Ссылки [ править ]
- Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
- Фрэмптон, Виктор; Голова, Майкл; Маклафлин, Стивен и Сперджен, HL (2003). «Русские военные корабли у Токийского залива». Военный корабль Интернэшнл .XL (2): 119–125. ISSN 0043-0374 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Боевые корабли всего мира Конвея 1860–1905 гг . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921 . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Руйрика до Руйрика: броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России . Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.
История создания
На тот момент, когда «Громобой» был только еще в проекте, главным военно-морским конкурентом России была Великобритания с ее сильнейшими кораблями. Ровно семь лет император Николай Второй решил потратить на постройку совершенно новых крейсеров, которые смогли бы соперничать с любой державой на море. За основу проекта в 1895 году решено было взять чертежи крейсера «Россия», который уже бороздил морские просторы и весьма успешно.
К. Я. Аверин и Ф. Х. Оффенберг – судостроители, которым было поручено создание «Громобоя». Утвердил их на эту должность лично император, а также одобрил каждый из чертежей. По ним на крейсере должно было быть установлено несколько паровых машин, а еще броня, превышающая в толще двадцать сантиметров. Местом, откуда должен был выйти гигант, выбрали Балтийский завод. При этом в постройке использовалась только сталь высшего качества. И с весом пятнадцать тысяч тонн этот гигант должен был быть еще и быстроходным.
Постройку судна решили начать в 1897 году. Для реализации такого масштабного проекта необходимы были годы, самой большой сложностью были поставки на Балтийский завод дорогой и качественной стали. Возникли большие проблемы, связанные со стачками рабочих и реконструкцией предприятий. Это тормозило спуск корабля на воду. И все-таки через несколько лет крейсер «Громобой» вышел в свой первый рейс.
Сноски
- ^ Маклафлин, стр. 55
- ^ Маклафлин, стр.55, 74
- ^ Маклафлин, стр. 60
- ^ Ватт, стр. 93
- Брук, стр. 38
- Гардинер, стр. 190
- «Военно-морская разведка». Времена (36336). Лондон. 27 декабря 1900 г. с. 4.
- «Военно-морская разведка». Времена (36517). Лондон. 26 июля 1901 г. с. 8.
- Маклафлин, стр. 77
- Брук, стр. 34
- Брук, стр. 34, 37
- Брук, стр.39, 43
- ^ Брук, стр. 43
- Брук, стр.43, 45
- Брук, стр. 45
- Брук, стр. 45–47.
- ^ Маклафлин, стр. 77–78.
- Гардинер и Грей, стр. 295
- ^ Маклафлин, стр. 78
- “Имперские и зарубежные новости”. Времена (42551). Лондон. 26 октября 1920 г. col F, p. 9.
- Ассошиэйтед Пресс, “Крейсеры Русс, потерянные во время шторма”, Сан-Бернардино Daily Sun, Сан-Бернардино, Калифорния, понедельник, 23 октября 1922 г., том L, номер 237, стр.
Характеристика, или всё, что мы можем сказать о нём…
Есть один оч-чень интересный человек. Поэт, художник, спортсмен и музыкант. Талантлив и неординарен. Масса других достоинств, главное из которых – коммуникабельность. Он в своей тарелке в любом обществе, ему любая рубашка ближе к телу, он – душа любой компании. Весёлый баламут, сдержанный педант, мачо, светский лев, песняр, благородный шевалье, ведущий любого ТВ ток-шоу, народный трибун – это всё про него.
Вот группа культурных, не лишенных шарма мужчин и женщин в декольте (непременно в декольте), в выходной день в загородном особняке. Он среди них, в смокинге. Из неторопливой беседы за карточным столиком следует, что в принципе, он предпочитает тихие интеллигентные посиделки в обществе порядочных и приятных во всех отношениях людей. Где-то в глубине зала для гостей из динамика в динамик переливается волшебная музыка в исполнении оркестра Джеймса Ласта. Особенно гармонична партия скрипок, совершенное сочетание темы и звучания электронных инструментов, и всё такое… Кстати, в этом месте, саксофон должен звучать на октаву выше… Коньяк, конфеты, лимон. Кофе по-министерски, со сливками, пожалуйста. Только кофе – отдельно, сливки – отдельно, пардон, мадемуазель.
Давайте поговорим о творчестве Дали… На выставке его работ в Дублине, в прошлом году, какой-то американец заявил, что у него на ранчо в Техасе, с деревьев свисают расплавленные часы, ха-ха-ха! … Тереза, поиграйте для нас, на рояле, будьте любезны. Жевузем, мадам!
Как же он мил!
На следующий день он уже на вечеринке в общежитии (в компании не хватает мужчин: десять женщин и восемь мужчин, он – девятый). Здесь – всё по-другому, что-то вроде серебряной свадьбы чьих-то родственников. За общим столом дым коромыслом. Все по лавкам. Мужики одеты кое-как, есть даже и в домашних тапочках. До омерзения пьют, и выражаются при женщинах. Женщины в новых цветастых платьях, все горластые, упитанные и раскраснелись. Периодически распевают хором невпопад «вагончик тронется, вокзал останется». Телевизор в углу включен на полную мощность, отечественные юмористы травят свои байки. В наличии много дешёвой водки, на горячее – картошка с тушенкой и капустой из столовой. Кто-то притащил из дома банку солёных огурцов и лук.
Наш герой – ведущий вечера. Сегодня он в джинсах, заправленных в короткие сапожки и ярко-красной рубахе… Красиво говорит тосты и лучше всех танцует под магнитофон, а после – громче всех под баян: «Ой мороз, мороз». Справедливости ради, если бы не он, уже давно бы все передрались. На него глядят с надеждой наиболее трезвые, а наиболее нетрезвые не поймут, зачем его позвали.
Что можно еще добавить?
Пожалуй, только, что он, уходя из гостей по-английски, никогда в потемках прихожей не наденет по ошибке чужое новое пальто.
И еще, пожалуй, что при желании, он может без труда предсказать исход любого футбольного матча. Но только для близких друзей, за деньги.
А больше, мы ничего не можем рассказать о нём…
Рекомендации
- Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг.. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Руйрика до Руйрика: броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг.. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.
Рекомендации
- Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг.. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Руйрика до Руйрика: броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг.. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.
Сноски [ править ]
- ^ a b c Маклафлин, стр. 55
- ^ a b Маклафлин, стр. 55, 74
- ^ Б с д е е McLaughlin, с. 60
- ^ a b c d Ватт, стр. 93
- «Русский 8» / 45 (20,3 см) Образец 1892 г. 203 мм / 45 (8 «) Образец 1892» . navweaps.com. 11 сентября 2006 . Проверено 30 апреля 2010 года .
- Брук, стр. 38
- «Русские 6» / 45 (15,2 см) Образец 1892 г. 152 мм / 45 (6 «) Образец 1892» . navweaps.com. 12 января 2009 . Проверено 1 мая 2010 года .
- «Русский 75 мм / 50 (2,95») Образец 1892 — Французский 7,5 см / 50 (2,95 «) Модель Кане 1891 г.» . Navweps.com. 17 июля 2007 . Дата обращения 11 февраля 2022 .
- «Россия 47 мм / 5 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса 47 мм / 1 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса » . 1 декабря 2006 . Проверено 22 декабря 2009 года .
- «Россия 37 мм / 5 (1,5 дюйма) Пистолет Гочкиса 37 мм / 1 (1,5 дюйма) Пистолет Гочкиса » . 1 декабря 2006 года Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года . Проверено 22 декабря 2009 года .
- Гардинер, стр. 190
- «Военно-морская и военная разведка». The Times (36336). Лондон. 27 декабря 1900 г. с. 4.
- «Военно-морская и военная разведка». The Times (36517). Лондон. 26 июля 1901 г. с. 8.
- Маклафлин, стр. 77
- Брук, стр. 34
- Перейти ↑ Brook, pp. 34, 37
- Перейти ↑ Brook, pp. 39, 43
- ^ a b Брук, стр. 43 год
- Перейти ↑ Brook, pp. 43, 45
- Брук, стр. 45
- Перейти ↑ Brook, pp. 45–47
- ^ a b Маклафлин, стр. 77–78
- Гардинер и Грей, стр. 295
- ^ а б Маклафлин, стр. 78
- «Имперские и зарубежные новости». The Times (42551). Лондон. 26 октября 1920 г. col F, p. 9.
- ↑ Associated Press, «Russ Cruisers Lost In Storm»,The San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, понедельник, 23 октября 1922 г., том L, номер 237, стр. 3.
“Россия”, 1897 – 1922 гг.
Броненосный крейсер построенн в 1893-1897 гг. Корпус строился на Балтийском заводе, достройка – в незамерзающей Либаве.
Первый поход – визит в Англию на 60-летие царствования королевы Виктории в мае-июне 1897 года. Осенью того же года “Россия” была отправлена на Тихий океан.
С началом войны вместе со всей эскадрой корабль за восемь часов перекрасили в защитный зелено-оливковый цвет. Это был первый опыт столь массового применения камуфляжа.
1 августа 1904 года “Россия” вместе с крейсерами “Рюрик” и “Громобой” билась с шестью японскими крейсерами. “Рюрик” погиб, два других – серьёзно пострадали. Бой был проигран.
По окончании войны в октябре 1905 г. крейсер доставил на Сахалин русский гарнизон и ушёл на Балтику.
В Кронштадт вернулись в марте 1906 г. После трёхлетнего капремонта, “Россия” стала учебно-артиллериским кораблём.
Крейсер активно прослужил всю Первую мировую, но не участвовал в крупных боях.
После войны стоял в Кронштадте. В 1922 продан на металл в Германию.
12 150 тонн, 144,2 / 20,9 / 8 м, 17 680 л.с., 19,7 узла, 7740 миль, 28/811 чел., 4 × 203-мм орудия, 16 × 152-мм, 12 × 75-мм, 40 малокалиберных, 5 торп. аппаратов
Отрывок из романа Крейсера
— Ну вот и пошли, — сказал мичман Панафидин, когда крейсера выбрались из тисков льда на чистую воду…Колокола громкого боя возвестили экипажам первый воинственный «аллярм» — тревогу. Из пушек звончайше ударили пробные выстрелы — для прогревания застылых стволов. В нижних отсеках минеры уже закладывали в аппараты мины Уайтхеда (торпеды), говоря при этом даже обидчиво:— Мама дорогая! Эдакая зараза по четыре тыщи за штуку. Ежели б на базаре продать ее, так до конца жизни можно ни хрена не делать… Жуть берет, как подумаешь, во что ж эта война мужикам да бабам нашим обходится!
Крейсера еще расталкивали одинокие льдины.Рейценштейн держал свой флаг на «России».А на мостике «Богатыря» — догадки и пересуды:— Все-таки не мешало бы знать, куда мы идем?— Секрет! Говорят, командирам выданы особые пакеты, которые они могут вскрыть лишь вдали от берегов…За кормою растаял остров Аскольд; крейсера, натужно стуча машинами, вышли в открытое море, составляя четкий кильватер. Мороз усиливался. Стемман вскрыл пакет.— Идем к Сангарскому проливу, — объявил он.
Сангарский пролив рассекал север Японии, отделяя от нее древнюю землю Иесо (ныне Хоккайдо), и офицеры «Богатыря» сразу же засыпали капитана 1-го ранга вопросами:— Почему в Сангарский? Там полно японских батарей… Сунуться туда — это как идти на расстрел!— Успокойтесь. Нам приказано лишь пошуметь у входа в пролив, чтобы вызвать панику в расписании японского каботажа. Если это удастся, адмирал Того будет вынужден оторвать часть своих сил к северу, ослабив напряжение у Порт-Артура…Стрелки магнитных компасов уже дрогнули в своих медных котелках, крейсера медленно склонялись к остовым румбам. Панафидин поспешил в рубку, чтобы помочь штурману крейсера в прокладке генерального курса.— Я не слишком-то верю в приказ из пакета, — сказал штурман. — Скорее всего, войдем в Сангарский пролив, чтобы потрепать нервы гарнизону города Хакодате…
Началась зверская качка. Сильная волна перекладывала крейсера с борта на борт, в каком-то тумане плавали расплывчатые фигуры комендоров, завернутых в тулупы. С флагмана последовал сигнал: «Возможны атаки японских миноносцев. Зарядить орудия». С кормового балкона «Громобоя» море шутя слизнуло одного матроса, который даже вскрикнуть не успел.— Был человек, и нет человека, — говорили матросы…
Крейсера шли без огней, ни один луч света не вырывался наружу из их громадных, ярко освещенных утроб, наполненных стуком машин и завываниями динамо. Дистанция между мателотами (соседями) скрадывала в ночи очертания кораблей, с «Рюрика» едва угадывали корму «Громобоя», которая то вскидывалась наверх, то проваливалась вниз, словно в каком-то хаотичном приплясе. Офицеры ходили в валенках, завидуя матросским тулупам, их кожаные тужурки покрывались ледяной коркой. Панафидин с молодым задором хвастался:— Вторые сутки не сплю! И сна ни в одном глазу. Вот что значит война: даже спать не хочется…Под утро усталость всех свалила по койкам, но заснувших людей взбодрила команда с мостика:— Горнисты и барабанщики — по местам…
Опять «аллярм»! Где-то вдали едва просвечивал берег Японии, а из скважины Сангарского пролива вдруг выхлопнуло клуб дыма. Скоро показался пароход под японским флагом.— Будем топить, — без волнения сказал Стемман. Соцветие флагов Международного свода сигналов приказывало японцам: оставить палубу, пересесть в шлюпки.— Боевым… клади! — слышалось от пушек.
Очевидно, попали в бункер, потому что пароход выбросил в небо сгусток угольной пыли. Рейценштейн велел «Громобою» принять японцев на борт, ибо всем было видно, как трудно им выгребать на веслах к берегу. Это проявление человеколюбия задержало крейсера, которые добивали противника снарядами. Он погружался в море кормою, задрав нос, на котором можно было прочесть название: «Никаноура-Мару»… Рейценштейн приказал отряду отворачивать от Японии к берегам Кореи. Никто не понимал, чем вызвано это решение. Даже каперанг Стемман, осторожный в критике начальства, ворчал:
— Ради чего мы пережгли столько драгоценного угля, чтобы у самого входа в Сангарский пролив отворачивать обратно? Боюсь, что наш Николай Карлович уже начал тосковать по сухой постели и не подумал о последствиях отворота…
“Баян”, 1902 – 1932 и “Баян” II, 1907 – 1922 гг.
Крейсер построили в Тулоне (Франция) в 1899-1902 гг. Головной корабль серии из четырёх едениц (другие – «Паллада» II, «Адмирал Макаров» и «Баян» II).
Весной 1903 года “Баян” пришёл в Кронштадт, в июле ушёл в Средиземное море, а оттуда с отрядом в Порт-Артур.
В январе 1904 года началась война. Корабль несколько раз получал попадания снарядами, восстанавливался, пока в июле не подорвался на мине, получив 10-метровую пробоину. Её пытались заделать, но без успеха. Орудия перенесли на берег и вскоре “Баян” лёг на грунт. Видя неизбежность захвата крейсера, его взорвали.
Взяв Порт-Артур, японцы смогли восстановить корабль, включив его в свой флот с именем “Асо”.
Как крейсер он прослужил до 1921 года, а до 1930-го – как минный заградитель. Затем из него сделали блокшив, а в 1932-м расстреляли как учебную мишень.
7326 тонн, 137,0 / 17,5 / 6,5 м, 16 500 л. с., 20,9 узла, 3400 миль, 23/550 человек, 2 × 203-мм, 8 × 152 мм, 20 × 75 мм, 12 малокалиберных орудий, 4 пулемёта.
Имя “Баян” перешло к крейсеру, построенному в 1905-1907 гг. на Новом Адмиралтействе. Внешне оба корабля были практически идентичны, отличаясь лишь внутренними конструктивными деталями и техническими характеристиками.
Второй “Баян” имел форсированную мощность 18 600 л.с. был более скоростным (21,8 узла), но с меньшей дальностью похода – 2100 миль.
В Первую Мировую он участвовал в бою при Моонзунде.
В 1918 году 152-мм орудия перенесли на плавучие батареи Онежской флотилии. Сам крейсер в 1922 году продали на металл.
Фото – Lookijan
“Рюрик”, 1892 – 1904 гг.
Броненосный крейсер построен в 1890-1892 гг. на Балтийском заводе. Планировался как головной корабль в серии из трёх, но следующие – «Россия» и «Громобой» строились уже по усовершенствованным проектам.
Вошёл в строй в октябре 1895 года и сразу был направлен во Владивосток. На месте был дополнительно модернизирован.
В 1900 году участвовал в высадке войск при подавлении восстания Боксёров и доставил часть российского гарнизона при переводе его в Порт-Артур.
С началом войны вошёл во Владивостокский отряд крейсеров. В первые семь месяцев отряд потопил, предварительно эвакуируя экипажи, 11 транспортных судов, доставлявших военные грузы в Японию (в т.ч. английское и германское, действовавшие контрабандой); и четыре взял как призы, приведя их во Владивосток.
14 августа 1904 г. “Рюрика” с “Россией” и “Громобоем” атаковало шесть более мощных, чем они, японских крейсеров.
В итоге два других корабля с тяжёлыми повреждениями отступили, а лишённый хода “Рюрик”, расстреляв весь боезапас, в ответ на предложение сдаться, открыл кингстоны.
200 человек погибло во время боя, около 600 оставшихся были подобраны японскими кораблями. Моряки попали в плен, содержались для плена весьма гуманно и после войны все были отпущены.
10 993/11 960 тонн, 125,6 / 20,4 м / 7,9 м, 13 250 л.с., 18 узлов, 6700 миль, 22/719 человек, 4 × 203-мм, 16 × 152-мм, 6 × 120-мм, 16 малокалиберных орудий, 6 торп. аппаратов.
Модель изготовлена в мастерской музея в 1892 году и отреставрирована в 2010-2016 гг.
Сноски
- ^ Маклафлин, стр. 55
- ^ Маклафлин, стр.55, 74
- ^ Маклафлин, стр. 60
- ^ Ватт, стр. 93
- Брук, стр. 38
- Гардинер, стр. 190
- «Военно-морская разведка». Времена (36336). Лондон. 27 декабря 1900 г. с. 4.
- «Военно-морская разведка». Времена (36517). Лондон. 26 июля 1901 г. с. 8.
- Маклафлин, стр. 77
- Брук, стр. 34
- Брук, стр. 34, 37
- Брук, стр.39, 43
- ^ Брук, стр. 43
- Брук, стр.43, 45
- Брук, стр. 45
- Брук, стр. 45–47.
- ^ Маклафлин, стр. 77–78.
- Гардинер и Грей, стр. 295
- ^ Маклафлин, стр. 78
- “Имперские и зарубежные новости”. Времена (42551). Лондон. 26 октября 1920 г. col F, p. 9.
- Ассошиэйтед Пресс, “Крейсеры Русс, потерянные во время шторма”, Сан-Бернардино Daily Sun, Сан-Бернардино, Калифорния, понедельник, 23 октября 1922 г., том L, номер 237, стр.
Вооружение
Данный крейсер мог развивать максимальную скорость до девятнадцати узлов в час, из вооружения можно назвать пару пушек Барановского, несколько подводных торпедных аппаратов, агрегаты противоминной артиллерии, более пятисот разнокалиберных орудий.
Крейсер «Громобой», вооружение которого слабым не назовешь, «съедал» очень много угля, потому все трюмы были доверху наполнены именно им и боеприпасами. Если говорить о конкретике, то хоть крейсер и стал весить двенадцать тонн вместо запланированных пятнадцати, ему для поддержания полного хода необходимо было в каждый рейс брать не менее 1700 тонн угля.
Создание броненосцев
Так уж вышло, что Россия не была в числе зачинателей броненосного кораблестроения. Первый русский бронированный корабль — броненосная плавучая батарея с говорящим названием «Первенец» — был построен не в России, а в Англии в 1863 г. и в незаконченном виде (из-за дипломатического конфликта с Великобританией) приведен в Кронштадт.
Собственно, англо-русский конфликт со всей наглядностью показал, что рассчитывать на техническую и материальную помощь Запада в строительстве боевых кораблей России не следует. Да и особой необходимости в этом не было. В стране уже существовала своя оригинальная конструкторская школа, родоначальником которой был знаменитый адмирал Попов.
А. А. Попов (1821–1898) — выдающийся русский флотоводец, изобретатель, конструктор броненосных кораблей и организатор судостроения, видный военно-морской теоретик, полный адмирал. 1891
Под его руководством в 1872 г. был спроектирован и построен первый русский мореходный броненосец «Пётр Великий», ставший родоначальником нового класса боевых кораблей — эскадренных броненосцев. Именно они будут следующие 40 лет хребтом всех ведущих флотов мира.
«Пётр Великий» отличался удачным сочетанием всех конструкционных элементов и весьма добротной постройкой. Он прослужил до 1959 г., хотя в первой линии пробыл не так уж и долго — с 1877 по 1903 г.
Первый русский эскадренный броненосец «Пётр Великий»
Постройка и эксплуатация «Петра Великого» поставила ряд проблем перед русскими кораблестроителями и флотоводцами. Во-первых, выяснилось, что корабль такого класса очень дорог, и потому много их быть не может. Во-вторых, оказалось, что по своим тактико-техническим характеристикам он подходит для Балтики, но не для Черноморского флота.
И действительно, последующие русские эскадренные броненосцы почти полностью соответствовали идеологии «Петра Великого» — мореходные (у них постоянно увеличивались водоизмещение и высота борта), с хорошей дальностью плавания и неизменным основным вооружением — четыре 305-миллиметровых орудия в двух 2-орудийных башнях в носу и корме. Лишь длина ствола 12-дюймовок постоянно росла — от 20 до 40 калибров, равно как и увеличивался вес снарядов, дальность и скорость стрельбы. И конечно, скорость корабля — с 14 до 18 узлов (предел для тяжелых военных кораблей с паровой машиной). Вплоть до 1890 г. броненосцы для Балтийского флота не строились — вся судостроительная активность России была сконцентрирована в последующее десятилетие на Чёрном море. И не случайно.
Особые броненосцы
Победив Османский флот в войне 1877-1878 гг., русское военно-морское командование почивать на лаврах не могло. Броненосный флот Блистательной Порты по-прежнему был мощным — 14 единиц. То, что в силу ряда причин турки его в последующие десятилетия не развивали, в начале 1880-х гг. предположить не могли. Русскому же политическому руководству и военному командованию не давала покоя мысль о захвате Константинополя, для чего нужны были особые броненосцы, которые и воплотились в серии кораблей типа «Чесма» — «Екатерина II», «Синоп», «Георгий Победоносец», построенных в Николаеве в 1886-1892 гг.
По тем временам это были примечательные корабли. В отличие от принятого во всех мировых флотах стандарта — четыре 12-дюймовых орудия, они несли 6 таких пушек в трех башенноподобных установках, расположенных треугольником (2 впереди — справа и слева от надстройки, 1 сзади). Такое конструкторское решение было не случайным. Бригада новейших русских броненосцев должна была драться с турецким или британским флотом на встречном курсе у пролива Босфор.
В 1890 г. для Черноморского флота был построен броненосец «Двенадцать апостолов». Этот корабль от многих своих «одноклассников» в зарубежных флотах отличался весьма скромными размерами и крайне тривиальной судьбой: прослужив 20 лет, он не участвовал ни в одном сражении, на нем не произошло ни единой существенной аварии или поломки.
Броненосец «Двенадцать апостолов». 1892
Пятерка эскадренных броненосцев на целое десятилетие стала основой русского Черноморского флота (в 1895 г. к ним добавился «Три Святителя»). По своей мощи эти новейшие корабли превосходили застывший на уровне 1878 г. флот Османской империи.
Потому дальнейшие усилия в постройке эскадренных броненосцев русское командование сосредоточило на Балтийском флоте. Тем более что его корабли и активно действовали в Средиземном море, и ходили по бурной Атлантике.
Эскадренный броненосец «Екатерина II» в Севастополе. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Броненосный корабль Чесма
Конструкция
Полностью переработанная схема бронирования корабля и его силовой установки заставила конструкторов проектировать корпус крейсера фактически заново. Бронирование корабля подверглось значительной переработке — была установлена более эффективная броневая защита артиллерии главного и среднего калибра — казематы из 120-мм брони с 51-мм тыльными и поперечными переборками и дополнительной защитой орудий 51-мм бронещитами. Также усилили защиту корпуса. Броневой пояс получил постоянную толщину равную 152 мм, 102 мм к нижней кромке. Причём, за счет применения немецкой брони, предполагалось достичь большей стойкости к снарядам, чем у 203-мм брони, применённой ранее на похожем крейсере «Россия». Бронёй казематов удалось защитить только 2 орудия главного калибра из 4-х, и 12 152-мм пушек из шестнадцати. К 1905 году 6 75-мм пушек верхней палубы были заменены на 152-мм орудия в отдельных казематах.
Энергетическая установка
Вместо установки средней машины экономического хода, как на «России», были установлены три машины равной мощности. Энергетическая установка включала три четырёхцилиндровые паровые машины тройного расширения общей индикаторной мощностью 14 500 л. с. на 120 об/мин, рассчитанные на достижение крейсером 19-узловой скорости; три трёхлопастных гребных винта. На испытаниях машины развивали 15 496 л. с. (11 555 кВт) и крейсер развил на мерной мили 20,1 узла. Носовое машинное отделение, где размещались бортовые машины, разделялось 9,5-мм продольной переборкой. Пар вырабатывали 32 водотрубных котла Бельвиля (рабочее давление 17 кг/см²) модели 1894 года, установленных в четырёх котельных отделениях.
Ссылки [ править ]
- Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
- Фрэмптон, Виктор; Голова, Майкл; Маклафлин, Стивен и Сперджен, HL (2003). «Русские военные корабли у Токийского залива». Военный корабль Интернэшнл .XL (2): 119–125. ISSN 0043-0374 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Боевые корабли всего мира Конвея 1860–1905 гг . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921 . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Руйрика до Руйрика: броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России . Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.
Вооружение
Данный крейсер мог развивать максимальную скорость до девятнадцати узлов в час, из вооружения можно назвать пару пушек Барановского, несколько подводных торпедных аппаратов, агрегаты противоминной артиллерии, более пятисот разнокалиберных орудий.
Крейсер «Громобой», вооружение которого слабым не назовешь, «съедал» очень много угля, потому все трюмы были доверху наполнены именно им и боеприпасами. Если говорить о конкретике, то хоть крейсер и стал весить двенадцать тонн вместо запланированных пятнадцати, ему для поддержания полного хода необходимо было в каждый рейс брать не менее 1700 тонн угля.
Сноски
- ^ Маклафлин, стр. 55
- ^ Маклафлин, стр.55, 74
- ^ Маклафлин, стр. 60
- ^ Ватт, стр. 93
- Брук, стр. 38
- Гардинер, стр. 190
- «Военно-морская разведка». Времена (36336). Лондон. 27 декабря 1900 г. с. 4.
- «Военно-морская разведка». Времена (36517). Лондон. 26 июля 1901 г. с. 8.
- Маклафлин, стр. 77
- Брук, стр. 34
- Брук, стр. 34, 37
- Брук, стр.39, 43
- ^ Брук, стр. 43
- Брук, стр.43, 45
- Брук, стр. 45
- Брук, стр. 45–47.
- ^ Маклафлин, стр. 77–78.
- Гардинер и Грей, стр. 295
- ^ Маклафлин, стр. 78
- “Имперские и зарубежные новости”. Времена (42551). Лондон. 26 октября 1920 г. col F, p. 9.
- Ассошиэйтед Пресс, “Крейсеры Русс, потерянные во время шторма”, Сан-Бернардино Daily Sun, Сан-Бернардино, Калифорния, понедельник, 23 октября 1922 г., том L, номер 237, стр.