Поиск

Внедорожник российского производства ЗиЛ-4334

Кабина ЗИЛ-157

В цельнометаллической кабине ЗИЛ-157 царит на все сто процентов спартанская и брутальная обстановка. Ни о каком комфорте для водителя и двух пассажиров здесь нет и речи. А в каком грузовом автомобиле тех лет было иначе?

Чтобы управлять ЗИЛ-157, нужно было обладать определённой физической силой, так как никакого усилителя руля предусмотрено не было. К тому же, до модернизации и от руля, и от рычага переключения передач шла неслабая отдача на руки водителя.
Впоследствии эту проблему частично решили, когда для улучшения работы рулевого управления были укорочены сошки и введены в конструкцию телескопические амортизаторы.


Для усиления функций печки был установлен дополнительный радиатор с вентилятором-крыльчаткой, для отопления салона и лобового стекла. Управление всеми системами вынесено в кабине на панель приборов – переключение света фар, амперметр, манометры тормозного пневмопривода и системы смазки, кран давления в шинах, рычаги лебёдки, люка вентиляции, КПП, переднего моста, раздатки, и т.д.

Место ЗИЛ-4331 в модельном ряду завода: его предшественник и преемник

«Предком» ЗИЛ-4331 был самый массовый грузовик предприятия – ЗИЛ-130, растиражированный за годы своего производства в количестве около 3,5 млн единиц. Уже к середине 70-х годов стало очевидно, что эта модель разработки конца 50-х значительно устарела как в моральном плане, так и в экономическом. Прежде всего, это касалось большого (более 30-ти литров на 100 км) расхода бензина, при относительно небольшой (до 6-ти тонн) грузоподъёмности.

Начало 90-х: тогда ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130 сходили с конвейера вместе.

ЗИЛ-4331 был призван, взяв всё лучшее от ЗИЛ-130, стать гораздо более мощным и при этом экономичным в использовании автомобилем. Так как уже в те годы была признана несостоятельность бензиновых двигателей в их применении на средних и тяжёлых грузовиках, ЗИЛ-4331 задумывался также как родоначальник нового большого семейства отечественных грузовых автомашин с дизельными двигателями.

Разработка и внедрение в серийное производство данной модели заняла неоправданно долгие годы. Во-первых, потому, что немало времени и сил ушло у конструкторов ЗИЛа на разработку совершенно новых для СССР бескапотных дизельных грузовиков (будущих КАЗ-«Колхид» и КамАЗов). Во-вторых, потому что автомобиль предполагалось оснащать созданным «с нуля», совершенно новым дизельным двигателем собственной разработки и производства.

Опытные образцы машины создавались в больших количествах с 1977 по 1985 годы. Но в целом работа над новыми автомобилем и двигателем проходила очень долго и мучительно.

ЗИЛ-4331 на территории завода. Фото 90-х гг. ХХ века.

Как бы то ни было, ЗИЛ-4331 был запущен в серийное производство лишь в 1987 году. И то, первое время с конвейера сходили грузовики с бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10 (позже – ЗИЛ-508300), вскоре всё же заменённые на собственный дизель ЗИЛ-645. Последний в истории «предок» 4331-го – легендарный ЗИЛ-130 сошёл с конвейера завода 30 декабря 1994 года.

А история производства самого ЗИЛ-4331 закончилась уже в годах двухтысячных. В 2003 году его производство было остановлено и, несмотря на регулярно вбрасываемые в прессу заявления о запуске производства совместно с DAF, Renault, Foton, МАЗ… и т.д., так и не было возобновлено в сколько-нибудь существенном объёме.

Самосвал «ЗИЛ-432940», «последний из могикан».

Кстати, преемником ЗИЛ-4331 предполагалось сделать новую прогрессивную разработку – ЗИЛ-432940, с дизелями минского производства ММЗ Д-245.9Е4-4014 (Евро-4) и ярославского (обновлённые ЯМЗ-236). Этой, во всех отношениях, более современной и возможно, конкурентоспособной модели, разработанной в 2011 году, так и не суждено было добраться до конвейера. Завод успел выпустить всего пару сотен таких новых машин до своего окончательного закрытия. Таким образом, преемник ЗИЛ-4331 – ЗИЛ-432940 является последним в истории представителем славного семейства грузовых автомобилей АМО-ЗИЛ.

Плюсы и минусы

  1. Основными преимущества автомобиля «ЗИЛ-4331» называют великолепную проходимость, впечатляющую грузоподъемность.
  2. Уменьшенное количество точек смазки шасси и автоматическая регулировка тормозов способствуют сокращению временных и денежных затрат на сервисные работы.
  3. На сегодняшний день моторы «ЗИЛ-645» уже не производятся, но приобрести запчасти для ремонта двигателя вполне реально по довольно сносным ценам.
  4. Оперение первых экземпляров «ЗИЛ-4331» было интегральным. По этой причине в случае возникновения перекоса рамы грузовика появлялись проблемы с закрытием капота.
  5. Хорошая герметичность салона.
  6. Наличие ремней безопасности на всех сидениях.

Несмотря на отличные отзывы и массу положительных сторон, данная модель не пользуется популярностью на территории России. Таким образом, данный грузовик не может составить серьезную конкуренцию заграничным аналогам из-за довольно большого расхода топлива и малой грузоподъемности. Но простота ремонта и дешевизна делают рассматриваемый автомобиль чрезвычайно востребованным в некоторых сферах промышленности.

История

Первые работы над новым грузовиком, предназначенным для замены серийного ЗИС-150, начались на заводе в 1953 году под руководством главного конструктора по грузовым автомобилям Анатолия Маврикиевича Кригера, ведущим конструктором был назначен Георгий Александрович Феста, дизайн автомобиля, в конечном варианте, был определён ведущим художником завода Т. П. Киселёвой. Первоначально проект носил названия ЗИС-125, ЗИС-150М, позднее был переименован в ЗИЛ-130.

  • В декабре 1956 года вышел первый опытный образец.
  • В 1959 году машина впервые показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
  • В феврале 1961 года окончательно утверждено проектное задание.
  • В сентябре 1962 года первые пять ЗИЛ-130 отправлены в опытную эксплуатацию на Ярославский шинный завод.
  • В 1963 году машины начали сходить с заводского конвейера.
  • 1 октября 1964 года, после генеральной реконструкции завода, началось массовое серийное производство автомобиля, в декабре этого же года прекратился выпуск предшествующей модели — ЗИЛ-164А (модернизация ЗИС-150).
  • в 1973 году автомобилю «ЗИЛ-130» был присвоен Государственный Знак Качества СССР.
  • В июне 1974 года изготовлен миллионный ЗИЛ-130.
  • В августе 1982 года — двухмиллионный ЗИЛ-130.
  • С 1 января 1986 года ЗИЛ-130 (в том числе и модификации) получил новое обозначение ЗИЛ-431410. Был введен многоконтурный привод тормозов (МТП), аналогичный тому, что применялся на автомобилях КАМАЗ. При этом внешне автомобиль остался прежним и новое обозначение использовалось только в официальной документации.
  • Всего до прекращения производства в декабре 1994 года автозаводом ЗИЛ были изготовлены 3 366 503 грузовика ЗИЛ-130 (не считая изготовленных на других предприятиях автомобильной промышленности).

ЗИЛ-130 в небольших масштабах производился и на других заводах страны.

  • В июле 1975 года ЗИЛ-130 начал выпускать читинский автосборочный завод (по декабрь 1994 года, вместе с головным заводом, изготовлено 3 383 312 экземпляров).
  • На узлах ЗИЛ-130 Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) выпускал грузовики КАЗ-608, КАЗ-608В (использовались двигатель, коробка передач и мосты).
  • На шасси ЗИЛ-130 (ЗиЛ-431410) на Чкаловском автобусном заводе был налажен выпуск автобусов «Таджикистан-5» (Таджикистан-3205)
  • С 1995 по 2014 последние модификации ЗИЛ-130 выпускались на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ), в прошлом филиале ЗиЛа, специализировавшемся на армейских грузовиках ЗИЛ-131Н. Там автомобиль получил новый индекс УАМЗ-43140 или АМУР-43140, в разных модификациях использовались различные двигатели, в том числе дизели Д-245.9Е2; помимо штатной, нередко устанавливались кабины и оперение от ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433360.

Стандартное оборудование бортового ЗИЛ-4334КО

Коробка передач

  • Пятиступенчатая.
  • Передаточные числа коробки передач:
    • первой — 5,81
    • второй — 3,16
    • третьей — 1,75
    • четвертой — 1,00
    • пятой — 0,81
    • заднего хода — 5,22
  • Синхронизаторы на II, III, IV, V передачах.
  • Управление коробкой передач — качающимся рычагом.
  • Допускается отбор мощности от правого люка до 22 кВт.

Раздаточная коробка

  • Двухступенчатая с муфтой включения переднего моста.
  • Передаточные числа: 2,08 и 1,00.
  • Управление передачами — рычагом через систему тяг.
  • Электропневматический привод включения переднего моста.
  • Допускается отбор мощности от верхнего люка до 44 кВт.

Ведущие мосты

  • Двухступенчатые с проходным промежуточным мостом.
  • Главная передача — двойная, с парой спирально-конических и парой косозубых цилиндрических шестерен.
  • Общее передаточное число — 6,73.
  • Дифференциалы шестеренчатые, конические с четырьмя сателлитами.
  • Привод ведущих колес переднего моста через полуоси с шарнирами равных угловых скоростей.

Карданная передача

  • Четыре карданных вала: привода раздаточной коробки, среднего, заднего и переднего мостов.
  • Каждый карданный вал со шлицевым соединением и двумя шарнирами на игольчатых подшипниках.

Колеса и шины ЗИЛ 4334КО

  • Колеса дисковые, 228Г-508.
  • Шины диагональные, камерные, 14,75/80R20модели М-93 или радиальные 12.00R20модели КИ-113 с регулируемым давлением.

Рулевое управление

  • Рулевой механизм с гидравлическим усилителем.
  • Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках.
  • Передаточное число — 20.

Тормозная система

  • Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком, установленные на всех колесах.
  • Стояночный тормоз барабанного типа с двумя внутренними колодками, разжимным кулаком; установлен на раздаточной коробке.
  • Тормозной привод пневматический, раздельный на каждый мост.

Система электрооборудования

  • Однопроводная, с номинальным напряжением 24 В.
  • Стартер напряжением 24 В, с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением.
  • Две аккумуляторные батареи напряжением 12 В.
  • Генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.

Кабина ЗИЛ 4334КО

  • Двухместная, двухдверная, удлиненная на 500 мм, с двумя спальными местами за спинками сидений.
  • Сиденье водителя отдельное, имеет механизм подрессоривания с регулируемой жесткостью в зависимости от массы водителя. Кроме того, регулируется положение сиденья в продольном направлении, а также углы наклона спинки и подушки.
  • Пассажирское сиденье одноместное регулируемое.
  • Стеклоочиститель трехщеточный с электрическим приводом.
  • Омыватель ветрового стекла — насос с электроприводом.

Плюсы и минусы

Параметры основных узлов и агрегатов «ЗИЛ 157» отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, а имели лишь некоторые недочеты, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.

  1. Главным недостатком автомобиля является отсутствие гидравлического усилителя руля, но на популярности грузовика на отечественном рынке это сказывается несущественно.
  2. Односкатные колеса с формулой 6Х6 и возможность регулирования давления положительно сказались на повышенной проходимости грузовика — для него не существует преград даже в современное время.
  3. Грузовик укомплектовали лебедкой для самовытаскивания. Это выгодно отличало автомобиль от своего прародителя.
  4. Зимой кабину можно было отапливать, а летом проветривать — для автомобилей шестидесятых годов это был настоящий прогресс.
  5. Для «ЗИЛ-157» расход топлива на 100 км составляет 42 литра бензина*, достаточно плохая сторона авто.
  6. Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король бездорожья» иногда ломается. Однако, нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157″есть в продаже в достаточном количестве.

*в условиях сильного холода расход возрастает.

Подвеска и мосты ЗИЛ-157

  • Подвеска передняя: полу-эллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами;
  • Подвеска задняя: балансирная на полу-эллиптических рессорах;
  • Мосты: с полуосями и дифференциалами;
  • Привод: карданный;
  • Карданы, 5 шт.: 1 – от МКП к раздатке, 2 – к передней оси, 3 – к средней оси, 4,5 – к задней оси через подшипниковый узел;
  • Клиренс передней оси: 0,31 м; клиренс средней и задней осей – 0,35 м;
  • Рулевой механизм: глобоидальный, червячный, с тремя гребнями на ролике;
  • Передаточное число: 23,5

Мосты данного грузовика независимо от модификации, оснащены тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это полу-осевые мосты с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичны для всех трёх балок.

Кронштейны крепления рассчитаны на рессоры элиптического типа. Традиционно суровые условия эксплуатации ЗИЛ-157, мосты которого испытывают серьёзную нагрузку, подвели разработчиков к поиску решений, повышающих надёжность подвесок автомашины.


Была придумана достаточно простая и надёжная схема, которая предусматривала установку амортизаторов гидравлического типа. Все полуоси автомобиля состыкованы со ступицами колёс, а чугунные барабаны стали частью достаточно эффективной тормозной системы 157-го.

Колодки из универсального материала «фередо» всегда работали безупречно. При резком торможении машина практически никогда не оставляла следов от протекторов на дорожном покрытии, остановка была достаточно плавной и без рывков, которые зачастую сопровождают торможение большегрузных автомобилей.

Передний мост ЗИЛ-157 оснащён шарнирами типа «Бендикс/Вейсс», которые имеют равные угловые скорости. Также водители имеют возможность отключения переднего моста. К каждому мосту подведён свой карданный вал. Тормоза действуют на все шесть колёс и имеют пневматический привод.

Модификации

  • Первый опытный образец «сто тридцать третьего» индексировался «133В». Машина увидела свет в 1966 году. Это был седельный тягач. Сам автомобиль был выпущен тиражом, не слишком превышающим своего родителя.
  • «ЗИЛ-133Н» в очередной раз пробная версия для испытаний. Произведен автомобиль в 1968 году.
  • ЗИЛ с удлиненной базой и способностью тянуть за собой прицеп получил маркировку «133Г». Борта кузов в этой версии откидывались со всех трех сторон. Модификация и ее ответвления сходили с конвейера до 1987 года серийно.
  • Вышеупомянутая модель подверглась изменениям образовав грузовик с удлиненной базой «ЗИЛ-133Г1». Отличие от младшего брата было в увеличенном объеме топливного бака. Грузоподъемность была равна 8 тоннам.
  • «ЗИЛ-133Г2» полностью аналогичная копия «133Г1» с увеличенной грузоподъемной силой до 10 тонн.
  • Не обошлось и без строительных модификаций. Автокран «ЗИЛ-133ГЯ» стал одним из последних советских грузовиков завода имени Лихачева. Для воплощения модификации в жизнь провели целый ряд скрещиваний. Короткая колесная база от самосвала с шасси, приспособленным под установку крана «КС-3575А», довершал это силовой агрегат КамАЗ-740. Так и выпускали до 1992 года.
  • «ЗМУ-8» на шасси от «ЗИЛ-133ГЯ» — сельскохозяйственная модификация для обработки полей. ЗМУ – загрузчик минеральных удобрений. Производство шло с 1979 до 1992 года.
  • На той же базе выпускали «ЗСА-7» — загрузчик сеялок автомобильный. Сойдя с конвейера первый раз в 1979 году, выпускался следующие 13 лет.
  • Очередной опытной версией для улучшения автомобилей ЗИЛ стала модель «ЗИЛ-133ГЯС». Сходил с конвейера в годы 1980-1984.
  • Специально для Олимпиады в 1980 году завод имени Лихачева предоставил автомобиль для транспортировки лошадей – «ТС-5982». Фургон поставили на шасси «ЗИЛ-133Г». Внешне машина привлекательна. Поле проведения спортивных соревнований было выпущено еще 6 представителей модели для нужд конной полиции.
  • Могучий опытный образец «ЗИЛ-Э133ВЯТ» из 1982 года существенно отличался от своих собратьев. У данного седельного тягача был дизельный двигатель КамАЗ-5Э7403, оснащенный турбонаддувом. Кабина использовалась ЗИЛ-133ГЯ, только была выше на 170 мм. В 1988 году, пытаясь обновить грузовик, в кабину было добавлено спальное место, что несло революционный характер в автопромышленности тех времен.
  • В период с 1991 по 1992 год производился ЗИЛ-133ГМ в качестве образца для опытов.
  • В 1992 году «Смоленский завод КДМ» стал производить «ЗИЛ-133Г4» для уборки улиц. В их число входили снегоуборочные, посыпочные и пылесбивающие машины. Производится до настоящего времени.
  • «ЗИЛ-133Г40» с удлинённой базой и тентовым покрытием кузова использовался и используется для транспортировки различных грузов. Серийно производился с 1992 по 1999 год.
  • Параллельно с предыдущей версией с конвейера сходила база с бортовой холодильной установкой – «ЗИЛ-133Г42». Применение находит в соответствующих сферах.
  • На заводе имени Лихачёва в период 1992-99 производили седельный тягач с укороченной базой – «ЗИЛ-133Д42».
  • Очередной седельный тягач, но уже нового поколения – «ЗИЛ-133ВЯ», начал производится в 1995, и с успехом выполняет поставленные задачи до сих пор.
  • На базе «ЗИЛ-133» производился не менее популярный грузовик «ЗИЛ-ММЗ-4516». Период производства 1993-2002 годы.

Стандартное оборудование шасси ЗИЛ-433442

Сцепление

  • Однодисковое, герметизированное.
  • Диаметр ведомого диска 340 мм, с УКФН.
  • Гидравлический привод с пневмоусилителем.

Коробка передач

  • Пятиступенчатая.
  • Передаточные числа коробки передач:
    • первой — 7,44
    • второй — 4,10
    • третьей — 2,29
    • четвертой — 1,47
    • пятой — 1,00
    • заднего хода — 7,09
  • Синхронизаторы на II, III, IV, V передачах.
  • Управление коробкой передач — качающимся рычагом.
  • Допускается отбор мощности от правого люка до 22 кВт.

Раздаточная коробка

  • Двухступенчатая с муфтой включения переднего моста.
  • Передаточные числа: 2,08 и 1,00.
  • Управление передачами — рычагом через систему тяг.
  • Электропневматический привод включения переднего моста.
  • Допускается отбор мощности от верхнего люка до 44 кВт.

Ведущие мосты

  • Двухступенчатые с проходным промежуточным мостом.
  • Главная передача — двойная, с парой спирально-конических и парой косозубых цилиндрических шестерен.
  • Общее передаточное число — 6,73.
  • Дифференциалы шестеренчатые, конические с четырьмя сателлитами.
  • Привод ведущих колес переднего моста через полуоси с шарнирами равных угловых скоростей.

Карданная передача

  • Четыре карданных вала: привода раздаточной коробки, среднего, заднего и переднего мостов.
  • Каждый карданный вал с шлицевым соединением и двумя шарнирами на игольчатых подшипниках.

Рулевое управление

  • Рулевой механизм с гидравлическим усилителем.
  • Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках.
  • Передаточное число — 20.

Тормозная система

  • Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком, установленные на всех колесах.
  • Стояночная тормозная система с пружинными энергоаккумуляторами на заднем мосту.
  • Тормозной привод пневматический, раздельный на передний мост и заднюю тележку.

Система электрооборудования

  • Однопроводная, с номинальным напряжением 12 В.
  • Стартер напряжением 12 В, с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением.
  • Одна аккумуляторная батарея напряжением 12 В.
  • Генератор переменного тока со встроенным выпрямителем (14 В, 110 А).

Кабина ЗИЛ-433442

  • Трехместная, двухдверная.
  • Сиденье водителя отдельное, имеет механизм подрессоривания с регулируемой жесткостью в зависимости от массы водителя. Кроме того, регулируется положение сиденья в продольном направлении, а также углы наклона спинки и подушки.
  • Пассажирское сиденье двухместное нерегулируемое.
  • Стеклоочиститель трехщеточный с электрическим приводом.
  • Омыватель ветрового стекла — насос с электроприводом.

История модели ЗИЛ-431410

ЗИЛ-130 считался (причём вполне заслуженно) моделью настолько совершенной, что его модернизация происходила не революционным, а эволюционным путём. И, хотя во внешнем облике существенных изменений не отмечалось, нововведения были регулярными и существенными.

Каждые три года, с начала 70-х, ЗИЛ-130 проходил государственную аттестацию на Знак качества. И эти мероприятия не были простой формальностью: нельзя было пройти аттестацию без значительных улучшений и нововведений в конструкции. Повышалась грузоподъёмность, маневренность, точность управления автомобилем. Вот и модификация 1986 года, – ЗИЛ-431410, был внешне всё тот же сто тридцатый, «только лучше». С новым мотором и рядом других отличий, о которых пойдёт речь в следующем разделе.

ЗИЛ-431410 производили в столице девять лет, с января 1986 года. «Последний из могикан» московского племени сто тридцатых – ЗИЛ-431410 сошёл с конвейера Завода имени Лихачёва 30 декабря 1994 года.

Однако это ещё не стало полным прекращением производства данной модели. С 1991 года выпуск ЗИЛ-431410 производился также в городе Новоуральске Свердловской области, на автомоторном заводе, который до этого собирал только армейский ЗИЛ-131.

Это – ЗИЛ-431410 с «московской пропиской».

Разумеется, масштабы этого предприятия с лихачёвским заводом несопоставимы, но тоже достаточно внушительны. Производственные мощности новоуральского автомоторного завода рассчитаны на изготовление 20 тысяч грузовиков и 40 тысяч двигателей в год! Оборудование завода позволяет самостоятельно изготавливать все узлы и агрегаты обоих семейств – и 131-го, и 130-го, за исключением редукторов ведущих мостов, которые поставляются извне.

Самобытность облику ЗИЛ-431410, выпускаемого в Новоуральске, придали оперение и передняя часть от ЗИЛ-131, внешне превратившие машину в своеобразный гибрид 130-го и 131-го ЗИЛов. В XXI веке автомоторный завод в Новоуральске стал называться «АМУР» (Автомобили и моторы Урала), а ЗИЛ-431410 был присвоен производственный индекс АМУР-53131 (4х2); его мотору ЗИЛ-508.10 – АМУР-456.10.

А это – с новоуральской, 90-х годов выпуска, ещё с надписью «ЗИЛ» на капоте. Кстати, впечатляющий тюнинг!

Технические характеристики ЗИЛ-157

Что ещё, кроме применения системы трёх мостов с одинаковой на всех колеёй и односкатными колёсами, является техническими особенностями конструкции грузовика ЗИЛ-157?

Особенности рамы

В отличие от многих других автомашин подобного класса, этот грузовик оснастили иной, довольно плоской рамой. Благодаря ей в условиях сурового бездорожья, снежной целины или непростого рельефа местности он совершенно не терял способностей к отталкиванию от грунта колёсами, не увязал в грязь, в песок или снежный сугроб и мог спокойно продолжать своё движение.

Особенности шин и колёс

Уже на стадии разработки данной модели от специалистов советской шинной промышленности потребовали разработки качественно новых шин для бездорожья. Смысл в том, чтобы эти шины допускали уверенное движение автомобиля и при пониженном внутреннем давлении.

Задача была выполнена: изобрели, испытали и внедрили грузовую шину, которая обладала повышенной эластичностью, достигнутой снижением числа слоёв корда, увеличением ширины профиля и использованием дополнительных внутренних слоёв из мягких сортов резины.


Колёса ЗИЛ-157 стали шире, их оснастили специальным глубоким протектором – «ёлочкой» направленного действия – практически исключающим проявления пробуксовки. Поскольку они обладали свойствами самоочищения от налипающей грязи.

Впервые в советской автомобильной промышленности на серийную автомашину установили систему подкачки и регулировки давления в шинах. Управлять ей можно было, не покидая водительского места и не прекращая движения автомобиля. Система подкачки уже в 1961-м году перебралась с внешней на внутреннюю сторону колёс.

В результате, небольшие проколы и пробоины в колёсах не влияют на ход машины, нужное количество воздуха закачивается в шину компрессором, и недостаток давления компенсируется. Можно продолжать ехать на ЗИЛ-157 даже и со значительно повреждённой отдельной шиной, компенсируя потери давления в ней непрерывной подкачкой.

При необходимости, прямо во время движения по сложной снежной целине, зыбким пескам, либо по заболоченной местности, есть возможность снизить давление в шинах до 0,7 атмосфер. Колёса при этом оседают, и их поверхность становится шире. После прохождения сложного участка пути давление в шинах можно быстро подкачать до нормальных 2,8 атмосфер.

В целом, максимальное давление в 2,8 кг/см2 было рекомендовано при движении на дорогах с твёрдым покрытием, на скорости до 60-ти км/ч. При движении по пересечённой местности со сложным грунтом давление в шинах рекомендовано снизить до двух кг/см2, а по песками и по раскисшему от дождей грунту – до 1кг/см2, двигаясь на скорости 20 км/ч. Скоростное ограничение 10 км/ч и снижение давления до 0,5/0,7 кг/см2 рекомендовались для движения по болотистым и заметённым снегом местам. Снижение давления на грунт даёт ощутимую дополнительную прибавку к внедорожным качествам автомобиля.

Особенности кузова и грузовой платформы

Наибольшее распространение получил классический бортовой вариант ЗИЛ-157 с платформой для перевозки грузов и людей, оснащённой деревянными бортами с открывающимся задним бортом. Борта собраны из досок 800х200 и закреплены кронштейнами к деревянной платформе, что значительно облегчает общую конструкцию.

Сам кузов грузовика – это платформа из того же дерева, покрытая продольными металлическими рёбрами, берегущими его от истирания. Для прочности продольной конструкции она усилена поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Неподвижен только лишь передний борт, а боковые и задний борта откидные, способные полностью открыть платформу кузова.

Таким образом, процесс загрузки и выгрузки любого груза и имущества можно произвести максимально просто и быстро. В отличие от других грузовиков того времени, к примеру, от близкого по классу ГАЗ-63.

Некоторые особенности и сферы применения ЗИЛ-4331

В соответствии с автомобильной модой конца 70-х/начала 80-х годов, кабина ЗИЛ-4331 приобрела не плавные и обтекаемые, как у ЗИЛ-130, а угловатые, чёткие очертания. Капот, облицовка радиатора и крылья были совмещены в единый узел, откидывающийся вверх-вперёд при необходимости доступа к двигателю. По замыслу конструкторов, это значительно облегчало любые работы по ремонту и обслуживанию всех узлов и агрегатов мотора. Фары и поворотники при этом интегрировали в передний бампер.

ЗИЛ-4331 с прицепом.

Данная идея с доступом к двигателю была здравой, только вот в процессе эксплуатации выяснилось, что при малейшем перекашивании рамы, а также в условиях экстремальных морозо нормально закрыть двигатель по этой системе уже почти не представлялось возможным. Поэтому с середины 90-х годов на ЗИЛ-4331 стали устанавливать обычный капот с открывающейся кверху крышкой.

По своей сфере применения, ЗИЛ-4331, как и его предшественник, является «супер-универсалом». На коротко- и длиннобазных шасси данных автомобилей изготавливали бортовые и тентованные грузовики; промышленные и сельскохозяйственные самосвалы; обычные, изотермические и рефрижераторные фургоны; цистерны и топливозаправщики; пожарные и коммунальные спецмашины; седельные тягачи; погрузчики и краны-манипуляторы; автомобили повышенной проходимости.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий