Броненосные крейсера типа «Асама» (Япония)

Конструкция броненосных крейсеров типа «Асама»

Главной особенностью японских крейсеров «Асамы» и «Токивы» стало их бронирование: главный броневой пояс по длине достигал 66% от длины судна, а толщина составляла от 178 мм (в центре) до 89 мм (в оконечностях). Для сравнения: у мощнейшего японского эскадренного броненосца «Микаса» эти показатели составляли: 50% при толщине 178-229 мм. Неплохо для крейсера, верно?

Горизонтальную защиту цитадели крейсеров обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 51 мм, эти же скосы обеспечивали дополнительную защиту оконечностей. Важным дополнением стал второй (верхний) бронепояс толщиной 127 мм, который вместе со 152-мм траверсами обеспечивал надежную защиту казематной артиллерии. Башни главного калибра и их барбеты прикрывались 152-мм броней, такой же толщины была броня отсека носового торпедного аппарата.

Самую внушительную защиту имела боевая рубка: до 356 мм, к тому же форма рубки практически исключала случайное поражение осколками людей внутри нее. Это позволяло в любых обстоятельствах гарантировать сохранение управления кораблем и избавляло от необходимости создавать резервные посты управления. Общий вес брони доходил до 22 % водоизмещения, при этом небронированным оставалось всего около 40 % площади корабля.

Чертеж броненосных крейсеров: «Асама» и «Токива»

Полную скорость эти крейсера показали на 4-часовом пробеге с форсированной тягой. Реальная продолжительная скорость составляла 19-19.5 уз.

Относительно небольшая дальность плавания и невысокая мореходность отчасти объясняются предназначением крейсеров для действий на закрытом театре. Размещение части средней артиллерии в казематах ниже верхней палубы при низком надводном борте могло привести к невозможности ведения из них огня на волнении. Это подтвердилось впоследствии в ходе I мировой войны в сражении у мыса Коронель, когда британские броненосные крейсера с подобным расположением артиллерии не могли вести огонь из орудий нижних казематов.

Вооружение крейсеров типа «Асама» состояло из 4-х орудий калибра 203 мм (8 дюймов) в двухорудийных башнях на носу и корме. Боекомплект башен главного калибра находился непосредственно в самих башнях (80 выстрелов на орудие). Хотя это и ставило под угрозу безопасность всего крейсера при пробивающем броню попадании в башню, но, вместе с стем, позволяло добиться неплохой скорострельности, достигающей трех выстрелов в минуту.

Промежуточный калибр был представлен 14 скорострельными орудиями Армстронга калибром 152 мм (150 выстрелов на ствол). 10 таких орудий располагались в каземате (по 5 орудий с каждого борта), еще 4 — в палубных установках, защищенных противоосколочными щитками.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 76 мм (на верхней и батарейной палубах, а также на крыльях мостиков) и 8 пушек Гочкиса калибром 47 мм. Крейсеры также имели 5 торпедных аппаратов (4 подводных и 1 надводный).

Сноски

  1. Evans & Peattie, стр. 57–62.
  2. Брук 1999, стр. 125
  3. Миланович, с. 72
  4. Брук, 1999, стр. 107–09.
  5. ^ Миланович, с. 73
  6. Миланович, с. 74, 80
  7. ^ Jentschura, Jung & Mickel, стр. 72
  8. Миланович, с. 81 год
  9. ^ Брук 1999, стр. 109
  10. Миланович, стр. 76–77.
  11. ^ Миланович, с. 78
  12. Фридман, стр. 276; Миланович, с. 78
  13. Фридман, стр. 114
  14. ^ Миланович, с. 80
  15. Миланович, стр. 80–81.
  16. ^ Chesneau & Kolesnik, p. 225
  17. Брук 1999, стр. 107
  18. Дикс, стр. 307
  19. Каунер, стр. 465
  20. Warner & Warner, стр. 188–95.
  21. Форчик, стр. 42–43.
  22. Корбетт, I, стр.127, 142
  23. Warner & Warner, стр. 236–38.
  24. Форчик, стр. 45–46.
  25. Корбетт, I, стр. 188–89, 191–96, 283–89, 319–25, 337–51
  26. Брук 2000, стр. 43, 45
  27. Корбетт, I, стр. 389, 397–98, 417
  28. Корбетт 1994, II, стр. 47, 52, 97, 104, 153, 159–60, 176–77, 217
  29. Кэмпбелл 1978, часть 2, стр. 128–32; Часть 3. С. 186–87.
  30. Корбетт 1994, II, стр. 319–20
  31. ^ Кэмпбелл 1978, часть 4, стр. 263
  32. ^ Брук, стр. 110
  33. Уоттс и Гордон, стр. 109
  34. Корбетт, II, стр. 356, 363–65, 377–80
  35. ^ Estes
  36. ^ Лакруа и Уэллс, стр. 657
  37. Бердик, стр. 235, 241
  38. Саксонский
  39. Кэмпбелл 1985, стр. 197–98.
  40. Jentschura, Jung & Mickel, стр. 73
  41. Лакруа и Уэллс, стр. 657–59.
  42. ^ Хакет и Кингсепп
  43. Chesneau, p. 207
  44. Кэмпбелл 1985, стр. 200
  45. Ровер, стр. 123
  46. Фукуи, стр. 13
  47. Фукуи, стр. 53
  48. Лакруа и Уэллс, стр. 659

Крейсер «Асама»: корабль-долгожитель

Главным противником «Варяга» и «Корейца» в бою у Чемульпо стал броненосный крейсер «Асама», который по вооружению и бронированию значительно превосходил оба русских корабля и не оставляя шансов на прорыв. В Цусимском сражении крейсер «Асама» в самом начале дневного боя 14 мая 1905 г. получил серьезные повреждения и практически на три часа вышел из строя. В ходе Первой мировой войны крейсер обеспечивал высадку десантов на Марианских и Каролинских островах, а затем участвовал в поисках крейсерской эскадры вице-адмирала Шпее.

Соблазнительная затея создать японский опорный пункт на одном из островов у побережья Мексики едва не поставила точку в биографии «Асамы». 31 января 1915 г. в заливе Сан-Барталоме крейсер наскочил на неотмеченный на карте риф и получил пятиметровую пробоину. Оказались затоплены все котельные отделения. Спасательная операция заняла несколько месяцев и лишь 8 мая 1915 г. крейсер удалось снять с камней.

В декабре 1915 г. Асама” был поставлен на ремонт в одной из баз метрополии, продолжавшийся до конца 1917 г. В дальнейшем, «Асама» был переклассифицирован в судно береговой обороны и использовался в качестве учебного корабля. В1935 г. он вновь напоролся на подводную скалу теперь уже во Внутреннем Японском море. Восстанавливать устаревший корабль было признано нецелесообразно. Снятый с мели крейсер «Асама» сначала продолжал использоваться для учебных целей, а затем в качестве плавучей казармы. Корабль благополучно пережил Вторую мировую войну и был отправлен на слом лишь в 1946 г.

Примечания

  1. Александров А.С., Балакин С.А. «Асама» и другие Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
  2. Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 2nd) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 мая 2011. Архивировано 5 декабря 2012 года.
  3. 123 Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 5th) (недоступная ссылка)
  4. Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 6th) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 мая 2011. Архивировано 4 декабря 2012 года.
  5. 12 Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 8th) (недоступная ссылка)
  6. Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 9th) (недоступная ссылка)
  7. Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 11th) (недоступная ссылка)

Библиография [ править ]

  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0 .
  • Брук, Питер (1999). Военные корабли на экспорт: Armstrong Warships 1867–1927 гг . Грейвсенд: Мировое корабельное общество. ISBN 0-905617-89-4 .
  • Бердик, Чарльз Б. (1976). Японская осада Цинтау: Первая мировая война в Азии . Хамден, Коннектикут: Книги Архонта. ISBN 0-2080-1594-9 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Шима, части 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль .II . Лондон: Conway Maritime Press. С. 127–35, 186–192, 258–65. ISBN 0-87021-976-6 .
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946 . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
  • Chesneau, Roger & Kolesnik, Eugene M., eds. (1979). Все мировые боевые корабли Конвея 1860–1905 гг . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7 .
  • Дикс, Чарльз Кабри (1905). Мировой флот в восстании боксеров (Китай, 1900) . Лондон: Digby, Long & Co., стр. 307 . OCLC 5716842 .
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии, 1887–1941 . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–05 . Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
  • Фукуи, Шизуо (1991). Японские военно-морские суда в конце Второй мировой войны . Лондон: Greenhill Books. ISBN 1-85367-125-8 .
  • Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (24 декабря 2011 г.). «IJN Tokiwa : Табличная запись движения» .ФУСЕЦУКАН! Рассказы и боевые истории минных заградителей IJN . Combinedfleet.com . Проверено 18 апреля 2015 года .
  • Халперн, Пол С. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
  • Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X .
  • Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь русско-японской войны . Исторические словари войны, революции и гражданских волнений.29 . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81084-927-3 .
  • Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
  • Маух, Питер (2011). Матрос-дипломат: Номура Китисабуро и японо-американская война . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05599-5 .
  • Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014 . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-236-8 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
  • Саксон, Тимоти Д. (зима 2000 г.). «Англо-японское военно-морское сотрудничество, 1914–1918» . Обзор военно-морского колледжа . Пресса военно-морского колледжа.LIII (1). Архивировано из оригинала 13 декабря 2006 года.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей . Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0 .
  • Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .
  • Уоттс, Энтони Дж. И Гордон, Брайан Г. (1971). Императорский флот Японии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday. ISBN 0385012683 .

История службы броненосных крейсеров типа «Асама»

Броненосный крейсер «Асама»

Заложен в ноябре 1896 г., спущен на воду 23 марта 1898 г., укомплектован 18 марта 1899 г. (Англия)

9 февраля 1904 г. «Асама» был «главным калибром» японской эскадры атаковавшей российский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» на рейде корейского Чемульпо. Даже без учета остальных 5-и японских крейсеров, для уничтожения «Варяга» хватило бы одного «Асамы», чей броневой пояс снарядами «Варяга» даже не пробивался. 3 попадания с «Асамы» были самыми чувствительными для русского крейсера. В ответ, по русским данным на «Асама» был разрушен задний мостик и случился пожар, однако японская сторона эти сведения не подтверждает.

Впоследствии, весь 1904 г. «Асама» действовал под Порт-Артуром, участвовал в сражении в Желтом море 28.07.1904 г., где получил повреждения от огня крейсера «Аскольд».

Серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где вынужден был в отдельные моменты сражения выполнять роль флагмана. Получил 12 попаданий от броненосца «Император Николай I» (3 — 305-мм, 2 — 254-мм), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма, имел обширные затопления. В общей сложности «выпадал» из боя примерно на три часа.

В качестве вспомогательного боевого корабля нес службу вплоть до 1920- х г.г.

С 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны, частично разоружен (4х203, 4х152, 2х80 зен., 2х450-мм ТА). С 1937 г. — учебный корабль.

Исключен из списков флота и разобран на металл в 1947 г.


Японский крейсер «Асама» с визитом вежливости в Бостоне, США. Послевоенный снимок (1917 или 1927 г.)

Командиры корабля[ | ]

  • капитан 1-го ранга Дэва Сигэто (Dewa, Shigeto) — с 5 апреля 1898 года по 16 июля 1899 года.
  • капитан 1-го ранга Накаяма Нагааки (Nakayama, Nagaaki) — с 20 мая по 11 августа 1900 года.
  • капитан 1-го ранга Тандзи Хироо (Tanji, Hiroo) — с 11 августа 1900 года по 22 января 1901 года.
  • капитан 1-го ранга Номото Цунаакира (Nomoto, Tsunaakira) — с 6 октября 1902 года по 19 января 1904 года.
  • капитан 1-го ранга Ёсимацу Мотаро (Yoshimatsu, Motaro) — с 19 января 1904 года по 14 июня 1905 года.
  • капитан 1-го ранга Имаи Канэмаса (Imai, Kanemasa) — с 14 июня]] по 12 декабря 1905 года.
  • капитан 1-го ранга Вада Кэнсукэ (Wada, Kensuke) — с 12 декабря 1905 года по 22 ноября 1906 года.
  • капитан 1-го ранга Фудзимото Хидэсиро (Fujimoto, Hideshiro) — с 22 ноября 1906 года по 31 июля 1908 года.
  • капитан 1-го ранга Ямагата Бундзо (Yamagata, Bunzo) — с 28 августа 1908 года по 1 октября 1910 года.
  • капитан 1-го ранга Ёда Мицудзи (Yoda, Mitsuji) — с 1 октября 1909 года по 1 декабря 1909 года.
  • капитан 1-го ранга Цукияма Киётомо (Tsukiyama, Kiyotomo) — с 9 апреля по 1 декабря 1910 года.

Проектирование и Сроительство

Броненосные крейсера типа Asama были созданы во время японской 10-летней судостроительной программы 1895-1896 гг. В основном, новые корабли планировалось заказать на британских верфях, но японское правительство не устраивали британские броненосные крейсеры. И единственным в мире готовым проектом, более или менее соответствующем требованиям, был был проект чилийского крейсера O’Higgins, разработанный главным конструктором фирмы Armstrong Филипом Уоттсом. Именно O’Higgins и стал прототипом броненосных крейсеров типа Asama.

Первый проект, появившийся к 20 июня 1986 года не был одобрен из-за ограниченной площади бронирования корабля. Основываясь на опыте скорострельной артиллерии, японские адмиралы потребовали как можно полнее забронировать ватерлинию и установить защиту надводного торпедного аппарата.

Схема броненосных крейсеров типа Asama

После устранения первых замечаний, в июле 1986 г. японское правительство потребовало увеличения скорости при нормальной тяге, что потребовало увеличения размера энергетической установки, расширении крейсера и переработки расположения вооружения.

Последняя модификация, появившаяся на свет в конце июля 1896 г., отличалась только более продуманным разделением на отсеки. В ней появились три дополнительные поперечные водонепроницаемые переборки. Одна – между батарейной и верхней палубой впереди носового барбета. Еще две были установлены между верхней палубой и вторым поясом. Все плиты вертикальной защиты, для повышения их снарядостойкости, решили изготавливать из гарвей-никелевой брони. Именно этот вариант был направлен в Японию в качестве окончательного.

Этот проект, с некоторыми замечаниями, был одобрен японским правительством и стал базовым для всех броненосных крейсеров программы 1895-1896гг. Представитель фирмы Armstrong получил неофициальное предварительное согласие на размещение на ее верфях заказа на строительство двух броненосных крейсеров.

Корпус корабля Asama заложили 20 октября 1896г. под заводским номером 661, а корпус Tokiva 6 января следующего года под заводским номером 662. В июле 1897 г., когда корабли находились еще на стапелях, их официально продали Японии.

Предпосылки и описание

План расширения военно-морского флота 1896 г. был разработан после Первая китайско-японская война и включал четыре броненосных крейсера в дополнение к еще четырем линкорам, все из которых должны были быть заказаны на британских верфях, поскольку Япония не имела возможности построить их самостоятельно. Дальнейшее рассмотрение российской программы строительства заставило IJN поверить, что линкоров, заказанных в соответствии с первоначальным планом, будет недостаточно для противодействия Императорский флот России. Бюджетные ограничения не позволили заказать больше линкоров, и IJN решил увеличить количество заказываемых более доступных броненосных крейсеров с четырех до шести кораблей. Пересмотренный план широко известен как «Флот шести-шести». В отличие от большинства своих современников, которые были созданы для коммерческий набег или для защиты колоний и торговых путей, Асама и ее полу-сестры были предназначены для разведки флота и для использования в линия боя.

Корабль был 134,72 метра (442 фута) в длину. общий и 124,36 метра (408 футов) между перпендикулярами. У нее был луч 20,48 метра (67 футов 2 дюйма) и имел средний проект 7,43 метра (24 фута 5 дюймов). Асама перемещенный 9,710 метрических тонн (9,560 длинные тонны ) при нормальной нагрузке и 10 519 метрических тонн (10 353 длинных тонны) при глубокая нагрузка. Корабль имел метацентрическая высота 0,85 метра (2 фута 9 дюймов). Ее экипаж состоял из 676 офицеров и рядовых.

Асама имел два 4-цилиндровых , каждый за рулем одного карданный вал. Пар для двигателей был предоставлен дюжиной цилиндрические котлы и двигатели были оценены в общей сложности 18000 (13,000 кВт ). Корабль имел расчетную скорость 22 узлы (41 км / ч; 25 миль / ч) и достигла 22,07 узла (40,9 км / ч; 25,4 миль / ч) во время ее ходовые испытания от 19000 л.с. (14000 кВт). Перевезла до 1390 длинных тонн (1410 т) угля. и мог выпарить за 10000 морские мили (19000 км; 12000 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч).

В основное вооружение на всех броненосных крейсеров «Шесть-Шесть Флот» было четыре восьмидюймовые пушки в двух-орудийные башни на носу и на корме надстройка. В вторичное вооружение состояла из 14 Элсвик Артиллерийская рота “Узор Z” скорострельный (QF), 6-дюймовые (152-мм) пушки. Только четыре из этих орудий не были установлены в бронетранспортерах. казематы на главной и верхней палубах и их крепления на верхней палубе были защищены оружейные щиты. Асама был также оснащен дюжиной QF 12-фунтовые пушки массой 12 ц. и восемь QF Ямаути ружья как защита ближнего боя от торпедные катера. Корабль был оснащен пятью 457-мм (18 дюймов) торпедные аппараты, одна надводная в носовой части и четыре погружные трубы, по две на каждой борт.

Все броненосные крейсера “Six-Six Fleet” использовали одну и ту же схему бронирования с некоторыми незначительными отличиями, наиболее важным из которых было то, что два Асамакорабли класса менее жесткие Харви броня. В пояс ватерлинии проходила по всей длине корабля, а его толщина варьировалась от 178 миллиметров (7,0 дюйма) на миделе до 89 миллиметров (3,5 дюйма) на носу и корме. Он имел высоту 2,13 метра (7 футов 0 дюймов), из которых 1,52 метра (5 футов 0 дюймов) обычно находились под водой. Верхний Strake Ленточная броня имела толщину 127 миллиметров (5,0 дюйма) и простиралась от верхнего края ватерлинии до главной палубы. Он простирался на 65,42 метра (214 футов 8 дюймов) от носа к тылу. барбет. В Асама класс имел диагональные 127 мм бронированные переборки закрывавшие концы центральной бронированной цитадели.

Барбеты, орудийные башни и передняя часть казематов имели толщину 152 миллиметра, в то время как борта и задняя часть казематов были защищены 51 миллиметром (2,0 дюйма) брони. Палуба была толщиной 51 миллиметр, а броня, защищающая боевая рубка была 356 миллиметров (14,0 дюйма) в толщину.

Конструкция

Проект создал сэр Филип Уоттс. Поектировались на верфях в Эльзвике для чилийского флота. В отличие от большинства броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами против Аргентинских броненосных крейсеров.

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора корпуса.

Бронирование. Первые 2 крейсера имели гарвей-никелевое бронирование, последние — «Идзумо» и «Ивате» — крупповское. «Асама» и «Токива» имели рекордные для всех японских кораблей (включая и все броненосцы), показатели абсолютной и относительной длины бронепояса — 86,5 м (целых 66,5 % от длины ВЛ) были прикрыты плитами 178 мм, против шедших вторыми по этим параметрам «Идзумо» и «Ивате» с 83,7 м (и 64,6 % от ВЛ)! Оконечности крейсеров были защищены поясом по ватерлинии толщиной 88-89 мм плюс карапасом 51-63 мм толщиной.

Для сравнения, новые японские броненосцы типа «Сикисима» имели толстый (178—229 мм) бронепояс на протяжении лишь 66 м длины (52,2 % от длины ВЛ), а последний и самый мощный «Микаса» даже ещё менее — 63 м (эта самая малая длина в абсолютном значении, — до 50 % от ВЛ)! Остальные 48 % длины пояса в оконечностях «Сикисима» имели толщину в 102 мм — всего на 13-15 мм толще, чем 33,5 % длины на броненосных крейсерах.

Более старые броненосцы типа «Фудзи» были защищены лишь весьма толстым, но коротким поясом длиной 69 м (58 % от ВЛ). А самые длинные пояса имели российские броненосные крейсера — «Россия» (до 100 м в средней части 152—203 мм толщиной плюс до 20 м кормы 127 мм толщиной), а для крейсеров до 8000 т — «Баян».

Длина и толщина верхнего пояса были скромнее — 65,2 м на «Асамах» и 53,3 м на «Идзумо», при толщине 127 мм. Но и тут отставание от броненосцев было не очень большим — для сравнения, 66 м на «Сикисимах» и 63 м на «Микаса» при толщине пояса 152 мм.

Больше всего разница была заметна в защите артиллерии. Башни и барбеты ГК крейсеров имели защиту в 152 мм, а у броненосцев башни ГК защищались броней в 203—254, а барбеты — до 356 мм толщины.

Тем не менее, схема, длина и толщина бронирования пояса подтверждает то, что японские броненосные крейсера создавались в большей степени для поддержки своих броненосцев в бою, чем для отдельных действий, а также для связывания боем и повреждения более быстроходных, чем броненосцы, сил противника.

Вооружение

Основу вооружения «Асам» составили новые 203-миллиметровые 45-калиберные «армстронговские» орудия. Они имели принятую в то время в Великобритании проволочную конструкцию и поршневой затвор. Пушки располагались в двухорудийных башенных артустановках.

Для наведения башни имели гидравлический привод, кроме того электрический и ручной — в качестве резервных. Отличительной особенностью была конструкция артиллерийских башен главного калибра — часть боекомплекта в 62 снаряда на орудие находился в башне, которая сама играла роль орудийных погребов. Остальные снаряды и все заряды, как более пожароопасные, хранились в погребах под броневой палубой и подавались наверх одним общим элеватором. За один цикл элеватор мог поднять два заряда или снаряда. Скорострельность равнялась 3 выстрелам в минуту, до израсходования снарядов в башне, после этого темп стрельбы резко падал.

Крейсер «Нийтака»: гибель в рыболовных сетях

На момент событий у Чемульпо «Нийтака» — самый новый из кораблей, участвовавших в бою. За весь бой 27 января 1904 года с «Нийтаки» было выпущено 53 152-мм снаряда. В дальнейшем, крейсер 1 августа 1904 г. участвовал в бою у Фузана с Владивостокским отрядом крейсеров. А в Цусимском сражении сражался 15 мая 1905 г. с крейсером «Светлана», а затем «Дмитрием Донским».

Крейсер «Нийтака». (club443.ru)

Во время японской интервенции на Дальнем Востоке корабль обеспечивал защиту японского рыболовства в российских водах и по иронии судьбы погиб в рыболовных сетях. В августе 1922 г. вблизи устья реки Озерной (побережье Камчатки) командир крейсера принял опрометчивое решение переждать надвигающийся тайфун на якорной стоянке под защитой берега. Но ветер внезапно изменил направление, вынудив крейсер сняться с якоря.

Ночью в штормовую погоду «Нийтака» вошел в рыболовные сети, которые намотались на винты, потерял управление и был опрокинут волной. Вместе с кораблем погибло более 300 человек. Уцелеть посчастливилось лишь небольшой группе японских моряков из экипажа крейсера (19 человек), оказавшейся перед наступлением шторма на берегу. Через год после трагедии японцы обследовали место гибели «Нийтаки» и установили на берегу скромный памятник, который сохранился до наших дней.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий