Стреляла ли «Царь-пушка»?
Так же и предположения связаны с тем, что в исторических документах нет подтверждения того, что «Царь-пушка» стреляла. Ведь по своим техническим возможностям произвести выстрел снарядом такого веса и калибра довольно проблематично. С учетом этого довольно длительное время существовало мнение, что «Царь-пушка» была изготовлена исключительно в декоративных и пропагандистских целях. Однако исследования проведенные в 1980 году при реставрации орудия доказали несостоятельность этой теории. Царь-пушка стреляла только один раз и так же чисто символически прахом Лжедмитрия.
Царь-пушка и Царь-колокол – Москва
Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля, на Ивановской площади.
Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.
Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра.
При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли.
Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра.
Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.
Фото района Кремля
История царь-пушки
В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот.
Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль , и с тех пор она не покидала его пределы. На том месте царь-орудие стояло до начала ХVIII в., пока Петр I не задумал строительство Цейхгауза (Арсенал Московского Кремля), организуя в нем оружейное хранилище для древних и трофейных экспонатов.
Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, а потом оно охраняло его главные ворота. В 1835 году пушка была воздвигнута на новый лафет из чугуна, изготовленный по эскизам академика Брюллова А.П
. Царь-пушка вместе с другими старинными орудиями была размещена вдоль Оружейной палаты. В 1960 г. Началось строительство Кремлевского дворца. Старая постройка Оружейной палаты была снесена и орудие снова доставили к Арсеналу.
Ближе к 1980 году царь-пушка вместе с лафетом и ядрами вывозят на плановую реставрацию. На прежнее место их вернули 1980 году.
Сегодня орудие можно посмотреть на Ивановской площади. Рядом расположена колокольня Ивана Великого и церковь Двенадцати апостолов.
Видео
Фото Царь-пушка (Москва).
Царь-пушка адрес: Москва, Ивановская площадь
Царь-пушка в Москве – использовалась в средневековье как артиллерийское орудие, ее называли бомбарда, в наше время это памятник русской артиллерии, а так же памятник литейному искусству. Общая длина царь пушки равна 5,34 метра, диаметр ствола орудия с наружи 120 сантиметров, диаметр узорного пояса вокруг дула равен 134 сантиметра, калибр орудия равен 890 миллиметров (это 35 дюймов), общая масса пушки равна 39,31 тонн или 2400 пудов.
Мастер отливший царь пушку
Отлил Царь-пушку в Москве из бронзы выдающийся русским пушечным мастером Андреем Чоховым в 1586 г. на Пушечном дворе (центр пушечного производства в Москве, практически все отливали в нем). Отливать такие размеры было не просто, но мастер, отливший ее, имел опыт более 60 лет и как сказано в документах отлил около 20 тяжелых орудий. В документации сказано, что первая работа сделанная мастером А. Чеховым в 1568 году, а последняя в 1629 году.
Отлитая роспись
Есть на ней вылитые надписи выше передней правой скобы:
А так же сверху на стволе написаны еще 2 фразы:
Есть версия, что название орудия происходит от изображения на ней царя Федора первого, но скорее всего ее назвали из за солидных размеров.
Сколько ядер у царь пушки
Царь пушка в Москве стоит на бетонном помосте и у нее лежит четыре ядра отлитые под ее калибр. Ядра отлиты из чугуна и каждое весит 120 пудов если считать в килограммах, то каменное ядро весило бы 819 кг., а чугунное 1970 кг., а вес пороха для одного заряда 30 пудов.
Царь колокол и царь пушка являются интереснейшими памятниками Москвы и уже много веков привлекают внимание туристов
Как добраться до Царь-пушки в Москве
Лучше и быстрее всего ехать на метро
. Царь-пушка находится недалеко от ст. «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая». Чтобы выйти с метро в нужном месте, нужно на указателе найти выход к Александровскому саду. Если вы всё сделали правильно, вас будет ожидать длинный пешеходный переход, по окончанию которого будут находиться кассы для оплаты визита на территорию Кремля. Кассы располагаются вблизи Кутафьей башни в пределах Александровского сада .
После этого через Троицкую башню следует войти в сам Кремль. Дальше нужно пройти вдоль Дворца Съездов и дойти до легендарной Царь-пушки.
Можно доехать и на автобусе
. Ближайшие остановки у входа в Кремль через Кутафью башню — ст. м. Библиотека им. Ленина. Подходящие маршруты — М1, М2, М3, М6, Н1, Н2, К, 144.
Для тех, кто не любит общественный транспорт, есть приложения для вызова такс
и: Uber, Яндекс.Такси, Gett и каршеринг
: Делимобиль, Belkacar, Lifcar.
Панорама Ивановской площади у Царь-пушки
Видео «Царь-пушка в 1908 году»
Царь-пушка в Московском кремле
Как только ни называют Царь-пушку: первой среди орудий по калибру, шедевром литейного искусства, гордостью артиллерийской коллекции, символом российского могущества
Достаточно даже одного из этих эпитетов, чтобы привлечь к ней внимание туристов. Калибр чудо-пушки составляет 890 миллиметров, и этот показатель действительно самый большой из всех известных мировых аналогов
Царь-пушка – и как орудие, и как музейный экспонат под открытым небом, и как визитная карточка Белокаменной в ряду других исторических памятников – весьма оригинальна. С одной стороны, она представляет собой образец крупнейшего средневекового орудия, а с другой – ярчайший пример «гигантизма» XIX века. Интригует и происхождение названия самобытной достопримечательности, не разгаданное учеными до сих пор. Одни предполагают, будто оно связано с тем, что на пушке изображен один из русских самодержцев. Другие же считают, что название обусловлено исключительно внушительными размерами этого орудия.
Как бы там ни было, мало найдется иностранных туристов, которые, приехав в Москву, не захотели бы взглянуть на это чудо бутафории. Кроме того, что Царь-пушка является самым крупнокалиберным орудием в мире, она имеет в длину 5,34 метра и весит порядка 40 тонн. Этих показателей оказалось достаточно, чтобы включить величественную московскую красавицу в Книгу рекордов Гиннесса. И как после этого можно пройти мимо такой уникальной достопримечательности, не потрогать ее своими руками и не сфотографироваться на ее фоне?
Лафет и украшения Царь-пушки
Огромным бомбардам не требовались лафеты и цапфы. Тяжелые орудия вкапывали в землю, а позади них для упора возводили кирпичные стены или вбивали деревянные сваи. С места на место бомбарды перевозили, используя деревянные катки из круглых брёвен.
Царь-пушка красуется на большом металлическом лафете, который был отлит в 1859 году мастерами Санкт-Петербургского чугунолитейного завода Берда и с тех пор служит для декоративного оформления памятника. Рядом лежат отлитые тогда же полые чугунные ядра. Примечательно, что массивный лафет изготовлен из другого металла, чем само орудие, поэтому они имеют разные цвета. Пушка выполнена из бронзового сплава, со временем покрывшегося зеленоватой патиной.
На передней части лафета можно увидеть барельеф в форме головы льва, а боковые части и крупные колёса украшены затейливым растительным орнаментом и изображением льва, сражающегося со змеей. Как и все чоховские орудия, кремлёвская пушка тоже оформлена надписями и узорами. На ней помещён рельефный портрет царя Фёдора Иоанновича на коне, и сделана памятная надпись о том, что орудие появилось во время его правления. С обеих сторон от дула видны по четыре массивных скобы, которые использовались для крепления пушки к канатам.
Чоховская пушка давно превратилась в исторический памятник и стала одним из символов России. Это орудие так знаменито, что имеет несколько копий. Репликами, выполненными в масштабе один к одному, обладают жители Донецка и Ижевска. А стальная копия один к двум стоит в центре Йошкар-Олы .
С середины XIX века любопытное орудие калибром 508 мм находится в Перми. Пермская пушка прошла настоящие испытания, и из неё сделали более трёхсот выстрелов. Орудие признали годным для ведения боя, но ему так и не довелось поучаствовать ни в одном сражении.
Знаменитую Царь-пушку в Кремле
, одну из наиболее посещаемых достопримечательностей московского Кремля, сегодня можно увидеть на западной стороне . Каждый из туристов, прибывших в Москву, обязательно включает в программу своего посещения осмотр грандиозного орудия XVI столетия. Кратко история царь-пушки и для детей, и для взрослых приведена в нашей статье.
Отлитая в гигантских размерах из высококачественной бронзы, пушка даже занесена в мировую книгу рекордов Гиннеса. И это неспроста. Вот только самые основные ее параметры:
- длина – более 5 м.,
- внешний диаметр ствола достигает 134 см.,
- калибр – 890 мм,
- весит изделие около 40 тонн.
Когда и зачем ее создали?
Фото 1. Царь-пушка – одна из главных достопримечательностей Кремля
Кто отлил Царь-пушку
В Средневековье колокола и оружие делали на московском Пушечном дворе. О месте его нахождения говорит сохранившееся название одной из центральных улиц города. Двор, где работали оружейники и литейщики, располагался там, где Пушечная улица пересекается с просторной Лубянской площадью. В Средние века здесь можно было услышать кузнечный звон и увидеть большие плавильные печи, а изготавливать пушки и колокола в Москву приглашали самых именитых мастеров чеканного и колокольного дела.
При Иване Грозном ведущим литейщиком Пушечного двора считался Кашпир Ганусов. О его происхождении почти ничего не известно, но предположительно мастер был выходцем из Литвы. В 1554 году Ганусов отлил огромный колокол, который весил почти 35 тонн и за светлый оттенок металла был назван «Лебедем». Известный литейщик воспитал немало учеников. Один из них – Андрей Чохов – и стал тем мастером, который сумел сделать необычную Царь-пушку. О самом Чохове известно мало. Андрей родился в семье Чоха или Чеха в 1545 году и много лет обучался колокольному делу.
В 1571 году Москва была разорена крымским ханом Девлетом-Гиреем. От пожара получил повреждения и знаменитый «Лебедь». Чтобы восстановить благовестный колокол, его нужно было расплавить и отлить заново. Непростую работу поручили Андрею Чохову. После того, как ему удалось сделать обновлённый «Лебедь», мастера назначили главным на Пушечном дворе.
Чохов трудился в Москве более 40 лет, он сумел изготовить множество пушек и обучить талантливых литейщиков. Своё первое орудие мастер отлил в 1568 году. В Смутные времена оно находилось в Смоленске и помогало оборонять город от польско-литовских войск.
Орудие, получившее имя «Царь-пушки», появилось в 1586 году, Его производство заняло долгое время – только на изготовление форм Чохов с подмастерьями затратили больше года.
Когда-то учитель Чохова – Кашпир Ганусов сделал крупнейшую для своего времени мортиру, названную «Кашпировой пушкой». Она имела длину 4,48 м и весила почти 19,5 тонны. Новая пушка Чохова по весу в два раза превосходила свою предшественницу. Гигантское орудие весило почти 40 тонн и имело длину 5,34 м. В честь правящего государя Фёдора Иоанновича его назвали «Царём».
По деревянным бревнам-каткам огромную пушку перевезли на Красную площадь. Для того, чтобы сдвинуть её с места, потребовались усилия более чем двухсот лошадей. Они тащили тяжёлую ношу за канаты, закреплённые к восьми массивным скобам.
Вначале пушка лежала у ведущего к Спасской башне моста, а её дуло смотрело на каменные стены Китай-города. Потом под орудие сделали набитый землей деревянный настил и поместили его рядом с Лобным местом. Во времена Петра I пушку перевезли к зданию Арсенала, а в 1846 году поставили рядом с Оружейной палатой. На своё теперешнее место – Ивановскую площадь огромная бомбарда попала в 1960-е годы, когда в Кремле строили огромное здание Дворца Съездов.
До наших дней сохранилось 27 уникальных пушек Чохова. Все они – штучные экземпляры, т.к. после отливки мастера разбивали глиняную форму и не могли произвести отливку во второй раз. Ещё одно знаменитое творение мастера – большой колокол «Реут» до сих пор висит на Успенской звоннице Кремля.
Видео
Пожалуй, только наша русская история со всей её склонностью к противоречиям и крайностям могла породить два таких памятника-парадокса: Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушку, которая, как полагают многие, никогда не стреляла (насколько это утверждение соответствует действительности, мы ещё разберёмся). Впрочем, Царь-колокол – это тема для отдельного разговора, а мы сейчас поговорим именно о Царь-пушке.
Это чудо оружейного производство было изготовлено в конце XVI века, в годы правления царя Фёдора Иоанновича – сына Ивана Грозного и последнего царя из династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что произошло это в 1586 году, но некоторые исследователи называют и другую дату – 1591 год, когда Москва столкнулась с опасностью набегов крымского хана Казы-Гирея, вот для защиты от его войска Царь-пушка и предназначалась. Да, её отливали не как «музейный экспонат», а как боевое оружие! Имя мастера, который это сделал, хорошо известно – оно увековечено в надписи на орудии, это был выдающийся пушечный и колокольный мастер-литейщик Андрей Чохов, работавший на московском пушечном дворе более 60 лет и создавший за это время более 20 орудий. Но Царь-пушка, несомненно, стала вершиной его творчества. Размеры её поражают воображение: вес пушки составляет 39 312 килограммов, длина – 5,345 метра, а диаметр ствола – 1,210 метра!
Сейчас мало кто вспоминает о том, что вплоть до позднейших времён это орудие именовали «пушкой» лишь в разговорной речи да в стихах, а в официальных документах она вплоть до 30-х гг. XX века числилась как… дробовик! Возможно, масла в огонь подливали декоративные ядра, отлитые в Петербурге в 1934 г., которые и сегодня можно видеть рядом с пушкой, и которыми, конечно, даже не предполагалось стрелять, да и невозможно это: пушку сразу же разнесёт! Непригоден для применения в боевых условиях и чугунный лафет, отлитый тогда же, а изначально орудие устанавливалось на деревянном настиле из брёвен (т.н. пушечном раскате).
Точки над i расставила реставрация пушки в 1980 г., результаты которой почему-то не были представлены широкой публике. Исследования, произведённые при этом, показали, что канал её имеет вид конуса с начальным диаметром 0,9 метра и конечным – 0,825 метра. Зарядная камера с плоским дном длиной в 1,73 метра имеет обратную конусность. Такое строение говорит о том, что это не пушка и даже не дробовик, а бомбарда, стрелять из которой предполагалось каменными ядрами весом около 100 кг, в то время как чугунное ядро такого калибра (а пушки стреляли именно чугунными ядрами) должно было весить около двух тонн. Правда, использовать для такой стрельбы старые орудия было рискованно, их могло разнести при выстреле, поэтому через определённое время их зачисляли в разряд дробовиков, стреляющих «каменным дробом», но в XIX веке такие подробности были уже не очевидны, вот и возникла путаница с видами оружия.
Тогда же, во время реставрации в 1980 г., исследователи обнаружили ещё одну интересную деталь: частицы сгоревшего пороха в канале. Это значит, что Царь-пушка, вопреки распространённому заблуждению, всё-таки стреляла! Впрочем, царапин от каменных ядер на стенках канала не было, а они обязательно должны были остаться. Это говорит о том, что выстрел был испытательным, а в боевых условиях Царь-пушку всё-таки не применяли. Существует легенда, что из неё выстрелили прахом Лжедмитрия, но это именно легенда, ни о каких доказательствах речи нет.
Следует заметить, что однажды этот памятник оказался под угрозой. Когда Пётр I принялся за усиленное литьё пушек, в ход пошли не только церковные колокола, но и старинные орудия, имеющие историческую ценность. Царь-пушку спасли её колоссальные размеры: на такое чудо безответственный царь покуситься не решился. Уцелели тогда ещё две работы мастера А.Чохова, которые и сегодня можно увидеть в петербургском Артиллерийском музее.
На Ивановской площади
Московского Кремля установлено артиллерийское орудие, которое считается наиболее значительным произведением русских оружейных мастеров. Царь-пушка – не просто шедевр крепостной артиллерии Нового времени, но и одна из самых больших пушек среди всех известных в мире.
Царь-пушка служит музейной реликвией с 30-х годов XIX столетия, когда она была установлена возле входа в Оружейную палату. В наши дни шедевр литейного искусства, изготовленный мастером Андреем Чоховым
, является экспонатом Московского музея артиллерийских орудий.
Гордость артиллерийской коллекции
Царь-пушка расположена на лафете из чугуна, выполняющем декоративную функцию. Саму пушку отливали из бронзы. Рядом лежат декоративные ядра из чугуна. С правой стороны пушки изображен Федор Иванович на коне. На голове у князя корона, а в руках он держит скипетр. Рядом с изображением написано, что это Великий Князь Федор Иванович, являющийся Государем-самодержцем Великой России. Считается, что название пушка могла получить благодаря изображению князя. Кроме царь-пушки, можно встретить другое название – «Дробовик Российский». Такое название связано с тем, что орудие отливали специально для стрельбы дробом, так называемой картечью.
На левой стороне пушки написано, что ее автором является «литец Ондрей Чохов». Ствол орудия декорирован красивейшим орнаментом. Отдельного внимания заслуживает лафет. Чтобы подчеркнуть высокий статус орудия, литейщики изобразили царя зверей – льва. Лафет покрыт незаурядным переплетением растений, среди которых символическое изображение льва, борющегося со змеей. Спицы больших колес выполнены в виде переплетающихся листьев.
Пушка поражает своими размерами:
- Длина – 500 см;
- Диаметр ствола – 120см;
- Калибр – 890 мм;
- Масса – почти 40 т.
Для перемещения пушки использовали силу 200 лошадей. По мнению некоторых специалистов, это громадное орудие никогда не стреляло. А изготовлено оно было исключительно для того, чтоб лишь напугать чужеземцев, в частности крымского хана.
Миномет 2Б1 «Ока»: Андрей Чохов бы одобрил
После Второй мировой войны началась холодная война между США и СССР. Во время конфликта страны демонстрировали друг другу силу, в том числе и в виде гонки вооружений. Благодаря стремлению превзойти огневую мощь противника в СССР на свет появился монстр-миномёт 2Б1 «Ока». Самоходная установка имела ствол длиной 20 метров и могла реактивными минами поражать цели, удалённые на 50 километров. Кстати, вес одной такой «летающей» мины составлял почти 700 килограммов. После выстрела гигантская миномётная установка по инерции откатывалась на пять метров, так как в самоходной части не было противооткатных узлов. В 1957 году «Ока» приняла участие в военном параде в Москве. Тогда габариты орудия поразили зарубежную прессу. Поговаривали даже, что миномёт — не более чем бутафория.
2Б1 «Ока» в Санкт-Петербургском Артиллерийском музее
[править] Классические Царь-вещи
В этом разделе перечислены рекордные объекты, традиционно именующиеся с приставкой «Царь-».
Царь-книга
Лицевой летописный свод
Лицевой летописный свод Ивана Грозного, также известный как Царь-книга — иллюстрированный «в лицах» летописный свод событий мировой и русской истории «от сотворения мира» до 1567 года, уникальное по объёму и масштабу летописное издание. Создан в 60—70-х годах XVI века для царской библиотеки в единственном экземпляре. В свод входят 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги. Страницы лицевого свода содержат более 16 тысяч миниатюр.
Царь-пушка
Царь-пушка
Артиллерийское орудие, весом 39 тонн и калибром 890 мм, изготовленное в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым. Является памятником русской артиллерии и литейного искусства. Занесена в книгу рекордов Гиннесса как пушка-бомбарда самого большого калибра. Сохранившийся оригинал находится на Ивановской площади Кремля, у собора Двенадцати Апостолов на декоративном лафете XIX века с декоративными же чугунными ядрами рядом. Долгое время был распространен миф, что орудие не стреляющее, однако проведённые в 1980-х исследования ствола показали, что из него стреляли как минимум один раз.
Царь-фонарь
Царь-фонарь
Эпических размеров богато украшенный фонарь со свечами и слюдяным остеклением для крестных ходов был изготовлен в начале XVII века. Для переноски фонаря высотой более 2 метров и массой свыше 160 кг требуется 8 человек. Сохранившийся оригинал находится в Суздальском кремле.
Царь-колокол
Крупнейший по массе (200 т.) церковный колокол был отлит 25 ноября 1735 года. Из-за пожара часть колокола откололась, пока он был ещё в литейной яме, где он и пробыл затем целых 100 лет. 17 августа 1836 года Царь-колокол был извлечён из литейной ямы и установлен Московском Кремле на постаменте.
Царь-ванна
Царь-ванна
Царь-ваза
Царь-танк
- См. также:
Проект колёсного боевого устройства, вошёл в историю как самая крупная бронированная машина воплощённая в металле (высота 9 метров, ширина 12 метров). Разработка и испытания проводились в 1914-15 гг. Проект не был окончательно реализован из-за финансовых и конструктивных трудностей. Опытный экземпляр не сохранился.
Царь-бомба
Царь-бомба
Мощнейшая в истории авиационная термоядерная бомба АН602, разработанная в СССР в 50-х годах и испытанная 30 октября 1961 года на ядерном полигоне «Сухой Нос». Суммарная мощность взрыва составила около 57 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Этот показатель был в 10 раз больше суммарной мощности всех боеприпасов, которые были использованы во время Второй мировой войны.
Краткая история
Многие слышали о Царь-пушке еще в детстве. В книгах это орудие называли Великаном Московского Кремля. С момента своего появления на свет она не перестает поражать своей красотой, силой и могуществом не только детей, но и взрослых.
Царь-пушка в Кремле отливалась на Пушечном дворе, литейщиком Андреем Чоховым. Состоялось это событие в 1586 году. Изначально ствол пушки поместили на деревянном раскате неподалеку от Лобного места . Позднее бревенчатые раскаты заменили надежными каменными.
Огромный вес делал её перевозку крайне проблематичной. Но с этой задачей удалось справиться при помощи 200 лошадей, которые тащили тяжеловесное оружие по бревенчатому настилу. Для удобства транспортировки на стволе с каждой стороны смонтированы четыре специальные скобы для закрепления канатных полос.
Пушку несколько раз переносили в разные места Кремля. После окончания строительства Кремлевского дворца съездов, орудие перенесли на новое место — Ивановскую площадь.
Сегодня Царь-пушка находится рядом с собором Двенадцати Апостолов на декоративном спецлафете, изготовленном гораздо позднее самой пушки в 1835 году на заводе Берда, в Петербурге.
Считается, что орудие создавалась для обороны Кремля, но современные исследователи уверяют, что Царь-пушка не справилась бы с возложенной на нее миссией. Из-за своих габаритов и особенностей конструкции она годится только для разрушения толстых крепостных стен.
По мнению историка Алексея Лобина, по своей конструкции Царь-Пушка и не пушка вовсе, а бомбарда. О чем говорит длина ствола — 3,4 калибра, что является эталонным соотношением для бомбард того времени, в то время как у классической пушки длинна ствола обычно превышает 40 калибров.
Перед пушкой сложены полые чугунные ядра, отлитые в 1835 году. Каждый снаряд весит почти две тонны. Правда, стрелять такими ядрами пушка не в состоянии — из-за их огромного веса пушку, скорее всего бы просто разорвало. Поэтому носят они исключительно декоративную функцию. По расчётам специалистов пушка могла стрелять каменными ядрами весом не более 1 тонны либо картечью.
Стреляла ли царь-пушка хоть раз?
Считается, что царь-пушка никогда не стреляла, а изготовлена была для того, чтобы наводить страх на иностранцев. Она должна была вселять страх во всех врагов, в том числе и предводителей крымских татар.
В 1980-х годах группа реставраторов пришла к выводу, что стрелять пушка никак не могла, о чём говорили наплывы и неровности в стволе, а также отсутствие следов зачистки после отливки орудия. Также не было сделано затравочное отверстие.
Есть и другая версия согласно которой, в канале пушки обнаружились частицы пороха, а значит, из бомбарды всё-таки стреляли как минимум один раз.
Оформление
Бомбарда и лафет декорирован литыми узорами и орнаментами. На стволе по бокам установлены крепления для транспортировки. С правой стороны изображен сидящий верхом на коне князь Федор Иванович. На голове у него корона, а сверху имеется надпись, описывающая личность правителя. Бытует мнение, что благодаря изображению Федора Ивановича, легендарная Царь-пушка получила такое название. Другая версия утверждает, что название у орудия связано исключительно с его большими размерами.
Дабы увековечить имя литейщика, на орудии сделали надпись: «Над созданием пушки трудился литец пушечный Чохов Андрей».
Копии Царь-пушки
Царь-пушка на протяжении всех лет своего существования влюбляла в себя многих литейщиков. В 2001 году в Удмуртии изготовили точную копию орудия. Вес его составил 42 тонны, а вес ядра — 1,2 тонн. Копию эту торжественно подарили Донецку (Украина).
Есть и в Перми копия Царь-пушки. Орудие это относится к категории боевых. Его активно испытывали. Поэтому было сделано больше 300 выстрелов ядрами, а также бомбами, дальность полета которых составляла 1,5 км. Пермская Царь-пушка изготовлялась для Кронштадта, чтобы со стороны морской части надежно защищать северную столицу нашей страны.
Копии Царь-пушки и названные в ее честь памятники также есть в Йошкар-Оле и Ижевске.
История
Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола – точно.
В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!
Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).
Андрей Чохов (1545 – 1629) – знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).
Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!
Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации – свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора – скорей всего нет.
На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов». По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли – «Царь-Пушка».
По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси. Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).
Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы – Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.
Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.
В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.
В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.