К-5М – РС-2У – РС-2УС – AA-1AB ALKALI

История

Разработка К-5 началась в . Первые испытательные стрельбы прошли в . Он был протестирован (но не в эксплуатации) Яковлев Як-25. Оружие поступило на вооружение как Грушин / Томашевич (русский: Грушин / Томашевич) РС-2У (также известный как Р-5МС или же К-5МС) в . Первоначальный вариант был согласован с РЛС РП-2У (Изумруд-2), использовавшейся на МиГ-17ПФУ, МиГ-19 ВЕЧЕРА. Улучшенный вариант, К-5М или же РС-2УС в ПВО сервис, запущен в производство в , согласованный с РЛС РП-9 / РП-9У (Сапфир) Сухой Су-9. В Китайская Народная Республика разработали копию под обозначением PL-1, для использования их J-6 Истребители Б.

Трудности, связанные с управление лучом, особенно в одноместном самолет истребитель, были значительными, что делало “Щелочь” в первую очередь средством противбомбардировщик ракета. Вокруг К-5 был заменен на К-55 (R-55 на вооружении), который заменил ГСН с балкой на полуактивная радиолокационная система самонаведения или же инфракрасные искатели из К-13 (АА-2 ‘Атолл’). Оружие было на 7,8 кг (17 фунтов) тяжелее, чем К-5, но имело меньшую боеголовку на 9,1 кг (20 фунтов). К-55 оставался на вооружении около , вероятно, будучи на пенсии с последним из Сухой Су-9 перехватчики.

Внешние ссылки [ править ]

  • РС-2У – ракета воздух-воздух на сайте Aviation.ru
  • К-5 на airwar.ru
  • (на русском языке ) K-5 в missiles.ru
  • – Сайт Electromecanica: ракета “воздух-воздух”
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза
Ракеты класса “воздух-воздух” ( полный список )
  • Щелочь AA-1
  • Атолл AA-2
  • АА-3 Анаб
  • AA-4 Шило
  • AA-5 Ясень
  • AA-6 едкий
  • AA-7 Apex
  • AA-8 Тля
  • AA-9 Амос
  • AA-10 Аламо
  • AA-11 Лучник
  • Сумматор AA-12
  • AA-13 Стрела
  • К-74М2 (Р-73М)
  • К-77М (Р-77М)
  • КС-172
Ракеты класса “воздух-поверхность” ( полный список )
  • 10Х 14Х 18Х РВ-1
  • Питомник AS-1
  • AS-2 Киппер
  • AS-3 Кенгуру
  • AS-4 Кухня
  • AS-5 Кельт
  • AS-6 Kingfish
  • AS-7 Керри
  • АС-8 Кокон АТ-6
  • AS-9 Кайл
  • AS-10 Карен
  • AS-11 килтер
  • AS-12 Кеглер
  • AS-13 Kingbolt
  • AS-14 Kedge
  • AS-15 Кент
  • AS-16 Отдача
  • AS-17 Криптон
  • AS-18 Kazoo
  • AS-X-19 Коала
  • Байдарка AS-20
  • AS-X-21
  • АС-22 Х-59МК2С
  • АС-4М Х-32
  • АС-23 Х-38/36
  • АС-24 Х-36
  • Х-45
  • АС-25 Х-50
  • АС-26 Х-БД
  • Х-90
  • АС-27 Загар А Х-41
  • АС-28 Стробил А Х-61
  • AS-29 Sizzler Club A
  • Гермес АТС
  • Из305 LMUR
  • Х-74М2 “ГЗУР”
  • AS-X-36 Stone AH (Х-76)
  • AS-37 BrahMos AL
  • Циркон (Х-72) АСМ
  • БраМос-II
Противотанковые ракеты ( полный список )
  • AT-1 Snapper
  • AT-2 Swatter
  • AT-3 Sagger
  • Патрубок AT-4
  • Спандрель АТ-5
  • АТ-6 Спираль
  • AT-7 Саксорн
  • AT-8 Songster
  • АТ-9 Спираль-2
  • AT-10 Stabber
  • Снайпер АТ-11
  • AT-12 Свингер
  • AT-13 Саксорн-2
  • АТ-14 Спригган
  • АТ-15 Спрингер
  • AT-16 Лук-шалот
  • «Автономя» ИК ФФ
  • Гермес А / М / К АТС
  • Из305 LMUR
Зенитные ракеты ( полный список )
Наземный
  • Гильдия SA-1
  • Руководство SA-2
  • SA-3 Goa
  • СА-4 Ганеф
  • SA-5 Гаммон
  • SA-6 Gainful
  • СА-7 Грааль
  • SA-8 Геккон
  • СА-9 Гаскин
  • SA-10 ворчание
  • SA-11 Овод
  • SA-12 Гладиатор / Гигант
  • СА-13 Гофер
  • СА-14 Гремлин
  • SA-15 Gauntlet
  • СА-16 Буравчик
  • SA-17 Grizzly
  • SA-18 Рябчик
  • SA-19 ​​Grison
  • SA-20 Горгулья
  • SA-21 Growler
  • SA-22 Грейхаунд
  • SA-23 Гладиатор / Гигант
  • СА-24 Гринч
  • SA-25
  • Морфей
  • С-350
  • Сосна-Р / РА
Военно-морская база
  • SA-N-1 Goa
  • Руководство SA-N-2
  • SA-NX-2C M-3
  • Кубок СА-Н-3
  • SA-N-4 Геккон
  • СА-Н-3б Ганеф М-31
  • SA-N-5 Грааль
  • SA-N-6 ворчание
  • SA-N-7 Овод
  • SA-N-8 Гремлин
  • SA-N-9 Рукавица
  • SA-N-10 Тетерев
  • SA-N-11 Гризон
  • SA-N-12 Гризли
  • SA-N-14 Тетерев
  • SA-N-20 Горгулья
  • SA-N-21 Грейхаунд
  • 9К 96 Редут
  • Палаш / Пальма
ПРО
  • АБМ-1 Галошь
  • АВМ-3 / 53Т6 Газель
  • С-500
  • А-235
Ракеты класса “земля-земля” ( полный список )
Наземный
  • SS-1 Scunner / SS-1 Scud ( Скад-A / -B / -C / -D)
  • SS-2 Родной брат
  • СС-3 Шистер
  • SS-4 Сандалии
  • SS-5 Skean
  • SS-6 Заболонь
  • SS-7 Седельный
  • СС-8 Сасин
  • СС-8Б Сасин 2
  • SS-9 Скарп
  • SS-10 Scrag
  • SS-11 Sego
  • Масштабная доска SS-12
  • SS-X-13 Дикарь
  • SS-13 Savage
  • SS-14 Scamp / Козел отпущения
  • SS-15 Скрудж
  • SS-16 Грешник
  • SS-17 Шлепок
  • SS-18 Сатана
  • SS-19 Стилет
  • SS-20 Sabre
  • SS-21 Скарабей
  • Масштабная доска SS-22
  • SS-23 Паук
  • SS-24 Скальпель
  • SS-25 Серп
  • SS-26 Камень
  • SS-27 Серп B
  • SS-28 Sabre 2
  • SS-29 Серп C RS-24
  • SS-X-30 Сатана 2 RS-28 Сармат
  • SS-X-31 Серп D RS-26
  • SS-X-32Ж Скальпель Б
  • Авангард / HGV Ю-7 #
  • SS-X-33 Stone AN / 9M730 Буревестник
Военно-морская база
  • 14ХК1 15Х 17Х
  • Скруббер СС-Н-1
  • SS-N-2 Стикс
  • SS-N-3c Shaddock
  • SS-N-3a Shaddock 3b Sepal
  • SS-N-4 Sark
  • SS-N-5 Сарк / Сербский
  • Д-6 Д-6М
  • Д-7 Р-15М
  • SS-N-6 сербский
  • SS-N-7 Starbright
  • SS-N-8 Пилильщик
  • SS-N-9 Сирена
  • SS-N-12 Песочница
  • SS-NX-13 сербский
  • SS-N-14 Силекс
  • SS-N-15 Морская звезда
  • SS-N-16 Жеребец
  • SS-N-17 Бекас
  • SS-N-18 Stingray
  • SS-N-19 Кораблекрушение
  • SS-NX-20 Осетр
  • SS-N-21 Сампсон
  • SS-N-22 Загар
  • СС-Н-23 Скиф Р29РМ
  • SS-N-23A Скиф
  • SS-N-23B Скиф
  • SS-NX-24 Скорпион
  • Выключатель SS-N-25
  • SS-N-26 Стробиль
  • SS-N-27 Sizzler 3M54
  • СС-Н-30А 3М-14
  • SS-NX-28
  • СС-Н-29
  • СС-Н-32
  • SS-NX-33 Циркон
  • SS-NX-34 Скиф
  • СС-Н-35 Альфа
  • СС-Н-36
  • SS-NX-37
  • SS-NX-38 Каньон
SSM
  • 10ХН
  • SSC-1B Sepal Redut
  • ССК-2 Салиш / Самлет КСЩ АС / КС-1
  • SSC-3 Styx Rubezh
  • Рогатка SSC-4
  • SSC-X-5 Скорпион
  • SSC-6 Sennight Bal
  • SSC-7 Stone КС 9М728
  • SSC-8 Stone KB 9M729
  • SSC-14 Klub N / M 3M14 / 54
  • SSC-13 BrahMos
  • SSC-10 / SSC-5 Стогге Bastion P / S
  • ССК-7/12 3М-80МВ
  • SSC-X-11 «ГЗУР»
  • SSC-X-15 Скиф
  • SSC-X-9 Stone AN 9M730
  • °
  • Гермес М АТС
  • Гермес К АТС
vтеРоссийские и бывшие советские авиационные боеприпасы
Ракеты класса “воздух-воздух”
  • РС-2У
  • R-3
  • R-8
  • R-38
  • R-4
  • R-40
  • R-23
  • R-60
  • R-33
  • R-27
  • R-73
  • R-77
  • R-37
Ракеты класса “воздух-земля”
  • Х-23
  • Х-25
  • Х-28
  • Х-29
  • Х-45
  • Х-58
  • Х-59
Противокорабельные и крылатые ракеты
  • КС-1_Комет
  • К-10С
  • Х-20
  • Х-22
  • КСР-2
  • КСР-5
  • Х-55
  • Х-15
  • Х-31
  • Х-35
  • Х-45
  • Х-90
Противотанковые ракеты
  • 3М6 Шмель
  • 9М17 Флейта
  • 9М14 Малютка
  • 9К114 Штурм
  • 9М120 Атака
  • 9К121 Вихрь
Ракеты
  • RS-82/132
  • Для мальчиков-5
  • Для мальчиков-8
  • Для мальчиков-13
  • С-24
  • С-25
Бомбы
  • FAB
  • ФАБ-5000
  • RRAB
  • PTAB
  • ПБК-500У Дрель
  • ФАБ-9000
Автопушки и пулеметы
7,62 мм
  • СИБЕМАС
  • ПВ-1
  • DA
  • ШКАС
  • Савин – Норов
  • ГШГ-7.62
12,7 мм
  • ШВАК 12,7 мм
  • Березин УБ
  • Афанасьев А-12,7
  • ЯкБ-12,7
20 мм
  • Ш-3
  • ШВАК 20 мм
  • Березин Б-20
23 мм
  • ВЯ-23
  • НС-23
  • NR-23
  • АМ-23
  • R-23
  • ГШ-23
  • ГШ-6-23
30 мм
  • NR-30
  • ГШ-30-1
  • ГШ-30-2
  • ГШ-6-30
  • 2A42
37 мм
  • Ш-37
  • НС-37
  • П-37
45 мм
57 мм
  • Н-57 / ОКБ-16-57
  • РШР-57 / ОКБ-15-57

Операторы

Карта с бывшими операторами К-5 в красном

Бывшие операторы

 Советский союз
Оба Советские ВВС (ВВС) и Советские Войска ПВО (ПВО) эксплуатировал К-5.
 Китай
В ВВС Народно-освободительной армии эксплуатируется лицензионная китайская копия Калининградского К-5, обозначенная как PL-1 (PL: сокращение от Пи Ли или же Пили, что означает удар молнии).
 Чехословакия
В Чехословацкие ВВС эксплуатировались РС-2У и РС-2УС.
 Венгрия
В Венгерские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ, МиГ-21ПФ и МиГ-21МФ.
 Польша
В Польские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ и МиГ-21, которые до сих пор используются в качестве учебной цели.
 Румыния
Копия А-90 местного производства компании Electromecanica Ploiesti (1984 г.)

Автор книги: Виктор Марковский

Соавторы:

Москва

Издательский центр «Экспринт»

2005

Первое поколение авиационных ракет

Послевоенное развитие авиационной техники, сопровождавшееся стремительным возрастанием скорости боевых самолетов, преодолением звукового барьера и освоением больших высот полета, существенно изменило требования к авиационному вооружению. Неудовлетворительность прежних средств поражения была ощутимой прежде всего для истребителей, вступивших в реактивную эпоху с вооружением из авиационных пушек.

Достижение основной цели боя – уничтожение самолета противника – сковывалось возможностями бортового артиллерийского вооружения, эффективность которого стала явно недостаточной. Сверхзвуковые скорости, резко возросшие дистанции и относительные перемещения противников в воздушном бою при невысоких дальностях стрельбы и продолжительности прицельной очереди приводили к малой вероятности выполнения задачи. Другим недостатком была невысокая разрушительная мощь снарядов (так, при массе 400 г отечественный 30-мм осколочно-фугасный снаряд нес только 39 г ВВ, 23 мм – 170 г), во многих случаях недостаточная для надежного поражения самолета противника, конструкция которого теперь рассчитывалась на значительные нагрузки и скоростной напор.

Пушечное вооружение сковывало и развитие тактики воздушного боя. Чтобы открыть прицельный огонь по самолету противника, реактивному истребителю требовалось выйти сзади на небольшую дистанцию и малые курсовые углы. Бой, тем самым, строился по унаследованной от поршневых истребителей схеме, а область возможных атак сузилась и не позволяла использовать возможности современного самолета.

Не увенчались успехом попытки решить проблему простейшим способом – применением неуправляемых авиационных ракет, хорошо зарекомендовавших себя в борьбе с наземными целями. Простота их устройства и использования была привлекательна, но специфика воздушного боя с его большими перегрузками и относительными скоростями противников делала НАР совершенно неудовлетворительными из-за их малой дальности и точности. При невысокой скорости и значительном рассеянии НАР с малых дистанций они не давали преимуществ перед пушками, а на большом расстоянии использование сводилось к залповому пуску в расчете накрыть цель дождем разлетающихся ракет, одна две из которых могли бы накрыть вражеский самолет. Вероятность этого была невелика даже при стрельбе по крупной цели, не говоря уже о маневрирующем истребителе.

Рекомендации

Гордон, Ефим (2004). Советское / российское авиационное оружие со времен Второй мировой войны. Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN  1-85780-188-1..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:”\”””\”””‘””‘”}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg”)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Модификации и носители

  • К-5 (РС-1У) — базовый серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
  • К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
  • К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не пошла.
  • К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
  • К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.
  • PL-1 (кит. трад. 霹靂一號, упр. 霹雳一号, пиньинь Pī lì yī hào, палл. Пи ли и хао, буквально Удар грома 1) — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.

История

Разработка К-5 началась в . Первые испытательные стрельбы прошли в . Он был протестирован (но не в эксплуатации) Яковлев Як-25. Оружие поступило на вооружение как Грушин / Томашевич (русский: Грушин / Томашевич) РС-2У (также известный как Р-5МС или же К-5МС) в . Первоначальный вариант был согласован с РЛС РП-2У (Изумруд-2), использовавшейся на МиГ-17ПФУ, МиГ-19 ВЕЧЕРА. Улучшенный вариант, К-5М или же РС-2УС в ПВО сервис, запущен в производство в , согласованный с РЛС РП-9 / РП-9У (Сапфир) Сухой Су-9. В Китайская Народная Республика разработали копию под обозначением PL-1, для использования их J-6 Истребители Б.

Трудности, связанные с управление лучом, особенно в одноместном самолет истребитель, были значительными, что делало “Щелочь” в первую очередь средством противбомбардировщик ракета. Вокруг К-5 был заменен на К-55 (R-55 на вооружении), который заменил ГСН с балкой на полуактивная радиолокационная система самонаведения или же инфракрасные искатели из К-13 (АА-2 ‘Атолл’). Оружие было на 7,8 кг (17 фунтов) тяжелее, чем К-5, но имело меньшую боеголовку на 9,1 кг (20 фунтов). К-55 оставался на вооружении около , вероятно, будучи на пенсии с последним из Сухой Су-9 перехватчики.

История

Разработка К-5 началась в . Первые испытательные стрельбы прошли в . Он был протестирован (но не в эксплуатации) Яковлев Як-25. Оружие поступило на вооружение как Грушин / Томашевич (русский: Грушин / Томашевич) РС-2У (также известный как Р-5МС или же К-5МС) в . Первоначальный вариант был согласован с РЛС РП-2У (Изумруд-2), использовавшейся на МиГ-17ПФУ, МиГ-19 ВЕЧЕРА. Улучшенный вариант, К-5М или же РС-2УС в ПВО сервис, запущен в производство в , согласованный с РЛС РП-9 / РП-9У (Сапфир) Сухой Су-9. В Китайская Народная Республика разработали копию под обозначением PL-1, для использования их J-6 Истребители Б.

Трудности, связанные с управление лучом, особенно в одноместном самолет истребитель, были значительными, что делало “Щелочь” в первую очередь средством противбомбардировщик ракета. Вокруг К-5 был заменен на К-55 (R-55 на вооружении), который заменил ГСН с балкой на полуактивная радиолокационная система самонаведения или же инфракрасные искатели из К-13 (АА-2 ‘Атолл’). Оружие было на 7,8 кг (17 фунтов) тяжелее, чем К-5, но имело меньшую боеголовку на 9,1 кг (20 фунтов). К-55 оставался на вооружении около , вероятно, будучи на пенсии с последним из Сухой Су-9 перехватчики.

Рекомендации

Гордон, Ефим (2004). Советское / российское авиационное оружие со времен Второй мировой войны. Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN  1-85780-188-1..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:”\”””\”””‘””‘”}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg”)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(“//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg”)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

The Design

The first thing to do was find drawings, which was hard to do.
Simple Google searches turned up some pictures of MiG-19s and a few images of the RS-2U / K-5 missile,
but not much detail.

The drawing above, from the
Military Russia blog,
is a decent line drawing, good enough for a sport-scale model.
It’s also good because it has two views 90° apart, showing the motor and non-motor sides.

At any rate, I was able to produce this
overall drawing
by tracing over a nice rendering, and checking the dimensions against the line drawings.

Peter Alway found more drawings on a Russian modeling site that have a lot of detail:

  

For ease, I decided to make the tail removable for flight, which would allow me to use a
standard inner motor mount.
This divides the rocket into three natural pieces:

  • Removable tail (20″ long)
  • Fin can and recovery (48″)
  • Multiple tapered nose (30″)

The nose would have a 3″ airframe tube in the center of it, to house the electronics,
but otherwise would just be cosmetic.
Since the tail would be removable for flight, this leaves a reasonably standard rocket shape.
No room is left for dual deployment, but this isn’t really an altitude rocket anyway.

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

Операторы

Карта с бывшими операторами К-5 в красном

Бывшие операторы

 Советский союз
Оба Советские ВВС (ВВС) и Советские Войска ПВО (ПВО) эксплуатировал К-5.
 Китай
В ВВС Народно-освободительной армии эксплуатируется лицензионная китайская копия Калининградского К-5, обозначенная как PL-1 (PL: сокращение от Пи Ли или же Пили, что означает удар молнии).
 Чехословакия
В Чехословацкие ВВС эксплуатировались РС-2У и РС-2УС.
 Венгрия
В Венгерские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ, МиГ-21ПФ и МиГ-21МФ.
 Польша
В Польские ВВС эксплуатировал РС-2УС на МиГ-19ПМ и МиГ-21, которые до сих пор используются в качестве учебной цели.
 Румыния
Копия А-90 местного производства компании Electromecanica Ploiesti (1984 г.)

1. История разработки

Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей перехватчиков, начались в КБ-1, почти за год до официального правительственного постановления от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, чтобы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причем предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».

НИИ-17 занялся разработкой РЛС для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.

Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 г. в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолетам-мишеням начались в марте 1955 г., и уже 8-го числа была поражена первая мишень. После принятия на вооружение в 1956 г. система получила наименование С-1-У, самолет – МиГ-17ПФУ, а сама ракета – РС-1У (реактивный снаряд первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.

В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 г. сорок ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили в 1956 г. на заводе 21 в Горьком. В 1956 г. провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Еще одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало – упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.

Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно – уже весной 1956 г. во Владимировке состоялись ее первые пуски с истребителя МиГ-19 (СМ-2М).

После принятия системы на вооружение по Постановлению от 28 ноября 1957 г. 134-54 она получила обозначение С-2-У, ракета – РС-2У. На горьковском заводе 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолетов с 1956 по 1960 год.

Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 – наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.

Еще до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской 0103), а также изготовление на заводе 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик-испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 – самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара). В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960г. 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет – Су-9, РЛС ЦД-30 – РП-9, ракета К-51 – РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолете – МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулось, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.

Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.

Тактико-технические характеристики

МодификацияРС-1УРС-2УРС-2УСР-55
изделие «ШС» AA-1 Alkaliизделие «И» AA-1A Alkaliизделие «ИС» AA-1A Alkaliизделие «67» AA-1B Alkali
Принятие на вооружение1956195719601972
Самолёты-носители/боекомплект МиГ-17ПФУ/4, Як-25К/?, МиГ-19ПМ/4МиГ-19ПМ/4МиГ-19ПМУ/4, Су-9/2-4, МиГ-21ПФМ/Р/МФ/?МиГ-21ПФМ/С/?, Су-9/2-4 (Миг-21бис, Су-9, Су-15)
Пусковое устройствоАПУ-3АПУ-4АПУ-4, АПУ-19 (внутренние) и АПУ-20 (внешние), АПУ-7АПУ-68УМ
Зона поражения по дальности, км2-32-5,2 (реально 1,5-3,5, 2,5-3,5)2-6 (2,5-3,5)1,2-10 (1,2-2,8)
Зона поражения по высоте, км5-100,7-16 (2,5-16,5)5-20 (2,5-16,5/20,5)0-22
Скорость поражаемой цели, км/ч1600
Длина ракеты, м2,352,45 (2,494)2,52,76
Диаметр корпуса, мм200
Размах крыла, м0,550,650,6540,65
Стартовая масса, кг74,382,6 (82,2)82,791,1
Время управляемого полёта, сек.
Максимальная скорость, м/с800
Допустимая перегрузка при пуске, g
Перегрузка перехватываемой цели, g
Боевая часть 9,25 кг (11,35)13 кг (13,5)13 кгДве ОФБЧ (передняя и хвостовая), 8,6 кг
Система наведенияпо радиолучу самолётной РЛСИК ГСН C-59
Взрывательнеконтактный радиовзрыватель РВ-1Унеконтактный радиовзрыватель РВ-2Унеконтактый оптический НОВ-55 «Роза» ИК-диапазона
Двигательная установка РДТТ тягой 1340 кгс

Операторы К-5 помечены красным

История разработки

Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей перехватчиков, начались в КБ-1, почти за год до официального правительственного постановления от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, что бы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причем предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».

НИИ-17 занялся разработкой РЛС для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.

Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 г. в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолетам-мишеням начались в марте 1955 г., и уже 8-го числа была поражена первая мишень.После принятия на вооружение в 1956 г. система получила наименование С-1-У, самолет – МиГ-17ПФУ, а сама ракета – РС-1У (реактивный снаряд первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.

В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 г. сорок ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили в 1956 г. на заводе 21 в Горьком. В 1956 г. провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Еще одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало – упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.

Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно – уже весной 1956 г. во Владимировке состоялись ее первые пуски с истребителя МиГ-19 (СМ-2М).

После принятия системы на вооружение по Постановлению от 28 ноября 1957 г. 134-54 она получила обозначение С-2-У, ракета – РС-2У. На горьковском заводе 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолетов с 1956 по 1960 год.

Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 – наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.

Еще до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской 0103), а также изготовление на заводе 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик-испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 – самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара). В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960г. 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет – Су-9, РЛС ЦД-30 – РП-9, ракета К-51 – РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолете – МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулось, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.

Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий