Поиск

Вездесущий немецкий летающий глаз — Фокке-Вульф.189

История создания FW.189

Свой жизненный путь Фокке-Вульф.189 начал в 1937 году. Тогда немецкое руководство дало задание нескольким производителям спроектировать новый самолет-разведчик, способный вести корректировку артиллерийского огня.

Армия гитлеровской Германии в те времена отличалась большой мощью. Такое превосходство достигалось за счет налаженной экономической составляющей, ведущих инженерных умов и продуманности каждого боевого действия.

Во многом, определяющую роль в успехе большинства военных операций играла надежно функционирующая разведка. Именно поэтому самолетам-разведчикам уделялось много времени и сил.

Сразу три завода включились в реализацию нового задания: Arado, Focke-Wulf и немного позднее Hamburger Flugzeugbau. Военное руководство главным требованием видело заметное улучшение технических характеристик новых машин по сравнению с Хеншелем.

Продиктовано это было тем, что требовалось увеличить экипаж с двух до трех человек, чтобы новый разведчик мог выполнять больший спектр задач, в том числе и бомбардировку позиций противника

Еще одной важной задачей считалось достижение хорошего обзора для более эффективной разведывательной деятельности

Фирма Arado не предложила никаких особенных новшеств. Да, их машина Ar.198 технически была лучше Хеншеля, но все так же являла собой одномоторный образец с неубирающимся шасси. За обшитую стеклом нижнюю часть фюзеляжа самолет получил прозвище «летающий аквариум».

Завод Hamburger Flugzeugbau произвел опытный образец машины Ha.141. Этот одномоторный самолет, наоборот, выглядел нетрадиционно. Он был ассиметричным, по левому борту располагалась остекленная кабина, справа – двигатель и хвостовое оперение. Производить такой самолет было сложно и с инженерной точки зрения, и с экономической.

Но на испытаниях заметно лучшим и более простым в производстве оказался предложенный инженерами К. Танком и Э. Козелом самолет-разведчик Focke-Wulf FW.189 «Uhu» (Uhu – по-немецки означает «филин», хотя в некоторых источниках он фигурирует как «сова»).

Надо сказать, что заметным плюсом этой машины являлось то, что на ее базе можно было создавать разные типы самолетов: разведчик-корректировщик огня, учебный вариант и даже легкий и манёвренный штурмовик.

Предпринимались попытки использовать Фокке-Вульф для пассажирских перевозок и для транспортировки грузов.

Схема самолета была не нова. Немного ранее подобные самолеты (истребитель Фоккер G.I., экспериментальные Г-37 и К-7) уже поднимались в воздух. Но инженеры предложили модель, которая оказалась проще в производстве, а также отличалась живучестью и плотной компоновкой.

Фокке-Вульф продемонстрировал машину, на которой имелись две мотогондолы, продолжающиеся до хвостовой части и соединяющиеся там горизонтальным оперением. В каждой мотогондоле предусматривалось место для двигателя, а также топливных и масляных баков.

Новая кабина обеспечивала очень широкий угол обзора для экипажа. Это позволяло вести максимально эффективную разведку, а также добавляло существенное преимущество самолету в борьбе с вражескими истребителями.

Подойти к FW.189 незамеченным было невозможно, а маневренность разведчика позволяла всегда держать атакующего противника в задней полусфере, которая защищалась кормовой огневой точкой.

Два двигателя располагались так удачно, что выход из строя одного из них позволял беспрепятственно дотянуть до аэродрома на другом, уцелевшем.

Германия тянула с вводом в эксплуатацию новых FW.189, требовалось обучить экипажи, кроме того эффективность новых самолетов все еще была под вопросом. В 1941 году в первых боях на восточном фронте все еще использовались Хеншели.

Они не выполняли работу, и несли значительные потери, поэтому уже через несколько месяцев были заменены на разведчики компании Фокке-Вульф, которые затем долгое время с минимальными потерями, приносили разведданные о перемещениях советских вооруженных сил и дислокации отдельных подразделений.

Рекомендации

Список используемой литературы

  • Браун, капитан Эрик (CBE, DSC, AFC, RN) (1978). Крылья Люфтваффе . Garden City, NY: Doubleday & Co. ISBN  0-385-13521-1 .,
  • Грин, Уильям (1979) . Военные самолеты Третьего рейха (четвертое впечатление ред.). Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN  0-356-02382-6 .,
  • ,
  • Кучера, Павла (1996). Focke-Wulf Fw 189 (на чешском и английском языках). Прага, Чехия : MBI. ISBN  80-901263-6-7 .,
  • Punka, Джордж (1993). Focke-Wulf Fw 189 в действии (Aircraft номер 142) . Carrollton, TX: Squadron / Signal. ISBN  0-89747-310-8 .,
  • Смит, J Ричард (1973). Фокке-Вульф, самолет альбома . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan. ISBN  0-7110-0425-0 .,
  • Смит, J Ричард; Кей, Энтони (1978) , немецкий самолет Второй мировой войны , Лондон (третье впечатление ред.): Putnam & Co, ISBN  0-370-00024-2,
  • Вуд, Энтони «Тони»; Ганстон, Уильям ‘Билл’ (1977). Люфтваффе Гитлера: Наглядная история и техническая энциклопедия авиации Гитлера во время Второй мировой войны . Лондон: Salamander. ISBN  0-86101-005-1 .,

Варианты

Основной моделью производства был Fw 189A самолет – разведчик, построенный в основном в двух вариантах, то А-1 и А-2 . Если иное не указано , все воздушные суда были приведены в действие два Argus В 410 двигателей 465 PS (459 л.с., 342 кВт).

  • Fw 189 A-0 : Десять предсерийный самолет для эксплуатационных испытаний и испытаний.
  • Fw 189 A-1 : Начальная версия производства, вооружившись двумя гибкими 7,92 мм (.312) в MG 15 пулеметов в спинном и задним положениями, один 7,92 мм (0,312 дюйма) MG 17 пулемета в каждой корневой части крыла, плюс четыре 50 кг (110 фунтов) бомбы. Это может нести Rb 20/30 в или Rb 50/30 воздушной камеры.
  • Fw 189 A-1 Trop : Tropicalised версия Fw 189 A-1, оснащенный воздухозаборников фильтров и спасательного оборудования. Переход от A-1s.

Крупный план вид на Икарий спроектированной двойной ствол машины установки в хвостовом конусе гондолы экипажа пушки.

  • Fw 189 A-1 / U2 : VIP транспорт версия Fw 189 A-1.
  • Fw 189 A-1 / U3 : VIP транспорт версия Fw 189 A-1.
  • Fw 189 A-2 : Гибкие 15s MG были заменены двойным стволом 7,92 мм (0,312 дюйма) MG 81Z .
  • Fw 189 A-3 : Tropicalised версия производство Fw 189 A-2, снабжены фильтрами забора воздуха и спасательного оборудования.
  • Fw 189 А-4 : светло -штурмовик версия, вооружен двумя 20 мм MG 151/20 пушек в каждой корневой части крыла, снабженных броневой защиты для нижней стороны фюзеляжа , двигателей и топливных баков . Нет производства не известно.

Fw 189B был пятиместный подготовка воздушного судна; только 13 были построены.

  • Fw 189 B-0 : Три предсерийный самолет.
  • Fw 189 B-1 : пятиместный тренировочный вариант. десять построили.

Fw 189с был задуман как тяжеловооруженные штурмовой, близкая поддержка варианты, в конкуренции с Henschel Hs 129 . Но его два прототипа ( V1B и V6 ) , не были удовлетворительными, и это не было произведено.

  • Fw 189D : Предлагаемый двойной поплавок тренер гидросамолет . Не построено.
  • Fw 189E : Прототип только, оснащены два 700 л.с. (690 л.с., 515 кВт) Гном-Рон 14M радиальных двигатели.
  • Fw 189 F-1 : Re-двигателем Fw 189 А-1 самолет, оснащенный двумя 600 PS (592 л.с., 441 кВт) Argus В 411 двигателей.
  • Fw 189 F-2 : Номера с электрическим управлением шасси , увеличенным запасом топлива и дополнительной броней, оснащен двумя 600 PS (592 л.с., 441 кВт) Argus As 411 двигателей.

Источники информации

#i Наставление 1943 года издания.
#i

Немецкий разведчик Фокке-Вульф.189 (FW.189), который, надо отметить, не с самого начала Второй Мировой войны поступил в состав Люфтваффе, оказался одним из самых удачных самолетов фашистской Германии. Его необыкновенная живучесть и уникальные конструкторские решения позволили очень эффективно выполнять поставленные задачи на всех фронтах, где его задействовали. Его боялись, так как полет разведчика-корректировщика над позициями зачастую предвещал скорый авиационный или артиллерийский удар.

Красноармейцы прозвали самолет «рамой» за его характерный внешний вид, а советские летчики-истребители невзлюбили FW.189 за то, что сбить его было невероятно сложно. Известно, что были случаи, когда Фокке-Вульф успешно сажали на землю даже после примененного против него воздушного тарана.

Дизайн и развитие

В 1937 годе Германское министерство авиации выпустила спецификацию для ближнего, три-местного самолета – разведчика с хорошим видом поддержки всестороннего немецкой армии в поле, заменив Henschel Hs 126 , который только поступил на службу. Указана мощность около 850-900 л.с. (630-670 кВт). Спецификация была выдана Арадо и Фокке-Вульф . Конструкция ARADO, тем Ar 198 , который был изначально предпочтительным вариантом, был относительно обычного одномоторный высокого крыла моноплана с застекленной гондолой под фюзеляжем. Главный конструктор Фокке-Вульфа Курт Танк дизайн «s, то Fw 189, был дизайн двухбалочный, питание от двух Argus Как 410 двигателей вместо с ожидаемым одним двигателем. В качестве «твин-бум» дизайн , как ранее голландский Fokker GI с 1938 года Fw 189 используется центральная гондола экипажа для его размещения экипажа, который для Fw 189 будет разработан с сильно глазурованной и обрамлении «бесступенчатым» кокпит передней секции , который не использовал отдельную ветровое стекло панели для пилот – сигнала (как и во многих немецких средних бомбардировщиках с 1938 годом). Blohm & Voss , однако, предложил в качестве частного предприятия что – то еще более радикальной: главный конструктор доктор Ричард Фогт уникальным асимметричным «s BV 141 . Заказы были размещены на трех опытных образцов, каждый из конструкций Арадо и Фокке-Вульф, в апреле 1937 года.

Fw 189 был произведен в больших количествах, на заводе Focke-Wulf в Бремене , в Бордо-Мериньяк авиазаводе ( Avions Marcel Bloch фабрики «s, который стал Dassault Aviation после войны) в оккупированной Франции, затем в Aero Vodochody авиазавод в Праге , оккупировали Чехословакию . Общий объем производство было 864 самолетов всех вариантов.

Боевое применение

В ВВС ВС Германии (вермахте) самолёт Fw 189 назвали «Летающим глазом» («Flugauge»). В советских войсках его прозвали «Рама» за характерный внешний вид. Самолёт интенсивно использовался на восточноевропейском театре военных действий, где значительно преуспел как тактический разведчик и наводчик. Также FW-189 применялся против советских партизан в Белоруссии и Украине. На Западном фронте этот тип самолёта практически не применялся.

У советских солдат существовала примета: прилетела «рама» — жди бомбардировщиков. Как правило, сразу после пролёта разведчика по обнаруженным целям наносился артиллерийский или бомбовый удар.

Несмотря на хрупкий вид и откровенно низкую скорость, Fw 189 обладал хорошей манёвренностью на больших высотах и был там весьма сложной целью для истребителей. Пилот самолёта мог легко уклониться от атаки истребителей, осуществляя горизонтальные манёвры, за которыми не могли следовать набирающие высоту истребители. Благодаря великолепному обзору и большим секторам обстрела воздушные стрелки разведчика имели все возможности сбить атакующий истребитель. Советские авианаставления рекомендовали не вести с «рамой» бой на виражах, а производить отдельные атаки, желательно из облаков или со стороны солнца.

Живучесть у самолёта также была отменная. Например, 19 мая 1942 года над Таманью на высоте около 4 тыс. метров пара МиГ-3 атаковала одиночный Fw 189А. Советские истребители поразили левый мотор необычного противника, с удовлетворением наблюдая, как после нескольких очередей он отвалился от самолёта. Уверенные в одержанной победе, «МиГи» удалились, однако тяжело повреждённая машина все-таки «доковыляла» до своего передового аэродрома. Бывало, что самолёт возвращался с задания, получив таранный удар и лишившись части вертикального оперения.

В конце марта 1945 года небольшое количество Fw 189А все ещё сохранялось в составе формирований ночных разведчиков 1.(Н)/31, 1.(Н)/12, 1.(Н)/13 и некоторых других. Они продолжали выполнять боевые вылеты практически до последнего дня войны в Европе, хотя и очень ограниченно. Так, в ночь на 17 апреля в налёте на позиции советских войск принял участие 21 самолёт из состава авиагрупп NAGr.2 и 15, шестнадцать из которых были «рамами». В налете 19 апреля участвовали два Fw 189А вместе с несколькими Bf 109 и Bf 110 из NAGr. 15. На южном участке Восточного фронта до самого финала войны действовали «рамы» из формирования 1 .(Н)/41. Последнюю потерю «рамы» в боевом вылете зафиксировали 8 мая 1945 года — это был самолёт, принадлежавший штабу авиагруппы NAGr.5.

Фокке-Вульф Fw 190 – видео

https://youtube.com/watch?v=0DDLQQMaFb8

Начальство и конструкторы сочли второй вариант более перспективным и в конечном счете остановили выбор на звездообразном двигателе. Первый опытный образец нового самолета поднялся в воздух в июне 1939 г. В 1940-м на аэродроме в Рехлине проходила испытания версия Фокке-Вульф Fw 190A-0, оснащенная новым 14-цилиндровым звездообразным BMW 801. Машины первой крупной партии, поступившие на вооружение Люфтваффе, носили индекс Fw 190А-1 и оснащались 1194-кВт (1600 л.с.) двигателями BMW 801С (к маю 1941 г. летные части получили 100 единиц Fw 190А-1). Однако, несмотря на то, что пилоты по достоинству оценили летные характеристики машины, ее простоту и удобство в управлении, — Fw 190A-1 превосходил имевшийся в распоряжении КВВС «Спитфайр» V, — они критиковали истребитель за недостаточно мощное вооружение, состоявшее всего из четырех 7,9-мм пулеметов.

Конструкторы поспешили исправить оплошность. Так появилась модификация А-2, оснащенная двумя установленными в корневых частях крыльев 20-мм пушками MG FF и двумя пулеметами MG 17, за что, правда, пришлось заплатить некоторым снижением максимальной скорости, которая теперь составляла 614 км/ч.В появившемся в начале 1942 г. варианте А-3 по-прежнему сохранялась тенденция усиления вооружения: машина получила еще две пушки; был также применен более мощный двигатель — 1269-кВт (1700 л.с.) BMW 801DG. Одновременно появилась версия штурмовика, A3/U1. Поступившая на вооружение Люфтваффе к осени А-4, благодаря 1567-кВт (2100 л.с.) двигателю BMW 801D-2, форсированному за счет впрыска воды во всасывающие трубопроводы, развивала скорость 670 км/ч. Имевшиеся у КВВС «Спитфайр» IX и только что появившийся «Тайфун» не могли тягаться с Fw 190А-4, что в результате стоило КВВС 92 истребителей, которые были потеряны во время Дьеппской операции. Fw 190 все чаще задействовались как истребители-бомбардировщики, вооруженные бомбами, реактивными снарядами и даже торпедами (Fw 190А-5/U-15), хотя Фокке-Вульф не забывал и основной своей специальности — перехватчика.

Fw 190 серий «В» и «С» не были особенно удачными, однако серия «D», особенно самолет версии D-9, оснащенный 1323-кВт (1776 л.с.) рядным двигателем Юнкерс Юмо 213А-1, стал лучшим немецким истребителем, массово выпускавшимся во время Второй мировой войны. «Дора-Девять» имел на вооружении две 20-мм пушки MG 151 и два 13-мм пулемета MG 131, что позволяло ему превосходить огневой мощью Р-51 «Мустанг». Однако появившийся в августе 1944 г. самолет не мог уже спасти положения и вернуть Германии, отчаянно страдавшей от нехватки стратегически ценных для военной промышленности материалов и недостатка пилотов, господство в воздухе. Машины серии «F» и «G» задумывались и разрабатывались как специализированные штурмовики для непосредственной поддержки действий сухопутных частей на поле боя. Последняя модификация носила индекс Та 152 и являлась вариантом высотного перехватчика Fw 190 серии «D» с большим размахом крыльев, усиленным вооружением и форсированным двигателем Юмо 213Е/В (максимальная скорость этой модели составляла 760 км/ч на высоте 12 500 м), названного Ta в честь своего конструктора Курта Танка.

Бомбардировщики

На Западе самолеты Fw-190 применили над пляжами Дьепа в августе 1942 г. и в рейдах по принципу «ударить и убежать» над южной Англией. В этих операциях истребители-бомбардировщики Fw-190
из эскадры JG 26 атаковали железнодорожные депо, заводы и газовые подстанции, нацеливаясь на шесть береговых резервуаров. Установка подвесных подкрыльевых баков позволила самолету залетать далеко в южную Англию.

Fw-190A-4/«Троп»
– модификация истребителя для тропических условий применения в средиземноморской зоне. На него установили защитные противопыльные фильтры на воздухозаборниках двигателя. Самолет комплектовался бомбодержателями для подвески 250-кг бомбы под фюзеляжем. Fw-190A-5/U15
– экспериментальный торпедоносец с подвесным устройством для размещения 1000-кг торпеды LT 950. Fw-190A-4/U16
-специальная противобомбардиро-вочная модификация с 30-мм пушкой МК 108. Для обучения создали Fw-190A-8/U1
с двумя сиденьями; самолет совершил свой первый вылет 23 января 1944 г.

Статистика серийного производства самолётов Фокке-Вульф FW-190 различных модификаций1

МодификацияГодВыпускПроизводительПримечания
FW 190V-119394Focke-WulfV-1 — V-4 (остальные – учтены в серийных вариантах )
FW 190A-0194024Focke-Wulf
FW 190A-11940104Focke-Wulfв т.ч. прототипы V7 и V9
FW 190A-2194196Focke-Wulf
FW 190A-21942240AGO
FW 190A-2194290Focke-Wulf
FW 190A-31942149Focke-Wulf
FW 190A-3194220Fieseler
FW 190A-31942340Arado
FW 190A-41942230AGO08.1942 — 08.1943
FW 190A-41942314Arado07.1942 — 06.1943
FW 190A-41942250Focke-Wulf06.12.1942
FW  190А-41942180Fieseler07.1942 — 03.1943
FW 190A-5194229Focke-Wulf11.12.1942
FW 190B19423Focke-Wulf
FW 190C19425Focke-WulfV29-V33
FW 190F-1194230Focke-Wulf
FW 190A-51943428AGO01.06.1943
FW 190A-5194383Прочие, Германия04.06.1943
FW 190A-51943180Arado01.06.1943
FW  190A-51943832Focke-Wulf01.08.1943
FW 190A-51943200Fieseler02.06.1943
FW 190A-61943240Arado07.12.1943
FW 190A-61943347Fieseler05.11.1943
FW 190A-61943445AGO06.11.1943
FW 190A-7194316Fieseler01.12.1943
FW 190A-71943130Arado11.12.1943
FW 190F-21943271Focke-Wulf
FW 190F-31943250Focke-Wulf247 + 3 F-3/R-3
FW 190G-21943601Focke-Wulf12.1942 — 07.1943
FW 190G-31943150Focke-Wulf07.08.1943
FW 190A-61944125Arado01.02.1944
FW 190A-6194435Прочие, Германия01.03.1944
FW 190A-71944180Arado01.02.1944
FW 190A-71944180Fieseler01.03.1944
FW 190A-71944195Focke-Wulf01.03.1944
FW 190A-819441330Fieseler02.12.1944
FW 190A-81944120Arado08.09.1944
FW 190A-8194440Прочие, Германия01.07.1944
FW 190A-81944430Dornier10.12.1944
FW 190A-819442140AGO04.12.1944
FW 190A-8194425Weserflug01.10.1944
FW 190A-819442332Focke-Wulf02.12.1944
FW 190A-8/U1(FW-190S)194458Focke-Wulfобычно добавляются к А-8
FW 190A-91944610Focke-Wulf09.12.1944
FW 190A-9194450Dornier01.12.1944
FW 190A-9194490Mimetall08.09.1944
FW 190D-91944260Fieseler01.12.1944
FW 190D-91944430Focke-Wulf08.12.1944
FW 190D-91944175Прочие, Германия01.12.1944
FW 190F-81944385Arado
FW 190F-819441Focke-Wulfопытный FW 190F-16, 12.1944
FW 190F-919442AradoV35, V36. Остальное — переделки FW  190А-7/А-8
FW 190G-819441793Focke-WulfОценка по данным Brutting
FW 190A-81945180Dornier01.01.1945
FW 190A-9194510Прочие, Германия01.01.1945
FW  190А-9194580Focke-Wulf01.01.1945
FW 190A-9194570Dornier01.02.1945
FW 190D-9194550Weserflug12.1944 — 02.1945
FW 190D-91945420Fieseler01.01.1945
FW 190D-91945320Focke-Wulf01.02.1945
FW 190D-91945150Прочие, Германия
FW 190D-11194520Focke-Wulf02.03.1945
FW 190D-1319451Focke-Wulf
FW 190F-819451Focke-Wulfопытный FW 190F-15, 03.1945
FW 190G-819451432Focke-WulfОценка по данным Brutting
SNCAC NC.900194564SNCACпосле освобождения

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ФОККЕ-ВУЛЬФ FW-190

  • Цельнометаллическое хвостовое оперение выполнено свободнонесущим с регулируемым в полете стабилизатором;
  • Сдвижная часть фонаря кабины выполнена из целого куска плексигласа, неподвижный козырек фонаря снабжен 57-мм бронестеклом. Общий вес установленной на самолете брони сocтавляет  110 кг;
  • Два синхронных 13-мм пулемета MG-17 установлены под капотом двигателя;
  • Двигатель воздушного охлаждения BMW-801D мощностью 1700 л. с.;
  • Металлический трехлопастный винт регулируемого шага VDМ, работа винтомоторной группы автоматизирована благодаря применению центрального командного прибора-регулятора;
  • Синхронная (в корне крыла) и несинхронная 20-мм пушки MG 151/20. их скорострельность составляла до 900 выстрелов в минуту, запас снарядов 170—200 штук на ствол;
  • Консоли цельнометаллического крыла состояли из двух половин — верхней и нижней, каждая собиралась методом высокопроизводительной клепки панелей обшивки к каркасу;
  • Фюзеляж полумонококовой конструкции состоял из трех герметизированных отсеков: моторного, хвостового и отсека кабины;
  • Моторные отсеки поставлялись в комплекте с мотором двигателестроительным заводом, отсеки кабины и хвостовые отсеки изготавливались авиационным заводом, на котором производилась и окончательная сборка самолета;

Конструкция

Фокке-Вульф.189 был технологически совершенным самолетом того времени. При производстве машины использовались легкие сплавы металлов. Планер, хвостовое оперение, мотогондолы изготавливались из металла. Только рули и элероны обтягивались полотном, но это нисколько не мешало FW.189 оставаться очень живучей машиной.

Устроенная по принципу установки съемных панелей из плоского стекла, она обеспечивала достаточный обзор для разведки.

Кресло пилота сильно смещалось в левую сторону, так как по правую руку, чуть позади, предусматривалось место штурмана-радиста. Он мог вести сброс бомб на позиции противника с помощью оптического прицела.

Единственным минусом для штурмана являлось кресло без спинки, поэтому сидеть долго было довольно проблематично. Кроме того, при отбитии атак противника на штурмана-радиста возлагались функции стрелка, так как он мог вести огонь из верхней огневой точки самолета.

В задней части кабины на матрасе предусматривалось место для стрелка-бортмеханика. Он нес ответственность за защиту задней полусферы от атак вражеских истребителей.

Уязвимее всего кабина была при атаке снизу.

Шасси самолета убирались сразу после взлета. Два передних колеса складывались гидросистемой и убирались в мотогондолы. Ниши шасси закрывались створками, для лучшей аэродинамики планера. Заднее колесо уходило влево и располагалось на горизонтальном оперении хвостовой части.

На самолеты ставились 12-цилиндровые V-образные двигатели марки Argus. Охлаждение воздушное, развиваемая мощность на взлете 465 лошадиных сил. В полете двигатели развивали мощность 380 лошадиных сил.

За каждым из двигателей предусматривались, защищённые противопожарными перегородками, масляные (по 19 литров) и топливные баки (по 220 литров). Важнейшей характеристикой нового самолета-разведчика была возможность подниматься на большую высоту.

Заявленные цифры составляли 7300 метров, но при необходимости самолет поднимался до 8000 метров, поэтому кабина снабжалась кислородной системой. Баллоны с кислородом располагались в крыле за пулемётами.

Вооружение FW.189:

  1. Пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм в линзовых установках. Огневые точки располагались сверху центральной гондолы и сзади неё. Задняя полусфера защищалась особенно хорошо, поэтому лучшей оборонительной позицией можно было считать отворачивание самолета от лобовой атаки. В задней части кабины ставилась турель Икария, с наведением посредством электропривода, но прицеливание осуществлялось вручную.
  2. Два пулемета MG-17, под патрон 7,92 мм, устанавливались неподвижно в центроплане. Использовались они для поддержки сухопутных войск и в воздушном бою.
  3. Фокке-Вульф.189 мог нести 4 бомбы весом до 50 килограмм. Известно, что самолёт мог использоваться в качестве бомбардировщика, поэтому кроме бомб в специальные балочные держатели можно было поместить выливные приборы (например, для химической атаки) или контейнеры с . А также ФВ.190 мог нести две бомбы 100 кг калибра.

С FW.189-A2 оборонительное вооружение составляли более совершенные пулемётные спарки MG.81Z, они обладали большей скорострельностью, чем MG15 и значительно усилили обороноспособность корректировщика от атак истребителей.

FW.189 прежде всего разрабатывался для использования как разведчик и корректировщик. По этой причине в салоне центральной гондолы мог устанавливаться ряд фотографического оборудования для аэрофотосъемки: Rb 20/30, Rb 50/30. Rb 21/18 или Rb 15/8. Нередко один из членов экипажа работал ручными камерами Hk 17,5 или Hk 19.

Конструкция и производство

В 1937 году, министерство авиации Германии (Reichsluftfahrtministerium) выпустило техническое задание на тактический самолёт-разведчик-корректировщик с оптимальными возможностями обзора. Подрядчиками стали компании «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Гамбургер Флюгцойгбау». «Фокке-Вульф» разработала альтернативную схему самолёта, названного Fw 189. Самолёт был создан инженером Э. Козелом во главе с конструктором К. Танком, с применением ряда стандартных конструктивных решений, улучшающих обзор, технологичность, аэродинамику, многофункциональность и надёжность самолёта. Было принято решение использовать два небольших двигателя «Аргус 410» французского производства, и установить их на консоли крыла. Две хвостовые балки сделали аэродинамическим продолжением мотогондол этих двигателей. Хвостовые балки оканчивалась килями, между которыми находилось горизонтальное хвостовое оперение. Центральная гондола предназначалась для экипажа. Она была каплевидной формы, практически вся остеклена. Под аббревиатурой BV 141 фирма «Бломм+Фосс» предложила свой проект самолёта-разведчика, отличающейся радикальными идеями асимметричного планера, мощным дефицитным двигателем и, кроме того, «Бломм+Фосс» значительно отстала от «Фокке-Вульф» в производстве предсерийных образцов, что стало причиной отказа от его массового выпуска. Для отработки штурмового варианта использовали первый прототип. В конце 1938 года его сняли с лётных испытаний и вернули на завод, где заменили центральную гондолу новой, гораздо меньших размеров. По сути, она представляла собой бронированную капсулу, едва вмещавшую пилота и стрелка, сидевших спина к спине. Пилот глядел вперед через крошечное бронестекло в откидываемом назад колпаке. Стрелок вел огонь из пулемёта MG-15 через небольшую бойницу с использованием бронированного визира. Модифицированный прототип получил обозначение Fw 189V1b. Обзор с места пилота был неудовлетворительным, а стрелок не видел атакующий истребитель даже в хвосте своего самолёта! В результате Fw 189V1 b вернули на завод для проведения доработок. Площадь остекления кабины пилота увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, улучшившую обзор назад, но обзор в стороны оставался неудовлетворительным. После внесения изменений Fw 189V1ta проходил испытания вместе с конкурентами Hs 129V2 и V3. Эти полёты показали, что весьма компактный одноместный самолёт «Хеншеля» представлял собой меньшую цель для ПВО, но у него обзор с рабочего места лётчика оказался ещё хуже, чем у 189-го «Фокке-Вульфа», и если управляемость Fw 189V1b была плохой, то у Hs 129 она была вовсе отвратительной. В итоге Техническое управление признало победителем Hs 129, но на этом история штурмового варианта Fw 189 не закончилась. В конце 1942 года появился своеобразный «эрзац-штурмовик» Fw189A-4, выпущенный в небольшом количестве. Эта машина сохранила остекленную гондолу разведчика, но крыльевые пулемёты MG17 были заменены двумя 20-мм пушками MG FF. Кроме того, двигатели, топливные баки и частично кабину экипажа прикрыли снизу тонкой бронёй.

Fw 189 производился в больших количествах, выбор пал на завод фирмы Aero в Праге-Высочанах, который уже в 1941 году стал основным предприятием по выпуску тактических самолётов-разведчиков. В том году бременский завод сдал 99 Fw 189А, а пражский — 151 самолёт. При этом завод «Аэро» производил также учебные Аr 96, оснащаемые теми же двигателями As 410. Производство моторов было налажено на месте — их выпускало предприятие компании Walter в Праге-Йинонице. Ещё два предприятия, находившиеся в Праге и её окрестностях, поставляли комплектующие: завод Praga концерна ČKD (во время оккупации Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG) — центропланы, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла, а фирма Letov (Летняны) — хвостовые балки и оперение. Первый собранный в Праге Fw 189А (Wr. Nr. 2051) был готов 12 марта 1941 году. А 4 июня самолёт лично облетал специально прибывший на завод Курт Танк. В общей сложности было построено 864 единиц Fw 189.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий