Поиск

Dassault Mirage 2000 – многоцелевой истребитель из Франции

«Я чувствовал себя царем небес»

1983 год был посвящён в основном авиасалону в Ле-Бурже. Полёты были возобновлены после почти девяти месяцев простоя. Первые два полёта были посвящены системным проверкам самолёта, после чего последовало выполнение фигур высшего пилотажа и непосредственно подготовка к авиасалону. Данный полёт продолжительностью 80 минут был выполнен 24 мая летчиком-испытателем Патриком Экспертоном (Patrick Experton).

Во время авиасалона Жан-Мари Саже десять раз выполнял демонстрационные полёты на Mirage 4000:

6 июня 1983 года самолёт возвратился в Истр и выполнил часовой полёт…

Никаких заказов на самолёт не поступило, и команда испытателей думала, что программа Mirage 4000 завершена. Самолёт был оставлен в Истре в конце взлетно-посадочной полосы.

26 сентября 1985 года, Саудовская Аравия и Великобритания подписали контракт «Голубь» (حمامة – Al Yamamah), включавший в себя заказ 72 боевых самолётов Tornado (48 машин в варианте ударного самолёта IDS и 24 в варианте перехватчика ADV ), 30 учебно-тренировочных самолётов/легких штурмовиков Hawk и 30 учебно-тренировочных самолётов Pilatus PC-9. Важным в этой сделке было то, что она не являла собой конец надежд компании Dassault на Саудовскую Аравию, которая снова проявила заинтересованность в Mirage 4000. 22 января 1986 года Марсель Дассо так написал об этом:

Программа была оценена в 70 миллиардов франков (с вооружением 100 миллиардов); первые машины серии должны были быть поставлены в 1990 году. Программа Mirage 4000 была возрождена.

В конце 1985 года Марилен Эрмитт (Marylène Hermitte) заменила Жака Демазюра на посту руководителя лётных испытаний. Она была одной из первых женщин, имевших дело с испытаниями военного самолёта. 

Mirage 4000 был поставлен на прикол в течение двух лет. Как вспоминает Мишель Бувье:

Лётные испытания возобновились 18 декабря 1985 года.

– вспоминает Жан-Мари Саже, поднявший этот самолёт в небо уже в двухсотый раз.

24 декабря звено, состоявшее из принадлежавших CEV истребителей Mirage 2000N, Mirage 2000C и Mirage IIIB, сделало сюрприз Жану-Мари Саже, сопровождая его в последнем полёте на Mirage 4000.


передача ключей от Super Mirage 4000 перед первым полетом от главного механика Роже Терона (Roger Théron) Жану-Мари Саже. Роже Терон в белых брюках. Жан-Мари Саже идет к самолету

Super Mirage 4000 под управлением Жана-Мари Саже впервые отрывается от взлётной полосы; Истр, утро 9 марта 1979 года

Super Mirage 4000 был повторно собран после его первого полета в Истре. Первые испытания двигателей (+point fixe) имели место 8 января 1979 года

Super Mirage 4000 в первом полете

Super Mirage 4000 во время начальных испытаний с подвешенной под крылом нагрузкой

Super Mirage 4000 был впервые представлен в варианте истребителя-перехватчика. В 1981 году во время проведения салона в Ле-Бурже самолёт летал с шестью ракетами Matra Magic

31 мая 1979 года Super Mirage 4000, получивший перед салоном в Ле-Бурже белую окраску и еще не имеющий опознавательных знаков, был испытан полковником Жаком Гийю, CEAM. В белой рубашке с галстуком Жан-Мари Саже

Mirage 4000 был французским эквивалентом американского F-15 Eagle, который американцы на авиабазе Эдвардс представили французским ВВС… с французскими опознавательными знаками

в 1979 году компания Dassault представила общественности свои новые машины: одномоторный Mirage 2000 и двухмоторный Mirage 4000

Mirage 4000 на земле во время испытаний в варианте истребителя-перехватчика; машина оснащена двумя подвесными топливными баками и восемью ракетами Magic (по две ракеты прикреплены к держателям ПТБ)

 
Mirage 4000 с двумя ракетами Magic и с двумя ПТБ емкостью по 2500 литров

в 1982 году Mirage 4000 был представлен в т.н. «конфигурации Фарнборо». Самолёт нес две ракеты «воздух-воздух» Magic, две ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением AS-30, две 1000-кг бомбы с лазерным наведением, подвеску с системой лазерного наведения Atlis, подвеску с радаром Antilope, два контейнера РЭБ Sycomore и два ПТБ емкостью по 2500 литров


в честь состоявшегося 24 декабря 1985 года последнего полета Жана-Мари Саже его Mirage 4000 сопровождал почетный эскорт из трёх «миражей»: Mirage 2000, Mirage IIIB и Mirage 2000N

  1. свой первый полет Mirage 2000-01 совершил 10 марта 1978 года под управлением Жана Куру
  2. Марсель Дассо «Легенда века» (Marcel Dassault «La Légende d’un Siècle») (лит. обр. Клод Карлье ), 527 стр.

История создания

Самолеты третьего поколения «Миражей», в целях устранения недостатков были оснащены электродистанционной системой управления и приобрели  неустойчивость по каналу тангажа. Объединяет Mirage 2000 с предыдущими поколениями планер с бортовым оборудованием и топливными баками внутри, и крыло. Дата начала разработки истребителя относится к 1972 году. Тактико-техническое задание к нему было получено в 1976 году. Принимать на вооружение одноместные перехватчики Mirage 2000С начали в 1983-м, в первичную боеготовность они пришли в следующем году. В 1979 году компания –производитель подписала договор об изготовлении прототипов ударного истребителя в количестве двух единиц под обозначением Mirage 2000N. Его особенность заключалась в усиленном планере, предназначенным для высокоскоростных полетов на малых высотах и в радиолокационной станции Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, у которой есть режимы следования рельефу, картографирования, наведения на цель управляемых ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» и навигации. Радиолокационная станция делает возможным автоматический полет с огибанием рельефа на скорости до 1112 км/ч, на высоте примерно 90 метров. Также изменилась авионика.

Боевое применение

Обломки французского «Мираж 2000», потерянного в Афганистане

Индийские Mirage 2000 участвовали в Каргильском конфликте 1999 года. «Миражи» совершили более 500 вылетов: 274 сделали самолеты 1-й эскадрильи, решавшие задачи ПВО и эскорта ударных самолетов, а более 240 – самолеты 7-й эскадрильи, под прикрытием истребителей МиГ-29 наносившие удары по наземным целям, на которые ими было сброшено более 55 тонн бомб. Среди вылетов 7-й эскадрильи примечательны удары по Манто Дало, Тайгер Хилл и высоте 4388 в секторе Драс. На горе Манто Дало в секторе Баталик 17 июня ударом самолетов 7-й эскадрильи, использовавших неуправляемые бомбы, был уничтожен главный пункт снабжения противника: было ликвидировано более 50 строений и 100 человек. 24 июня на вершине горы Тайгер Хилл управляемыми авиабомбами с лазерным наведением, сброшенными с двух истребителей Mirage-2000, был поражен штаб батальона противника – это был первый случай боевого применения УАБ индийскими ВВС. В тот же день последовал удар по этой же цели неуправляемыми бомбами. 4 июля удар неуправляемыми бомбами был впервые нанесен по артиллерийским позициям и лагерю снабжения на высоте 4388 в секторе Драс. Следующая атака была выполнена четырьмя Mirage-2000 шестого июля, сбросившими 24 бомбы, а 10 июля три самолета сбросили еще 15 неуправляемых бомб. Эти удары сломили сопротивление противника и из-за высоких потерь среди офицерского состава существенно ослабили руководство.

19 марта 2011 года 4 самолёта Mirage 2000 в составе французских ВВС участвовали в операции «Odyssey Dawn» против войск Каддафи в Ливии.[источник не указан 2770 дней]

Модификации

F1.C
тактический истребитель для ВВС Франции
F1.C-200
вариант самолета «Мираж» F.1C, оборудованный фиксированной штангой для дозаправки в воздухе
F1.CT
модернизированный вариант истребителя с усовершенствованным БРЭО
F1.A
экспортный многоцелевой истребитель
F1.E
экспортный многоцелевой истребитель
F1.EQ
многоцелевой истребитель для ВВС Ирака
F1.B
учебно-боевой самолёт
F1.D
учебно-боевой самолёт

F1.R (F1.CR)

После того как стало ясно, что Mirage F1 стал удачной серийной моделью, компания Dassault Aviation приступила к проработке возможности создания специально разработанной разведывательной модели для нужд ВВС Франции. Возрастающая стоимость самолёта привела вначале к экономически оправданному решению — простое использование обычной модели со съёмными контейнерами для аппаратуры.

В результате, на многие Mirage F1 ВВС Франции, а также некоторые самолёты поставленные в другие страны (например на версии для ВВС Ирака Mirage F1EQ), снизу фюзеляжа стали устанавливать контейнеры с разведывательной аппаратурой.

Разработка самолёта тактической разведки для нужд ВВС Франции продолжалась и 20 ноября 1981 года Mirage F1CR-200 совершил первый полёт.

Mirage F1CR нёс следующую разведывательную аппаратуру:

  • ИК станция со строчной разверткой SCM2400 «Супер Циклон» была установлена вместо пушки.
  • В место под носом могли быть установлены либо панорамная камера «Thomson-TRT 40», либо плановый аэрофотоаппарат Thomson-TRT 33.
  • Радар Cyrano IVM-R получил дополнительные модули для картографирования пролетаемой местности.
  • Также множество приборов могло было быть размещено во внешнем контейнере под фюзеляжем. К примеру, там могли быть закреплены бортовой радиолокатор бокового обзора Raphaël TH, контейнер ASTAC ELINT или контейнер с оптической разведывательной аппаратурой RP35P.

Всего ВВС Франции заказали 64 Mirage F1CR. Первая эскадрильей укомплектованной Mirage F1CR стала разведывательная эскадрилья 2/33 которая вступила в строй в сентябре 1983 года. В 2014 году ВВС Франции сняли с вооружения последнюю эскадрилью Mirage F1CR (16 самолётов), замененные на современные Dassault Rafale.

Ракета Magic для нового истребителя

Тем временем одновременно с ACF были начаты несколько программ создания вооружения следующего поколения. В области ракетных технологий французская промышленность хотела застолбить свое место. Для задач по завоеванию господства в воздухе компания Matra разработала новую ракету средней дальности Super R 530F. Она должна была заменить ракеты R 530 с радиолокационным наведением (также изготавливалась модификация с инфракрасной системой наведения) на ракетные снаряды с лучшими характеристиками и бóльшими возможностями для стрельбы, особенно на больших высотах. Предварительные исследования начались в 1964 году с проектом R 540. В 1971 году была запущена программа Super 530F. Компания Electronique Marcel Dassault разработала для новой ракеты, поступившей на вооружение в 1980 году, головку самонаведения.

В ближнем бою Super Mirage должен был применять ракеты Matra R 550 Magic с инфракрасным наведением. Данные ракеты были сопоставимы с американскими ракетами малой дальности Sidewinder, выпускавшимися с 1950-х годов. Magic, адаптированная для ближнего боя, была создана компанией Matra для того, чтобы конкурировать с ракетами семейства Sidewinder. Ракета R 550 Magic была разработана на основе изучения опыта боевых действий на Ближнем Востоке. Эти ракеты позволили утверждать о несколько большей независимости Франции в области вооружений. Первый пуск ракеты Magic состоялся в 1970 году, а на вооружение её приняли в 1975-м. Стрелковое вооружение ACF должно было состоять из двух 30-мм пушек DEFA 553, которые, несмотря на возрастающую роль ракет, остались на борту в соответствии с уроками боев на Ближнем Востоке.

Последним типом ракет, которые должен был получить Super Mirage, стал новый для Франции тип вооружения: крылатая ракета. Идея заключалась в замене свободнопадающих ядерных бомб ракетами, чтобы самолёт-носитель не пролетал над объектом атаки. Подобные программы существовали в Великобритании (Blue Steel), США (AGM-28 Hound Dog, AGM-69 SRAM) и СССР (КС-1 «Комета» и К-10 ).

В начале 1970-х годов в США была начата программа Boeing AGM-86 ALCM (Air Launch Cruise Missile – крылатая ракета воздушного базирования), чтобы вооружить тяжелые бомбардировщики B-52 и B-1. Первоначально у французского проекта, получившего обозначение ASMP (Air-Sol moyenne portée – воздух-земля средней дальности), не были полностью определены характеристики. Максимальная дальность была между 80 и 100 км. Разработка ASMP была заморожена с прекращением программы ACF, затем возобновлена в 1978 году, и в мае 1986-го ракету приняли на вооружение. Её получили самолёты Mirage IV и Mirage 2000N.

Конструкция

Проект истребителя сделан по схеме «бесхвостка» с треугольным однокилевым низкорасположенным крылом. Шасси является трехстоечным и имеет носовую опору. «Мираж» имеет такие особенности в конструкции, как развитую и сильную механизацию крыла, а также значительную долю композитных материалов. Каждая консоль крыла имеет по два воздушных тормоза. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 оборудованы генераторами вихрей. Их конструкция снабжена подвижным полуконусом.

Конструкция крыла является цельнометаллической многолонжеронной с низкой удельной нагрузкой, заполнитель сделан из алюминиевого сплава AG5. Его конструкция является сотовой. Элевоны обшиты углепластиковым волокном. Панели отсека радиоэлектронного оборудования произведены по такому же методу. Обшивка руля и киля произведена из эпоксидных угле-и боропластиков. Заполнитель руля направления выполнен из алюминиевого сплава по сотовой конструкции.

4.1 Бортовые системы

Система управления является электродистанционной, с 4-кратным дублированием. Также она оснащена аварийным каналом, который питается от специального аккумулятора. Такая система управления гарантирует управляемость и устойчивость на всех скоростях и высотах, и в опасных условиях при больших углах атаки и небольших скоростях.

Две гидравлические независимые системы, чье рабочее давление составляет 280 атмосфер, отвечают за выпуск и уборку воздушных тормозов и шасси, а также за функционирование приводов поверхностей управления. Электрическую энергию производит аккумулятор в 40 амперчасов и два генератора переменного тока по 20 кВА.

Подготовка «готических сводов»

В Фарнборо демонстрационные полеты Mirage 4000 были задержаны до воскресенья 7 сентября. Жан-Франсуа Казобьель хотел вернуть самолеты во Францию в субботу и провести демонстрационные полеты за день до этого. Жак Демазюр встретился с директором авиасалона, который сказал:

Чтобы избежать финансовых последствий, самолет был возвращен в Истр в воскресенье сразу же после демонстрационного полета.

Совершенные в ноябре 253-й и 259-й полеты – опять же в пользу самолета-преемника – были посвящены испытаниям «готической арки» («arches gothiques»), как прозвал ее Жак Демазюр:

1986 году закончился очень успешно: в этом году самолетом было совершено 60 полетов (всего к этому моменту Mirage 4000 выполнил 262 полета).

Самолет стал объектом регулярных регулировок и изменений. Жак Демазюр вспоминает:

Компанией были предприняты все усилия, чтобы убедить саудитов заказать самолет и тем самым запустить его в серийное производство. 12 декабря 1986 года саудовская миссия вновь прибыла в Истр, и было принято решение представить самолет лично королю Фахду во время одной из его поездок во Францию. Первая демонстрация была организована в Бретиньи, во время которой произошел небольшой конфуз: единственной компанией, которая смогла обеспечить короля и его двор традиционными палатками, оказалось похоронное бюро! Однако в последний момент все было отменено. В конце концов, показ самолета королю Фахду состоялся 25 апреля 1987 года на Лазурном берегу в аэропорту Ниццы. Серж Дассо и тогдашний министр обороны Франсуа Леотар (François Léotard) представили Mirage 4000 и Rafale королю и начальнику штаба ВВС Саудовской Аравии; на время показа трафик аэропорта был приостановлен. Ги Мито-Моруар пилотировал Rafale, а Луи Эон показал маневренность и характеристики Mirage 4000.

Примечания

  1. «In addition, Cuban MiGs won air superiority over the battlefield and constantly harrassed South African units, greatly impending their movements and silencing the G-5 and G-6 artillery pieces that previously had dominate the fighting.» Armies of Sand: The Past, Present, and Future of Arab Military Effectiveness. Kenneth M. Pollack. Oxford University Press. 2019. P.95-96
  2. ↑ Ильин, 1997, стр. 70-71.
  3. World Air Power Journal Volume 17 Summer 1994, Джэксон. стр.88.
  4. «El Mundo», edición N° 114 del 4-5. Диарио. Март 1995. стр.2
  5. В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — С. 236.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 июля 2013.
  7. Gulf War Air Power Survey, Volume V.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июля 2013.
  9. Михаил Никольский. Война в небе Ливии. // Авиация и космонавтика, 2012, № 1.
  10. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 13 мая 2019.

Варианты

  • Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик, базовая модификация
  • Mirage 2000В — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R — одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S — экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 — модернизированная экспортная версия
  • Mirage 2000-5F — модернизированная версия для французских ВВС, может нести управляемые ракеты MICA-EM с активной радиолокационной головкой самонаведения реализующие принцип выстрелил-забыл.

Mirage 2000D

Первый полет модификации Mirage 2000D состоялся 19 февраля 1991 года, первый полет серийной машины — 31 марта 1993 года. Введен в боевой состав французских ВВС в марте 1994 года. Машина является первым французским истребителем, предназначенным для преодоления системы ПВО на малых высотах и нанесения ударов по наземным целям в любых погодных условиях и ночью с использованием как ядерного, так и обычного высокоточного управляемого авиационного оружия с лазерными системами наведения. К числу других особенностей самолета, отличающих его от предыдущей модификации («Мираж-2000N»), относятся наличие усовершенствованного бортового радиоэлектронного оборудования, включающего системы управления полетом и прицельно-навигационную, средства РЭБ, а также возможность применения перспективных УР класса воздух-земля «Апаш». Всего построено 86 машин.

Mirage 2000E

Общее наименование экспортной модификации самолета Mirage 2000. Машина оснащалась двигателем M53-P2, усовершенствованной РЛС RDM+ фирмы Thomson-CSF и станцией лазерной подсветки наземных целей ATLIS II, размещаемой в подвесном контейнере.

Mirage 2000N

В 1979 году «Дассо» заключила контракт на постройку двух прототипов ударного истребителя, получивших обозначение Mirage 2000Р, которое вскоре изменили на Mirage 2000N. Ударный вариант отличался усиленным планером, оптимизированным для полетов с высокой скоростью на малых высотах. Существенные отличия имелись и в БРЭО, самое значительное – установка РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, способной работать в режимах картографирования, навигации, режиме следования рельефу местности, а также наведения на цель УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». РЛС обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте около 90 м со скоростью до 1112 км/ч.

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: ACF Super Mirage

Назначение: многоцелевой истребитель

Экипаж: 1-2 человека

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя SNECMA M53-2, развивавших по 5500 кг сухой тяги и по 8500 кг тяги на форсаже

Размеры:

размах крыла 11,20 м
длина
     одноместный – 19,10 м
     двухместный – 19,30 м
высота 5,80 м
площадь крыла 41 м²

Вес:

пустого
     одноместный – 14 187 кг
     двухместный – 14 143 кг
максимальный взлетный
     одноместный – 29 000 кг
     двухместный – 29 050 кг

Запас топлива:

внутренний 10 100 л
максимальный 17 600 л

Летные характеристики:

максимальная скорость
     одноместный – M=2,5
     двухместный – M=2,2
дальность полета (с ракетой ASMP, двумя ПТБ и двумя ракетами R 550) – 12 200 км

Последние полеты Mirage 4000

Во время показа Марилен Эрмитт следила за полетами из передвижной комнаты прослушивания (salle d’écoute), а Серж Дассо заявил королю и его свите:

Начиная с 280-го полета (22 мая 1987 года) Mirage 4000 был оснащен двигателями SNECMA M53-P2 последней версии. Двигатель данной версии, впервые установленный в июле 1983 года на Mirage 2000-01, развивал почти 10 тонн тяги. По словам Жака Демазюра:

Тем не менее, при установке двигателей M53-P2 потребовались некоторые изменения в воздухозаборниках.

Салон в Ле-Бурже 1987 года был еще одной возможностью представить Mirage 4000 потенциальным клиентам. Марилен Эрмитт вспоминает:

На авиасалоне 1987 года произошел один довольно забавный эпизод. Однажды ночью один из назначенных следить за парковкой жандармов услышал подозрительные тикающие звуки рядом с Mirage 4000. Жандарм подумал, что это бомба! Несколько должностных лиц компании Dassault сразу же проснулись. Проверка показала, что эти нежелательные звуки были вызваны капанием топлива из одного из баков самолета. Чтобы прекратить расследование пришлось приложить большие усилия, чтобы обнаружить эту утечку.

22 июня Mirage 4000 был возвращен в Истр. На последнем авиасалоне он сделал не менее 16 демонстрационных полетов.

Начиная с 319-го полета (16 сентября 1987 года) испытания были посвящены двигателям M53-P2; с мая 1987 года к ним был привлечен Ален Рабио (Alain Rabion) – летчик-испытатель компании SNECMA. Однако возможность полетов Mirage 4000 была обусловлена доступностью двигателей, и Марилен Эрмитт собиралась

Этот период был посвящен «операции «Банзай», т.е. принятию решения и подготовке к началу серийного производства Mirage 4000. В то же самое время были уточнены параметры системы управления самолета, особенно при полетах с внешней подвеской. Наконец 22 декабря 1987 года во время 335-го полета Луи Эон на Mirage 4000 в течение 18 минут летел на скорости M=2, что ранее было доступно только бомбардировщику Mirage IV.

8 января 1988 года Mirage 4000 под управлением Алена Рабио совершил свой 336-й и последний полет. В общей сложности самолет налетал чуть более 350 часов. «Мы не знали, что этот полёт будет последним» – рассказывает Марилен Эрмитт. Но контракт с Саудовской Аравией заключен не был, и особых причин продолжать испытания не было.

Брюно Ревеллен-Фалько объяснил причины провала соглашения с Саудовской Аравией по Mirage 4000:

26 января 1988 года правительство Франции объявило о запуске в серийное производство истребителя Rafale, который получил наибольший приоритет. В свою очередь Mirage 4000 был вновь поставлен на прикол. Это была одна из немногих программ создания боевого самолета, который был разработан и построен исключительно на средства компании. Брюно Ревеллен-Фалько подчеркивал значение этого:

Серж Дассо сказал о Mirage 4000:

Прототип оставался в Истре и в октябре 1992 года был отправлен в расположенный в Ле-Бурже музей авиации и космонавтики. Поскольку самолет хранился на открытом воздухе, погода придала ему не слишком презентабельный вид. Тем не менее, Mirage 4000 был полностью восстановлен ассоциацией IT Mercure, президент которой Жан-Луи Руссо (Jean-Louis Rousseau) так вспоминал об обстоятельствах реставрации:

Под руководством Шарля Матте и Сержа Адне (Serge Adnet) в конце 1999 года начались ремонтные работы. Команда из дюжины добровольцев проводила свои выходные и праздники, возвращая самолету его первоначальный вид… В открытой кабине было обнаружено 25 см воды; борьба с коррозией составляла бóльшую часть работ ассоциации. Свыше 1000 часов ушло на обработку конструкции самолета и его покраску в несколько слоев для получения приемлемого результата. К началу октября 2002 года ассоциация смогла восстановить самолет до его первоначального состояния. 7 октября на церемонии, посвященной возвращению самолета, присутствовали Брюно Ревеллен-Фалько, Жан-Мари Саже, Роже Терон и Жак Демазюр, которые могли видеть, что Mirage 4000 получил свою первоначальную окраску.

Данная церемония была прекрасной возможностью собраться вместе и обсудить программу создания самолета с прекрасными летно-техническими характеристиками. Мечта так и осталась мечтой.

Автор статьи выражает благодарность Брюно Ревеллену-Фалько, Жаку Демазюру, Марилен Эрмитт, Мешилю Бувье, Жану-Клоду Брабанту, Жану-Мари Саже, Ги Мито-Моруару, Жерару Давиду и Люку Берже (Luc Berger) из Dassault Aviation, Жану Девризу (Jean Devriese) и Жану Кальмо (Jean Calmon) из SNECMA; Шарлю Матте и Сержу Адне из ассоциации IT Mercure, а также Мишелю Либеру (Michel Liebert), Алену Ратино (Alain Ratinaud) и Фернандо Дореису (Fernando Dosreis).

ACF выходит из тени

В декабре 1972 года руководителем программы ACF стал генерал Клод Григо (Général Claude Grigaut), назначенный начальником генерального штаба ВВС. В том же месяце было объявлено о заказе первого прототипа. Поставка второго прототипа ожидалась в ноябре 1974 года. Теоретически, стадия подготовительного периода разработки должна была включать в себя четыре прототипа и один планер для статических испытаний.

Согласно приведенному в договоре графику программы первый полет должен был состояться до 4 октября 1976 года. В октябре 1974 года дата первого полета первого прототипа была назначена на июль 1976 года, второго прототипа – июнь 1977 года. Затем должен был последовать заказ на серию из 100 самолётов с поставкой первой машины в 1979 или 1980 году.

В начале 1973 года двигатель M53 был выбран для оснащения новой версии истребителя Mirage F1. Компания Dassault представила линейку экспортных истребителей, оснащенных этим двигателем. С новыми системами вооружения и двигателем M53 истребитель Mirage F1E (Е – от Europe) принял участие в натовском конкурсе на новый «стандартный» истребитель взамен Lockheed F-104.

Подвижное ПГО для истребителя Mirage 4000

При выполнении расчётов планера на прочность – в частности расчётов деформаций – он был разделён на множество небольших частей – «конечных элементов». Каждый элемент был рассчитан отдельно. Этот новый метод позволил упростить очень сложные расчёты с гораздо более точными результатами.

Mirage 4000 мог нести во внутренних топливных баках свыше 9 тонн керосина (в том числе 675 литров в киле), что было в три раза больше, чем у Mirage 2000.

Бортовое радиоэлектронное оборудование включало в свой состав инерциальную платформу Sagem, ЭВМ системы обработки полётных данных Crouzet 80 (затем Crouzet 90) и индикатор на лобовом стекле VE 120 от штурмовика Super Etendard. Также ожидалась установка на прототип системы вооружения. Радиоэлектронной промышленностью были разработаны несколько проектов радаров с высокими характеристиками; проект радара Cyrano 500, который на большой высоте должен был обнаруживать цели на дальности 120 км.

Соперники: F-15 и Tornado

Также был рассмотрен отказ от ACF в пользу американского F-15. В апреле 1976 года на авиабазу Эдвардс была направлена возглавлявшаяся майором Ружевин-Бавилем (Commandant Rougevin-Baville) миссия Лётно-испытательного центра (Centre d’Essais en Vol – CEV). Целью миссии была оценка американского истребителя, который по этому случаю получил французские кокарды на фюзеляж и крыло и полосы на рули направления. 5 ноября это предположение обсуждалось на пресс-конференции. На вопрос:

Марсель Дассо ответил:

Решение о приобретении Tornado и F-15 неизбежно ставило под вопрос догмат о военной и технологической независимости Франции. Поэтому иностранные машины были отвергнуты в пользу национального самолёта, концепцию которого, однако, еще предстояло определить. На самом деле Марсель Дассо предвидел эту ситуацию. Во время постройки прототипа ACF компанией Dassault были разработаны два предварительных проекта истребителей Mirage с ЭДСУ: одномоторного и двухмоторного. Президент Республики Валери Жискар д’Эстен предложил разделить затраты на разработку этих двух самолётов между государством и концерном Avions Marcel Dassault-Breguet Aviation. Президентский арбитраж определил государственное финансирование одномоторного проекта – будущего истребителя Mirage 2000; разработка двухмоторной машины – будущего Mirage 4000 – должна была осуществляться за счёт компании-производителя.

Отказ от программы ACF был официально опубликован 18 декабря 1975 года, и в тот же день Совет Обороны дал старт программе истребителя Mirage 2000. Пресс-секретарь Елисейского дворца Ксавье Гую-Бошамп (Xavier Gouyou-Beauchamp) объяснил решение:

Почти готовый прототип ACF был отправлен на слом. Эта программа оказалась самой дорогой из всех, направленных на создание преемника истребителю Mirage III. Она стоила 610 миллионов – в два раза больше, чем затраты на программу экспериментальных самолётов Mirage с изменяемой геометрией крыла (370 миллионов франков), и в шесть раз больше, чем на программу Mirage F2.

Учитывая имеющиеся финансовые ресурсы, программа ACF была слишком амбициозной. Вполне очевидно, что нужен был замах поменьше. Генеральный штаб ВВС решил отказаться от концепции завоевания господства в воздухе и самолёта типа F-15, перейдя к более дешевой машине с меньшим потенциалом. Тем не менее, программа ACF позволила эффективно преодолеть разрыв между двумя поколениями боевых самолётов – Mirage F1 и Mirage 2000, – внеся значительный вклад в развитие технологий.

Макет Super Mirage у стенда компании Dassault на салоне в Ле-Бурже 1973 года. На выставке он был представлен под названием “Mirage G8A”
Давайте помечтаем… а что, если бы программа ACF была завершена успешно? Тогда Super Mirage стал бы многоцелевым боевым самолётом, способным выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе и ударные задачи с проникновением в глубокий тыл противника. Его возможности и характеристики, как и цена, должны были быть гораздо выше, чем у истребителя Mirage 2000

сверху вниз:
Двухместный вариант боевого самолёта стал предметом обширных исследований
Так мог выглядеть Super Mirage в варианте истребителя-перехватчика…
… а так – в демонстрационной окраске в стиле ретроSuper Mirage в расположенном в парижском пригороде Сен-Клу опытном цехе Карно (Carnot), в котором были построены все прототипы самолётов компании Dassault, начиная с истребителя Ouragan в 1948 году. Сборка прототипа боевого самолёта Super Mirage была почти завершена, когда в декабре 1975 года правительство решило свернуть программу ACF Макет Super Mirage неоднократно инспектировался официальными службами. 23 и 24 января 1974 года предметом их контроля были конструкция фюзеляжа и киляSuper Mirage был последним истребителем компании Dassault со стреловидным крылом. На снимке представлен натурный макет другого «супер-миража», который позднее стал многоцелевым истребителем Mirage 4000. Заметна привязанность компании Dassault к уже существующим названиям. Она отражала реальную преемственность конструкций и разумную политику постепенной эволюции
Mirage 4000 на рулежке в Истре, начало 1979 года. Вскоре он продемонстрирует свои высокие характеристики

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий