Ил-24 (проект)

История Су-24

После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.

Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).

С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.

С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.

Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В.С. Ильюшин.

Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.

Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.

Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.

Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.

Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.

Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.

В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.

Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.

Задействованная в Сирии техника

С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.

С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.

За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.

По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2022 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.

Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух. Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч. Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров. Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная — 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту Ил-18, быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте. Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов. При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта. Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик Ил-20. В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года Ил-20 был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

Интересные факты

Один из первых предсерийных экземпляров Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими дозаправками в воздухе, чем была подтверждена возможность выполнения длительных перелетов на этом типе самолета.

Между креслами для размещения экипажа Су-34 выполнен проход, который может использоваться как место для сна и отдыха. За сидениями имеется свободное пространство, достаточное для размещения членов экипажа в полный рост.

При этом показания приборов выводятся на остекление фонаря, что позволяет вести наблюдение за ними, находясь в задней части кабины.

В задней части кабины размещен санузел. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете с номиналом один рубль, выпущенной Банком России в серии «Вооруженные силы РФ». Монета вышла ограниченным тиражом (5 тыс. шт.) в 2009 году.

Весной 2016 года пара Су-34 использовалась для уничтожения ледовых заторов на реке Северная Двина. Для разрушения льда применялись авиабомбы весом по 250 кг.

Карьера: Начало и окончание

Успешно закончившего обучение инженера назначают председателем в группу экспертов НТК ВВС (ранее КВФ), где он изучал опыт зарубежных коллег и разрабатывал технические требования к летательным аппаратам.

В частности, вносил коррективы в работы Туполева и Поликарпова. Но главной целью жизни оставались самолеты.

С 1931 по 1933 занимал место начальника ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический Институт). После ряда предложений и перестановок было сформировано ОКБ (Опытное конструкторское бюро), которое будущий Герой труда возглавил, так сбылась его мечта.

Он руководил ОКБ вплоть до 1970 года, когда из-за болезни вынужден был уйти на пенсию. Последней ласточкой, вышедшей из-под крыла Ильюшина, стал пассажирский авиалайнер Ил–62. За спиной остались другие линейки самолетов Ил: штурмовики, бомбардировщики.

Вклад конструктора в современное самолетостроение колоссален, а заложенное им КБ продолжает выпускать качественную авиатехнику мирового уровня.

Двигатели

В качестве силовой установки на самолетах Су-34 применяются два турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с двухконтурной конструкцией. Такая схема позволила увеличить рабочие параметры двигателя и сократить удельный расход топлива.

В первом контуре двигателя на одном валу установлены две ступени компрессора и две турбины. Между компрессором и турбиной располагается камера сгорания.

Второй контур, представляет собой оболочку, построенную вокруг корпуса первого контура. При помощи осевого вентилятора в зазор между контурами нагнетается атмосферный воздух, который подается к форсажной камере, расположенной за турбиной первого контура.

В зависимости от модификации двигатели семейства АЛ-31Ф способны развивать тягу от 12800 до 14500 кгс. Предельная тяга достигается на режимах чрезвычайного форсирования и может удерживаться недолго.

На борту бомбардировщика Су-34 располагается автономная установка с приводом от небольшого газотурбинного двигателя. Эта система применяется для пуска основных двигателей при эксплуатации с полевых аэродромов.

Другая техника

Воздушно-десантные войска России в 2022 году получили около 500 единиц новой и модернизированной техники, а также 13 тыс. комплектов средств десантирования и парашютных систем.

В Арктике, по данным Минобороны, созданы новые военные базы. Также идет реконструкция пяти аэродромов региона.

По словам Сергея Шойгу, России по оснащенности армии удалось выйти на первое место в мире. При этом сохраняется финансовый ресурс, более 258 млрд рублей, который будет направлен на поставку высокоточных средств поражения. К 2026 году число носителей высокоточного оружия большой дальности увеличится на 30%, а крылатых ракет различных видов базирования — в два раза.

Василий Кучушев

​​​​​

Места для экипажа и управление

Два члена экипажа самолета Су-34 сидят радом друг с другом в герметичной кабине, оборудованной системой микроклимата с кондиционированием воздуха. Применение подачи кислорода в кабину позволяет выполнять полеты без масок вплоть до высоты 10000 м.

На левой стороне кабины располагается пилот самолета, рядом с ним – штурман, который одновременно является оператором. Параллельное размещение рабочих мест позволило улучшить взаимодействие экипажа и понизить утомляемость в ходе длительных боевых вылетов.

Для обеспечения защиты корпус кабины изготовлен методом сварки из титановых пластин с толщиной до 17 мм. Фонарь кабины выполнен из бронестекол различной толщины.

Доступ в кабину выполняется через нишу передней стойки шасси. Для этого в глубине ниши установлен откидной трап.

В случае возникновения нештатных ситуаций на борту самолета пилот и штурман могут воспользоваться катапультными креслами К-36ДМ.

В конструкции кресел имеется массажная система, улучшающая комфорт для членов экипажа в ходе длительных полетов.

В системе управления применяется цифровая установка, которая отслеживает текущие значения перегрузок и углов атаки. Основываясь на этих данных, система автоматически компенсирует колебания самолета при помощи рулей дополнительного переднего оперения.

При полете на малых высотах автоматически активируется система активной безопасности, которая не позволяет вывести самолет на опасные режимы полета. В конструкции управления самолета Су-34 используется навигационный комплекс, определяющий положение по спутникам. Дополнительно положение может уточняться по каналу радионавигации.

Дорогу «летающему танку»

Первый Ил-2 был выпущен в Воронеже уже спустя три месяца после того, как специалисты получили готовые чертежи. Им удалось уложиться в рекордно короткие сроки, но ситуация требовала действовать быстро, потому что в воздухе уже витал горький запах грядущей войны, которая могла начаться в любой момент. Массовое производство инновационной боевой машины было запущено почти сразу же. К 22 июня 1941 года в СССР выпустили 249 боевых машин, 50 из них уже стояли на вооружении в действующих частях. Боевое крещение Ил-2 произошло через три дня после начала войны, когда самолеты атаковали продвигающиеся колонны противника. Эти первые вылеты выявили и серьезные недостатки штурмовика. Ильюшин заменил второе место для бортового стрелка на дополнительный бензобак, и это сделало грузные самолеты легкой добычей для противников. Впереди страну ждала долгая кровопролитная война, которая унесет миллионы жизней, поэтому проблему нужно было срочно решать. У летчиков не было времени ждать, пока в конструкцию внесут правки на чертежах, а после выпустят новые машины. Строевые авиаполки сами нашли выход из ситуации. На Ил-2 начали устанавливать пулеметы ШКАС, для которых вручную вырезали отверстие за кабиной. Место, которое получило красноречивое название «кабина смерти», занимали оружейники или техники. К началу осени 1942 года в части поступили новые двухместные Ил-2. К сожалению, в них тоже была одна серьезная недоработка, которая унесла жизни многих бортовых стрелков — их кабины не защищала броня. По печальной статистике, на одного погибшего летчика приходилось примерно восемь погибших стрелков. Ил-2, как и его предшественники мог использоваться для решения разных боевых задач. Боевые машины принимали активное участие в бомбардировках противника. На борту каждого самолета была бомбовая нагрузка. Несмотря на большие габариты и низкую маневренность их также использовали в разведывательных целях, если иных вариантов не было. Шла война и наши войска приспосабливались как могли. Штурмовик также успешно применялся для нанесения авиаударов по кораблям и для разрушения путей железнодорожного сообщения.

Ил-2 поставил рекорд — он стал самым массовым самолетом в мировой истории авиации. Поразительная живучесть в сочетании с огненной мощью сделала его опасным противником для немцев. Ил-2 поражал наземные цели всех типов, на каждые 50 вылетов приходилась только одна потеря боевой машины. Если вспомнить о том, какие сложные задачи выполняли эти самолеты, то становится понятно, насколько высок этот показатель.

У Ил-2 была интересная особенность. Если самолет загорался в воздухе, летчик сажал его на брюхо, не выпуская при этом шасси. Потом ему следовало как можно быстрее выбраться из кабины-капсулы и отойти подальше, пока штурмовик не взорвался.

Оборудование Ил-40

На борту Ил-40 установлено современное оборудование, которое позволяло эффективно применять самолет днем и ночью, в различных метеоусловиях. Носки крыла, киля и стабилизатора, воздухозаборников двигателей оснащались воздушно-тепловыми противообледенителями, горячий воздух к которым поступал из компрессоров двигателей. Лобовое стекло кабины летчика имело электрообогрев.

Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование самолета представлено навигационным индикатором НИ-50И, авиагоризонтом АГИ-1, гирополукомпасом ГПИ-48, автоматическим радиокомпасом АРК-5 и компасом ЛГМК-3М, командной радиостанцией РСИУ-3М и связной — РСБ-5, переговорным устройством СПУ-5, радиовысотомером РВ-2, маркерным радиоприемником МРП-48П, ответчиком госопознавания «Барий», аэрофотоаппаратами НАФА и АФА.

Во время ведения пушечного огня, бомбометания и стрельбы реактивными снарядами летчик пользовался коллиматорным прицелом ПБП-6, который не давал сбоев на больших высотах и пикировании. Сбрасывание бомб происходило в автоматическом режиме благодаря электрическому бомбосбрасывателю ЭСБР-3П. Кормовая установка оснащалась прицелом СПБ-40. На самолете присутствовала аппаратура, позволявшая снимать результаты бомбардирования в любое время суток.

Во время разработки Ил-40 на его базе в дальнейшем предусматривалось создание нескольких модификаций.

10/ Су-57: высшая лига авиации

Применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости и совершенная авионика – все это о первом российском истребителе пятого поколения Су-57, серийно выпускающемся с 2019 года. Этот самолет – олицетворение хайтека в современных российских ВВС. Он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики с высокой степенью автоматизации, а в основе его радиолокационной системы − активная фазированная антенная решетка (АФАР), самая современная технология обнаружения на данный момент.

Управляемый вектор тяги двигателей придает Су-57 сверхманевренность. Композитные материалы и «умная» обшивка делают его практически невидимым для противника. Истребитель может применять широкую номенклатуру как управляемых, так и неуправляемых средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух − воздух», управляемые ракеты класса «воздух − поверхность», корректируемые авиационные бомбы.

Современность

В результате распада СССР Россия осталась без военно-транспортной авиации. Конструированием большинства этих машин занимались в Киеве, а их серийное производство было налажено в разных городах Украины и в Узбекистане, даже Ил-76 производился в Ташкенте. Для исправления положения было решено наладить производство самолетов семейства Ил на территории России.

Первый полет модернизированный самолет Ил-76МД-90А совершил в 2014 году с аэродрома «Восточный» в Ульяновске. Параллельно с этим была решена задача воспроизводства заправщика, взлетевшего в 2018 году.

Помимо работ по модернизации, КБ завершает конструирование и готовит первый полет нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

Разумеется, коллектив фирмы Ильюшина занимается также и поддержанием летной годности эксплуатируемых самолетов, как в стране, так и за рубежом. Проводится их модернизация.

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

Тактико-технические характеристики

Ил штурмовик выпускался в нескольких разных модификациях, заметно отличавшихся между собой.

Характеристики их тоже были различными:

Ил-2 одноместныйИл-2 КСС (двухместный)Ил-2 НС-37
Взлетный вес5,31 тонны6,16 тонны6,16 тонны
Вес пустого самолета3,99 тонны4,36 тонны4,625 тонны
Длина самолёта11,6 м11,6 м11,6 м
Высота4,17 м4,17 м4,17 м
Размах крыла14,6 м14,6 м14,6 м
Мощность двигателя1575 л.с.1720 л.с.1720 л.с.
Максимальная скорость450 км/ч на высоте, 433 км/ч у земли414 км/ч на высоте, 403 км/ч у земли405 км/ч на высоте, 391 км/ч у земли
Дальность полета с нагрузкой638 км720 км685 км
Практический потолок7 800 м5 500 м6 000 м
Нормальная бомбовая нагрузка400 кг400 кг100 кг

Горизонтальная маневренность Ил-2 была невысокой, особенно на более тяжёлом двухместном варианте. Даже без бомб самолет выполнял полный вираж за 27 секунд.

Особенности конструкции

У самолёта-разведчика остался планер Ил-18, вместо двигателей НК-4 установили, обладающие большей мощностью турбовинтовые Аи-20М, снизили общий полётный вес, дальность полёта Ил-20 возросла и составила 5400 км.

Сразу за кабиной экипажа в Ил-20 в переднем отсеке располагались по обоим бортам аэрофотоаппараты А-87П и станция, ведущая общую разведку в радиодиапазоне – «Ромб-4», между кабиной пилотов и передней кромкой крыла снаружи под фюзеляжем в обтекаемой гондоле размещалась антенна радиолокационной станции бокового обзора.

Самолёт Ил-20

Внутри фюзеляжа оставалось достаточно места для аппаратуры перехвата на ультракоротких радиоволнах и станции детальной разведки. В салоне возле фотоаппаратов, станций перехвата и радиоразведки располагались восемь операторов, обслуживающих эти радиотехнические системы во главе с начальником этого комплекса.

Кроме операторов, на борту находились ещё пять человек лётного состава. В длительных полётах все члены этого коллектива могли отдохнуть попеременно в отсеке для отдыха, расположенном в хвостовой части фюзеляжа. Там находились парные кресла и столики возле буфета, рядом был оборудован гардероб, а в самом конце отсека, за перегородкой размещался туалет.

Ил-20 практически визуально ничем не отличался от базовой модели, эти машины никогда не поступали в войсковые части, а напрямую подчинялись лишь штабам армии или флота.

Ил-20

Лётно-технические данные

  • Экипаж — 13 чел
  • Максимальная скорость — 675 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 620 км/ч
  • Дальность — 6200 км
  • Динамический потолок — 10 тыс. м
  • Длина самолёта — 35,9 м
  • Высота самолёта — 10,17 м
  • Площадь крыла — 140,6 м2
  • Вес неснаряженного самолёта — 33,76 т
  • Максимальный взлётный вес — 64 т
  • Двигатели — 4 х АИ-20М
  • Тяговооруженность — 4 х 4250 л.с.

Рабочие места операторов Ил-20

5/ МиГ-21: «Калашников» советской авиации

Сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21 выпускался 30 лет подряд в Советском Союзе, по лицензии изготавливался в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда. Бюджетный «МиГ» разлетелся по всему миру и до сих пор время от времени проявляет себя в военных конфликтах.

МиГ-21 − самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации и самый популярный истребитель третьего поколения. Без учета китайских версий их было выпущено почти 11,5 тыс. Для ОКБ Микояна и Гуревича он стал первым самолетом с треугольным крылом. Боевую деятельность МиГ-21 начал во время войны во Вьетнаме. Здесь высокоманевренный перехватчик показал себя во всей красе, одержав при сравнительно небольших потерях более 150 воздушных побед.
 

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий