Глубинная бомба – гроза неуловимых подводных лодок

Видео

Опытные бармены утверждают, что коктейль «Глубинная бомба» взрывается трижды: сначала в бокале во время приготовления, потом во рту при дегустации, и, наконец, после некоторой задержки – в черепной коробке. Мы рассмотрим классический рецепт и две самых популярных вариации напитка.

Историческая справка.
Кто первым додумался опускать рюмку крепкого алкоголя в бокал с пивом неизвестно. В Северной Америке эти коктейли (кроме «Глубинной бомбы» встречаются названия «Bomb shot» и «Boilermarker (Бойлермейкер)») упоминаются в печатных изданиях с 30-х годов XX века. По одной из версий название появилось из-за быстрого опьяняющего эффекта, вызывающего взрыв в глубинах сознания.

Погружение и всплытие

Основная статья: Система погружения и всплытия

По закону Архимеда, чтобы тело полностью погрузилось в воду, его вес должен равняться весу вытесненной им воды. Для погружения ПЛ принимает балласт — воду — в цистерны. Для всплытия балласт продувается: вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. Когда лодка полностью погружена, она меняет глубину с помощью рулей. Прием или откачка балласта после этого производится только для уравновешивания.

Цистерны главного балласта (ЦГБ)

Заполнением ЦГБ погашается основной запас ПЛ, и обеспечивается нормальное погружение. Чтобы лучше контролировать погружение, ЦГБ разбиты на группы: носовую, кормовую и среднюю, которые можно заполнять или продувать независимо или одновременно.

Как правило, балласт ПЛ рассчитывается так, чтобы с заполненными концевыми группами лодка плавала «под рубку» — в позиционном положении. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой.

В надводном положении лодка плавает с открытыми кингстонами и аварийными захлопками. Клапаны вентиляции закрыты. Лодку удерживает на поверхности подушка воздуха в ЦГБ. Достаточно открыть клапаны вентиляции, и подпирающая вода вытеснит воздух — лодка начнет погружаться.

По окончании погружения клапаны вентиляции закрываются. В нормальном режиме под водой лодка плавает с открытыми кингстонами и аварийными захлопками. Перед всплытием аварийные захлопки закрываются, в цистерны подается воздух. При нормальном всплытии после подачи заданного количества воздуха кингстоны также закрываются, чтобы избежать перерасхода воздуха.

Подъём с глубины

Моторист Вальтер Шмитенкноп был одним из последних, кто ещё держался, хватая губами воздух у потолка. Когда он взглянул на люк, то заметил, что сквозь него проникает вода. Значит, с затоплением отсека давление выровнялось и люк можно открыть!

Вальтер Шмитенкноп

Шмитенкноп быстро надел дыхательный аппарат и распахнул люк.

Интересно, что Шмитенкноп не получил баротравмы лёгких и не пострадал от кессонки. Но лодка не отпустила его без травм. В момент прохода через люк пострадали кисти его рук.

Своё спасение моторист принял за чудо. А вскоре произошло ещё одно — на эсминце заметили немца и подняли его на борт. Теперь у Вальтера не оставалось сомнений, что его жизнь была в руках бога. Он пообещал себе принять сан, когда война закончится.

Подводник пробыл в плену до 1947 года, после чего его репатриировали в Германию. Спустя четыре года Шмитенкноп эмигрировал в Канаду.

История создания

Подводные лодки наиболее широко стали применяться в боевых действиях Первой Мировой войны. Превосходство немецкого подводного флота было серьезным, поэтому у союзников были очевидные проблемы с тем, чтобы остановить безраздельное господство Германии под водой.

Для борьбы использовали разные средства. Первыми применяли «ныряющие» снаряды, которыми вели огонь из корабельных орудий в направлении вражеских субмарин. Они оснащались плоским обтекателем (что мешало рикошетить от поверхности воды) и взрывателем, который действовал с некоторым замедлением. Такие снаряды уходили на глубину 10-15 метров и там детонировали.

Они не отличались точностью, поэтому действительно поразить подводный объект можно было только массированной атакой.

По причине низкой эффективности, глубинные бомбы постоянно совершенствовались. Особенный качественный скачок потребовался после Второй Мировой войны, когда подводные лодки стали стратегическим флотом, получив на вооружение ядерные боеголовки. Это привело к тому, что было жизненно необходимо оружие, способное точно поразить субмарину даже под водой.

Самые современные образцы могут доставляться к месту дислокации вражеской подводной лодки на самолетах, вертолетах, быстроходных катерах или торпедах. Для некоторых из них не играет роли высокая точность, потому что они могут нести ядерный боезаряд, который способен наносить существенный урон даже на расстоянии нескольких тысяч метров под водой, не говоря о детонации в непосредственной близости.

Литература

  • Квитницкий А. А. Борьба с подводными лодками (по иностранным данным), М., 1963;
  • Шмаков Н. А. Основы военно-морского дела, М., 1947. с. 155-57.

Глубинная бомба – снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом , заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением – стабилизатором. Подразделяются на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота . Глубинные бомбы нашли широкое применение в 1-й мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во 2-й мировой войне 1939-1945 гг. Ядерные глубинные бомбы были сняты с вооружения в 90-х годах. В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, Ракета-торпеда).

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120 .
Вес бомбы – 123 кг, из которых вес ВВ составляет около 60 кг. Длина бомбы – 1500 мм, диаметр – 240 мм.

Эволюция глубинных бомб в СССР

ББ-1БМ-1РГБ-12БМ-30РГБ-25РГБ-60РГБ-10
Длина71 см45 см124 см115 см134 см183 см170 см
Диаметр43 см25 см25 см18 см21 см21 см30 см
Боевая часть135 кг25 кг32 кг13 кг25 кг23 кг80 кг
Скорость погружения2-2,5 м/с2,5 м/с6-8 м/с5-6 м/с11 м/с11 м/с11-12 м/с
Дальность выстреливания5-20 м5-20 м1200-1400 м200 м2500 м5800 м1000 м
Максимальная глубина100 м100 м330 м200 м320 м450 м450 м
Взрывательчасовойгидростат.гидростат.от удараот удараот удараот удара

Отечественные образцы часто равнялись показателям, которые выдавались зарубежными аналогами. В целом, военная отрасль государств в этом компоненте демонстрировала удивительное единодушие, выпуская поколения сопоставимых по характеристикам проектов. Это касается и извечного соперника СССР – США, а также первопроходцев в создании глубинных бомб – британцев.

У глубинных бомб невысокие показатели дальности действия, мощности и точности. К сожалению, это данность, связанная с простотой использования. Это оружие стало пережитком прошлого, в котором раньше нуждались остро, но сегодня – меньше.

Для противодействия субмаринам, гораздо выгоднее стало заказывать ракетные комплексы, которые включают ядерные боеголовки и средства обнаружения. Сбрасывать же бомбы или запускать простейшие торпеды – стало бессмысленным занятием.

Вероятно, говорить о том, что время глубинных бомб прошло, пока опрометчиво. Все-таки, они будут оставаться дополнительным защитным инструментом для каждого корабля. Но для стратегической борьбы такое оружие не подходит, поэтому абсолютно обоснованно считается морально устаревшим.

Литература и источники информации

  • Branfill-Cook Roger Torpedo: The Complete History of the World’s Most Revolutionary Naval Weapon. — Barnsley, England: Seaforth Publishing, 2014. — 256 с. — ISBN 9781848322158
  • А.Е. Тарас История подводных лодок 1624—1904. — Москва: ACT, 2002. — 240 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 5-1 7-007307-0
  • А.Е. Тарас Торпедой — пли! История малых торпедных кораблей. — Минск: Харвест, 1999. — 368 с. — (Библиотека военной истории). — 11000 экз. — ISBN 985-433-419-8
  • Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров. — Москва: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 136 с.
  • А.Е. Тарас История торпедных катеров XIX-XX веков. — Минск: Харвест, 2005. — 416 с. — (Библиотека военной истории). — 2500 экз. — ISBN 985-13-3025-6

Ссылки

General construction of torpedo tubes(англ.)The Fleet Type Submarine Online 21-Inch Submerged Torpedo Tubes(англ.)Wikipedia(англ.)Rotating central torpedo tubes(англ.)Подводные ЛодкиProjekt Torpedo Vorhaltrechner (пол.)S-Boote in der Kriegsmarine 1935—1945(нем.)

Описание конструкции

В основе ГАЗ-55 лежит рамное шасси грузовика ГАЗ-ММ с доработанными подвесками, обеспечивавшими повышенную плавность хода. Передняя балка оснащена дополнительной поперечной листовой рессорой и парой рычажных амортизаторов, позаимствованных у легкового М1. Задний мост сохранил подвеску на кантилеверных продольных рессорах с увеличенной длинной и уменьшенным весом. Задний мост ГАЗ-55 оборудован 4 амортизаторами, аналогичными примененным спереди.

Машины, выпущенные после 1939 года, получили передние проушины, прикрепленные к лонжеронам рамы.

В качестве силового агрегата без изменений перешел 50-сильный карбюраторный мотор. Трансформация крутящего момента осуществлялась 4-скоростной коробкой, сцепление сухого трения с 1-м рабочим диском. Между коробкой и картером моста расположена карданная передача, состоящая из 2-х валов, закрытых сверху защитным кожухом.

Редуктор не отличается от используемого на коммерческих шасси ГАЗ-ММ, состоит из пары конических шестерен, устанавливалось 2-е разновидности пар, которые немного отличались передаточным числом (6,67 и 6,6 соответственно).

Кузов санитарного автобуса ГАЗ-55, состоящий из деревянного каркаса с металлической обшивкой, имеет сниженную высоту, что явилось следствием требования армейских служб. Внутренняя поверхность кузова обшивалась листами фанеры. Для подачи свежего воздуха на крыше ГАЗ-55 выполнены 2 приточных канала, расположенных по ходу движения.

Дополнительный кормовой раструб развернут на 1800, отвечает за отвод воздуха из внутреннего объема кузова. Регулировка интенсивности потока воздуха осуществляется поворотной заслонкой. Для хранения различного оборудования используются 2 ящика, установленных за подножками. Контейнеры оснащены съемными крышками.

Над ветровым стеклом ГАЗ-55 отсутствует козырек, что позволило установить сигнальный фонарь санитарной машины. Существует версия, по которой козырек демонтировали с подачи военных, решивших, что он ограничивает обзор водителю, который может не заметить атакующий самолет.

Для погрузки больных использовались распашные дверцы, находящиеся на кормовой части машины. На части довоенных машин в задних дверях выполнены окна. Для облегчения доступа имеется откидная подножка.

Автомобиль сохранил штатные двери в передней части, через которые в кабину попадали водитель и санитар, которые размещались на отдельных сидениях. Запасные колеса в количестве 2 штук симметрично монтировались в нишах, выполненных в передних крыльях. Примерно в конце 1940 года правое запасное колесо ставить перестали, на крыле убрали нишу.

К боковым стенкам санитарного отсека ГАЗ-55 прикреплены откидные 3-местные сидения с мягкой подушкой и спинкой. Внутри имеется переборка, отделяющая зону управления от санитарного отсека, к ней прикреплены еще 2 сидения, рассчитанных на 1 пассажира каждое. В перегородке имеется распашная 2-створчатая дверь со стеклами, находящаяся за спинкой сидения санитара.

Точная конструкция узла неизвестна, но для доступа в санитарный отсек необходимо сдвинуть кресло вперед и сложить спинку, в противном случае человек к двери не пройдет. В перегородке имеется дополнительно окно, размещенное над головой водителя.

Носилки удерживаются на 4 амортизаторах, которые свободно передвигаются по направляющим. Для поддержания комфортной температуры установлены 2 калорифера, которые прогреваются теплом от выхлопных газов двигателя. Освещение санитарного отсека ГАЗ-55 состоит из 1 плафона, размещенного на переборке. Лампа подключена к бортовой сети постоянного тока напряжением 6 В.

Японский конвой вышел в море

В конце ноября 1943 года американская разведка установила, что из японской базы на острове Палау отправился важный конвой противника. Он направлялся на их базу — в Рабаул. Корабли везли боеприпасы, горючее и подкрепления японским гарнизонам. Отряд покинул Палау утром 25 ноября и состоял из пяти судов в охранении двух противолодочных кораблей.

USS Raton

Американцы имели в этой области четыре субмарины типаГато». Новенькие, ещё не бывавшие в бою,Рэй» иРатон» — и ветераны,Пито» иГато», уже открывшие счёт потопленным японским судам.

Получив сообщение от командираРатон», к преследованию японцев подключилисьГато» иРей». Перед началом атаки субмарины встретились в море. Их командиры, используя мегафоны, договорились о совместном нападении.

Русская «Глубинная бомба»

Конечно же, самая взрывная и опасная. Адаптированный вариант коктейля под отечественные алкогольные традиции, считается разновидностью «Ерша». Легко готовится в домашних условиях. Понравится любителям мешать водку с пивом, но делать это красиво. После нескольких порций даже у продвинутых пользователей случается «взрыв мозга».

Ингредиенты:

  • водка – 50 мл;
  • пиво – 150-200 мл;
  • соль – 1 щепотка.

1. Водку налить в стопку, поставить на 10 секунд в микроволновку.

2. Холодное пиво налить в бокал.

3. Достать стопку с микроволновой печи и поджечь водку. Подождать 5-10 секунд.

4. Посолить пиво, затем бросить стопку с горячей водкой (можно резко, чтобы появились брызги). Выпить залпом.

История создания и серийное производство

В 1935 году в результате совместной работы Наркоматов обороны и здравоохранения Советского Союза появилась идея создания унифицированного санитарного автомобиля. Технические требования предусматривали использование только недавно освоенного 1,5-тонного шасси коммерческого грузовика ГАЗ-АА. Закрытый кузов позволял разместить 4 больных, находящихся на носилках. Спереди сохранялась стандартная кабина, рассчитанная на водителя и сопровождающего медицинского работника.

Разработку передали на завод ГАЗ, на котором уже существовал проект санитарной машины, созданный в инициативном порядке Ю.Н. Сорчкиным. Именно этот конструктор и взялся за доработку своего детища до новых стандартов. Опытный образец был построен уже в 1938 году, в конструкции широко использовались узлы от модернизированного грузовика ГАЗ-ММ.

После прохождения требуемых испытаний автомобиль рекомендовали к серийному производству под обозначением ГАЗ-55-55, причем первая пара чисел обозначало версию шасси, а вторая – кузова. От громоздкого обозначения вскоре ушли, сократив его до простого ГАЗ-55, по армейским ведомостям и отчетам автобусы иногда проходили как М-55 или Молотовец-55.

К тому времени РККА остро нуждалась в санитарном транспорте, поскольку в штате имелось не более 10% машин от требуемого количества. Из-за этого к выпуску подключили кузовной завод в Казани, куда отправлялись «голые» шасси ГАЗ-55. Эти машины поставлялись только гражданским заказчикам и разительно отличались качеством изготовления в худшую сторону.

Отмечались случаи, когда с новой машины сразу снимался казанский кузов и заменялся аналогом, изготовленным местным авторемонтным заводом или силами станции «Скорой помощи». Наркомат здравоохранения был в курсе проблемы, но разобраться с ситуацией до начала войны так и не сумел. Всего в Казани собрали почти 1 тыс. санитарных автобусов ГАЗ-55, которые окрашивались в белый, кремовый, серый или песочный цвета.

На бортах или боковых окнах санитарного отсека имелись крупные кресты красного цвета. Дополнительно сзади устанавливалась табличка с красным крестом, которая подсвечивалась одним из кормовых фонарей.

Горьковские автобусы выпускались в большем объеме, хотя план завод все равно не выполнял. Машины довоенного образца шли исключительно в армию, причем вплоть до 1942 года автобус числился секретной разработкой и не освещался в специальной справочной литературе. Армейские ГАЗ-55 красились только в защитный цвет, причем красные кресты на боковины наносились редко.

Из-за этого стартовала программа упрощения конструкции выпускаемых автомобилей, которая не обошла стороной и ГАЗ-55.

Для «санитарки» стало использоваться стандартное грузовое шасси без амортизаторов. Штампованные передние крылья сменились прямоугольными, ушла одна фара головного света, перестал применяться бампер. Также видоизменились задние крылья, которые лишились отбортовок, на крыше не имелось вентиляционных люков. На части ГАЗ-55, собранных в 1943 году, использовались деревянные дверцы.

Выпуск санитарных ГАЗ-55 не останавливался на ГАЗ даже во время летних бомбежек в ходе Курского сражения. После окончания войны сборка автобусов приостановилась на год, а с 1946 года продолжилась, последние машины собрали в 1950 году. Послевоенные машины собирались силами завода ГЗА, который появился на базе прежнего автобусного цеха ГАЗ. Всего через ворота завода прошло немногим более 12 тыс. санитарных автобусов ГАЗ-55.

Бомба с доставкой на борт

Более никакими успехами американцы не блеснули. Ночная атакаРей» была неудачной. Японцам удалось скрыться. Однако неугомонный Фоли всё же хотел завершить начатое.Гато» заскочила на базу на Соломоновых островах, приняла топливо и торпеды и снова вышла на охоту, взяв курс к экватору.

20 декабря субмарина обнаружила там другой японский конвой: два судна под охраной охотника за ПЛ и миноносца направлялись на базу в Рабаул.Гато» снова атаковала противника в светлое время суток. На этот раз успешно.

USS Gato выходит в поход

Торпедированное судноЦунесима Мару» пошло ко дну, но эскорты, обнаружив американскую лодку, устроили ей настоящий ад. И хотя было сброшено 19 глубинных бомб — не так много, как могло бы быть — такой жаркой встречи с японцами у подводников ещё не было.

В своем отчёте Фоли писал:Фактически все бомбы взорвались прямо над нами, лодку сильно трясло после каждого взрыва».

Не рванула только потому, что лодка в тот момент находилась на меньшей глубине, чем был установлен взрыватель.

Авиационные системы сброса торпед

Основной проблемой при сбросе торпед с воздуха являлась необходимость выполнять эту операцию на минимальной скорости, крайне низкой высоте (3-6 метров) и на дистанции 1400—1800 м от цели, что делало самолет-торпедоносец крайне уязвимым. Первый успешный сброс торпеды с борта воздушного судна был проведен 28 июля 1914 года с гидросамолета Calshot. Уже через год стартовавшие с гидроавиатранспорта HMS Ben-my-Chree гидросамолеты затопили 3 турецких корабля в Дарданеллах.
В начале 1920-х годов, ушедший в отставку лейтенант австралийских ВВС Фредерик Бернард Фаулер основал компанию Eastbourne Aviation Company, которая получила контракт на обучение пилотов палубных самолетов японского императорского флота. В группы по обучению входили как летчики-истребители, так и пилоты торпедоносцев. Японцы быстро пришли к выводу, что в качестве торпедоносцев нужно использовать специально разработанные самолеты, а не адаптировать для этой цели истребители и бомбардировщики. Для сброса были доработаны и торпеды, что позволило создать лучшую в годы Второй мировой войны связку из торпедоносца Nakajima B5n и авиационной торпеды Type 91. Сброс торпед был возможен на скоростях до 300 км/ч (позднее до 560 км/ч) с высоты до 60 м, что значительно превосходило аналогичные показатели торпедоносцев других стран.

Единственный спасшийся

21 января 1945 года удача окончательно покинула немецкую U-1199. После успешной атаки на конвой лодку настигли британские корабли охранения. С сильной течью сразу в нескольких отсеках субмарина опустилась на дно на глубине в 73 метра с креном в почти 40 градусов, а вокруг продолжали рваться глубинные бомбы.

Командир приказал готовиться к покиданию корабля, а экипаж разобрал спасательное снаряжение. Выход предполагалось организовать через машинное отделение и центральный пост, экипаж из 47 человек разделился по этим отсекам. На поверхности появился только один член экипажа — штурман лодки Клауссен, которого среди пятен топлива и плавающих обломков подобрали британцы.

Британский конвой

По его словам, для ускорения затопления экипаж открыл вентили балластных цистерн. Сам Клауссен, включив спасательный аппарат, стоял на верхних ступенях трапа боевой рубки, прямо под люком. Другие члены экипажа стали терять сознание один за другим — или из-за отравления хлором, идущим из затопленных аккумуляторных батарей, или из-за перепада давления и вдыхания чистого кислорода из спасательных аппаратов.

После очередного взрыва, в результате которого лодка стала ещё быстрее заполняться водой, командир приказал Клауссену открывать люк.

Ослабевший штурман начал подниматься на поверхность. Ни о каком выдерживании режима декомпрессии речь не шла. Единственное, что он рефлекторно делал — выпускал через уголок рта воздух из лёгких. В большинстве случаев такие подъёмы оказываются смертельными, но немецкий подводник отделался лёгкими баротравмами.

Остальной экипаж так и остался в лодке. Возможно, моряк, стоявший за Клауссеном, в последний момент застрял и перекрыл путь к спасению остальным.

Это лишь три из немногих удачных случаев успешного выхода из затонувшей субмарины в годы Второй мировой. В успешных исходах свою роль играли и техника, и подготовка экипажей, и просто удача.

Применение автобусов

В 1939 году началась советско-финская война, в которой впервые в боевой обстановке опробовали новые санитарные автобусы ГАЗ-55. При этом часть техники была повреждена и брошена, а впоследствии использовалась хозяйственными финнами. В 1941 году по сценарию Сергея Михалкова был снят фильм «Фронтовые подруги», посвященный событиям «Зимней войны», где фигурирует один из армейских ГАЗ-55.

К началу 1941 года в армию было поставлено до 3 тыс. экземпляров ГАЗ-55, большая часть из которых оказалась потерянной в ходе летних боев. Часть санитарных автобусов достались немцам, которые захватывали технику непосредственно в парках. Санитарные машины охотно эксплуатировались новыми владельцами, получая немецкие номерные знаки и символику. При этом часто сохранялась маркировка советских военных частей.

В начале 1942 года пик дефицита санитарного транспорта в РККА, поскольку уцелевшие ГАЗ-55 выходили свой ресурс, а поставки из Горького не восполняли потери. Но постепенно ситуация выправилась, а с 1943 года убыль парка машин стала не столь заметной. Но вплоть до окончания войны парк санитарного транспорта укомплектован на 100% не был. Всего до мая 1945 года завод отгрузил в действующую армию около 8 тыс. автобусов ГАЗ-55.

В процессе восстановительного или капитального ремонта на автобусы военного времени устанавливали различные запчасти, в том числе самодельные или взятые из довоенного задела. Изношенные силовые агрегаты менялись на 40- или 50-сильные аналоги ГАЗ или Форд. Из-за большой востребованности автобусы ГАЗ-55 эксплуатировались практически круглосуточно, что обуславливало быстрый выход техники из строя.

С середины 50-х годов начались поставки легковых автомобилей ГАЗ-12 и Шкода 1201, а также ГЗА-653, которые быстро вытеснили стареющие автобусы.

Часть ГАЗ-55 применялась в санаториях и сельских больницах, эти машины дотянули вплоть до конца 60-х годов.

Как работает атомная подводная лодка

Дата
Категория: Транспорт

Атомные подлодки и прочие суда с ядерными энергоустановками используют радиоактивное топливо — главным образом уран — для превращения воды в пар. Полученный пар вращает турбогенераторы, а те производят электроэнергию для движения судна и питания различного бортового оборудования.

Радиоактивные материалы, подобные урану, выделяют тепловую энергию в процессе ядерного распада, когда неустойчивое ядро атома расщепляется на две части. При этом выделяется огромное количество энергии. На атомной подлодке такой процесс осуществляется в толстостенном реакторе, который непрерывно охлаждается проточной водой, чтобы избежать перегрева, а то и расплавления стенок. Ядерное топливо пользуется особой популярностью у военных на подлодках и авианосцах благодаря своей необычайной эффективности. На одном куске урана размером с мяч для гольфа подлодка может семь раз обогнуть земной шар. Однако ядерная энергия таит в себе опасность не только для экипажа, который может пострадать, если на борту произойдет радиоактивный выброс. В этой энергии заложена потенциальная угроза всей жизни в море, которая может быть отравлена радиоактивными отходами.

Принципиальная схема машинного отсека с ядерным реактором

В типичном двигателе с ядерным реактором (слева) охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора и используется для превращения другой воды в пар, а затем, остывая, вновь возвращается в реактор. Пар вращает лопасти турбинного двигателя. Редуктор переводит быстрое вращение вала турбины в более медленное вращение вала электродвигателя. Вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Кроме того, что электродвигатель передает вращение гребному валу, он вырабатывает электроэнергию, которая запасасется в бортовых аккумуляторах.

Ядерная реакция

В полости реактора атомное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, подвергается удару свободного нейтрона (рисунок ниже). От удара ядро расщепляется, и при этом, в частности, освобождаются нейтроны, которые бомбардируют другие атомы. Так возникает цепная реакция деления ядер. При этом освобождается огромное количество тепловой энергии, то есть тепла.

Атомная подлодка курсирует вдоль побережья в надводном положении. Таким кораблям надо пополнять топливо лишь один раз в два-три года.

Группа управления в боевой рубке наблюдает за прилегающей акваторией в перископ. Радиолокатор, гидролокатор, средства радиосвязи и фотокамеры со сканирующей системой также помогают вождению этого судна.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий