Конкуренция
На первых стадиях разработки нового бомбардировщика, командование признало проект КБ СУ под индексом Т- 4М лучше. Однако конструкторы параллельно занимались созданием истребителей СУ-27. Было принято решение передать всю информацию о создаваемом тяжелом летательном аппарате инженерам бюро Туполева.
На этом этапе самолет «Белый лебедь» мог прекратить свое существование путем переименования его в Т-4М. Однако Туполев отказывается от предлагаемого проекта и решает продолжить работу над бомбардировщиком с изменяемой стреловидностью крыльев. Кроме этого, заказчик озвучил два обязательных требования:
- Возможность осуществления околозвуковых вылетов на малой высоте.
- Дозвуковые полеты на значительной дистанции.
В новом самолете использованы самые совершенные на то время технологии и материалы, разработано усиленное шасси, проведена модернизация мотора и еще ряда узлов. Кодовое название модели – ТУ-160М. Агрегат оснастили различными деталями, выпускаемыми на пятистах предприятиях.
Усовершенствования и модификации ТУ-160
Со временем, после того как был проведен обзор и анализ опыта эксплуатации, стратегический бомбардировщик подвергся серии изменений, связанных с улучшением его тактико-технических характеристик. В частности, разработчики установили дополнительные створки, благодаря чему самолет стал более устойчив и понятен в управлении. Некоторые элементы стали выполняться из углепластика, что несколько уменьшило вес тяжелой машины. Были внесены изменения в электронику и гидросистему, некоторые части «Белого лебедя» были покрыты специальным радиопоглощающей краской.
Всего было создано 8 проектов модернизации бомбардировщика, ряд которых предусматривал возможность изменения функционального назначения лайнера. Предполагалось использовать воздушное судно в качестве носителя воздушно-космической системы «Бурлак» (Ту 160СК), боевого авиационно-ракетного комплекса (ТУ-160К), тяжелого истребителя сопровождения (ТУ-160П). Один из вариантов предполагал установку силового агрегата, работающего на жидком водороде. Весной 2015 года глава Минобороны РФ С.Шойгу приказал приступить к работе по модернизации действующих Ту-160 до уровня ТУ-160М, что позволит использовать на его борту неядерное оружие высокой точности.
Тактико-технические характеристики самолета Ту-160
Экипаж: 4 человека
Габаритные размеры Ту-160
Длина: 54,1 м; Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м; Высота: 13,1 м; Площадь крыла: 232 м²
Масса пустого: 110 000 кг
Нормальная взлётная масса: 267 600 кг
Максимальная взлетная масса: 275 000 кг
Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32
Тяга максимальная: 4 × 18 000 кгс
Тяга на форсаже: 4 × 25 000 кгс
Масса топлива: 148 000 кг
Максимальная скорость: на высоте — 2200 км/ч (М=1,6); У земли — 1030 км/ч (М=0,84)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,69)
Максимальная дальность без дозаправки: 18 950 км
Практическая дальность без дозаправки: 12 300 км
Боевой радиус: 6000 км
Продолжительность полёта: 25 ч
Практический потолок: 22 000 м
Скороподъёмность: 4400 м/мин
Длина разбега/пробега: 900 м
Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе-0,37; при нормальной взлётной массе-0,36
Сравнение с зарубежными аналогами
Самолет «Белый лебедь», характеристика которого до сих пор остается одной из лучших в своем классе, на данный момент снят с производства. Имеется неподтвержденная информация о возможном возобновлении выпуска агрегатов на основе ТУ-160, но, многое зависит от экономической ситуации и востребованности машин. Стоит отметить, что данный летательный аппарат на экспорт не производился.
Ниже приведена сравнительная характеристика по основным параметрам между «Белым лебедем», американским В-1 и английским «Тайфуном»:
Ту-160 М «Белый лебедь» | Самолет производства США под маркой В-1 | Английский истребитель-штурмовик «Тайфун» |
Дальность полета без дополнительной заправки – 12,5 тысяч километров | В 2,5 раза ниже | В четыре раза ниже |
Переносимое вооружение (бомбы и крылатые ракеты) – не менее 90 единиц | В полтора раза меньше | В два раза меньше |
Скоростные показатели – до 2 300 км/ч | В полтора раза ниже | Почти в два раза уступает |
Мощность силовых установок – 1 800 *4 | Почти в два раза ниже | Слабее в 2,1 раза |
Боевое оснащение
Рассматриваемый бомбардировщик нацелено разрабатывался для возможности пуска управляемых ракет. То есть ему не обязательно зависать над предполагаемым местом военного удара. «Белый лебедь» – самолет, технические параметры которого позволяют наносить дальние выстрелы, может оснащаться двумя типа крылатых ракет (Х-55СМ либо Х-15С). Еще до вылета координаты условной или реальной цели вносятся в блоки памяти заряда. Штурмовик способен нести от двенадцати до двадцати четырех ракет подобного типа.
Большинство модификаций может оснащаться следующим вооружением:
- системой «Кречет»;
- комплексом «Бурлак»;
- возможностью переноса стандартных авиабомб различных модификаций.
Имеющийся боекомплект дает возможность поражать цели на большой дальности, как наземные, так и морские единицы.
Тактико-технические характеристики самолета
Ту-160 оснащен четырьмя двухконтурными силовыми агрегатами НК-32, которые устанавливаются попарно в специальной гондоле под фюзеляжем. Несущая конструкция самолета имеет интегральную схему и включает в себя шесть основных частей, при этом статичная часть крыла образует общую конструкцию с фюзеляжем. Центральная часть машины неразъемная и состоит из двух грузовых отсеков, которые разделяет кессон-отсек и неподвижная часть крыла, а также фюзеляжа с кабиной экипажа, специальных гондол для двигателей и хвостовой части оснащенной килевой надстройкой. Кабина выполнена в виде общего гермоотсека, в котором расположены рабочие места летчиков, а также электронное оборудование.
Боевые возможности машины позволяют обеспечить надежную защиту воздушного пространства страны, а также наносить превентивные и ответные удары по сопернику. Ту-160 «Белый лебедь» может преодолеть океан и не заходя в зону, контролируемую ПВО противника, наносить по его территории удар с помощью крылатых ракет. Всего один стратегический ракетоносец-бомбардировщик несет реальную угрозу большому городу или крупной военной базе. Подобный эффект достигается за счет оснащения самолета современным ракетным комплексом и возможности преодолевать расстояние на скорости до 2000 км/ч.
Редкая птица
А теперь о печальном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит произошел из-за сокращения вооружений в период перед развалом СССР и привел к тому, что каждый самолет имеет свое собственное имя. Американских аналогов в строю находится не менее 61.
С этим связана ещё одна примечательная история. Когда произошел развал СССР, на территории Украины осталось 19 таких машин, причем в рабочем состоянии из них находилось только 6. Учитывая экономическое состояние новообразовавшегося государства, содержать и обслуживать эти машины не было никакой возможности. Ведь даже для одного учебного полета требуется заправить в машину около 40 тонн топлива.
Быстрее, выше, сильнее
Ту-160 представляет собой реактивный бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Машина получилась уникальная: это самый большой и самый мощный военный самолет с изменяемой геометрией крыла в мире. Также это самый скоростной бомбардировщик из всех, которые стоят на вооружении. Кроме того, он обладает самой большой взлетной массой, т.е. может взять на борт большую бомбовую нагрузку, чем зарубежные аналоги.
Чтобы было понятней, давайте посмотрим на цифры и сравним характеристики “Белого лебедя” с его основным конкурентом – американским реактивным бомбардировщиком В-1В “Лансер”. Если взглянуть на эти самолеты, то можно заметить, что у них множество схожих черт – у обоих схожие контуры фюзеляжа, изменяемая стреловидность крыла и расположение двигателей. Но в глаза бросается очевидно больший размер “Лебедя”: длинной 54,1 метра, а высотой 13,1 метр, он почти на 10 метров длиннее и на 3 метра выше американца.
Мощность двигателей Ту-160 позволяет на больших высотах развивать скорость до 2200 км/ч или 2,08 М (Махом в авиации называют скорость звука, которая равняется примерно 1200 км/ч, но зависит от состояния воздуха). Максимальная же скорость “американца” – всего 1,2 М. Боевая нагрузка (сколько боеприпасов может нести самолет) у нашего – 45 тонн, а В-1В – 34 тонны в заднем бомбовом отсеке и 22 тонны на пилонах под крыльями.
Вооружение Ту-160
Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец — носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.
На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).
После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.
История проекта создания самолёта Ту 160
Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.
В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.
Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».
Ту 160 схема
Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.
Новые модели воздушных средств
Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32. Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.
В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.
Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса
По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.
Модернизация
В 2002 году Минобороны РФ заключило с Казанским авиазаводом договор на проведение модернизации 15 экземпляров Ту-160 с продлением их ресурса до 2030 года. В ходе этих работ заменялось радиоэлектронное оборудование, авионика, двигатели, кабельное хозяйство и др., проводилась модернизация под использование новых высокоточных крылатых ракет Х-101.
27 апреля 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил при посещении Казанского авиазавода, что “стопроцентной коренной модернизации” подвергнутся все 16 Ту-160, находившиеся на тот момент в боевом составе ВКС. Замминистра подчеркнул, что ресурса этих машин хватит до вступления в строй ракетоносцев Ту-160 новой постройки. 28 ноября 2019 года источник журналистов в оборонно-промышленном комплексе сообщил о завершении сборки на КАЗ и отправке на испытания первого бомбардировщика, прошедшего такую модернизацию.
Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160
Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».
Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.
Ту 160 «Валентин Близнюк»
Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.
«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».
В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.
Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».