Поиск

Транспортный самолет Ан-124

Идеи о новом транспортном самолете

После выпуска крупнейшего турбовинтового самолета Ан-22 в 1965 году американцы вступили в соревнование со своим проектом “Локхид С-5 Галакси”, который в итоге получился намного мощнее триумфального советского воздушного транспортника. Тогда руководство ЦК КПСС перед конструкторами поставило задачу создать машину, грузоподъемность которой должна составлять около ста сорока тонн. Такое форсирование событий в первую очередь было связано с престижем государства, а во вторую – с разработкой оптимального функционального самолета для быстроты развертывания армии и ее снабжения.

Украинцы тут же подключились к проекту, благо у них уже имелись необходимые наработки. Однако задача, поставленная перед ними, тоже была несколько неординарной, ведь подобных машин еще никто и никогда не проектировал. Поэтому многие технические вопросы решались буквально с нуля, например, разработка оборудования или работа с самолетными деталями и узлами невероятных для того времени размеров.

К 1971 году КБ “Антонов” уже имело чертежи аж двух самолетов Ан-124 “Руслан”, по которым представлялись модификации с четырьмя и шестью двигателями. Грузоподъемность у первой модели составляла сто двадцать тонн, а у второй – сто сорок. В 1973 году по нарисованным чертежам создали настоящую модель в реальную величину, и данные размеры поразили всех зрителей, однако для начала серийного выпуска необходимо было улучшить абсолютно все характеристики самолета.

Другие характеристики

Параметры модели в длину и высоту соответственно равняются 69,1 х 20,78 метра. При этом размах её крыльев составляет 73,3 метра. В негружёном состоянии авиалайнер весит 173 тонны. Что касается максимальной взлётной массы, то она установлена на уровне 405 тонн. Крейсерская скорость полёта находится в пределах от 750 до 800 км/ч при том, что наибольшая его высота – 9500 метров. В состав экипажа входит шесть человек. Грузоподъёмность самолета и дальность его полёта почти в три раза превышает аналогичные показатели других успешных советских моделей – Ил-76 и Ан-22. Вместе с этим, по сравнению с ними, «Руслану» требуется в 2-3 раза меньше топлива на каждый тонно-километр перевозимого груза. Что касается практичной дальности полёта, то при максимальной нагрузке в 120 тонн она составляет 5600 километров, в то время как с нагрузкой в 40 тонн этот показатель повышается до 11000 километров. В этих параметрах грузовой самолет «Руслан» превосходит своего основного конкурента – американский тяжелый авиалайнер C-5B Galaxy.

Погрузка и выгрузка

Транспортный самолет «Руслан» позволяет перевозить не только тяжелые, но и нестандартные грузы. Для обеспечения их погрузки и выгрузки в модели предусмотрен передний и задний люк. При этом первый из них открывается путём откидывания вверх носовой части. Объём грузовой кабины воздушного судна превышает отметку в одну тысячу кубических метров. Благодаря герметичности отсека, обеспечивается возможность не только транспортировки грузов весом до 120 тонн, но и парашютного десантирования военной техники общей массой до 100 тонн. Пол грузового отсека выполнен из высокопрочного титанового сплава, поэтому вероятность его повреждения гусеничной техникой фактически сводится к нулю. Для оперативной погрузки и выгрузки внутри установлены два бортовых крана, а также несколько электрических лебёдок, тяговое усилие каждой из которых равняется 4,5 тоннам.

Производство и эксплуатация

В январе месяце 1987 года авиалайнер был принят на вооружение транспортно-военной авиации Советского Союза. Самолеты «Руслан» серийно выпускались преимущественно на заводе «АВИАНТ» в Киеве. Кроме этого, дополнительно было налажено их производство и на авиапромышленном комплексе «АВИАСТАР», расположенном в городе Ульяновске. По состоянию на 1998 год было построено 54 лётных машины и один тестовый образец, на котором выполнялись всякого рода испытания. По состоянию на сегодняшний день модель эксплуатируется шестью авиакомпаниями, расположенными в России и Украине. После распада Советского Союза строительство транспортника постепенно прекращалось. В 1995 году на Ульяновском заводе был выпущен последний экземпляр машины.

Самая трагичная авиационная катастрофа, связанная с этим самолётом, произошла 6 декабря 1997 года. Тогда, сразу же после взлёта из аэродрома в Иркутске, у транспортника из-за конструктивных недостатков отказали сразу три двигателя, в результате чего он рухнул на жилые дома. Трагедия привела к гибели 72 человек.

Шасси

В состав каждой из основных опор шасси входит по пять независимых друг от друга двухколёсных стоек. Что касается передней опоры, то она состоит из двух стоек, в каждой из которых установлены по два колеса. Кроме этого, шасси воздушного судна оборудовано системой приседания, которая позволяет уменьшить наклон рамп. Это, в свою очередь, облегчает процесс осуществления погрузки и выгрузки. За счёт специальной технологии управления поворотом передних стоек, самолеты «Руслан» могут разворачиваться на взлётно-посадочных полосах, ширина которых составляет 50 метров. С целью обеспечения полного применения боевых возможностей воздушного судна, его необходимо эксплуатировать в условиях полос, длина которых превышает три километра. Как бы там ни было, модель способна взлетать и с грунтовых покрытий, даже невзирая на её большой вес.

Авиакатастрофы

Во время испытательного полета на территории Украины (Киевская область, село Кодра) разбился Ан-124. Это произошло 13.10.1992 года. Из-за ряда негативных факторов, включая столкновение с птицей на взлете, самолет упал на лес. Погибли восемь летчиков-испытателей. В 93 году к трагедии привела ошибка экипажа. Не прочитав необходимых указаний для посадки в специфической местности «Руслан» врезался в гору около г. Керман. Восьмого октября 1996 года возле Турина разбился Ан-124. Причиной была ошибка экипажа и определенные недостатки в конструкции.

Самой крупномасштабной трагедией была авария 97 года в Иркутске. Самолет упал на жилые дома. Помимо потери Ан-124 и двух истребителей Су-27, погибло большое количество людей. К авиакатастрофе привел отказ трех двигателей и нарушение правил взлетной массы.

Самолет Ан-124 фото

Многостоечное шасси, которое снабжёно 24 колёсами дает возможность эксплуатировать самолёт с грунтовых полос, а также менять угол наклона фюзеляжа и стояночный клиренс, что облегчает проведение разгрузочных погрузочных работ

Комплекс транспортного десантного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния оборудования и систем на 1000 точек, две силовые вспомогательные установки с турбонасосами и электрогенераторами снабжают автономность использования. Особенность конструкции самолёта – наличие двух грузовых люков в хвостовой и носовой части фюзеляжа, что ускоряет и облегчает процессы выгрузки и загрузки грузов.

Самолет Ан-124 фото

Герметичен грузовой отсек. Над ним располагается кабина экипажа, пассажирская кабина и отсек для отдыха экипажа для сопровождающих. Бортовое оборудование предназначается для исполнения десантных-транспортно задач днём и ночью, в сложных и простых погодных условиях, при противодействии противника ПВО, продолжительном отрыве от аэродрома главного базирования и включает: типовой комплекс связи, пилотажный прицельно-навигационный комплекс, транспортно-десантное оборудование (допускается десантирование лишь посадочным методом). Самолёт Ан-124 имеет на вооружении воздущных сил России, но применяется для обслуживания задач блока НАТО. Самолёт для военных перевозок применяют для обеспечения частей НАТО в Афганистане и районах Средней Азии и в районе Персидского залива (для перевозки ракетного зенитного комплекса «Пэтриот»).

Самолет Ан-124 кабина

Самолёт снабжён разгрузочным погрузочным оборудованием, передвижными бортовыми кранами (БПК) общая грузоподъёмность до 20 тонн,  Без специального разрешения допускают перевозить моногрузы, вес до 50 тонн. Самолёт снабжен системой централизованной заправки под давлением сквозь 4 заправочные горловины, которые расположены в правой и левой гондолах основных стоек шасси. Еще вероятна заправка самотёком сквозь 2 заливные горловины, которые расположены на верхних частях левой и правой консолей крыла.

Самолет Ан-124 шасси фото

Ан-124 способен на борт брать  до 440 десантников-парашютистов или 880 солдат с целым снаряжением. Но опыты, начатые в 1989 году по сбросу манекенов парашютистов с самолёта заставили ввести на парашютное десантирование людей ограничения, которые обусловлены аэродинамическими факторами.

Общая конструкция

Авиалайнер построен по привычной для военно-транспортных воздушных судов схеме высокоплана. Он оборудован стреловидным крылом, характеризующимся сравнительно большим удлинением, многоколёсным шасси, что убирается в полёте, и однокилевым хвостовым оперением. В конструкции машины преимущественно применены композиционные материалы. На них приходится около 1,5 тысячи квадратных метров обивки, что в итоге позволило уменьшить вес пустой машины на две тонны. Самолеты «Руслан» оборудуются относительно толстыми крыльями критического профиля. В комплексе с тщательной обработкой формы фюзеляжа это обеспечивает им высокие аэродинамические характеристики и возможность осуществления перелётов на большие дистанции.

Попытки возобновить серийный выпуск Ан-124

Комитет по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской комиссии в октябре 2006 года решил продолжать реализацию проекта, имея в виду возобновление серийного производства. Компания «Волга-Днепр» собирается до 2030 года купить до ста модернизированных самолетов Ан-124-100М-150. При этом поставка двух машин приходится на 2013 год.

Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация в июне 2008 г. завершили разработку бизнес-плана по возобновлению выпуска самолетов Ан-124. Для начала производства в соответствии с этим документом потребовалось получить подтвержденные заказы не меньше чем на сорок машин. По мнению Виктора Ливанова, члена правления ОАК, сейчас есть спрос на самолеты, и до 2030 г. авиакомпаниям потребуется 71 лайнер. Если заказов будет набрано достаточное количество, то машины будут производиться на «Авиастаре», начиная с 2012 г., по 1-2 лайнера в год. Вместе с тем есть 2 незаконченных планера, которые планируют достраивать. В скором времени ожидается выведение пяти машин из распоряжения Министерства обороны. На то время стоимость Ан-124 – $150-160 млн.

Со стороны Министерства обороны поступили заказы на машины (три самолета) и от авиационной компании «Волга-Днепр» (сорок самолетов).

Объем рынка – 82 машины. На сегодняшний день есть опционы на 61 машину, причем 52 из них собирается купить Россия. Также среди числа заказчиков назвали Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Дмитрий Кива, президент КБ «Антонов», 29 сентября заявил, что компания вместе с U.S. Aerospace допустила к участию в тендере Министерство обороны США на поставку самолетов, общая сумма которого 50 млрд долларов. На тендере были представлены 3 разных модели самолетов: Ан-122-КС, Ан-124-КС и Ан-112-КС. В результате КБ «Антонов» выбрали на тендере еще в первом туре.

Вячеслав Богуслаев, председатель Совета директоров «Мотор Сич», 20 июля 2011 г. заявил, что программа восстановления производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар-СП» была отложена на 2016 год.

Украина и Россия 12 июля 2013 г. достигли договоренности (на уровне премьер-министров) о формировании совместной компании по производству АН-124-100. И уже в конце месяца появилась информация о том, что на авиазаводе возобновили производство Ан-124.

Владимир Шаманов, командующий ВДВ, в начале августа 2013 г. заявил о потребности ВДВ в таких самолетах, как Ан-124. Вместе с тем он отметил, что постройка самолета уже ведется в Ульяновске.

По итогам заседания межгосударственной комиссии Д. Мантуров (министр торговли и промышленности) и М. Короленко в присутствии В. Януковича и В. Путина подписали акт соглашения о реализации мер государственной поддержки серийного выпуска самолетов Ан-124, оборудованного двигателем Д-18Т, и их модификаций. Стоит отметить, что вопрос о возобновлении выпуска Ан-124 будет иметь положительное решение только в том случае, если удастся сформировать портфолио заказов, которое полностью окупит все затраты.

Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга РФ, 15 августа 2014 г. заявил, что совместный российско-украинский проект в связи с политической ситуаций неактуален, как и прочие совместные проекты в авиастроении.

Так, модернизация и ремонт самолетов Ан-124 в России теперь проходит только на «Авиастар-СП».

Характеристики самолета Ан-124

  • Экипаж: 8 чел. ( помощник командира, командир, старший бортинженер,  бортинженер по АО, штурман,  2 оператора разгрузочо- погрузочных работ, бортрадист)

  • Пассажировместимость: 28чел.

  • Грузоподъёмность: 120000кг

  • Длина: 69,1м

  • Размах крыльев: 73,3м

  • Высота: 21,08м

  • Площадь крыльев: 628кв.м.

  • Наибольший взлётный вес: 392000кг

  • Вес топлива во внутренних баках: 212350кг (максимальная)

  • Массовая отдача: 58 процентов

  • Силовая установка: 4×ТРДД Д-18Т

  • Тяга: 4×229,85 кН (23430 кгс)

  • Вспомогательная силовая установка: 2×ГТД ТА-12

  • Назначенный ресурс:  45 лет; 10000 типовых полётов; 50000 лётных часов

  • Длина грузовой кабины: 36,5м

  • Ширина грузовой кабины: 6,4м

  • Высота грузовой кабины: 4,4м

  • Объем грузового отсека: 1050кв.м.

  • Размер грузовых люков:

    • передний: 6,4х4,4м

    • задний: 6,4х4,4м

  • Наибольшая скорость: 865км/ч

  • Крейсерская скорость: 800—850км/ч

  • Дальность полета: 4800км

  • Наибольшая высота: 11600м

  • Нагрузка на крыло: 365кг/кв.м.

  • Тяговооружённость: 0,41

Ан-124 видео

https://youtube.com/watch?v=wtXcZpxCOMY

Ан-3 – AN-3Ан-24 – AN-24Ан-26 – AN-26Ан-28 – AN-28Ан-38 – AN-38Ан-140 – AN-140Ан-148 – AN-148Ан-158 – AN-158

Бортовые системы

В общей сложности в системах управления авиалайнера задействуется 34 компьютера. Среди бортового оснащения следует отметить систему штурвального управления, автоматического ЭДСУ, гидравлический комплекс на четыре канала, а также высокий уровень организации энергетического снабжения и жизнеобеспечения экипажа. Помимо этого, воздушное судно оборудовано навигационной радиолокационной системой, программой инерциального повышения надёжности, прицельным комплексом типа ПНПК-124, а также не теряющей своей актуальности и в наше время радионавигационной аппаратурой «Омега» и «Лоран».

Технические особенности

Технические характеристики Ан-124 “Руслан” достаточно впечатляющие. Так, размах крыла составляет целых 73,3 метра (ширина Красной площади близка к данной цифре). Длина всего корпуса равняется 69 метрам, а высота – почти 21 метру (это семиэтажный дом).

Грузоподъемность Ан-124 разнится в зависимости от категорий: нормальная взлетная масса составляет 392 тысячи килограммов, а максимальная взлетная масса – 405 тысяч килограммов. Вес пустого самолета намного меньше – 173 тысячи килограммов. Отсюда следует, что максимальный тоннаж приемки равен 232 тысячам килограммов, или 232 тоннам. Это немыслимая цифра! Однако полезной нагрузкой считается 120 -150 тонн.

Самолет оснащен четырьмя двигателями марки Д-18Т. Тяга каждого двигателя на взлетном режиме составляет более 23 тонн, то есть общая масса выльется в 12 500 лошадиных сил. Заправка топливных баков может продолжаться и полчаса, и целые сутки. Количество машин-заправщиков иногда доходит до сорока штук. Максимальная масса заправляемого топлива – 212 тонн, при этом расход топлива на Ан-124 при загрузке под завязку составляет 12 тонн в час, но до момента занятия эшелона – 17 тонн в час. Заправка происходит через четыре горловины. Они находятся на главных стойках шасси в гондолах, и две дополнительные имеются в верхней части крыла слева и справа по борту.

Максимальная скорость, которую развивает “Руслан”, – 865 км в час, а крейсерская скорость немного меньше – 750 км в час. Расстояние, преодолеваемое с нагрузкой, – 4500 км, а перегоночное – 16 500 км. Вообще по всем своим характеристикам “Руслан” уступает только единственному экземпляру детища конструкторского бюро имени Антонова – Ан-225, или “Мрия”. В отличие от Ан-124, грузоподъемность Ан-225 составляет 225 тонн, а длина грузового отсека всего на десять метров больше, чем у младшего собрата. Но дело в том, что “Мрия” был создан в единичном экземпляре, он является самолетом специального назначения, а “Руслан” был собран на двух заводах в количестве 56 штук.

Существующие модификации

  1. «Изделие 400» − первое зашифрованное название самолета, применялось во время проектирования и изготовления.

  2. Ан-124 – первоначальная модель военно-транспортного образца

  3. Ан-124-100 – транспортный самолет коммерческого образца

  4. Ан-124-100М – специальная модификация для Ан-124-100, включающая в себя наличие усовершенствованного бортового РЭО

  5. Ан-124-100М-150 – та же модификация, но экипаж уменьшен с шести человек до четырех, а нагрузка повышена до 150 тонн.

В настоящее время будущая судьба самолета связана не только с воздушно-транспортными перевозками, но и с космическими программами. Имеется в виду использование «Руслана» как стартовой платформы для запуска в воздухе ракет-носителей весом до трех тонн.

Изначально Ан-124 предусматривался как базовая модель для большого количества модификаций. Основными вариантами были грузопассажирские перевозки и самолет-заправщик. Из-за положительных прогнозов в коммерческих перевозках «Руслан» начали трансформировать в пассажирскую версию, способную перевезти более чем 800 человек на расстояние до десяти тысяч километров. И этот проект мог быть реализован, но не нашлось необходимости его создавать.

На данный момент существует только один бывший военный модифицированный самолет для коммерческих перевозок – Ан-124-100. АНТК и ЗАО «Авиастар» после проведения сертификационных испытаний получили Сертификат летной годности.

Жизнь после распада СССР

После распада Союза Ан-124 “Руслан”, как и следовало ожидать, перестал выпускаться на Украине в связи с финансовой депрессией. А последнее воздушное судно сошло с конвейера Ульяновского авиазавода в 1995 году, но модель была немного модифицированная. Тремя годами ранее самолет преобразовали, убрав все оборудование, использовавшееся десантными войсками. Внутри были изменены радионавигационная система, а пилотская кабина Ан-124 пополнилась приборами с английскими надписями.

Помимо всего был изменен грузовой отсек. Модернизировали изначально установленные на Ан-124 двигатели, так как на них часто поступали жалобы из-за сбоев в их работе. Но с учетом достаточного количества машин на авиационном рынке дальнейший выпуск они не увидели, несмотря на множественные попытки возобновить производство, ведь в данный момент мировой рынок заинтересован в подобной модели воздушного транспортного самолета. Правда, стоимость Ан-124 далеко не низкая и составляет порядка ста миллионов долларов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий