Загадка «506»
О существовании некоего «изделия 506», связанного с бомбардировщиком Ту-160, стало известно в прошлом году. Тогда ПАО «Туполев» разместило на нескольких популярных сайтах поиска работы (в том числе HeadHunter) вакансию на должность заместителя главного конструктора по вооружению / руководителя проекта по опытно-конструкторской работе (ОКР) «70М-506» с зарплатой в 133 900 рублей. Ко времени публикации материала вакансия закрыта, сайты сообщают, что компания, скорее всего, нашла подходящего кандидата. Среди требований были указаны знание особенностей работы и применения современных управляемых авиационных средств поражения, а также их разработки и испытаний.
Согласно открытым источникам, обозначение «70М» закреплено за проектом глубоко модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160 «Белый лебедь». В частности, индекс Ту-160М (изделие 70М) используется различными средствами массовой информации в статьях, посвященных новейшему ракетоносцу.
Подтверждение того, что «изделие 506» — это действительно крылатая ракета (КР), можно найти в одном из интервью генерального директора АО «ГосНИИмаш» Игоря Кузнецова от 2016 года. Среди будущих проектов, которые предстоит реализовать компании, Кузнецов упомянул некое «изделие 506», не раскрывая, что это такое. По словам гендиректора, оно будет иметь уникальные характеристики, не имеющие аналогов за рубежом.
Между тем на сайте компании указывается, что «Акционерное общество «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения» им. В.В. Бахирева (АО «ГосНИИмаш») — ведущее предприятие в России по разработке и производству боевых частей управляемого ракетного оружия».
Разработчиком самого боеприпаса выступает Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» им. А.Я. Березняка, входящее в «Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). На сайте госзакупок можно найти подписанный МКБ «Радуга» ещё в 2015 году контракт с ЛИИ им. М.М. Громова на подготовку одного из полигонов к летным испытаниям «изделия 506».
Согласно официальной интернет-странице МКБ, основу последних разработок составляют управляемые ракеты класса «воздух–поверхность» для самолетов дальней и фронтовой авиации, а также для боевых кораблей. МКБ «Радуга» — это уникальное предприятие, один из ведущих в мире разработчиков крылатых ракет. В активе этой компании такие изделия, как Х-555 и Х-101, которые составляют основу арсенала российских стратегических ракетоносцев, а также с успехом применялись в ходе операции в Сирии.
В ноябре 2017 года «изделие 506» также было упомянуто в договоре, размещенном на сайте госзакупок. МКБ «Радуга» планировало заключить контракт на выполнение работ по изготовлению теплового источника тока ХИТ-715 для «изделия 506» в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) по теме «Романс».
ОКР МКБ «Романс» уже несколько раз упоминалась в открытых публикациях. В частности, в рамках нее разрабатываются новые боеприпасы для дальней авиации. «Известия» уже писали о созданном «изделии 715» — новой крылатой ракете для бомбардировщиков Ту-22М3М.
Разработка «изделия 506» не обошлась без проблем. Так, в начале 2021-го Минобороны подало в Арбитражный суд города Москвы иск к ПАО «Туполев». Ведомство потребовало у компании возместить 5,5 млрд рублей. В материалах дела А40-244138/2020 указывалось, что иск подан в связи с задержкой сроков разработки «изделия 506». В результате это требование было удовлетворено лишь частично. Рассмотрение дела по существу проходило в закрытом режиме, поэтому точных причин иска, а также мотивация судьи неизвестны.
— Сумму в 5,5 млрд можно смело назвать рекордной для таких исков. Но скорее всего, само «изделие 506» находится в высокой степени готовности, — считает военный эксперт Дмитрий Болтенков. — Вероятно, в работах были срывы в вопросе интеграции ракеты с перспективным ракетоносцем Ту-160М, поэтому суд встал на сторону Минобороны в иске к «Туполеву». В то же время МКБ «Радуга», которое является исполнителем и разработчиком ракет, в иске военных не упоминается. А это значит, что, скорее всего, «изделие 506», готово и, возможно, даже прошло часть летных испытаний. Значит, дальнейший ход работ уже зависит от того, как быстро «туполевцы» выведут на испытания Ту-160М / «изделие 70М».
Энциклопедия вооружения
Патрон 5.7×28 (SS190), Бельгия
Тактико-технические характеристики 5.7х28:
Калибр, мм — 5.7х28 Длина патрона, мм — 42,64 Длина гильзы, мм — 28,84 Диаметр дульца гильзы, мм — 6,35 Диаметр шеи гильзы, мм — 6,45 Диаметр плеча гильзы, мм — 7,87 Диаметр основания гильзы, мм — 7,91 Диаметр фланца гильзы, мм — 7,79 Масса пули, г — 1 — 3,5 Масса порохового заряда, г: 0,48-0,52 Начальная скорость пули, м/с — 305-850 Энергия пули, Дж — 467-540 Давление пороховых газов, MPa — 345.00 (50,040 psi)
Основные баллистические характеристики пуль калибра 5.7х28 | ||
Масса пули, тип, гр | Скорость пули, м/с | Дульная энергия пули, ДЖ |
1 g (23 gr) SS90 AP FMJ (prototype) | 850 | 540 |
2 g (31 gr) SS190 AP FMJ | 716 | 534 |
2 g (28 gr) SS195LF JHP | 716 | 467 |
Тест проводился с длинной ствола: 10.35 дюйма (263 мм) |
Патрон 5.7×28 (SS190) разработан бельгийской фирмой Fabrique Nationale de Herstal (FN Herstal) специально для пистолета-пулемета FN P90 в середине 1980-х годов. Позже этот патрон был использован в пистолете «Five SeveN».
Боеприпас калибра 5.7×28 был разработан с целью замены патрона калибра 9х19 мм в качестве стандартного для легкого огнестрельного оружия, прежде всего пистолетов и пистолетов-пулеметов. Новый патрон является уменьшенным вариантом патрона калибра 5.56 mm NATO.
Патрон обладает большей пробивной мощностью, чем другие пистолетные патроны. Пуля развивает дульную скорость до 716 м/с и способна пробить бронежилет. Останавливающее действие пули в три раза выше, чем у патрона 9х19 мм.
Эффективная дальность действительного огня патроном SS190 составляет 150 метров. Стандартная оболочечная пуля со стальным сердечником в алюминиевом стакане патрона 5.7×28 пробивает стальной шлем на дистанции 150 метров, на дистанции 50 метров 48 слоев ткани на основе кевлара.
Патрон 5.7×28 выпускается с пулями широкого ассортимента:
SS190 – (базовый вариант) пуля со стальным сердечником и массой 2,1 гр. Скорость — 716 м/с. Без окраски или с черным наконечником.
L191 Tracer – с горючим химическим веществом упакованным в задней части пули. Наконечник пули – красного цвета (или красный с черным). Вес – 2,1 гр. Скорость — 716 м/с.
SS192 Hollow Point – пуля с алюминиевым сердечником и массой 1,8 гр. Скорость — 701 м/с.
SB193 Sub Sonic – пуля с дозвуковой скоростью 305 м/с и массой 3,5 гр. Пуля окрашена в белый/серый цвет.
T194 training/duty – учебная пуля – ранняя версия SS192 (вес и скорость аналогичны SS192). Наконечник – зеленого цвета.
SS195LF Lead Free Round – свинцовая пуля с длиной – 5,7 мм и весом – 1,77 гр. Баллистические данные соответствуют SS192. Скорость — 701 м/с.
SS196SR Sporting Round – пуля с длиной 5,7 мм и весом 2,6 гр. Наконечник красного цвета. Заменен на SS197SR. Скорость — 549 м/с.
SS197SR Sporting Round – заменил пулю SS196SR. Вес – 2,6 гр, длина – 5,7 мм – аналогично SS196SR, но с большей начальной скоростью. Наконечник голубого цвета. Скорость — 594 м/с.
SS198LF – аналогична пуле SS195LF но с более высокой начальной скоростью. Наконечник зеленого цвета.
‹ Патрон 5.6х39 Вверх Патрон 5.8×21 ›
51633 просмотра
Модификации
Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:
- Х-55 — базовый вариант;
- Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC);
- Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. На вооружение принята в 1987 году;
- Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей;
- Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.
- Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 с улучшенной системой управления, в которой помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается кассетной боевой частью, либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. С конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
Навигация в полете
«Военный энциклопедический словарь» дает такое общее определение крылатой ракеты: «Управляемая ракета с несущими поверхностями (крылом), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере. На крылатых ракетах используются ракетные (жидкостные, твердотопливные) и воздушно-реактивные (прямоточные, турбореактивные, пульсирующие) двигатели». Нетрудно заметить, что под такое определение попадают ракеты самых разных классов и дальностей. Однако в печати и в обиходе «крылатыми ракетами» обычно называют ракеты большой дальности, причем выполненные по самолетной схеме (с одним крылом), предназначенные для поражения особенно важных целей в глубине обороны или территории противника. Интерес к крылатым ракетам (КР) большой дальности тем более широк, что две сверхдержавы, США и СССР, хотя и по разным причинам, сделали их «национальным оружием».
«Управляемое» оружие, конечно, имеет в своем составе систему наведения. Уже в первом поколении КР можно встретить различные системы всех основных направлений — автономные, телеуправления, самонаведения, комбинированные.
Автономная система обеспечивает полет ракеты по заранее заданной (программной) траектории с помощью приборов, расположенных на ее борту. Из различных вариантов (автопилотирование, астро-и радионавигация, инерциальные системы) наибольшее распространение получили последние, став практически обязательным элементом в ракетах большой дальности. Инерциальная система основана на выдерживании программной траектории с помощью гиростабилизированной платформы, задающей собственную систему координат на ракете, и акселерометров, измеряющих ускорения ракеты относительно координатных осей. В астронавигационных системах, вызывавших одно время широкий интерес разработчиков крылатых ракет, привязка траектории производилась по двум ярким звездам. Астронавигация сочеталась с автопилотом или инерциальной системой.
Телеуправление предполагает наличие внешней аппаратуры управления, измеряющей координаты цели и ракеты и вырабатывающей необходимые управляющие команды. Применялись системы с передачей команд по радио, с автоматическим наведением по лучу радиолокатора, телевизионные (изображение с ракеты передавалось оператору).
Самонаведение используется на конечном участке траектории и обеспечивается головкой самонаведения ракеты. Последняя работает либо за счет контраста самой цели с окружающим фоном в радио-, инфракрасном, оптическом диапазонах (пассивное самонаведение), либо использует отраженное целью излучение от устройства подсветки, установленного на самой ракете (активное самонаведение) или отдельно (полуактивное).
Операторы [ править ]
Карта с операторами Х-29 синим цветом с бывшими операторами в красном
Текущие операторы
- Россия : ВВС России
- Индия : ВВС Индии на своих Су-30МКИ и ВМС Индии на своих МиГ-29К .
- Алжир : ВВС Алжира
- Беларусь : ВВС Беларуси на модернизированных БМ МиГ-29 .
- Болгария : болгарские ВВС на своих Су-22 М4, которые были сняты с вооружения в 2004 году и теперь используются только для разведки. В настоящее время используется на Су-25.
- Грузия : ВВС Грузии на Су-25 КМ «Скорпион»
- Индонезия : TNI-AU = Tentara Nasional Indonesia — Angkatan Udara ( ВВС Индонезии ) на Су-30МК2
- Иран : ВВС Исламской Республики Иран на Су-24 Fencer
- Северная Корея
- Ливия : исламистские ополчения
- Малайзия : Королевские ВВС Малайзии используют Су-30МКМ
- Китайская Народная Республика : ВВС Народно-освободительной армии — в 2002 г. получили 2000 самолетов Х-29Т для использования на своих Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МКК, Shenyang J-11 и, возможно, их JH-7 (‘Flounder ‘) и Q-5 (‘ Фантан ‘).
- Польша : ВВС Польши на Су-22 М4.
- Сирия : Сирийские ВВС
- Украина : ВВС Украины
- Перу : ВВС Перу на Су-25
- Венесуэла : ВВС Венесуэлы на Су-30
- Вьетнам : ВВС Вьетнама на Су-30 МК2В
- Йемен : ВВС Йемена
Бывшие операторы
- Чехословакия : чехословацкие ВВС — переданы государствам-преемникам
- Восточная Германия : ВВС Восточной Германии
- Германия : прекращено после воссоединения Германии
- Венгрия : ВВС Венгрии на Су-22 М3
- Ирак : ВВС Ирака — все в отставке
- Ливийская Арабская Джамахирия : ВВС Ливии — Остались без стартовых платформ после того, как Су-24 были уничтожены в гражданской войне и последующей бомбардировке НАТО . Захвачен повстанцами и ополченцами. [ необходима цитата ]
- Словакия : ВВС Словакии — Су-22М4
- Советский Союз : Советские ВВС — переданы государствам-преемникам
Тип патронов[ | ]
- SS190 (масса пули 2 г, начальная скорость 715 м/c) — базовый патрон, способен пробить бронежилет с 200 м, 48 слоёв кевлара, стальную или кевларовую каску. При прохождении пули через мягкие ткани тела способна менять своё направление.
- SS195LF (1,8 г, 720 м/c) — патрон с экспансивной пулей, обладает меньшей пробивной способностью, чем SS190, но большим останавливающим действием и убойной силой.
- SB193 (3,6 г, 305 м/c) — патрон с дозвуковой скоростью пули, используется для оружия с установленным глушителем. Его пуля имеет самое слабое убойное, останавливающее и пробивное действие из своего семейства патронов, так как из-за своей низкой скорости, пуля не меняет своё направление в тканях и не может пробить достаточно прочные препятствия.
Тактико-технические характеристики
Эскиз противокорабельной ракеты П-270
- Тип БСУ: ИНС + радиовысотомер + активно-пассивная РЛГСН.
- Носители: корабли, самолёты.
Лётные данные
- Скорость полёта:
- крейсерская — M= 2,35
- максимальная — M=2,8
- Дальность пуска:
- 3М80 — 10-90 км (до 250)
- 3М80Е — 120 км
- Высота полёта: 7-20 м
- Скорость полёта носителя: 200—470 м/c
- Высота пуска: 12 км
- Послестартовый разворот (сектор прицеливания): ±60°
- Температура применения: ±60°С
- Время пуска 4-х ракет в залпе: 15 с
- Темп стрельбы при залповом пуске: 5 с
Геометрические и массовые характеристики
- Длина: 9,385 м (9,745)
- Размах крыла: 2,1 м
- Диаметр корпуса: 0,76 м
- Диаметр ракеты со сложенным крылом: 1,3 м
- Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе: 1,5 года
- Стартовая масса:
- 3М80 — 3950 кг
- 3М80Е — 4150-4500 кг
- Боевая часть:
- Тип:
- Масса БЧ: 300 кг (320)
- Масса взрывчатого вещества: 150 кг
Силовая установка
- Разработчик: ОКБ-670, МКБ «Союз» (‘Московская область, г. Лыткарино’).
- Двигатель: комбинированный 3Д80 (маршевый твердотопливный ПВРД (3Д81/3Д83) и стартовый пороховой ускоритель).
- Рабочий диапазон скоростей: M=1,8-2,5
- Время запуска: 0,5 с
- Время работы: 250 с
Технические характеристики трактора Т-28
Устройство трактора Владимирец немного отличается от своего предшественника. Машина Т-28 весит 2,5 т, что на 250-300 кг меньше массы трактора ДТ-24.
Технические характеристики представлены в таком виде:
- длина — 4,075 м;
- ширина — 2,1 м;
- высота — 2,92 м;
- дорожный просвет — 0,825 м;
- ширина колеи — 1,8-2,4 м;
- продольная база — 2,26 м;
- объем топливного бака — 90 л.
Учитывая большой объем бака, трактор может работать без дозаправки. Повышенная проходимость и маневренность достигнуты в результате установки автоблокировочного механизма ведущего заднего моста и конструкции полугусеничного хода, увеличение продолжительности ресурса — за счет снижения нагрузок с помощью встроенных понижающих редукторов.
ВТЗ Т-28 комплектуется раздельно-агрегатной гидросистемой с навеской, прицепным устройством, валами отбора мощности (ВОМ) и приводным шкивом. Ведущие колеса оборудованы откидными грунтозацепами для лучшего сцепления с почвой.
Тракторы агрегатируются с такими видами навесного и прицепного оборудования:
- 2-корпусный плуг;
- 2-дисковый плуг;
- 24-дисковая 2-следная борона;
- культиваторы разных типов;
- 3-батарейная вращающаяся мотыга;
- растениепитатели;
- сеялки;
- опыливатель;
- 2-рядный элеваторный картофелекопатель;
- почвенная фреза;
- 2-следная вращающаяся ножевая борона;
- 1-рядная лесопосадочная машина;
- 3-брусная косилка;
- валкообразователи;
- косилки-измельчители;
- навесные жатки.
Кабина представляет собой цельнометаллический жесткий каркас, отвечающий всем нормам безопасности. Рабочее место оператора комфортное. На удобном информативном щитке расположены контрольно-измерительные приборы. Слева от щитка закреплены рычаги пусковых клапанов, над панелью — золотниковый распределитель гидросистемы с рукоятками, снизу — включатель стартера. Под бензиновым бачком находится специальный краник.
Рулевое управление включает такие механизмы:
- рулевое колесо;
- педаль муфты сцепления;
- рычаги переключения передач;
- рычаг ВОМ;
- рычаг включения блокировки дифференциала;
- тормозные педали.
На рулевой колонке расположены рукоятки управления клапанами, подачей топлива и кнопка звукового сигнала.
Двигатель
На машину Т-28 устанавливался дизельный двигатель Д-28 — 4-тактный 2-цилиндровый агрегат с мощностью 28 л. с., частотой вращения 2000 об/мин и воздушной системой охлаждения, снабженной термостатом.
Обороты начала действия регулятора составляют 705-715 об/мин. Начало подачи топлива силовая установка выполняет за 45-46° до верхней мертвой точки по кулачковому валу 4-плунжерного насоса, по мениску — за 16-20°.
Расход топлива достигает 205 г/л. с. за 1 час.
На силовом агрегате установлены усовершенствованные очистители воздуха, облегченный карбюратор К-16Д и малогабаритное магнето М-80 правого вращения с пусковым ускорителем МС-80.
Запуск силовой установки осуществляется стартером на бензине при пониженной степени сжатия. Воспламенение рабочей смеси обеспечивает свеча зажигания.
Трансмиссия
Трансмиссия трактора Т-28 модернизирована с учетом недостатков предыдущей модели ДТ-24 и отличается продольным расположением валов.
Многоступенчатая коробка передач (КПП) дополнена 2-шестеренчатым коническим узлом, редукторами переднего хода, одинарными и двойными карданными передачами.
Муфта сцепления устанавливается на маховике, имеет увеличенные диаметр дисков и сжатие пружин, поэтому передает большие усилия.
КПП обеспечивает скоростные режимы 0,45-25,1 км/ч за счет 6 передач переднего хода, 2 — заднего и 3 дополнительных скоростей вперед.
Конструкция дифференциала претерпела изменения, вследствие чего монтаж и демонтаж механизма можно выполнять без разборки смежных узлов. Он изготовлен открытым, что также улучшило его смазку.
Противокорабельная ракета БраМос PJ-10 BrahMos
Противокорабельная ракета PJ-10 БраМос — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разработанная совместно ОАО «ВПК «НПО машиностроения» и Организацией оборонных исследований и разработок Министерства обороны Индии. Ракета может быть запущена с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолетов.
12 февраля 1998 года создано совместное российско-индийское предприятие «БраМос». Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — БраМос.
12 июня 2001 года с береговой пусковой установки совершен Первый запуск ракеты.
4 марта 2009 года проведено успешное испытание на поражение мишени.
5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и показала пикирование на сверхзвуковой скорости.
11 марта 2020 года на индийском полигоне в Чандипуре был осуществлён успешный первый испытательный пуск ракеты BrahMos ER, Extended Range — увеличенная дальность. Дальность стрельбы была увеличена с 290 км до 450 км.
22 ноября 2020 года состоялся первый практический испытательный пуск ракеты BrahMos-A с истребителя Су-30МКИ ВВС Индии. Полет истребителя был осуществлен с аэродрома индийской государственной авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Limited в Насике. Успешный пуск был произведен по морской мишени в Бенгальском заливе.
22 мая 2020 года авиационная ракета BrahMos-A, разрабатываемая российско-индийским совместным предприятием BrahMos Aerospace, в ходе испытательного пуска впервые поразила наземную цель. Ракета выпущена многоцелевым истребителем Су-30МКИ ВВС Индии по группе целей, расположенной на острове Кар-Никобар к юго-востоку от Индии. Она поразила цель с абсолютной точностью.
Основные характеристики ракеты БраМос
Дальность стрельбы: по комбинированной траектории 300 км на малой высоте 120 км Высота полета: 5-15000 м
Скорость полета: на большой высоте — 750 м/с (2700 км/ч) на малой высоте — М=2,2-2,8; 2,8-3,0 Система управления: инерциальная с РГСН
Стартовая масса ракеты: авиационного базирования — 2500 кг корабельного базирования — 3000 кг Тип маршевого двигателя: Прямоточный воздушно-реактивный двигатель Тяга: 4000 кгс Боевая часть: проникающая Масса БЧ: 200-450 кг Срок службы: до 10 лет
Модификации ракеты БраМос
БраМос-А — Ракета для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса Брамос корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители.
БраМос-2 — Гиперзвуковая ракета с запуском с наземного носителя.
Варианты ракеты БраМос
Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года) Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году) Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году) Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году) Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году) «БраМос» 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года)
Пуски ракеты БраМос
Пуски ракеты БраМос
12.06.2001 г. — 1-й пуск — Полигон Integrated Test Range, Чандипур-на-море стационарной пусковой установки. Вертикальный 28.04.2002 г. — 2-й пуск. 12.02.2003 г. — 3-й пуск. 29.10.2003 г. — 4-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea). 03.11.2004 г. — Бенгальский залив. С корабля. 21.12.2004 г. — Полигон Western Test Range (Раджастан). СПУ. 15.04.2005 г. — 10-й пуск 30.11.2005 г. 11:00am — 11-й пуск — Полигон ITR. С самоходной пусковой установки. 31.05.2006 г. — 12-й пуск — Полигон в пустыне Раджастан. СПУ. 05.03.2008 г. 10:30am — 15-й пуск — Эсминец INS Rajput. Андаманские и Никобарские острова 18.12.2008 г. — хх-й пуск — Корабль 29.03.2009 г. 11:15am — хх-й пуск — 3-й пуск БраМос Блок-2 — Полигон Покран, шт. Раджастан. СПУ. БраМос Блок-2 05.09.2010 г. 10:35am — 23-й пуск — Полигон ITR. СПУ 02.12.2010 г. 10:55pm — 24-й пуск — Полигон ITR. СПУ. БраМос Блок-3 29.07.2012 г. — 32-й пуск — Полигон ITR. Неудачный. 07.10.2012 г. — 33-й пуск — Фрегат INS Teg. Около побережья Гоа
Даешь малые высоты!
Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.
К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.
В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.
Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.
Семен Федосеев
Расширение арсенала
Сейчас современными крылатыми ракетами дальнего действия оснащены только бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Помимо советских Х-55 с ядерными боевыми частями уже в этом веке на их основе была разработана и испытана неядерная Х-555 с усовершенствованной системой навигации и улучшенной точностью.
Более новое семейство неядерных и ядерных стратегических крылатых ракет Х-101/102 разработано с использованием технологий малозаметности. У них изменена форма корпуса, сделаны они с использованием композиционных материалов. Доработанная система навигации обеспечивает им точность менее 10 м при пуске с нескольких тысяч километров.
И Х-555, и Х-101 впервые прошли боевое крещение в 2015 году. Российская дальняя авиация нанесла ими несколько ударов по целям экстремистов в Сирии. Стратегические бомбардировщики в общей сложности выпустили более 50 ракет из акватории Средиземного моря.
Рекордной по интенсивности стала атака 17 ноября 2015 года. По словам министра обороны Сергея Шойгу, бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС применили по целям боевиков 34 ракеты Х-555 и Х-101.
— Хотя проект новой ракеты «изделие 506» разрабатывается параллельно с созданием модернизированного Ту-160М, можно ожидать её появления и на других стратегических бомбардировщиках, — считает Дмитрий Болтенков. — Прежде всего потенциальным носителем может быть Ту-95МС или его модернизированные версии. Он способен применять всё те же неядерные боеприпасы, что и «Белый лебедь» Ту-160. Но нельзя исключать, что малогабаритный боеприпас поместится и в Ту-22М3М.
Неизвестно, будет ли «изделие 506» иметь помимо обычной ещё и ядерную боевую часть. В открытых источниках о её создании информация не встречалась.
Обложка: Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович