Упряжь для лошади и других животных: как подобрать правильную

История появления

Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту.

Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

Первая сбруя в примитивном виде была придумана несколько тысяч лет назад. Родиной ее появления считается территория современного Казахстана, где предпринимались попытки укрощения степных скакунов. На Алтае были найдены сохранившиеся предметы сбруи, украшенные декоративными элементами из металла, войлока и кожи. Сбруя изготавливалась опытными мастерами, которые оберегали свои секреты, передавая их ученикам.

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение , но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото

Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Как запрячь коня в русскую сбрую?

Сначала надо надеть уздечку. Для этого нужно встать слева от коня, левой рукой удерживать его, а правой надеть ремень уздечки через уши. Удила следует вводить через край, где нет зубов. Как правило, лошадь при таких действиях сама открывает рот.

При снаряжении упряжки в зимнее время, прежде чем тянут металлические удила в рот животному, их следует хорошенько согреть.

Далее, приходит черед седелки. Ее кладут сначала резко вперед ближе к холке, а затем поправляют на положенное место. Такой подход позволяет расправить шерсть под потником седелки.

После накладывания седелки следует хорошенько подтянуть подпругу. При ее затягивании наездник нередко упирается ногой в ребра коня, чтобы обеспечить необходимое усилие. Если подпруга не будет хорошенько затянута седелка может прыгать на спине и хорошенько намять мягкие ткани, что не пойдет на пользу конскому здоровью.

После подтягивания подпруги на коня надевают хомут и шлею. Хомут следует надевать вверх ногами. Это позволит равномерно распределить шлею. После расправления последней хомут переворачивают в его нормальное положение. Поворачивать его следует у самой головы. При повороте нужно следить за тем, в какую сторону уложена грива. Нельзя поворачивать хомут против ее укладки.

На следующем этапе взнуздания нужно завести коня в оглобли, заложить дугу и прикрепить оглобли гужами к дуге. Супонь затягивают с расчетом на то, чтобы она находилась перпендикулярно оглоблям. Ее концы собираются в такую петлю, которая при необходимости легко распускается.

Наконец, крепится чересседельник. Его продевают через скобы седла и мочки подпруги. Конец чересседельника привязывается к правой оглобле.

На последнем этапе завязывается подбрюшник. При этом нужно обеспечить такое его натяжение, чтобы оглобли во время движения не прыгали вверх-вниз.

О правильном подборе седла

Седло для лошади – важное и необходимое приобретение. От него зависит и правильная посадка всадника, и безопасность лошадиной спины,  а также равномерность распределения веса человека

Виды седел

Для каждого вида конного спорта существует свой вид седла:

  • Универсальное,
  • Для начинающих,
  • Конкурное,
  • Троеборное,
  • Прогулочное,
  • Скаковое,
  • Выездковое,
  • Для вестерна,
  • Вольтижировочное,
  • Пробежное,
  • Испанское.

Седла для начинающих хорошо подходят для первых занятий, они более широкие и глубокие, с выраженными передней и задней лукой. Это обеспечивает плотную и глубокую посадку всадника на первых этапах обучения, когда еще не выработан баланс.  Универсальные седла подходят для ежедневной работы, может использоваться для невысоких прыжков, прогулок.  Они представляют собой нечто среднее между конкурным и выездковым седлом: имеют небольшие коленные упоры и выраженную переднюю и заднюю луку.

Конкурного седло обеспечивает более крепкую посадку всадника, снабжено коленными упорами, помогающими сохранить правильное положение ноги во время прыжка, а также более плоское.  Выездковое седло имеет более длинные крылья для правильного положения ноги человека во время манежной езды и большего контакта с лошадью, глубокое сидение.  Прогулочное седло значительно шире, длиннее и глубже,  и может использоваться для продолжительных прогулок, походов, а также для спортивного конного туризма.  Остальные виды седел более специфические и продаются в узко специализированных магазинах.

Помимо специализации, седла различаются также материалом.

Кожаное седло выглядит более опрятно и долговечно при правильном уходе, однако после дождя кожа долго просыхает, а при повышенных температурах может потрескаться.  Оно требует ухода и ежедневной смазки специальным составом. Также изделие из кожи значительно дороже своего синтетического собрата. Седло из синтетических материалов более легкое в обслуживании, меньше весит, не столь капризно к условиям погоды, однако не долговечно и даже при правильном уходе прослужит не более 5 лет.

Подбор седла по спине лошади

Грамотно подобранное седло делает ежедневную работу приятной и безопасной для обоих. Седло, подобранное не по размеру, не только причиняет дискомфорт животному, но и приводит ко многим серьезным заболеваниям позвоночника и спинных мышц. Седло подбирается по размеру ленчика, правильному положению и форме спины животного.

Измеряется эта величина просто – отрезом гибкой и прочной проволоки длиной в 44 см. Лошадь ставится на ровной площадке. Примерно в трех — четырех пальцах от передней лопатки животного мысленно проводится вертикальная линия. В ее верхней точке на на холку лошади кладется проволока и сгибается пополам так, чтобы каждая сторона была равна 22 см. Далее проволока снимается и измеряется расстояние между согнутыми концами. Расстояние и определяет размер каркаса седла.

Существует также более распространенная классификация от производителей:

  • узкий,
  • средний,
  • широкий,
  • очень широкий,
  • экстра широкий.

Однако у разных производителей разница в размерах колеблется в пределах 2-4 см, что довольно существенно для спины животного. Некоторые фирмы, такие как Wintec, изготавливают седла со сменными ленчиками и продают их в комплекте.

Не менее важную роль играет и правильное расположение седла. Самая частая ошибка -когда человек кладет седло слишком высоко на холку.  В результате оно мешает нормальному движению лопатки, нарушает свободу движения, затрудняет правильность выноса конечностей. В результате — перенапряжение мышечного пояса спины и необратимые нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

Правильно расположенное седло — не дальше последнего ребра. В этом случае оно не зажимает холку, не давит на почки и поясницу.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

Вьючные и упряжные козлы

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

  1. Лошадь нужно почистить.
  2. Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
  3. Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
  4. На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
  5. Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
  6. Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
  7. Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
  8. Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
  9. Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
  10. Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
  11. Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
  12. Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
  13. В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.

Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее

Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

  • полевые работы;
  • перевозка людей или грузов;
  • спортивные и выставочные мероприятия;
  • исторические реконструкции;
  • экскурсионное обслуживание.

В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

Амуниция для иппотерапии

Лечение лошадьми или иппотерапия известна уже многие десятилетия и широко применяется для лечения ДЦП, умственной отсталости, аутизма, повышенного тонуса мышц, нервных расстройств, астмы, сколиоза, желудочных заболеваний. На человека влияет не только положительная энергетика животного, но и получает хороший массаж, развивается мелкая моторика, укрепляются мышцы, чувство баланса.

Для лечебных занятий верховой ездой рекомендуется использовать прогулочное, строевое или вольтижировочное седло. Оно более глубокое и широкое, а значит в нем легко держать равновесие.  Существуют и специальные седла для иппотерапии, отличающиеся наличием ручек или держателей  для людей с ограниченными возможностями.

Под седло обязательно подкладывается вальтрап с амортизирующей подкладкой. Также работа невозможна без трензельного оголовья с удобными поводьями, страховочного пояса с ручками, безопасных стремян и специальных насадок для седла, меняющих его площадь, мягкость и дающих дополнительные упоры для ног. Все это подбирается индивидуально по всаднику и в согласовании с врачом-иппотерапевтом.

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

ЭлементОписание

Хомут

Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.

Седелка

Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.

Чересседельник

Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.

Подбрюшник

Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.

Шлея

Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.

Уздечка

Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.

Удила

Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.

Вожжи (поводья)

Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.

Седло

Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Элементы конного снаряжения

Тенденция современности в изготовлении упряжки

Что такое современная конская упряжь? Это отдельные виды забав для людей, возможность для развития конного спорта и просто неповторимое зрелище. Ни у кого не возникают сомнения, что упряжные экипажи — это красиво и элегантно, а конные скачки завораживают даже людей, равнодушных к конному спорту. Соревнования, в которых участвуют парные упряжи, демонстрируют мастерство кучера, его умение вести лошадей к победе.

Техническая сторона скачек касается того, насколько продумана и организована непосредственно упряжь, а также сбруя. Каждый победитель знает, что на одном энтузиазме серьезное соревнование не выиграть. Пошаговая подготовка человека, скакуна и оснащение упряжи — три части будущего успеха, которые идут неразделимо, как цельная система.

Из чего состоит повозка победителя? Скачки, в которых для управления лошадями наездник использует вожжи, узду и команду голосом, бывают следующих видов:

  • гонки среди упряжек;
  • классы упряженные;
  • катание.

От вида соревнования зависит оснащение упряжей и количество основных этапов подготовки: тренировка лошадей, подготовка повозки, основные тактические элементы. Главная часть забега совершается задолго до сигнала старта. Виды упряжи при любых обстоятельствах должны быть безопасными и для наездника, и для животного (лошади, которой необходимо доверять кучеру). Пробежаться гуськом или победить в элитных скачках — не имеет никакого значения, вне зависимости от того, какое название у титула, коновод или кучер берет на себя обязанность обеспечить безопасность пристяжных скакунов. Животный мир всегда чувствует уверенность и контроль со стороны человека, и лошадь в таком плане не обманешь. Слаженная работа скакуна и кучеров — вот залог истинной победы.

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения. Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным. После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд. Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство. Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д

При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости. Погода при заездах должна быть благоприятной

Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений. Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.

Разновидность упряжи

Европейская, или деревянная, упряжь пережила немало метаморфоз, прежде чем достичь настоящего совершенства. Актуальная по сей день, упряжь и ее популярные виды (в экипаже пара или тройка скакунов, в крайнем конная упряжь вмещает четыре особи) собираются коневодом (опытным кучером) собственноручно. Опытному мастеру не нужны подсказки или посторонняя помощь. Качественная сбруя является главным инструментом на соревнованиях.

Сложный и одновременно увлекательный вид спорта – конный – предполагает искусное владение упряжью и лошадьми. Добиться результатов в этом виде спорта нелегко, а систематические тяжелые тренировки выдерживают не все люди и животные. Управляет экипажем наездник, но только слаженная работа каждой части повозки приводит экипаж к желанной победе.

Цельная система состоит из дуги, вожжей, хомута и прочих деталей (иногда оснащается дополнительными элементами, такими как шлея или петля). Как определить точное количество элементов качественной упряжки? Комплектация повозки зависит от ее прямого предназначения:

Дуговой экипаж на одну лошадь. Для такой повозки понадобится всего один скакун, что существенно упрощает процесс управления вожжами. Состоит упряжка из следующих частей: дуга (не перенапрягает шею лошади), хомут, гуж, оглобля и чересседельник. Модель повозки без дуги (дуга замедляет скорость экипажа) включает в себя шлеи (шлеей гораздо легче управлять), хомута и ременных гортов.
Оглобельно-постромочная упряжь. Сбруя с короткими оглоблями крепится к седлу, а не к хомуту (дуга отсутствует).
Сбруя постромочно-дышловая. Основной отличительной чертой упряжек такого типа является дышло, а не петля. Запрягаются в повозку с постромочно-дышловой сбруи одна — две лошади. С помощью дышла легче регулировать поворотные движения во время быстрой езды. Фото сбруи демонстрирует все ее преимущества и изящный внешний вид. Упряжь на 2-х лошадей не оснащается шлеей, она более надежная и устойчивая на крутых поворотах, а строение сбруи обеспечивает безопасность скакунов (уберегают их шею и позвоночник). Мастер собственными руками запрягает коней и проверяет всю упряжь.
Постромочные удила. Дуга в упряжах такого типа отсутствует полностью. Детали вроде дышла и оглобли или жердь найти на повозке не удастся. Конная упряжка работает за счет хомута. Простая конструкция – не самая удобная, но недорогая. Во время быстрого движения управлять повозкой будет трудно. Лошадиная запряжка оснащается тормозами (ремень особого вида). Шлеей такие повозки не укомплектовываются.
Комбинированная конная европейская упряжь. Для комбинированной конской повозки используется не две, и даже не три лошади: необходимо 6-8 скакунов. Дышло и оглобель обеспечивают управление несколькими скакунами

Важно выбрать подходящих по росту и весу коней, отчего их сила только возрастет. Одной лошадью упряжка не обойдется

Животные правильно выстраиваются, так, чтобы нагрузка на их позвоночник была равномерной. Более выносливые скакуны – коренники – сдерживают весь экипаж.
Цуг. Упряжка для шестерых скакунов управляется с помощью дышла (иногда используется петля). Ведут весь экипаж коренники, и именно они задают скорость всей упряжке. Хомута в повозке типа цуг нет вовсе.
Тачаночная. Четверо коней и тачанка утратили свою актуальность еще 100-200 лет назад. Встретить такой вид конской повозки не удастся. Используемая сбруя состоит из постромка и дышла (не оснащается шлеей и отсутствует петля). В ней нет ни хомута, ни дуги, а также отсутствует петля. Перераспределение нагрузки на шею лошади незначительное, хотя такие повозки используются для рабочих перевозок.

Для обыкновенных саней, служащий для рабочих целей, необходима петля (для 1 лошади или нескольких скакунов) или ременная деталь, разные виды хомута. Опытный мастер самостоятельно подбирает части повозки, которой легко воспользоваться. Ее можно сделать своими руками или подобрать под нужды лошади или экипажа, что является несомненным преимуществом индивидуальных упряжек. Спортивная же верховая езда требует совершенно других стандартов качества, а уход за лошадями и упряжками становится первостепенной задачей кучера.

Используются экипажи для развлечения или спортивных достижений, в этом случае упряжки обязаны быть качественными, правильно установленными и подобранными под конкретную лошадь. В деталях заключается скорость повозки и время ее службы.

Особый вид спорта завораживает и восхищает именно слаженной работы кучера и его подопечных.

Чистка и хранение

Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.
  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.
  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.
  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

Особенности конской упряжи

Лошади — свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления — так появилась конская упряжь.

Для молодых животных облегченный вариант упряжи — это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.

Процесс объездки

Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.

Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.

Кожаные сбруи на мордах лошадей

Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.

Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.

Лошадь в одной уздечке

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий