Ракетный катер
Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.
Ракетный катер “Комар”
Боевое применение
Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.
Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.
Катер “Комар”
Проекты 205 и 205У «Москит»
Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.
Катер “Москит”
В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.
Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:
- Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
- Война Пакистана и Индии в 1971 году
- Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
- Ирано-иракская война 80-хх гг.
- Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.
ракетный катер проекта 205
p>
Роль КБ «Алмаз»
Так, в ленинградском КБ «Алмаз» стали зарождаться идеи – монтировать ракетные установки на мелкие быстроходные катера. Во всем мире к новшеству русских отнеслись сдержано-скептически. Но шестидневная война 1967 года перевернула взгляды, после того как египетский катер (производства СССР) единым ракетным залпом отправил на дно израильский эскадренный миноносец. Началась новая эпоха на флоте. В 70-х годах инженерами КБ «Алмаз» под руководством В. И. Королева стали выдвигаться идеи по созданию легких катеров-катамаранов на воздушных подушках. Это повышало скорость передвижения, маневренность, неуязвимость. Задача – неожиданное появление, удар и такое же быстрое исчезновение. Так зародился малый корабль «Бора» на воздушной подушке.
Севастополь
- Все новости
- Севастополь
- Крым
- Россия
- Новороссия
- В мире
- Политика
- Реклама на ForPost
В дальний средиземноморский поход из Севастополя вышел ракетный корабль «Самум»
На Черноморском флоте произошло важное и знаменательное событие: после короткого торжественного митинга в море в дальний средиземноморский поход вышел ракетный корабль на воздушной подушке «Самум». Факт примечателен тем, что такое произошло впервые как в истории Черноморского флота, так и в истории РКВП «Самум», которым командует капитан 2 ранга Олег Сардин
Поскольку РКВП «Самум» впервые вышел на боевую службу в Средиземное море, на его борту прошел митинг с участием начальника штаба бригады ракетных катеров и заместителя командира бригады по работе с личным составом капитанов 2 ранга Дмитрия Васильчука и Алексея Токарева, а также ветеранов старейшего и самого прославленного корабельного соединения Черноморского флота, которое в августе перешагнуло свой 95-летний рубеж. Бригада ракетных катеров, куда входит РКВП «Самум» воспитала 13 Героев Советского Союза.
Мне не раз доводилось бывать на этом корабле и даже выходить в море как на нем, так и на однотипном первенце таких РКВП – «Боре», быть свидетелем ракетных и артиллерийских стрельб. Но на боевую службу в средиземку корабль вышел впервые.
Это один из новейших боевых кораблей ЧФ. Ракетный корабль на воздушной подушке проекта1239 создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения малых ракетных кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран же проекта1239 (его генеральный конструктор Валериан Корольков не раз бывал в Севастополе) отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью.
Корабль хорошо вооружен, имеет две 4-х ракетные пусковые установки ПКР “Москит” (8 ракет 3М80), 1×2 ПУ ЗРК “Оса-М” (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2×6 30-мм артустановки АК-630. Для своего сравнительно небольшого водоизмещения он обладает серьезной огневой мощью. Его экипаж: 68 чел.
В их числе, например, лучший командир БЧ-2 надводного корабля в масштабе ВМФ. Это капитан-лейтенант Алексей Вишняк, с которым мы хорошо знакомы. Алексей – выпускник Балтийского военно-морского института имени Ф. Ф.Ушакова – сразу влюбился в этот мощный, современный и стремительный корабль 21 века и был рад, что попал именно на него.
-Недаром РКВП «Бора» и «Самум» открывают праздник на день Военно-Морского флота в Севастополе, олицетворяя лучшие силы Черноморского флота, – с некоторой восторженностью говорит Вишняк, – они работают в паре не только в праздничных мероприятиях, но нередко и во время боевой учебы. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч лошадиных сил позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн в два метра! Такая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного же хода установлены два дизеля. А вообще его мореходность – до 8 баллов.
Главным оружием корабля является ракетное оружие. То самое, что находится в заведовании капитан-лейтенанта Алексея Вишняка. Это две четырех ракетные пусковые установки ПКР “Москит”. К этим восьми ракетам можно добавить 20 ракет на пусковых установках ЗРК “Оса-М”. Артиллерия представлена 76-мм артустановкой АК-176, 30-мм артустановками АК-630. Для корабля водоизмещением всего в 1050 тонн это по настоящему серьезное и грозное оружие.
А вот насколько эффективно и грамотно оно будет использовано – зависит от капитан-лейтенанта Алексея Вишняка и его подчиненных. Штурманом на РКВП «Самум» капитан-лейтенант Иван Бойцов, имеющий опыт плавания в Средиземном море на ракетном катере «Ивановец». Командиром БЧ-5 на «Самуме» один из опытнейших командиров электромеханической боевой части капитан 3 ранга Сергей Пегушин.
На борту корабля находится группа антитеррористической деятельности (АТД) из состава отдельной бригады морской пехоты, имеющая штатное стрелковое вооружение. Её возглавляет старший матрос контрактной службы Евгений Ширин. В неё входит 8 человек.
Корабль, учитывая его возможности, усилит группировку кораблей оперативного соединения Военно-Морского Флота России, действующую в Средиземном море на постоянной основе.
Владимир ПАСЯКИНФото автора
видео Дмитрия Осипенко
В «Артеке»
Поддерживают моряки-черноморцы традиции, заведенные с советских времен. При закрытии смены в Международный центр «Артек» прибыл «Бора» – корабль, ставший гордостью нашего флота. После выполнения боевых задач РКВП «Бора» встал на рейд в детском центре.
На борт корабля поднялись сотни ребят, для них проводились специальные экскурсии. Знакомство было очень познавательным, особенно для тех, кто окончил детскую морскую флотилию в «Артеке». Здесь и состоялся торжественный выпуск курсантов.
Все ребята были в восторге от этого мероприятия и оставляли свои положительные отзывы после посещения корабля.
Традиционный костер, завершающий смену в Международном лагере «Артек», был зажжен от огня, взятом из капсулы, спущенной с борта корабля «Бора».
Конструкция ракетного катера
Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:
- Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
- Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
- Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
- Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
- Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
- Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
- Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
- В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
- Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.
С опорой на воздух
Идея поднять судно из воды в воздух, чтобы снизить сопротивление и повысить скорость, всегда была очень привлекательной для судостроителей. За сто лет до появления первых пароходов и за двести лет до первых полетов на самолетах уже существовал проект, который можно назвать прообразом современных кораблей на воздушных подушках. В 1716 году шведский ученый Эммануил Сведенборг предложил с помощью лопастей и мускульной силы нагнетать воздух под парусиновый купол, на котором можно перемещать людей и грузы. Идея осталась на бумаге, так как никакая мускульная сила не смогла бы поднять такой аппарат.
Воплотить что-то подобное в реальность стало возможным только с появлением двигателей внутреннего сгорания. В 1915 году австро-венгерский офицер и изобретатель Мюллер фон Томамюль построил экспериментальный торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот», который смог разогнаться до 40 узлов (чуть более 70 км/ч). Но ускорять машины с помощью воздушной прослойки предлагали не только на воде. В 1926 году Константин Циолковский высказывал мысль о скоростном поезде без колес, движение которого основывалось бы на использовании давления воздуха.
Торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот»
Наша страна была первой в создании действующих «воздухоходов» скегового типа. Работы над ними были начаты в 1927 году под руководством профессора В.И. Левкова. Судна на воздушной подушке (СВП) разрабатывались для военного применения. В конце 1930-х годов катер Левкова «Л-5» весом 9 тонн достиг скорости 73 узла (более 135 км/ч). Он был построен по скеговому типу конструкции.
Левков работал и над СВП камерного типа, но развития это направление не получило. Изобретателем соплового способа формирования воздушной подушки, который сегодня используется в большинстве СВП, считается англичанин Кристофер Коккерелл. По легенде, он открыл принцип воздушного барьера, экспериментируя с двумя консервными банками, вставленными одна в другую. В 1955 году Коккерелл запатентовал схему СВП под названием Hovercraft («парящий аппарат»). А в 1959-м первое построенное им судно SR-N1 пересекло пролив Ла-Манш за 20 минут.
Hovercraft SR-N1
«Золотой век» СВП пришелся на 1960-70-е годы, когда конструкторы и судостроители возлагали на новый тип судов большие надежды. Однако практическое применение показало, что СВП достаточно дороги в строительстве, эксплуатации и обслуживании. Повсеместного распространения, как о том мечтали изобретатели СВП, этот тип транспорта не получил. И все же есть сферы, где судам на воздушной подушке пока нет альтернативы, и их минусы с лихвой окупаются преимуществами.
Вооружение ракетного катера
Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.
Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.
Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.
Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».
Его система управления включает в себя:
- Автопилот АПЛИ-5;
- Радиолокационную систему «Двина»;
- Тепловую систему «Дрофа».
Малый ракетный корабль “Бора”
Например, ракетный катер на воздушной подушке «Бора» снабжен:
- Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
- Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.
Малый ракетный корабль “Мираж”
Ракетный катер «Мираж» вооружен:
- Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
- Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.
Малый ракетный корабль “Ивановец”
Ракетный катер «Ивановец» оснащен:
- Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
- Одной зенитной установкой «Игла».
Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».
Тактика применения и вооружение
Ракетные корабли “Бора” и “Самум” предназначены для борьбы с боевыми кораблями, катерами и транспортами противника. Для охранения своих корабельных соединений и конвоев. А также, для несения дозорной службы и ведения разведки.
Благодаря своим скоростным характеристикам, они могут быстро подойти на дистанцию стрельбы. Время на подготовку к выстрелу составляет всего 30 секунд, а запускать ракеты можно, идя со скоростью до 40 узлов (75 км/ч). Совершив ракетный залп, корабль ложится на обратный курс и на максимальной скорости уходит от ответного удара.
Высокая скорость позволяет не боятся торпед вражеских подводных лодок – корабль просто быстрее их. А противокорабельные ракеты потенциального противника, на конец 80-х годов – время вступления в строй корабля “Бора”, просто не могли уверенно поражать такие скоростные цели.
На момент своего появления, обладая современными противокорабельными ракетами и очень высокой скоростью, корабли “Бора” и “Самум” обладали весьма внушительным боевым потенциалом, несмотря на свои относительно малые размеры.
Их “главный калибр” – 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет “Москит” – как у эсминцев проекта 956 и БПК проекта 1155.1.
За выдачу целеуказания противокорабельным ракетам отвечает РЛС загоризонтного обнаружения “Монолит” с дальностью обнаружения до 250 км.
Целеуказание также может быть обеспечено самолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 или системой спутниковой морской разведки “Лиана”.
Ракета 3М80МВЕ“Москит” может поражать цели на расстоянии до 240 км. Её крейсерская скорость равна 2,35 Маха (более 2800 км/ч), а высота полёта – 20 метров. Благодаря такой высоте полёта, корабли противника обнаружат её на дистанции, максимум, в 35 км – такое расстояние ракета пролетит всего за 40 секунд! Во время полёта ракета ставит помехи и активно маневрирует, что затрудняет её поражение средствами ПВО. Когда до цели остаётся всего 9 км, ракета снижается до 7 метров и ускоряется до 2,8 Махов (более 3350 км/ч). Благодаря огромной кинетической энергии, она просто проламывает корпус вражеского корабля и взрывается внутри, нанося колоссальные разрушения, достаточные для того, чтобы потопить фрегат или эсминец.
Возможен пуск ракеты и по маловысотной траектории, когда ракета на всём протяжении полёта летит на высоте 7 метров. Это снижает её дальность обнаружения и затрудняет перехват средствами ПВО, но дальность пуска падает до 140 км.
РЛС общего обнаружения “Позитив” может обнаруживать цели типа “истребитель” на дистанции до 50 км. Для обеспечения ПВО корабля, в первую очередь для защиты от вражеских ракет, на борту установлен ЗРК “Оса-МА2” с дальностью поражения в 15 км. Минимальная высота поражения целей – всего 5 метров. Скорость полёта ракеты – 500 м/с. Скорострельность – 2 выстрела в минуту. Боекомплект составляет 20 ракет.
Также, на корабле имеется 2 шестиствольные артиллерийские установки АК-630, калибром 30 мм. Их скорострельность составляет до 5000 выстрелов в минуту. Они предназначены для уничтожения воздушных и надводных целей на дистанции эффективного огня до 5 км.
В комплекс вооружения корабля входит и 76-мм артиллерийская установка АК-176. Дальность стрельбы по надводным и наземным целям составляет 15 700 метров.
За выдачу целеуказания артиллерийским установкам АК-630 и АК-176 отвечает РЛС “Вымпел”.
На корабле присутствуют и станции постановки помех ПК-10 и ПК-16, создающие облако ложных целей, препятствующих наведению вражеских ракет.
Рождение ракетного катера нового проекта 1241
Боевое применение ракетных катеров наглядно показало насколько может быть эффективным такой тип военно-морских вооружений. Ракетное оружие, ставшее со временем основным видом вооружения на флоте, кардинально изменило тактику ведения морского боя. В современных боевых условиях терял смысл непосредственный контакт между противоборствующими сторонами. Удары можно было наносить не только неожиданно и на больших расстояниях, но и гораздо меньшими силами. Крупный военный корабль стал уязвимым на море перед слабейшим противником. Практически ракетные катера уравняли шансы военно-морских флотов, пошатнув принципы овладения морским театром посредством крупных соединений боевых кораблей.
Ракетный катер проекта 1241 представляет собой самый современный тип кораблей этого класса, который продолжает оставаться на боевой службе в составе ВМФ России. Несмотря на то, что первый корабль был спущен на воду в 1978 году, более 40 лет назад, эффективность этого вида морских вооружений по-прежнему остается на высоком уровне. О высоких боевых возможностях советского корабля лестно высказывались представители ВМС США, которые сумели на практике проверить тактико-технические характеристики судна.
Головной корабль этого проекта был спущен на воду в Ленинграде в 1978 году. Местом постройки катера стал судостроительный завод им. Петровского, ныне Приморский судостроительный завод. Новый большой ракетный катер получил шифр «Тарантул» и классифицировался в западных странах как корвет.
Проектную документацию на боевой корабль разработали конструкторы Центрального Морского Конструкторского Бюро «Алмаз» — вотчины советских ракетных катеров и кораблей других основных классов. Первоначально техническое задание на создание более совершенного корабля было получено еще в 1973 году. Проектная документация на новый ракетный катер с четырьмя противокорабельными ракетами была готова в течение 2-х лет, однако реализацию проекта пришлось на время отложить. Задержка со строительством кораблей была связана с ведущимися работами по созданию нового противокорабельного комплекса «Москит», которым планировалось вооружить новые суда.
Новый корабль должен был иметь в сравнении с предыдущими судами этого класса большее водоизмещение, лучшие мореходные характеристики и увеличенную автономность. Стоящие на вооружении военно-морского флота противокорабельные ракеты 3М80 имели значительные габариты и вес, поэтому требовалось создать высокоподвижную платформу большего водоизмещения. Ориентиром стали 400-500 тонн, в которые должны были уместиться новая мощная двигательная установка, более совершенное радиолокационное оборудование и четыре ПКР 3М80.
Назначение кораблей проекта 1241 — нанесение ракетного удара по кораблям вероятного противника в ближней морской зоне. Благодаря высокой скорости хода ракетные катера могли быстро выйти на перехват корабля противника, осуществить пуск боевых ракет и выйти на большой скорости из под ответного удара.
Следом за головным кораблем было начато серийное строительство судов. Для нужд Советского ВМФ было построено 13 катеров этого проекта. На экспорт было поставлено 20 кораблей этого типа. В ВМС Вьетнама советские ракетные катера составили основную ударную мощь флота. Пополнили ракетные катера «Тарантул» боевые ряды флотов стран Варшавского договора, Египетского флота, ВМС Йемена, Индии и Туркмении. Всего было спущено на воду до 80 ракетных катеров всех модификаций, базовой основой для которых стал проект 1241.
Современные ракетные катера
Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.
Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:
- «Бора» – на вооружении с 1984 года
- Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
- Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
- Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
- Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
- Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
- Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
- «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
- Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.
Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.
ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 «БОРА» фото
пуск ПКР «Москит» с рквп «Бора»
В 1980 году разработка головного ракетного корабля была закончена, но строительство затянулось еще на восемь лет. В этом был виноват и сам главный конструктор, который в ходе монтажа корпуса судна несколько раз вносил серьезные изменения. Тогда конструктор Корольков получил строгий выговор.
Головной ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 был назван «Бора». Его первый выход в открытое море состоялся 30 июля 1988 года в районе Керченского пролива. В это же время началось строительство второго боевого корабля серии. Главному конструктору пришлось столкнуться с новыми трудностями — хаос перестройки тормозил его строительство. Только в конце 1990 года Корольков лично решил проблему с командованием ВМФ РФ на экспериментальные пуски ракет с РКВП «Бора». Но боевой корабль еще три месяца не мог выйти в море — у ЧФ РФ начались перебои с горюче-смазочными материалами.
26 апреля 1991 года на скорости 40 узлов ракетный корабль «Бора» произвел запуск четырех ракет «Москит». В качестве учебной цели в море был выведен списанный патрульный катер. Залп накрыл цель. Таким количеством ракет можно уничтожить не только боевой корабль водоизмещением до 3 тыс. тонн, но даже авианосец.
Появление РКВП вызвало переворот в кораблестроении. Корольков доказал, что ракетное вооружение можно разместить на корабле с воздушной подушкой. Самое главное, что это вооружение может использоваться с высокой степенью эффективности. Проведенные испытания подтвердили, что военный корабль состоялся.
Фото ракетных катеров «Бора» и «Самум»
Похожее
Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5
Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире
Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота
Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота
Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны
Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны
Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки
Джеральд Р. Форд — авианосец США
Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России
Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота
Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)
Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли
Подводные лодки проекта 677 «Лада»
Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность
Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск
Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая
Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры
Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Затонувшие корабли
Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота
ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»
Фото американских авианосцев. Подборка
Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»
Акаги — японский авианосец Второй мировой войны
Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка
Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли
«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке
БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль
«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны
Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год
Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)
Россия — броненосный крейсер российского императорского флота
«Дельфин» — первая российская подводная лодка
Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли
«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны
Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны
«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны
Рональд Рейган — авианосец США
АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер
Джордж Буш — авианосец США
Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы
КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1
Пересвет — броненосец российского императорского флота
Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции
Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны
«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Дизель-электрические подлодки проекта 633
Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно
Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год
Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль
АК-726 — корабельная 76-мм артустановка
Подводные лодки типа «Касатка»
«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании
Адмирал Ушаков — русский броненосец
Кета — подводная лодка
Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов
Тип «Осётр» — подводные лодки
Подводные лодки тип «Карп»
You have no rights to post comments
«Хаска 10»: многоцелевой «воздухоход»
В 2018 году конструкторы Рыбинской верфи, входящей в концерн «Калашников», приступили к разработке СВП скегового типа «Хаска 10». Судно рассчитано на многоцелевое применение и создается в рамках государственной программы по освоению шельфовых месторождений. С его помощью станут более доступными регионы Сибири, Дальнего Востока, Арктики и рек Волго-Камско-Балтийского региона.
«Хаска» может перевозить до 10 тонн груза и разместить на борту, к примеру, трехосный тягач «КАМАЗ». Длина судна – 20,8 м, ширина – 12,5 м, высота – 7,4 м, водоизмещение – 35,7 тонны, мощность силовой установки – 4х800 л.с., скорость – 40 узлов. Управляется судно экипажем из 3 человек. В автономном режиме судно может проводить до 3 дней с дальностью плавания до 400 миль.
Схема «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь
Особенностью конструкции «Хаски» являются гибкие ограждения-скеги. Именно скеги считаются одним из слабых мест СВП этого типа. Если для амфибий повреждение «юбки» не является критичным, то вывод из строя жесткого скега превращает скеговое судно в обычный водоизмещающий корабль с потерей скорости и всех остальных преимуществ СВП. Гибкие скеги отчасти решают эту проблему, они более устойчивы к воздействиям и могут огибать препятствия.
В данный момент работы по «Хаска 10» идут полным ходом. Рыбинская верфь занимается строительством совместно с заводом «Вымпел», еще одним предприятием судостроительного кластера «Калашникова». Премьера нового судна на воздушной подушке должна состояться уже в текущем году.
Модель «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь
СВП скегового типа имеют хорошие перспективы как в военно-морском флоте, так и на «гражданке». По многофункциональности и скоростным возможностям в классе судов водоизмещением до 1000 тонн им нет равных. Скеговая конструкция подходит для создания скоростных транспортных паромов, десантных кораблей, для поисково-спасательных работ. Есть идеи по созданию вертолетоносцев на базе скеговых СВП. Благодаря таким разработкам, как «Хаска 10», остается надежда, что богатейший опыт отечественных конструкторов в создании скеговых «воздухоходов» будет востребован и в будущем.