F-22 «Raptor» – хищник защищающий интересы США

Особенности конструкции многоцелевого истребителя F-22 Raptor

В основу разработки новой машины конструкторы вложили основное кредо: первым увидел – первым уничтожил. Для получения таких показателей на машине было установлено множество самых лучших систем маскировки и снижения заметности типа Stealth.

Особенностью данного истребителя было размещение вооружения во внутренней части самолета, что значительно снижало заметность. Все же самолет на крыльях имеет посадочные места для вооружения, но они практически не использовались. Данное решение конструкторов значительно повышало универсальные качества аппарата.

Корпус данного истребителя на 40% состоял из новых композиционных материалов, использование которых позволило значительно снизить массу конструкции. Данные материалы были представлены углепластиком с повышенной стойкостью от перегрева. В составе конструкции широко использовались материалы, которые поглощали радиоволны. Много деталей было оснащены ПКМ, которые изготовлены из бисмалемида, они позволяли выдерживать температуру в 230 градусов.

Такие конструкции, как фонарь кабины, отсеки шасси, были изготовлены в пилообразной форме. Данная конструкция способствовала более эффективному рассеиванию электромагнитных волн, что снижало заметность машины в полете для вражеских РЛС. Крылья самолета F-22 Raptor имели ромбовидную форму со стабилизатором вертикального типа V-образной формы. Что касается живучести машины, то она проектировалась с учетом выдерживания ударов зажигательных снарядов российского производства, которые имели калибр 30 миллиметров.

Силовая установка Raptor представлена двумя двигателями типа P&W F119-PW-100, которые оснащены реактивными соплами с плоской конструкцией. Данная схема значительно снижает заметность в ИК-спектре. На данных двигателях установлены форсажные камеры. Тяговооруженность аппарата представлена тягой в 15 876 кгс. Без применения форсажного режима двигатели выдают мощность в 11 тысяч кгс. Нужно отметить, что даже без применения форсажа машина легко преодолевает скорость звука, а данными показателями обладает считаное число самолетов. Сопла истребителя изготовлены из специальных керамических материалов, которые обладают высокими показателями поглощения радиоволн, что также снижает заметность аппарата.

В состав бортового оборудования входят две установки ЭВМ с обозначением CIP. Каждая эта система состоит из 66 модулей, а в основе каждого модуля установлен 32-разрядный процессор класса i960.

Бортовая система РЛС представлена установкой AN/APG-77, которая оснащена фазированной антенной. Особенностью антенны является то, что она состоит из 2 тысяч элементов, которые производят прием и излучение сигналов. Данная установка позволяет производить обнаружение цели на расстоянии в 225 километров, а дальность установки БРЛС составляет 525 километров. Данный радар оборудован системами защиты, что предотвращает перехват сигнала противником. Радар самолета позволяет находить цель таким образом, что враг этого и не заметит с помощью своего оборудования.

Что касается боевой мощи самолета F-22 Raptor, то она была представлена 20-миллиметровой пушкой класса M61A2 Vulcan, с помощью которой можно произвести 480 залпов. Кроме того, машина несла шесть ракет типа воздух-воздух с обозначением AIM-120C AMRAAM, также установлены две ракеты класса AIM-9M Sidewinder. На борту аппарата была размещена и бомбовая нагрузка, которая состояла из корректируемых бомб модели JDAM и управляемых бомбовых снарядов типа GBU-39. Особенностью истребителя F-22 было то, что он мог производить атаку на сверхзвуковых скоростях полета.

Истребитель F-22 Raptor характеристики:

Модификация  F/A-22A
Размах крыла, м  13,56
Длина самолета, м  18,90
Высота самолета, м  5,08
Площадь крыла, м  78,04
Масса, кг 
  пустого  19700
  нормальная взлетная  29300
  максимальная взлетная  38000
  топлива  8200
Тип двигателя  2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100
Статическая форсированная тяга, кН  2 х 156,0+
Максимальная скорость, км/ч  2410 (М=2.25)
Крейсерская скорость, км/ч  1963 (М=1.82)
Перегоночная дальность, км  3219
Практическая дальность с ПТБ, км  2960
Боевой радиус действия, км  759
Практический потолок, м  19812
Макс. эксплуатационная перегрузка  9,0
Экипаж, чел  1

Конструкция и оснащение

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным трапециевидным крылом, двигателем в хвостовой части и хвостовым оперением, включающим два незначительно наклоненных наружу киля. Модификация F-35B имеет за кабиной пилота подъемный вентилятор вертикальной тяги, соединенный валом с двигателем в хвостовой части машины; двигатель этого варианта самолета оснащен поворотным соплом. Место вентилятора на других вариантах истребителя занимают дополнительные топливные баки.

Турбореактивный двухконтурный двигатель F-135 разработки Pratt & Whitney имеет бесфорсажную тягу 13 тыс. кгс, в режиме форсажа – 19 тыс. 500 кгс. (в варианте для F-35B – 12 тыс. 250 кгс и 18 тыс. 600 кгс в режиме форсажа). Подъемный вентилятор для F-35B спроектирован и производится компанией Rolls-Royce. Сверхзвуковой режим полета обеспечивается только в режиме форсажа. Выпускающееся шасси трехопорное, с носовым колесом.

Истребитель сконструирован в соответствии с критериями технологии stealth, с применением решений, ранее отработанных на F-22 Raptor. Малую радиолокационную заметность обеспечивают малоотражающие формы планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях. Применены радиопоглощающие материалы и покрытия.

Вооружение размещается в двух бортовых грузовых отсеках в нижней части центральной секции фюзеляжа (до 2 тыс. 590 кг) и на шести узлах внешней подвески (до 6 тыс. 800 кг).

Истребитель пятого поколения F-22 Раптор

F-22 Raptor – многоцелевой истребитель пятого поколения, разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире. 13 апреля 2011 года совершил тестовый полет 181-й самолёт F-22, считая предсерийные. Всего будет произведено 195 самолетов, из них 187 серийных будет передано ВВС США.

Некоторые даты

  • Первая предсерийый самолет поднялся в воздух 7 сентября 1997 года.
  • Серийное производство истребителя началось в 2001 году.
  • 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу “Неллис”, в пустыне Невада.
  • В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены.
  • В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.

Потери истребителей F-22 Raptor

По состоянию на ноябрь 2010 года, в лётных происшествиях было потеряно четыре истребителя F-22 Raptor:

1992 год

25 апреля 1992 года
Прототип YF-22A (сер. номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан.

2009 год

25 марта 2009 года
F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.

2010 год

16 ноября 2010 года
F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб.

На вооружении:
В разработке:
  • F-35
  • Т-50 ПАК ФА
  • Mitsubishi ATD-X

Характеристики самолетов

ПАК ФА

Страна
Самолёт ПАК ФА (Т-50)
Фото
Максимальная взлётная масса, кг 35 480
Максимальная скорость, км/ч 2 600
Боевой радиус, км н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км 2 700
Максимальная дальность, км 5 500
Рабочий потолок, м 20 000
Совместная тяга двигателей, кгс 2*17 600
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено 4

F22 Raptor

Страна
Самолёт F-22 Raptor
Фото
Максимальная взлётная масса, кг 38 000
Максимальная скорость, км/ч 2 500
Боевой радиус, км 760 – 1 100
Дальность с боевой нагрузкой, км 1 900
Максимальная дальность, км 3330
Рабочий потолок, м 19 800
Совместная тяга двигателей, кгс 2*15 876
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено 181

Chengdu J20

Страна
Самолёт Chengdu J-20
Фото
Максимальная взлётная масса, кг 34 000 – 36 000
Максимальная скорость, км/ч н/д
Боевой радиус, км н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км н/д
Максимальная дальность, км н/д
Рабочий потолок, м н/д
Совместная тяга двигателей, кгс н/д
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено н/д
Страна
Самолёт Mitsubishi ATD-X
Фото
Максимальная взлётная масса, кг н/д
Максимальная скорость, км/ч н/д
Боевой радиус, км н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км н/д
Максимальная дальность, км н/д
Рабочий потолок, м н/д
Совместная тяга двигателей, кгс н/д
Применение технологий снижения заметности да
Единиц произведено н/д

Промежуточные итоги программы, оценка стоимости

В конце февраля 2018 года вице-адмирал Мэт Уинтер, директор отдела минобороны США по реализации программы разработки и закупки F-35, сообщил журналистам, что из поставленных американским ВВС и странам-партнерам 280 самолетов только 51% могут совершать полеты. Уинтер отметил, что на многих машинах выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и с программным обеспечением. Напряженной оставалась и ситуация с запасными деталями, которые производитель поставлял с задержками.

11 июня 2018 года Lockheed Martin отчиталась о поставке 300-го экземпляра F-35 (в 2017 году были поставлены 66 единиц – на 40% больше, чем в 2016 году). Из общего числа поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, 75 единиц – на вариант F-35B, 28 единиц – вариант F-35С. По данным производителя, суммарный налет этого флота превысил 140 тыс. летных часов. Всего за 2018 год производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее число поставленных машин составит 357).

Вооруженные силы США намерены приобрести в общей сложности 2 тыс. 443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было затрачено свыше $46 млрд, а в целом, согласно прогнозам, реализация программы обойдется США в более чем в $1,5 трлн: $406,5 млрд пойдут на закупку самолетов и еще около $1,1 трлн – на эксплуатацию, техобслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогостоящей системой вооружений в истории.

Закупочная стоимость единицы F-35A в 2018 году составляет около $100 млн. К 2020 году ее планируется снизить до $80 млн. В 2023 году Lockheed Martin намерена нарастить выпуск до 160 самолетов в год.

Ожидается, что истребители-бомбардировщики этого типа будут состоять на вооружении по крайней мере до 2070 года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий