Преимущества снегоболотохода «Росомаха»:
- независимая балансирно-торсионная подвеска и 7 опорных катков позволили увеличить полезное пространство в пассажирском отсеке до 3,2 м, снизить удельное давление на грунт до 0,18 кг/см² и увеличить проходимость по топкому грунту и болотистой местности;
- возможны варианты в выборе типа двигателя: Д-243 (81 л.с.) или Д-245 (110 л.с.);
- бортовые передачи нового образца d=70мм, ведущие колеса 13 зубьев, венцы на болтовом соединении увеличивают срок службы и ремонтно-пригодность;
- установлены гусеницы РМШ с гарантированным ресурсом 12 000 км;
- маленькое заднее натяжное колесо исключает возможность схода гусениц при движении и в поворотах;
- новая электропроводка, установлены фары дальнего и ближнего света, прожектор, повторители поворотов, задние фонари, звуковой сигнал.
- главная передача нового образца с узкими тормозными лентами;
- увеличенная кабина утеплена, смонтирована шумоизоляция. Большие лобовые стекла обеспечивают хороший обзор при движении, защищены рассекателями веток, обогреваются теплым воздухом. В кабине установлены просторные входные боковые двери 75*75 см со стеклами, на крыше кабины изготовлен просторный люк для аварийного покидания вездехода в случае затопления. Установлены стеклоочистители, прикуриватель, огнетушители, аптечка.
- увеличенный металлический пассажирский отсек утеплен негорючими материалами, смонтирована шумоизоляция, герметичен, оборудован боковыми стеклами. Внутри отделан морозостойкой и маслостойкой искусственной кожей. Благодаря увеличенному размеру кунга внутри при движении может комфортно располагаться 10 человек, при необходимости сиденья могут быть оборудованы привязными ремнями безопасности. Раскладные сиденья трансформируются в 4 спальных места длиной 2,2 м. Пассажирский отсек оборудован автономным отопителем «Planar-4d». На крыше изготовлен просторный люк для аварийного покидания вездехода. Просторная входная дверь 70*150 см обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров, погрузку и выгрузку грузов. Для удобства посадки пассажиров изготовлены металлические подножки.
- в грузопассажирском варианте спроектирован и изготовлен проход из кабины водителя в грузовой отсек. В грузовом отсеке смонтированы складные мягкие лавочки, установлены крепления квадроцикла, изготовлены съемные дуги с непромокаемым тентом, окрашенным в цвета вездехода.
- все вездеходы проходят обкатку на полигоне на всех эксплуатационных режимах, на суше и на воде.
Эксплуатация и сферы применения
ГАЗ 71 имеет другое название – ГТСМ вездеход. Иначе мы говорим о гусеничном транспортёре (снегоболотоходе) среднем модернизированном. Слово «средний» означает, что груз ГТСМ составляет одну тонну. Способность передвигаться по воде позволила назвать его водоплавающим. Несмотря на то что эта модель была разработана ещё в 60-е годы, она очень востребована по сей день. Эту машину отличают специальные технические характеристики, простота конструкции, экономичное обслуживание, лучшие качества вездехода (преодоление препятствий, высокая проходимость в любых условиях, выносливость), доступность и распространённость запасных деталей. Фото ГАЗ 71:
Гусеничный вездеход ГАЗ 71
За много лет его эксплуатации в народном хозяйстве и военной сфере гусеничный вездеход ГАЗ выполнил множество важных задач. За это заработал хорошую репутацию среди водителей этого транспорта.
Сферы применения вездехода ГАЗ 71:
- геологоразведка;
- энергетика;
- нефтегазовая отрасль;
- военная сфера.
Также эта чудо-техника используется частными лицами – охотниками, рыболовами, путешественниками.
Назначение вездехода:
- доставка людей, разнообразных грузов в различные отдалённые районы страны при трудных условиях;
- транспортировка солдат, эвакуация раненых;
- поддержка научных экспедиций, прежде всего геологоразведочных;
- перевозка прицепов весом до двух тонн.
Диапазон температуры для использования ГАЗ 71 составил 90 градусов – от –50° до +40° по Цельсию. Для хранения машины не требуется гараж, даже при таких температурах. Вездеход абсолютно самодостаточен, так как снабжён специальными средствами для самовытаскивания, если застрянет.
Его плавательные возможности впечатляют. Он способен преодолевать брод (глубина 1,2 метра), широкое речное пространство (1,5 км) со скоростью 6 км/час. Плавательную функцию вездехода обеспечивает вращение гусениц. А их заставляет двигаться бортовой редуктор. Внешне гусеничный вездеход ГАЗ может казаться неуклюжим из-за больших габаритов. Но это видимость. На практике он достаточно подвижный. Увеличение скорости, возможности маневрировать на воде обеспечивают специальные гидродинамические кожухи, которые быстро снимаются
При переправе через водное пространство должно учитываться важное условие: пересекать можно только спокойную реку
Скорости спецмашины зависят от качества дорог и местности. Вездеход ГАЗ 71 на более или менее ровной дороге развивает скорость до 50 км/час. При передвижении на болоте скорость снижается до 18 км/час, при затруднённых условиях – до 12 км/час. На снежной местности, где снег глубиной 1 метр, он может развить скорость только до 17 км/час.
При этом не совсем экономично расходуется топливо. Когда развивается максимальная скорость, вездеход движется по бездорожью, расходуется 150 л на 100 км. Средний расход не намного меньше – 100 на 100 соответственно. Чтобы топлива хватило на 400-500 км, при разработке по бокам автомобиля расположили четыре топливных бака: три из них объёмом 232,5 л каждый, в дополнение к ним бак на 77,5 л.
Вездеход ГАЗ 71
Модификации ГАЗ 71
Данная модель стала базовой для дальнейшего развития, совершенствования ее лучших качеств и возможностей. С этой целью было разработано несколько модификаций, которые имели те или иные преимущества и все были нацелены на повышение надежности и автономности вездехода.
ГАЗ 3403 представляет следующее поколение вездеходов. В чём же состоят усовершенствования?
- Объём топливных баков стал 93 л.
- Теперь все торсионы уплотнили. У Газ 71 это касалось только передней и задней трубы.
- Стали использовать более износостойкие тормозные ленты.
- Вариативность тентов и кузовов. А именно:
- кузов с простым тентом;
- кузов со спальными местами для четверых человек (ранее было для двух) и двойной тент. Этот вариант называют северным;
- кузов высокий, жёсткий, большая дверь, спальных мест тоже четыре.
У этой модели были уже свои варианты:
- ГАЗ 34032. Автомобиль направлен на выполнение поиска и спасения людей. Платформа расположена сзади, чтобы можно было принять груз на воде.
- ГАЗ 34033. Она была разработана для эксплуатации погранслужбой. Были установлены дополнительно генератор (итого две штуки), аккумулятор (итого две группы).
- ГАЗ 34034. Был установлен дизель Д-247 (атмосферный). Затраты дизтоплива в тяжёлых условиях снизились до одного литра на километр.
- ГАЗ 34036(37). Использовались дизель Д-247 и дополнительный задний каток, который прозвали «ленивцем», благодаря чему добавилось 0,6 м грузового отсека. Плавательные возможности вездехода увеличились. ГАЗ 34036 использует два тента, ГАЗ 34037 – один.
Всем этим вездеходам досталась коробка передач ГАЗ 66.
ГАЗ-34039. Эта модификация выпускается сейчас – оснащена автономным отопителем кузова, дизелем Д-245 с турбонаддувом, сцеплением и коробкой передач ГАЗ 33104. Увеличилась грузоподъёмность до 1,5 т.
Специально для использования в военной сфере был разработан бронетранспортёр ГТМУ. Он используется в так называемой армии минимальных размеров. Эта машина хорошо маневрирует. Является легкобронированной авиадесантируемой моделью. Правда, гусеницы быстро изнашиваются под тяжёлым весом. По ширине машина меньше на 10 см, на днище нет брони, ГТМУ ниже других вездеходов.
Также есть ещё модификации, применяемые в военной сфере. Используются с целью вытаскивания (спасения) раненых, для химической разведки, в качестве артиллерийского тягача.
Вывод
Гусеничный вездеход ГАЗ 71 – зарекомендовавшая себя в сложных ситуациях, условиях машина, используемая до сих пор.