Защищенные крейсеры
Крейсер Риурик
Россия почти не разрабатывает защищенные крейсеры – тип кораблей, спроектированных британцами, – скорее она сосредоточится на строительстве броненосных крейсеров. Большинство этих судов официально относятся к крейсерам 1- го ранга, за исключением нескольких единиц, которые они отнесены к Балтийскому флоту.
Витязь класс
- Витязь ( Витязь , рыцарь) (1884), проводит экспедицию на Дальний Восток (1886-1889), (1891-1893), был кораблекрушение в Корейском проливе в 1893 году.
- Рында ( Рында колокол) (1885), предпринимает путешествие на Дальний Восток (1886-1889), (1893-1896), превращается в учебный корабль в 1906 году, демонтировано в 1922 году.
Паллада класс
- Паллада ( Паллада ) (1899 г.). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902-1904 гг.), Затоплен в Порт-Артуре в 1904 г., снят с мели японцами, состоял на службе в Императорском флоте Японии под именем Цугару , преобразован в минный заградитель в 1920 г. Японский флот в 1922 году, затонул как корабль-цель в 1924 году.
- Диана ( Диана ) (1899). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902-1906 гг.), Интернирован в Сайгоне французскими властями (1904 г.) после битвы на Желтом море, вернулся на службу в Императорский российский флот в 1905 г., выведен из состава флота в 1918 г. , демонтирован. в 1922 г.
- Аврора ( Аврора , Аврора ) (1900). На вооружении на Дальнем Востоке (1902-1906 гг.), Интернирован в США (1904 г.), вернулся в строй в 1905 г., участвовал в Октябрьской революции (1917 г.), переоборудован в учебный корабль для курсантов ВМФ СССР ( 1922-1961), корабль-музей с 1948 года на якоре в порту Санкт-Петербург .
Новик класс
- Новик ( Новик ) (1900) Данциг ). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1903–1904), поврежден, во избежание захвата, затоплен в 1904 году у острова Сахалин , снят с мели японцами в 1904 году, служил в Императорском флоте Японии как легкий крейсер. под названием Suzuya , разобран в 1913 году.
- Боярд ( Боярин , Boyarine ) (1901- Копенгаген ). В строю на Дальнем Востоке (1903–1904), затоплен на мине у въезда в Порт-Артур в 1904 году.
Богатырь класс
Крейсер Аскольд (1900)
- Богатырь ( Богатырь ) (1901- Штеттин ). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902–1906), совершал экспедицию в Средиземное море (1907–1910), в 1918 г. выведен из состава ВМФ СССР, в 1922 г. распущен.
- Очаков ( Очаков ), переименованный в 1906 году в Кагул ( Кагул ). Был назначен на Черноморский флот (1902 г.), в 1912 г. принадлежал Русскому спасательному обществу, принял имя Кавказ . Переименован в Отчаков в 1917 году, захвачен немцами в 1918 году, захвачен Великобританией и передан Белой армии флоту генерала Врангеля , крещеного генерала Корнилова ( Генерал Корнилов ), интернированного французскими властями в Бизерте в Тунисе , сдался Советскому Союзу. ВМФ 1924 г., разобран в 1933 г.
- Pamiat Merkouria ( Память Меркурия , Меркурий Мемориал ), ранее Kagoul ( Кагул ) в 1906 году . На вооружении Черноморского флота (1902 г.). Разрушенная английскими войсками в 1919 году , отремонтирован, превращается в легкий крейсер, она служила в ВМФ СССР под названием Коминтерн ( Коминтерн ) (1922), выведенныхэксплуатации в 1922 году, отремонтирован в 1923 году, служилкачестве учебного корабля после 1930 и участвовал во время Второй мировой войны .
- Олег ( Олег ) (1903). Отправленный на Дальний Восток в 1905 году, флагманский корабль контр-адмирала Оскара Адольфовича Энквиста в Цусимском сражении (1905), интернированный Соединенными Штатами в конце битвы, вернулся на службу в Императорский российский флот в 1905 году. экспедиция в Средиземное море в 1900 г., торпедирована в 1919 г., расформирована в 1938 г.
Изумруд класс
- Жемчуг ( Жемчуг , жемчуг) (1903 г.). Служил на Дальнем Востоке (1905-1914), интернирован Соединенными Штатами после Цусимского сражения (1905), возобновил службу в Российском императорском флоте в 1905 году, служил в Сибирской флотилии, потоплен в битве при Пенанге в1905 году.1914 г.
- Изумруд ( Изумруд , изумруд) (1903). Ее отправили на Дальний Восток в 1905 году , во избежание захвата японскими войсками, в 1905 годузатопили, затонувшее судно обнаружили водолазы в 1989 году .
Адмирал М. П. Лазарев
Адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788-1851) в основном знают как первооткрывателя Антарктиды (совместно с Ф. Ф. Беллинсгаузеном) и одного из героев последнего классического сражения парусной эпохи — битвы в бухте Наварин 20 октября 1827 г. Именно там он, будучи командиром 74-пушечного линейного корабля «Азов», смело вступил в бой с 5 турецкими кораблями (2 линейных корабля, из них 1 флагманский, 2 фрегата, 1 корвет) и вышел победителем из этой схватки.
Причем все эти корабли плюс еще один флагманский линейный корабль, в бой с которым «Азов» вступил уже на завершающей части сражения, были уничтожены исключительно артиллерийским огнем русского корабля, что для морских сражений парусной эпохи является исключительным случаем.
74-пушечный линейный корабль «Азов»
Однако М. П. Лазарева куда большая заслуга в деле преобразования Черноморского флота. Именно при нем — а флотом он командовал с 1833 по 1851 г. — в строй вошло 40 боевых кораблей программы 1832-1835 гг.
Но не просто вошли, а были усилиями своих экипажей доведены до высшей степени боевой готовности. И прежде всего потому, что М. П. Лазарев ввел абсолютно новую систему подготовки моряков: постоянные выходы в море и беспрерывные учения в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Знаменитый адмирал также способствовал значительному усилению судостроительной базы и системы базирования флота. Понимая, что будущее все же за паровыми кораблями, М. П. Лазарев содействовал строительству для Черноморского флота 6 пароходофрегатовЖелезо и паруса: зигзаги перехода к новому судостроению и 28 вооруженных пароходов, и им же была создана система подготовки кадров для будущего российского парового флота.
При этом выучка моряков российских парусных кораблей была поднята до уровня, который, видимо, так никто и не превзошел в истории вообще.
Черноморские парусники ходили в любую погоду и в любое время года и суток. Ходили на разных скоростях, по отдельности и целыми эскадрами. Ходили туда, куда, казалось бы, парусным кораблям добраться было невозможно, и ходили по Чёрному морю так свободно, как вольный человек ходит по собственной квартире. И это тоже заслуга адмирала Лазарева, который способствовал изданию навигационных карт Чёрного моря, качество точность которых поражают и сейчас.
Достижения русских корабелов
Итак, боевые парусные кораблиЛегкие крейсеры и бомбардирские корабли Черноморского флота к началу Крымской войны представляли из себя весьма современные и совершенные по тому времени инженерные сооружения, тактико-технические характеристики которых ни по одному из параметров не уступали лучшим зарубежным образцам, в том числе и паровым, а по мощи артиллерийского вооружения даже превосходили их.
Линейный корабль «Севастополь»
Они идеальным образом, как с технической, так и с оперативной точек зрения, были приспособлены для выполнения любых боевых задач на Чёрном море, а их внешний вид и эстетика вызывали восхищение не только видавших виды тогдашних моряков Англии, Франции и Турции, но и нынешних любителей и почитателей истории флота.
Тактическая и профессиональная подготовка как командного, так и рядового состава кораблей Черноморского флота была на очень высоком уровне (возможно, тогда она была лучшей в мире), что позволяло надеяться на успех в морском бою любой сложности при ожидаемом превосходстве противника в два-три раза. Моральный же дух экипажей черноморских кораблей был выше всяких похвал, а их командный состав был представлен исключительно учениками знаменитого М. П. Лазарева — имена адмиралов В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина говорят о многом.
Вступить в бой с превосходящими силами англо-франко-турецкого флота, который появился в Чёрном море в начале 1854 г. и более чем наполовину состоял из паровых кораблей, моряки-черноморцы были готовы. Они ждали лишь приказа своего императора. Однако Николай I его не отдал. То ли семикратное превосходство союзников в кораблях испугало самодержца, то ли его изрядно обеспокоил качественный, то есть паровой, состав флота противников. Но финал получился совсем не таким, каким его представляли создатели, командиры и экипажи парусных кораблей-красавцев.
Рекомендуется к прочтению: Корабли и морские достижения Древнего Египта
В 1854-1855 гг. все парусные боевые корабли Черноморского флота были затоплены в Севастопольской бухте с целью недопущения туда флота союзников. Правда, снятые с них пушки внесли огромный вклад в оборону главной военно-морской базы Черноморского флота России.
О так и не востребованном опыте черноморских кораблестроителей нынче напоминает лишь символ Севастополя — памятник затопленным кораблям в Южной бухте и их корабельные орудия, уже давно ставшие музейными экспонатами.
Создание броненосцев
Так уж вышло, что Россия не была в числе зачинателей броненосного кораблестроения. Первый русский бронированный корабль — броненосная плавучая батарея с говорящим названием «Первенец» — был построен не в России, а в Англии в 1863 г. и в незаконченном виде (из-за дипломатического конфликта с Великобританией) приведен в Кронштадт.
Собственно, англо-русский конфликт со всей наглядностью показал, что рассчитывать на техническую и материальную помощь Запада в строительстве боевых кораблей России не следует. Да и особой необходимости в этом не было. В стране уже существовала своя оригинальная конструкторская школа, родоначальником которой был знаменитый адмирал Попов.
А. А. Попов (1821–1898) — выдающийся русский флотоводец, изобретатель, конструктор броненосных кораблей и организатор судостроения, видный военно-морской теоретик, полный адмирал. 1891
Под его руководством в 1872 г. был спроектирован и построен первый русский мореходный броненосец «Пётр Великий», ставший родоначальником нового класса боевых кораблей — эскадренных броненосцев. Именно они будут следующие 40 лет хребтом всех ведущих флотов мира.
«Пётр Великий» отличался удачным сочетанием всех конструкционных элементов и весьма добротной постройкой. Он прослужил до 1959 г., хотя в первой линии пробыл не так уж и долго — с 1877 по 1903 г.
Первый русский эскадренный броненосец «Пётр Великий»
Постройка и эксплуатация «Петра Великого» поставила ряд проблем перед русскими кораблестроителями и флотоводцами. Во-первых, выяснилось, что корабль такого класса очень дорог, и потому много их быть не может. Во-вторых, оказалось, что по своим тактико-техническим характеристикам он подходит для Балтики, но не для Черноморского флота.
И действительно, последующие русские эскадренные броненосцы почти полностью соответствовали идеологии «Петра Великого» — мореходные (у них постоянно увеличивались водоизмещение и высота борта), с хорошей дальностью плавания и неизменным основным вооружением — четыре 305-миллиметровых орудия в двух 2-орудийных башнях в носу и корме. Лишь длина ствола 12-дюймовок постоянно росла — от 20 до 40 калибров, равно как и увеличивался вес снарядов, дальность и скорость стрельбы. И конечно, скорость корабля — с 14 до 18 узлов (предел для тяжелых военных кораблей с паровой машиной). Вплоть до 1890 г. броненосцы для Балтийского флота не строились — вся судостроительная активность России была сконцентрирована в последующее десятилетие на Чёрном море. И не случайно.
Особые броненосцы
Победив Османский флот в войне 1877-1878 гг., русское военно-морское командование почивать на лаврах не могло. Броненосный флот Блистательной Порты по-прежнему был мощным — 14 единиц. То, что в силу ряда причин турки его в последующие десятилетия не развивали, в начале 1880-х гг. предположить не могли. Русскому же политическому руководству и военному командованию не давала покоя мысль о захвате Константинополя, для чего нужны были особые броненосцы, которые и воплотились в серии кораблей типа «Чесма» — «Екатерина II», «Синоп», «Георгий Победоносец», построенных в Николаеве в 1886-1892 гг.
По тем временам это были примечательные корабли. В отличие от принятого во всех мировых флотах стандарта — четыре 12-дюймовых орудия, они несли 6 таких пушек в трех башенноподобных установках, расположенных треугольником (2 впереди — справа и слева от надстройки, 1 сзади). Такое конструкторское решение было не случайным. Бригада новейших русских броненосцев должна была драться с турецким или британским флотом на встречном курсе у пролива Босфор.
В 1890 г. для Черноморского флота был построен броненосец «Двенадцать апостолов». Этот корабль от многих своих «одноклассников» в зарубежных флотах отличался весьма скромными размерами и крайне тривиальной судьбой: прослужив 20 лет, он не участвовал ни в одном сражении, на нем не произошло ни единой существенной аварии или поломки.
Броненосец «Двенадцать апостолов». 1892
Пятерка эскадренных броненосцев на целое десятилетие стала основой русского Черноморского флота (в 1895 г. к ним добавился «Три Святителя»). По своей мощи эти новейшие корабли превосходили застывший на уровне 1878 г. флот Османской империи.
Потому дальнейшие усилия в постройке эскадренных броненосцев русское командование сосредоточило на Балтийском флоте. Тем более что его корабли и активно действовали в Средиземном море, и ходили по бурной Атлантике.
Эскадренный броненосец «Екатерина II» в Севастополе. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Броненосный корабль Чесма
Броненосные крейсеры
Генерал- адмирал (1873 г.), первый в мире броненосный крейсер.
Броненосец является типом судна , изобретенным русским, эти корабли были предназначены для традиционных морских экспедиций и борьбы с торговыми судами. По этой причине они вооружены тяжелыми орудиями и средней броней, чтобы сражаться с легкими броненосными крейсерами. Эти корабли также имеют довольно высокую скорость, чтобы уклоняться от линкоров . Каждый из них официально классифицируется как крейсер 1 – го ранга и назначен на Балтийском флоте .
Генерал-адмирал класса
- Генерал -адмирал ( Генерал-адмирал ),броненосный фрегат с 1873 г. ,в 1893 г.совершал экспедицию в Атлантический океан , в начале 1900 г. использовался как учебный корабль. В 1909 г. под названием Нарова ( Нарова ) служил заградителем , в 1920 г. был переименован.25 октября( 25 Октября ), а также служит минным заградителем. Демонтирован в 1953 году .
- Герцог Эдинбургский ( Герцог Эдинбургский , Герцог Эдинбургский ), бронированный фрегат, настоящее имя – Александр Невский ( Александр Невский ),в 1875году переименован в герцога Эдинбургского . С 1879 по 1884 год служил на Дальнем Востоке , с 1897 по 1900 год в Средиземном море . В начале 1900 года использовался как учебный корабль, в 1909 году под названием « Онега» ( Онега ) служил минным заградителем. В 1914 году под названием Баррикада п о 4 (баррикада – Баррикада ) он служилкачестве корабельного склада. Демонтирован в 1949 году.
- Minine ( Минин ), бронированный фрегат (1869). По окончании строительства она была преобразована в океан крейсера (1878 г.), классифицирован как крейсер 2 – го ранга в 1892 году, преобразованного миноносец и получает название Ладоги ( Ладога ), добытого в 1915 году.
- Владимир Мономах ( Владимир Мономах ) (1882). Служил на Дальнем Востоке с 1890 по 1892 год и с 1894 по 1902 год, потерпел торпеду в Цусимском сражении (1905).
- Бронированный фрегат Дмитрия Донского ( Дмитрий Донской ) (1883 г.), состоял на вооружении в Атлантическом океане в 1893 г., на Дальнем Востоке (1895–1901 гг.), Поврежден в Цусимском сражении, во избежание захвата был затоплен (1905 – 82 гг.) мертвых).
- Адмирал Нахимов ( Адмирал Нахимов ), бронированный крейсер (1885). В строю на Дальнем Востоке (1888-1891) – (1894-1898) – (1899-1902), в Средиземном море ( 1893 ), торпедирован в Цусимском сражении ( 1905 – 10 убитых).
- Мемуар Азовское ( Память Азова , Память Азова ), бронированный фрегат (1888 г.). Она предприняла экспедицию в северную часть Тихого океана (1890-1892), переименованную в Двину ( Двина ), в 1917 году переименованную в « Память Азова», торпедированную в Кронштадте в 1919 году.
- Риурик ( Рюрик ) (1892). На вооружении Дальнего Востока (1895–1904), потоплен в битве при Ульсане (1904 г. – 202 убитых).
- Россия ( Россия , Россия ) (1895 г.). Служба на Дальнем Востоке (1895–1906) корабль «Адмирал- адмирал Карл Петрович Ессен» во время русско-японской войны 1904–1905 годов, разобран в 1922 году.
- Громобой ( Громобой ) (1899 г.). Состоял на вооружении Дальнего Востока (1900-1906), демонтирован в 1922 году.
Байянский класс
- Адмирал Макаров ( Адмирал Макаров ) (1906- Ла-Сен-сюр-Мер ). Экспедиции в Средиземное море (1908-1909) – (1909-1910), разобраны в 1922 году.
- Baïan ( Баян ) (1895 – Ла-Сен-сюр-Мер) В строю на Дальнем Востоке (1903–1904), поврежден артиллерийским огнем и затоплен в Порт-Артуре, чтобы избежать захвата (1904).
- Паллада ( Паллада ) (1906) торпедирован вблизи Odensholm острововв Финском заливе в 1914 году (594 погибших).
- Баян , названный так в честь взятия предыдущего.
- Риурик ( Рюрик ) (1906 – Барроу-ин-Фернесс ). Совершает экспедицию в Средиземное море (1910 г.), флагманский корабль адмирала Николая Оттовича фон Эссена во время Первой мировой войны , разобран в 1924 г.
Рождение легких сил
Именно Россия стояла у истоков миноносного флота: здесь увидели перспективу оружия, способного поразить противника в подводную часть корпуса. Уже в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. по предложению вице-адмирала Попова велось усиленное строительство прибрежных носителей шестовых и самодвижущихся мин (так в ту пору называли торпеды) — миноносок. Построено их в разных сериях было 100 штук. Наряду с видимыми достоинствами был и недостаток — малый радиус действия.
Миноноска № 61 типа «Дракон». 1885. Интересно, что вопреки сложившейся уже тогда практике данный прибрежный корабль вооружен минными аппаратами, которые применяли исключительно в русском флоте не для стрельбы, а для метания мин (торпед)
Стремясь исправить это, русское командование пошло двумя путями. В 1877 г. на петербургском заводе Берда построили первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Он был похож скорее на торговое судно, чем на боевой корабль. Да и скорость — 12 узлов — явно не соответствовала задачам быстрого удара по эскадрам противника.
В 1880 г. в Англии был заказан для русского флота мореходный миноносец «Батум». Условия для известного британского кораблестроителя Ярроу стояли крайне жесткие — создать корабль, способный на сильном волнении держать скорость 20 узлов, при этом его дальность плавания должна была позволить перейти из Англии в Севастополь. Хотя британские судовладельцы постоянно обманывали свое Адмиралтейство, с русским заказом сделать это было невозможно. В результате на воду спустили корабль, мореходность которого стала нарицательной. До сего дня в Королевском флоте способность боевых кораблей ходить по бурному морю оценивают по типу «Батума».
«Батум» — основоположник целого поколения русских миноносцев
Эскадренный миноносец «Буйный» — типичный представитель класса мореходных миноносных судов начала ХХ в. 1901–1905
Этот миноносец послужил прототипом для различных серий аналогичных кораблей в ряде флотов мира, и, развивая его, русский флот к концу века получил несколько серий мореходных миноносцев, способных на скорости более 20 узлов действовать с эскадрой броненосцев и крейсеров, что и проявилось в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Правда, к ее началу у российского флота было и секретное оружие — первые, но уже пригодные для боевого применения подводные лодки.
Русский военный флот четверть века (1880-1905) осваивал подводные силы. И если первые серийные субмарины России были способны лишь на защиту гаваней, то к началу войны с Японией в 1904-1905 гг. ее подводные лодки уже стали наступательным оружием, пусть лишь теоретически.
Памятник первой серийной подводной лодке конструкции С. К. Джевецкого в Гатчине. Всего было построено 50 единиц
Минный (торпедный) аппарат (вверху) и типичная торпеда Уайтхеда
Поделиться ссылкой
Новое качество удара – бомбические пушки
Начиная с 1830-х гг. большинство линейных кораблей флотов Англии, Франции и России принимают на вооружение орудие, по сути, принципиально нового типа — бомбические пушки. Это были крупнокалиберные корабельные (или береговые) пушки (в основном калибром 68 фунтов), которые при ограниченной длине ствола (11-13 калибров) могли стрелять тяжелыми разрывными снарядами — бомбами. При попадании бомбы в корпус корабля производились крупные и зачастую фатальные для боевой единицы флота разрушения.
Считается, что изобретателем бомбических пушек в 1824 г. стал французский артиллерист А. Пексан. Их конструкцию он создал, как считают некоторые исследователи, на основе русских пушек, так называемых «шуваловских единорогов».
В 1835 г. генеральный консул России в Англии Е. К. Бенкгаузен впервые сообщает о 68-фунтовых бомбических пушках. Летом следующего года в Англии закупается чертеж такого орудия со станком, которое тут же запускается в производство.
Единорог: пушка Шувалова в русской артиллерии
Но за год до сообщения консула в Кронштадте проходят испытания 2- и 3-пудовые бомбические пушки собственно российской конструкции. Испытания показали, что любой военный парусный корабль в состоянии выдержать несколько сотен попаданий обычных ядер и гранат (что неудивительно при толщине деревянного борта почти в метр), но после 20 попаданий бомб разрушается полностью.
Более того, если бомбы Пексана взрывались после проникновения внутрь корабля (фактически это было больше похоже на полое ядро со взрывчатым веществом внутри, чем на разрывной снаряд), то русские бомбы артиллериста-изобретателя генерал-лейтенанта Лехнера взрывались и при простом соприкосновении с целью (косвенное подтверждение большего заряда взрывчатого вещества в русских бомбах), и при проникновении на значительную глубину (все зависело оттого, какой взрыватель-трубку поставит комендор).
Характеристики артиллерийских орудий судна | ||
---|---|---|
Характеристика | Русское 68-фунтовое бомбическое орудие Лехнера №1 | Английская 68-фунтовая пушка |
Калибр, мм | 214 (203) | 203 |
Длина ствола, мм | 2 660 | 2 440 |
Длина канала ствола в калибрах | 12,4 (13,1) | 12,01 |
Масса бомбы, кг | 20-23,5 (в зависимости от типа) | 24 |
Масса заряда, кг | 4,5 | 3 |
Масса порохового заряда, работающего в канале ствола на выталкивание бомбы, кг (60 % от общего) | 3 | 1,8 |
Начальная скорость бомбы, м | Более 230 | Около 200 |
Дальность стрельбы, м | 2 963 по настильной траектории | Более 2 000 по настильной траектории |
Площадь разрушения корабельного деревянного борта (условная толщина 60 см) бомбой, м² | 2-4 (в зависимости от взрывателя) | 1 |
Стандартный боезапас на одно орудие, выстрелов | 75 | 60 |
Таким образом, по конструкции русские бомбы при всех их недостатках были более совершенными снарядами, в том числе и в плане конструкции металлического корпуса. Сравнивая же тактико-технические характеристики русского 68-фунтового орудия Лехнера и аналогичной английской пушки по представленной выше таблице, нетрудно убедиться в высоком качестве русской металлургической и артиллерийской промышленности, а также конструкторской мысли в сравнении с тогдашней «мастерской мира».
Описание и особенности
Броненосец, животное, которое получило свое название благодаря панцирю, покрывающему тело. Именно эта броня, состоящая из костных пластин, позволила выжить их древним предкам.
Броненосцы относятся к отряду животных, который объединяет его представителей особенным строением зубов, и называется он отряд неполнозубых. На данный момент он насчитывает около двадцати видов этих особей и 9 родов, объеденных в следующие группы:
- Щетинистые;
- Твердопанцерные;
- Шаровые;
- Большие;
- Плащеносные.
Все особи – это неуклюжие зверьки, имеющие вытянутую морду и огромные стоячие уши. Прочный панцирь надежно защищает верхнюю часть тела животного, он состоит из твердых пластин, которые покрыты ороговевшим слоем кожи.
Все это помогает защищаться от хищных зверей. Пластины также расположены на плечах и бедрах. На спине они состоят из поясков, между которыми есть кожистая прослойка, которая позволяет животным в случае опасности сворачиваться в клубок.
Голова, верхняя часть лап и хвост, как правило, также защищены броней. Поэтому самой уязвимой частью зверька является нижняя часть тела, которая имеет только щетинистый волосяной покров.
Передние и задние лапки имеют от 3 до 5 пальцев и большие острые когти, помогающие зверькам копать землю, вскрывать муравейники и термитники. Животные имеет не очень хорошее зрение и совсем не различают цвета, но обладают достаточно развитым нюхом и отличным слухом.
Это помогает узнавать представителей своего рода, а также получать информацию о готовности противоположного пола к размножению. Окрас панциря зависит от вида броненосца и может быть от желтоватого или светло-коричневого оттенка до розовато-серых тонов.
Военные корабли последней императорской программы
В 1909 г. была принята последняя программа строительства русского военного флота. Согласно ей, и для Балтики, и для Чёрного моря следовало построить дивизию линкоров (2 бригады — 8 кораблей), бригаду легких крейсеров (4 корабля), минную дивизию (4 дивизиона — 36 эсминцев типа «Новик»), партию (дивизию) траления и несколько бригад подводных лодок.
Пара из тройки русских броненосных крейсеров типа «Адмирал Макаров» — «Баян» (на переднем плане), «Адмирал Макаров». 1912–1914. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Однако еще до реализации программы для Балтийского флота в Англии был заказан мощный броненосный крейсер «Рюрик», а по проекту спущенного на воду в 1902 г. во Франции «Баяна» для него же на отечественных верфях построили 3 крейсера типа «Адмирал Макаров».
Черноморский флот усилился двумя последними русскими эскадренными броненосцами «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». Особенностью этих проектов было полное отсутствие перегрузки и соответствие проектным тактико-техническим характеристикам. Как видим, уроки Русско-японской войны пошли отечественному флоту на пользу.
До начала Первой мировой войны, которая стала последней для военного флота Российской империи, со стапелей питерских, ревельских, николаевских и севастопольских заводов сошли линейные корабли типа «Гангут» и «Императрица Мария», крейсеры типа «Светлана», эскадренные миноносцы типов «Счастливый» и «Орфей» и одни из лучших в мире подводных лодок И. Г. Бубнова.
Броненосный крейсер «Рюрик» в кильватер линейным кораблям «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». 1913. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец Черноморского флота «Иоанн Златоуст» типа «Евстафий» постройки 1911 г. 1913. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. «Иоанн Златоуст» стал последним русским классическим броненосцем
В 1908 г. по проекту выдающегося русского инженера И. Г. Бубнова была построена первая в мире дизель-электрическая подводная лодка «Минога», а затем вплоть до 1917 г. для Балтийского и Черноморского флотов выпущено несколько серий более совершенных боевых субмарин типа «Барс». Подводные лодки Бубнова обладали необычайно сильным для того времени вооружением — 4 трубных и 8 решетчатых торпедных аппаратов. При всех отличных характеристиках субмарин имелись и существенные недостатки: безотсечная конструкция обусловливала крайне низкую живучесть подлодок, а дизели разных мощностей и типов сильно ограничивали их скорость.