История создания
Файл:LB-30 Ferry Command.jpg Consolidated LB-30A, AM260, Atlantic Ferry Command RAF
Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Данная разработка входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС.
В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение.
Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939, с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими.
В сравнении с уже существующим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени.
В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта.
Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими лётными характеристиками.
Готовый прототип, получивший маркировку XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним, в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.
Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году.
Известное название «Либерейтор» изначально было дано англичанами, но оно так же прижилось и в Америке и позднее стало официальным именем данного типа самолётов.
Основные модификации Консолидэйтед B-24 «Либерейтор»
YB-24 — предсерийная партия. Двигатели R-1830-33 (1200 л.с). Стрелковое вооружение — 6 12,7-мм пулеметов (по 1 в носовой, хвостовой, верхней, нижней и двух боковых установках). Масса бомбовой нагрузки -3630 кг. С января 1941 г. построено 7 машин, 6 из них под обозначением LB-30A поставлено Англии.
LB—30В — двигатели R-1830-33. Бортовое оборудование по британскому стандарту. Стрелковое вооружение — 6 7,7-мм пулеметов (по 1 в носовой, нижней и двух боковых установках, 2 в хвостовой установке). В 1941 г. изготовлено 20 самолетов для Англии (британское обозначение «Либерейтор» Mk.l).
В-24Д — аналог LB-30В для США. В носовой, нижней и боковых установках смонтировано по 1 12,7-мм пулемету, в хвостовой — 2 7,62-мм. Экипаж — 7 чел. Поставлено 9 единиц.
«Либерейтор» Mk.II — существенно усилено стрелковое вооружение: по 4 7,7-мм пулемета в верхней и хвостовой башнях, по 2 в боковых установках, по 1 в носовой и нижней установках. Несколько удлинен фюзеляж. С июня 1941 г. изготовлено 139 самолетов по британскому заказу, но 75 из них после вступления США во Вторую мировую войну вошли в состав ВВС Армии США под обозначением LB-30 (получили вооружение из 8 12,7-мм пулеметов — 2 в верхней башне, 2 в хвостовой установке, по 1 в носовой, нижней и двух боковых установках). Впоследствии 23 LB-30 таки передали англичанам.
В-24С — двигатели R-1830-41 (1200 л.с.) с турбокомпрессорами и улучшенными высотными характеристиками. Топливные баки протектированы. Стрелковое вооружение — 8 12,7-мм пулеметов (по 2 в верхней и хвостовой башнях, по 1 в носовой, нижней и двух боковых установках). В конце 1941 г. изготовлено 9 машин.
B-24D — первая массовая модификация. Первоначально устанавливались двигатели R-1830-41, основная масса комплектовалась более надежными R-1830-43 (1200 л.с), позже — R-1830-65 такой же мощности, но с ещё более улучшенными высотными характеристиками. Стрелковое вооружение первоначально соответствовало В-24С, затем введена нижняя башня с 2 12,7-мм пулеметами, а в носовой части дополнительно монтировалось ещё 2 таких пулемета в оконных установках, доведя общее количество пулеметов до 11. Масса бомбовой нагрузки — 4000 кг. Экипаж — 10 чел. С начала 1942 г. изготовлено 2738 самолетов. Часть поставлена Великобритании под обозначениями «Либерейтор» Mk.III и GR Mk.V. От стандартных B-24D они отличались составом вооружения и бортового оборудования.
В-24Е — вариант, строившийся фирмой «Форд». Двигатели R-1830-65. Стрелковое вооружение соответствует поздним B-24D (с 11 12,7-мм пулеметами). Изготовлена 801 машина. Несколько самолетов, поставленных Британии, обозначались «Либерейтор» Mk.IV.
B-24G — модификация, выпускавшаяся «Норт Америкой» (North America). Двигатели R-1830-43, впоследствии — R-1830-65. Стрелковое вооружение на первых 25 машинах аналогично B-24D (за исключением отсутствия нижней стрелковой установки), затем вместо 3 пулеметов в носовых установках введена башня с 2 12,7-мм пулеметами, а позже — нижняя башня с 2 такими же пулеметами. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 5800 кг. С марта 1943 г. выпущено 430 самолетов.
В-24Н — двигатели R-1830-43 или R-1830-65. В носовой части — башня с 2 12,7-мм пулеметами, в нижней установке — один 12,7-мм пулемет (в ходе выпуска от нижней установки отказались). Введен ряд других изменений. Построено 3100 самолетов.
B-24J — двигатели R-1830-65. Наиболее существенное отличие от В-24Н — другой тип носовой стрелковой башни (нижняя установка отсутствует). Изготовлено 6678 машин.
B-24L — облегченный вариант, в основном соответствовавший B-24J, но со стрелковыми установками других типов. С июля 1944 г. выпущено 1667 самолетов.
В-24М — ещё более облегченный вариант (в частности, вместо хвостовой башни установлено 2 12,7-мм пулемета с ручным наведением). Выпущено 2593 машины.
Самолеты В-24Н, J и L, поставляемые Великобритании (в общей сложности, около 1600 машин), обозначались «Либерейтор» Mk.VI и Mk.VIII.
С-87 «Либерейтор Экспресс» — транспортный вариант B-24D. Построен 291 самолет.
С-109 — транспортный вариант B-24J/L. Переоборудовано 218 самолетов.
F-7 — разведчики, переоборудовавшиеся из различных модификаций В-24.
PB4Y-1 — обозначение B-24D, J, L и М, применявшихся морской авиацией (в общей сложности, 976 самолетов).
После Второй мировой войны
B-24 был быстро объявлен устаревшим ВВС США , а остальной чехол самолеты были доставлены в хранилище пустыни в юго – западе США. В Тихоокеанском театре, многие из них были просто припаркованы, масло , стекающее из их двигателей и самолет оставил для утилизации на скреперах. К 1950 году , за исключением одного B-24D предназначенным для сохранения, ушли огромный флот освободителей. Последний полет B-24 в военной службе США было 12 мая 1959 года , когда Strawberry Bitch покинул базу Гриссом Air Force (ранее Bunker Hill Force Base Air), Индиана следующий в вооруженных силах открытых дверей, направляющийся в Национальном музее США Военно – воздушные силы в -Wright Patterson Air Force Base , где теперь отображается.
Примечания
- Darling, Kev. [https://books.google.ru/books?id=egyEOAvbmi0C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Aircraft of the 8th AAF 1942-1945. (англ.)] — Barry: Big Bird Aviation Publications, 2008. — P.109 — 256 p. — (USAF Illustrated) — ISBN 978-0-9559840-0-6.
- Nijboer, Donald. Gunner: An Illustrated History of World War II Aircraft Turrets and Gun Positions. (англ.) — Ontario: Boston Mills Press, 2001. — P.56-66 — 160 p. — ISBN 1-55046-332-2.
- Liberator — «Освободитель».
- ↑ канд. техн. н. Анатолий Демин. “Орлы” расправляют крылья // журнал «Родина», № 10, 2004. стр.25-28
- Гордон, Ефим. {{{заглавие}}} = Soviet Air Power in World War 2. — Hinckley, Lancashire, UK: Ian Allan Publishing, Midland Publishing, 2008. — P. 479. — ISBN 978-1-85780-304-4.
- [http://samlib.ru/l/loginow_a_a/52tbap.shtml Статья из журнала «Сержант», посвященная истории 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного полка]
- [40306s016.edusite.ru/DswMedia/historypolk.doc]
- Pilot Information File – Guidebook For Pilots And Flight Engineers (PIF), стр. 8-2-1
История службы
В августе 1939 года Соединенные Штаты Army Air Corps (USAAC) заказал 38 примеров Consolidated B-24A . Из этого порядка 20 самолетов (серийные номера 40-2349 до 40-2368) были выпущены для прямой покупки РФС , где было дано имя службы Освободитель B.Mk.I (от «Bomber Mark 1»).
Двадцать Освободитель B.Mk.I были доставлены в РФС , начиная с середины 1941 года и получили серийные номера AM910 к AM929 . После периода тестирования на самолете и вооружение Экспериментального создании (A & AEE) на RAF Boscombe Даун , Англия, она была признана непригодной для боя в Европе. Среди недостатков , приведенных было отсутствием самоуплотняющихся топливных баков, плохого защитного вооружения и общего отсутствия боевой готовности.
Большая дальность и тяжелая нагрузка бомбы , однако, сделали Освободитель естественным выбора для RAF Coastal Command (CC) для использования в дальних морских патрулях против подлодки угрозы. Двенадцать самолетов были отправлены в шотландской авиацию в Прествик , Шотландии для широкого преобразования для удовлетворения Warfare противолодочной роли , и они были переименованы освободитель GR.Mk.I – в положение «GR» для «General рекогносцировки». Конверсионного добавление воздуха к поверхности сосуда радар (ASV) и пачку четырех вперед стрельбы 20 мм Hispano пушки под бомбоотсека вперед. Некоторые самолеты были дополнительно модифицированы с парой крыльев окурка на фюзеляже под каждым крылом , который нес восемь 3 дюйма (76 мм) «60 фунт» ракеты вместе с установкой Leigh света под правым крылом.
Вся серия освободитель GR.Mk.Is была назначена на 15 групп Coastal Command с реформированием No. 120 – й эскадрильей RAF в июне 1941 года и продолжалась в эксплуатации до декабря 1943 г. За это время они составляли пять подводных лодок подтвердили потоплены и четыре повреждены.
С окончанием войны, освободителям в прибрежной командованию были заменены , возможно , уступает морской патрульный вариант Авро Ланкастер , в GR Mk 3.
Эксплуатанты
Поставлялся в следующие страны:
- Австралия22x20px Австралия
- Бразилия22x20px Бразилия
- Китайская Республика22x20px Китайская Республика
- КНР22x20px КНР — в 1949 году в Наньюань был захвачен один B-24, который использовался в ВВС КНР
- Файл:Flag of the Czech Republic.svg Чехословакия
- Индия Индия
- Италия22x20px Италия
- Нидерланды22x20px Нидерланды
- Новая Зеландия22x20px Новая Зеландия
- Польша22x20px Польша
- Португалия22x20px Португалия
- СССР22x20px СССР. Один бомбардировщик был официально поставлен в ноябре 1942 года в соответствии с соглашениями по ленд-лизу. Помимо того, 73 совершивших вынужденную посадку в Европе B-24 различных модификаций были частично восстановлены и около 30 приведены в боеспособное состояние и использовались 45-й тяжёлой (Гомельской) бомбардировочной авиадивизией в послевоенное время для обучения лётчиков 52-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка.
- Турция22x20px Турция
- Великобритания22x20px Великобритания
- США22x20px США
- Флаг Третьего рейха Германия. Незначительное число трофейных машин использовалось в 200-й боевой эскадре (англ.)русск. люфтваффе.
История службы бомбардировщика B-24 «Либерейтор»
B-24 был действительно чрезвычайно удачной машиной. Он успешно применялся в качестве бомбардировщика, разведчика, охотника за подводными лодками, транспортного самолета, состоял на вооружении многих стран и оставался в строю долгое время после завершения Второй Мировой войны.
Первой на вооружение B-24 самолёт приняли не США, а Великобритания. На вооружение ВВС США принят в июне 1941 года, в Канаде — в 1942 году, в Австралии — в 1944 году, в СССР — в апреле 1945 года. В конце войны поставлялся по лендлизу в Китай. Снят с вооружения в США в 1954 году, в Великобритании — в 1946, в СССР — в 1950, в Индии — в конце 60-х. После окончания службы часть самолётов была продана гражданским авиакомпаниям, а часть морских B-24 модификации PB4Y-1 были переоборудованы в пожарные.
В боевых условиях впервые применён в январе 1942 году на острове Ява, в войну в Европе вступил 12 июня 1942 года (бомбовый удар по румынским нефтепромыслам в Плоешти), а с октября 1942 года B-24 с территории Китая «работал» по Японии. Его основные районы применения — Тихий океан, Африка и другие районы преимущественного сосредоточения американских войск. В Европе использовался в основном Великобританией.
В Советский Союз официально был поставлен 1 бомбардировщик B-24 (ноябрь 1942 г.), однако по-меньшей мере 70 машин поврежденных так или иначе досталось СССР в ходе вынужденных посадок, при этом как минимум 30 бомбардировщиков было восстановлено и использовались в качестве учебных машин. Непосредственно в боевых действиях советской стороной B-24 не применялись.
Тактико-технические характеристики (B-24J)[ | код]
Технические характеристики | код
- Экипаж: 7-10 человек
- Длина: 20,6 м
- Размах крыла: 33,5 м
- Высота: 5,5 м
- Площадь крыла: 97,4 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 11,55
- Масса пустого: 16 590 кг
- Масса снаряжённого: 25 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 29 500 кг
- Двигатели: 4× радиальных с турбонаддувом Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1200 л. с. (900 кВт) каждый
- Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0406
- Эквивалентная площадь сопротивления: 3,95 м²
Лётные характеристики | код
B-24M-1FO (44-50443), над Германией 19 марта г.
- Максимальная скорость: 470 км/ч
- Крейсерская скорость: 346 км/ч
- Посадочная скорость: 153 км/ч
- Боевой радиус: 2 850 км (при скорости 381 км/ч на высоте 7600 м с нормальной заправкой и максимальной бомбовой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 6 000 км
- Практический потолок: 8 500 м
- Скороподъёмность: 5,2 м/с
- Нагрузка на крыло: 256 кг/м²
- Тяговооружённость: 144 Вт/кг
- Аэродинамическое качество самолёта: 12,9
Вооружение | код
- Пулемётное вооружение: 10 × 12,7-мм (.50 BMG) пулемётов Browning M2
- Бомбовая нагрузка (при радиусе действия):
- до 643 км (400 миль): 3600 кг
- до 1287 км (800 миль): 2300 кг
- до 1931 км (1200 миль): 1200 кг
Известные крушения
последовательный | Место нахождения | Координаты | история | Фото |
---|---|---|---|---|
40-2367 | Соединенные Штаты | Построенный в сводном Сан – Диего , как B-24A. Вынужденная посадка на Атку острове, Аляска 9 декабря 1942 из – за плохую погоду. Включенный в список в Национальный реестр исторических мест в 1979. Назначенный части Второй мировой войны доблести в Тихом океане Национальный памятник в 2008 году. | ||
41-24301 | Ливия | Построенный в сводном Сан – Диего , как B-24D. Названный « Lady Be Good. » Разбился в ливийской пустыне 4 апреля 1943 года был открыт в ноябре 1958 г. Удалены в 1994 году и в настоящее время в городе Тобрук, Ливия . | ||
41-24311 | Турция | Построенный в сводном Сан – Диего , как B-24D. « Гарем Хэдли. » Разбился около Анталии, Турция после операции Tidal Wave . Восстановленные в 1995 году и выставили на всеобщее обозрение в Рахми М. Коч музей . | ||
42-40885 | Папуа – Новая Гвинея | Построенный в сводном Сан-Диего, как B-24D. Разбился на 18 октября 1943 г. Обломки расположен к северу от Гона. | ||
42-51430 | Хорватия | Построенный в Дуглас Талса , как B-24J. Названный « Tulsamerican. » Совершил аварийную посадку 17 декабря 1944 у берегов Вис на обратном пути в Италию. Примечательным в прошлом B-24 построен на Дуглас Талса заводе. Обнаруженный в конце 2010 года был предмет NOVA эпизода под названием «The Last B-24.» | ||
42-51874 | Хорватия | Построенный на Форд Уиллоу Ран , как B-24J. « Le Petite Fleur. » Угробил от острова Хвар 20 ноября 1944 года после бомбардировки Blechhammer, Германия . Обнаруженный в 2014 году. | ||
42-73134 | Австралия | Построенный в сводном Сан – Диего , как B-24J. Названный « Миледи. » Разбился на Wagait Бич около Дарвин, Северная территория 7 января 1945 года. | ||
AL557 | Соединенные Штаты | Построенный в сводном Сан-Диего, как освободителя II (LB-30A). Разбился на Аляске в 1958 году, сидя во дворе на Vintage Aircraft Ltd, Fort Collins Downtown Airport. |
Создание бомбардировщика B-24 и описание его конструкции
Меньше, чем через год после начала поступления в воздушный флот США нового бомбардировщика B-17 «Летающая крепость», руководство ВВС США обратилось к авиастроительной фирме «Consolidated Aircraft Corporation» с предложением разработать новый образец. Новая машина должна была быть столь же впечатляющей по характеристикам как B-17, и более того — превосходить «крепость» по дальности полета. Случилось это в январе 1939 года.
Отказаться от такого предложения было невозможно — «CAC» немедленно приступила к разработке, главным конструктором проекта «модель 32» был А.Лэдден. Внешне будущий B-24 был похоже на B-17, однако его конструкция была куда более совершенной. Бомбы размещались в двух отсеках, и для экономии места подвешивались вертикально в двух отсеках, снабженных, для уменьшения сопротивления воздуха, створками сворачиваемыми по типу штор на роликовых направляющих. Особо удачным получилось новое крыло бомбардировщика (автор — Д.Дэвис) — испытанное до этого на экспериментальном гидроплане «модель 31». Оно было разбито на герметичные топливные отсеки, и без труда выдерживало обычную для B-17 нагрузку, позволяя при этом идти с большей скоростью и на большую дальность. Впоследствии из «модели 31» в «модель 32» перекочевало и двухкилевое оперение B-24.
Чертеж бомбардировщика B-24 «Либерейтор»
Полезным новшеством было и трёхопорное шасси с носовой стойкой — это во-первых облегчало маневрирование, а во-вторых делало самолет более живучим при вынужденной посадке — инструкция по эксплуатации прямо запрещала садить самолет «на брюхо» без выпущенных стоек.
В марте 1939 г. был заключен контракт на производство прототипа (индекс XB-24), в апреле — уже на 7 предсерийных машин (индекс YB-24), а в августе — полноценный контракт на серийное производство, по которому предстояло изготовить 38 машин, на этот раз уже с хорошо знакомым нам индексом B-24A.
29 декабря 1939 г. B-24 впервые взлетел с аэродрома Линдберг-филд. Следом начались испытания, к которым сразу же привлекли и военных летчиков, заодно получавших навыки управления новой машиной. Новинка крайне заинтересовала и британцев — это именно по их просьбе B-24 получил и имя собственное — «Либерейтор» («Освободитель»). Параллельно с испытаниями в Форт-Уорте строился новый завод ориентированный исключительно на производство этого бомбардировщика.
Работы велись так скоро, что уже в декабре 1940 года было развернуто его серийное производство, впоследствии (1942 г.) B-24 стали собирать и на заводе фирмы «Норт Америкен», а также в Сан-Диего, в Талсе («Дуглас»), в Уиллоу-Ране («Форд» ). Производство продолжалось до июня 1945 года. Всего было изготовлено 17104 самолёта разных модификаций.
В историю «Либерейтору» предстояло войти как самому массовому бомбардировщику в истории авиации.
На этом рисунке B-24 хорошо видны те самые «шторки» бомболюков
Рекомендации
Список используемой литературы
- Бердсолл, Стив. B-24 Liberator в действии . Carrollton, Техас: Squadron / Signal Publications, 1975. ISBN 0-89747-020-6 .
- Синий, Al. Иллюстрированная История бомбардировщика B24 – освободитель . Нью – Йорк: Simon & Schuster, 1985. ISBN 0-684-14508-1 .
- Франки, Норман. Поиск, Найти и убить . Лондон: Grub Street, 1995. ISBN 1-898697-35-3 .
- О’Лири, Майкл. Consolidated B-24 Liberator: Производственная линия для Фронтлайн . Botley, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN 1-84176-023-4 .
- Pearcy, Артур. Ленд-лиз самолетов во время Второй мировой войны: Эксплуатационная история . Сент – Пол, штат Миннесота: MBI Publishing Company LLC, 1996. ISBN 0-7603-0259-6 .
- RAF Нет 120 Sqdn. Записи . Лондон: Официальные документы Crown, 1940-1946.
- Webmail Re: В-24 / PB4Y / Освободитель я AM911, AM914 и AM922.