Модификации
- F-35A. Наиболее простая и самая массовая модификация самолета, предназначенная для ВВС США и их союзников. Этот истребитель использует обычные взлетно-посадочные полосы наземных аэродромов.
- F-35I. Самолет, разработанный для ВВС Израиля. По сути, это обычная «сухопутная» версия машины (F-35A), на которую установлена часть израильского оборудования: БРЭО, в том числе система РЭБ и СУО, а также оборудование кабины.
- CF-35. Вариант самолета F-35A для ВВС Канады. От стандартной модели отличается только наличием тормозного парашюта (из-за обледенелых ВПП) и изменением в системе дозаправки в воздухе.
- F-35B. Модификация с укороченным (вертикальным) взлетом и вертикальной посадкой, разработанная для американского КМП. Этот самолет планируют сделать основой ударной мощи новых десантных кораблей типа «Америка», которые по сути являются легкими авианосцами. Пока закупать истребители этой модификации планирует только Италия, а Великобритания уже официально отказалась от него.
- F-35C. Модификация самолета, разработанная для военно-морских сил США и Великобритании. Она предназначена для взлета с палубы авианосца с помощью катапульты и приземление на нее с использованием финишера (у самолета есть посадочный крюк). Этот вариант истребителя отличается увеличенным крылом и хвостовым оперением, что позволяет ему более уверенно маневрировать на небольших скоростях и увеличивает полезную нагрузку. F-35C имеет вдвое большие радиус действия по сравнению с F/A-18C.
Все модификации истребителя F-35 унифицированы на 70-90 %.
Rafale
В знаменитый консорциум Eurofighter входили ведущие европейские державы, в том числе и Франция. Но возникшие между странами разногласия, в частности, по поводу массы будущего истребителя, привели к тому, что в 1985 году Франция отказалась участвовать в программе и занялась собственными разработками.
ВВС и ВМС страны нужен был многоцелевой истребитель, и такая машина была сконструирована фирмой Dassault. Первые полеты проведены в 1986 году, а на вооружение ВМС страны истребитель принят в 2004 году. Двумя годами позже Rafale был принят на вооружение ВВС Франции.
С конца 90-х годов начался серийный выпуск двух версий: палубной и сухопутной.
Полет Rafale
Предлагается несколько модификаций машины, всего выпущено 225 самолетов.
Компания производитель пыталась выйти на международный рынок поставок вооружения с этим истребителем, но первоначально все попытки были безуспешными. Rafale не выдерживал конкуренции с раскрученными и более боеспособными F-15Е, Eurofighter и Gripen. Были проиграны конкурсы в Саудовской Аравии, Сингапуре, Бразилии, Швейцарии, Республике Корея.
Такое положение дел не могло не сказаться на общем объеме производства боевых самолетов. Компания Dassault выпуска в год только 11 единиц.
Удачей можно было бы считать успешное участие французской компании в тендере в Индии в 2012 году. Именно там Rafale сумел одержать победу над Eurofighter, а контракт предполагал поставку в Индию 126 единиц боевых машин. Н со дня проведения тендера прошло более пяти лет, переговоры шли постоянно, а сторонам не удалось прийти к соглашению. Отчасти это объяснялось неделанием французской стороны отвечать за качество выпускаемых машин, которые будут собираться по лицензии в Индии. Требование о том, что 108 самолетов должны быть собраны на территории страны, содержал в себе контракт, и именно такими были и условия конкурса.
Уже осенью 2016 года были проведены встречи и между правительствами Франции и Индии, где подписаны новые соглашения. Согласно договоренностям, Франция должна поставить Индии 36 машин Rafale. Еще такое же количество истребителей может быть поставлено в страну после выполнения условий первого контракта (до 2023 года).
Удачным был на контракты 2015 год, когда Франции удалось подписать соглашения с Египтом и Катаром. В первом случае предусматривалась поставка 24 боевых машин, из них шесть первых Rafale уже отправлены Египет.
Для Катара договор подписан на партию в 24 истребителя, и первые самолеты планируется отправить в следующем, 2018 году.
Самолеты этого семейства будут экспортироваться и в Индию.
Это дало возможность правительству Франции объявить о том, что выпуск истребителей Rafale увеличен до 22 единиц в год.
Если говорить о перспективах, то Франция надеется на успех переговоров, которые вот уже более пяти лет ведутся с ВВС ОАЭ. Речь идет о поставках в эту страну 60 боевых машин.
Вполне возможно, что в продолжении действующих соглашений с Индией будут заключены новые контракты, но для этого необходима победа в тендере по поставкам вооружения ВМС Индии.
Из конкурентов Rafale следует отметить американский F/A-18E/F, который США постоянно выставляют на конкурсы в Финляндии, Малайзии, а также Швейцарии. Весной было объявлено, например, что ВВС Малайзии планируют сделать закупку партии боевых самолетов Rafale в количестве 18 единиц. При этом стоимость контракта может составить более 2 млрд. долларов.
В целом, анализируя состояние и перспективы существующих контрактов, а также возможные тендеры и опционы, Франция может поставить на экспорт до 200 боевых машин данного семейства истребителей.
Основная разница между F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon
Самолет-истребитель F-15 Eagle способен развивать высокую скорость и набирать значительную высоту, тогда как одномоторный F-16 Fighting Falcon более маневренный. F-15 Eagle считается выдающимся среди лучших истребителей, когда-либо создававшихся. Об этом свидетельствуют более 100 триумфов в воздушных боях с противниками и нулевыми потерями при этом. Он может работать в любых климатических условиях, использовать разнообразное вооружение системы «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также оснащен пушкой M61 Vulcan.
F-16 Fighting Falcon является менее дорогим, более легким, несколько менее эффективным летательным аппаратом, но он не требует лишних затрат на обслуживание и мобильность. Изначально предложенный как претендент на господство в воздухе, он превратился в адаптированный к любым климатическим условиям многокомпонентный универсальный инструмент и имеет ту же пушку M61 Vulcan, что и F-15 Eagle.
Создание F-15 Eagle позволило ВВС США получить истребитель, который может использоваться не только для воздушных боев, но и пригоден для наземных атак и противостоять очевидной опасности от советского самолета серии МиГ, над которым начали работать в конце 1960-х годов. Потребность в быстрой/долгосрочной эксплуатации самолета заставила McDonnell Douglas выбрать двухмоторную конфигурацию F-15 Eagle. В настоящее время существует около 10 модификаций F-15 Eagle с множеством вариаций, такими как меньшая радиолокационная заметность, двухместные экипажи и модели с улучшенными климатическими радиолокаторами. Известно, что F-15 Eagle будет находиться на вооружении ВВС США еще до 2025 года.
После войны во Вьетнаме американские военные решили, что ВВС нужен новый истребитель, который бы не был столь дорогим, более легким и более маневренным, чем F-15 Eagle. Так появился F-16 Fighting Falcon, созданный компанией General Dynamics, почти полностью отвечавший имеющимся задачам. Использование одного двигателя обеспечивало истребителю легкость и маневренность, применение новых современных компонентов при изготовлении корпуса снизили его вес. Кроме того, существует около 10 вариаций F-16 Fighting Falcon, очень похожие на то, что было и есть у F-15 Eagle. Самолет сейчас остается на вооружении ВВС США и стран-партнеров и ожидается, что его эксплуатация тоже закончится не раньше 2025 года.
Интересно, что F-15 Eagle, благодаря конструкции с двумя двигателями, которые придают ему мощное ускорение, способен подниматься прямо вверх под углом 90 градусов, и при этом может подняться на высоту в 30 000 футов (около 10 км) всего за 60 секунд. Конструкция с двухкилевым хвостовым оперением и низкой нагрузкой на крыло обеспечивает надежность на очень высоких скоростях.
F-16 Fighting Falcon — это моноплан с однокилевым оперением, одним двигателем, хотя и использует тот же двигатель самолета Pratt and Whitney P100, что и F-15 Eagle. Это был первый серийный самолет с пониженной стабильностью, то есть умышленной статической нестабильностью. Большинство самолетов проектируются таким образом, чтобы обладать увеличенной статической устойчивостью, то есть они выравниваются в полете при отсутствии действий пилота. Уменьшенная статическая стабильность позволяет легче маневрировать за счет экономии энергии, которая тратилась бы на выравнивание положения, так как фюзеляж не сопротивляется маневрам. Установленный персональный компьютер поддерживает стабильность F-16 Fighting Falcon. С полным баком топлива истребитель может выдержать нагрузку в 9G.
HUD
The F-15 HUD is a multi-function device that will display different information depending on the primary mode as determined by the avionics. Prior to the E variant the HUD used an optical combiner with two panes of glass angled such that at the correct eyepoint these appear as a single device. This is accurately simulated, so when viewing off angle the two panes will be visible.
When Master ARM is on the currently selected weapon type is displayed with the currently selected targetting information on the right. Targets are displayed on the HUD as a box. The currently selected target is a double box.
When AOA is greater than 20 degrees, or when the gear is down the AOA is displayed, otherwise the Mach number is displayed.
The current vertical G loading is displayed on the bottom left, with the current maximum permitted G loading displayed next to this. If the Overload Warning System is inoperative “NOWS” will be displayed in place of the maximum loading.
The route manager is integrated into the autopilot and when a route is being followed the route manager the routing information will be displayed on the right.
HUD Controls
At the top is the IFF / Transponder code.
Underneath is the radio 1 comms frequency and mode.
At the bottom there are the brightness and symbology controls.
The history of the F-15 Eagle
If you close your eyes and picture a generic fighter jet—the kind you might see in a movie—you’re probably imaging something like an F-15 or F-16. (Although if you’re thinking about Top Gun, those were F-14 Tomcats.) All those letters and numbers can get confusing, so here’s what to know about the essence of the F-15 Eagle.
The Eagle is a child of the 1960s and 1970s, and it had a straightforward purpose: to excel at air-to-air fighting. “It comes from this unique historical moment,” says Michael Hankins, a curator with the National Air and Space Museum who is writing a book on both the F-15 and F-16. He pegs its genesis in 1964. “There’s a faction of folks, within the Air Force anyway, that have this idea that the traditional fighter mission, focusing on air-to-air combat, has not been adequately paid attention to.”
[Related: I flew in an F-16 with the Air Force and oh boy did it go poorly
The Eagle grew out of that single-purpose mission. “The catchphrase became ‘not a pound for air-to-ground,” Hankins says, meaning the plane wouldn’t be equipped for dropping bombs. “It was all about air-to-air fighting.”
It’s a simple idea: create a flying hammer, not an airborne Swiss Army Knife.
The plane flew for the first time in the early 1970s, and Hankins says that in the decades since it has executed its mission superbly. “It’s got an incredible reputation,” he notes. “You can’t deny that the F-15 is one of the best air-to-air fighters in history, and I think it’s one of the most iconic.”
10.Дассо «Мираж» 2000 (Франция)
Французская авиация заметно прибавила со времён Второй Мировой войны, когда она была в пух и прах уничтожена немецкой армией. Попытки вести независимую внешнюю политику требовали сильной армии, поэтому 30 лет назад появился военный самолет «Мираж», который сразу стал основным истребителем ВВС Франции и не сдавал эту позицию два десятилетия, ведь он отлично проявил себя в миротворческих операциях в Северной Африке, в результате чего стал массово закупаться Индией. Именно в этом регионе он нашёл себя: успешные уничтожения авиации и штабов противника, а также атаки управляемыми ракетами сломили сопротивление повстанцев за пару дней. Согласно некоторым данным, несмотря на снятие с производства в 2006, Дассо 2000 участвовал в Ливийской войне, где наносил ошеломительный урон боевой технике армии Каддафи.
F-15 Eagle
!!Описание F-15 Самолет F-15 “Игл” всепогодный высокоманевренный тактический истребитель, спроектированный для завоевания господства в воздухе.
Истребитель “Игл” сочетает в себе качества высокой маневренности, большого радиуса действия, мощного вооружения и современной авионики. Истребитель способен проникать глубоко на территорию противника. F-15 оснащен электронной системой управления вооружением, которая позволяет обнаруживать, захватывать и вести автоматическое сопровождение целей; осуществлять слежение за самолетами противника не зависимо от того, в чьем воздушном пространстве они находится. Вооружение и системы контроля полета самолета спроектированы так, чтобы даже один пилот мог безопасно и эффективно вести воздушный бой.
Превосходная маневренность и скороподъемность истребителей F-15 достигнуты за счет высокой тяговооруженности и низкой нагрузки на крыло. Низкая нагрузка на крыло (отношение массы самолета к площади крыла) является важным фактором, влияющим на маневренность самолета, и в сочетании с высокой тяговооруженностью, дает возможность узкого разворота без потери скорости.
Самолет F-15 отличается от многих других истребителей универсальной авионикой. Она включает в себя проекционный бортовой индикатор, усовершенствованный радар, инертную навигационную систему, измерительные приборы, УВЧ систему связи, тактическую систему навигации и систему посадки по приборам. Кроме того, на самолете установлена тактическая система радиоэлектронного противодействия, система распознавания “свой-чужой”, система радиоэлектронного подавления и центральный цифровой компьютер.
Бортовой индикатор проецирует на лобовое стекло показания приборов и информацию, собранную интегрированной системой авионики. Этот индикатор, видимый при любом освещении, обеспечивает пилота информацией необходимой для поиска и уничтожения самолетов противника без надобности отвлекаться на приборы.
Многосторонняя система импульсно-доплеровского радара может обнаруживать как высоко, так и низко летящие цели, несмотря на помехи, идущие от сигнала, отраженного от земной поверхности. Радар снабжает центральный компьютер необходимой информацией о цели для эффективного управления оружием. Для близкого боя радар захватывает самолет противника на автоматическое сопровождение, и эта информация отражается на бортовом индикаторе.
Система радиоэлектронной борьбы самолета F-15 выдает сообщения об опасности и автоматически принимает необходимые меры по сохранению самолета. Система распознавания “свой-чужой” информирует пилота о том, какие самолеты находятся в зоне видимости радара.
Самолет F-15 несет различное оружие класса “воздух-воздух”. Когда пилот изменяет одну систему вооружения на другую, визуальное управление для данного вида оружия автоматически высвечивается на проекционном бортовом индикаторе.
Перехватчик “Игл” может быть оснащен различными комбинациями четырех видов вооружения класса “воздух-воздух”: ракетами “Спарроу” AIM-7F/M или улучшенными ракетами средней дальности AIM-120 класса “воздух-воздух”, расположенными под фюзеляжем, AIM-9L/M “Сайдуиндер”, или ракетами AIM-120, укрепленными на двух пилонах под крыльями, и 20мм пушкой барабанного типа (940 зарядов), расположенной в основании правого крыла.
Для модификаций F-15C и F-15D были специально разработаны конформные топливные баки с малым аэродинамическим сопротивлением. Каждый топливный бак обладает объемом три кубометра. Благодаря навесным бакам самолету нет необходимости осуществлять дозаправку топливом во время длительного полета при выполнении важных задач. Ракеты AIM-7F/M “Спарроу” и ракеты AIM-120 могут крепиться непосредственно к топливным бакам.
голоса
Рейтинг статьи
История создания
Разработка модернизированного F-15 датируется 1976 годом. Тогда были выставлены главные требования к облику новой машины. ВВС США заказали оснащение истребителей F-15C и F-15D новым комплектом вооружения − ракетами средней дальности AIM-120 AMRAAМ инерциального типа наведения с радиокоррекцией. Радиус действия таких ракет достигал 50 км.
Производство ракет AIM-120 затянулось, и комплектовать самолет этим видом вооружения стали только с 1991 года. До этого основным оружием, которое нес модернизированный F-15 , были ракеты УР с системой радионаведения AIM-7M Сnарроу, которые могли поразить воздушную цель на отдаленности до 45 км.
2 конформных бака имеют общую емкость 4265 кг горючего. Они крепятся под крылом по обеим сторонам борта. Название этих съемных баков-контейнеров − Fast Pack. Как показали испытания, благодаря применению конформных баков, радиус действия истребителя был увеличен на 71 %. Но в использовании контейнеров видели и другие перспективы. В частности на их держатели можно было подвесить до шести авиационных бомб массой 450 кг. Помимо этого, рассматривался вариант оснащения переднего отсека одного из контейнеров различным разведывательным или навигационным оборудованием, системами РЭП.
Первый F-15 с подвесными Fast Pack поднялся в воздух 27.07.1979. Совершив пятичасовой перелет без промежуточных посадок, он приземлился в британском аэропорту города Фарнборо. Во время этого перелета опытный F-15 с контейнерами разогнали до скорости М=2, на нем проводились маневры с перегрузкой 5g. Как утверждали представители ВВС США, эти испытания существенно не повлияли на управляемость машины в полете. Но это были только слова. На деле контейнерами Fast Pack оснастили только ограниченное количество самолетов F-15C/D. Скорее всего, это было вызвано ухудшением ЛТХ при полете на сверхзвуковых скоростях.
На постоянной основе они стали комплектующими уже новой модификации многофункционального истребителя F-15E. Идеи с оснасткой контейнеров вооружением или разведывательным оборудованием так и не были воплощены в реальность.
Проведение летных испытаний и эксплуатация самолетов первых серий F-15A/B в частях ВВС определили множество технических недостатков. Поэтому самолет был направлен на доработки. В 1984 г. ВВС США инвестировали проект по улучшению серийных F-15A/B/C/D на сумму $155 млн. Эти средства были получены в рамках программы MSIP компанией «Макдоннел Дуглас», которая занималась усилением конструкции планера и шасси. Результатом этих доработок стало повышение максимальной взлетной массы до 36,3 т.
Первый полет истребителя F-15C, доработанного в рамках программы MSIP, проведен 20.06.1985.
Относительно модернизации самолетного оборудования появились современные многофункциональные кабинные индикаторы и система автоматизированного приема-передачи данных Link 16. Они улучшили взаимосвязь между летчиками, наземными командными пунктами, самолетами ДРЛО и аналогичными истребителями. Аппаратуру получили 100 единиц авиатехники F-15А/В, эксплуатируемых Нацгвардией США, и все многофункциональные F-15E.
Истребители F-15 Eagle (F-15E) появились на вооружении в строевых частях ВВС США в конце 1988 г., в то время как многофункциональные самолеты российской разработки стали на вооружение только в конце 1990-х годов.
Как показал опыт эксплуатации новых самолетов, нагрузка на экипаж при выполнении полетов в тяжелых метеоусловиях на низких высотах оказалась существенной, высокая степень автоматизации курсового полета не оправдала всех ожиданий. Поэтому необходимо было проводить переподготовку летного состава F-15 Eagle. Индикаторы на панели приборов кабины управления засвечивались при попадании на них солнечных лучей, что доставляло неприятности для летчиков.
Особенности конструкции F-15 Eagle
В конструкции планера самолета используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5—7 %).
Расчетная перегрузка составляет 9 единиц с 50%-м запасом топлива, при этом напряжения в крыле достигают 85 % от расчетных значений. Выбор материалов и конструктивной схемы элементов осуществлялся с учетом вязкости разрушения материалов и склонности к распространению трещин. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из титанового сплава Ti — 6Al — 4V. Задние кромки крыла, элероны и закрылки выполнены с сотовым заполнителем из алюминиевого сплава.
Силовая схема кессона крыла F-15А включает передний алюминиевый, три основных титановых и один задний лонжероны. Попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 20 мм в один из трех силовых лонжеронов не приводит к потере самолета.
Оперение — двухлонжеронной схемы, лонжероны титановые, носки и задние кромки оперения заполнены сотами. Горизонтальное оперение — цельноповоротное (эффективность сохраняется при пробеге на скорости до 100 км/ч). Обшивка оперения выполнена из бороэпоксидного пластика.
Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырех фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, — кессонные. Самолет имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.
Боевое применение[ | ]
Истребители-бомбардировщики F-15E «Страйк Игл» во время войн и конфликтов зарекомендовали себя как хорошиe ударныe самолёты. Использовались они в нескольких конфликтах, и не только американскими, но и саудовскими ВВС.
Война в Персидском заливе
F-15E был самым современным самолетом Многонациональной коалиции. Главным образом выполнял бомбардировочную работу, нанося точечные удары по военным объектам Ирака. Практически не отмечено ни одного воздушного боя с его участием. Всю работу в воздухе выполнял базовый F-15. Известен один случай, когда американский F-15E Strike Eagle был перехвачен иракскими МиГ-29. В ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29). В операции против Ирака «Страйк Иглы» применялись и ВВС КСА.
Война в Югославии
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Иракская война
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Война в Ливии
В этой войне F-15E приняли участие как главные ударные самолеты. Совершили большое количество вылетов. Во время операции «Odyssey Dawn» (2011) был потерян лишь один самолет, упавший около Бенгази (причина падения самолета точно неизвестна).
Потери в ходе военных действий
Операция Буря в пустыне:
- 17 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит юго-западнее Басры на малой высоте; оба члена экипажа погибли.
- 19 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит ЗРК С-75 над западной частью Ирака во время ночного вылета на поиск комплексов оперативно-тактических ракет «Скад». Оба члена экипажа попали в плен.
Иракская война:
7 апреля 2003 — F-15E «Страйк Игл». Сбит с земли в районе Тикрита. Оба члена экипажа погибли.
Контртеррористическая операция в Афганистане:
- 18 июля 2009 — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 90-0231, 336-й истребительной эскадрильи, 4-й оперативной группы, 4-го истребительного авиакрыла, 11-й воздушной армии ВВС США). Разбился на востоке страны по небоевой причине. Оба члена экипажа погибли.
- 28 марта 2012 — F-15E «Страйк Игл» (391-й истребительной эскадрильи, 366-й оперативной группы, 366-го истребительного авиакрыла, 12-й воздушной армии ВВС США). Взлетел с авиабазы Баграм и разбился на юго-востоке страны по неизвестной причине. Один член экипажа погиб, второй получил ранения.
Операция «Рассвет одиссеи»:
22 марта 2011 — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 91-0304, 492-й истребительной эскадрильи, 48-го истребительного авиакрыла, 3-ей воздушной армии ВВС США) разбился по небоевой причине в 40 км от города Бенгази. Экипаж спасен.
6.Дассо «Рафаль» (Франция)
Венец мысли авиаконструкторов Франции в контексте истребителей четвёртого поколения. Единственным недостатком является высокая стоимость производства, требующая вовлечения массы объектов точного машиностроения. Начав свой путь с войны в Афганистане ещё 15 лет назад, «Рафаль» доказал свою эффективность и в борьбе с ливийской армией. Стоит отметить, что «жертвами» «Рафаля» чаще всего были отечественные истребители и вертолёты, состоявшие на вооружении ВВС Ливии. Говоря о современности, Дассо чаще всего учувствует в учениях и лишь несколько раз наносил удары по силам Исламского Государства в Ираке. С ним также связанна масса инцидентов, когда самолёт падал или же взрывался в воздухе, но производитель доказал, что причиной подобных ситуаций чаще всего является человеческий фактор.