Гаубица Б-4 – 8-дюймовый ветеран

Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4

Полки

  1. 108-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  2. 110-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности им. К. Е. Ворошилова
  3. 137-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  4. 318-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  5. 330-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности (46 штук Б-4 на 22.06.1941)
  6. 400-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  7. 402-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  8. 403-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  9. 406-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  10. 409-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  11. 420-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  12. 515-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  13. 519-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  14. 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  15. 229-й корпусной тяжёлый артиллерийский полк (один дивизион) (с 1936 по 1939 – 56-й корпусной тяжёлый артполк большой мощности)

Бригады

  1. 101-я гаубичная артиллерийская Владимир-Волынская ордена Богдана Хмельницкого II степени бригада большой мощности РГК.
  2. 103-я гаубичная артиллерийская ордена Суворова II степени бригада большой мощности РГК.
  3. 104-я гаубичная артиллерийская Пражская Краснознамённая ордена Суворова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в апреле 1943 г. Командир – с сентября 1944 г. полковник Соломиенко Павел Мамонтович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Награждена в марте 1945 г. орденом Красного Знамени за прорыв обороны противника на плацдарме на реке Висла. Награждена в 1945 г. орденом Суворова 2-й степени за уничтожение противника юго-восточнее Берлина.
  4. 105-я гаубичная артиллерийская  Сивашская Краснознамённая ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в апреле 1943 г. на базе 1021-го и 1154-го гаубичных артиллерийских полков. Командир – с ноября 1943 г. полковник Лупаков Николай Фёдорович (ранен в бою 12 февраля 1945 г., умер от ран 25 февраля 1945 г.). Присвоено в 1944 г. почётное наименование Сивашская и награждена орденом Красного Знамени за освобождение Крыма. Участвовала во взятии Запорожья и Секешфехервара. Награждена 5 апреля 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие Будапешта.
  5. 107-я гаубичная артиллерийская ордена Александра Невского бригада большой мощности. В августе 1945 г. участвовала в войне с Японией в составе 5 армии 1 Дальневосточного фронта.
  6. 108-я гаубичная артиллерийская Тарнопольская Краснознамённая орденов Кутузова II степени и Богдана Хмельницкого бригада большой мощности РГК.
  7. 109-я гаубичная артиллерийская Будапештская бригада большой мощности РГК.
  8. 112-я гаубичная артиллерийская Эльбингская Краснознамённая ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1944 г. Командиры – с марта 1945 г. полковник Кулешов Георгий Петрович, подполковник Семёнов. Курская область. В бригаде было 13 гаубиц, сформирована в июне 1943 г. на базе 318-го и 1022-го гаубичного артиллерийского полков. Присвоено почётное наименование Эльбингская за взятие Эльбинга. Участвовала во взятии Данцига.
  9. 120-я гаубичная артиллерийская Грудзяндская Краснознамённая орденов Суворова II степени и Кутузова II степени бригада большой мощности РГК.
  10. 121-я гаубичная артиллерийская Новгородская Краснознамённая орденов Суворова II степени, Кутузова II степени и Александра Невского бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1943 г. на базе 430-го и 1197-го гаубичных артиллерийских полков. Командир – с января 1944 г. полковник Соловьёв Василий Петрович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Новгородская за взятие Новгорода. Участвовала во взятии Грудзёндза и Данцига.
  11. 124-я гаубичная артиллерийская Пражская ордена Богдана Хмельницкого бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1943 г. на базе 350-го и 1150-го гаубичных артиллерийских полков. Командиры – с сентября 1943 г. полковник Ляске Георгий Константинович и (с сентября 1944 г.) полковник Гутин Григорий Львович.. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Участвовала во взятии Новороссийска, Кюстрина и в штурме рейхстага.
  12. 163-я гаубичная артиллерийская ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1944 г. Командир – с января 1945 г. полковник Ракович Станислав Владиславович. Награждена в 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие города и крепости Глогау. Участвовала во взятии города Хмельник.

Три в одном

Лафет гаубицы Б-4 образца 1931 года на гусеничном ходу в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий. Этими орудиями стали: 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5. Построенные в, небольших количествах, они активно использовались в сражениях Великой Отечественной войны.Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. В число снарядов входили и те, которые Британия поставляла России ещё во время Первой мировой войны.Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъёмник с ручным приводом. В качестве лёгкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола.203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 году плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной армии предусматривалось наличие семнадцати полков по 36 гаубиц калибра 203-мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих семнадцати полков тринадцать полков имели двойное развёртывание. Потребность в орудиях для семнадцати полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

Практическая «польза» дискредитации Советского союза

Зампредседателя Всемирного координационного совета российских соотечественников Максимом Крамаренко в интервью порталуНакануне.RUпроблему реваншизма объяснил тем, что Россию таким образом хотят сделать правопреемницей страны, которая якобы в рваной степени с Германией ответственна за развязывание Второй Мировой войны.

Крамаренко пояснил, что в конечном итоге Россию попросту попытаются исключить из Совбеза ООН. Именно под эту цель сейчас реализовывается глобальный проект по созданию нового нарратива, нового прочтения истории Второй мировой войны.

Крамаренко подчеркнул, что бороться с этой тенденцией необходимо, для чего как раз было выдвинуто предложение закрепить в Конституции поправку, защищающую память о подвиге народа в ВОВ.

Производство

Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. В 1940 году к производству был привлечён Новокраматорский завод, которому установили годовой план в 25 гаубиц, в то время как для завода в Сталинграде он был в 10 раз большим.

Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось.

Серийное производство гаубиц Б-4
Производитель1933193419351936193719381939194019411942Всего
Большевик/№ 232 (Ленинград)19601312424948 243
Баррикады/№ 221 (Сталинград)15751811653003 739
НКЗ (Краматорск)326 29
Всего 19 75 13 12 42 124 229 168 326 3 1011
Производство гаубиц Б-4 в 1941 году
Производитель1-е полугодиеиюльавгустсентябрьоктябрьВсего
Баррикады/№ 221 (Сталинград)2103030219 300
НКЗ (Краматорск)11555 26
Всего 221 35 35 26 9 326

Всего с 1933 по 1942 выпустили 1011 гаубиц Б-4, из них 31 – малой мощности.

Создано на «Большевике»

История создания этого легендарного орудия началась в далёком 1926 году, когда 11 декабря на заседании Артиллерийского комитета ГАУ Красной армии было принято решение: «Поручить КБ Арткома в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…». Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы и 152-мм пушки Артиллерии Резерва Главного Командования.Разработка орудия была начата КБ Арткома ГАУ в 1927 году в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Поначалу работу по её созданию возглавлял знаменитый русский конструктор артиллерийских орудийФранц Францевич Лендер, а после его смерти в сентябре 1927 года к работе были подключены конструкторы серийных заводов.Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 года. Он был составлен в двух вариантах. В первом варианте гаубица была с дульным тормозом, во втором — без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — КБ ленинградского завода «Большевик».Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года. В июле-августе 1931 года на испытательном полигоне были проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить её баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.После долгих полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной армии под обозначением 203-мм гаубица образца 1931 года.

Утренний расстрел

Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведение такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза.На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 91 июня 1944 года под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные, орудия от гигантского дота — цели гаубиц — находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём, фланговых дзотов подступы — это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать.

Как её «переобули»

При всех своих достоинствах у гаубицы Б-4 был один недостаток — скорость её перевозки по шоссе была очень мала. Поэтому ещё во время войны конструкторы начали разработку проекта нового колёсного лафета для гаубицы Б-4. Проект был выполнен в инициативном порядке в ОКБ-221 на сталинградском заводе «Баррикады». С 1947 по 1954 год заводом «Баррикады» выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской армии. К тому времени трактор «Коммунар», применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала подобной скорости и разрушалась.Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203,4-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.Новый колёсный лафет был принят на вооружение Советской армии в 1955 году. Гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. К тому времени для гаубицы Б-4 и Б-4М был разработан снаряд с ядерным зарядом. Он весил 150 кг и мог быть выпущен в цель на дальность 18 км. Этот снаряд до сих пор находится на вооружении Российской армии.

Богатырь на гусеницах

Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы Б-4 являлся лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности.Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.Верхний станок лафета представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нём при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего 4°. Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в нужную сторону все орудие.Подъёмный механизм имел один зубчатый сектор, прикреплённый к люльке. С его помощью орудие можно наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до 60°.Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединённый с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде (этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника).

«Карельские скульпторы»

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые продемонстрировала свою мощь во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда Красной армии пришлось преодолевать сильно укреплённые позиции финнов на Карельском перешейке. В нарушение всех уставов и наставлений гаубицы выдвигались на прямую наводку и почти в упор расстреливали финские укрепления.Разрывы стокилограммовых снарядов на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки, шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники и сходили с ума. Финны прозвали гаубицы Б-4 «Сталинскими кувалдами» и боялись их как огня.

Гаубица Б-4 образца 1931 года:

1 — Колёсные приспособлениядля перевозки гаубицы.2 — Снаряд 203-мм.3 — Станина.4 — Ведущая звёздочка.5 — Казённик.6 — Ленивец.7 — Площадка для тормозных (номеров расчёта, управляющими на марше тормозами тележек).8 — Противооткатное устройство.9 — Ствол гаубицы.10 — Лебёдка стросом.11 — Тележка с катками.

Случалось, что, узнав о том, что к их участку обороны русские подвезли эти страшные пушки, гарнизоны дотов в панике покидали их.Иногда даже мощные 203-миллиметровые снаряды не могли пробить толстый железобетон финских укреплений, но от сотрясения, вызванного разрывом мощного снаряда, купола и стенки дотов шли трещинами. А после десятка-другого прямых попаданий вместо финского укрепления над землёй возвышалась причудливая композиция из обломков бетона и переплетений стальной арматуры. Такие фигуры красноармейцы называли «карельскими монументами», а артиллеристов, обслуживающих гаубицы Б-4, «карельскими скульпторами».После начала Великой Отечественной войны артиллерийские полки, вооружённые 203-мм гаубицами, были спешно отведены в тыл и вступили в боевые действия лишь в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной армии.203-мм гаубица образца 1931 года оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей, и в уличных боях в больших городах. С её помощью были разбиты неприступные форты в Кёнигсберге, Познани, Бреслау. Артиллеристы, вспомнив опыт использования этих орудий во время советско-финской войны, во время штурма Берлина весной 1945 года выкатывали гаубицы Б-4 на прямую наводку и разбивали её тяжёлыми снарядами долговременные укрепления столицы Третьего рейха.В ходе ожесточённых боёв 1941 года несколько гаубиц Б-4 были захвачены немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.(г), выстрелы к которым комплектовались из захваченных советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Помимо Восточного фронта, трофейные советские гаубицы применялись немцами на Западном фронте и в Италии.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий