Поиск

Фуражка военного образца: история и особенности

Виды фуражек

головные уборы принято разделять на полевые, повседневные, парадные и парадно-выходные

К основным видам относятся:

  • картуз — гражданский вариант для тёплой погоды, имеющий большую тулью и высокий околыш (использовался в 1930-40 годах в среде политработников и государственных органов);
  • полевая фуражка — форменный головной убор, предназначенный для использования в полевых условиях (делается из материала цвета хаки без использования армирующих вставок);
  • бескозырка — фуражка, не имеющая козырька (использовалась и продолжает использоваться на флоте).

Такие изделия могут отличаться по цвету ткани верха, канта, околыша и по оформлению околыша и стенок изделия.

История и виды фуражек

Фуражные шапки Киевского Гренадерского полка 1797—1801 годов.

Пехотный кивер Русской императорской гвардии, датирован 1812—1817 годами.

Исторически фуражка была развитием кивера, чья неудобная высокая форма в униформах европейских армий до середины XIX века постепенно уменьшалась до современной формы фуражки.

Фуражка в русской армии

В вооружённых силах Российской империи у солдат фуражка относилась к особой категории предметов вещевого довольствия войск — мундирным вещам. Фуражка отпускалась в виде материалов и всегда на определенный срок. Изготавливалась в полковых мастерских.

Фуражка была введена в 1811 году взамен фуражных шапок 1797 года, имевших вид согнутого пополам колпака, и изготовлялась сначала из выслуживших срок мундиров.
Покрой фуражки менялся несколько раз. В 1862 году фуражка была отменена у всех, кроме кирасиров.

В 1872 году фуражки были возвращены гвардии, кавалерии, казакам и всем офицерам. В 1881 году фуражка была возвращена всей армии, в гвардии и кавалерии с кокардой на околыше, а в армии — на тулье, у нестроевых — с козырьком и кокардой на тулье.

В России в XIX веке на форменных фуражках на околышах располагалась кокарда и/или эмблема рода оружия (значок), инженерной специальности и так далее. На тулье мог размещаться дополнительный знак. Летом на фуражку надевали белый чехол.

В 1906 году была введена летняя фуражка защитного цвета, с козырьком и наружным подбородным ремнем для всех. В 1910 году вместо неё была введена походная суконная фуражка, а наружный ремень в пехоте был отменён.

Вооружённые Силы СССР

В Вооружённых Силах СССР с 1969 года фуражка для офицеров состояла из:

  • донышка овальной формы (на фуражку для офицеров Военно-Морского Флота дополнительно полагался съёмный белого цвета чехол);
  • тульи;
  • околыша;
  • канта (выпушки) по верхнему краю околыша и по краю донышка;
  • ленты (черного цвета, на фуражку для офицеров Военно-Морского Флота);
  • козырька (в ряде случаев на нём было шитьё (орнамент) или знаки различия);
  • плетёного шнура (на полевой фуражке вместо него был подбородный ремешок);
  • эмблем (шитья) (кому положено);
  • кокарды;
  • форменных пуговиц (две).

Бескозырка зарубежных стран

Бескозырку у военнослужащих военно-морских сил США заменяет панамка белого цвета, без опознавательных знаков и традиционной российскому флоту ленточки. Американская «бескозырка» не подверглась каким-либо изменениям со времен второй мировой войны.

Панамки военнослужащих ВМС США.

Это головной убор повседневной формы одежды, заменивший непопулярное кепи «Дональд Дак», названное так в ввиду сходства с головным убором диснеевского персонажа мультфильма.

В Великобритании нижние чины Королевского ВМФ экипировались бескозырками, на которых вышивалась надпись названия корабля, но так было до второй мировой войны.

После вступления Англии в войну, название корабля на ленточке околыша бескозырки сменилось надписью из трех букв «HMS», что расшифровывалось как «Корабль Его Величества» без названия корабля

Это объяснялось простой предосторожностью во время войны

Бескозырка Королевсих ВМС Великобритании.

Аналогично поступили ВМС Германии, убрав надписи названия корабля с ленточек. Рядовые военно-морского флота носили синиие бескозырки, которые постепенно вышли из употребления и остались частью парадной формы, которая отличалась наличием белого чехла, поверх которого крепилась черно-бело-красная кокарда, выше пришивалась государственная эмблема – орел.

Основные части

Железнодорожная фуражка

Основные элементы и аксессуары фуражки (на примере фуражки МПС СССР/России):

  1. Кокарда с эмблемой и эмблема (у данной фуражки называется «технический знак»).
  2. Рант — ремешок (на полевых фуражках, например, он называется также «подбородным ремешком»). В данном случае рант — витой шнур-филигран.
  3. Козырёк.
  4. кант —
  5. околыш —
  6. тулья —

Фуражки часто имеют армирующие вставки — стальной обруч для поддержания формы тульи и придания ей (при необходимости) изгиба, матерчатые (ватные) валики для наполнения тульи, а также уплотнители околыша (из картона) для сохранения формы.

Отдельные виды фуражек могут иметь сменные чехлы (например, летний белый чехол для флотских фуражек).

В разделе «Российская империя» представлено следующее обмундирование:

Первый кадетский корпус — военно-учебное заведение в Санкт-Петербурге, существовавшее с 1732 по 1917 год.

Знамя 1-го Донского Казачьего полка, вышито донскими казачками. В листьях фамилии награждённых Георгиевскими знаками отличия (63 чел.)   5 октября 1916 — 1-й Донской казачий Генералиссимуса Князя Суворова, ныне Его Величества полк. 4 марта 1917 — 1-й Донской казачий Генералиссимуса Князя Суворова полк

В 1885 году, в царствование Государя Императора Николая 1-го, в числе других Донских, казачьих полков были сформированы также №№ 1-й и 23-й. Где они попервоначалу стояли и в каком составе — неизвестно.
Впоследствии № 1-й был одно время на Кавказе, а № 23-й, еще позднее, переведен был в Тверскую губернию, расположен в окрестных деревнях города Торжка (Штаб полка — в самом городе) и включён в 7-ю кавалерийскую дивизию.

Флотилия Отдельного Корпуса Пограничной Стражи была образована в 1893 — 1899 годах для морского пограничного надзора за границами Российской империи.

Отдельный корпус пограничной стражи — формирование специального назначения (корпус, отдельный род войск) в Российской императорской армии, предназначенное для охраны границ государства.
Существовал с 5 октября 1893 года по 1918 год.

В конце XVII– начале XVIII веков русская армия претерпела кардинальные изменения. Старое устройство армии уже не отвечало требованиям обороны государства и задачам внешней политики. Военная реформа была начата царём Петром I в 1690-х годах и закончена к 1709 году.

34-й пехотный Севский  полк  — воинская часть Российской Императорской армии.
Также известен как 34-й пехотный Севский Его Императорского Высочества наследного принца Австрийского полк и 34-й пехотный Севский графа Каменского полк.

В армии «потемкинскую» форму одежды приняли доброжелательно; в особенности обрадовала солдат отмена пуколь и кос. Им запретили пудриться, волосы остригли в кружок, «так что солдат мог за час до развода идти в баню и поспеть к должности, и не мучиться, не спав целую ночь, причесавши с вечера, яко болван, свою голову».

В 1768 году русская армия вступила в войну с Турцией. Недостатки униформы первым делом отразились на боеспособности войск — сказалась непригодность европейской одежды к южному степному климату, когда дневная жара сменялась холодными ночами. Суточные колебания температуры способствовали истощению организма, что вело к возникновению массовых заболеваний «солдатства», масштабы которых многократно превосходили боевые потери.

Нововведения в униформе русской армии Потемкин начал с кавалерии.
В начале января 1783 года под руководством Потемкина готовится первый вариант проекта по отмене в кавалерии кос и пуклей. Всё время, которое тратилось солдатами на изготовление причесок и уход за ними, теперь предлагалось употребить на боевую подготовку.

25 марта 1864 года Высочайше было повелено армейским как пехотным, так и кавалерийским полкам, удерживая свои старые названия, именоваться кроме того по «нумерам». Сумский гусарский графа фон дер Палена полк стал именоваться 1-м гусарским Сумским фон дер Палена полком.

19 апреля 1853 года полк получил новое наименование: вместо Сумского гусарского стал называться гусарским генерал-адъютанта графа фон дер-Палена полком.

Составные части фуражки

состоит из следующих элементов:

  • кокарда (матерчатый либо металлический отличительный значок, находящийся в центральной части околыша);
  • рант (расположенный над козырьком витой декоративный шнур либо застёгивающийся под подбородком ремень, который используют, чтобы не потерять фуражку на ветру);
  • козырёк (щиток, закреплённый над лицом горизонтально либо с наклоном вниз);
  • кант (выпушка, проходящая по верхней части околыша);
  • околышек (плотно обхватывающий голову ободок от 3 до 5 см);
  • плоская либо округлая тулья (основная часть изделия);
  • стальной обруч (армирующая вставка, предназначенная для сохранения соответствующей формы изделия);
  • чехлы (аксессуары, используемые для хранения таких головных уборов).
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий