Истребитель Eurofighter Typhoon – задержавшийся ветер перемен

Тактико-технические характеристики[ | код]


Основные проекции Eurofighter Typhoon.

Лётный шлем HMSS Еврофа́йтера британских ВВС. HMSS Helmet Mounted Symbology System – полётная информация отображается на лицевом щитке шлема.

Источник данных: «Современные истребители»

Технические характеристики | код

  • Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
  • Длина: 15,96 м
  • Размах крыла: 10,95 м
  • Высота: 5,28 м
  • Площадь крыла: 50 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 55o
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,2
  • Масса снаряжённого: 16000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23500 кг
  • Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
  • Двигатели: 2× Eurojet EJ 200
  • Тяга:

    • максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
    • на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
    • Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
    • Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Лётные характеристики | код

  • Максимальная скорость:

    • на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
    • у земли: 1400 км/ч (M=1,2)
  • Боевой радиус действия, км

  • Перегоночная дальность: 3790 км
  • Практический потолок 19 812 м
  • Скороподъёмность: >315 м/с
  • Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
  • Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
  • Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,18
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
  • ЭПР: 1 м² (без наружных подвесок)

Вооружение | код

  • Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 (англ.) в корневой части правого полукрыла
  • Узлов подвески вооружения: 13
  • Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:

    • Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
    • Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
    • Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
    • Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Авионика | код

РЛС CAPTOR-E, DSEI-2019

  • РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
  • ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)

    • Длина: 680 мм
    • Ширина: 591 мм
    • Высота: 300 мм
    • Вес: 48 кг

Управление полетом

Управление самолетом осуществляется с помощью цифровой электродистанционной системы управления с четырехкратной избыточностью, которая с помощью датчиков принимает сигналы пилота на рукоятке управления. В результате, пилот непосредственно не управляет рулями. Он определяет требуемые параметры полета. Затем, компьютеры системы управления полетом рассчитывают оптимальные положения рулей и разворачивают их соответствующим образом в зависимости от их текущего положения, скорости, давления воздуха и температуры.

Четыре существующих компьютера обрабатывают входные данные и
передают управляющие сигналы на исполнительные механизмы (крылья, заслонки,
шасси и т. д.). Для этого в конструкции «Еврофайтер Тайфун» используются
две резервные гидравлические системы, работающие под давлением 275 бар. При
этом, повороты генерируются элевонами в задней части крыла, а качающее движение,
или кивки — ПГО и элевонами. За навесом кабины дополнительно размещен большой
воздушный тормоз.

Компьютеры управления полетом (Flight Control Computer, FCC) связаны между собой и подключены к отдельным датчикам и дисплеям. Система управления полетом (Flight Control System, FCS) гарантирует так называемое «безопасное пилотирование» (carefree handling, CFH), благодаря чему, пилот не может перегрузить свою машину полетными маневрами и повредить конструкцию. FCS разрешит и выполнит только те маневры, которые «Еврофайтер» сможет выдержать в соответствующей ситуации.

Пилотирование самолета высоко автоматизирована. При бомбардировке, например, кнопка огня постоянно нажата, бомбы автоматически сбрасываются в нужный момент. Автоматизация является многослойной. В зависимости от опыта пилоты могут выбрать либо высокую степень, чтобы лучше сосредоточиться на тактике и полете, либо обеспечить себе большее взаимодействие с системой для оптимизации систем оружия в соответствии с конкретным тактическим сценарием.

Как правило, самолет управляется по принципу VTAS (Voice, Throttle & Stick – голосом,
руки на рычагах управления). Наиболее частые команды можно выбирать, не снимая
рук с рычагов управления (принцип HOTAS) или с помощью голосового ввода. Голосовое
управление содержит около 200 слов и ограничено управлением 26 некритических
систем, которые не связаны с управлением полетом или применением оружия.

По
материалам http://www.wikiwand.com

Эксплуатация

С момента принятия на вооружение самолёт использовался практически во всех операциях НАТО.

15 февраля 2017 года министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил (англ.) объявил, что его ведомство инициирует судебный иск против консорциума Eurofighter и компании Airbus по обвинению в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение. По его утверждению, решение о приобретении Австрией истребителей Eurofighter было принято исключительно потому, что оно базировалось на заведомо ложной информации о стоимости эксплуатации и модернизации. Сумма заявленной исковой компенсации составляет свыше 2 млрд евро.

7 июля Доскозил сообщил, что все 15 истребителей, стоящих на вооружении, будут списаны в период между 2020 и 2023 годом, поскольку неоправданно дороги в эксплуатации и не соответствуют требованиям, предъявляемым к возможностям самолёта действовать в условиях плохой видимости и ночью. В качестве возможных вариантов замены рассматриваются F-16 и Saab JAS 39 Gripen.

Технологии малой заметности («стелс»)

«Еврофайтер Тайфун» не является
самолетом-невидимкой, но по ряду  конструктивных особенностей оптимизирован в
этом направлении. Одной из целей конструкторов было четырехкратное снижение радилокационного
профиля (Radarquerschnitt, RCS) самолета
с фронта в сравнении с истребителем «Торнадо».

Истребитель «Торнадо»

Согласно публикациям, в этом отношении инженеры прибегли к
ряду мер. Так, воздухозаборники самолета подняты вверх, а также имеют S-образный
вход, который препятствует прямой видимости передних лопаток компрессора
двигателя. Ракеты класса «воздух-воздух» наполовину утоплены в средней
части корпуса машины. Все видимые спереди поверхности покрыты радиопоглощающим
материалом (radarabsorbierendem Material,
РАМ). Это коснулось передних краев ПГО, несущего крыла и вертикального
стабилизатора, воздухозаборников и передней кромки закрылков.

Обтекатель радара специально разработан компанией BAE Systems и обладает  частотно-селективной поверхностью (Frequency Selective Surface, FSS). Поверхность
гарантирует его прозрачность для собственной РЛС и отражение или поглощение
излучений других радаров. Остекление кабины покрыто тонким слоем, который
непроницаем для электромагнитных волн и также способствует радиолокационной
маскировке самолета.

Вид снизу. Утопленные ракеты в середине фюзеляжа

Согласно данным ВВС Великобритании, фактическое значение
лобового RCS является
секретным, но считается, что оно лучше, чем целевые показатели. В частности, по
данным японского авиационный журнал «J-WINGS»
от августа 2010 г. поперечное радиолокационное сечение «Еврофайтер
Тайфун» составляет 0,05–0,1 кв.м. Другое издание, журнал «Journal of Electronic Defense» от 2005 г.,
сообщало, что сравнительное значение RCS «Тайфуна» составляло 0,13% от
радиолокационного сечения Су-27/30/35 и около 0,2% от аналогичного параметра МиГ-29.

Производство[править]

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 573 заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.

Eurofighter Typhoon F2, одноместный истребитель ВВС Великобритании


Двухместный учебный вариант


Кабина

Производство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии — T1 и T1A.

План поставок
Страна1 Транш2 Транш3 ТраншВсего
Австрия Австрия1515
Германия Германия337931143
Италия Италия28472196
Саудовская Аравия Саудовская Аравия2482474
Испания Испания19342073
Великобритания Великобритания536740160
Оман Оман1212
Всего: 150 275 148 573

Боевое использование Хоукер «Тайфун»

Техническое обслуживание самолета Хоукер “Тайфун”

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них — над Фокке-Вульф Fw 190. Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть — направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. — и 1000-фунтовые (454-кг).

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси — гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить — в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Снаряжение пилота

Пилот «Еврофайтер Тайфун» сидит в катапультируемом
(эжекционном) кресле Martin-Baker Mk-16-EF с нулевым потенциалом. Для дыхания
пилота, воздух от воздухазаборников двигателей пропускают через молекулярное
сито из цеолитов и до 95% обогащается кислородом.

Снаряжение пилота включает антиперегрузочный костюм и
специально разработанный шлем «Страйкер» (Striker). В современном виде шлем поступает в войска с начала 2011
г. Он весит 1,9 кг и стоит 400100 долларов США за штуку. Забрало шлема снабжено
защитным покрытием от лазерного и других видов излучения. Оно же обеспечивает
установленный уровень баллистической защиты от осколков.

Дисплей шлема состоит из бинокулярных экранов с
электронно-лучевой трубкой и соединен с системой отслеживания движения головы (Head Tracking System, HTS). Система
символов шлема (Helmet Mounted Symbology
System, HMSS) отображает положение самолетов, управляемых ракет и другие
особенности окружающей обстановки на щитке шлема на основе объединенной картины
ситуации. Таким образом, пилот может видеть цели «сквозь» свой собственный
самолет, подключать их, а затем с помощью голосового ввода назначать им
приоритеты и наводить по ним управляемое оружие. Принцип работы обозначен
производителем, как «укажи и кликни».

Пилот управляет самолетом, воздействуя на ручкой управления,
расположенную в центре кабины, и рычаг дроссельной заслонки с левой стороны. Оба
элемента имеют по 12 переключателей.

Шлем Striker

Система обнаружения целей PIRATE

Пассивная инфракрасная система
обнаружения и распознавания целей «Пират» (Passive Infra-Red Airborne Tracking Equipment, PIRATE) в качестве элемента авионики стала доступна с 2007 г.
По соображениям стоимости не каждый «Еврофайтер Тайфун» оснащен этим
компонентом. Система разработана англо-итало-испанским консорциумом «Евроферст»
(Eurofirst).

Датчик высокого разрешения работает в диапазонах волн от 3
до 5 мкм и от 8 до 14 мкм и расположен в обтекателе слева перед кабиной пилота.
Стабилизированная по двум плоскостям сенсорная головка расположена за экраном
из сульфида цинка и состоит из 90 оптических элементов. Исключительно пассивный
режим работы (без излучения) позволяет сканировать окружающее пространство быстрее,
чем АФАР бортовой РЛС. Расстояние до цели определяется методом последовательной
триангуляции.

Комплекс PIRATE в обтекателе

Классификация цели занимает меньше секунды. Система
позволяет отслеживать одновременно до 200 целей и определять их приоритет.
Угловые данные, расстояние, сигнатура и другие характеристики, а также ошибки
измерения передаются в компьютерную сеть самолета.

Доступно несколько режимов работы. Обычно пространство перед
самолетом сканируется на предмет возможных целей – режим IRST. По умолчанию PIRATE также служит пассивным детектором
ракет в передней полусфере «Еврофайтер Тайфун». Кроме того,
аппаратура позволяет отслеживать и визуально идентифицировать отдельные цели с
высокой точностью.

Инфракрасный датчик также может быть связан с движением
головы пилота. Датчик направляется туда, куда смотрит пилот, изображение
проецируется на дисплей шлема. Поле зрения ограничено сектором 35×25 °. Этот
режим служит для ночного полета и оказания помощи при атаке и посадке.

Индикация на дисплее шлема пилота

Дополнительно, реализован режим «воздух-земля», позволяющий одновременно
отслеживать несколько кораблей, автомобилей, поездов и прочих подобных объектов.
Для пилота цели помечаются знаком «v» на инфракрасном изображении.

Точная дальность действия датчика сохраняется производителем
в секрете. Источники корпорации «Рэнд» (RAND) говорят
о 50 морских милях (93 км) против дозвуковой цели с фронта. ВВС
стан-эксплуатантов сообщают о 50–80 км, но считается возможным и достижение
дальности около 150 км. До 2013 г. диапазон отслеживания PIRATE дополнительно расширялся,
благодаря обновлениям программного обеспечения. Тем не менее, погодные условия оказывают
значительное влияние на производительность этого оборудования.

Прототип

Программа Eurofighter, по сути, явилась ответом Чемберлена триумфальному шествию F-16-го по Старому Свету. Если образно по классику, – осел, козел, мартышка и косолапый мишка задумали сыграть квартет. Мораль басни помнят все, и в нашем случае, происходило нечто похожее. Двадцатилетняя эпопея творческой, экономической и финансовой кооперации, разногласий и поисков Великобритании, Германии, Испании и Италии (Франция ушла в тень, под крыло своего Rafale) явила миру неоднозначно оцениваемый, но неоспоримо интересный результат – EF-2000 Typhoon.
Давайте, предоставим возможность судить о достоинствах и недостатках этой многострадальной машины специалистам, а сами постараемся разобраться в сильных и слабых сторонах его маленькой копии от Revell GmbH & Co.

Примечания

  1. Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Дата обращения 5 июля 2007.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 мая 2011.
  3. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  4. . eurofighter.at. Дата обращения 3 ноября 2015.
  5. AirForces Monthly (неопр.). — 2004.
  6. . Дата обращения 4 февраля 2013.
  7. , FR: Dassault, http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  8. , Eurofighter, http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  9. , DE: Luftwaffe, http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  10. ↑ , Blogspot, http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  11. , SE: Saab, http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  12. , NL, 8 Aug, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  13. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  14. , RU: MiG Aravia, http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  15. , Deagel, http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  16. , Bharat-Rakshak, http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  17. , AT: Air Power, http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.
  18.  (англ.). bbc.com. BBC (16 February 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  19. Gunther Oswald, Nina Weissensteiner.  (нем.). derStandard.at (7. Juli 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  20. М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Производство

Eurofighter Typhoon F2, одноместный истребитель ВВС Великобритании

Двухместный учебный вариант

Кабина

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.

«Еврофайтер Тайфун» – боевые возможности

По заявлениям европейских специалистов, самолет позволяет относительно
легко реализовывать свои будущие миссии, благодаря гибкой конструкции. Эта
гибкость основана на передовых технологиях в области авионики и интеграции
различных типов вооружений. В результате «Еврофайтер» способен не
только выполнять разные роли, но и менять их в ходе одной миссии. Причем,
возможен переход между применением класса «воздух-воздух» и
«воздух-земля». Использование одного самолета для широкого спектра
применений снижает затраты, повышает эффективность и облегчает взаимодействие между
союзными войсками.

Согласно западным оценкам, при исполнении роли истребителя,
обеспечивающего воздушное превосходство, «Еврофайтер» в полной мере задействует
свою высокую маневренность и достаточную удельную тягу. Он способен одновременно
поражать несколько самолетов противника 
как в пределах, так и за границами видимой зоны.

В дополнение к жестко установленной 27 мм авиационной пушке «Еврофайтер
Тайфун» имеет 13 точек внешней подвески, обеспечивающих крепление широкого
спектра вооружений и дополнительных топливных баков. Этот арсенал способствует
успешному применению самолета против различных наземных целей.

«Еврофайтер» с боекомплектом на внешней подвеске

Внутри коробки

Понятно, что на прилавке магазина огромная коробка выгодно выделяется среди прочих продуктов модельной индустрии. Такой размер вполне оправдан и при соответствующем объеме содержимого оной. Однако, в нашем случае, кроме неизбежно возникающих при таких габаритах проблемах транспортировки и хранения, лично я столкнулся с еще одним неприятным аспектом избыточного пространства, получив долгожданную модель по почте. В то время, как литниковые рамки того же F-15Е, довольно плотно занимают свое штатное место, детали Еврофайтера, едва заполняют и половину, отведенного под них объема. Короче, болтались они в коробке, как…., словно шары в барабане “Спортлото”. Открыл, как и полагается у Revell, боковой клапан коробки, извлек литники и почему-то вспомнилось: «Мы тут, понимаешь, с Фаиной пазлы собираем…» Половинки фюзеляжа, носовой конус, детали интерьера и куча остальной мелочевки жили своей отдельно взятой жизнью, в отдельно взятых пакетах. Всего деталей 228, из них 36 – в «свободном полете». Пластик довольно хрупкий, серовато белый. Литниковых рамок – семь (одна с деталями остекления). Фотографировать «обломки кораблекрушения» для обзора не решился, а потому, привожу фотографию общего вида литников, выуженную из сети.
Впечатление от качества литья неоднозначное. Одни детали пролиты четко и рельефно, а на других имеются усадки полистирола и, какая-то округлость на гранях. Видимо все дело в составе пластмассы. Если пластик модели, ранее упомянутого F-15Е, напоминает полистирол от Tamiya (соответственно и литье не подвело), то здесь, до боли знакомый, – Amodel, со всеми вытекающими последствиями. Облой присутствует практически повсеместно. Успокаивает то, что все эти недочеты легко устранимы.
Гораздо неприятнее, – обилие технических следов пресс-формы от толкателей-питателей в самых неудобоваримых местах, к примеру, между силовыми элементами ниш шасси. В данном случае, каждый моделист выходит из положения по-своему. Лично я устраняю неприятные выступы при помощи алмазных насадок для гравировочной машинки.
Интересно, а где все-таки выпущен, этот замечательный набор? На коробке и инструкции, – Made in Poland, на отливках опознавательные знаки отсутствуют. На коробке от F-15Е значится Made in Korea, на инструкции – Made in Poland, на отливках – Made in China. Причем ребята из Поднебесной с чувством юмора (или манией величия?), – свое факсимиле ставят исключительно на лицевой стороне закрылков и стабилизаторов.
Ладно, ближе к телу…
В описании модели указаны ее габариты: длина 33см, размах крыла 23,1см. У самолета, соответственно – 15,96м и 10,95м. При пересчете имеем: 33,25см и 22,81см. Почти в «яблочко»!
Деталировка модели неплохая. Воспроизведен закабинный отсек, щиток воздушного тормоза, ниши шасси (пневмо-гидропроводы и жгуты электропроводки не имитированы), сопла в вариантах открыты-закрыты, имеется штанга дозаправки в воздухе и иная мелочевка.
Приборная панель довольно похожа, ванна кабины – с имитацией боковых панелей. Кресло пилота собирается из шести деталей и выполнено неплохо.
Конечно, как по мне, так желателен афтемаркет, но, к сожалению, пока на данную машину ничего нет, кроме фототравления от Eduard.
Описывать насколько копийна деталировка не буду, а приведу сравнительные фотографии. Как говорится, – лучше один раз увидеть. Дальше решайте сами, – похоже-непохоже и стоит ли, что подвергать доработке.
В чертежи не вкладывал, говорят «младший» брат от Revell в 1/72, в них ложится идеально, на что и надеюсь.
Прозрачные детали отлиты хорошо. Фонарь тонкий и прозрачный. Гаденький литьевой шовчик на фонаре присутствует, – шлифуем, полируем.
Расшивка на модели аккуратная и тонкая. Отломанные в ходе транспортировки от литников части фюзеляжа и носовой конус, сложились на «сухую» без дополнительной подгонки хорошо.
Как стыкуется остальное, – время покажет. Судя по отзывам тех, кто этот путь уже прошел, самое неприятное место, – «корыто» воздухозаборника. Собирается из восьми деталей и доводится до ума в ходе малоприятной процедуры подгонки-шлифовки канала воздуховода.
Впрочем, кого сие счастье не устраивает, может воспользоваться заглушками от Two Mikes Resin и прикрыть ими все это безобразие.
Безусловно, сильное место набора – вооружение самолета. В комплект включены:

  • 3 x 1000L Tanks
  • 2 x AIM-9L Sidewinder
  • 4 x AIM-120B AMRAAM
  • 2 x AIM-132 ASRAAM
  • 4 x Meteor
  • 2 x IRIS-T
  • 2 x Taurus
  • 2 x Storm Shadow
  • 2 x GBU-24B Paveway III LGB
  • 1 x Reconnaissance Pod

Комплекс РЭБ Praetorian

Комплект радиоэлектронной борьбы Praetorian (рус. — «Преторианец»), также
известный как подсистема защитных средств (Defensive Aids Sub-System, DASS), является автоматизированной
системой самообороны «Еврофайтер». Разрабатывается и производится
предприятиями BAE Systems
и Elettronica в составе
образованного для этого консорциума EuroDASS.

Комплекс состоит из антенн для электронного противодействия (ECM) и  электронной поддержки (ESM), детекторов ракетного обстрела (MAW) и автомата сбрасывания
ложных тепловых ловушек. Вся система контролируется пятью процессорами. Уже в
первом транше «Преторианца» перевели на новые процессоры, которые
увеличили вычислительную мощность в десять раз.

Оконечный контейнер правого крыла «Еврофайтера»

Электронное противодействие

Система электронного противодействия полностью изготовлена
из  полупроводниковых компонентов. Отдельные
передающие и приемные модули состоят из антенн Вивальди, работающих в диапазоне
частот от 6 до 18 ГГц. Антенны расположены в передней части оконечных
контейнеров крыльев и в задней части левого оконечного контейнера. Элементы
могут работать независимо или вместе. Например, одна передняя антенна осуществляет
шумоподавление одной цели, в то время как остальные отслеживать прочие цели.

Линейный блок антенн Вивальди

В задней части концевого контейнера правого крыла размещены два
буксируемых помеховых излучателя Ariel Mk II от компании SELEX Galileo.
Излучатели буксируются  за самолетом с
помощью кевларового кабеля с оптоволокном длиной 100 м. Буксируемый передатчик
работает в диапазоне частот от 6 до 20 ГГц. Он работает в качестве
радиолокационной приманки, предлагая ракете с активной головкой самонаведения более
крупную и привлекательную цель, чем самолет-носитель.

Эффективность всего комплекса электронного противодействия
дополняется автоматом сбрасывания тепловых ловушек.

Концевые контейнеры крыльев «Еврофайтер Тайфун». На переднем плане буксируемый излучатель Ariel Mk II

Предупреждение о  ракетной атаке

Подсистема предупреждения о ракетной атаке (Missile Approach Warner, MAW) «Еврофайтер
Тайфун» является наименее известным элементов его комплекса самообороны.

Хвостовой датчик предупреждения о ракетной атаке

Согласно различным источникам, на самолете установлена
усовершенствованная система обнаружения ракет (Advanced Missile Detection System, AMIDS) от SELEX Galileo.
Цель состоит в том, чтобы использовать импульсный доплеровский радар
миллиметрового диапазона для обнаружения угроз в ближней зоне. Объекты внутри
сферы вокруг «Еврофайтера», исключая сектора непосредственно сверху и
снизу, могут быть локализованы и отслежены. Практическая дальность обнаружения
управляемых ракет может составлять около 20 км.

Истребители «Еврофайтер Тайфун» изготовленные для Великобритании,
Испании и Саудовской Аравии дополнительно оснащаются системой предупреждения о
лазерном облучении. Если на самолет нацелен лазер – пилот оповещается сигналом
тревоги.

Индикация подсистема MAW. Зеленые стрелки – отсутствие угрозы. Красные – угроза для самолета.

Таким образом, являясь изделием западно-европейского ВПК,
«Еврофайтер Тайфун» представляет собой современную сложную платформу
для авиационных средств поражения. Самолет относится к авиационной технике
четвертого поколения. Вместе с тем, западные специалисты отмечают, высокий
уровень внедрения в конструкцию элементов технологии «стелс», передовую
авионику и возможность длительного полета на сверхзвуке.

Наличие достаточного объема заказов на производство,
свидетельствует, что данная модель останется в арсеналах зарубежных ВВС на
период ближайшего десятилетия.

Истребитель «Еврофайтер Тайфун» инфографика

По материалам http://www.wikiwand.com

Также по теме: «Истребитель ВВС Германии «Еврофайтер Тайфун» – общая характеристика.»

В итоге

Конечно, данному изделию тяжеловато тягаться с F-16 от Tamiya или F-18 от Hasegawa в сорок восьмом масштабе, да только на сегодняшний день ему-то и особой альтернативы нет. Еврофайтер от Italeri нервно курит за ангаром. Да…, если бы не качество пластика…. Все же при цене модели в 25-30$, можно было на сырье не экономить (лучше на картоне для коробки, ИМХО).
Вердикт: приложив определенные, отнюдь не сверхъестественные усилия, получим прекрасную модель интересного самолета. А тринадцать узлов внешней подвески, позволят поставить на полку, весьма серьезную и грозную машину.
Дополнительную информацию по самолету можно получить в добротном обзоре Revell 1/72 04338 Eurofighter Typhoon Twin Seater:Всем спасибо!
Удачи и приятного творчества!

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий