Тактико-технические характеристики БМП-2
Экипаж, чел: 3 Десант, чел: 7 Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое в центре, десантное сзади
Вес БМП-2
— 14,0 тонн
Размеры БМП-2
— Длина корпуса, мм: 6735 — Ширина корпуса, мм: 3150 — Высота, мм: 2450 (по осветителю); 2250 (по приборам прицеливания) — База, мм: 3600 — Колея, мм: 2550 — Клиренс, мм: 420
Броня БМП-2
— Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Вооружение БМП-2
— Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42 — Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка — Боекомплект пушки: 500 (бронебойные, осколочно-фугасные) — Дальность стрельбы, км: до 4 по наземным; до 2,5 по воздушным — Прицелы: БПК-2-42 (БПК-1-42) — бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3 — Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ — Другое вооружение: ПТРК 9К111 или 9К113
Двигатель БМП-2
— Тип двигателя: УТД-20С1 — Мощность двигателя, л. с: 300
Скорость БМП-2
— Скорость по шоссе, км/ч: 65 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—50 по грунтовой дороге; 7 на плаву — Запас хода по шоссе, км: 550—600 — Удельная мощность, л. с./т: 20,3—21,74 — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,64—0,66 — Преодолеваемый подъём, град: 35° — Преодолеваемая стенка, м: 0,7 — Преодолеваемый ров, м: 2,5 — Преодолеваемый брод, м: плавает
Конструкция
БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.
Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.
Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатаяс синхронизаторами на четырех высших передачах. Для поворотов машины применяются планетарные редукторы.
Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.
Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.
На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:
- внутреннее переговорное устройство модели А-3;
- рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
- приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
- прибор для наблюдения в ночное время.
В состав вооружения входят:
- 30-мм пушка 2А42;
- пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый);
- ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».
Проверка заправки и дозаправка маслом коробки передач:
Инструмент, принадлежности и эксплуатационные материалы:
вороток, удлинитель, сменная головка (27), воронка с фильтром, насадка (рис. 66), ветошь, ведро, масло.
Для проверки заправки и дозаправки необходимо;
очистить от пыли и грязи пробку (1) (рис. 3) и вывернуть ее;
протереть ветошью место вокруг щупа, извлечь щуп. Если уровень масла по щупу находится ниже нижней метки щупа, дозаправить КП маслом, для чего вставить в отверстие для щупа воронку с насадкой и фильтром. Ведром дозаправить масло в картер КП до верхней метки щупа;
установить щуп на место так, чтобы лыска на головке щупа зашла за выступ на крышке;
ввернуть пробку 1.
Проверять уровень масла в КП не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя.
Примечания
- ↑ Improving the capabilities // “Ukrainian Defense Review”, № 1 (January – March) 2016. pages 20-25
- ↑
- О. С. Андрійченко, О. I. Баранчук, К. Б. Круковський-Сіневич, В. О. Шевченко. Перспективи модернізації бойових машин легкої вагової категорії // журнал “Наука і оборона”, № 2, 1999. стор.51-53
- I. Б. Чепков, В. К. Борохвостов, О. М. Рябець, I. В. Борохвостов. Технічне переоснащення Збройних Сил України: можливі варіанти й орієнтовна вартість // журнал “Наука і оборона”, № 1, 2015. стор.20-24
- Микола Федорків. Модернізована БМП-1: новий потужний двигун, підвищений бронезахист, бойовий модуль «Шквал» // “Народна армія” від 26 листопада 2015
- The Military Balance 2018. — P. 454.
Т-80
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Т-80 / “объект 219″Т-80Б / “объект 219Р”Т-80А / “объект 219А”Т-80БВ / “объект 219РВ”Т-80У / “объект 219АС”Т-80У(М) / “объект 219АС”Т-80УКТ-80УМ1 “Барс”
Основной танк. Разработка начата по постановлению СМ СССР от 16.04.1968 г. СКБ-2 ПО “Кировский завод” (г.Ленинград). Первоначальный проект – “объект 219сп1” – Т-64 с газотурбинным двигателем. Испытания опытных танков “объект 219” велись в 1972-1973 г.г. Опытно-войсковая эксплуатация батальона опытных танков “объект 219” проводилась в 1974-1975 г.г. в Прибалтийском ВО. По итогам испытаний и опытной эксплуатации установлено, что танк с газотурбинным двигателем обладает рядом преимуществ по сравнению с танками с дизельными двигателями (см.ниже Двигатель). Танк принят на вооружение постановлением СМ СССР от 06.07.1976 г. как основной танк Т-80 / “объект 219сп2”. Серийное производство первых модификаций велось на ПО “Кировский завод” (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ (вероятно, до 1992 г.) и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск). Разработка всех модификаций танка (кроме Т-80УК) – СКБ-2 ЛКЗ, модификация Т-80БК, Т-80УК и некоторые другие разработаны КБ ОЗТМ. На базе танка Т-80 в ХКБТМ (г.Харьков) создан танк с дизельным двигателем Т-80УД. Описание модификаций – в разделе Модификации (см. ниже).
Основной танк Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, 06.05.2007 г. (фото “One half 3544”, http://ru.wikipedia.org)Танки Т-80БВ 22-й армии, Подмосковье, зима 2009 г. (http://militaryphotos.net).
Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото – Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com).
Фото БМП-2
Похожие
статьи
Танк Т-90МС
Т-14 «Армата» – новейший российский боевой танк
БМП К-17 «ВПК-7829» на платформе «Бумеранг»
Т-84У «Оплот» – украинский основной боевой танк
Танк “Черный орел”
БМП Б-11 (Объект 695) на платформе «Курганец-25»
T-98 “Комбат” – Российский бронированный внедорожник для VIP
БТР Б-10 (Объект 693) на платформе «Курганец-25»
Немецкий танк Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6)
Израильский танк Меркава-4
БМД-4М с боевым модулем “Бахча-У”
Американский танк М1А2 “Абрамс”
БТР-4 «Буцефал» украинский бронетранспортер
БРДМ-2 – бронированная разведывательно-дозорная машина
ГАЗ-2330 «Тигр» – российский бронеавтомобиль
Т-10 – советский тяжелый танк
БМП-2 – боевая машина пехоты
Танк Т-80. Модификации
ИС-3 – советский тяжелый танк
Российский танк Т-90 “Владимир”
Танк Т-55
Танк вермахта Pz.Kpfw.V “Panther” (“Пантера”)
БМД-2 – боевая машина десантная
БТР-90 “Росток” ГАЗ-5923
K2 «Чёрная пантера» – южнокорейский танк
Бронетранспортер “БТР-80” ГАЗ-5903
Английский танк «Челленджер 2»
Американские БМП М2 «Брэдли» и БРМ М3
Танк Т-72 «Урал»
ИС-2 – тяжелый советский танк Великой Отечественной войны
БМП-3 – боевая машина пехоты
Т-62 – советский средний танк
БМД-1 – боевая машина десантная
ПТ-76 – легкий плавающий танк
Бронеавтомобиль Урал-63095 «Тайфун-У»
БТР-82А – модернизированный российский бронетранспортер
Французский танк «Леклерк»
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» – подвижные разведывательные пункты
БТР-Д – авиадесантный бронетранспортер
Т-44 – советский средний танк
БРДМ-1 – бронированная разведывательно-дозорная машина
Японский танк Тип 10
БТР-3 – украинский бронетранспортер
БТР-40 (А,Б) – бронетранспортер 1950-х годов
Т-64 – советский основной боевой танк
Немецкий танк PzKpfw III Ausf J (Т-3)
Первый советский танк МС-1 (Т-18)
C1 «Ариете» – итальянский танк
Германский танк PzKpfw IV Ausf F1 (Т-4)
Т-35 – пятибашенный тяжелый танк
Первый русский танк “Вездеход” Пороховщикова (1915 г.)
БТР-Т – тяжелый бронетранспортер
КВ-2 – советский тяжелый штурмовой танк
“Алтай” – турецкий танк
Бронетранспортер БТР-152
«Арджун» – индийский танк
РХМ-7 «Берлога» – машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
БМП-1 – боевая машина пехоты
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»
Китайский танк Тип 99
БА-11 – бронеавтомобиль СССР Второй мировой войны
ИС-7 – опытный тяжелый танк
Бронетранспортер БТР-60П (ПА)
«Дозор-Б» – украинский бронеавтомобиль
БРДМ-3 – бронированная разведывательно-дозорная машина
Т-54 – советский средний танк
Char B1-bis – французский танк Второй мировой войны
Р-149БМР «Кушетка-Б» – командно-штабная машина
БРМ-3К «Рысь» – боевая разведывательная машина
КВ-1 – советский тяжелый танк Второй мировой войны
КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) – российский бронеавтомобиль
Т-26 – легкий советский танк
“Царь-танк” капитана Лебеденко (1915 г.)
Mk.III “Валентайн” – британский танк Второй мировой войны
БМО-Т (Объект 564) – тяжелая боевая машина огнеметчиков
БА-10 – бронеавтомобиль Красной Армии
М4 “Шерман” – американский танк Второй мировой войны
БМД-3 – боевая машина десанта
Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)
Тип 95 “Ха-Го” – японский танк Второй мировой войны
Машины на базе
БМП-1КШ в музее в Тольятти
- БММ-1 — бронированная медицинская машина (медицинский транспортёр для розыска, сбора и вывоза раненых с поля боя или очагов массовых санитарных потерь, оказания раненым первой помощи)
- БММ-2 — бронированная медицинская машина (медицинский пункт подразделения для оказания первой и доврачебной помощи, эвакуации раненых)
- БММ-3 — бронированная медицинская машина (подвижная перевязочная для оказания раненым первой врачебной помощи по неотложным показателям и эвакуации раненых)
- БМП-1КШ — командно-штабная машина, не имеет вооружения, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, ТПУ Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.
БРМ-1К
- БРМ-1К — Боевая разведывательная машина
- БРЭМ-2 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
- Объект 680 — опытная боевая машина пехоты
- Объект 768 — опытная боевая машина пехоты
- ПРП-3 — подвижный разведывательный пункт
- ПРП-4М — подвижный разведывательный пункт
- ПРП-4МУ — подвижный разведывательный пункт
- БТЗ-3 — российский бронированный топливозаправщик
- РМ-Г — российская ремонтная гусеничная машина
- Жук — советская инженерная разведывательная машина
- ЛПМ-2 — белорусская лесопожарная машина
- Березина 1 — транспортная машина
- Березина 1М — транспортная машина
ShM vz.85 PRÁM-S. 2018 год
- Березина 1ТЛП — транспортёр-тягач
- Березина-2 — белорусская аварийно-транспортная машина
- BPzV — чехословацкая боевая машина разведки, созданная на основе BVP-1 и производящаяся в Детве в 1984—1987 годах.
- ShM vz.85 PRÁM-S — чехословацкий 120-мм самоходный миномёт, созданный на основе BVP-1 и производившийся в 1980—1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.
- OT-R5 — чехословацкий командный пункт BEČVA.
- OT-90 — чехословацкий бронетранспортёр на базе BVP-1, установлена башня от OT-64-2A, вооружённая 14,5-мм пулемётом КПВТ.
- MGC-14,5 — чешский бронетранспортёр, создан на базе BVP-1. С башни демонтирована ПУ 9М14М «Малютка», 73-мм пушка 2А28 «Гром» заменена на 14,5-мм пулемёт КПВТ. Обновлённая башня получила название MGC-14,5.
- MGC-M1 — MGC-14,5 с дополнительной пассивной (уровень защиты от мин 2, от снарядов 4 по STANAG 4569) и активной защитой, решетчатыми защитными экранам, динамической защитой ERA, или NXRA на башне.
- M89 — Румынская самоходная артиллерийская установка. Создана на шасси MLI-84, был полностью изменён корпус, установлена башня от САУ 2С1 «Гвоздика», вооружена 122-мм гаубицей Д-32.
На Рубцовском машиностроительном заводе на базе узлов и агрегатов БМП-1 разработаны и поставлены на серийное производство гусеничные машины для народного хозяйства:
- ГТ-ТМ — модернизированный гусеничный транспортёр-тягач;
- ГПЛ-520 — гусеничная путеремонтная летучка;
- изделие 521 — универсальное гусеничное шасси;
- ЛПА-521 — лесопожарный агрегат;
- МГШ-521М1 — многоцелевое гусеничное шасси;
- МГП-522 — машина гусеничная пассажирская;
- СКБМ-523 — специальная краново-бурильная машина;
- ПГБМ-528 — гусеничная буровая машина;
- МГТ-529 — машина транспортёр-тягач.
Технические характеристики БМП-2 образца 1980 года
- Годы производства – 1980-1990гг.
- Всего изготовлено – около 15000 шт. всех модификаций.
- Боевое применение – военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
- Экипаж – 3 человека, десант – 7 человек.
- Боевая масса – 14 т.
- Длина – 6,74 м, ширина – 3,15 м, высота – 2,1 м, клиренс – 420 мм.
- Вооружение: 30-мм пушка (боекомплект – 500 снарядов); четыре ПТРК “Фагот“/”Конкурс“; ПЗРК “Стрела-3″/гранатомет РМГ-7. 7,62-мм пулемет (боекомплект – 2000 патронов).
- Толщина брони – 6-26 мм.
- Двигатель дизельный, мощность – 300 л.с.
- Максимальная скорость движения по шоссе – 65 км/ч, на плаву – 7 км/ч.
- Запас хода по шоссе – 600 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка – 0,7 м, ров – 2,5 м.
Боевое применение БМП-2
Самое активное участие БМП-2 приняли в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, среди которых БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Участвовали в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).
Позднее машины приняли участие в конфликтах:
- в первой (1994-1996 гг.) и второй чеченской войне (1999-2009 гг.);
- в ходе гражданской войнына территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
- на территории Южной Осетии (2008год);
- в боях на юго-востоке Украины (с 2014 года);
- принимали участие в военных действиях в Анголе.
Также применялись в Иракской войне, где по некоторым данным от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя три танка «Абрамс». Используются сирийскими войсками в борьбе против боевиков.
В отличие от зарубежных аналогов, она имеет широкий спектр применения в разных боевых ситуациях, проста в эксплуатации. Уникальность строения машины дает возможность быстрой ее модернизации. Определенный интерес БМП вызывает на международном рынке вооружения. Несмотря на слабость в бронировании и другие некоторые недостатки, эта машина обладает большими перспективами дальнейшего развития.
Технические характеристики БМП-2 образца 1980 года
- Годы производства — 1980-1990гг.
- Всего изготовлено — около 15000 шт. всех модификаций.
- Боевое применение — военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
- Экипаж — 3 человека, десант — 7 человек.
- Боевая масса — 14 т.
- Длина — 6,74 м, ширина — 3,15 м, высота — 2,1 м, клиренс — 420 мм.
- Вооружение: 30-мм пушка (боекомплект — 500 снарядов); четыре ПТРК «Фагот«/»Конкурс«; ПЗРК «Стрела-3″/гранатомет РМГ-7. 7,62-мм пулемет (боекомплект — 2000 патронов).
- Толщина брони — 6-26 мм.
- Двигатель дизельный, мощность — 300 л.с.
- Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 600 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.
Построение контрольной мишени спаренного пулемета ПКТ
Инструмент и принадлежности: шит, насадка и диоптр (в ящике с ТХП-30 в десантном отделении над правой дверью), циркуль, черная краска, указка, контрольная мишень на 20 м.
Контрольная мишень строитоя для того, чтобы зафиксировать положение пулемета, приведенного к нормальному бою, и для проверки без стрельбы направления оси канала ствола пулемета относительно линии визирования прицела БПК-1-42 (в случае невозможности проведения пристрелки пулемета).
Для построения контрольной мишени необходимо:
– навести пушку в сторону щита, расположенного на расстоянии (20± 0,1) м от среза дульного тормоза пушки, при этом маховик подъемного механизма должен быть повернут на семь оборотов от жесткого упора угла снижения;
– снять с пулемета пламегаситель, элекроспуск и извлечь затворную раму; на место пламегасителя установить насадку с наклеенным перекрестием из нитей; в отверстие в ствольной коробке, совмещенное с осью канала ствола, вставить диоптр;
– не сбивая положения махвовика, закрепись на щите контрольную мишень (рис.34) для пушки так, что бы при наблюдении в ТХП-30 вставленную в ствол пушки, перекрестие ТХП-30 совпало с отметкой “2А42” на мишени и установочная линия на мишени была параллельна горизонтальной линии прицела;
– визируя через диоптр, отметить на контрольной мишени с помощью ручной указки точку визирования ПКТ; для большей точности построение повторить не менее трех раз;
– найти среднюю точку по трем замерам и считать ее заточку визирования;
– нанести на контрольную мишень круг согласно рис. 34;
– установить на пулемет затворную раму, элекроспуск и пламегаситель.
После построения контрольной мишени занести в отчетно-проверочную карточку координаты отметки “ПКТ”, расположение пробоин и СТП контрольной очереди на пристрелочной мишени.
Боевое применение
Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.
Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс. Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.
Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.
Дальше была Иракская война, Южная Осетия, Сирия и Украина.
Служба и боевое применение[править]
Афганская война (1979—1989)править
Широко применялись в войне в Афганистане (1979—1989). Первые машины поступили в 1982 году, был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника. Большее число потерь БМП-2 пришлось на эту войну.
Конфликты на постсоветском пространствеправить
- Война в Нагорном Карабахе
- Война в Абхазии (1992—1993)
- Гражданская война в Таджикистане
- Разгон Верховного Совета России — использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
- Первая чеченская война — основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты. В ходе штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота из трёх российских БМП-2 заняла рубежи на реке Нефтянке. В ходе боя разведрота уничтожила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым от миномётного огня.
- Вторая чеченская война
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались обеими сторонами. С российской стороны было потеряно 3 БМП, с грузинской 5 БМП.
- Вооружённый конфликт на востоке Украины – вооружённый конфликт на востоке Украины – по данным сайта Lostarmor за период с 2014 по 2016 год сторонами конфликта было потеряно: 278 ед. БМП-2 ВСУ, 35 ед. БМП-2 ВСН.
Ближний Восток и Африкаправить
Чеченский боевик возле подбитой у Рескома БМП-2 № 684, на башне погибший НШ 2 мсб 81 гв. Грозный, январь 1995 года.
- Война в Персидском заливе — применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
- Эфиопо-эритрейский конфликт
- Война в Анголе
- Иракская война — применялись армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка “Абрамс” Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
- Гражданская война и Политический кризис (2010—2011) в Кот-д’Ивуаре.
- Гражданская война в Сирии
- Гражданская война в Йемене (2014 – н.в.)
Приведение пулемета ПКТ к нормальному бою
Принадлежности: пристрелочная мишень, ТХП-7-195 (в групповом комплексе ЗИП), указка.
Приведение спаренного пулемета к нормальному бою имеет своей целью добиться такого положения пулемета в спаренной установке, чтобы при стрельбе маркой 6 прицела БПК-1-42 точка прицеливания СТП на дальности примерно 600 м совмещались. Приведение пулемета к нормальному бою (пристрелку) осуществляют в случае замены ствола пулемета или установки нового пулемета, а также при нарушении установки.
Перед стрельбой и после каждой очереди проверять выверку прицела с пушкой по контрольной мишени на 20 м. При сбивании прицела оправить выверку.
Установить машину на твердой горизонтальной площадке. Стрельбу производить при регуляторе, установленном в положение 2.
Для стрельбы использовать патроны одной партии с обыкновенной пулей (со стальным сердечником).
Для приведения ПКТ к нормальному бою необходимо:
– установить пристрелочную мишень (рис. 36) на расстоянии (100 ± 0,1) м от среза дульного тормоза пушки перпендикулярно плоскости стрельбы, при этом точка наводки пулемета должна быть расположена на высоте линии огня, а установочная горизонтальная линия на мишени – параллельна горизонтальным штрихам сетки прицела;
– поворотным и подъемным механизмами навести вершину прицельного угольника прицела БПК-1-42 в точку прицеливания “БПК-1-42” на мишени, предварительно совместив подвижной индекс шкалы ПКТ с маркой 6. Наводку производить слева направо и снизу вверх.
Рис. 36. Пристрелочная мишень для спаренного пулемёта.
– вставить в ствол пулемета трубку ТХП и проверить несовпадение ее оптической и механической осей (при повороте ТХП влево и вправо примерно на 90° перекрестие не должно смещаться от точки наводки более чем на 3,5′);
– проверить положение оси канала ствола относительно точки наводки пулемета на мишени. При необходимости произвести корректировку положения пулемета механизмом выверки;
– вынуть ТХП из ствола пулемета и зарядить пулемет; произвести осадочную очередь от восьми до десяти выстрелов короткими очередями (по 3-5);
– тщательно и однообразно наводя вершину прицельного угольника в точку прицеливания на мишени, произвести пристрелочную очередь в десять выстрелов. По десяти пробоинам определить СТП и ее положение относительно контрольной точки (координаты аив);
– если СТП будет находиться вне круга диаметром 6 см (с центром в контрольной точке) на мишени, необходимо перенести точку наводки по координатам аи в, взятыми с обратными знаками. Механизмом выверки выполнить корректировку положения пулемета по новой точке наводки пулемета и произвести пристрелочную очередь;
– если СТП очереди будет находиться в круге диаметром 6 см и если не менее восьми пробоин будет находиться в накладной рамке с размерами 14×16 см (расположение рамки на мишени произвольное), произвести контрольную очередь в десять выстрелов. Перед контрольной очередью болты механизмов выверки должны быть зашплинтованы проволокой;
– бой пулемета считается нормальным, если СТП контрольной очереди вмещается в прямоугольник 11×13 см (рис.36) и если не менее восьми пробоин находятся в накладной рамке 14×16 см (расположение рамки на мишени произвольное); если результаты стрельбы не удовлетворяют указанным требованиям, стрельбу очередями по десять выстрелов продолжить до выполнения требований, предъявляемых к пристрелочной и контрольной очередям, изменяя положение пулемета в установке;
– если указанным требованиям не удовлетворяет только кучность боя контрольной очереди, необходимо после охлаждения ПКТ произвести две очереди по десять выстрелов, при этом положение СТП и кучность этих очередей должны удовлетворять требованиям;
– если перед контрольной очередью СТП пристрелочной очереди получена в круге диаметром 6 см при неполностью затянутых болтах механизма выверки и гайках передней стойки, эта очередь считается незачетной и отстреливается повторно при полностью затянутых болтах механизма выверки и гайках передней стойки;
– при неудовлетворительной кучности боя необходимо пулемет и его установку осмотреть и, устранив обнаруженные неисправности, повторись стрельбу. При повторном неудовлетворительном результате стрельбы в отношении кучности боя пулемет и его установку отправить в мастерскую для выявления причин, вызывающих большое рассеивание.
Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Советские бронетранспортеры
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
БТР-152. СССР.1947–1952 гг.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.
БТР-50. СССР. 1954–1970 гг
БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.
БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.
Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время
БТР США
Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.
Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).
Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг