Перспективная БМП морской пехоты ВМФ

Перспективы дальнейшей модернизации

На этот период продемонстрирован один вид вооружения, которым оснащен «Бумеранг». В будущем боевую платформу могут вооружить другим видом оружия. Запланирован серийный выпуск «Бумеранга» на 2017-2018 год, а начать масштабную поставку для армии ООО «ВПП» собираются с 2021 года.

Разработчиками планируется модернизировать бронетранспортер и на его основе создать новые модели. Такие, как:

  1. Мобильный противотанковый комплекс.
  2. БМП.
  3. Колесные танки.
  4. Бронетранспортеры.
  5. Другие виды спецтранспорта.

Все модели будут не похожими друг на друга и каждая с особенным вооружением. Уже есть в наличие созданные на основе «Бумеранга»: бронетранспортер К-16 и боевая машина для пехоты К-17.

История создания

«Бумеранг» является продолжением двух проектов по созданию нового БРТ, которые велись в России на протяжении последних лет. Первоначально проект назывался «Гильза» и в нем активно использовались наработки, полученные во время создания БТР-90 «Росток».

Российские военные отказались от обеих машин, мотивируя это тем, что эти бронетранспортеры не отвечают их требованиям. На машине, которая создавалась в ходе реализации проекта «Гильза», планировали разместить силовую установку в средней части корпуса, поставить модуль вооружения, сходный с тем, что стоит на БТР-82 и применить систему динамической защиты. Однако, машина получилась не слишком удачной: пространство внутри корпуса получилось очень тесным, возможностей для дальнейшей модернизации у нее не было. Но опыт работы над этими проектами весьма пригодился в разработке «Бумеранга»: все удачные конструкторские решения были перенесены на новую машину. Однако, несмотря на это, «Бумеранг» является абсолютно новой машиной, он не является глубокой модернизацией советских образцов.

Впервые официальная информация о разработке в России принципиально нового бронетранспортера появилась в 2010 году. Об этом заявил командующий Сухопутных войск Александр Постников.

Одной из основных проблем БТР-80 был довольно слабый уровень защиты, особенно от мин и фугасов. Поэтому бойцы предпочитают передвигаться сверху на машине, а не внутри ее. Именно слабость противоминной защиты являлась одной из основных причин начала работы над новым бронетранспортером. Модернизировать старые советские бронетранспортеры в этом направлении не представлялось возможным, они полностью исчерпали свой модернизационный ресурс. Нужно было создавать БТР с новой формой корпуса, новой компоновкой и броней, сделанной из современных материалов

При создании «Бумеранга» особое внимание было уделено именно защите экипажа и десантников от мин и фугасов

Также большую опасность в современном бою представляют различные противотанковые средства

Разработчики машины особое внимание уделили защите БТР от кумулятивных боеприпасов

БТР «Бумеранг» был впервые показан на закрытой презентации, которая состоялась в 2013 году. Широкой публике машина была показана во время парада Победы в 2021 году. Серийные поставки новой техники планируют начать в 2021 году.

Морпехи победили природную аномалию и помогли приморцам

Наш разговор с ВРИО командира 155-й отдельной бригады морской пехоты Краснознаменного Тихоокеанского флота капитаном 2 ранга Игорем Татарченко состоялся не совсем в обычной обстановке. Как раз в этот момент часть личного состава бригады оказывала содействие администрации города Владивостока в устранении последствий погодной аномалии случившейся в Приморье. С этого мы и начали беседу.

– Ситуация сложилась хоть и непростая, но нельзя сказать, что необычная. Во все времена армия всегда приходила на помощь своему народу, когда было трудно. Именно с такими трудностями столкнулись жители столицы Приморского края после циклона с ледяным дождём, и не помочь им мы просто не имели права. Наши бойцы вместе с гражданскими специалистами привели в порядок инфраструктуру (очистили улицы ото льда и поваленных деревьев), а также обеспечили население, оставшееся без тепла и электричества, горячей пищей из полевых кухонь, которые развернули прямо на городских улицах.

Фото из архива 155-й отдельной бригады морской пехоты
Морпехов учат воевать в трёх средах – на суше, на море и в воздухе.

– День рождения 155-й бригады практически совпадает с Днём морской пехоты. Это единственное отличие от бригад других флотов, или есть что-то ещё?  

– Это лишь случайное совпадение. История создания морской пехоты, как отдельного рода войск, берёт своё начало с 27 ноября 1705 года. А дата формирования 55-й дивизии морской пехоты – наша бригада является её правопреемником – 1 декабря 1968 года.

В целом, отличий между бригадами морской пехоты всех четырёх флотов и Каспийской флотилии нет. Функции и задачи у нас одинаковые, разница лишь в количестве славных боевых традиций.

Фото из архива 155-й отдельной бригады морской пехоты
Лучшего средства доставки морских пехотинцев в заданную точку, чем на больших десантных кораблях, пока не придумано.

«Востребован в войсках»

Впервые плавающий бронетранспортёр БТ-3Ф был продемонстрирован в 2016 году на форуме «Армия». В 2019 году стало известно о начале ходовых испытаний машины.

Одновременно разрабатывался арктический вариант БТ-3Ф, который был представлен на форуме «Армия-2021». Эта модификация получила ряд усовершенствований, делающих возможным использование бронетранспортёра в экстремальных климатических условиях.

  • Плавающий бронетранспортёр БТ-3Ф

В их числе — более широкие гусеничные ленты для повышения проходимости по снегу и независимый отопитель, позволяющий экипажу и десанту комфортно чувствовать себя даже при температурах ниже 50 градусов мороза. Кроме того, в комплекте с арктическим БТ-3Ф используется беспилотный аппарат для выполнения разведывательных задач.

Также по теме


«Большие перспективы»: почему зарубежные заказчики интересуются бронеавтомобилями «Стрела», «ВПК-Урал» и «Атлет»

Российские бронеавтомобили «Стрела», «ВПК-Урал» и «Атлет» вызвали большой интерес у зарубежных заказчиков, принимавших участие в…

Военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с RT отметил в качестве главных преимуществ бронетранспортёра БТ-3Ф объёмный корпус и возможность плавать в море.

«Интересно ещё то, что принцип высадки десанта заимствован у машин серии БМД — через заднее отделение. При этом у командира и водителя есть собственные люки для того, чтобы покинуть машину», — пояснил эксперт.

Алексей Леонков напомнил, что ранее к этой машине проявляла интерес Индонезия.

«Это островная страна, где регулярно проводятся операции против пиратов, укрывающихся на различных островах. Плавающий бронетранспортёр для них был бы очень интересен. БТ-3Ф имеет повышенный уровень защиты — он оснащён противоосколочной бронёй и у него есть легко заменяемый боевой модуль. Такая универсальная боевая единица будет очень востребована», — подчеркнул эксперт.

БТ-3Ф отвечает всем требованиям, которым должна соответствовать современная машина такого класса, добавил Алексей Леонков.

«Его могут использовать как морская пехота, так и воздушно-десантные войска. Кроме того, он найдёт применение в специальных операциях благодаря своей проходимости и скоростным качествам. По всем показателям эта машина будет востребована в войсках — она заменит старые бронетранспортёры, уступающие ей по ряду характеристик. Это современный бронетранспортёр, который может работать в широтах с температурой от -50 до +50 градусов», — заключил собеседник RT.

ОТ ПАНЦИРЯ ДО ВЕНЫ

Боевой машиной пехоты нестандартной компоновки с мощным вооружением мы в начале 1990‑х поразили мир. Отечественная разработка превосходила аналогичную технику вероятного противника.

БМП‑3 неоднократно модернизировалась. Появился турбодизель мощностью 650 л.с. Эффективность вооружения повысил новый модуль «Бахча-У» с современной автоматизированной системой управления огнем. Защиту усилили дополнительные броневые экраны и комплекс активной защиты «Арена-Э». Он способен обнаруживать и сбивать подлетающие противотанковые заряды в автоматическом режиме! На базе БМП‑3 создано множество других образцов вооружения. Наиболее известные – самоходная артиллерийская установка «Вена», противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Т» и «Хризантема-С», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», боевая разведывательная машина БРМ‑3 К «Рысь», ремонтно-эвакуационная машина «БРЭМ-Л Беглянка».

БМП-3

Кресло наводчика-оператора. Под ним, в нижней части боевого модуля, расположен конвейер механизма заряжания.

Судьба БМП‑3 столь же нестандартна, как и ее компоновка. Машина (особенно свежие модификации последних лет) до сих пор остается лидером среди себе подобных и стоит на вооружении нашей армии, но по ряду причин в Вооруженных Силах РФ она далеко не самая массовая. Зато стала бестселлером экспортной программы легкой гусеничной бронетехники. Российской машиной вооружены войска ОАЭ, Кувейта, Венесуэлы, Южной Кореи, Алжира, Индонезии, Шри-Ланки, Саудовской Аравии, и это не полный список. В Объединенных Арабских Эмиратах она выиграла конкурсные испытания у американской БМП Bradley и английской Warrior. В результате по контракту только в ОАЭ поставили больше 600 российских машин! А китайские товарищи купили лицензию на боевое отделение, и сейчас в Поднебесной несут службу дальние родственницы нашей БМП‑3 под обозначением ZBD‑97. Признание? Безусловно!

Надеюсь, любому россиянину приятно сознавать, что мы не только импортируем западные автомобили, а еще и экспортируем свои машины. Пусть боевые, но полностью спроектированные и произведенные в России.

Как стать морпехом

Родиться морским пехотинцем невозможно, поскольку такая профессия представляет собой не просто сложную работу в тяжелых условиях, но и особое мышление, которое достигается опытом и путем колоссальных тренировок.

Тем не менее, если юношу впечатляют показательные выступления черных беретов, и он проникся гордостью и желанием стать одним из таких бойцов, то при определенном наборе качеств парню не очень долго придется упрашивать военкома отправить его в желаемые войска. Имеется некоторый перечень качеств и показателей, по которому кандидатам отдаются преимущества и право быть направленным для прохождения службы в подразделения морской пехоты:

  • отменное здоровье, категория годности – исключительно «А», кандидат не должен иметь пристрастия к сигаретам и алкоголю, психических расстройств, а также заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системой;
  • набор определенных психологических и нравственных качеств, уверенность, мужество, самообладание, расчетливость и смекалка;
  • превосходная физическая подготовка;
  • наличие разряда, а также завоевание мест в соревнованиях по какому-либо виду спорта, прыжки с парашютом, стрельба, борьба, плавание или бокс.

Если юноша может поставить галочку напротив всех критериев, то у него вполне реальный шанс попасть в подразделение морпехов. Другое дело, что это только начальное тестирование. Чтобы проверить, чего стоит боец, достаточно одного марш-броска, здесь проверяются не только физические, но и моральные качества, поскольку обязательно возникают ситуации, при которых у бойца есть выбор, и при этом в его руках не только собственная жизнь.

Тех же, кто успешно преодолел стартовые испытания, далее ждут ежедневные изматывающие тренировки – ведь морпех в любую секунду должен быть в полной боевой готовности. Марш-броски, тактические учения с выездом на полигон, стрельбы, рукопашный бой, прыжки с парашютом, учебные десантирования в тыл условного врага, внезапные тревоги ночью – все это происходит в непрерывном режиме и делает из юноши не только настоящего мужчину, но и профессионального бойца, обладающего железным характером.

Вооружен и очень опасен

По данным разработчиков, по боевой эффективности модернизированная БМП-2М превосходит американскую Bradley в два раза, а базовую версию БМП-2 — в четыре.

Добиться такого улучшения позволил боевой модуль «Бережок», разработанный на базе обычной башни от БМП-2. Кроме 30-миллиметровой пушки и танкового пулемета, на нем теперь монтируются четыре ракеты новейшего противотанкового комплекса «Корнет-Э». Кроме того, добавлен автоматический гранатомет, способный вести стрельбу по навесным траекториям.

Камчатские сторожевые: новые БМП прикроют стратегические подлодки

Боевые машины способны поражать технику, живую силу и даже катера противника

Управляемые «Корнеты» в зависимости от модификации могут поражать наземные и воздушные цели на расстоянии от 5 до 10 км. Их бронепробиваемости в 1200 мм брони достаточно, чтобы уничтожить любой современный танк даже «в лоб», где его защита самая прочная. Предусмотрена возможность и преодоления новейших систем активной защиты, сбивающих боеприпасы на подлете. Для этого «Бережок» умеет стрелять двумя ракетами по одной цели с секундным промежутком. Даже если первая будет перехвачена, вторая попадет в цель.

В отличие от стандартного для БМП-2 противотанкового ракетного комплекса «Конкурс», новыми ракетами можно стрелять в движении. Они больше не ограничены проводами и наводятся по лазерному лучу. При необходимости «Корнеты» способны поражать и низкоскоростные воздушные цели на малых высотах — вертолеты и беспилотники, а также здания. Для этого в арсенале есть не только бронебойные, но и мощные термобарические боеприпасы.

30-миллиметровый автоматический гранатомет гораздо эффективнее пушки БМП для обстрела пехоты, спрятавшейся в окопах или за укрытиями. С новыми гранатами его максимальная дальность достигает 2 км.

У командира и наводчика есть отдельные прицелы с ночным и тепловизионным каналами наблюдения. Оружие и приборы наблюдения стабилизированы и могут автоматически удерживать мишень в прицеле днем и ночью, а также в движении. Современный лазерный дальномер определяет расстояние до нее на дистанции в 10 км.

Истребительский спрос: ВКС получат новейшие ракеты по рекордному контракту

Высокоточные Р-77-1 для воздушного боя на средней дистанции обойдутся в 65 млрд рублей

Создание

«Бумеранг» заявлен интегрированной платформой для военных целей, на его базе собираются создавать небывалые до сих пор модели броневой техники. Разрабатывает бронемашину ООО «Военное промышленное предприятие» с начала двухтысячных, и этим же предприятием планируется выпуск.

«Бумеранг» разрабатывался на проектах «Гильза» и «Росток», но от них отреклись российские военные, они мотивировали отказ тем, что техника не соответствует запрашиваемым требованиям.

Вышедшая бронемашина оказалась неудачной, не было пространства внутри и дальше модернизировать «Гильзу» не стали. Однако благодаря опыту, связанному с работой над прошлыми проектами, создание «Бумеранга» велось продуктивно.

Самые лучшие решения конструкторов перенесли на эту модель, поэтому «Бумеранг» значится новейшим поколением бронетранспортеров, а не модернизированным образцом.

Представление модели произошло в 2013 году на показе узкой аудитории «Russia Arms EXPO». На 2020 год планируется проводить поставки первых серийных БТР «Бумеранг».

И транспорт, и огневая поддержка

В XX веке с ростом значения танковых войск возникла потребность увеличить скорость перемещения пехоты на поле боя. Сначала для этих целей были созданы бэтээры – броневые транспортеры. А в 1950-60-е годы, когда угроза применения ядерного оружия была вполне реальной, появился новый вид техники – боевые машины пехоты.

Этот бронированный транспорт должен был защищать экипаж и мотострелковый десант от различных поражающих факторов, преодолевать водные преграды и оказывать мощную огневую поддержку пехоте. БМП-1, созданная в середине 1960-х годов на Челябинском тракторном заводе, стала первой подобной машиной в мире. Закрепила успех новой боевой единицы разработанная Курганским машиностроительным заводом и принятая в 1980 году на вооружение БМП-2, широко применявшаяся в конфликте на территории Афганистана, которую моджахеды называли не иначе как «шайтан-арбой».


Военный парад в годовщину Октябрьской революции, Ростов-на-Дону, 1986 г. Фото: Vyacheslav Argenberg / wikimedia.org

В конце 1970-х для усиления наступательных возможностей пехоты конструкторами Курганмашзавода начинается разработка БМП нового поколения. Определяющей характеристикой в техническом задании было увеличение огневой мощи. Еще одной задачей, поставленной военными, было повышение живучести БМП, а именно − способность выдерживать лобовые удары арсенала аналогичных иностранных машин. При этом БМП должна была оставаться плавучей и десантируемой, то есть сравнительно легкой. Решать все эти сложнейшие и интереснейшие задачи было поручено главному конструктору Александру Александровичу Благонравову.
 

Увеличение боевых возможностей

По словам Корнева, каждый вид десантирования несёт свои риски и не является идеальным способом проведения операции. Успех морпехов во многом зависит от боевой слаженности, то есть эффективного взаимодействия с другими видами и родами войск.

Тем не менее крупные военные державы стремятся иметь возможность осуществлять наиболее сложный вид высадки — загоризонтный. Его суть заключается в том, что боевые машины десанта буквально выпрыгивают в море из больших (или универсальных) десантных кораблей и идут к берегу, ведя при необходимости огонь. Именно в этом направлении, как отмечает эксперт, развивается современная боевая десантная техника.

Также по теме


Расширение горизонтов: как новая военно-морская база откроет возможность для усиления Каспийской флотилии

До конца 2018 года Краснознамённая Каспийская флотилия (КФл) получит обновлённый пункт базирования в Махачкале, а в Каспийске будет…

Российские бронемашины, стоящие на вооружении морской пехоты РФ, способны проводить в море несколько часов, передвигаясь с помощью гребных винтов и водомётных движителей. От попадания избыточного количества воды внутрь БТР и БМП, как правило, защищает волноотражательный щиток. Загоризонтная высадка может осуществляться при шторме в пределах 2—3 баллов.

Однако у отечественных амфибий есть ряд недочётов. Одним из них является недостаточно мощная и экономичная силовая установка. Во время движения на плаву машины расходуют намного больше топлива, чем на земле. Также у БТР и БМП морской пехоты невысокая скорость (10 км/ч) и слабая манёвренность. 

Все эти проблемы должны быть устранены с реализацией проекта по созданию семейства боевых машин морской пехоты (БММП) на унифицированном шасси. Его финансирование заложено в госпрограмме вооружения до 2027 года. Разработкой амфибий занимаются Научно-производственный центр «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н.Э. Баумана и Конструкторское бюро транспортного машиностроения (Омск). Производство машин может быть развёрнуто на «Уралвагонзаводе».

  • Загоризонтная высадка подразделения морской пехоты

Проект семейства БММП предполагает разработку боевой машины пехоты, командно-штабной машины, боевой разведывательной машины, боевой машины ПВО, самоходной артиллерийской установки (САУ) и самоходной противотанковой пусковой установки.

БММП должны развивать скорость до 37 км/ч при запасе хода на воде в 100 км. Мощность двигателя в зависимости от типа машины составит от 1500 до 2500 л. с. (у БПМ-3Ф — 450 л. с., БТР-82АМ — 300 л. с.). Перспективная техника для «чёрных беретов» будет оснащаться боевым дистанционным модулем с 57-мм орудием. За счёт этого радикально увеличится огневая мощь машин. А лобовая броня БММП будет способна выдержать попадание из 30-мм пушек.

«Появление подобного семейства вкупе с вводом в строй новых морских платформ (больших десантных кораблей и кораблей на воздушной подушке) должно значительно повысить возможности проведения эффективных десантных операций. Однако этот процесс не стоит трактовать как подготовку к какому-то наступлению. Россия, как и прежде, привержена оборонительной парадигме», — подчеркнул Корнев.

«Прорыв инженерной мысли»

К-16 предназначен для транспортировки, преодоления водных преград и поддержки огнём мотострелковых подразделений. В качестве основного вооружения машина использует пулемёт «Корд» калибра 12,7 мм.

По информации «Рособоронэкспорта», в бронетранспортёре реализована новая компоновочная схема, при которой органы управления находятся впереди слева, а моторно-трансмиссионное отделение — впереди справа. Боевой комплекс К-16 расположен в середине, отделение десанта — в кормовой части машины.

  • Машина на шасси «Бумеранг» (справа) на площадке АМЗ

Бронетранспортёр вмещает до 11 человек личного состава, посадка и высадка военнослужащих осуществляются через верхние люки, кормовую дверь или рампу. К преимуществам К-16 относят независимую подвеску, экономичный дизельный двигатель мощностью 750 л. с. и автоматическую трансмиссию.

Защищённость экипажа и десанта, по данным «Рособоронэкспорта», обеспечивается за счёт бронированного корпуса V-образной формы, фильтровентиляционной установки и автоматизированной противопожарной системы.

«Бумеранг» обладает многоуровневой защитой от кинетических боеприпасов и взрывных устройств, которая может изменяться в зависимости от угрозы и потребности заказчика», — говорится на сайте компании.

Также по теме

«Способны сдержать любого противника»: каких результатов достигла модернизация сухопутных войск РФ

В пятницу, 1 октября, профессиональный праздник отмечают военнослужащие самого многочисленного вида вооружённых сил РФ — сухопутных…

В феврале в интервью агентству «Интерфакс» генеральный директор ВПК Александр Красовицкий заявил, что К-16 по праву относится к новому поколению бронетехники.

«В данном классе это принципиально новая машина с высоким уровнем защиты. Кроме того, в конструкции использованы все современные достижения науки и техники — в эту машину, можно сказать, заложен прорыв инженерной мысли. При необходимости можно управлять машиной дистанционно, то есть информационно-управляющая система шасси поддерживает все функции роботизированного движения», — пояснил Красовицкий.

По его словам, для К-16 были разработаны новая система управления и трансмиссия. Кроме того, были установлены новые испытательные стенды и модернизирован весь производственный цикл.

В конце ноября на странице Военно-промышленной компании в Instagram было опубликовано заявление Красовицкого о том, что самые сложные детали для машин на шасси «Бумеранг» изготавливаются на 3D-принтере. Это позволяет значительно сократить расходы на изготовление опытных образцов техники.

  • БТР-82А
  • Instagram

В комментарии RT военный эксперт Алексей Хлопотов рассказал, что машины на платформе «Бумеранг» заменят в войсках БТР-80 и БТР-82А, которые сейчас стоят на вооружении российской армии. По его словам, обе машины имеют «советскую родословную» и нуждаются в постепенной замене.

По словам эксперта, К-16 соответствует всем необходимым для своего класса стандартам защищённости. В конструкцию брони машины интегрированы элементы керамики и другие новейшие материалы, подчеркнул Хлопотов.

БМП Т-15: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

БМП Т-15 в Москве, 7 мая 2020 г.

Разработка бронетехники в СССР и России всегда отличалась некоторым «перекосом» в сторону танков, в ущерб бронетранспортерам и боевым машинам пехоты. Действительно, советское и российское танкостроение может похвастаться большим количеством отличных образцов танков, а вот для пехоты, по мнению некоторых российских военных специалистов, за всю историю было создано лишь две машины: БМП-1 и БТР-80. Почему так? Да потому, что во всех остальных образцах бронетехники для «царицы полей» в действительности просто не оставалось места, чтобы разместить пехотный десант.

Согласно Боевому уставу, танки и БМП (БТР) действуют в едином боевом порядке. Возможно построение боевого порядка в два эшелона или в один эшелон с выделением резерва. При построении в два эшелона каждый эшелон, зависимости от вида и характера боя, строится в одну линию, углом вперед или назад: танки – впереди, за ними на удалении 100 м – БМП или наоборот. Ho, например, в наступле­нии боевой порядок танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, в составе танкового батальона первого эшелона бригады (полка) будет построен, как правило, в один эшелон, где танки и БМП действуют в едином боевом порядке. Только БМП движутся на определенном расстоянии за танками. Таким образом, Сухопутные войска нуждаются в тяжелой БМП, уровень защиты которой позволяет ей действовать в одной боевой линии с танками.

Лобовая проекция Т-15

Помимо этого, опыт локальных войн, в которых использовалась бронетехника советского (российского) производства, свидетельствует о недостаточном уровне бронезащиты отечественных БМП всех модификаций. Попадание из РПГ или подрав на мине оставляли мало шансов уцелеть бойцам, находящимся внутри машины. Не случайно советские и российские пехотинцы во всех конфликтах конца XX – начала XXI вв. предпочитали ездить не внутри БМП, а на броне.

Техническим заданием на проведение ОКР по созданию универсального тяжелого гусеничного шасси «Армата» было предусмотрено использование его в качестве базы для разнообразной боевой техники: ОБТ, тяжелая БМП, САУ, БРЭМ и КШМ. Все машины, созданные на базе платформы «Армата», должны были иметь унифицированные корпус, двигатель и ходовую часть.

Первый проект тяжелой БМП на базе шасси «Армата» был утвержден в 2010 году. В дальнейшем военные внесли множество дополнений в проект, в результате чего версия БМП Т-15, представленная на параде, сильно отличалась от первоначального эскиза.

Постоянные корректировки проекта внесли ряд трудностей в процесс создания машины, особенно с учетом того обстоятельства, что Министерство Обороны не планировало финансирование тех доработок, которые само же инициировало. Поэтому предприятиям приходилось либо с большим трудом «выбивать» средства у военных, либо изыскивать их из собственных внутренних резервов. В связи с этим некоторые руководители предприятий даже заявляли о том, что новые образцы бронетехники не смогут принять участие в Параде Победы. Тем не менее, тяжелая БМП Т-15 и другие образцы боевой техники на базе шасси «Армата» все-таки прошли по Красной площади 9 мая 2015 года.

За что тебя назвали «Басурманин»?

Модернизация предполагает замену штатной башни на боевой модуль от БТР-82А с 30-мм автоматической пушкой, стабилизированной в двух плоскостях, а штатный дизельный мотор – на более надёжный от БМП-2. Таким образом, возможности боевых машин пехоты первого и второго поколений почти сравняются. При этом командир и наводчик-оператор БМП-1АМ получают лучший обзор. Точность стрельбы увеличивается за счёт новой системы управления огнём, в состав которой входит прицел с ночным каналом для стрельбы в тёмное время суток.

Фото автора
Модернизированная боевая машина пехоты БМП-1АМ «Басурманин» на полигоне Алабино.

Посетители международного научно-технического форума «Армия-2020» могли подробно познакомиться с «Басурманином» на статической площадке у Конгресс-центра. Согласно таблице данных, масса в боевом снаряжении подросла до 14,2 тонн, при сохранении максимальной скорости 65 км/ч и запаса хода по шоссе 550 км.

Старая радиостанция Р-123М уступила место современной Р-168-25У-2. Точно такая же устанавливается и на одновременно проходящие модернизацию боевые машины пехоты второго поколения. Она представляет одно из исполнений подобной аппаратуры из состава цифрового комплекса «Акведук», призванного удовлетворить потребности армейских частей тактического звена в устойчивой и хорошо защищённой радиосвязи. Это даёт БМП-1АМ и БМП-2М возможность подключения к современным автоматизированным системам управления боевыми действиями. Информационный обмен ведётся по каналу засекреченной связи с повышенной защитой к перехвату и дешифровке радиоданных, способному устойчиво работать в условиях радиоэлектронного воздействия со стороны противника.

Фото автора
Модернизированная боевая машина пехоты БМП-2М.

Наш БМП вперёд летит

Перед тем как остановиться на подробностях проводимой модернизации, рассмотрим тему бронетехники сухопутных войск в широком аспекте. Выпуск бронемашин на колёсной базе начался в нашей стране накануне Первой мировой войны, а в этом году мы отмечали столетие отечественного танкостроения. Победа в Великой Отечественной войне, 75-летие которой праздновалось в этом году, досталась дорогой ценой. В период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945-го наши войска потеряли 83.500 единиц бронетехники, при выпуске 105.251 танка и САУ, – это самые большие показатели среди стран-участниц Второй мировой войны.

В послевоенное время Советский Союз уверенно сохранял мировое лидерство по производству танков, но долгое время отставал от Запада в выпуске бронетранспортёров. Компенсировать это отставание решили качественно. Отечественный военно-промышленный комплекс первым создал новый класс бронемашин – боевую машину пехоты. БМП-1 приняли на вооружение в 1965 году. Она, как и бронетранспортёр, тоже перевозила пехотинцев внутри бронекорпуса, но отличалась более мощным вооружением и лучшей защищённостью.

Фото из архива
БМП-1 приняли на вооружение в 1965 году.

Правда, после появления следующих поколений боеприпасов, защищённость несколько снизилась, но, как показал опыт локальных конфликтов, БМП-1/2 выдерживают выстрелы из подствольных гранатомётов, пулемётов и автоматов калибра 7,62 мм, а также защищают от осколков противопехотных мин, ручных гранат и мин миномётов калибра до 100 мм.

Советский Союз выпустил более 20 тысяч БМП-1 и несколько тысяч БМП-2, что в целом сравнимо с производством танков. Сегодня наша армия обладает близким числом БМП/БМД и танков в строевых частях и на базах хранения. Тема их взаимодействия на поле боя сохраняет актуальность, как и 55 лет тому назад, когда войска только начинали получать боевые машины пехоты.

Основные значимые победы

История морских пехотинцев насчитывает огромное число побед.  Во время войны с Францией в конце XVIII века морские пехотинцы действовали в составе эскадры адмирала Федора Ушакова. Они брали штурмом крепость Корфу в феврале 1799 года, а также освобождали Неаполь и Рим.

Во время Отечественной войны 1812 года моряки вели бой вместе с сухопутными войсками на Бородинском поле.

Морские пехотинцы также участвовали в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и держали оборону Севастополя. После сражения из экипажей, затопленных на рейде кораблей, было сформировано 22 морских батальона. На фронтах гражданской войны 1918-1922 гг. участвовало около семидесяти пяти тысяч моряков. Как род сил ВМФ, морская пехота оформилась только в 1939 г.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сражались сорок бригад морских пехотинцев. Они обороняли  Мурманск, Таллинн, Севастополь, Одессу, участвовали в операциях по обороне Москвы и Ленинграда и Сталинграда. Несколько бригад морской пехоты в составе сухопутных фронтов дошли до Берлина, освобождали столицы восточноевропейских государств. Более ста морских пехотинцев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Во время Чеченского конфликта шестнадцати морским пехотинцам было присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм. Около пяти тысяч солдат были награждены орденами и медалями.

История[ | ]

В 2022 году началась модернизация БМП-2, которые стоят на вооружении с восьмидесятых годов, при помощи модуля. После внедрения комплекса боевые машины пехоты будут иметь возможность вести огонь с суши и водной поверхности в любое время суток. К концу года обновлённые боевые машины получили некоторые соединения ВС России. Среди них: 2-я гвардейская мотострелковая дивизия, 90-я гвардейская танковая дивизия, мотострелковые бригады в Оренбургской и Кемеровской областях и 201-я военная база, расположенная в Таджикистане.

После реконструкции вес броневых машин увеличился, и для них потребовался усиленный двигатель. Если на старых моделях использовался агрегат мощностью 300 лошадиных сил, то на новые боевые машины предлагается установить четырёхсот сильный мотор.

Обновлением конструкции занимаются алжирские предприятия, которые 15 лет назад подписали контракт на ремонт 300 БМП-2. В течение продолжительного времени вооружённые силы этого государства являлось единственным, использовавшей обновленную модификацию — БМП-2М. В 2022 к ней присоединилась Россия.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий