Характеристики Lockheed Martin F-35 Lightning II:
Модификация | F-35A |
Размах крыла, м | 10.70 |
Длина, м | 15.67 |
Высота | 4.33 |
Площадь крыла, м2 | 42.70 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 13300 |
нормальная взлетная | 20100 |
максимальная взлетная | 31800 |
Внутренние топливо, кг | 8382 |
Тип двигателя | 1 ТРДДФ Pratt Whitney F135 |
Тяга, кН | |
максимальная | 1 х 111 |
на форсаже | 1 х 178+ |
Максимальная скорость , км/ч | 2065 (M=1.67) |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч | (M=1.5) |
Практическая дальность, км | 2200 |
Боевой радиус действия, км | 1100 |
Практический потолок, м | 18288 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | 20-мм шестиствольная пушка (опционально) |
боевая нагрузка – 5000 кг | |
В стелс режиме – 2х 450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку – 2х 900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия. | |
В обычном режим используется 8 узлов подвески оружия |
Краткие технические характеристики модификации F-35A
Размах крыла, м – 10.70Длина, м – 15.67 Высота, м – 4.33Площадь крыла, м2 – 242.70Масса пустого самолета, кг – 13300Масса нормальная взлетная, кг – 20100Масса максимальная взлетная, кг – 31800Внутренние топливо, кг – 8382Тип двигателя – 1 ТРДДФ Pratt Whitney F135Тяга максимальная, кН – 1 х 111Тяга на форсаже, кН – 1 х 178Максимальная скорость, км/ч – 2065 (M=1.67)Практическая дальность, км – 2200Боевой радиус действия, км – 1100Практический потолок, м – 18288Макс. эксплуатационная перегрузка – 9Экипаж, чел – 1Вооружение: 20-мм шестиствольная пушка (опционально)Боевая нагрузка, кг – 5000
Стандартно: В Stealth режиме – 2х450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку – 2х900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия. В обычном режиме используется 8 узлов подвески оружия
Наступило время окраски
Производитель предлагает 2 варианта окраски: AF-06 (основной серый и светлый нос); AF-01 (основной серый, светлый нос и темные вертикальные стабилизаторы). Во время поиска информации по самолету в сети попались следующие фото:
По декалям они очень похожи на вариант AF-06, но с дополнительно выделенными светлыми элементами. Решение об окраске было принято.
Окраска производилась кистями №1 и №3 акрилом от TAMIYA. Сначала корпус целиком закрашивался в серый цвет (XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL)), а затем нос и элементы экстерьера выделялись светло-серым XF-19 SKY GREY.
Другие элементы окрашивались в следующие цвета:
- ниши шасси, стойки шасси, отсеки для бомб – XF-2 FLAT WHITE;
- штоки стоек шасси – XF-16 FLAT ALUMINUM;
- резина шасси – XF-69 NATO BLACK;
- бомбы – XF-2 FLAT WHITE, XF-7 FLAT RED;
- ракеты – XF-23 LIGHT BLUE, XF-2 FLAT WHITE;
- внешняя сторона сопла – смесь XF-72 BROWN (JGSDF) и X-33 BRONZE;
- концы лепестков сопла и внутренняя часть – XF-2 FLAT WHITE;
- огни на концах крыльев – XF-7 FLAT RED, XF-26 DEEP GREEN.
Третьей доработкой модели является добавление тормозных магистралей на задние стойки из телефонного провода, изъятого из изоляции (XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL)), по упрошенной схеме без крепежных колец на стойках. Фиксация – супер-клеем.
Для ниш шасси и отсеков бомб применялась смывка черной акварелью.
Расшивка обозначалась простым карандашом, так как на фото прототипов не видно ее сильного выделения.
На данном этапе не собранным оставался фонарь кабины (на фото не приведены ответные травленые элементы замков).
Порадовало и наличие травленых петель подъема фонаря.
Изнутри переплет окрашен XF-69 NATO BLACK, а снаружи – XF-19 SKY GREY.
После установки фонаря, нанесения декалей и финишного покрытия XF-86 FLAT CLEAR проект был завершен.
Модель
От модели и процесса сборке у меня остались двойственные ощущения. С одной стороны: интересный прототип, наличие имитации клепки на поверхности, большая прилагаемая плата с фототравлением, возможность сделать открытый фонарь; а с другой – часто встречающаяся в инструкции ошибка, связанная с обозначением симметричных деталей; нечеткая стыковка некоторых деталей, неглубокая расшивка.
Постройка данного проекта началась с кокпита и кресла пилота.
Кокпит собирался из следующих деталей:
- ванны кокпита (XF-19 SKY GREY);
- двух ручек управления (XF-69 NATO BLACK);
- панели приборов (XF-19 SKY GREY, XF-69 NATO BLACK, XF-7 FLAT RED);
- козырька панели приборов (XF-69 NATO BLACK).
Кресло (XF-69 NATO BLACK) состоит из элементов:
- двух боковин;
- основания;
- травленых ремней (работал с ними первый раз);
- ручки катапультирования (XF-69 NATO BLACK, XF-59 DESERT YELLOW);
- 2-3 деталей фототравления.
Стоимость и проблемы проекта
Программа пережила F-35 целую серию перераспределений бюджета удорожаний и задержек производства. Начиная с 2006 года начались первые проблемы с бюджетом, например чрезмерный параллелизм и большое кол-во изготовителей частей намного большей стоимости первых нескольких сотен F-35. К тому же многочисленный переоборудования и модификации внутренних узлов в рамках доводки первой серии еще больше взвинчивали производство. В ноябре 2010, GAO обнаружили, что внесение даже небольших изменений в истребитель заставляло менять целые сборочные линии у множества поставщиков. И небольшая ошибка одного из них приводила к огромным затратам.
Примерная схема общих взаимозаменяемых деталей F-35 (A/B/C).
21 апреля 2009 года, СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне, сказали, что в течение 2007 и 2008, шпионы украли несколько терабайтов данных касающихся дизайна и электронной системы F-35. Что привело к огромному ущербу в стоимости и развитии систем. Lockheed Martin пришлось отклонить те решения в конструкции которые были скомпрометирован.
9 ноября 2009 года, Эштон Картер, заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистике, признал, что в Пентагоне команда по оценке (JET) должна будет пересмотреть бюджет, что компенсировать вырисовывающиеся отклонения, и они сделают все возможное что бы их уменьшить.
11 марта 2010 года, отчет от Government Accountability Office Комитета Сената США по вооружённым силам, прогнозирует общую стоимость одного F-35A в районе $ 113 млн. Пентагон сообщил, что программа F-35 превысил свои первоначальные сметы по стомости более чем на 50 процентов. Внутренний доклад гласил о критических изменениях в проекте, JSF теперь не говорится, что высокая доступность и небольшие расходы являются основным приоритетом. Доклад настаивает, что F-35 станет “основным американский истребителем противовоздушного боя”, и период разработки должен быть расширен на дополнительные 13 месяцев а бюджет увеличен еще на 3 млрд.
В ноябре 2010 года в рамках мер по сокращению расходов, сопредседатели Национальной комиссии по бюджетной ответственности и реформе предложили отменить модицикацию F-35B. Air Magazine группа сообщила, что “чиновники Пентагона” рассматривают вариант отказа от F-35B, потому что его малая дальность не позволит раскрыть всех преимуществ малой заметности. Консультант Lockheed Martin Loren B. Thompson сказал, что этот слух был результатом обычной напряженности в отношениях между ВМС США и Корпуса морской пехоты, и нет никакой альтернативы F-35B заменяющему AV-8B Harrier II.
В мае 2011 года, Пентагон заявил что новая цена в 133 млн не доспутима. Япония предупредила, что это может остановить их от покупки, рост дальнейшей цены не допустим. Канада так же обьявила что задумается, если цена буде дальше расти. По прогнозам США стоимость разработки уже достигла 323 млрд что делает ее самой дорогой за всю историю. В 2012 году общая стоимость жизненного цикла F-35 была оценена в $ 1,51 трлн. Чтобы уменьшить эту высокую стоимость жизненного цикла в течение 50- год жизни, ВВС США рассматривает снижение роли корпорации Lockheed Martin и поиск новых подрядчиков.
В 2012 году во избежание дальнейшего задержки и перепроектирования, МО США приняло уменьшенный радиус действия для F-35A и более длительный разбег для F-35B. Так же по оценкам радиус F-35B снизился на 15 процентов. на встрече в Сиднее в марте Соединенные Штаты обязались, что задержек программы больше не будет.
В 2013 году Lockheed Martin начал увольнять рабочих на заводе Форт-Уэрт, где были собраны первые F-35s. Они сказали что это необходимо для уменьшения расхордов на постройку самолетов. Пентагон пообещал продолжить финансирование программы насколько если это возможно. По состоянию на 2014, программное обеспечение является основным приоритетом разработки для F-35.
В июле 2013 года, было заявлено о новых задержках из за программного обеспечения и работы датчиков.
В 2014 году стоимость самолета опустился ниже 100 млн в первый раз, и ВВС ожидается и дальнейшего падения затрат.
Отчет 2014 Дж Майкл Гилмор заявил, что новые задержки программного обеспечения могут отодвинуть работы по проекту еще на 13 месяцев. [1
В 2014 году американский сенатор Джон Маккейн заявил что все проблемы с перерасходами и задержками связаны с “блатом” при заключении контрактов.
В итоге на 2014 го известно что самолет получился на 93% дороже, а эксплутационные расходы 79% выше.
Основные этапы создания F-35 Lightning II
После военной компании за Фолкленды в 1982 г., в результате боев с Аргентиной, ВВС Великобритании показали очень успешное применение самолетов вертикального взлета и посадки “Хариер” США и другие государства начали более усиленно и глубоко изучать возможности самолетов данного типа.
В результате на мировом рынке начал формироваться спрос на подобный вид самолетов. В 1983 году исследовательские агентства Соединенных Штатов и Великобритании при поддержке агентства NASA основывают программу ASTOVL (Advanced Short Take-Off/Vertical Landing) с целью заменит существующие самолеты вертикального взлета и посадки более новыми единицами.
Однако, к 1995 году Великобритания прекращает исследования и передаёт все наработки США, которые не собирались прекращать разработку столь перспективного самолета. В марте 1993 года из-за изменения геополитического баланса и распада коммунистического блока, программу ASTOVL трансформируют в CALF направленную на создание легкого истребителя общего применения.
С компаниями Lockheed Martin Aeronautics Company и McDonnell Douglas, которая позднее слилась с военно-промышленной компанией Boeing был подписан контракт на разработку однотипного самолета истребителя, который с небольшими изменениями мог бы поступить на службу в ВВС (носил название Х-32А), ВМС, корпуса морской пехоты (КМП) и вооруженных сил Великобритании (Х-32В).
В 1996 году действующая программа создания легкого истребителя общего применения трансформируется в программу Joint Strike Fighter (JSF, единый ударный самолет) реализацией которой уже занимались военно-промышленные компании Boeing и Lockheed Martin. Со стороны Boeing создавался самолет Х-32, а со стороны компании Lockheed Martin, объединившей усилия в альянсе с Northrop Grumman Corporationсоздавался самолет Х-35.
Окончательные испытания тестовых моделей X-32 и Х-35 выявили безусловное преимущество модели Х-35 от Lockheed Martin, которая смогла взлететь с полосы в 150 метров в длину, в небе смогла разогнаться до сверхзвуковой скорости и осуществить вертикальную посадку на определенную площадь.
Конструкция модели Х-35 имела инноваторский механизм обеспечивавший вертикальный взлет и посадку. За кабиной пилота был установлен специальный мощный вентилятор, который как охлаждал воздух для двигателя нагретый задним соплом, так и обеспечивал хороший баланс самолета.
В конечном итоге модель Х-35 получила название F-35 Lightning II. На сегодняшний день F-35 – это передовой истребитель-бомбардировщик пятого поколения сконструированный в рамках программы Joint Strike Fighter и призванный заменить устаревшие модели самолетов F-18, AV-8B Harrier, F-16, F-117 и с определенными оговорками F-15.
Майор военно-воздушных сил США Эмкот Макларен отмечает, что разработчики “сложили воедино возможности самолетов предыдущих поколений и добавили технологию Стелс”.
Капитан ВМС США Марк Дарра считает, что “F-35 станет первым морским самолетом по настоящему оснащенным технологией Стелс, который поступит на службу на авианосцы”
В данном случае важной чертой F-35 можно считать возможность осуществлять вертикальный взлет и посадку, наподобие вертолетов и конвертопланов Оспри
ВМС больше не нужны длинные взлетно-посадочные полосы благодаря короткому взлёт или вообще вертикальной посадке и взлету F-35. Для базирования F-35 подойдут даже корабли L класса типа Мэйкин Айленд. Это также позволит использовать короткие, разбомбленные аэродромы с которых не смут взлетать обычные самолеты.
Пилоты отмечают, что полёт на F-35 Lightning II восхитителен и если Вы мечтаете чтобы езда на американских горках стала вашей ежедневной работой – Вам стоит задуматься о службе пилотом F-35.
Особенности конструкции истребителя пятого поколения F-35 Lightning II
При разработке данной машины конструкторами было позаимствовано множество технических решений из предыдущего истребителя модели F-22. Нужно отметить тот факт, что конструкторами были проработаны три варианта данного самолета, которые отличаются между собой типом взлета и посадки. Базовая модель имела возможность производить стандартный взлет с разбега и посадку с использованием пробега по полосе. Модификация с обозначением F-35B производила достаточно короткий разбег для взлета, а посадка выполнялась вертикальным способом. Третья модель F-35C взлетала с авианосца с помощью специальной катапульты, а приземлялась за счет использования корабельного аэрофинишера.
Данная машина оснащена наиболее новым электронным оборудованием РЛС типа AN/APG-81, которое позволяет очень эффективно обнаруживать как наземные, так и воздушные цели. В состав авионики аппарата входит множество систем, среди которых станция с фазированием, представленная антенной AN/APG-81. Наибольшего внимания заслуживает система ЭОС, с помощью которой можно производить множество операций, а именно:
§ фиксировать пуск баллистических ракет группами на расстоянии в 1,3 тысяч километров, при этом можно следить за их полетом и вычислить их конечную цель;
§ обнаруживать на большом расстоянии вражескую технику как на земле, так и в воздухе;
§ проводить качественную навигацию в любое время дня и ночи;
§ сигнализировать о возможной ракетной атаке противника в сторону истребителя;
§ эффективно вычислять месторасположение огневых артиллерийских точек врага;
§ выполнять точный пуск ракет по самолетам, которые летят за F-35.
Кроме выше упомянутых систем и преимуществ, на машине было установлено еще множество вычислительных систем. Для передачи данных была установлена система MADL, которая могла работать в широком диапазоне. Данная система имела множество средств, которые могли защитить ее от вражеского вмешательства помехами, и защиту от перехвата частоты.
Особенностью компоновки самолета является шлем пилота, который оснащен множеством функций. Шлем для F-35 имеет обозначение HMDS, он позволяет пилоту смотреть через стенки самого самолета. Данный эффект получен за счет множества камер, установленных на борту, которые сопряжены со шлемом. Он позволяет пилоту производить обзор так, как будто бы самолета вовсе не существует. Данное оборудование разработано в Великобритании для бомбардировщика F-35. В настоящее время существует только один шлем данной конструкции, но за его изготовление берется израильская компания при поддержке американской фирмы Rockwell Collins. В планах изготовителей оснащать такими шлемами все самолеты типа F-35 с 2016 года.
Силовая установка представлена двигателем типа F135, который разработан фирмой Pratt&Whitney при поддержке компании Rolls-Royce Defence. По утверждению изготовителей данная силовая установка позволяет самолету выдерживать перегрузку в 9 g. Данный двигатель оснащает машину мощностью в 13 тысяч кгс, а в форсажном режиме 19,5 тысяч кгс. Ресурс использования данного мотора достигает 4 тысяч часов полетов.
Самолет F-35 имеет достаточно мощное вооружение, что позволяет проводить боевые операции с большой эффективностью. В состав вооружения входят ракеты типа воздух-земля с обозначением AIM-9 Sidewinder и ракеты класса AIM-120 AMRAAM. Также истребитель имеет крылатые ракеты типа Storm Shadow. Наибольшей мощностью вооружения обладали бомбы класса JDAM, которые весили 910 килограммов. В состав бомбовой нагрузки были включены управляемые бомбы AGM-154. Для уничтожения наземной техники противника использовали противотанковые ракеты.
В данное время идет разработка ракет для уничтожения водных объектов. Для самолета F-35 фирма General Dynamics изготовила четырехствольную пушку большого калибра с обозначением GAU-22/A. Особенностью аппарата является возможность пуска ракет и бомб при полете на сверхзвуковой скорости. Изготовители данной машины планируют разработать систему, которая позволит производить с борта самолета пуск ядерной ракеты типа В61.
Lockheed Martin F-35 Lightning II фото
Работы по созданию нового истребителя велись на фирмах «Боинг» и «Локхид—Мартин». Истребитель производится в трех вариантах: CTOL (для BBC), CV (BMC), STOVL (короткий взлет и вертикальная посадка).
Lockheed Martin F-35 Lightning II фото
Летные характеристики истребителя JSF практически не отличаются от характеристик самолетов этого класса, стоящих на вооружении ведущих стран мира на начало XXI в., однако новейшее бортовое обозначение, устанавливаемое на самолете, позволит получить неоспоримое преимущество в боевой обстановке перед воздушным противником.
Немного о технических характеристиках
Характеристики нового Яка соответствовали существовавшей тогда военной доктрине. Самолет мог эксплуатироваться с взлетно-посадочных площадок ограниченных размеров (с коротких бетонных и асфальтовых полос) и в корабельных условиях. По сравнению с самолетами обычного взлета Як-141 был способен взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по рулежной дорожке, мог эксплуатироваться с поврежденных аэродромов.
Средства катапультирования обеспечивали автоматическое спасение летчика на всех режимах полета. И это было проверено при испытаниях Як-141 на авианосце. Летчик-испытатель В. А. Якимов при посадке, находясь уже над палубой корабля, на малой высоте превысил вертикальную скорость снижения. Як грубо сел, ударился о палубу, основные стойки шасси пробили топливный бак, возник пожар. Пилот был вынужден катапультироваться, и сделал он это вполне благополучно.
Впервые Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже, но в виде модели и короткого видеофильма по его летным испытаниям. Полнокровный дебют нового Яка состоялся год спустя на выставке в Фарнборо.
Даже в то время при вертикальном взлете Як-141 имел вес 15,8 т, что меньше веса МиГ-29 (16,7 т) и почти вдвое меньше взлетного веса Су-27 (30 т), хотя по другим летно-техническим характеристикам он уступал всем обычным истребителям и конкурировал по отдельным параметрам только с СВВП «Харриер», серийный выпуск которого был начат в 1966 году.
Кроме того, радиус боевого применения этого самолета не превышал 300 км. И это не позволяло ему защищать корабль, на котором он базировался, от крылатых ракет «воздух — корабль».
Большой расход топлива Як-141 при взлете, недостаточный радиус боевого применения, катастрофа одного из летных экземпляров самолета привели к тому, что программа его испытаний была прекращена, а финансирование приостановлено. Также концу 1991 года были остановлены работы по подготовке серийного производства Як-141 на Саратовском авиазаводе. Таким образом, в России на долгое время была прикрыта тематика развития самолетов вертикального взлета и посадки.
Однако стоит привести цитату, взятую из отчета экспертов ГосНИИАС. Она говорит о том, что, «как показал опыт разработки истребителя Як-141, заявляемый способ (вертикального взлета и посадки) может применяться не только новыми машинами соответствующей конструкции, но и самолетами серийно выпускаемых типов, при этом модернизированный самолет не потеряет ни одной из присущих ему положительных летных и тактико-технических характеристик».
В ряде западных газет того времени иностранные специалисты утверждали, что русские с разработкой этого Яка обогнали их по крайней мере лет на десять-пятнадцать. И это было действительно так, потому что фирма «Локхид» в 1996 году для своего проекта по программе JSF («Единый ударный истребитель») выбрала схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя, аналогичные двигательной установке Як-141.
И американцы этого не скрывали. Они ссылались на соглашение с ОКБ им. А. С. Яковлева, которое позволило им это сделать. Но позже они отказались от сотрудничества и решили (получив от русских 90% информации), что сделают такой истребитель сами. И сделали. Им стал F-35В.
Выводы
Как и было сказано в начале, ощущения которые оставил в памяти этот проект – двойственные. Модель, как мне кажется, вышла красивой и удачной, на ней впервые были применены метод «сухой кисти», добавление магистралей на стойки шасси и доработка отсека дозаправки. Другим моментом, которым запомнится этот проект стали подгоночные работы по корпусу, которые стали для меня дополнительным опытом в модельном деле.
Начинающим моделистам этот набор я рекомендовать бы не стал. Начинать надо с чего-то более легкого. Опытному мастеру не сложно будет побороть указанные сложности и внести доработки, сверх указанных здесь. Тем не менее, проект принес дополнительный опыт, положительные эмоции, а модель стоит на полке и радует своей грацией.P.S. В данный момент на «стапеле» находится бронированный бульдозер D9R от Meng в масштабе 1/35.