from the
Military Russia blog,
is a decent line drawing, good enough for a sport-scale model.
It’s also good because it has two views 90° apart, showing the motor and non-motor sides.
At any rate, I was able to produce this
overall drawing
by tracing over a nice rendering, and checking the dimensions against the line drawings.
Peter Alway found more drawings on a Russian modeling site that have a lot of detail:
For ease, I decided to make the tail removable for flight, which would allow me to use a
standard inner motor mount.
This divides the rocket into three natural pieces:
- Removable tail (20″ long)
- Fin can and recovery (48″)
- Multiple tapered nose (30″)
The nose would have a 3″ airframe tube in the center of it, to house the electronics,
but otherwise would just be cosmetic.
Since the tail would be removable for flight, this leaves a reasonably standard rocket shape.
No room is left for dual deployment, but this isn’t really an altitude rocket anyway.
РВВ-АЕ
В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.
Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.
Операторы
Карта с бывшими операторами К-5 в красном
Бывшие операторы
- Советский союз
- Оба Советские ВВС (ВВС) и Советские Войска ПВО (ПВО) эксплуатировал К-5.
- Китай
- В ВВС Народно-освободительной армии эксплуатируется лицензионная китайская копия Калининградского К-5, обозначенная как PL-1 (PL: сокращение от Пи Ли или же Пили, что означает удар молнии).
- Чехословакия
- В Чехословацкие ВВС эксплуатировались РС-2У и РС-2УС.
- Венгрия
- В Венгерские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ, МиГ-21ПФ и МиГ-21МФ.
- Польша
- В Польские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ и МиГ-21, которые до сих пор используются в качестве учебной цели.
- Румыния
- Копия А-90 местного производства компании Electromecanica Ploiesti (1984 г.)
1. История разработки
Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей перехватчиков, начались в КБ-1, почти за год до официального правительственного постановления от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, чтобы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причем предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».
НИИ-17 занялся разработкой РЛС для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.
Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 г. в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолетам-мишеням начались в марте 1955 г., и уже 8-го числа была поражена первая мишень. После принятия на вооружение в 1956 г. система получила наименование С-1-У, самолет – МиГ-17ПФУ, а сама ракета – РС-1У (реактивный снаряд первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.
В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 г. сорок ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили в 1956 г. на заводе 21 в Горьком. В 1956 г. провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Еще одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало – упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.
Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно – уже весной 1956 г. во Владимировке состоялись ее первые пуски с истребителя МиГ-19 (СМ-2М).
После принятия системы на вооружение по Постановлению от 28 ноября 1957 г. 134-54 она получила обозначение С-2-У, ракета – РС-2У. На горьковском заводе 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолетов с 1956 по 1960 год.
Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 – наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.
Еще до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской 0103), а также изготовление на заводе 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик-испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 – самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара). В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960г. 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет – Су-9, РЛС ЦД-30 – РП-9, ракета К-51 – РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолете – МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулось, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.
Тактико-технические характеристики
Модификация | РС-1У | РС-2У | РС-2УС | Р-55 |
---|---|---|---|---|
изделие «ШС» AA-1 Alkali | изделие «И» AA-1A Alkali | изделие «ИС» AA-1A Alkali | изделие «67» AA-1B Alkali | |
Принятие на вооружение | 1956 | 1957 | 1960 | 1972 |
Самолёты-носители/боекомплект | МиГ-17ПФУ/4, Як-25К/?, МиГ-19ПМ/4 | МиГ-19ПМ/4 | МиГ-19ПМУ/4, Су-9/2-4, МиГ-21ПФМ/Р/МФ/? | МиГ-21ПФМ/С/?, Су-9/2-4 (Миг-21бис, Су-9, Су-15) |
Пусковое устройство | АПУ-3 | АПУ-4 | АПУ-4, АПУ-19 (внутренние) и АПУ-20 (внешние), АПУ-7 | АПУ-68УМ |
Зона поражения по дальности, км | 2-3 | 2-5,2 (реально 1,5-3,5, 2,5-3,5) | 2-6 (2,5-3,5) | 1,2-10 (1,2-2,8) |
Зона поражения по высоте, км | 5-10 | 0,7-16 (2,5-16,5) | 5-20 (2,5-16,5/20,5) | 0-22 |
Скорость поражаемой цели, км/ч | 1600 | |||
Длина ракеты, м | 2,35 | 2,45 (2,494) | 2,5 | 2,76 |
Диаметр корпуса, мм | 200 | |||
Размах крыла, м | 0,55 | 0,65 | 0,654 | 0,65 |
Стартовая масса, кг | 74,3 | 82,6 (82,2) | 82,7 | 91,1 |
Время управляемого полёта, сек. | ||||
Максимальная скорость, м/с | 800 | |||
Допустимая перегрузка при пуске, g | ||||
Перегрузка перехватываемой цели, g | ||||
Боевая часть | 9,25 кг (11,35) | 13 кг (13,5) | 13 кг | Две ОФБЧ (передняя и хвостовая), 8,6 кг |
Система наведения | по радиолучу самолётной РЛС | ИК ГСН C-59 | ||
Взрыватель | неконтактный радиовзрыватель РВ-1У | неконтактный радиовзрыватель РВ-2У | неконтактый оптический НОВ-55 «Роза» ИК-диапазона | |
Двигательная установка | РДТТ тягой 1340 кгс |
Операторы К-5 помечены красным
История разработки
Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей перехватчиков, начались в КБ-1, почти за год до официального правительственного постановления от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, что бы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причем предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».
НИИ-17 занялся разработкой РЛС для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.
Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 г. в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолетам-мишеням начались в марте 1955 г., и уже 8-го числа была поражена первая мишень.После принятия на вооружение в 1956 г. система получила наименование С-1-У, самолет – МиГ-17ПФУ, а сама ракета – РС-1У (реактивный снаряд первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.
В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 г. сорок ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили в 1956 г. на заводе 21 в Горьком. В 1956 г. провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Еще одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало – упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.
Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно – уже весной 1956 г. во Владимировке состоялись ее первые пуски с истребителя МиГ-19 (СМ-2М).
После принятия системы на вооружение по Постановлению от 28 ноября 1957 г. 134-54 она получила обозначение С-2-У, ракета – РС-2У. На горьковском заводе 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолетов с 1956 по 1960 год.
Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 – наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.
Еще до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской 0103), а также изготовление на заводе 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик-испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 – самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара). В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960г. 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет – Су-9, РЛС ЦД-30 – РП-9, ракета К-51 – РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолете – МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулось, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.