Поиск

Grumman F4F – «Дикий кот» американских авианосцев

Производство

F4F на летном поле, 1943 год

К началу войны с Японией, американская авиация насчитывала 187 истребителей F4F-3. Уже после начала боевых действий, принято решение оснастить самолеты протектированными бензобаками и обеспечить кабину пилота бронезащитой. На первых истребителях, бронезащита баков, представляла собой слои сырой резины, которые затягивали пылевые отверстия, но примеси в топливе разъедали в пробоинах резину. В баки попадали частицы резины, которые затягивались в магистрали и препятствовали подаче топлива, что вызвало ряд аварий и катастроф.

F4F-ЗА

В конце 1940 годов из-за дефицита двигателей R-1830-86, командование решило оснастить 95 машин мотоустановкой по типу ХF4F-6. Истребители с двигателями R-1830-90 с обозначением F4F-ЗА, собирались в марте – мае 1941 года. вместе с F4F-3 и внешне не отличались. Однако, последние модели получили бронестекло и обновленные прицелы. Таким образом, американский флот получил 65 истребителей F4F-3А. Тридцать самолетов в упрощённой комплектации, предполагалось передать Греции, для помощи с итальянской агрессией, но к моменту когда самолеты уже были готовы к передаче, в дело вмешались немцы и Греция оказалась оккупирована.

F4F-3P И F4F-3AP

Под обозначением 646-ЭР фигурировали фоторазведчики, переделывавшиеся из серийных истребителей 646-3 различными мастерскими. Всего изготовлено 10-15 машин. Фотокамера с фокусным расстоянием 760 мм располагалась внизу в задней части фюзеляжа. Объектив направлен вправо, прикрытый крышкой люка. Во время съемки крышка откидывалась вниз. Никаких стандартов переоборудования не было, поэтому устанавливались разными способами, некоторые типы фотоаппаратов. Так, полевые мастерские на Гебридах и в Северной Африке переоборудовали также несколько F4F-3А, переименованных в F4F-3AP.

F4F-3S «Wildcatfish»

В начале войны на Тихом океане японцы эффективно использовали истребители, установленные на поплавки. Они могли базироваться на побережье, где отсутствовали аэродромы. Американцы решили позаимствовать подобную тактику, установив на поплавки собственные истребители. Командование флота в октябре 1942 г. заключило договор с фирмой Edo Aircraft Corporation, специализировавшейся на изготовлении поплавковых шасси. Предусматривалась установка на два поплавка серийного F4F-З, который после переделки обозначался как F4F-3S «Wildcatfish». Самолёт установили на два больших поплавка снабжённых рулями для маневрирования на воде. С корневой частью крыла их связывали две мощные стойки, а также подкосы. Набор подкосов обеспечивал и крепление поплавков к фюзеляжу. Стойки и подкосы закрывались обтекателями, а соединения их с поплавками, крылом и фюзеляжем – развитыми зализами. Ниши для колёс зашили алюминиевым листом. Конструкцию фюзеляжа несколько усилили, чтобы принять нагрузку от поплавков при взлёте и посадке в условиях волнения. Для сохранения необходимой устойчивости с учётом влияния поплавков на стабилизаторе смонтировали два дополнительных руля направления, механически увязанных с основным. Опытный образец Е4Е-3З был за-вершён в середине февраля 1943 г. 28 февраля его поднял в воздух лётчик-испытатель фирмы иГрумман» Ф. Карт. 5 марта машину перегнали в Анакостию для дальнейших испытаний. При нормальном взлётном весе 3408 кг максимальная скорость составляла 428 км/ч (по другим источникам – все-го З8$ км/ч), то есть поплавки «украли» более 100 км/ч. Практический потолок

Гадкий котёнок

ИстребительГрумман» F4F-3Уайлдкэт» с самого начала своей карьеры был проблемной машиной. Его лётно-технические характеристики(ЛТХ) даже в исходном варианте с трудом дотягивали до техзадания. А когда в него воткнули 132 килограмма брони и протектированных баков, ЛТХ машины стали ещё меньше соответствовать современным требованиям.

РанниеГрумман» F4F-3Уайлдкэт» в довоенной раскраске(источник фото)

Перед самой войной на испытания поступил прототип XF4F-4 со складывающимися плоскостями. Это позволяло серьёзно нарастить количество истребителей на авианосцах. Поначалу узлы складывания были снабжены гидравлическим приводом, что увеличило вес машины ещё на 136 кило.

В результате взлётная масса перевалила за 3,5 тонны, а лётные характеристики просели ещё сильнее. Пилоты, испытывавшие прототип, порекомендовали убрать механизацию и понизить вес хотя бы до 3,4 тонны. Они оценивали это как максимум, при которомУайлдкэт» походил на истребитель.

Прототип XF4F-4 с гидравлическим приводом складывания плоскостей(источник фото)

Их усилия не пропали даром, и на серийных самолётах плоскости складывали уже вручную. Однако взамен родная промышленность подкинула пилотам другие подлянки.

Эксплуатационная история

С 25 августа 1946 года Blue Angels перешли к Grumman F8F-1 Bearcat и представил знаменитый «бриллиант» образование.

Полностью восстановлен Bearcat в Blue Angels цветов; видели в EAA AirVenture 2011

В F8F прототипы были заказаны в ноябре 1943 года и первый полет 21 августа 1944, всего лишь через девять месяцев. Первый серийный самолет был поставлен в феврале 1945 года и первой эскадрильи, истребительная эскадрилья 19 ( VF-19 ), функционировала от 21 мая 1945 года, но Вторая мировая война была закончена до того , как самолет увидел боевую службу.

Одна из проблем, что стало очевидным в процессе эксплуатации были Отламывающиеся законцовки крыла не работает, как ожидалось. В то время как они работали хорошо в тщательно контролируемых условиях в полете и на земле, в местах, где самолеты были повторно напряженными при посадке на носителях и так как крыла были немного менее тщательно сделаны на заводах, существует возможность того, что только один законцовка бы отрываться с возможностью самолета сбоя. Это было заменено системой взрывчатых веществ, чтобы взорвать законцовки пошли вместе, который также работал хорошо, но это закончилось, когда приземной техник умер из-за самопроизвольное срабатывание. В конце концов, крылья были укреплены и самолет ограничивается до 7,5 г.

Послевоенный, то F8F стал одним из основных ВМС США и Корпуса морской пехоты США истребителей, оснастив 24 эскадрилий истребителей на флоте и меньшее количество в морской пехоте. Часто упоминается как один из лучших истребителей обработки поршневых двигателей когда – либо построенных, его выступление было достаточно , чтобы превзойти многих ранних самолетов. Его способность к пилотажной производительности иллюстрируется его выбора в качестве второго демонстрационного самолета для элитного флота Blue Angels демонстрационного полета эскадрильи в 1946 году, заменив Grumman F6F Hellcat. Синие Ангелы летели Bearcat , пока команда не была временно расформирована в 1950 году во время корейской войны и прессуют в оперативной боевой службы. F9F Panther и McDonnell F2H Banshee в значительной степени заменили Bearcat как их производительность и другие преимущества затмили истребитель поршневых двигателей.

Первый боевой

Первое боевое для F8F Bearcat был во время французской Вьетнамской войны (1946-1954) , когда почти 200 Bearcats были доставлены французскими войсками в 1951 году Когда война закончилась в 1954 году, 28 выжившие Bearcats были поставлены в Республику Вьетнам и вступил обслуживание в 1956 году VNAF отставной оставшиеся F8Fs в 1963 году, заменив их Douglas A-1 Skyraiders и североамериканскими Т-28 троянцев как Вьетнамской войны (1957-1975) продолжалась. F8Fs также поставлялись в Таиланд в течение того же периода времени.

Воздушные гонки

Рекордный Редкий медведь гонщик

Bearcats уже давно популярны в воздухе гонок . Запас Bearcat пролетел Мир словацкого и спонсироваться Билл Stead выиграл первую гонку Reno Air в 1964 г. Редкого медведя , высоко модифицированный F8F принадлежит Лайлам Шелтон , продолжал доминировать событие на протяжении десятилетий, часто конкурируя с Дэрил Greenamyer , другими известным гонщик с победами в его собственном Bearcat ( Conquest I , теперь в Смитсоновском NASM ) и обладателя самолета мирового рекорда скорости с поршневым двигателем в нем. Редкие Медведь также установил много рекордов производительности, в том числе 3 км мировой рекорд скорости для поршневых самолетов с приводом (528,33 миль / ч / 850,26 км / ч), установленный в 1989 году, и новое время-восхождение записи (3000 м в 91,9 секунды ( 6,425.9 FPM), установленный в 1972 году, преодолев 1946 рекорд упоминавшегося выше).

После войны

Пo oкoнчaнии вoйны всe сaмoлeты F6F были зaмeнeны нa F8F Bearcat и пeрeвeдeны в рeзeрв ВМС нa бeрeгoвыe бaзы, нo прoдoлжaли лeтaть, тaк кaк были сaмыми прoстыми и прoщaющими oшибки пилoтирoвaния сaмoлeтaми ВМС СШA. Их испoльзoвaли для пoдгoтoвки мoлoдых лeтчикoв. A пoслe нaчaлa Кoрeйскoй вoйны им дoвeлoсь eщe oкoлo гoдa пoбыть в зoнe бoeвых дeйствий нa втoрых рoлях. При этoм нeкoтoрыe мaшины были пeрeдeлaны в крылaтыe тoрпeды для aтaки плoтин, дoлгoврeмeнных oбoрoнитeльных сooружeний и прoчих вaжных тoчeчных цeлeй. Пeрeдeлкa зaключaлaсь в устaнoвкe в фюзeляжe цилиндричeскoгo кoнтeйнeрa с 1500 кг взрывчaтки и систeмы рaдиoупрaвлeния. «Хeллкэт» — бoмбa лeтeл к цeли свoим хoдoм, упрaвляeмый oпeрaтoрoм с другoгo сaмoлeтa. В 1951 г. сaмoлeты «Хeллкэт» были oфициaльнo сняты с вooружeния и прoдaны нa мeтaллoлoм или в чaстнoe влaдeниe. В нaстoящee врeмя в чaстнoм влaдeнии и aвиaмузeях сoхрaнилoсь oкoлo 20 сaмoлeтoв этoгo типa, бoльшинствo из них — в лeтнoпригoднoм сoстoянии. ВМС Уругвая использывали F6F до начала 60х.

Так же F6F-5 прославился благодаря авиационной группе высшего пилотажа Военно-морских сил США Blue Angels (рус. Голубые Ангелы) созданной в 1946 году и в июне 1946 года тройка Grumman F6F Hellcat участвовала в их первой выставке в авиашоу над аэродромом Jacksonville.

“Хeллкэты” oкaзaлись в числe сaмoлeтoв, пoстaвлявшихся в Вeликoбpитaнию в paмкaх пpoгpaммы “Лeнд-лиз”. В сooтвeтствии с бpитaнскoй мapкиpoвкoй oни пoлучили слeдующиe oбoзнaчeния: F6F-3 HellcatMk.l (пoлучeнo 252 экз.).F6F-5 – HellcatMk.II (849 экз.), F6F-5N – HellcatN.F. Mk. II (76 экз.). Всe пoступившиe F6F-5 и чaсть F6F-3 были пepeoбopудoвaны нa фиpмe “Блэкбэpн Эйкpaфт” (BlackburnAircraft). Тaк F6F-3 пoлучили нaпpaвляющиe для бpитaнских peaктивных снapядoв, нeкoтopыe F6F-5 были пepeдeлaны в истpeбитeли-paзвeдчики HellcatF.R. Mk.lI, и paзвeдчикиHellcatFR. Mk.II. нe имeвшиe пулeмeтнoгo вoopужeния. Зa пepиoд бoeвых дeйствий бpитaнскиe пилoты, лeтaвшиe нa “Хeллкэтaх” зaявили o 60 пoбeдaх, из них 47 нa Тихoм oкeaнe и 13 в Eвpoпe. Вскope пoслe oкoнчaния вoйны уцeлeвшиeF6F были вoзвpaщeны СШA.

С нaчaлoм вoйны в Индoкитae (1945-1954гг.) Фpaнция, нe oпpaвившaяся or нeмeцкoй oккупaции, oкaзaлaсь пpaктичeски бeз aвиaции. Пpaвитeльствo СШA в 1950-1954п. пepeдaлo Фpaнции нeкoтopoe кoличeствo сaмoлeтoв, в тoм числe F6F-5 и F6F-5N. В Сeвepнoм Вьeтнaмe фpaнцузскиe F6F испoльзoвaлись кaк штуpмoвики.

Нeбoльшoe числo F6F былo пepeдaнo Apгeнтинe и Уpугвaю в сooтвeтствии с пpoгpaммoй o пoмoщи. Пoслeдняя гpуппa из 12 F6F былa вывeдeнa из сoстaвa уpугвaйскoгo флoтa тoлькo в 1961 гoду.

Пластик и афтемаркет

Отливки обычного для «Hasegawa» высокого качества, без облоя смещения половин пресс-форм и заметных следов толкателей. Аккуратная внутренняя расшивка, в целом, соответствующая чертежам, как и сама модель. Фонарь кабины дан одной деталью, пластик средней толщины, но довольно прозрачный, без заметных дефектов. Возраст набора даёт о себе знать, деталировка модели очень упрощена, в основном это касается интерьера кабины и шасси, конструкция которого вообще то является «изюминкой» данного самолёта.
Декаль в наборе неплохого качества, на два варианта.
В принципе, в наборе присутствуют некоторые детали, предназначенные для ранней модификации F4F-3, но придётся поработать над исправлением расшивки, капота и поискать другие декали.
Поскольку я планировал сделать модель со сложенными крыльями, то был приобретён конверсионный набор фирмы СМК со смоляными деталями корневой части крыла и механизма складывания.
Для детализации интерьера использовался набор фототравления от Eduard. Кроме того, в постройке был использован смоляной двигатель от Вектора и декали от Techmod.
Планировалось также использовать резиновые колёса от Экипажа, они даже были приобретены, но их качество оказалось настолько отвратительным, что их пришлось отправить в мусорную корзину.

Тактико-технические характеристики (F6F-5 Hellcat)

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 10,24 м
  • Размах крыла: 13,06 м
  • Высота: 3,99 м
  • Площадь крыла: 31 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,5
  • Профиль крыла: NACA 23015.6 mod корень крыла, NACA 23009 законцовка крыла
  • Масса пустого: 4190 кг
  • Масса снаряжённого: 5714 кг
  • Максимальная взлётная масса: 6990 кг
  • Запас топлива: 946 л (до 3х 568 л ПТБ)
  • Двигатели: 1× двойной радиальный с двухскоростным турбонаддувом Pratt & Whitney R-2800-10W Double Wasp мощностью 2000 л. с. (1500 кВт)
  • Воздушный винт: трёхлопастной Hamilton Standard диаметром 4 м
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0211
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,65 м²

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 610 км/ч
  • Посадочная скорость: 135 км/ч
  • Боевой радиус: 1520 км
  • Перегоночная дальность: 2460 км
  • Практический потолок: 11 370 м
  • Скороподъёмность: 17,8 м/с
  • Время набора высоты: 6 100 м за 7,7 минуты
  • Длина разбега: 244 м
  • Нагрузка на крыло: 184 кг/м²
  • Тяговооружённость: 260 Вт/кг
  • Аэродинамическое качество самолёта: 12,2

Вооружение

  • Пулемётно-пушечное:

    • 6 × 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 400 патронов на ствол или
    • 2 × 20 мм пушки AN/M2 по 225 снарядов (20×110 мм) на ствол и 4 × 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 400 патронов на ствол
  • Боевая нагрузка: 1 800 кг различного вооружения:

    • Ракеты:

      • 6 × 127 мм HVAR или
      • 2 × 298 мм Tiny Tim
    • Подфюзеляжная точка:

      • 1 × 910 кг бомба или
      • 1 × торпеда Mk.13-3
    • Подкрыльевые точки:

      • 1 × 450 кг или
      • 2 × 110 кг
      • 6 × 45 кг

Окраска

Перед окраской модель была покрыта тамиевской грунтовкой, стравленной из баллона. После чего была накатана клёпка самодельным риветтером.
После небольшой полировки модель была окрашена в цвета “Light Gull Gray” FS 36440(низ фюзеляжа) и “Blue Gray” FS 35189 (верх). Для окраски использовались водорастворимые краски «Акан» 72014 и 72050 (последний цвет сильно осветлённый).
Слегка размытые границы цветов получены с помощью пластилиновых «колбасок».
Некоторая неоднородность окраски и неравномерность выгорания была имитирована «Акановским» финишным покрытием. Небольшие сколы краски были нанесены методом «сухой кисти» металликом от «Model Master».
После нанесения акрил-уретанового глянцевого лака «Акан» на модель были нанесены декали с применением «спецсредств» от «MicroScale». После ещё одного слоя глянцевого лака, на модели была выполнена смывка масляными красками на пинене. В качестве финишного покрытия использовался полуматовый водорастворимый лак от «MicroScale». В завершение были нанесены следы эксплуатации, потёки технических жидкостей и нагар с помощью  пигментов Tamiya.
После завершения «покрасочных работ» модель была окончательно собрана, и смонтирована антенны из нити «Хобби-плюс» и тонкой проволоки.
На этом работа над моделью была закончена, результат – перед Вами, коллеги!
Александр Гришин

История создания

В 1937 г. в США был проведен тендер на разработку истребителя для ВМС. Победил в конкурсе проект фирмы Brewster Buffalo. Среди отвергнутых оказался самолет компании Grumman XF4F-2. Спешка в проектировании вызвала ряд недостатков модели. Тем не менее, комиссия Бюро по аэронавтике ВМС США в целом отметила перспективность этой машины, но также и указала на неудовлетворительную управляемость и низкую маневренность. Зато скорость истребителя в 532 км/ч признали главным достоинством. ВМС подписали с фирмой Grumman протокол о намерениях повторного рассмотрения после устранения выявленных недоработок.

Модернизированный самолет c обозначением XF4F-3, в июле – августе 1939 года прошел летные испытания, которые показали что недостатки были успешно устранены. Самолет, получил название Wildcat («Дикий кот»), показав характеристики, превосходящие конкурента фирмы Brewster Buffalo.

История создания

F4F-3S на испытании в Норфолке, штат Вирджиния

В 1942 году Командование Флота США заключило с фирмой Edo Aircraft Corporation контракт на создание поплавкового истребителя. Решение о проектировании данного самолета было вызвано появлением у японцев Nakajima A6M2-N который являлся модификацией Mitsubishi A6M2 Zero. Предполагалось использовать данный самолет на передовых базах Тихого океана в качестве временной меры, до постройки аэродромов. Основой базы стал палубный истребитель Grumman F4F-3 Wildcat. Опытный образец был переоборудован из F4F-3 в феврале 1943 года. А 28 февраля 1943 года самолёт поднялся в воздух. 6 июня 1943 года самолет перелетел в Норфолк, где проводили тест на остойчивость. После успешных испытаний Командование Флота США заказало партию из 100 самолётов. Однако быстрое строительство аэродромов и ухудшенные заставили Командование отказаться от заказа.

Прототип:

Первая серия “Уайлдкэтов” имела индекс F4F-3 – ведь биплан-предок нового истребителя назывался F4F-1, а прототип, участвовавший конкурсе ВВС – XF4F-2. Первая серия не имела узлов складывания крыла, так как этот узел, по мнению представителей ВМС США, снижал надежность конструкции и увеличивал ее массу, а места в авианосных ангарах было достаточно много. Из-за нерегулярного и весьма скудного финансирования постройки самолетов, первые эскадрильи получили “Уайлдкэты” лишь к середине января 1941 г. Это были авиагруппы авианосцев “Уосп”, “Лексингтон”, “Саратога” и “Рэйнджер”.
Будучи основным истребителем ВМС США и морской пехоты к моменту вступления США в войну, “Уайлдкэт” принимал активное участие во всех сражениях с японцами на Тихом океане вплоть до середины 1943 г. Истребители “Уайлдкэт” обороняли Гуам и Уэйк, эскортировали бомбардировщики и торпедоносцы в ходе авианосных рейдов начала 1942 г., прикрывали авианосцы “Лексингтон” и “Йорктаун” в ходе сражения в Коралловом море в мае 1942 г. В ходе сражения при Мидуэе они также были щитом американской эскадры. Затем, в ходе противостояния США и Японии на острове Гуадалканал, “Уайлдкэты” авиации морской пехоты наряду с пикировщиками “Донтлесс” освоили профессию легкого бомбардировщика, штурмовика и самолета поддержки наземных войск. Последними операциями, в которых “Уайлдкэты” использовались в качестве основного флотского истребителя, стали захват Рабаула и Бугенвиля и наступление на Соломоновы острова в мае-июле 1943 г.
Японские военные весьма нелестно отзывались о “Уайлдкэте”, называя его “Бутылкой из-под сакэ” за фюзеляж конической формы. Опытному летчику на самолете “Зеро” А6М2 и тем более, на А6М3, ничего не стоило в маневренном воздушном бою зайти “Уайлдкэту” в хвост, по скорости японские истребители держали с ним паритет, а по скороподъемности – немного отставали. Достоинства “Уайлдкэта” начинали сказываться, в основном, когда неприятель открывал огонь. Ведь первый серийный “Зеро” имел вооружение из двух пулеметов пехотного калибра и двух 20-мм пушек, боекомплект для которых составлял всего по 60 снарядов на ствол. Вынужденные экономить пушечные снаряды, японцы вели бой в основном с помощью пулеметов. А уж от их огня груммановский самолет был защищен прекрасно! Конструкция планера была выполнена по неавиационным нормам прочности, летчик был защищен броней, а баки – располагались весьма компактно и к тому же были запротектированы. Кроме того, двигатель “Дабл Уосп” имел весьма высокую живучесть, он продолжал тянуть даже при разрыве или отстреле одного – двух цилиндров.
Американский летчик на “Уайлдкэте” в бою против “Зеро” первых модификаций должен был полагаться на хорошие разгонные характеристики своего самолета на пикировании, а также на некоторое превосходство в скороподъемности. Набрав скорость в пологом пикировании, он мог сделать энергичный иммельман и атаковать японский самолет в лоб. Здесь сказывалось еще одно достоинство “Уайлдкэта” – его вооружение имело достаточную мощность, кучность и скорострельность, чтобы уничтожить “Зеро” полусекундным залпом. Кроме высокой живучести, груммановский самолет имел еще одно достоинство – при вынужденной посадке на воду он мог сохранять плавучесть в течение пяти – десяти минут, что позволяло летчику без особых проблем перебраться в резиновую самонадувающуюся спасательную лодку, которая входила в возимый запас любого американского самолета, действовавшего на Тихоокеанском театре. Соотношение сбитых и потерянных в боевых условиях самолетов было в пользу “Уайлдкэта” – оно составляло 5,1 к 1 в пользу груммановского самолета.ТТХ самолета:
Размах крыла: 11,59 м
Длина: 8,81 м
Собственный вес: 2 512 кг
Взлетный вес: 3 205 кг
Максимальная скорость: 533 км/час
Дальность полета: 1 384 км
Потолок: 11 278 м
Вооружение: 4х12,7 мм
Более подробная информация:ИНФОРМАЦИЯ О ПРОТОТИПЕ

Медленно и печально

Кроме того, взлётная масса самолёта уже на 200 кило превысила «приемлемый максимум». В результате практическая скороподъёмность упала почти на 40 процентов. Пилоты авианосца «Энтерпрайз», первыми опробовавшие новую машину, не скупились на эпитеты, сравнивая её динамические характеристики то с утюгом, то с устаревшим TBD-1 «Девастейтор» с торпедой.

Но и это было не всё. Максимальная дальность уменьшилась на 200 километров, ещё хуже дело обстояло с практическим боевым радиусом, который упал до 195 километров. В общем, единственным достоинством новой модели «Уайлдкэта» стала возможность в полтора раза — с 18 до 27 машин — увеличить количество истребителей на эскадренных авианосцах.

Как шпроты в банке. F4F-4 «Уайлдкэт» на ангарной палубе авианосца

А ведь американские пилоты ожидали, что получат обещанный «F4F-3 со складывающимися крыльями», но их мнением никто поинтересоваться не удосужился. Поэтому неудивительно, что они резко отрицательно отреагировали на подобное «сокращение издержек» за их же счёт.

Литература и источники информации

Anderton, David A Hellcat. — London: Jane’s Publishing Company Ltd, 1981. — ISBN 0-7106-0036-4

Ewing, Steve and John B. Lundstrom. Fateful Rendezvous: The Life of Butch O’Hare. — Annapolis, Maryland: Bluejacket Books,, 2004. — ISBN 1-59114-249-0.

Ferguson, Robert G. One Thousand Planes a Day: Ford, Grumman, General Motors and the Arsenal of Democracy. — 2. — 2005 Т. 21.

Hill, Richard M. Grumman F6F-3/5 Hellcat in USN-USMC-FAA-Aeronavale & Uruguayan Service. — Reading, Berkshire, UK: Osprey Publications Ltd, 1971. — ISBN 0-85045-023-3

Jackson, Robert Air War Korea 1950–1953. — Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1998. — ISBN 1-85310-880-4

Kinzey, Bert F6F Hellcat in detail and scale. — 1987, 1996 Т. 26 и 49.

Thomas, Geoff US Navy Carrier Aircraft Colours: Units, Colours, Markings, and Operations during World War 2. — New Malden, UK: Air Research Publications, 1989. — ISBN 1-871187-03-6.

Winchester, Jim Grumman F6F Hellcat. — Rochester, UK: Grange Books plc, 2004. — ISBN 1-84013-639-1

Иван Кудишин Авиация и Космонавтика. Этюд технологичности.

Вячеслав Кондратьев Морские ведьмы.

Сергей Кульбака Hellcat. Самолет и модель.

Жрите, что дают!

Ответом на возмущение пилотов стало совершенно выдающееся письмо за подписью начальника Управления по аэронавтике министерства ВМС США контр-адмирала Джона Г. Тауэрса от 4 февраля 1942 года. В документе, в частности, говорилось:

Данный самолёт снабжён шестью пулемётами. Это сделано из необходимости обеспечения стандартизации плоскостей американских F4F-4 и британскихмартлетов». Два дополнительных пулемёта представляют собой альтернативный вариант боевой нагрузки, используемый либо при уменьшенном количестве горючего, либо в режиме перегруза в случае особых обстоятельств.

Авиамеханики учатся складывать плоскости новенького F4F-4Уайлдкэт»

А далее тупым пилотам объясняли, как правильно эксплуатировать этот шедевр авиастроения. Встандартных условиях» следовало делатьне так уж и много»: заливать в баки 415 литров бензина вместо полной заправки в 545 литров; не заряжатьальтернативные» пулемёты, а просто таскать эти две железки по 30 кило; ещё сильней уменьшить боекомплект оставшихся: с 240 до 200 патронов на ствол.

А на такие мелочи, как уменьшение боекомплекта более чем вдвое и дальности более чем на треть, не стóит обращать внимания. Относятся ли кстандартным условиям» такие уникальные для военного времени события, как боевые вылеты, или этоособые обстоятельства» — в послании не уточнялось.

Создание

ВМФ США выдали заказ фирме Chance Vought палубный истребитель, на замену истребителя Grumman F4F-3. Предложенная конструкция фирмы Chance Vought была во многом новаторской. В частности, самолёт предполагалось оснастить бывшем лишь на бумаге двигателем Pratt & Whiney R-2800 Double Wasp мощностью 2028 л. с. Возникло опасение, что самолёт не успеют завершить к тому времени, когда истребитель F3F-3 устареет. Что бы не остаться совсем без палубного истребителя, командование ВМФ поручило фирме Grumman оснастить F3F-3 новым, более мощным двигателем Wright R-2600. По оценке Груммана новый двигатель продлил бы жизнь «дикому коту» на шесть-двенадцать месяцев, но он выпускался до конца войны под обозначением FM-2. Так же фирме дали задание разрабатывать новый самолёт под этот двигатель.

В результате машину удалось спасти, она пошла в серию, после чего у конструкторов появилась возможность продолжить работу над самолётом двигателем R-2600. К тому времени двигатель развивал мощность 1600—1700 л. с.

Главный конструктор фирмы Grumman Уильям Т. Швендлер приступил к работе над новым самолётом, получившим рабочее обозначение G-50. Была принята задача обеспечить больший радиус действия, хорошую защиту и сильное вооружение. В результате размеры самолёта увеличили. Однако с самого начала стало ясно, что установленный двигатель Wright R-2600-16, имеющий у земли мощность 1700 л. с. при 2400 об./мин и 1400 л. с. на высоте 6550 м, очевидно слабоват для столь тяжёлого самолёта.

Был сделан макет в натуральную величину, который показали Макетной комиссии Бюро Аэронавтики. В результате решили увеличить размеры самолёта: длину с 9,55 до 10,22 м, размах крыла с 12,65 до 13,06 м и, соответственно, площадь крыла с 26,94 до 31,03 м². Должен был получиться самый большой палубный истребитель, который имел одну из самых маленьких удельную нагрузку на крыло. По расчётам самолёт должен был иметь высокую скороподъёмность. Двигатель Pratt & Whitney R-2800-10 оказался то что надо. Истребитель представлял собой среднеплан со складываемыми назад крыльями. Система складывания крыла была отработана на F4F-4 «Wildcat» и TBF-1 «Avenger».

Вооружение самолёта состояло из шести 12,7-мм пулемётов Colt-Browning М2. Пулемёты размещались в крыльях и имели боекомплект по 400 патронов на ствол.

Самолёт был оборудован тремя топливными баками. Новый самолёт отличался малым количеством детских болезней.

СОЗДАНИЕ САМОЛЁТА

“Уайлдкэт” в переводе с английского означает “Дикий кот” (или, если хотите, “Дикая кошка”). Названия, заканчивающиеся на “кэт” (“кот” или “кошка”), традиционно носили все палубные истребители, выпускавшиеся американской фирмой “Грумман”, как поршневые, так и реактивные. Вот и “Уайлдкэт” тоже был палубным истребителем, состоявшим на вооружении в США и Великобритании в период Второй мировой войны.

В первой половине 1930-х гг. “Грумман” поставляла американскому флоту истребители-бипланы F2F и F3F. Эти машины сочетали передовую цельнометаллическую конструкцию, закрытые кабины и убирающееся шасси с уже отживающей свой век схемой биплана и обладали довольно посредственными лётными данными. В конце 1935 г. был объявлен конкурс на проект нового палубного истребителя. В качестве обязательных пунктов задания фигурировали убирающееся шасси и закрытая кабина. Применение конструкторами схемы биплана или моноплана никак не оговаривалось. В ответ пять фирм (“Боинг”, “Брюстер”, “Нортроп”, “Кэртис” и “Грумман”) прислали свои предложения. Комиссия отобрала два из них – от компаний “Брюстер” и “Грумман”. Первая предложила свободнонесущий моноплан B-39, а вторая – биплан G-16, являвшийся усовершенствованным вариантом серийного F3F. Истребитель “Брюстер” казался более перспективным, а машина “Грумман” – более простой и надёжной, учитывая, что в её основу была положена проверенная конструкция.

G-16 сохранял как общую компоновку F3F, так и его основные конструктивные решения. Но размеры и вес самолёта должны были стать меньше. На машине намеревались смонтировать звездообразный мотор воздушного охлаждения типа Райт R-1670-2 (900 л.с.) или Пратт-Уитни R-1535-92 (875 л.с.) с трёхлопастным винтом изменяемого шага.

Предусматривались два варианта вооружения: два 7,62-мм пулемёта или один 12,7-мм и один 7,62-мм. В обоих случаях они размещались сверху в передней части фюзеляжа и работали с синхронизатором, стреляя через диск ометания пропеллера.

По расчётам, самолёт должен был иметь максимальную скорость 425 км/ч, то есть примерно на 50 км/ч больше, чем F3F. Дальность полёта оценивалась в 1370 км, высоту 4575 м (15 000 футов) истребитель должен был набирать за 7,6 мин.

С двумя фирмами заключили договора на изготовление опытных образцов. Контракт с “Грумман” подписали 2 марта 1936 г., с “Брюстер” – 22 июня того же года. Самолёт “Брюстер” получил обозначение XF2A-1, “Грумман” – XF4F-1. По действовавшей тогда в США системе обозначений буква “X” показывала, что машина опытная, первая буква “F” – назначение (fighter, истребитель), далее шёл порядковый номер типа, созданного данной фирмой, и буквенный её код; через дефис писали номер модификации.

Пока конструкторы корпели над чертежами, адмиралы постепенно меняли свою точку зрения на облик нового истребителя. Моноплан казался им всё более привлекательным. Хотя переход к одному крылу должен был ухудшить взлётно-посадочные качества, весьма важные для палубной машины, он одновременно позволял уравнять её скорость с новыми сухопутными истребителями-монопланами. Кроме того, сочли, что огневую мощь необходимо существенно усилить.

Вдобавок монтаж на F3F-1 более мощного мотора R-1820-22 в 950 л.с. вместо R-1535-84 в 700 л.с. привёл к значительному приросту скорости, так что разница между доработанным старым бипланом и существующим только в чертежах новым почти исчезла. Возник вопрос: а стоит ли возиться с XF4F-1?

Сначала решили заменить на нём двигатель на тот же R-1820. Прирост тяги должен был несколько улучшить лётные данные, но это являлось лишь паллиативом, не давая перевеса над самолётом фирмы “Брюстер”.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий